Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха. Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей. Фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть которых заполнена подъемным газом, другие подсоединены к вакуумному насосу и имеют впускной и выпускной клапаны и систему стравливания воздуха. На крыльях фюзеляжа с каждого борта размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы и воздушно-винтовые электродвигатели. Сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи. Внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, а в нижней части - устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки. Задачей изобретения является создание летательного аппарата способного вертикально взлетать и садится, возможностью выбора и изменения высоты над заданной точкой, маневренностью и управляемостью в полете, возможностью длительного нахождения в воздухе и совершения длительных перелетов, использования различных видов полезной нагрузки и пополнения в полете энергоресурсов. 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха.

В настоящее время использование беспилотников приобрело массовое распространение. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно используются в сферах деятельности. В военном деле их используют для разведки, корректировки огня и нанесение ударов, сьемки координат объектов противника, замера расстояний и площадей, они хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Беспилотники в мирных целях могут быть использованы при наблюдение за лесами, миграцией животных и птиц, рыбоохране, контролем состояние плотин и водоемов, газовых и транспортных магистралей, разведка во время чрезвычайных ситуаций, пожарный контроль за состоянием зданий и других объектов, доставка грузов терпящим бедствие, потерявшимся людям, альпинистам, геологам и т.п. в зонах радиоактивного и химического заражения. Есть потребность применения БПЛА и в черте городов из-за пробок ни техническая, ни медицинская помощь быструю помощь оказать не могут. Поэтому, беспилотные летательные аппараты активно развиваются, существует большое количество разновидностей этих аппаратов и продолжается создание новых и совершенствование уже существующих.

Известен гибридный дирижабль (WO 2008025139 А1, 06.03.2008), состоящий из шаровидной оболочки фиксированного объема, заполненной легким газом, установленной на воздухоплавательном отсеке, от которой крестообразно отходят в стороны кронштейны с воздушно-винтовыми авиадвигателями на их оконечностях.

Недостатком этого устройства является оболочка, которая выполнена мягкой, ее неполное газозаполнение ведет к утрате ею шаровидной формы, ткань оболочки будет свисать произвольными складками без натяжения, что ухудшает обтекаемость и повышает парусность аппарата.

Известен также воздухоплавательный аппарат (RU 2652 322 С1, 16.05.2017), включающий мультикоптер, гондолу, капсулу АСУ, батарейный отсек, захваты грузового контейнера, систему ориентации и слежений, мультикоптер состоящий из нескольких сектакоптеров, соединенных замковыми устройствами и поворотной площадки, находящейся на опорной раме мультикоптера, ниже расположена гондола, корпус которой выполнен в виде сильфона, с возможностью сжиматься и расширяться в зависимости от условий полета, внутри гондолы установлен пневмодомкрат, распирающийся между опорной рамой гондолы и опорной рамой мультикоптера, под которой расположены захваты грузового контейнера, сверху мультикоптера находится капсула АСУ с самописцами параметров полета, а над ней расположена система ориентации и слежения.

Недостатком этого устройства является сложность исполнения газонаполненной оболочки в виде двояковыпуклой линзы с мягкой горизонтально-складчатой поверхностью и жесткими выпуклой крышкой и плоским днищем. Горизонтальная симметричность и опора которой обеспечивается внутренней телескопической колонной с вложенными и свободно перемещающимися в ее корпусе звеньями. При этом часть корпуса выступает вниз за пределы оболочки, имея на конце заглушку и крепежные захваты. К верхнему торцу центрально-осевого вложенного звена колонны прикреплена выпуклая крышка газонаполненной оболочки, а начало выступающей из оболочки вниз части колонны соединено с плоским днищем оболочки.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному изобретению является беспилотный летательный аппарат легче воздуха (RU 2600556 С1, 21.05.2015), содержащий фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, в отсеке фюзеляжа расположена эластичная, воздухонепроницаемая оболочка, внутри которой находится резервуар с подъемным газом под давлением, оборудованный травящим клапаном, и компрессор.

Недостатком этого устройства является использование для пополнения запасов электроэнергии только солнечной батареи, эффективное получение электроэнергии которой в темное время суток будет недостаточным, необходимость постоянно возить резервуары с подъемным газом, что утяжеляет конструкцию в ущерб полезной нагрузки.

Задачей изобретения является создание летательного аппарата способного вертикально взлетать и садится, возможностью выбора и изменения высоты над заданной точкой, маневренностью и управляемостью в полете, возможностью длительного нахождения в воздухе и совершения длительных перелетов, использования различных видов полезной нагрузки и пополнения в полете энергоресурсов.

Требуемый технический результат достигается тем, что энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, содержит фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть отсеков заполнена подъемным газом, другие отсеки выполнены прочными и подсоединены к вакуумному насосу с системой стравливания воздуха, на корпусе каждого прочного отсека имеется впускные клапаны и выпускной клапан на системе стравливания воздуха, на крыльях фюзеляжа с каждого борта между верхним и нижним крылом размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы, а над ними на верхнем крыле воздушно-винтовые электродвигатели, сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, в нижней части устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 представлен энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, включающий в свой состав:

1 - фюзеляж;

2 - блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи;

3 - герметичные отсеки, заполненные подъемным газом;

4 - впускной клапан;

5 - герметичные отсеки, подсоединенные к вакуумному насосу;

6 - выпускной клапан;

7 - система стравливания воздуха;

8 - вакуумный насос;

9 - система управления;

10 - аккумуляторная батарея;

11 - сменный модуль полезной нагрузки.

На Фиг. 2 и Фиг. 3 представлены вариант расположения устройств движения и выработки электроэнергии, включающие в свой состав:

12 - воздушно-винтовые электродвигатели;

13 - вертикальные многолопастные ветрогенераторы;

14 - крыло биплан;

15 - электрогенератор;

16 - солнечная батарея.

Изобретение работает следующим образом: в зависимости от поставленной задачи определяется необходимый состав средств для ее решения. Они собираются на платформе сменного модуля полезной нагрузки (11) и крепятся к фюзеляжу (1) через устройства крепления в нижней части.

Герметичные отсеки (3) заполняются подъемным газом легче воздуха (водородом, гелием), при этом грузоподъемность должна быть пропорциональна внутреннему объему оболочки с учетом массы полезной нагрузки. Поэтому масса сменного модуля полезной нагрузки (11) подбирается чтобы при заполненных герметичных отсеках (3) устройство было вывешено в нейтральном положении. Для взлета устройства в герметичных отсеках (5) закрываются впускные клапана (4), отсеки герметизируются и запускается вакуумный насос (8) который через открывшийся выпускной клапан (6) направляет откачиваемый из отсеков (5) воздух в систему стравливания воздуха (7) и далее в атмосферу. За счет уменьшения плотности воздуха в отсеках (5) увеличивается подъемная сила и энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат начинает взлет. Высоту полета устройства подбирают в зависимости от поставленных задач и используемых средств для их решения, а регулируют подъем дополнительной откачкой воздуха вакуумным насосом (8), спуск приоткрытием впускного клапана (4). Управление полетом, изменение высоты и других параметров полета, осуществляется системой управления (9) контролирующей и управляющей параметрами движения на борту устройства, с помощью системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и системы связи (2) по радиокомандам с пункта управления.

Движение осуществляется при помощи воздушно-винтовых электродвигателей (12) расположенных с каждого борта на верхнем крыле биплана (14) над вертикальными многолопастными ветрогенераторами (13) установленными между верхним и нижним крылом. Также воздух, выходящий через систему стравливания воздуха (7) при работе вакуумного насоса (8) создает тягу, толкающую аппарат вперед. Управление движением в горизонтальной плоскости осуществляется изменением мощности работы того или другого воздушно-винтовых электродвигателей (12). Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат может быть использован для осуществления длительного полета по маршруты с возможностью его изменения в процессе движения, длительного зависания, в определенном пунктом управления месте, в том числе и с применением тросовой системы и наземной лебедки.

Время полета устройства определяется актуальностью выполняемых им задач и набором средств в сменном модуле полезной нагрузки (11) который можно оперативно адаптировать (заменить на другие). Электропитание воздушно-винтовыми электродвигателями (12) и электронного оборудования контролируется и управляется системой управления (9) и осуществляется от аккумуляторной батареи (10), пополнение запасов электроэнергии которой в полете осуществляется от солнечных батарей (16) и от вертикальных многолопастных ветрогенераторов (13), что обеспечивает большую длительность полета по времени. Расположение и работа воздушно-винтовых электродвигателей (12) прямо над вертикальными многолопастными ветрогенераторами (13) позволяет использовать воздушный поток от работающих воздушно-винтовых электродвигателей (12) для пополнения запасов электроэнергии, вырабатываемой с помощью вертикальных многолопастных ветрогенераторов (13).

Наличие в бортовом комплексе аппаратуры системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (2) позволит сохранять заданное положение над объектом и на маршруте следования с высокой точностью, корректируя отклонения работой воздушно-винтовых электродвигателей (12).

Сменный модуль полезной нагрузки (11) позволяет использовать различные средства наблюдения (видеокамеры и др.), обнаружения (тепловизоры, РЛС и др.) и поражения. Имеется возможность комплектования этими средствами и/или любыми комбинациями этих средств сменного модуля полезной нагрузки (11), меняя которые решаются различные задачи, ограничения будут касаться только массогабаритных характеристик полезной нагрузки.

Герметичные отсеки, подсоединенные к вакуумному насосу (5) должны быть выполнены из легких и прочных синтетических материалов и иметь дополнительные поперечные и продольные упоры, препятствующие разрушению при сжатии от вакуумирования. Внешнее давление на них будет уменьшатся с увеличением высоты полета.

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат найдет свое применение в различных сферах деятельности, станет надежным помощником человека. Контроль над лесными массивами с целью предупреждения пожаров и помощь при тушении, контроль над посевами зерновых и других культур, контроль состояния трубопроводов в малообжитой и труднодоступной местности, контроль дорожного движения в крупных городах, экологическая и другие виды разведок и многое другое по плечу летательным аппаратам данного класса.

Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат, содержащий фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, отличающийся тем, что фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть отсеков заполнена подъемным газом, другие отсеки выполнены прочными и подсоединены к вакуумному насосу с системой стравливания воздуха и имеют впускной и выпускной клапаны, на крыльях фюзеляжа с каждого борта размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы и воздушно-винтовые электродвигатели, сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, в нижней части устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу приземления БПЛА на посадочную платформу. Для приземления БПЛА на посадочную платформу БПЛА находит местоположение посадочной платформы, определяет планируемую точку приземления на посадочной площадке, расположенной на посадочной платформе, отслеживает местоположение приземляющегося БПЛА относительно своего расположения и параметры полета, на основании полученных данных определяет в реальном времени ожидаемую точку приземления БПЛА и ориентацию БПЛА в пространстве на момент приземления, перемещает посадочную площадку в ожидаемую точку приземления БПЛА и изменяет пространственную ориентацию посадочной площадки в соответствии с ожидаемой пространственной ориентацией приземляющегося БПЛА.
Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных транспортных летательных аппаратов. Автоматический мультироторный летательный аппарат – транспортер (АМАТ) состоит из несущей пространственной рамы, группы электрических бесколлекторных двигателей, лопастей, выполненных с возможностью поднятия каждой вертикально на 90 градусов, электронных устройств изменения частоты вращения каждого двигателя, единого блока управления, комплекса автоматического пилотирования, системы позиционирования, датчиков скорости, высоты, препятствия, барометрического датчика, гироскопа, компаса, акселерометра, радиодальномера, двух GPS/Глонасс модулей, бортового прием-передатчика.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Квадрокоптер включает основную панель, выполненную из материала с высокой теплопроводностью и состоящую из двух круглых параллельных пластин с размещенной между ними сотовой конструкцией, и две дополнительные панели, идентичные по составу, форме и размеру основной панели.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции приводов несущих винтов многовинтового летательного аппарата. Квадрокоптер с гидравлическим приводом несущих винтов с фиксированным шагом лопастей содержит маршевый двигатель внутреннего сгорания, четыре несущих винта с фиксированным шагом лопастей и гидравлический привод несущего винта, передающий энергию от двигателя к несущим винтам.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления многовинтовыми летательными аппаратами типа «квадрокоптер». Система управления полетом летательного аппарата состоит из системы управления взлетом и посадкой, системы управления движением влево-вправо, вперед-назад, остановки и парковочного хода, системы безопасности летательного аппарата.
Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям многовинтовых летательных аппаратов. Летательный аппарат содержит закрытый негерметичный собранный на пространственной раме из полых труб квадратного сечения корпус, оборудованный посадочными лапами на амортизирующих креплениях, установленные на упругих креплениях лопастные движители для вертикального и горизонтального движения, ДВС с генератором и аккумуляторную батарею.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комплексов медицинского назначения, в которых используются беспилотные летательные аппараты. Беспилотный медицинский комплекс содержит беспилотный летательный аппарат мультироторного типа, имеющий блок управления, электродвигатели с воздушными винтами, и медицинский контейнер.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам увеличения подъемной силы несущей системы винтокрылых летательных аппаратов. Способ увеличения подъемной силы коптера вертикального взлета и посадки с открытыми винтами включает закрепление на коптере аэродинамического экрана с отверстиями для вращающихся воздушных винтов в непосредственной близости от этих винтов в плоскости, параллельной плоскости вращения воздушных винтов коптера.

Изобретение относится к области воздухоплавания, а именно к летательным аппаратам с вертикальными взлетом и посадкой. Техническим результатом является повышение приемистости и маневренности летательного аппарата.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям многовинтовых летающих платформ. Мультироторная летающая платформа с возможностью вертикального и горизонтального перемещения включает по крайней мере четыре роторные ячейки, закрепленные на платформе и содержащие каждая по два воздушных винта, установленных в ступицах с возможностью встречного вращения от привода силовой установки, и охватывающие винты обечайки.
Группа изобретений относится к способу изготовления множества полых усиливающих конструкций (3) для панелей (Р) или авиационных конструкций и к панели, изготовленной способом по изобретению.
Наверх