Способ определения распределения скорости звука



Способ определения распределения скорости звука
Способ определения распределения скорости звука
Способ определения распределения скорости звука
Способ определения распределения скорости звука

Владельцы патента RU 2736231:

Акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (RU)

Заявляемое изобретение относится к области гидроакустики, в частности к способам измерения скорости звука. Способ определения распределения скорости звука заключается в перемещении автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) в водной среде по программной траектории, периодическом измерении скорости звука, вычислении координаты АНПА в процессе перемещения и периодической передаче на пост управления накопленной АНПА информации. При этом для определения распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча программную траекторию АНПА формируют по направлению зондирования гидролокатора (ГЛ), с помощью ГЛ осуществляют непрерывное гидролокационное наблюдение за перемещением АНПА, по изменению эхо-сигнала от АНПА производят коррекцию траектории движения, удерживая АНПА в пределах сектора обзора ГЛ, при этом передача на пост управления накопленной АНПА информации, ввод в АНПА команд управления для коррекции траектории движения осуществляют с использованием гидроакустического канала связи при нахождении АНПА в подводном положении. Технический результат реализации изобретения заключается в оперативном определении распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча, в том числе в условиях арктических морей. 4 ил.

 

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для определения расстояния от антенны гидролокатора (ГЛ), предназначенного для обнаружения и сопровождения подводных объектов, например, подводных нарушителей, до обнаруженного объекта.

Расстояние до подводного объекта, находящегося в слоисто-неоднородной среде, вычисляется по времени запаздывания эхо-сигнала относительно момента излучения и средней скорости звука. Под средней скоростью звука понимается среднее значение скорости звука вдоль траектории акустического луча в пределах сектора обзора ГЛ на участке между антенной ГЛ и подводным объектом.

Для определения фактической средней скорости звука необходимо получить исходную информацию о существующем в данное время и в данном месте пространственном распределении скорости звука.

В настоящее время определение пространственной структуры поля скорости звука заключается в проведении совокупности измерений скорости звука по глубине в нескольких контрольных точках с последующим вычислением скорости звука в любой произвольной точке путем интерполяции результатов измерений. Количество контрольных точек подчинено задаче достижения возможно большей синхронности измерений по всему району предстоящих работ. Измерения проводятся с борта надводного судна и заключаются в погружении датчика скорости звука, обладающего отрицательной плавучестью.

Очевидно, что рассчитанная по таким данным средняя скорость звука, особенно для района работ, охватывающего мелководный шельфовый и глубоководный участки, может иметь погрешность больше допустимой, что обусловлено разностью гидрологических условий. Таким образом, поиск способов определения распределения скорости звука, обеспечивающих вычисление средней скорости звука, а соответственно и расстояния до подводного объекта, с допустимыми погрешностями, является важной задачей.

Известен способ определения распределения скорости звука, основанный на использовании явлений рассеяния звука в слоисто-неоднородной среде и отражения звука от дискретных рассеивателей, образующих звукорассеивающие слои (Комляков В.А. Корабельные средства измерения скорости звука и моделирования акустических полей в океане. - СПб.: Наука, 2003 г., стр. 104-107).

Этот способ предполагает узконаправленное излучение, прием рассеянных или отраженных сигналов антенной с узкой характеристикой направленности (ХН), сканируемой в вертикальной плоскости, или статическим веером узких ХН и определение значений скорости звука в областях пересечения соответствующих ХН по измеренным значениям скорости звука на горизонте излучения, временам запаздывания принятых сигналов относительно моментов излучения, углам наклона ХН и известному расстоянию между излучающей и приемной антеннами.

Недостатком данного способа является низкая надежность, обусловленная зависимостью результата определения от наличия неоднородных слоев или естественных рассеивателей в каждом из объемов жидкой среды, ограниченных ХН источника и приемника звуковых колебаний.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по своему назначению, технической сущности и достигаемым результатам является способ определения распределения скорости звука с использованием океанологического сверхлегкого автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) (адреса сайтов в интернете http://www.valeport.co.uk и http://www.ecoSUB.uk).

Этот способ выполняется посредством системы, содержащей АНПА и пост управления, и предполагает перемещение АНПА в водной среде по программной траектории, периодическое измерение скорости звука, вычисление координат АНПА в процессе перемещения и передачу на пост управления накопленной АНПА информации с использованием радиоканала связи при нахождении АНПА в надводном положении, при этом программная траектория состоит из прямолинейных участков в заданном диапазоне глубин и напоминает зигзаг.

Способ-прототип обеспечивает возможность определения распределения скорости звука в заданном районе. Тем не менее, в задачах гидролокации он недостаточно эффективен, поскольку не позволяет оперативно определять распределение скорости звука вдоль траектории акустического луча. К недостаткам способа-прототипа также следует отнести необходимость периодического всплытия АНПА на открытой воде для информационного обмена, что в замерзающих морях практически не возможно.

Задача изобретения состоит в обеспечении вычисления средней скорости звука.

Технический результат реализации изобретения заключается в оперативном определении распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча, в том числе в условиях арктических морей.

Для достижения технического результата в известный способ, в котором перемещают АНПА в водной среде по программной траектории, периодически измеряют скорость звука и вычисляют координаты АНПА в процессе перемещения, передают на пост управления накопленную АНПА информацию, введены новые признаки, а именно:

- для определения распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча программную траекторию АНПА формируют по направлению зондирования ГЛ;

- с помощью ГЛ осуществляют непрерывное гидролокационное наблюдение за перемещением АНПА;

- по изменению эхо-сигнала от АНПА производят коррекцию траектории движения, удерживая АНПА в пределах сектора обзора ГЛ;

- при этом передача на пост управления накопленной АНПА информации, ввод в АНПА команд управления для коррекции траектории движения осуществляют с использованием гидроакустического канала связи при нахождении АНПА в подводном положении.

Использование гидролокационного наблюдения с возможностью изменения траектории АНПА при изменении траектории акустического луча позволяет оперативно определять распределение скорости звука вдоль траектории акустического луча, а применение гидроакустического канала связи обеспечивает передачу накопленной АНПА информации и команд управления без периодического всплытия АНПА, что актуально в условиях арктических морей.

Заявляемое изобретение поясняется фиг. 1-4.

На фиг. 1 изображена функциональная схема системы, реализующей заявляемое изобретение.

На фиг. 2 изображена общая схема реализации заявляемого изобретения с постом управления и постом наблюдения, размещенными совместно на подвижном плавсредстве - надводном судне, где 12 - надводное судно, 14 - программная траектория, 15 - гидроакустический канал связи, 16 - сектор обзора, 17 - фактическая траектория.

На фиг. 3 изображена общая схема реализации заявляемого изобретения с постом управления и постом наблюдения, размещенными совместно на неподвижном плавсредстве - морском гидротехническом сооружении 13.

На фиг. 4 изображен акустический луч в локальной системе координат (ЛСК) XYZ с центром в точке расположения антенны ГЛ, где 18 - акустический луч, R1…Ri - длины участков траектории акустического луча, в которых скорость звука постоянна (в пределах допустимой ошибки измерений).

Система (фиг. 1), реализующая заявляемое изобретение, содержит АНПА 1, пост 2 управления и пост 3 наблюдения, при этом АНПА 1 оборудован датчиком 4 скорости звука (ДСЗ), бортовой автономной навигационной системой (БАНС) 5, информационно-вычислительным устройством (ИВУ) 6 и первой системой 7 гидроакустической связи (СГС), пост 2 управления оборудован первым пультом 8 управления (ПУ) и второй СГС 9, пост 3 наблюдения оборудован вторым ПУ 10 и ГЛ 11, при этом пост 2 управления и пост 3 наблюдения могут совместно размещаться как на подвижном плавсредстве, например, надводном судне 12 (фиг. 2), так и на неподвижном плавсредстве, например, морском гидротехническом сооружении 13 (фиг. 3).

Заявляемое изобретение осуществляется с помощью системы (фиг. 1) следующим образом.

Производится зарядка аккумуляторной батареи АНПА 1. Используя первый ПУ 8 составляется программа-задание, включающая программную траекторию 14 (фиг. 2, 3), и вводится в АНПА 1. Программная траектория 14 формируется по направлению зондирования ГЛ 11.

После проверки функционирования систем АНПА 1 переводится в водную среду. С помощью БАНС 5 осуществляется обсервация АНПА 1 перед погружением в ЛСК (фиг. 4), выход АНПА 1 на программную траекторию 14 и движение по ней.

Одновременно с этим с помощью ГЛ 11 и второго ПУ 10 осуществляется непрерывное автоматизированное гидролокационное наблюдение за перемещением АНПА 1. По изменению эхо-сигнала от АНПА 1, с помощью первого ПУ 8, первой СГС 7 и второй СГС 9 осуществляется формирование и ввод в АНПА 1 по гидроакустическому каналу 15 связи команд управления, обеспечивающих коррекцию программной траектории 14 с целью удержания АНПА 1 в пределах сектора 16 обзора ГЛ 11 и обеспечения требуемого значения эхо-сигнала от АНПА 1.

Перемещаясь в пределах сектора 16 обзора ГЛ 11 и используя ДСЗ 4, БАНС 5 и ИВУ 6, АНПА 1 производит периодическое измерение скорости звука и вычисление координат АНПА 1 в ЛСК. Полученные результаты регистрируются в памяти ИВУ 6 и периодически по гидроакустическому каналу 15 связи, с использованием первой СГС 7 и второй СГС 9, пересылаются на первый ПУ 8, а затем передаются на второй ПУ 10, где осуществляется определение распределения скорости звука вдоль фактической траектории 17 АНПА 1, повторяющей траекторию акустического луча 18, в виде трехмерного массива - матрицы с элементами C(x, y, z). Индексы матрицы задают положение точки в водной среде в ЛСК, а значение соответствующего элемента матрицы задает измеренное значение скорости звука в этой точке.

Кроме того, во втором ПУ 10 может осуществляться определение участков траектории акустического луча 18, в которых скорость звука постоянна, и вычисление средней скорости звука по формуле

где Ci - скорость звука на i-ом участке акустического луча 18, м/с; Ri - длина i-го участка траектории акустического луча 18 с постоянной скоростью звука, м.

По окончании работы АНПА 1 в соответствии с программой-заданием возвращается в заданную точку и извлекается из водной среды.

Затем производится техническое обслуживание АНПА 1, включая зарядку аккумуляторной батареи и ввод очередной программы-задания, при необходимости.

Следует отметить, что при совместном размещении поста 2 управления и поста 3 наблюдения на подвижном плавсредстве, например, надводном судне 12, работа АНПА 1 происходит в дрейфе.

Кроме того, АНПА 1 движется равномерно с небольшой скоростью, что позволяет выполнить большое число измерений скорости звука вдоль траектории акустического луча 18 для обеспечения вычисления средней скорости звука с допустимой погрешностью.

Таким образом, заявляемое изобретение обеспечивает оперативное определение распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча. Введение в систему поста наблюдения, первой и второй СГС позволяет решить поставленную задачу в условиях арктических морей без всплытия АНПА, и это позволяет считать, что технический результат достигнут.

Способ определения распределения скорости звука, в котором перемещают автономный необитаемый подводный аппарата (АНПА) в водной среде по программной траектории, периодически измеряют скорость звука, вычисляют координаты АНПА в процессе перемещения и периодически передают на пост управления накопленную АНПА информацию, отличающийся тем, что для определения распределения скорости звука вдоль траектории акустического луча программную траекторию АНПА формируют по направлению зондирования гидролокатора (ГЛ), с помощью ГЛ осуществляют непрерывное гидролокационное наблюдение за перемещением АНПА, по изменению эхо-сигнала от АНПА производят коррекцию траектории движения, удерживая АНПА в пределах сектора обзора ГЛ, при этом передача на пост управления накопленной АНПА информации, ввод в АНПА команд управления для коррекции траектории движения осуществляют с использованием гидроакустического канала связи при нахождении АНПА в подводном положении.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для отображения результатов обработки сигналов шумоизлучения и распознавания гидроакустических объектов.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в качестве гидроакустического вооружения подводных лодок (ПЛ), а также при исследовании Мирового океана.

Изобретение относится к области акустики, в частности к способам определения координат источника звука в трёхмерном пространстве. Техническим результатом является повышение точности и сокращение времени определения координат источника звука.

Изобретение относится к области акустики, в частности к способам определения координат источника звука в трёхмерном пространстве. Техническим результатом является повышение точности и сокращение времени определения координат источника звука.

Изобретение относится к области акустики, в частности к способам определения координат источника звука в трёхмерном пространстве. Техническим результатом является повышение точности и сокращение времени определения координат источника звука.

Настоящее изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для отображения результатов обработки сигналов шумоизлучения и распознавания гидроакустических объектов.Техническим результатом изобретения является отображение на индикаторе спектров сигналов шумоизлучения реальных объектов, которые имеют детерминированную составляющую, и исключение отображения спектров случайных источников шумоизлучения путем увеличения отношения сигнал/помеха.

Заявляемое изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для навигации подводных морских аппаратов (ПА) без всплытия. Целью заявляемого способа является облегчение определения положения подводного аппарата при помощи измерения разности прихода сверток сигналов базовых радионавигационных станций (РНС) и определения глубины его положения.

Заявляемое изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для навигации подводных морских аппаратов (ПА) без всплытия. Целью заявляемого способа является облегчение определения положения подводного аппарата при помощи измерения разности прихода сверток сигналов базовых радионавигационных станций (РНС) и определения глубины его положения.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для отождествления объектов, обнаруженных разными гидроакустическими системами, находящимися на общем носителе, антенны которых разнесены в пространстве.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для определения дистанции до шумящего в море объекта. Исследуют шумовой гидроакустический сигнал морского объекта, сопоставляя его с прогнозным сигналом, сформированным для совокупности предполагаемых дистанций до объекта, путем определения коэффициента корреляции.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для построения систем автоматического обнаружения эхосигналов, принятых гидролокатором на фоне шумовой и реверберационной помехи, измерения параметров объекта и его классификации при использовании псевдошумовых сигналов.
Наверх