Измеритель линейной скорости

Изобретение относится к навигационным измерителям и может быть использовано для определения модуля линейной скорости наземных транспортных средств. Измеритель линейной скорости содержит тактовый генератор, делитель частоты, два источника оптического излучения, приемник теплового излучения, пороговое устройство, N-разрядный двоичный счетчик, элемент задержки, группу N элементов "И", блок вычисления. Технический результат – обеспечение автономного измерения модуля относительной линейной скорости объекта с высокой точностью. 1 ил.

 

Изобретение относится к навигационным измерителям и может быть использовано для определения модуля линейной скорости наземных транспортных средств.

Известны устройства измерения скорости на основе приема спутниковых навигационных сигналов [ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. 3-е изд., перераб. М.: Радиотехника, 2005. 688 с.], астронавигационных измерений [http://shturmantof.ru/Bibl/Bibl_1/Astronavigation_yxta/Bib1_1_atronavig_yxta_1.html], на основе инерциальных измерений скорости объекта [Андреев В.Д. Теория инерциальной навигации: автономные системы / Изд-во "Наука", Глав. ред. физико-математической лит-ры, 1966. 579 с.], на основе использования доплеровского эффекта [http://niiteplopribor.ru/?page_id=3281 и др.

Наиболее близким по механизму реализации к предложенному устройству является корреляционно-экстремальный измеритель скорости [Щербинин В.В. Построение инвариантных корреляционно-экстремальных систем навигации и наведения летательных аппаратов / В.В. Щербинин. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 230 с.], содержащий тактовый генератор и блок вычисления.

Недостатками данных устройств являются их сложность, значительные массо-габаритные характеристики и большой объем вычислительных затрат при обработке измерений скорости.

Заявленное устройство направлено на уменьшение аппаратурных и вычислительных затрат при определении модуля текущей линейной скорости наземных транспортных средств.

Поставленная задача возникает при необходимости высокоточного позиционирования наземных транспортных средств.

Технический результат достигается тем, что в устройство введены делитель частоты, два источника оптического излучения, приемник теплового излучения, пороговое устройство, N-разрядный двоичный счетчик, элемент задержки, группа N элементов "И", выход тактового генератора подключен к счетному входу N-разрядного двоичного счетчика и через делитель частоты - к его входу запуска и входам первого и второго источников оптического излучения, расположенных по обе стороны приемника теплового излучения на равном расстоянии от него, при этом выходы первого и второго источников оптического излучения оптически связаны с поверхностью дороги, с которой с помощью теплового излучения также связан вход приемника теплового излучения, выход которого подключен ко входу порогового устройства, выход которого подключен ко входу останова N-разрядного двоичного счетчика и через элемент задержки - к его входу сброса и первым входам группы N элементов "И", вторые входы которых соединены с одноименными выходами N-разрядного двоичного счетчика, а выходы группы N элементов "И" и выход переполнения N-разрядного двоичного счетчика подключены к соответствующим входам блока вычисления, выход которого является выходом устройства.

На фиг.1 представлена функциональная схема измерителя модуля линейной скорости, где обозначены:

- тактовый генератор 1,

- делитель частоты 2,

- два источника оптического излучения 31, 32,

- приемник теплового излучения 4,

- пороговое устройство 5,

- N-разрядный двоичный счетчик 6,

- элемент задержки 7,

- группа N элементов "И" 81, 82, …, 8n,

- блок вычисления 9.

Измеритель модуля линейной скорости размещается на корпусе транспортного средства (ТС). Выход тактового генератора 1 подключен к счетному входу 61 N-разрядного двоичного счетчика 6 и через делитель частоты 2 - ко входу запуска 62 двоичного счетчика 6 и входам обоих источников оптического излучения 31, 32, расположенных по обе стороны приемника теплового излучения 4 на равном расстоянии S от него. Выходы источников оптического излучения 31, 32, которые могут быть выполнены, например, в виде инфракрасных лазеров, оптически связаны с поверхностью дороги. Также с поверхностью дороги с помощью теплового излучения связан вход приемника теплового излучения 4, выход которого подключен ко входу порогового устройства 5. Выход порогового устройства 5 подключен ко входу останова 63 двоичного счетчика 6 и через элемент задержки 7 - ко входу сброса 64 двоичного счетчика 6 и к первым входам группы N элементов "И" 81, 82, …, 8n. Вторые входы группы N элементов "И" 81, 82, …, 8n соединены с одноименными выходами N-разрядного двоичного счетчика 6, а выходы элементов "И" 81, 82, …, 8n и выход переполнения 65 двоичного счетчика 6 подключены к соответствующим входам блока вычисления 9, выход которого является выходом устройства.

При движении ТС в направлении, показанном на фиг.1, измеритель линейной скорости работает следующим образом. Тактовые импульсы с выхода тактового генератора 1 поступают на счетный вход 61 N-разрядного двоичного счетчика 6 и на вход делителя частоты 2 с коэффициентом деления 2N. С выхода делителя частоты 2 импульсы поступают на вход запуска 62 двоичного счетчика 6 и на входы источников оптического излучения 31, 32, на выходах которых формируются импульсные оптические потоки, осуществляющие нагрев поверхности дороги в области их воздействия. При движении ТС со скоростью V в направлении, показанном на фиг.1, через время Т приемник теплового излучения 4, расположенный на расстоянии S от первого источника оптического излучения 31, окажется над нагретой областью поверхности дороги: . В результате на приемник теплового излучения 4 воздействует тепловой поток, порождающий на его выходе импульс, поступающий далее на вход порогового устройства 5. Пороговое устройство 5 обеспечивает формирование импульсного сигнала на входе останова 63 двоичного счетчика 6 только при наличии импульса на выходе приемника теплового излучения 4 - т.е. при резком превышении общего теплового фона поверхности дороги. Импульс, поступающий с выхода порогового устройства 5 на вход останова 63 двоичного счетчика 6, производит его останов. В течение времени Т (от момента запуска двоичного счетчика 6 до момента его останова) в двоичном счетчике 6 происходит счет импульсов, поступающих с выхода тактового генератора 1 на счетный вход 61 двоичного счетчика 6, и на выходе двоичного счетчика 6 формируется двоичный код, пропорциональный времени Т и, следовательно, обратно пропорциональный скорости V. Также импульс с выхода порогового устройства 5 поступает через элемент задержки 7 на вход сброса 64 двоичного счетчика 6, приводя его в исходное состояние, и одновременно на первые входы N элементов "И" 81, 82, …, 8n, на вторые входы которых поступают сигналы с одноименных выходов двоичного счетчика 6 - тем самым, обеспечивается считывание двоичного кода, обратно пропорционального скорости ТС V, с выходов двоичного счетчика 6 через элементы "И" 81, 82, …, 8n на вход блока вычисления 9. В блоке вычисления 9 на основании двоичного кода, обратно пропорционального скорости ТС V, вычисляется текущее значение модуля скорости V, которое снимается с выхода блока вычисления 9, являющегося выходом устройства.

При движении ТС задним ходом (в направлении, обратном показанному на фиг.1) работа измерителя линейной скорости происходит аналогично описанному выше, за исключением того, что на приемник теплового излучения 4 воздействует тепловой поток, порожденный нагревом поверхности дороги за счет оптического потока с выхода не первого 31, а второго источника оптического излучения 32.

Выбор величины разрядности N двоичного счетчика 6 осуществляется из условия Тmах≤2NΔt, т.е. , где Vmin - минимальная скорость ТС, определяемая устройством, Тmах - время достижения приемником теплового излучения 4 нагретой области поверхности дороги при минимальной скорости ТС, Δt - период следования тактовых импульсов. При на выходе переполнения 65 двоичного счетчика 6 возникает сигнал переполнения П, поступающий в блок вычисления 9, после которого двоичный код с выхода двоичного счетчика 6 аннулируется и воспринимается только код, следующий за ним.

Предложенное устройство обеспечивает автономное измерение модуля относительной линейной скорости объекта с высокой точностью и может быть использовано при решении навигационной задачи наземных ТС.

Измеритель линейной скорости, содержащий тактовый генератор и блок вычисления, отличающийся тем, что в него введены делитель частоты, два источника оптического излучения, приемник теплового излучения, пороговое устройство, N-разрядный двоичный счетчик, элемент задержки, группа N элементов "И", выход тактового генератора подключен к счетному входу N-разрядного двоичного счетчика и через делитель частоты - к его входу запуска и входам первого и второго источников оптического излучения, расположенных по обе стороны приемника теплового излучения на равном расстоянии от него, при этом выходы первого и второго источников оптического излучения оптически связаны с поверхностью дороги, с которой с помощью теплового излучения также связан вход приемника теплового излучения, выход которого подключен ко входу порогового устройства, выход которого подключен ко входу останова N-разрядного двоичного счетчика и через элемент задержки - к его входу сброса и первым входам группы N элементов "И", вторые входы которых соединены с одноименными выходами N-разрядного двоичного счетчика, а выходы группы N элементов "И" и выход переполнения N-разрядного двоичного счетчика подключены к соответствующим входам блока вычисления, выход которого является выходом устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники. Устройство для настройки лазерного датчика угловых скоростей, имитирующее работу чувствительного элемента лазерного датчика угловых скоростей, содержит блок формирования информационных сигналов, первый и второй выходы которого являются первым и вторым выходами устройства для настройки лазерного датчика угловых скоростей соответственно, систему поджига и накачки лазеров, первый и второй входы и выход которой являются соответственно первым и вторым входами и третьим выходом устройства для настройки лазерного датчика угловых скоростей, датчик углового положения, выход которого является четвертым выходом устройства для настройки лазерного датчика угловых скоростей, систему регулировки длин периметров резонаторов, вход и первый и второй выходы которой являются соответственно третьим входом и пятым и шестым выходами устройства для настройки лазерного датчика угловых скоростей, вибрационную подставку, вход и выход которой являются соответственно четвертым входом и седьмым выходом устройства для настройки лазерного датчика угловых скоростей.

Группа изобретений относится к двум вариантам автономного карданного инерциально-измерительного блока. Изобретение по первому варианту содержит инерциально-измерительный блок, расположенный в карданном узле определенным образом, изотермический колпак с охлаждающей трубкой, размещенной на внешней поверхности изотермического колпака.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости, прямолинейного движения проводников с током, в частности, при контроле скорости разгона токопроводящих плазменных сгустков в электродинамических магнитоплазменных ускорителях.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для точного измерения малых линейных скоростей перемещения объектов, а также для оценки отклонения скорости от заданного значения.

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники, конкретно к способам внешнебаллистических измерений, заключающихся в визуальном отслеживании и регистрации поведения боеприпаса на траектории.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при построении одноосных и трехосных измерителей угловых скоростей и линейных ускорений с цифровым выходом информации.

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к встроенным контрольно-измерительным приборам машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам для измерения угловой скорости. Микрооптоэлектромеханический датчик угловой скорости выполнен на основе волнового твердотельного гироскопа и оптического туннельного эффекта, содержит чувствительный элемент, выполненный в виде кольцевого резонатора, четыре канала приемопередачи оптического излучения, блок управления, блок обработки информации, при этом в блок электроники введен блок коррекции, содержащий два усиливающих и одно умножающее устройство, блок обработки, состоящий из суммирующе-вычитающего устройства и усилителя, дополнительно вычисляет значение линейных ускорений по двум осям, при этом четыре входа суммирующе-вычитающего устройства связаны с выходами каналов приемопередачи оптического излучения, три сигнала, вырабатываемые суммирующе-вычитающим устройством, подаются на входы трех усилителей, выходы которых связаны с входами умножающего устройства.

Группа изобретений относится к испытательной технике, а именно к внешнетраекторной регистрации параметров пролета метаемого тела (МТ) на участках промежуточной и внешней баллистики, при осколочных и пулеосколочных испытаниях.

Изобретение относится к устройству определения длины и скорости кабеля при проведении спускоподъемных операций на скважине. Техническим результатом изобретения является создание устройства для одновременного определения длины и скорости кабеля при спуске в скважину и его подъёме с возможностью его использования для кабеля любого типоразмера и в комплекте с установкой для намотки и размотки кабеля любой конструкции.
Наверх