Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройство для его осуществления

Изобретение относится к обслуживанию, переоборудованию транспортных средств и может быть использовано для досмотра днища автотранспортных средств, а именно узлов и агрегатов. Для обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства выявляют в районе днища и кузовных частей транспортного средства электромагнитного излучения и сравнивают полученные данные с данными, соответствующими эталонному состоянию исследуемых частей. Для получения данных об электромагнитном излучении используют индикатор электромагнитного излучения, работающий в диапазоне частот от 0,03 Гц до 3 ГГц, обследование осуществляют непрерывно, сравнение происходит без участия оператора. Устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища включает как минимум один индикатор электромагнитного поля, соединенный с системой обработки данных посредством провода, принцип работы применяемого устройства для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей основан на использовании электромагнитного излучения в диапазоне частот от 0,03 ГГц до 3 ГГц. Достигается простой и надежный контроль наличия на днище и кузовных частях автомобиля предметом, содержащих радиопередающие устройства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к обслуживанию, переоборудованию транспортных средств и может быть использовано для досмотра днища автотранспортных средств, а именно узлов и агрегатов нижней части двигателя, рамы, переднего и заднего мостов, подвески, колесных ниш с колесами, коленчатого вала, трубопроводов и шлангов тормозной системы, элементов конструкции выхлопной системы и топливного бака с магистралями.

Известно большое количество программ и устройств, предназначенных для определения местонахождения объекта, в частности, транспортного средства, и называемых общим термином «GPS-трекеры». Координаты транспортного средства, например, автомобиля, определяются в системе глобального позиционирования (Global Positioning System ) и направляются от передатчика, установленного на отслеживаемом автомобиле, к приемнику с помощью сети интернет или по мобильной связи с помощью технологии Short Messagе Serviсе (так называемые SMS-сообщения).

Применение GPS-трекеров может быть оправдано целями безопасности, например, при сопровождении транспортных средств для перевозки детей. Однако в ряде случаев подобные трекеры могут использоваться в противоправных целях, например, при несанкционированном слежении.

Известно, что GPS-трекеры передают информацию о местоположении в подавляющем большинстве случаев по радиоканалу, используя различные протоколы связи – GSM, 3G, 4G, Wi-Fi, спутниковые системы передачи данных (URL:/https://habr.com/ru/post/267711, дата обращения 22.05.2020).

Известны способ и система контроля и визуализации ходовой части транспортного средства (патент US №6856344, опубл. 02.10.2003). Известный способ включает следующие этапы:

- установку системы контроля и визуализации;

- измерение расстояния от устройств системы контроля и визуализации до транспортного средства при прохождении последнего над ними;

- хранение изображений, полученных системой контроля и визуализации;

- сборку полного изображения контролируемой части транспортного средства из отдельных изображений, полученных сканерами и сохраненных на компьютерно-читаемом носителе.

Система контроля, по известному решению, включает набор устройств сканирования (сканеров), расположенных поперек движения транспортного средства с взаимным перекрытием полей сканирования, по крайней мере одно дальнометрическое устройство, а также средства связи между отдельными элементами системы, устройства хранения и обработки информации, специальное программное обеспечение.

К недостаткам известного решения относится высокая техническая сложность и обусловленная ею стоимость системы контроля, связанная с необходимостью наличия набора сканеров, установленных поперек движения транспортного средства с обеспечением перекрытия зон сканирования, лазерного или ультразвукового дальномера, специального программного обеспечения для обработки изображений. К недостаткам известного решения относится также высокая вероятность необнаружения трекера, так как днище и ходовая часть транспортного средства, как правило, представляют собой сочетание разнообразных выступающих элементов автомобиля, покрытых загрязнениями, которые играют роль своеобразной маскировки. Обнаружить в этих условиях GPS-трекер, имеющий малые размеры, весьма сложно.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков – прототипом заявляемого изобретения - является система досмотра днища автомобиля (пат. RU №130562, опубл. 27.07.2013, Бюл. №21), содержащее площадку сканирования, в которой установлены осветительные приборы и, по меньшей мере одна, видеокамера с широкоугольным объективом и инфракрасной подсветкой, за площадкой сканирования по ходу движения автомобиля установлена видеокамера с инфракрасной подсветкой для регистрации номера автомобиля и его внешнего вида, причем видеокамеры подключены к компьютеру оператора, и позволяющее осматривать днище автомобиля и создавать контрольные снимки днища каждого проходящего автомобиля.

К недостаткам известного решения относится то, что оно требует использования нескольких видеокамер для получения полной картины днища проходящего автомобиля. Это усложняет систему и снижает ее надежность, поскольку требует сложной системы обработки, получаемой с нескольких видеокамер информации. К недостаткам относится также то, что полученные снимки днища должны быть изучены визуально, то есть непосредственно оператором. Неизбежное наличие человеческого фактора делает высоким риск необнаружения GPS-трекера на обследуемом транспортном средстве. К недостаткам относится также невозможность проведения постоянного контроля наличия несанкционированно установленных GPS-трекеров.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение недостатков прототипа, а именно создание способа обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройства для его осуществления, обеспечивающих постоянный, простой и надежный контроль наличия на днище и кузовных частях автомобиля предметом, содержащих радиопередающие устройства.

Поставленная техническая задача решается за счет использования для обследования частей транспортного средства на наличие радиопередающих устройств индикатора (частотомера) электромагнитного излучения в диапазоне частот от 0,03 Гц до 3 ГГц, автоматического сравнения текущих измеренных значений индикаторов поля с заданными пороговыми значениями этих индикаторов и автоматического срабатывания сигнальной системы в случае превышения измеренных значений индикаторов поля с заданными пороговыми значениями или выявлении радиосигнала на частотах до этого не выявлявшихся.

Индикаторы поля (а также частотомеры, детекторы устройств) предназначены для регистрации в месте контроля электромагнитные излучения, превышающие пороговые значения и, в соответствии с критериями, заложенными в управляющую схему прибора, выводит данные об обнаруженных сигналах на устройство индикации (https://detsys.ru/article/indikatorpolya), а также некоторые такие устройства определяют частоту радиосигнала, значение амплитуды (уровня сигнала) и даже протокол по которому идет передача данных (например, детектор ST 062 различает следующие протоколы - GSM 900, 1800; UMTS (3G); WI FI; BLUETOOTH; DECT, а также интенсивность передачи данных по этим протоколам https://techyou.ru/catalog/bezopasnost/indikatoryi-polya-poisk-aktivnyih-juchkov/1926/).

Индикаторы оповещают оператора о наличии электромагнитного поля с уровнем напряженности выше некоторого порогового значения, устанавливаемого регулятором чувствительности

Устройство для осуществления предлагаемого способа включает устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей транспортного средства, включающее один или несколько элемент детектирования, содержащих индикатор поля (частотомер) и расположенное на транспортном средстве, соединенную с устройством для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей систему обработки данных, сигнальное устройство и вспомогательные устройства.

Система обработки данных принимает данные от индикатора поля (частотомера), в качестве которых могут быть использованы текущие амплитуда (уровень сигнала), частота радиосигнала, сравнивает их с пороговыми значениями и принимает решение о срабатывании сигнального устройства.

Из-за наличия помех и различных радиосигналов, возможны случаи так называемых ложных срабатываний сигнального устройства. Система обработки данных может быть выполнена адаптирующейся таким образом, что задается определенный порог для срабатывания тревоги на конкретном датчике. Также может быть заложен алгоритм по сравнению сигнала в различных местностях, например, районах города. Для реализации такого устройство для осуществления предлагаемого способа может быть дополнено устройством определения глобальных координат транспортного средства, связанным с системой обработки данных. В вариантном исполнении устройства для осуществления предлагаемого способа глобальные координаты транспортного средства могут поступать от бортовой системы (навигатора) транспортного средства.

Система обработки данных может быть выполнена с возможностью фильтрации сигналов, для их отображения на определенных частотах с определенным уровнем.

Система обработки данных может быть выполнена с возможностью накопления данных, полученных от датчика, а также и других дополнительных параметров – например, времени, местоположения транспортного средства.

В случае срабатывания сигнального устройства система обработки данных передает информацию об этом событии (а также, при дополнительных настройках, и дополнительную информацию – время, место, уровень сигнала, частоту радиосигнала, а также, возможно, и используемую систему связи) оператору с помощью радиоканала (например, БСПД Wi-Fi, Bluetooch, LTE, 3G, 4G,5G) с использованием глобальной сети «интернет» либо без этого (соединение «напрямую»).

Информация от системы обработки данных может быть передана непосредственно на панель управления транспортным средством. При этом система обработки данных устройства для осуществления предлагаемого способа инкорпорируется в систему управления транспортным средством или на отдельное устройство, также размещаемое внутри транспортного средства.

Сигнал от сигнального устройства может быть звуковым, световым или комбинированным. Световой сигнал от сигнального устройства может быть постоянным или проблесковым.

Устройство, содержащее компоненты системы обработки данных может быть размещено как непосредственно на днище транспортного средства или в ином месте, например, внутри салона или под капотом.

Связь индикатора поля с системой обработки данных может быть проводной и беспроводной. Технология осуществления беспроводной связи индикатора поля (частотомера) с системой обработки данных может быть осуществлена любым способом, известным из современного уровня техники, и не является предметом охраны по настоящей заявке.

Эффективность предлагаемого способа пропорциональна количеству применяемых индикаторов поля – с увеличением количества индикаторов эффективность увеличивается. Способ позволяет выявить не только сам факт наличия радиопередающих устройств, но и примерное их расположение (по наибольшему уровню сигнала на конкретных индикаторах поля).

Предлагаемый способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства осуществляется следующим образом.

Индикатор поля (частотомер) регистрирует характеристики поля, для которых они предназначены, например, частоту радиосигнала, уровень сигнала и, возможно, используемую систему передачи данных (некоторые индикаторы магнитного поля – датчики поля могут выявлять основные системы связи – GSM, Wi-Fi и т.д.). При превышении пороговых значений измеряемых величин система обработки данных, либо выявлении радиосигнала на ранее не выявлявшейся частоте, посылает соответствующий сигнал и в зависимости от заложенного алгоритма (см. выше) системой принимается решение о срабатывании «тревоги» или отсутствии ее. Учитывая, что такие датчики закреплены на транспортном средстве постоянно, факт наличия в непосредственной близости подозрительного радиопередающего устройства, будет немедленно обнаружен.

Для целей оповещения пользователя о функционировании данного технического средства, может быть также использовано мобильное приложение.

Преимущества предлагаемой системы обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства и устройства для ее осуществления, по сравнению с известными решениями, заключается в обеспечении постоянного мониторинга днища транспортного средства на наличие радиопередающих устройств, не требующего досмотровых площадок, практически не зависящего от степени чистоты днища транспортного средства и зрительных способностей оператора, выполняющего досмотр.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности контроля наличия на транспортном средстве несанкционированных радиопередающих устройств за счет обеспечения беспрерывности контроля и исключения человеческого фактора при его проведении.

Пример осуществления способа

В качестве транспортного средства использовали легковой автомобиль «НИВА». В качестве индикатора поля – частотомер «Raska 120».

Частотомер размещали на центральной части днища автомобиля.

Установлено, что одного такого индикатора поля достаточно для обнаружения стандартного сотового телефона в режиме вызова в разных частях днища.

1. Способ обнаружения радиопередающих устройств на днище и кузовных частях транспортного средства, включающий выявление в районе днища и кузовных частей транспортного средства электромагнитного излучения и последующее сравнение полученных данных с данными, соответствующими эталонному состоянию исследуемых частей, отличающийся тем, что для получения данных об электромагнитном излучении используют индикатор электромагнитного излучения, работающий в диапазоне частот от 0,03 Гц до 3 ГГц, обследование осуществляют непрерывно, сравнение происходит без участия оператора.

2. Устройство для осуществления способа, включающее устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей, принцип работы которого основан на измерении электромагнитного излучения, систему обработки данных, полученных устройством для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей, и вспомогательные устройства, отличающееся тем, что устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища включает как минимум один индикатор электромагнитного поля, соединенный с системой обработки данных посредством провода, принцип работы применяемого устройства для выявления электромагнитного излучения в районе днища и кузовных частей основан на использовании электромагнитного излучения в диапазоне частот от 0,03 ГГц до 3 ГГц, принцип работы устройства для сравнения данных основан на автоматическом сравнении характеристик электромагнитного поля в районе днища и кузовных частей транспортного средства с заданными значениями, заложенными предварительно в память устройства для хранения данных.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища закреплено на днище транспортного средства.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища закреплено на заднем бампере транспортного средства.

5. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища закреплено на крыле транспортного средства.

6. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что устройство для выявления электромагнитного излучения в районе днища закреплено на локере транспортного средства.

7. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что содержит радиопередатчик с возможностью передачи данных о функционировании системы оператору по радиоканалу.

8. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что система обработки данных выполнена с возможностью задания критического уровня срабатывания устройства.

9. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что система обработки данных выполнена с возможностью не отображать некоторые частоты и значения амплитуд.

10. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что система обработки данных выполнена с возможностью «привязывать» по времени значение, полученное от индикатора поля, к информации о местоположении транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к схеме привода автомобиля, которая позволяет оборудовать транспортное средство электрическим двигателем. Привод содержит: приводной механизм, крепление электродвигателя, электрическую схему подключения цепи.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается оборудования для крепления и перевозки контейнеров или других подходящих грузов на железнодорожных платформах.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании транспортных средств в полевых условиях.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ эксплуатации автомобильной техники заключается в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности применения приборов при техническом обслуживании автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин. Фиксацию материала, используемого при выполнении смазочно-заправочной операции с помощью предназначенного для этого прибора, осуществляют на экран, ветошь, перчатки и верхнюю одежду оператора, которые взвешивают до и после применения названного прибора.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ эксплуатации автомобильной техники, заключающийся в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и допустимую интенсивность отказов по отношению к наработке.

Изобретение относится к ремонтным средствам, в частности к мобильным. Мобильный многофункциональный ремонтный комплекс включает автомобиль (1), оснащенный кран-манипуляторной установкой (2), на раме которого установлены кузов-фургон (4), съемный грузовой контейнер (3), в котором в транспортном положении размещено шиномонтажное оборудование для ремонта колес.

Изобретение относится к зарядной станции для зарядки аккумулятора электрического или гибридного транспортного средства. Станция содержит: основной корпус, сменную насадку, минимум один зарядный кабель.

Группа изобретений относится к устройству электрического соединения для поста подзарядки электрического транспортного средства и связанному посту зарядки. Устройство содержит: домкрат/соединитель, шток, опорные средства, защитный картер, люк, редукторный двигатель, ремень.
Наверх