Смесительная головка камеры жрд, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании регулируемых ракетных двигателей. Cмесительная головка камеры жидкостного ракетного двигателя, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, согласно изобретению в полости жидкого компонента между корпусом и огневым днищем на наружной поверхности форсунка выполнен уступ, в который упирается подпружиненный плунжер, на наружной поверхности которого расположена гильза, соединенная с кольцом, установленным на наружной поверхности гайки, а в форсунке выполнены дополнительные тангенциальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость гильзы с полостью форсунки, плунжер выполнен с козырьком с одного конца и двумя уступами под пружину с другого конца, на внутренних поверхностях плунжера и гильзы выполнены лабиринтные канавки, кольцо установлено в гильзу герметично, внутренние и наружные поверхности плунжера покрыты серебром. Изобретение обеспечивает повышение удельного импульса тяги на режимах дросселирования. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании регулируемых ракетных двигателей.

В настоящее время большинство ракетных двигателей для обеспечения высокой экономичности работают по схеме с дожиганием генераторного газа, когда один из компонентов топлива поступает в головку камеры в газообразном виде, а другой - в жидком.

Одной из основных проблем при создании ЖРД с изменяемой тягой является получение высокого значения удельного импульса на различных режимах работы двигателя. Регулирование тяги в таких двигателях производится изменением расхода компонентов топлива через форсунки смесительной головки.

Уменьшение расхода жидкого компонента топлива приводит к квадратичному изменению перепада давления на форсунках, а газообразного - к линейному. При режиме меньше номинального, изменение перепада давления на форсунках приводит к ухудшению условий смесеобразования, уменьшению полноты сгорания топлива и, соответственно, потерям удельного импульса тяги. Кроме этого, на малых режимах работы двигателя, из-за низкого значения перепада давления на форсунках, возникает неустойчивое горение в камере сгорания, что приводит к ее разрушению.

Известно много конструкций штифтовых форсунок (например, патент США №US 7.703.274 В2 от 27.04.2010 г.), наконечник штифтовой форсунки с активным охлаждением (патент США №US 7.503.511 В2 от 27.04.2009 г.), подвижная смесительная головка для ракетного двигателя (патент США [19] №60/39.74А от 26.04.1971 г.), коаксиальная смесительная головка ЖРД (патент США №[15].3.699.722 от 24.10.1972 г.), которые позволяют реализовать дросселирование с высокой экономичностью.

Но основной недостаток всех этих конструкций - большая сложность, а главное, невозможность их реализации в смесительных головках двигателей ЖРД больших тяг, в головках которых выполняется от 200 до 500 смесительных элементов.

Известна конструкция соосноструйной форсунки, описанная в патенте на изобретение №2171427 от 20.09.1999 г. (принятая за прототип), в которой для повышения удельного импульса тяги на режимах дросселирования в стенке наконечника, выполненного в виде полого цилиндра, выполнены отверстия, соединяющие газовую полость форсунки с жидкой полостью. Наличие отверстий обеспечивает на режимах дросселирования поступление части газообразного компонента в жидкий, что приводит к изменению струи жидкого компонента, увеличивает периметр контакта одного компонента с другим, что улучшает смесеобразование и повышает значение удельного импульса.

Но основным недостатком данной конструкции является невозможность выполнения глубокого регулирования тяги из-за ограниченного количества поступления газообразного компонента в жидкий и обеспечения высокого значения удельного импульса тяги.

Поставленная задача достигается тем, что в смесительной головке камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащей магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, согласно изложению:

- в полости жидкого компонента между корпусом и огневым днищем на наружной поверхности форсунок выполнен уступ, в который упирается подпружиненный плунжер, на наружной поверхности которого расположена гильза, соединенная с кольцом, установленным на наружной поверхности гайки, а в форсунке выполнены дополнительные тангенциальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость гильзы с полостью форсунки;

- плунжер выполнен с козырьком с одного конца и двумя уступами под пружину с другого конца;

- на внутренних поверхностях плунжера и гильзы выполнены лабиринтные канавки;

- кольцо установлено в гильзу герметично;

- внутренние и наружные поверхности плунжера покрыты серебром.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется схемами, изложенными на фиг. 1, 2 и 3.

На фиг. 1 показано положение элементов смесительной головки в исходном положении, где двухкомпонентная форсунка 1 соединена с корпусом головки 2 с помощью пайки и с огневым днищем 3 гайкой 4. Плунжер 5 поджат пружиной 6 до упора на форсунке 1;

7 - полость жидкого компонента;

8 - гильза;

9 - кольцо;

10 - отверстия в форсунке 1;

11 - дополнительные отверстия, соединяющие внутреннюю полость 12 гильзы 8 с полостью 13 форсунки 1;

12 - полость гильзы 8;

13 - внутренняя полость форсунки 1;

14 - уступы под пружину на плунжере 5;

15 - козырек плунжера 5.

На фиг. 2 показано положение плунжера 5 в исходном положении, когда он упирается в уступ 16 форсунки 1;

16 - уступ;

17 - лабиринтные канавки на плунжере 5.

На фиг. 3 показано положение плунжера 5 при работе двигателя на номинальном режиме, где

18 - лабиринтные канавки на поверхности гильзы 8.

Покрытие поверхностей плунжера серебром уменьшает силы трения в трущихся парах.

Смесительная головка работает следующим образом. В исходном положении плунжер 5 поджат пружиной 6 до упора в уступ 16, при этом он перекрывает ряды отверстий 10 форсунки 1.

При выходе двигателя на номинальный (основной) режим, в полости жидкого компонента 7 между корпусом 2, огневым днищем 3 и форсунками 1 происходит повышение давления. В результате повышения давления появляется усилие на плунжер 5, которое заставляет плунжер 5 постепенно перемещаться и открывать ряды отверстий 10 форсунки 1.

При перемещении плунжера жидкость из полости 12 гильзы 8 через дополнительные отверстия 11 вытекает в полость 13 форсунки 1, обеспечивая плавное перемещение плунжера 5.

На номинальном установившемся режиме плунжер 5 под действием усилия установившегося давления находится в крайнем положении, при этом все ряды отверстий 10 открыты и жидкий компонент из полости 7 головки поступает во внутренние полости 13 форсунок 1.

Такое положение плунжера 5 сохраняется в течение всего времени работы двигателя на номинальном режиме.

При переходе двигателя на режим дросселирования (за счет уменьшения расхода топлива) давление в полости жидкого компонента 7 уменьшается, и под действием усилия пружины 6 на уступы 14 плунжер 5 перемещается из крайнего положения, перекрывая постепенно часть рядов отверстий 10. При этом расход жидкого компонента из полости головки 7 в полости 13 форсунок 1 уменьшается, а перепад давления на форсунках 1 по жидкой линии сохраняется достаточным для обеспечения качественного смесеобразования и устойчивой работы камеры сгорания.

Такое динамическое положение плунжера 5 сохраняется в течение всего режима дросселирования. При переходе двигателя на номинальный режим работы давление в полости 7 жидкого компонента увеличивается, и под действием возникшего усилия плунжер 5 перемещается, сжимая пружину 6 и открывая постепенно все ряды отверстий 10, при этом жидкий компонент через дополнительные отверстия 11 вытекает из полости 12 гильзы 8 в полость 13 форсунки 1.

При выключении двигателя давление в полости 7 падает, и плунжер 5 под действием усилия пружины 6 возвращается в исходное положение в упор до уступа 16 форсунки 1.

Предложенная конструкция смесительной головки позволяет получить глубокое дросселирование по жидкому компоненту топлива, сохраняя высокий перепад на форсунке и обеспечивая высокую полноту сгорания компонентов топлива.

Использование предложенного технического решения позволяет повысить удельный импульс тяги на режимах дросселирования и обеспечить устойчивую работу смесительной головки.

1. Смесительная головка камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, отличающаяся тем, что в полости жидкого компонента между корпусом и огневым днищем на наружной поверхности форсунок выполнен уступ, в который упирается подпружиненный плунжер, на наружной поверхности которого расположена гильза, соединенная с кольцом, установленным на наружной поверхности гайки, а в форсунке выполнены дополнительные тангенциальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость гильзы с полостью форсунки.

2. Смесительная головка камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, по п. 1, отличающаяся тем, что плунжер выполнен с козырьком с одного конца и двумя уступами под пружину с другого конца.

3. Смесительная головка камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, по п. 1, отличающаяся тем, что на внутренних поверхностях плунжера и гильзы выполнены лабиринтные канавки.

4. Смесительная головка камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, по п. 1, отличающаяся тем, что кольцо установлено в гильзу герметично.

5. Смесительная головка камеры ЖРД, работающего по схеме с дожиганием генераторного газа, содержащая магистрали подвода генераторного газа и жидкого компонента, корпус и огневое днище с закрепленными между ними с помощью пайки и гаек двухкомпонентными форсунками, в стенках которых выполнены отверстия для подачи жидкого компонента, по п. 1, отличающаяся тем, что внутренние и наружные поверхности плунжера покрыты серебром.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Смесительная головка камеры жидкостного ракетного двигателя содержит наружное днище, двухкомпонентные форсунки, закрепленные в корпусе и огневом днище, запальное устройство и подводные магистрали горючего и окислителя, при этом периферийная часть состоит из двух колец, соединенных между собой в торцевой части стенкой с отверстиями, образующих кольцевую газовую полость, в стенках которых выполнены маленькие отверстия 0,5÷1,2 мм на расстоянии между собой от 2 до 5 калибров, соединяющие ее через полость коллектора с автономной магистралью подвода горючего, а центральная часть содержит двухкомпонентные форсунки, закрепленные в корпусе и огневом днище, полости которых соединены через полости коллекторов с основными магистралями подвода окислителя и горючего, и в центре их расположена магистраль запального устройства.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Форсуночный элемент жидкостного ракетного двигателя включает в себя канал для окислителя, центральную полость, соединенную по текучей среде с каналом для окислителя ниже по потоку от канала для окислителя, первое кольцевое пространство, по меньшей мере частично охватывающее канал для окислителя и соединенное по текучей среде с источником воспламеняющей жидкости ниже по потоку от источника воспламеняющей жидкости, и второе кольцевое пространство, по меньшей мере частично охватывающее канал для окислителя и соединенное по текучей среде с источником горючего ниже по потоку от источника горючего.

Изобретение относится к ракетной технике. Камера сгорания с сечением, близким к прямоугольному, состоящая из смесительной головки с антипульсационной перегородкой и корпуса камеры с участком у головки, имеющим угол расширения, согласно изобретению антипульсационная перегородка состоит из частей, выполненных под углами к стенкам камеры.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для изготовления смесительных головок форсуночного типа камер сгорания (КС) жидкостного ракетного двигателя (ЖРД).

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания, сопло и смесительную головку, с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой, с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные каналы сопел наружной и внутренней центробежных форсунок.

Изобретение относится к камере жидкостного ракетного двигателя малой тяги. Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги, содержащая камеру сгорания, сопло и смесительную головку, с расположенной по ее оси двухкомпонентной центробежной форсункой, с соответствующими коллекторами компонентов топлива на входе в тангенциальные каналы сопел наружной и внутренней центробежных форсунок, при этом в коллекторе наружной форсунки на внешней ее поверхности в зоне входных тангенциальных каналов герметично установлено кольцо, образующее дополнительный коллектор, который соединен с основным коллектором тангенциальными каналами, расположенными в полости, смещенной относительно плоскости входных каналов наружной центробежной форсунки, и направлеными в сторону, совпадающую с направлением закрутки тангенциальных каналов наружной форсунки.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям. В щелевой смесительной головке камеры жидкостного ракетного двигателя, содержащей наружное днище, корпус с установленными в нем кольцами с трактом охлаждения и отверстиями для подачи жидкого компонента, зазоры между которыми образуют кольцевые каналы подвода газообразного компонента, пусковую форсунку горючего, согласно изобретению торцевая часть колец с трактами охлаждения и отверстиями для подачи жидкого компонента выполнена в виде волновой поверхности (например, синусоиды) с величиной амплитуды ~ 0,1÷0,3 диаметра цилиндрической части камеры.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а именно к ракетным двигателям малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном окислителе и жидком горючем.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается способа организации рабочего процесса в жидкостном газогенераторе. Способ заключается в подаче горючего и окислителя с помощью смесительной головки с использованием соосных центробежных форсунок при близком к стехиометрическому соотношении компонентов топлива, жидкофазном смешении пелен распыла компонентов топлива, сжигании полученной смеси и разбавлении продуктов сгорания одним из компонентов топлива путем подачи его через струйные форсунки.

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно - к смесительным головкам жидкостных ракетных двигателей малой тяги и особо малой тяги (0,3-0,5 Н) на самовоспламеняющихся компонентах топлива.
Наверх