Якорь

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции якоря. Предложен якорь, который содержит веретено, состоящее из стержня и трубы, установленной на стержень с возможностью ограниченного перемещения и фиксации на стержне, ось, установленную на конце трубы с возможностью вращения, лапы, жестко закрепленные на оси, ограничитель поворота оси, установленный напротив стержня и взаимодействующий с концом стержня посредством паза, выполненного в ограничителе поворота, кольцо для фала. На оси в вырезе каждой лапы или с боку лапы с возможностью ограниченного поворота в обе стороны от плоскости лапы установлена вспомогательная лапа меньших размеров. Технический результат заключается в упрощении изготовления якоря, повышении надежности в эксплуатации, так как в начале движения якоря по дну задняя часть якоря за счет разворота вспомогательных лап поднимается на их высоту над поверхностью дна и увеличивает угол врезания лап в грунт, вспомогательные лапы придают якорю большую устойчивость на грунте и увеличивают удерживающую силу якоря на твердом каменистом дне. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к оборудованию для постановки на якорь и предназначено преимущественно для маломерных судов.

Известен якорь (патент ЕР 3094550 (А1) - 2016-11-23, кл. В63В 21/24: В63В 21/40), содержащий веретено, лапу, установленную на веретене посредством оси с возможностью ограниченного фиксируемого поворота лапы относительно веретена за счет системы рычагов связывающих веретено с лапой при помощи буйрепа, в случае зацепа.

Основным недостатком якоря является, сложность его конструкции и обязательное присутствие буйрепа посредством, которого происходит разворот лапы.

Известен якорь, выбранный в качестве прототипа (патент ЕР 1611004 (А1) - 2006 01-04, кл. В63В 21/46), содержащий веретено, состоящее из стержня и трубы, установленной на стержень с возможностью ограниченного перемещения по стержню и фиксации на стержне, ось, установленную на конце трубы с возможностью вращения, лап, закрепленные на оси, ограничитель поворота оси, установленный на оси напротив стержня и взаимодействующий с концом стержня посредством паза, выполненного в теле ограничителя поворота, кольцо для фала.

Недостатками якоря является сложность конструкции и большое количество деталей. Известный якорь имеет сложную автоматику блокировки лап в рабочем положении и разблокировки лап в случае перегрузки при зацепе. Плохое сцепление с каменистым и плотным грунтом.

Целью заявляемого якоря является упрощение конструкции за счет уменьшения количества деталей и подвижных узлов и повышение надежности работы на каменистом и плотном грунте за счет установки вспомогательных лап.

Указанная цель достигается тем, что якорь содержит веретено, состоящее из стержня и трубы, установленной на стержень с возможностью ограниченного перемещения по стержню и фиксации на стержне, ось, установленную на конце трубы с возможностью вращения, лапы, жестко закрепленные на оси, ограничитель поворота оси, установленный на оси напротив стержня и взаимодействующий с концом стержня посредством паза, выполненного в теле ограничителя поворота, кольцо для фала.

На оси в вырезе каждой лапы, или с боку лапы с возможностью ограниченного поворота в обе стороны от плоскости лапы установлена вспомогательная лапа меньших размеров.

Фиксатор установлен на стержне между трубой и кольцом для фала с возможностью перемещения по стержню и фиксации на стержне, или ограничитель с крючком, жестко установленные на стержне, при этом труба и фиксатор соединены между собой разрывающейся стяжкой.

Фиксатор выполнен в виде втулки со стопорным винтом, установленным в ее боковой поверхности.

Паз в ограничителе поворота оси выполнен двухступенчатым, взаимодействующим с концом стержня разными ступенями в зависимости от положения стержня в трубе, при этом ограничитель перемещения трубы по стержню установлен на конце стержня, а на втором конце стержня установлено кольцо для крепления фала.

Вспомогательная лапа выполнена в виде прямоугольной трапеции, закрепленной короткой стороной на втулке с пазом, выполненным на ее конце, взаимодействующим с лапой и ограничивающим поворот вспомогательной лапы относительно основной лапы, при этом передняя кромка якоря выполнена зубчатой, а пята утолщенной.

Ось якоря состоит из трубы и стержня большей длины, установленного в трубу с возможностью вращения, лапы жестко закреплены на концах трубы, а вспомогательные лапы жестко закреплены на концах стержня, при этом хотя бы на одном конце трубы выполнен паз, ограничивающий вращение вспомогательных лап относительно лап якоря.

Заявляемый якорь в сравнении с прототипом обладает более высокими эксплуатационными характеристиками и значительно проще по конструкции. Вспомогательные лапы позволяют якорю более быстро врезаться в грунт, повышают устойчивость и надежность его работы на каменистом и плотном грунте за счет более тупого угла наклона лап к грунту, и повышают удерживающую силу якоря.

На фиг. 1 чертежа изображен якорь сбоку в разрезе в начале работы.

На фиг. 2 - вид сбоку в момент работы.

На фиг. 3 - вид якоря сверху с вспомогательными лапами, установленными на оси независимо друг от друга.

На фиг. 4- вид якоря сверху с вспомогательными лапами, жестко закрепленными на оси.

Якорь содержит веретено 1, состоящее из стержня 2 и трубы 3, установленной на стержень 2 с возможностью ограниченного перемещения и фиксации, ось 4, установленную на конце трубы 3 с возможностью вращения, лапы 5, жестко закрепленные на оси 4, ограничитель 6 поворота оси 4, установленный на оси 4 напротив стержня 2 и взаимодействующий с концом стержня 2 посредством паза 7, выполненного в ограничителе 6 поворота, кольцо 8 для фала. На оси 4 в вырезе 9 каждой лапы 5, или с боку лапы 5 с возможностью ограниченного поворота в обе стороны от плоскости лапы 5 установлена вспомогательная лапа 10 меньших размеров.

Фиксатор 11 установлен на стержне 2 между трубой 3 и кольцом 8 с возможностью перемещения и фиксации на стержне 2, или ограничитель с крючком, жестко закрепленный на стержне, при этом труба 3 и фиксатор 11 соединены между собой посредством крючков 12,13 разрывающейся стяжкой14.

Фиксатор 11 выполнен в виде втулки со стопорным винтом 15, установленным в боковой поверхности втулки.

Паз 7 в ограничителе 6 поворота оси 4 выполнен в виде двух ступеней и взаимодействует с концом стержня 2 разными боковыми поверхностями, в зависимости от положения стержня 2 в трубе 3, при этом ограничитель 16 перемещения трубы 3 по стержню 2 выполнен на конце стержня 2, а на втором конце стержня 2 установлено кольцо 8 для крепления фала.

Вспомогательная лапа 10 выполнена в виде прямоугольной трапеции, закрепленной короткой стороной на втулке 17, при этом пята 18 лапы 10 имеет утолщение 19, а передняя кромка 20 вспомогательной лапы 10 имеет зубчатую форму. На конце втулки 17 выполнен паз 21, посредством которого ограничивается поворот вспомогательной лапы 10 относительно лапы 5,

Ось 4 якоря состоит из трубы 22 и стержня 23 большей длины, установленного в трубу с возможностью вращения, лапы 5 закреплены жестко на концах трубы 22, а вспомогательные лапы 10 жестко закреплены на концах стержня 23. При этом хотя бы на одном конце трубы 22 выполнен паз 24, ограничивающий вращение вспомогательных лап 10 относительно лап 5 якоря.

При хранении якорь находится в компактном состоянии, все лапы расположены вдоль веретена и зафиксированы. При этом труба 3 и фиксатор 11 максимально перемещены по стержню 2 в направлении кольца 8 и зафиксированы в этом положении стопорным винтом 15 на стержне 2, а конец стержня 1 вошел в паз 7, соответствующий по ширине толщине конца стержня 2, первой ступени ограничителя 6 поворота. Для приведения якоря в такое состояние необходимо поставить якорь вертикально на конец стержня 2 с кольцом 8, отпустить стопорный винт 15, надавить на якорь сверху, труба 3 переместится по стержню 2 и лапы 5 зафиксируются. После фиксации необходимо снова затянуть стопорный винт 15.

Для приведения якоря в рабочее положение необходимо открутить частично стопорный винт 15 и переместить трубу 3 по стержню 2 к лапам 5 до совмещения задней кромки 25 фиксатора 11 с поперечной риской 26 на стержне 2 и затянуть стопорный винт 15. При этом конец винта войдет в углублени27, стержне 2, а конец стержня 2 совместится со второй ступенью паза 7 ограничителя поворота 6 и лапы 5 смогут отклоняться на заданный рабочий угол в обе стороны от веретена.

Для постановки судна на якорь необходимо пустить якорь на дно и вытравить фал

Так, чтобы угол наклона фала к поверхности воды был менее 30 градусов и закрепить его на борту. После этого под воздействием течения, или ветра якорь начинает ползти по грунту, при этом возникает сила реакции грунта на якорь (см. фиг. 1). Так как сила веса якоря приближена к его задней части, то и сила реакции R самая большая действует на пяту лапы в районе сцепления лапы с грунтом, а ось лапы находится выше грунта, создается вращательный момент стремящийся повернуть лапы вокруг оси. Угол наклона к грунту вспомогательной лапы 10 больше угла наклона основной 5 лапы, поэтому она быстрее начинает врезаться в грунт. После того как вспомогательная лапа 10 затормозилась в грунте начинается поворот лапы 10 вокруг оси 4 (см. фиг. 2). В связи с тем, что обе вспомогательные лапы 10 жестко закреплены на одном стержне 23, то синхронно поворачивается и вторая вспомогательная лапа 10. Ось 4 поднимается на высоту вспомогательной лапы 10, увеличивается угол наклона основной лапы5 к грунту. Лапа 5 начинает врезаться в грунт и разворачивается вокруг оси 4 до заданного предельного угла. Так как обе лапы жестко соединены одной общей трубой 22, то их можно рассматривать как одну лапу.

Такое сочетание лап 5 и вспомогательных лап 10 даже при малом весе якоря дает хорошую удерживающую силу на всех типах грунта.

В случае зацепа якоря необходимо потянуть за фал с большим усилием. При этом произойдет разрыв предохранительной стяжки 14, труба 3 переместится по стержню 2 в сторону лап 5, конец стержня 2 выйдет из соединения с ограничителем 6 поворота лап 5, лапы развернутся в обратную сторону и освободятся от зацепа.

Для приведения якоря снова в рабочее состояние необходимо переместить трубу 3 к фиксатору 11 и установить новую стяжку 14.

Основным преимуществом заявляемого якоря в сравнении с прототипом является простота конструкции и надежная работа на всех типах грунтов.

Заявляемое изобретение обладает существенными отличиями, так как заявителю не известны технические решения, которые бы содержали признаки сходные с признаками заявляемого изобретения.

1. Якорь, содержащий веретено, состоящее из стержня и трубы, установленной на стержень с возможностью ограниченного перемещения по стержню и фиксации на стержне, ось, установленную на конце трубы с возможностью вращения, лапы, жестко закрепленные на оси, ограничитель поворота оси, установленный на оси напротив стержня и взаимодействующий с концом стержня посредством паза, выполненного в теле ограничителя поворота, кольцо для фала, отличающийся тем, что на оси в вырезе каждой лапы или с боку лапы с возможностью ограниченного поворота в обе стороны от плоскости лапы установлена вспомогательная лапа меньших размеров.

2. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что фиксатор установлен на стержне между трубой и кольцом с возможностью перемещения и фиксации на стержне, при этом труба и фиксатор соединены между собой разрывающейся стяжкой.

3. Якорь по п. 2, отличающийся тем, что фиксатор выполнен в виде втулки со стопорным винтом в его боковой поверхности.

4. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что паз в ограничителе поворота оси выполнен двухступенчатым, взаимодействующим с концом стержня разными ступенями в зависимости от положения стержня в трубе, при этом ограничитель перемещения трубы по стержню выполнен на конце стержня, а на втором конце стержня установлено кольцо для крепления фала.

5. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что каждая вспомогательная лапа выполнена в виде прямоугольной трапеции, закрепленной короткой стороной на втулке с выполненным пазом на конце, ограничивающим поворот относительно лапы, при этом передняя кромка вспомогательной лапы выполнена зубчатой, а пята - утолщенной.

6. Якорь по п. 1, отличающийся тем, что ось якоря состоит из трубы и стержня большей длины, установленного внутри трубы с возможностью вращения, лапы якоря жестко закреплены на концах трубы, а вспомогательные лапы жестко закреплены на концах стержня, при этом хотя бы на одном конце трубы выполнен паз, ограничивающий вращение вспомогательных лап относительно лап якоря.



 

Похожие патенты:

Якорь // 1836249

Якорь // 1373623

Якорь // 1291487
Изобретение относится к судостроению , а именно к якорям. .

Якорь // 1065287

Якорь // 1049336

Якорь // 994331

Якорь // 740595
Наверх