Дентомодель для обучения технике лечения циркулярного кариеса и гигиены полости рта
Владельцы патента RU 2738043:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (RU)
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения студентов–стоматологов на практических занятиях в рамках курса пропедевтики стоматологических заболеваний. Искусственный зуб имеет форму и размеры естественных зубов человека. При этом в области перехода коронковой части в корневую сформировано углубление, покрытое полимером пониженной твердости, а в корне имеется канал с внутренней резьбой на 2/3 длины корня с выходным отверстием в области его верхушки для возможности фиксации зуба винтом на моделях челюстей. Конструктивные особенности искусственного зуба позволяют студентами стоматологического факультета получить как теоретические знания, так и практические умения для отработки мануальных навыков при лечении циркулярного кариеса и осуществлении гигиены полости рта. 1 ил., 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения студентов–стоматологов на практических занятиях в рамках курса пропедевтики стоматологических заболеваний.
В настоящий момент образовательный процесс в высших учебных заведениях, предназначенных для подготовки специалистов в области медицины, невозможно представить без использования симуляторов и моделей частей организма человека, что существенно повышает эффективность образования. Также происходит сокращение времени формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий.
Это позволяет предоставить будущим специалистам не только теоретические знания, но и практические умения, что поддерживает ассоциативно-рефлекторную концепцию обучения, которая опирается на труды великих русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Восприятие, осмысливание изучаемого материала, запоминание и сохранение в памяти учебного материала осуществляется на порядок эффективнее, о чем свидетельствует применение закрепившихся знаний на практике. С другой стороны, допуск студентов медицинских учебных организаций во время учебного процесса к пациентам ограничен законодательством. Исходя из совокупности этих факторов, промышленностью было налажено производство медицинских симуляторов для обучения. Основной проблемой создания учебных моделей – максимальное соответствие той части организма/органа человека, которому он соответствует.
В технике и литературе существует учебная модель челюсти человека для дентальной имплантации [RU110525]. Данная полезная модель предназначена для выработки у обучающихся необходимых условных рефлексов естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации. Полезная модель представляет собой максимальное приближение плотности кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости (замена участка в гипсовой модели на кость индейки или курицы).
Недостатком технического решения является отсутствие возможности использования для обучения профессиональной гигиены полости рта, а также терапии циркулярного кариеса.
Прототипом изобретения является стандартная дентомодель верхней и нижней челюстей для лечения кариеса (ЧВН – 32К), выпускаемая производственным объединением «Зарница». Симулятор выполнен из безусадочного пластика, строение пришеечной области корней, жевательных поверхностей и коронок, строение фронтальных зубов имеет соответствие с естественными зубами. Но данный прототип обладает следующими недостатками:
1. В комплектацию входят «зубы», предназначенные для однократного применения
2. Отсутствие возможности для имитации циркулярного кариеса в области перехода коронковой части «зуба» в корневую.
3. Невозможность обучению студентов профессиональной гигиене рта.
Техническим результатом изобретения является создание искусственного зуба с имитацией зубного камня и циркулярного кариеса, предназначенного для использования в стандартных учебных моделях челюстей с искусственной десной, выпускаемых промышленностью. Данные искусственные зубы могут применяться на фантомах для отработки мануальных навыков студентами стоматологического факультета (Фиг. 1).
Описание чертежей
1 – коронка зуба
2 – имитация зубного камня
3 – имитация циркулярного кариеса
4 – корень зуба
5 – резьбовое соединение
6 – фиксирующий винт
Сущность данного изобретения заключается в следующем:
Искусственный зуб имеет форму и размеры естественных зубов человека, из высокопрочной пластмассы. В области перехода коронковой части зуба в корневую находится углубление, тем самым создается имитация циркулярного кариеса. Углубление покрыто полимером пониженной твердости, который имитирует наличие зубного камня.
Конфигурация «зубного камня» следующая: представлена в виде кольца с неравномерной толщиной. При обучении гигиены полости рта тонкие участки будут представлять ослабление, по которым будет происходить разрушение. Это позволит фрагментарно удалять части с широким слоем пластмассы.
Полимер удерживается на зубе за счет механической адгезии. Корень модели зуба имеет вид усеченного конуса таким образом, что совпадает с углублениями в стандартных моделях челюстей, выпускаемых промышленностью. В корне зуба имеется канал с внутренней резьбой на 2/3 длины корня с выходным отверстием в области его верхушки для возможности фиксации зуба винтом на моделях челюстей.
Методика использования. Предлагаемый искусственный зуб фиксируется в модели челюсти вместо стандартных зубов. Полимер, имитирующий зубной камень, располагается как над искусственной десной, так и под ней, тем самым создаются естественные условия для фантомного лечения. Искусственный зуб вставляется в лунку модели челюсти. За счет отверстия в области верхушки корня зуба происходит фиксация с помощью винта. После студентами-стоматологами производится инструментальная обработка фантомов зубов с целью удаления полимера пониженной твердости, который выполняет функцию зубного камня. Можно использовать мануальные инструменты (кюреты), ультразвуковой скейлер, воздушно-абразивный наконечник. После грубой обработки инструментами с целью удаления оставшихся частичек полимера пониженной твердости возможно использовать щеточки с полировочной пастой. Вследствие этого хрупкий полимер удаляется, оголяется дефект в области шейки зуба. Далее студенту предлагается фантомное лечение «циркулярного кариеса» с помощью пломбировочного материала. Это дает возможность использовать дентомодели неоднократно с различной целью.
Искусственный зуб для обучения технике лечения циркулярного кариеса и гигиены полости рта, имеющий форму и размеры естественных зубов человека, отличающийся тем, что в области перехода коронковой части в корневую находится углубление, покрытое полимером пониженной твердости, а в корне имеется канал с внутренней резьбой на 2/3 длины корня с выходным отверстием в области его верхушки для возможности фиксации зуба винтом на моделях челюстей.