Способ диагностирования цельнокатаного колеса на ходу поезда

Использование: для диагностирования наличия дефектов цельнокатаного колеса на ходу поезда. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют прием, регистрацию, обработку и хранение поступающих сигналов от преобразователей в ходе движения железнодорожного (грузового) вагона по контролируемому участку пути, при этом излучение и прием ультразвуковых импульсов производят посредством преобразователей на фазированных решетках, имеющих электромагниты для осуществления акустического контакта с поверхностью катания колеса и обеспечивающих перпендикулярность направления распространения импульсов относительно пространственного расположения выявляемых дефектов. Технический результат: обеспечение возможности на ходу поезда обнаруживать трещины в дисках колес, различного пространственного расположения, а также иметь возможность осуществлять их контроль раздельно, например, вначале, на левой, а затем на правой стороне тележки, что позволяет повысить надежность и достоверность выявления трещин. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Способ диагностирования относится к железнодорожному транспорту в частности, к устройствам, предназначенным для комплексного контроля технического состояния грузовых вагонов, с целью обнаружения трещин в дисках колес на ходу поезда. Известен «Способ диагностики наличия трещин в ходовых частях подвижного состава» (см. патент РФ №2535246 от 30.08.2013, опубликованный в Бюл. №34 от 10.12.2014 года) который заключается в том, что осуществляют прием, регистрацию и обработку сигналов от преобразователей акустической эмиссии в процессе движения подвижного состава, который прогоняют по железнодорожному пути, при этом на заданном участке железнодорожного пути создают искусственные неровности в вертикальной плоскости, на которые устанавливают преобразователи акустической эмиссии, по параметрам сигналов с которых судят о наличии трещин в ходовых частях тележки подвижного состава.

Вышеуказанный способ является наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу и поэтому выбран в качестве прототипа.

Недостатком способа прототипа является то, что контроль направлен на выявление дефектов тележки железнодорожного (грузового) вагона, а колесная пара, состоящая из цельнокатаного колеса и оси, при контроле не рассматривается.

Вместе с тем возникающие акустические импульсы в ходе движения состава по контролируемому участку с искусственными неровностями рельсов за счет трущихся частей тележки вагона имеют высокий уровень шумовой составляющей, что может привести к регистрации ложных дефектов в процессе диагностики.

Целью данного изобретения является создание способа, который позволяет на ходу поезда обнаруживать трещины в дисках колес, различного пространственного расположения, а также иметь возможность осуществлять их контроль раздельно, например, вначале, на левой, а затем на правой стороне тележки, что позволяет повысить надежность и достоверность выявления трещин.

Указанная цель достигается за счет обеспечения перпендикулярности направления всех ультразвуковых импульсов посылаемых ультразвуковыми излучателями (1 и 1*), на трещину произвольного ее пространственного расположения, путем использования «фазированных решеток», обеспечивающие подачу на диск колеса ультразвуковых импульсов под различным углом падения (примерно, через 15°-20°).

Наряду с этим, на стыках отдающих рельсов, для передачи ультразвукового излучения диску колеса вместе с ультразвуковыми излучателями крепятся электромагниты (2 и 2*), а на стыках принимающих рельсов импульсы отраженных сигналов, улавливаются ультразвуковыми приемниками (3 и 3*), выполненными в виде «фазированных решеток». Контроль обработку и хранение информации на мониторе, поступающих сигналов, от излучателей и приемников, производится с помощью ультразвукового дефектоскопа (5).

Для исключения, помех, возникающих при одновременном контроле дисков колес левой и правой стороны тележки левые стыки рельсов вместе с ультразвуковыми излучателями (1*) и приемниками (3*), а также с электромагнитами (2* и 4*), располагаются на расстоянии примерно через 5-6 метров.

Способ диагностирования цельнокатаного колеса реализуется следующим образом.

При движении поезда по контрольному участку, и в момент нахождения первого диска колеса, правой стороны тележки на конце отдающего рельса (см. Фиг. 1), электромагнит (2) прижимает к поверхности колеса излучатель (1), и происходит передача колесу ультразвуковых импульсов под различным углом их направления (примерно, через 15°-20°), частотой в диапазоне от 400 до 500 кГц. Посылаемые импульсы распространяется в диске колеса в виде поверхностных волн, которые многократно обегают его по окружности.

При дальнейшем движении поезда, и в момент нахождения первого диска колеса, правой стороны тележки на конце принимающего рельса (см. Фиг. 2) осуществляется прижатие ультразвукового приемника (3) электромагнитом (4) к диску колеса, и импульсы отраженных сигналов, будут регистрироваться ультразвуковым дефектоскопом (5).

В момент нахождения первого диска колеса, правой стороны тележки на конце принимающего рельса, второй диск колеса, правой стороны тележки находится на конце отдающего рельса (см. фиг. 2) и электромагнит (2) прижимает излучатель (1), к поверхности второго диска колеса правой стороны тележки. В результате происходит передача этому колесу ультразвуковых импульсов под различным углом их направления (примерно, через 15°-20°), частотой в диапазоне от 400 до 500 кГц. Посылаемые импульсы в виде поверхностных волн распространяется во втором диске колеса, правой стороны тележки которые многократно обегают его по окружности.

При дальнейшем движении поезда, и в момент нахождения второго диска колеса, правой стороны тележки на конце принимающего рельса (см. Фиг. 3) осуществляется прижатие ультразвукового приемника (3) электромагнитом (4) ко второму диску колеса, правой стороны тележки, и импульсы отраженных сигналов, будут регистрироваться ультразвуковым дефектоскопом (5).

Поскольку ультразвуковые волны, при движении в однородной среде (колесо без дефектов) не изменяют своей траектории, поэтому на ультразвуковой дефектоскоп (5) приходят донные эхо-сигналы с равными интервалами, соответствующими полному времени прохода окружности диска колеса (см. Фиг. 4 а).

При наличии в колесе дефекта отраженные от него эхо-сигналы регистрирующие ультразвуковым дефектоскопом (5), имеют иное время прохождения, не соответствующее полному времени прохода окружности диска колеса (см. фиг. 4 б). Соотношение амплитуд отраженного от дефекта и донного сигналов служит мерой глубины трещины в поверхности катания.

Дальнейшая работа предлагаемого способа по контролю дисков колес левой стороны тележки происходит аналогично выше описанной работе, связанной с контролем дисков колес правой стороны тележки. При этом для исключения, помех, возникающих при контроле различных дисков колес (с левой и правой сторон тележки) стыки рельсов вместе с ультразвуковыми излучателями и приемниками (1,1* и 2,2*), а также с электромагнитами (3,3* и 4,4*), располагаются на расстоянии примерно через 5-6 метров.

Использование предлагаемого способа, в частности излучателей типа «фазированных решеток» позволяет на ходу поезда обнаруживать трещины в дисках колес грузовых вагонах, различного пространственного расположения, а предлагаемый раздельный контроль дисков колес, например, вначале, на левой, а затем на правой стороне тележки, существенно повышает надежность и достоверность контроля.

1. Способ диагностирования цельнокатаного колеса на ходу поезда, основанный на использовании ультразвуковых импульсов, включающий прием, регистрацию, обработку и хранение поступающих сигналов от преобразователей в ходе движения железнодорожного (грузового) вагона по контролируемому участку пути, отличающийся тем, что излучение и прием ультразвуковых импульсов производят посредством преобразователей на фазированных решетках, имеющих электромагниты для осуществления акустического контакта с поверхностью катания колеса и обеспечивающих перпендикулярность направления распространения импульсов относительно пространственного расположения выявляемых дефектов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контролируемый участок выполнен в виде отдающего и принимающего рельсов, имитирующих вертикальный искусственный дефект, при этом на отдающем рельсе установлены ультразвуковые излучатели, в то время как на принимающем рельсе ультразвуковые приемники.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что для исключения помех, возникающих при одновременном контроле колес левой и правой стороны тележки, левые стыки рельсов вместе с ультразвуковыми излучателями и приемниками, а также с электромагнитами, располагаются на расстоянии примерно через 5-6 метров от правых стыков по ходу движения вагона.



 

Похожие патенты:

Использование: для контроля за техническим состоянием поверхности гильз. Сущность изобретения заключается в том, что универсальное устройство дефектоскопии для контроля за техническим состоянием поверхности гильз состоит из размещенных в корпусе, соединенных между собой гермокабелями и снабженных разграничивающими манжетами и каретками магнитной, ультразвуковой секций, с выводом для подключения промышленной сети или энергоблоком с генераторной установкой.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для обнаружения дефектов в трубопроводах. Сущность изобретения заключается в том, что на каждом конце контролируемого участка трубопровода устанавливают по акустическому преобразователю.

Использование: для неразрушающего контроля акустическим методом. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для электромагнитного акустического контроля выполнено в виде электромагнито-акустического преобразователя, размещенного на объекте контроля и содержащего электромагнитную катушку, а также содержит на приемо-передающей стороне последовательно соединенные генератор зондирующих импульсов, приемный усилитель и блок управления, выполненный с возможностью управления генератором зондирующих импульсов и анализа принимаемых по каналу связи от электромагнито-акустического преобразователя сигналов контроля, при этом в электромагнито-акустический преобразователь введено реактивное согласующее сопротивление Z1, включенное последовательно с электромагнитной катушкой, а выход генератора зондирующих импульсов соединен со входом приемного усилителя через введенное реактивное согласующее сопротивление Z2, причем, Z1 = -Z2.

Использование: для диагностического обследования обсадных колонн и насосно-компрессорных труб скважин. Сущность изобретения заключается в том, что электромагнитно-акустический интроскоп для диагностического обследования обсадных колонн и насосно-компрессорных труб скважин состоит из скважинного модуля в защитном корпусе, включающего в себя бортовой контроллер, блока наземной электроники, содержащего источник питания, наземный контроллер и систему определения глубины скважинного модуля в защитном корпусе, и геофизического кабеля, при этом в состав скважинного модуля в защитном корпусе введены коммутатор тока подмагничивания, блок формирования сигналов возбуждения, узел мультиплексирования и преобразования отраженного сигнала и N электромагнитно-акустических преобразователей с возможностью их размещения в виде матрицы или строки.

Использование: для имитации сигналов акустической эмиссии. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для имитации сигналов акустической эмиссии содержит корпус, в полости которого размещены установленный по оси корпуса волновод, конец которого расположен за пределами корпуса и выполнен с возможностью сопряжения с исследуемым объектом, и металлические шарики, размещенные с возможностью соударения с поверхностью волновода для возбуждения в нем упругих волн напряжения, при этом устройство снабжено металлическим плоским диском с отверстием, посредством которого диск установлен на волноводе под углом к горизонтали, при этом металлические шарики свободно расположены на поверхности плоского диска, а корпус выполнен с отверстиями для входа и выхода сжатого воздуха, которые расположены над поверхностью плоского диска.

Изобретение относится к идентификации проводников. Технический результат: возможность одновременной идентификации нескольких проводников без отключения проводников от сети и без снятия с них изоляции.

Использование: для неразрушающего акустического контроля объекта. Сущность изобретения заключается в том, что акустическая антенна с сухим точечным контактом пьезопреобразователей с поверхностью контролируемого объекта содержит подложку, выполненную с возможностью закрепления на поверхности контролируемого объекта, прижимное устройство пьезоэлектрических преобразователей и программно-аппаратный комплекс, электрически соединенный с пьезоэлектрическими преобразователями антенны, при этом подложка выполнена гибкой с параллельными пазами, а пьезоэлектрические преобразователи соединены в несколько съемных модулей антенных решеток, установленных в эти пазы, выполнены приемопередающими и способны активироваться как последовательно, так и с задержкой во времени t, при этом прижимное устройство выполнено в виде магнитопроводов, установленных в съемных модулях пьезоэлектрических преобразователей.

Использование: для неразрушающего контроля лопаток газотурбинных двигателей. Сущность изобретения заключается в том, что посредством ударного воздействия, в лопатке возбуждают собственные упругие акустические колебания.

Изобретение раскрывает систему онлайн-мониторинга образования трещин на шпинделе подъемного механизма и способ мониторинга образования трещин. Система состоит из силового блока натяжения каната, блока обнаружения трещин, блока беспроводной передачи данных и компьютера.

Зонд (100) для ультразвуковой системы неразрушающего тестирования материала в процессе относительного движения тестируемого объекта и зонда в направлении тестирования содержит корпус (110), который задает продольное направление (L), совпадающее с направлением тестирования, и поперечное направление (Q), перпендикулярное к направлению тестирования.
Наверх