Способ контроля герметичности уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при техническом обслуживании (диагностировании) шаровых кранов для контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла. Подключают устройство контроля герметичности и вращением рукоятки надавливают штоком на запорный элемент фитинга подачи смазки, открывая его затвор, в результате чего газ из газопровода через негерметичный нижний уплотнительный элемент поступает в устройство. По манометру последнего фиксируют давление и сравнивают его величину с фактическим давлением в газопроводе, а выдавливаемую смазку собирают в ёмкость устройства. Техническим результатом изобретения является выявление негерметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при техническом обслуживании (диагностировании) шаровых кранов для контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла.

В конструкции шаровых кранов предусмотрен шпиндельный узел, герметичность которого обеспечивается за счет не менее двух уплотнительных элементов и системой ввода уплотнительной смазки между ними [СТО Газпром 2-4.1-212-2008 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Общие технические требования к трубопроводной арматуре, поставляемой на объекты ОАО «Газпром» (п.7.3.1.16); ГОСТ Р 56001-2014 Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности. Общие технические требования (п.5.3.2.9, п.5.3.2.7)]. Контроль герметичности шпиндельного узла регламентирован заводами-изготовителями шаровых кранов, который заключается в проверке герметичности по выходу газа в атмосферу и на практике может быть выполнен при техническом обслуживании (диагностировании) визуальным или приборным способом [СТО Газпром 2-2.3-385-2009 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». «Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры» (п.8.1.1); Руководство по монтажу, наладке, эксплуатации и техническому обслуживанию МА 39183-1000 РЭ шаровых кранов производства АО НПО «Тяжпромарматура»].

Основным недостатком существующих способов является невозможность выявления негерметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана на ранних стадиях, так как негерметичность определяется по выявлению утечки газа в атмосферу. Образовавшаяся утечка является источником загрязнения окружающей среды, а также снижает надежность и безопасность эксплуатации оборудования.

Известен фитинг (см. RU 2089777 С1, опубл. 10.09.1997), предназначенный для определения наличия избыточного давления в смазываемом механизме, отбора проб рабочей среды, подачи смазки в полость задвижки.

Основными недостатками данного изобретения являются:

- конструкция фитинга является стационарно устанавливаемой, не позволяет перемещать и использовать её на других шаровых кранах без стравливания давления рабочей среды;

- небольшое проходное сечение отверстий гайки, вследствие чего ограничивается расход рабочей среды и имеется возможность забивания отверстий смазочными или герметизирующими материалами;

- отсутствие возможности контроля наличия избыточного давления без стравливания рабочей среды с последующим загрязнением окружающей среды;

- перемещение штока ограничено длиной резьбы корпуса фитинга, при применении на различных конструкциях запорной арматуры требуется изменение конструкции фитинга (изменение длины штока).

Задачей изобретения является диагностика шарового крана, направленная на выявление утечек газа на ранних стадиях и повышение надежности его работы.

Техническим результатом изобретения является выявление негерметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем подключения устройства контроля герметичности, вращением рукоятки которого надавливают штоком на запорный элемент фитинга подачи смазки, открывая его затвор, в результате чего газ из газопровода через негерметичный нижний уплотнительный элемент поступает в устройство, по манометру которого фиксируют давление и сравнивают его величину с фактическим давлением в газопроводе, а выдавливаемую смазку собирают в ёмкость устройства.

Заявленные способ и устройство для контроля герметичности уплотнительного элемента шпиндельного узла поясняются с помощью:

фиг. 1 - общий вид шарового крана с установленным устройством для контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла.

фиг. 2 - устройство для контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана.

Способ контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана осуществляется следующим образом.

Устройство (1) контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана закрепляют на торце фитинга подачи смазки (2) через резьбовое соединение (3) или накидной штуцер (4). Вращая рукоятку (5), шток (6) перемещают и надавливают на запорный элемент (7), тем самым открывают затвор фитинга подачи смазки (2). В случае негерметичности нижнего уплотнительного элемента (8) шпиндельного узла газ из газопровода (9) последовательно поступает в зашаровую полость шарового крана (10), проникает в зазоры между шпинделем (11), корпусом шарового крана (12) и фланцем шарового крана (13), после чего через негерметичный нижний уплотнительный элемент (8) в канал (14) между нижним (8) и верхним (15) уплотнительным элементом и по каналу подачи смазки (16) через открытый затвор фитинга подачи смазки (2) поступает в устройство (1) контроля герметичности. Смазка, выдавливаемая из канала (14) и канала (16), поступает в емкость (17), а давление фиксируют манометром (18). При показании манометра, равного фактическому давлению в газопроводе, делают вывод о негерметичности нижнего уплотнительного элемента (8) и производят его замену при выполнении ремонта шарового крана.

Устройство (1) состоит из корпуса (19) и штока (6), который присоединён к корпусу (19) резьбовым соединением (20). Уплотнение штока (6) и корпуса (19) осуществляется сальниковой набивкой (21), которая зафиксирована и затянута гайкой (22). Управление штоком (6) осуществляется рукояткой (5). В корпусе (19) выполнено отверстие (23) c резьбой для присоединения штуцера (24) под манометр (18) и отверстие (25) с резьбой для присоединения емкости (17) для сбора смазки. При отсутствии резьбы (3) на фитинге подачи смазки (2) соединение корпуса (19) с фитингом подачи смазки (2) осуществляется через накидной штуцер (4) который прикручивается к резьбе (3).

Существенными отличительными признаками заявленного способа являются:

- для выявления негерметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла используют существующую систему подачи смазки;

- негерметичность нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла выявляют на ранних стадиях;

- контроль герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана осуществляют без нанесения вреда окружающей среде.

Существенными отличительными признаками заявленного устройства для контроля герметичности уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана являются:

- в корпусе устройства выполнено отверстие c резьбой для присоединения штуцера под манометр и отверстие с резьбой для присоединения емкости для сбора смазки;

- устройство выполнено в виде мобильного приспособления с возможностью присоединения к фитингам различных конструкций.

Заявленные существенные отличительные признаки являются нам неизвестными из патентной и научно-технической информации и в соответствии с этим являются “Новыми”.

На заявленное устройство выполнены рабочие чертежи, прочностные расчеты и изготовлен опытный образец, который успешно прошел испытания при техническом обслуживании шаровых кранов на объектах ООО «Газпром трансгаз Ухта». В связи с этим заявленное нами устройство соответствует критерию “Промышленная применимость”.

Заявленный способ и устройство позволяют осуществлять раннюю диагностику негерметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана без нанесения вреда окружающей среде и предназначены для выявления дефектных шаровых кранов с целью последующего ремонта.

1. Способ контроля герметичности уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана, заключающийся в контроле наличия утечки газа через уплотнительный элемент, отличающийся тем, что к фитингу подачи смазки с использованием резьбового присоединения или накидного штуцера подключают устройство контроля герметичности, вращением рукоятки устройства надавливают штоком на запорный элемент фитинга подачи смазки, открывая его затвор, в результате чего газ из газопровода через негерметичный нижний уплотнительный элемент поступает в устройство, по манометру которого фиксируют давление и сравнивают его величину с фактическим давлением в газопроводе, а выдавливаемую смазку собирают в ёмкость устройства.

2. Устройство для контроля герметичности уплотнительного элемента шпиндельного узла шарового крана, характеризующееся тем, что выполнено в виде мобильного приспособления и состоит из корпуса и соединённого с ним через резьбовое соединение штока, при этом в корпусе выполнены отверстия для присоединения манометра и емкости для сбора смазки, а также предусмотрена возможность присоединения съёмного накидного штуцера для присоединения устройства к фитингам подачи смазки различных конструкций.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в газовой и других отраслях промышленности. Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является расширение диапазона рабочего давления шарового крана (2,0÷10 МПа).

Изобретение относится к уплотнению клапанов, используемых в нефтяной и газодобывающей промышленности, в частности, но не обязательно, к шаровым клапанам, работающим при средних и высоких давлениях.

Группа изобретений включает шаровой элемент для шарового клапанного узла, шаровой клапанный узел, содержащий шаровой элемент, и способ регулирования температуры шарового элемента, содержащего корпус клапана.

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре с пробками. Шаровой кран содержит корпус, в проходном канале которого размещены сферическая поворотная пробка, связанная с приводом ее вращения, и уплотнения с нажимным элементом, выполненным из упругодеформированного материала.

Группа изобретений относится к уплотнению для клапанов и клапану с шаровым затвором. Клапан содержит корпус клапана, имеющий впускное отверстие, выпускное отверстие и внутреннюю часть клапана, которая сообщается по текучей среде с впускным и выпускным отверстиями.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в конструкции шаровых кранов, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в конструкции шаровых кранов, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов.

Изобретение относится к клапанам перепада давления. Клапан, имеющий клапанную часть в корпусе, содержащем проточный канал от впускного отверстия для текучей среды до выпускного отверстия для потока, седло клапана, расположенное внутри указанного проточного канала, и конус клапана, выполненный с возможностью изменения положения.

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно - к кранам с поворотными пробками и приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей, преимущественно к способам и устройствам для временной замены частей клапанов без извлечения корпуса крана из трубопровода.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к кранам шаровым, и может быть использовано для перекрытия, открытия и управления потоками жидких и газообразных сред в различных отраслях промышленности.
Наверх