Мобильная антенная установка

Изобретение относится к антенной технике, в частности к мобильным антенным установкам. Технический результат заключается в повышении эксплуатационных характеристик мобильной антенной установки. Мобильная антенная установка содержит самоходное шасси с опорной рамой, первый гидравлический привод, включающий передние, задние и средние гидродомкраты, установленные на шасси с возможностью контактирования с грунтом, и систему управления. На опорной раме установлены съемный пост управления и универсальный антенный пост, каждый из которых представляет собой законченный транспортабельный модуль полной заводской готовности, которые соединены между собой электрически и с помощью оптической линии связи. Антенный пост включает разъемно закрепленное на опорной раме шасси опорно-поворотное устройство (ОПУ) с электроприводом вращения, содержащим мотор-колесо. На поворотной части ОПУ с возможностью вращения в горизонтальной плоскости смонтирован аппаратный контейнер, конструктивно совмещенный с антенной системой, включающей по меньшей мере одну фазированную антенную решетку (ФАР) и облучатель. При этом ФАР с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована на крыше аппаратного контейнера и связана с корпусом последнего с помощью гидроцилиндров ее поворота. 13 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к антенной технике, в частности, к мобильным антенным установкам (АУ) с подъемным элементом.

Известна мобильная антенная установка по патенту RU 2115977 C1 (H01Q 1/08, 1998). Известная мобильная АУ содержит контейнер с аппаратурой, конструктивно совмещенный с антенной системой, которая представляет собой фазированную антенную решетку (ФАР), установленную на подъемной мачте, шарнирно смонтированной на упомянутом контейнере. Подъемная мачта снабжена гидроцилиндром поворота и устройствами фиксации последней в развернутом и транспортировочном положениях. Контейнер снабжен выносными поворачивающимися опорами, устанавливаемыми с возможностью контактирования с грунтом, и выполнен с возможностью размещения на автотранспортном средстве. Выносные поворачивающиеся опоры смонтированы на корпусе контейнера с возможностью размещения в транспортировочном положении вдоль контейнера в пределах его бокового габарита. Антенна выполнена в виде двух шарнирно закрепленных на подъемной мачте панелей и снабжена органом развертывания-складывания панелей. Контейнер включает отсек, который выполнен с возможностью размещения в нем подъемной мачты с антенной в транспортировочном положении. При этом панели снабжены центрирующими элементами, установленными с возможностью взаимодействия с боковыми стенками упомянутого отсека контейнера. При развертывании АУ ее горизонтируют при помощи гидравлического привода вывешивания и горизонтирования. Известное устройство обеспечивает возможность создания компактной мобильной АУ, обеспечивающей возможность ее достаточно быстрого развертывания-свертывания при передислокации. По существу, известная АУ представляет собой безлюдный антенный пост.

Однако известная АУ не снабжена средствами для ее самостоятельного передвижения. Для ее перевозки требуется автотранспортное средство, например, полуприцеп.

Также известна мобильная антенная установка по патенту RU 2200359 (H01Q 1/10, 2003). Известная мобильная АУ содержит основание, имеющее возможность установки на транспортном средстве, передние и задние опорные домкраты для горизонтирования установки, мачту, предназначенную для монтажа антенны, привод поворота мачты в рабочее или транспортировочное положение, а также механизмы фиксации мачты в вертикальном положении и поворота антенны. Установка снабжена рамой, установленной на основании. Мачта выполнена телескопической и в транспортировочном положении расположена на раме. Нижняя секция мачты посредством оси соединена с основанием. На верхней секции мачты с возможностью поворота смонтирована дополнительная рама, на которой с возможностью углового поворота относительно последней смонтирован фланец. На фланце с возможностью поворота смонтировано кольцо, предназначенное для крепления антенны. Задние домкраты могут быть смонтированы на балансире, установленном с возможностью поворота на раме. Мачта может иметь коробчатое сечение. Привод выдвижения мачты выполнен в виде каната, кинематически связанного с мотор-редуктором. Шкивы и мотор-редуктор расположены на нижней секции мачты. Механизм фиксации мачты в вертикальном положении выполнен в виде клиньев, кинематически связанных с их приводами перемещения и имеющих возможность установки между основанием и нижним срезом мачты. Секции в выдвинутом положении мачты фиксируются.

Однако известная АУ имеет ограниченную область использования.

Известна мобильная АУ с фазированной антенной решеткой (ФАР) по патенту RU 2276821 C1 (H01Q 1/32, 2006). Известная АУ содержит транспортное средство с платформой, выносные опоры с домкратами, основание, опорно-поворотное устройство (ОПУ) с приводом вращения, антенну, состоящую из панелей, механизмы складывания панелей, механизмы подъема-опускания антенны и защитный кожух. Антенна выполнена из трех вертикальных панелей. Центральная панель жестко закреплена на силовом стволе, в котором размещена аппаратура, а боковые панели шарнирно связаны с ней. В транспортировочном положении антенна опущена центральной панелью на платформу транспортного средства, боковые панели сложены вокруг силового ствола, образуя в сечении трапецию с центральной панелью в ее большом основании, и снаружи закрыты створками защитного кожуха, которые опираются в верхней части на силовой ствол и фиксируются замками, а в рабочем режиме АУ - откинуты в стороны до горизонтального положения. Известное устройство обеспечивает достижение максимально возможного горизонтального размера антенны с ФАР и при этом вписывается в габарит погрузки.

Однако в известной мобильной АУ антенна постоянно закреплена на платформе транспортного средства (например, полуприцепе ЧМЗАП-93867). При этом в конструкции АУ отсутствует контейнер для аппаратуры, т.е. АУ предполагает наличие отдельного транспортного средства для аппаратного поста, что усложняет обслуживание и удорожает АУ.

Известен командный пункт управления и связи по патенту RU 2341758 C1 (F41H 13/00, 2008), содержащий самоходное шасси и расположенный на нем боевой пост управления (БПУ). БПУ выполнен в виде фургона и разделен на три отсека. Задний отсек снабжен передней и задней крышками, шарнирно установленными соответственно на крыше БПУ и задней стенке отсека, и в нем размещена мачта с антенной РЛС и устройство ее подъема (выдвижения за пределы отсека), выполненное в виде шарнирного параллелограмма и гидроцилиндра. Шарнирный параллелограмм образован мачтой антенны, нижними сдвоенными рычагами и верхним рычагом, одни концы которых шарнирно прикреплены к мачте антенны, а другие шарнирно закреплены на передней стенке заднего отсека. Шток гидроцилиндра шарнирно закреплен на передней стенке заднего отсека БПУ, а его корпус шарнирно закреплен на нижних сдвоенных рычагах параллелограммного подъемного устройства. На верхнем рычаге последнего закреплен рычаг, шарнирно соединенный с передней крышкой отсека. На мачте антенны установлена цапфа, находящаяся при опущенной антенне в зацеплении с крюком, связанным с торсионом и системой рычагов, соединенных с задней крышкой заднего отсека.

Однако известное устройство включает антенну относительно небольших размеров и не предполагает возможности существенного увеличения характерных размеров антенной системы путем изменения формы антенны после выдвижения мачты с антенной за пределы агрегатного отсека фургона.

Известен подвижный пункт целеуказания и управления по патенту RU 2480705 С2 (F41H 13/00, В60Р 3/14, 2012). Известное устройство содержит самоходное шасси с оборудованием, размещенным в кабине шасси и в посту управления, который выполнен в виде фургона с двумя отсеками. В кабине шасси размещен пульт командира маршевый и аппаратура управления. В переднем обитаемом отсеке поста управления размещен пульт командира основной, автоматизированные рабочие места, аппаратура управления энергопитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, охлаждения и кондиционирования и другая аппаратура и оборудование. В заднем необитаемом отсеке размещен защищенный радиопрозрачным укрытием компактный антенный пост с гидравлическим устройством подъема антенного поста из походного положения в рабочее. Антенны установлены на подъемном устройстве с платформой горизонтирования, состоящем из подъемной рамы, закрепленной шарнирно на стенке поста управления. На крыше фургона (поста управления) расположена мачта радиорелейной станции с механизмом подъема и антенны комплекса средств связи.

Также известен береговой радиолокационный комплекс обнаружения и целеуказания по патенту RU 80967 S (МКПО 12-13, 2012). Известное устройство характеризуется, в частности, выполнением на базе колесного шасси по формуле 8x8 с независимой подвеской каждого колеса; наличием на крыше кабины шасси антенн систем навигации и спутниковой связи; выполнением кузова-фургона соединенным с рамой базового шасси и снабженным выносными гидравлическими опорами; наличием двух отсеков в кузове-фургоне - герметизированного обитаемого и негерметизированного необитаемого; наличием в герметизированном обитаемом отсеке поста управления; наличием в негерметизированном необитаемом отсеке компактного комплексированного антенного поста радиолокационного комплекса с платформой горизонтирования; наличием аппаратуры вентиляции и кондиционирования, размещенной снаружи на передней панели кузова-фургона.

Сравнительный анализ последних двух патентных описаний позволяет заключить, что, по существу, они касаются одного и того же устройства. В известном устройстве фургон закреплен стационарно на самоходном шасси АУ. При этом специфические целевые характеристики известного устройства не предполагают возможности достаточно быстрой смены (замены) фургона или антенного поста, что сужает эксплуатационные возможности и ограничивает возможность унификации АУ.

Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является мобильная АУ, приведенная в патентном описании RU 2570679 C1 (B66F 11/04, H01Q 1/08, F15B 15/24, 2015). Известная мобильная АУ содержит смонтированный на шасси колесного транспортного средства с возможностью вращения в горизонтальной плоскости аппаратный контейнер, на котором с возможностью поворота в вертикальной плоскости закреплен подъемный элемент (по существу - панель ФАР). Также на шасси установлен пост управления. Мобильная АУ содержит гидравлический привод, включающий систему управления, два исполнительных гидроцилиндра подъема поворотного элемента (поворота ФАР) и два подпружиненных гидравлических стопора-замка для фиксации подъемного элемента (панели ФАР) относительно аппаратного контейнера в транспортировочном положении. В исполнительных гидроцилиндрах подъема для надежного удержания подъемного элемента (панели ФАР) в течение длительного времени в поднятом (рабочем) положении предусмотрены шариковые гидрозамки. Также устройство содержит автономную гидросистему, включающую передние и задние гидродомкраты, установленные на шасси с возможностью контактирования с грунтом. Посредством этой гидросистемы обеспечивается вывешивание и горизонтирование транспортного средства на месте развертывания антенной установки.

Однако известное техническое решение, по существу, направлено на решение задачи создания гидравлического привода ФАР мобильной АУ, что касается особенностей конструкции собственно АУ, то в патентном описании RU 2570679 С1 они приведены не достаточно полно.

Задачей настоящего изобретения является создание универсальной модульной мобильной антенной установки, обеспечивающей возможность ее быстрого развертывания-свертывания при передислокации, а также - возможность производить модернизацию и расширение функциональных возможностей антенной установки.

Указанная задача решается тем, что предложена мобильная антенная установка, содержащая самоходное шасси с опорной рамой, первый гидравлический привод, включающий передние, задние и средние гидродомкраты, установленные на шасси с возможностью контактирования с грунтом, и систему управления, причем на опорной раме установлены съемный пост управления и универсальный антенный пост, каждый из которых представляет собой законченный транспортабельный модуль полной заводской готовности, которые соединены между собой электрически и с помощью оптической линии связи. Антенный пост включает разъемно закрепленное на раме шасси опорно-поворотное устройство (ОПУ) с электроприводом вращения, на поворотной части ОПУ с возможностью вращения в горизонтальной плоскости смонтирован аппаратный контейнер, конструктивно совмещенный с антенной системой, включающей по меньшей мере одну фазированную антенную решетку (другие термины: панель ФАР, блок ФАР) и облучатель. При этом ФАР с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована на крыше аппаратного контейнера и связана с корпусом последнего с помощью гидроцилиндров ее поворота. Аппаратный контейнер снабжен автономной гидросистемой, включающей упомянутые гидроцилиндры поворота и привод стопорения ФАР в походном (транспортировочном) положении. На неподвижной части ОПУ установлен датчик невертикальности, который через систему управления электрически связан с первым гидравлическим приводом, и смонтированы центрально расположенный оптический вращающийся соединитель оптической линии связи с системой управления антенным постом, вращающееся токосъемное устройство и электроразъемы электрической связи с системой управления антенным постом и источником энергоснабжения.

Вместе с этим электропривод вращения включает мотор-колесо.

Кроме того, ФАР установлена посредством двух полуосей, установленных в проушинах корпуса аппаратного контейнера.

В варианте выполнения привод стопорения ФАР в походном (транспортировочном) положении содержит подпружиненные гидравлические стопора-замки, каждый из которых закреплен на корпусе аппаратного контейнера с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами, которые установлены на ФАР.

Между корпусом аппаратного контейнера и ФАР установлены кабелепереходы.

Вместе с этим пост управления включает контейнер управления, который разъемно установлен на промежуточной платформе, которая установлена на упомянутой опорной раме по трехточечной схеме. При этом мобильная АУ снабжена средствами для фиксации положения контейнера управления относительно промежуточной платформы.

В последнем варианте выполнения мобильная АУ в качестве средств для фиксации положения контейнера управления может содержать элементы, идентичные штатным элементам стандартного универсального контейнера, предназначенным для крепления последнего при транспортировке.

Аппаратный контейнер может быть снабжен устройством термостабилизации.

Также аппаратный контейнер может быть снабжен системой приточно-вытяжной вентиляции.

Вместе с этим аппаратный контейнер выполнен с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенным внутри него оборудованию и аппаратуре.

Кроме того, ОПУ содержит основание (корпус), которое посредством трех опорных узлов шарнирно смонтировано на опорной раме самоходного шасси. Каждый из трех опорных узлов содержит сферическую цапфу. Опорные узлы основания ОПУ смонтированы на раме самоходного шасси таким образом, что центр сферической цапфы первого опорного узла расположен в продольной плоскости симметрии рамы самоходного шасси, а центры сферических цапф двух других опорных узлов расположены в плоскости, геометрически совмещенной с плоскостью, в которой расположены задние гидродомкраты, симметрично друг другу относительно упомянутой плоскости симметрии опорной рамы самоходного шасси.

В варианте выполнения аппаратный контейнер снабжен уравновешивающими массами.

Также мобильная АУ содержит грузозахватные элементы, установленные соответственно на контейнере управления и аппаратном контейнере.

Вместе с этим гидроцилиндры поворота на корпусе аппаратного контейнера и ФАР закреплены разъемно с возможностью отсоединения для перевозки мобильной антенной установки железнодорожным транспортом в пределах верхнего очертания габарита 02-ВМ.

Технический результат использования изобретения состоит в повышении эксплуатационных характеристик мобильной антенной установки.

На фиг. 1 показана мобильная АУ в транспортировочном (походном) положении, общий вид; на фиг. 2 - то же, в рабочем положении; на фиг. 3 - аппаратный контейнер, конструктивно совмещенный с антенной системой (универсальный антенный пост), общий вид (ФАР в транспортировочном положении); на фиг. 4 - опорные узлы ОПУ антенного поста, вид по А на фиг. 3; на фиг. 5 - электроразъемы электрической связи поста управления с антенным постом, вид по Б на фиг. 4, повернуто; на фиг. 6 - устройство крепления контейнера управления на самоходном шасси, общий вид; на фиг. 7 - ОПУ антенного поста, продольный разрез по В-В на фиг. 4.

Мобильная антенная установка содержит самоходное шасси 1 с опорной рамой 2, гидравлический привод, включающий передние, задние и средние гидродомкраты 3-5, установленные на шасси 1 с возможностью контактирования с грунтом, и систему управления (на чертеже не показано). На опорной раме 2 установлены съемный пост 6 управления и универсальный антенный пост 7, которые соединены между собой электрически и с помощью оптической линии связи (на чертеже не показано). Каждый из постов 6, 7 представляет собой законченный транспортабельный модуль полной заводской готовности. Универсальный антенный пост 7 включает разъемно закрепленное на раме 2 шасси 1 опорно-поворотное устройство 8. На поворотной части ОПУ с возможностью вращения в горизонтальной плоскости смонтирован аппаратный контейнер 9, конструктивно совмещенный с антенной системой, включающей фазированную антенную решетку 10 и облучатель 11.

ФАР 10 с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована на крыше аппаратного контейнера 9 и связана с корпусом 12 последнего с помощью исполнительных гидроцилиндров 13 поворота. В гидроцилиндрах 13 поворота для надежного удержания ФАР 10 в течение длительного времени в поднятом (рабочем) положении предусмотрены шариковые гидрозамки (на чертеже не показано), сообщенные соответственно с поршневыми полостями гидроцилиндров 13. В варианте выполнения гидроцилиндры 13 на корпусе 12 и на ФАР закреплены разъемно с возможностью отсоединения для перевозки мобильной АУ железнодорожным транспортом, когда верхнее очертание габарита подвижного состава должно соответствовать габариту 02-ВМ (другое обозначение габарита - 02-Т). ФАР установлена посредством двух полуосей, установленных в проушинах 14 корпуса 12. Между корпусом 12 аппаратного контейнера 9 и ФАР 10 установлены кабелепереходы 15.

В другом варианте выполнения (на чертеже не показано) антенная система может дополнительно содержать вторую фазированную антенную решетку (панель ФАР), которая с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована на внешней стороне верхней части торцевой стенки аппаратного контейнера 9 и связана с корпусом 12 последнего с помощью других исполнительных гидроцилиндров поворота. В транспортировочном положении вторая фазированная решетка располагается в вертикальном положении вдоль упомянутой стенки аппаратного контейнера. Также антенная система может дополнительно содержать другие облучатели (на чертеже не показано), которые установлены на крыше аппаратного контейнера между облучателем 11 и угломестной осью поворота ФАР 10.

ОПУ антенного поста содержит электропривод 16 вращения. В варианте осуществления изобретения электропривод 16 вращения включает мотор-колесо.

Аппаратный контейнер 9 снабжен автономной гидросистемой, включающей гидроцилиндры 13 поворота и привод стопорения ФАР в походном (транспортировочном) положении. В качестве автономной гидросистемы может быть использована, например, гидравлическая система, приведенная в упомянутом патентном описании RU 2570679 С1. В варианте выполнения привод стопорения ФАР в транспортировочном (походном) положении содержит подпружиненные гидравлические стопора-замки 17, каждый из которых закреплен на корпусе 12 аппаратного контейнера с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами 18, которые установлены на ФАР 10. Подпружиненные гидравлические стопора-замки 17 обеспечивают надежную фиксацию ФАР в транспортировочном (походном) положении, устраняя опасность ее повреждения от возможных перегрузок при транспортировке мобильной АУ. Вместе с этим гидравлические стопора-замки обеспечивают возможность снижения нагрузки на исполнительные гидроцилиндры 13 поворота в начальный момент подъема ФАР, когда момент неуравновешенности от ФАР, а, следовательно, и нагрузка на исполнительные гидроцилиндры 13 достигают максимальной величины.

В варианте осуществления изобретения ОПУ 8 содержит основание 19, которое посредством трех опорных узлов (на чертеже не показано) шарнирно смонтировано на опорной раме 2 самоходного шасси 1. Каждый из трех опорных узлов содержит сферическую цапфу 20. Опорные узлы основания 19 ОПУ смонтированы на опорной раме 2 самоходного шасси таким образом, что центр сферической цапфы одного опорного узла расположен в продольной плоскости симметрии рамы 2, а центры сферических цапф двух других опорных узлов расположены в плоскости, геометрически совмещенной с плоскостью, в которой расположены задние гидродомкраты 4, симметрично друг другу относительно упомянутой плоскости симметрии опорной рамы 2 самоходного шасси 1.

На неподвижной части ОПУ 8 (по существу - на основании 19) установлен датчик 21 невертикальности, который через систему управления (на чертеже не показано) электрически связан с гидравлическим приводом, включающим гидродомкраты 3-5, и смонтированы центрально расположенный оптический вращающийся соединитель 22 оптической линии связи с системой управления антенным постом, вращающееся токосъемное устройство 23 и электроразъемы 24, 25 электрической связи антенного поста 7 с системой управления антенным постом и источником энергоснабжения (на чертеже не показано).

Пост 6 управления включает контейнер 26 управления, который разъемно установлен на промежуточной платформе 27, которая шарнирно установлена на опорной раме 2 самоходного шасси 1 по трехточечной схеме. Мобильная АУ снабжена средствами для фиксации положения контейнера 26 управления относительно промежуточной платформы 27. В варианте осуществления изобретения в качестве таких средств мобильная АУ содержит фитинги 28 и контейнерные стопора 29 с поворотной головкой. Фитинги 28 и стопора 29 идентичны штатным элементам стандартного универсального контейнера, предназначенным для крепления стандартного универсального контейнера при транспортировке.

Также аппаратный контейнер 9 снабжен устройством термостабилизации и системой приточно-вытяжной вентиляции и выполнен с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенным внутри него оборудованию и аппаратуре. Для удобства обслуживания антенный пост оснащен, например, двумя дверьми и двумя люками (на чертеже не показано). Для подъема на крышу аппаратного контейнера предусмотрены лестницы (на чертеже не показано), которые закреплены соответственно на наружной и внутренней сторонах стенок корпуса 12. Крыша аппаратного контейнера используется как площадка обслуживания антенной системы и оснащена ограждением (на чертеже не показано).

В варианте выполнения аппаратный контейнер 9 снабжен уравновешивающими массами 30. Для обращения с контейнером 26 управления и универсальным антенным постом 7 предусмотрены грузозахватные элементы 31, которые установлены соответственно на контейнере 26 управления и аппаратном контейнере 9. Особенности исполнения опоры под посадочное место ОПУ 8 обеспечивают приспособляемость АУ к универсальному антенному посту, который может быть смонтирован как на шасси, так и на вышке.

Антенный пост 7 управляется из контейнера 26 управления. Команды, результаты их исполнения, информация о состояние аппаратуры, о работе оборудования передаются по электрической и оптической линиям связи между антенным постом и постом управления. Кроме того, аппаратный контейнер 9 с ФАР 10, выполнен с возможностью установки на произвольный угол по азимуту вручную. Для этого предусмотрен съемный ручной привод (на чертеже не показано), включающий редуктор, рукоятку и зубчатое колесо. Ручной привод устанавливается в специальные гнезда на основании 19 ОПУ 8. При этом упомянутое зубчатое колесо входит в зацепление с соответствующим зубчатым венцом 32, выполненным на поворотной части ОПУ 8. При вращении рукоятки привода зубчатое колесо приводит в движение поворотную часть ОПУ совместно с аппаратным контейнером и ФАР. Положение антенного поста по азимуту контролируют по лимбу 33, установленному на поворотной части ОПУ.

Мобильная АУ работает следующим образом.

В процессе эксплуатации мобильная АУ может находиться в транспортировочном (походном) и рабочем положениях. В варианте осуществления изобретения в походном положении мобильная АУ передвигается по шоссейным и грунтовым дорогам своим ходом, а также перевозится железнодорожным, водным и воздушным транспортом. В случае транспортирования мобильной АУ железнодорожным транспортом, когда верхнее очертание габарита подвижного состава должно соответствовать габариту 02-ВМ (другое обозначение габарита - 02-Т), перевозку антенной установки осуществляют с ее частичной разборкой.

В транспортировочном положении мобильной АУ фазированная антенная решетка 10 располагается на крыше аппаратного контейнера 9 в горизонтальном положении, например, в зачехленном виде. При этом штоки гидроцилиндров 13 поворота находятся во втянутом положении. В этом положении ФАР через элементы 18 опирается на подпружиненные гидравлические стопора-замки 17, которые фиксируют положение ФАР относительно корпуса 12 аппаратного контейнера. В таком положении ФАР АУ имеет габарит погрузки, обеспечивающий ее транспортировку как наземным, так и воздушным транспортом.

При движении мобильной АУ, благодаря шарнирному соединению промежуточной платформы 27 с опорной рамой 2 самоходного шасси 1 и особенностям конструктивного выполнения опорных узлов, реализуется трехточечная схема опирания промежуточной платформы на раму самоходного шасси. Вместе с этим опорные узлы разгружают промежуточную платформу 27 от деформаций опорной рамы шасси. В результате на промежуточную платформу (в конечном счете - на оборудование и аппаратуру контейнера 26 управления) передаются нагрузки, которые не превышают допустимых. Аналогичным образом, благодаря трехточечной схеме опирания, разгружают от деформаций опорной рамы 2 самоходного шасси основание 19 ОПУ 8 аппаратного контейнера 9. Таким образом на антенную систему передаются нагрузки, которые не превышают допустимых.

На месте развертывания мобильной АУ при переводе антенной установки из транспортировочного (походного) положения в рабочее положение вначале посредством гидросистемы мобильной АУ (по существу - гидравлического привода собственно самоходного шасси) вывешивают и горизонтируют самоходное шасси 1. Вывешивание и горизонтирование осуществляются в автоматическом режиме по команде оператора с пульта управления, находящегося в кабине транспортного средства или с помощью выносного пульта.

Горизонтирование осуществляется с помощью датчика 21 невертикальности, который через систему управления электрически связан с гидравлическим приводом, включающим гидродомкраты 3-5. Таким образом, обеспечивается вертикальность азимутальной оси наведения, что, в конечном счете, обеспечивает повышение точности наведения АУ. Затем по команде системы управления включают автономную гидросистему аппаратного контейнера 9. При поступлении рабочей жидкости под давлением в полости гидравлических стопоров-замков 17 ФАР 10 освобождается от фиксации относительно корпуса 12 аппаратного контейнера и с помощью гидроцилиндров 13 поворота осуществляется подъем ФАР в рабочее положение. Происходит поворот ФАР в вертикальной плоскости. При приведении ФАР в рабочее положение (при повороте, например, на угол 60°) по сигналу датчика углового положения ФАР и команде системы управления подъем прекращается, при этом поршни исполнительных гидроцилиндров 13 фиксируются шариковыми гидрозамками (на чертеже не показано). Таким образом обеспечивается заданное угловое положение ФАР в течение длительного времени. В этом положении мобильная АУ готова к работе. Режимы вращения или установки универсального антенного поста 7 в заданное положение по азимуту (в горизонтальной плоскости) осуществляются ОПУ 8. Управление режимами азимутального привода осуществляется из контейнера 26 управления. Угловые положения определяются датчиками азимута (на чертеже не показано) и датчиком 21 невертикальности.

Перевод АУ из рабочего положения в транспортировочное положение осуществляется в обратном порядке. При этом поворот ФАР в исходное (транспортировочное) положение производят после того как в результате срабатывания конечных выключателей в систему управления поступит сигнал, что все части установки заняли требуемое положение. Перевод ФАР из поднятого (рабочего) положения в транспортировочное (походное) производят путем подачи рабочей жидкости в штоковые полости гидроцилиндров 13 поворота. При этом открываются соответствующие гидрозамки и рабочая жидкость вытесняется из поршневых полостей гидроцилиндров. После опускания ФАР в транспортировочное положение ее фиксируют относительно корпуса 12 аппаратного контейнера. Возвращают в исходное положение гидродомкраты 3-5. Таким образом, мобильная АУ переводится в походное (транспортировочное) положение.

В случае невозможности произвести опускание ФАР в штатном режиме, например, при неисправности электродвигателя насосной станции, аварийное опускание может быть осуществлено от ручного насоса упомянутой автономной гидросистемы (на чертеже не показано).

Благодаря особенности исполнения мобильной антенной установки изобретение обеспечивает возможность создания мобильной установки, приспособленной к съемным взаимозаменяемым транспортабельным модулям полной заводской готовности, что повышает удобство монтажа и обслуживания АУ. При этом собственно самоходное шасси, антенный пост и пост управления каждый в отдельности могут быть полностью собраны и отлажены в условиях специализированных предприятий, участвующих в кооперации по изготовлению мобильной АУ. Общая сборка и отладка АУ могут производиться на предприятии, где есть условия, в которых можно проводить комплексную проверку и испытания. Благодаря этому повышается надежность мобильной' АУ. Вместе с этим предложенное модульное схемно-компоновочное решение мобильной АУ обладает модернизационным потенциалом и обеспечивает возможность производить модернизацию и расширение функциональных возможностей антенной установки.

Таким образом благодаря особенности исполнения мобильной АУ изобретение обеспечивает возможность создания универсальной мобильной АУ, обеспечивающей возможность ее быстрого развертывания-свертывания при передислокации, а также -возможность производить модернизацию и расширение функциональных возможностей антенной установки. Вместе с этим изобретение позволяет повысить удобство монтажа и обслуживания, унификацию, а также - надежность мобильной АУ. Все это, в конечном счете, позволяет повысить эксплуатационные характеристики АУ.

1. Мобильная антенная установка, содержащая самоходное шасси с опорной рамой, первый гидравлический привод, включающий передние, задние и средние гидродомкраты, установленные на шасси с возможностью контактирования с грунтом, систему управления, причем на опорной раме установлены съемный пост управления и универсальный антенный пост, каждый из которых представляет собой законченный транспортабельный модуль полной заводской готовности, которые соединены между собой электрически и с помощью оптической линии связи, при этом антенный пост включает разъемно закрепленное на раме шасси опорно-поворотное устройство (ОПУ) с электроприводом вращения, на поворотной части ОПУ с возможностью вращения в горизонтальной плоскости смонтирован аппаратный контейнер, конструктивно совмещенный с антенной системой, включающей по меньшей мере одну фазированную антенную решетку (ФАР) и облучатель, при этом ФАР с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована на крыше аппаратного контейнера и связана с корпусом последнего с помощью гидроцилиндров ее поворота, при этом аппаратный контейнер снабжен автономной гидросистемой, включающей упомянутые гидроцилиндры поворота и привод стопорения ФАР в походном-транспортировочном положении, причем на неподвижной части ОПУ установлен датчик невертикальности, который через систему управления электрически связан с первым гидравлическим приводом, и смонтированы центрально расположенный оптический вращающийся соединитель оптической линии связи с системой управления антенным постом, вращающееся токосъемное устройство и электроразъемы электрической связи с системой управления антенным постом и источником энергоснабжения.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что электропривод вращения включает мотор-колесо.

3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что ФАР установлена посредством двух полуосей, установленных в проушинах корпуса аппаратного контейнера.

4. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что привод стопорения ФАР в походном-транспортировочном положении содержит подпружиненные гидравлические стопоры-замки, каждый из которых закреплен на корпусе аппаратного контейнера с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами, которые установлены на ФАР.

5. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что между корпусом аппаратного контейнера и ФАР установлены кабелепереходы.

6. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что пост управления включает контейнер управления, который разъемно установлен на промежуточной платформе, которая установлена на упомянутой опорной раме по трехточечной схеме, при этом установка снабжена средствами для фиксации положения контейнера управления относительно промежуточной платформы.

7. Установка по п. 6, отличающаяся тем, что в качестве средств для фиксации положения контейнера управления содержит элементы, идентичные штатным элементам стандартного универсального контейнера, предназначенным для крепления последнего при транспортировке.

8. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что аппаратный контейнер снабжен устройством термостабилизации.

9. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что аппаратный контейнер снабжен системой приточно-вытяжной вентиляции.

10. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что аппаратный контейнер выполнен с возможностью обеспечения с наружной стороны доступа к размещенным внутри него оборудованию и аппаратуре.

11. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что ОПУ содержит основание, которое посредством трех опорных узлов шарнирно смонтировано на опорной раме самоходного шасси, при этом каждый из трех опорных узлов содержит сферическую цапфу, при этом опорные узлы основания ОПУ смонтированы на раме самоходного шасси таким образом, что центр сферической цапфы первого опорного узла расположен в продольной плоскости симметрии рамы самоходного шасси, а центры сферических цапф двух других опорных узлов расположены в плоскости, геометрически совмещенной с плоскостью, в которой расположены задние гидродомкраты, симметрично друг другу относительно упомянутой плоскости симметрии опорной рамы самоходного шасси.

12. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что аппаратный контейнер снабжен уравновешивающими массами.

13 .Установка по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит грузозахватные элементы, установленные соответственно на контейнере управления и аппаратном контейнере.

14. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что гидроцилиндры поворота на корпусе аппаратного контейнера и ФАР закреплены разъемно с возможностью отсоединения для перевозки мобильной антенной установки железнодорожным транспортом в пределах верхнего очертания габарита 02-ВМ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к антенной технике, а именно к автомобильным антеннам, и может быть использовано в системах противоугонной сигнализации. Предложена автомобильная антенна, содержащая первую пару проводников 1 и 2, установленную под передним бампером 3 на достаточном расстоянии от металлических частей автомобиля в нише под левой и правой фарами автомобиля.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к мобильным вышкам (опорам) для антенных систем с подъемной антенной. Мобильная антенная установка содержит транспортное средство с платформой, выносные опоры с домкратами, основание, опорно-поворотное устройство с приводом вращения, антенну, состоящую из трех вертикальных панелей, причем боковые панели шарнирно связаны с центральной панелью, приводы складывания панелей, механизмы подъема-опускания антенны, при этом в рабочем режиме антенной установки передние плоскости боковых панелей выравниваются с передней плоскостью центральной панели с помощью приводов складывания панелей, с обратной стороны центральной панели установлен шкаф с аппаратурой.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к мобильным антенным установкам с фазированными антенными решетками (ФАР), и может быть использовано в мобильных радиолокационных станциях (РЛС) дальнего обнаружения и точного сопровождения воздушных целей.

Изобретение относится к антенной технике. Антенное устройство (10) содержит электрант (1), расположенный на крыше (2) рельсового транспортного средства (3).

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для организации радиорелейных линий связи с образованием в них каналов тональной частоты, каналов передачи данных и цифровых трактов с возможностью передачи по образованным каналам и трактам аналоговой и цифровой информации.

Изобретение относится к технике антенно-фидерных устройств, а именно к плоскостным антеннам декаметрового и метрового диапазонов длин волн, и может быть использовано для радиосвязи подвижных, таких как автомобили, и стационарных объектов.

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для использования в системах подвижной радиосвязи преимущественно в коротковолновом (KB) диапазоне. Поездная модульная передающая (ПМП) фазированная антенная решетка (ФАР) состоит из: блока автоматического управления параметрами (БАУП) 1 ФАР, коммутатора информационных сигналов (КИС) 3, N≥2 базовых модулей (БМ) 4, навигационного приемника (НП), средства 10 для определения протяженности и азимута радиолиний и средства 11 для прогнозирования рабочей частоты.

Изобретение относится к радиолокации. Техническим результатом является эффективное обнаружение затенения антенны транспортного средства.

Изобретение относится к антенной технике. Широкополосная антенна передней панели (торпедо), которая установлена вблизи передней панели для транспортного средства, содержит: основную печатную плату; участок низкочастотной LTE антенны Г-образной формы, сформированный на основной печатной плате, для передачи и приема низкочастотного LTE сигнала; первую вспомогательную печатную плату, имеющую участки высокочастотных LTE антенн, сконфигурированные для передачи и приема высокочастотного LTE сигнала, причем первая вспомогательная печатная плата соединена вертикально с основной печатной платой; и первый вывод, подключенный к внешнему коммуникационному модулю для передачи и приема сигналов к/от участка низкочастотной LTE антенны и участков высокочастотных LTE антенн.

Изобретение относится к системе взимания платы за проезд. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности контроля проезжающих транспортных средств за счет размещения антенной системы вдоль продольного направления контролирующего транспортного средства.
Наверх