Способ комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2744024:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Способ включает последовательное выполнение утренней разминки при температуре +21-+22°С, в течение 5-7 минут, воздушную процедуру при температуре воздуха от -5°С до -25°С в течение 30-40 секунд и растирание снегом рук и ног в течение 5-10 секунд. Далее осуществляют пребывание детей в сауне при температуре 50-55°С в течение 5-7 минут с выполнением дыхательных упражнений по А.Н. Стрельниковой Ладошки, Погончики и Насос и точечного массажа. Затем проводят прием 50-100 мл воды и выход на улицу на 5-10 секунд. Комплекс процедур проводят в течение 3 месяцев в осенне-зимний период. Детей в группу закаливания отбирают по специальным критериям и по состоянию здоровья. Способ обеспечивает профилактику респираторных заболеваний, повышение иммунорезистентности организма, повышение адаптационных возможностей детского организма со стороны психофизиологических реакций и функциональной активности иммунной системы за счет проведения приемов закаливания. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области профилактики детей дошкольного возраста и педиатрии, может быть использовано при выполнении оздоровительных и закаливающих мероприятий в детских учреждениях.

В настоящее время тема оздоровления и закаливания детей является одним из приоритетных направлений в области педиатрии и профилактики детей. Известны различные виды системного и местного закаливания детей дошкольного возраста и определены некоторые диагностические маркеры функциональных показателей динамики адаптационных ресурсов детского организма.

Известен способ закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста, повышающий степень сопротивления и устойчивости организма к различным простудным и вирусным инфекциям, а также уровень физического развития [Пат. №2208426 С1, 04.01.2002]. В данном способе используют охлаждающую смесь, помещенную в криопакет с отрицательной температурой -23-21°С для осуществления криомассажа подошвенных областей стоп ребенка круговыми поглаживаниями по ходу часовой стрелки. Длительность сеанса составляет 7-20 секунд в зависимости от возраста ребенка. Курс оздоровительных мероприятий рассчитан на 10-12 процедур, которые выполняются 2-3 раза в неделю в течение 7-8 месяцев осенне-зимне-весеннего периода. Данный способ не имеет противопоказаний к использованию. Оценка эффективности проводится по уровню заболеваемости, повышению физических показателей двигательной активности и увеличения скорости адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения. Недостатком способа можно назвать воздействие только одним физическим фактором (холод) и воздействие криопакета на небольшой участок тела, что сужает эффект всестороннего физиологического воздействия, способствующего увеличению адаптивных возможностей организма ребенка.

Известен способ реабилитации часто болеющих детей [Пат. №2462220 С2, 07.12.2010] младшего школьного возраста, включающий в себя сочетание вышеописанного способа, а также дополнительный прием Se-содержащей минеральной воды за 40 минут до еды, ежедневные занятия лечебной физкультурой 20-30 минут, ручной массаж воротниковой области и групповую галотерапию. Данное изобретение направлено на повышение иммунологической резистентности организма, оказание местного противовоспалительного, секретолитического эффекта и увеличение степени сопротивления и устойчивости организма к различным простудно-вирусным инфекциям. Способ обладает выраженной эффективностью, отраженной в результатах анализа показателей клинического статуса, риноскопической картины, назоцитограммы и иммунологического статуса. Недостатком является достаточно длительное время подготовки и проведения процедур, вовлечение многих материально-технических компонентов, обслуживающий персонал, что сказывается на высокой себестоимости способа и исключает его из автономного использования.

Известен способ закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста, состоящий из чередования циклов разогрева организма ребенка за счет выполнения комплекса физических упражнений в помещении и холодового воздействия на морозном воздухе посредством пробежки босиком по снегу при температурах не ниже -25-35°С [Пат. №2140249 С1, 28.09.1998]. Применение данного способа учитывает время наступления потовыделения у детей, что определяет его индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания. Данный способ направлен на повышение иммунорезистентности к простудным заболеваниям, физической и психологической адаптации к Холодовым нагрузкам за счет эффекта от контрастных воздействий. Данный способ имеет определенные недостатки: трудоемкий процесс вычислений временных параметров разогрева, очень низкий порог температуры окружающей среды; не указывается периодичность закаливающих процедур, критерии отбора детей и осуществление медицинского контроля при воздействии низкотемпературного фактора на организм ребенка.

Описан способ профилактики ринитов у детей дошкольного возраста с применением контрастного температурного воздействия [Пат. №2551243 С1, 29.04.2014]. Данный способ включает нахождение в сауне (термотерапия) с температурой +60+70°С в течение 3-7 мин в зависимости от возраста ребенка. После разогрева тела в слизистую оболочку носа вводится ватный тампон смоченный холодной водой на 30 секунд с постепенным увеличением времени до 3 минут и вновь уменьшая время воздействия до 30 секунд. Затем проводят массаж крыльев носа и комплекс дыхательной гимнастики. Эффективность способа показана с учетом критериев нормы изучаемых показателей и выявления возрастных колебаний: I-IIA группа здоровья, не более трех ОРЗ за последний год, длительность заболеваний не выше 5-7 дней, отсутствие осложнений в период заболеваний, отсутствие жалоб на момент исследования. Изобретение направлено на формирование местного иммунитета респираторного тракта у детей дошкольного возраста, повышение активности центрального и периферического кровообращения, формирование адаптации организма детей к острым респираторным заболеваниям. Недостатком способа является введение в носовую полость инородного холодного предмета, который может вызвать дискомфорт и неприятные ощущения у детей, что снижает эффективность его использования.

Известен способ круглогодичного комплексного закаливания, включающий в себя стационарный ледяной бассейн с отделениями русской бани и финской сауны, фитоблоком и ультрафиолетовыми источниками для осуществления воздействий контрастных температур водно-воздушной среды на организм [Пат. №2116097 С1, 24.09.1997]. Недостатком этого аналогового способа является дорогостояще оборудование с возможностью его применения только в определенном здании, оборудованном всеми необходимыми площадками и техникой, осуществляющими контрастное влияние на организм человека. Способ сильно вариативен и не имеет оценки адаптивных возможностей организма, последовательных схем закаливающих процедур, в том числе, не указана схема контрастного воздействия для детей дошкольного возраста.

Описаны способы оздоровления дошкольников с помощью закаливающих процедур: солнечные ванны, гимнастические занятия на воздухе, ходьба босиком, сон с доступом свежего воздуха, бассейн, обмывание конечностей тела и контрастный душ после бассейна [Никаронова Т.С., Сергиенко Е.М., 2007]. Комплекс составлен для специалистов по физической культуре, педагогов работающих в ДОУ и направлен на развитие двигательных способностей дошкольников, на укрепление здоровья в области физической культуры. Недостатками способа можно назвать отсутствие возможности оценки эффективности способа и четкой последовательности закаливающих процедур при чередовании различных физических факторов.

В качестве наиболее близкого аналога и прототипа нами выбран способ закаливания детей 4-7 лет с учетом муссонного климата Дальнего Востока для тренировки системы терморегуляции и повышения сопротивляемости организма к острым респираторным заболеваниям [Шумская О.О., 2007]. С целью расширения адаптационных возможностей детей 4-7 лет используются воздушно-водные процедуры с выраженным контрастом температур и циклической двигательной активностью с умеренной интенсивностью. Первый режим для детей 4-5 лет: обливание душем с последующим прогреванием в сауне. Температура воды находится в диапазоне от +16+24°С, обливается тело (без головы). Температура в сауне +35+55°С, время нахождения детей 5-10 минут. Второй режим для детей 5-7 лет: погружение в бассейн с температурой от +12+14°С в течение 7-30 секунд с последующим прогреванием в сауне при температуре +45+65°С в течение 10-15 минут. Результат закаливающих мероприятий снижение уровня простудных и вирусных заболеваний в 4 раза. С помощью метода температурного градиента кожи «стопа-грудь» отмечается выравнивание термотопографии детей с повышением устойчивости организма детей к изменению температур и расширение адаптационных возможностей. Недостатком данного способа является отсутствие подготовки тела с помощью разминочных упражнений, не показана динамика физиологического развития детей, не акцентировано внимание на критериях отбора для применения контрастных процедур.

Патенто-информационный поиск показал, что на сегодняшний день имеется достаточно разнообразные оздоровительные схемы и режимы температурных воздействий как местного, так и системного воздействия для детей дошкольного возраста. При этом не учитываются многие физические температурные факторы изменяющие работу системы жизнеобеспечения связанные с применением немедикаментозных средств и организация проведения закаливающих и оздоровительных мероприятий. В связи с этим, возникает необходимость разрабатывать новые подходы профилактики и реабилитации, в том числе и на основе доступных природных средств с учетом возможностей образовательных учреждений направленных на расширение индивидуальных ресурсов ребенка и повышению сопротивляемости детского организма к вирусным и бактериальным инфекциям.

Задача, на решение которой направлен заявляемый способ, заключается в проведении закаливающих и оздоровительных процедур в дошкольном учреждении на основе комплекса мероприятий, способствующих повышению адаптационных возможностей организма к температурным и физическим нагрузкам со стороны психофизиологических реакций организма, и оценки функциональной активности иммунной системы.

Достижение технического результата будет осуществляться за счет последовательных выполнений оздоровительных процедур: 1. утренняя разминка при температуре +21 -+22°С в течение 5-7 минут; 2. воздушная процедура при температуре -5°С до -25°С в течение 30-40 секунд с растиранием снегом рук и ног в течение 5-10 секунд. 3. помещение с горячим воздухом с использованием электрического котла, поддерживающего температуру воздуха в пределах 50-55°С (сауна) с элементами дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой Ладошки, Погончики и Насос и точечного массажа. 4. прием 50-100 мл воды. 5. кратковременная воздушная процедура в виде выхода на улицу на 5-10 секунд. Комплексные контрастные закаливающие мероприятия проводятся в течение 3 месяцев в осенне-зимний период.

Устанавливается допуск к оздоровительным процедурам перед каждым занятием на основе ряда нижеописанных показателей и подготовки к закаливающим мероприятиям:

Допуск к оздоровительных контрастным температурным воздействиям осуществляется при учете общего самочувствия; артериальное давления каждым перед оздоровительными процедурами должно находится в пределах: систолическое 120-130 мм рт. ст., диастолическое 70-80 мм рт.ст.; частота сердечных сокращений 80-125 ударов в минуту.

Подготовка к оздоровительным контрастным температурным воздействиям осуществляется для избежание рисков травматизации и сохранения здоровья: выстилание резиновыми ковриками площадки перед сауной; дети надевают валеную обувь и головной убор - легкую шапочку; осуществление питьевого режима проводят с применением одноразовых стаканчиков; после сауны детей заворачивают в махровые полотенца и в них они переходят в корпус детского сада.

Возвращение детей, завернутых в полотенце, в помещение детского сада производится по улице в течение 5-10 секунд.

Сущность изобретения заключается в том, что способ комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста состоит из нескольких этапов оздоровительных процедур:

Первый этап. Утренняя разминка проводится в проветренном спортивном зале детского сада при t +21+22°С, в течение 5-7 минут. Это направлено на развитие физических качеств и функционального уровня систем организма, закрепление двигательных навыков. Физические упражнения способствуют переключению парасимпатического отдела на работу симпатического отдела ВНС [Криволапчук И.А., 2011]. Такая «перенастройка» в изменение работы ВНС оказывает трофическое действие, что выражается в скорости протекания метаболических процессов [Абрамов В.В. и др., 2004]. Таким образом, утренняя разминка является адаптационным переходом организма к изменяющимся условиям внешней среды и функциональных нагрузок перед температурным контрастом.

Второй этап. Выход на улицу (воздушная процедура) в купальниках для девочек, и купальных плавках для мальчиков, удобной обуви с включением игровых элементов (температура воздуха от -5°С до -25°С) в течение 30-40 секунд и растиранием снега в течение 5-10 секунд. Направлено на тренировку системы терморегуляции организма, подготовку к воздействию естественных природных факторов в условиях физиологического стресса [Пат. №2140249 С1, 28.09.1998].

Третий этап. Пребывание в сауне при температуре 50-55°С в течение 5-7 минут с выполнением дыхательных упражнений по А.Н. Стрельниковой. Термическое воздействие характеризуется распределением тепла в тканях организма и способствует увеличению работоспособности мышц и нервной системы за счет более высокой скорости реакций [P. Tikuisis, P. Meunier, С.Е. Jubenville, 2001]. Способность ребенка поддерживать тепловой баланс, гораздо выше, чем у взрослых, так как мышцы ребенка в покое и в движении производят больше тепла. Это связано с тем, что роль отдельных мышечных групп в термогенезе с возрастом обусловлена гетерохронией созревания мышечного аппарата, что влияет на неравномерность разогрева тела ребенка [Бобков Г.А., Иоффе А.А., 1938]. В связи с этим в сауне с детьми проводятся базовые упражнения по методу Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Благодаря этому активизируется кислородный обмен в тканях, с функциональной оптимизацией организма [Щетинин М.М. Щетинин О.С. Копылова А.Н., 2011]. Воздействие точечного массажа определенные точки усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение [Поваляева М.А., 2002].Такое сочетание температурного фактора, дыхательных упражнений и точечного массажа вызывает умеренную степень напряжения механизмов терморегуляции и нормализацию соотношения тонуса отделов ВНС с достижением психорелаксирующего эффекта.

Четвертый этап. Прием 50-100 мл кипяченой воды в комнате отдыха. Водное насыщение интерстициального пространства обеспечивает поддержание эндоэкологического и динамического равновесия между окружающим и организменным пространствами [Асташов В.В. и др., 2012].

Пятый этап. Возвращение детей завернутых в полотенце, в помещение детского сада по улицу в течение 5-10 секунд. Заключительный этап в тренировке системы терморегуляции организма.

Пример:

В исследование участвовало 29 детей. Сформированы 2 группы: первая группа (контрольная, n=13) - соблюдался обычный режим детского сада; вторая (экспериментальная, n=16) - проводились комплексные контрастные оздоровительные мероприятия 5 раз в неделю. В течение 3 месяцев (осенне-зимний период) отказов от проведения процедур и ухудшения самочувствия детей не отмечалось.

Психоэмоционального состояния определялось тестом Люшера с расчетом интегральных показателей. Оценивались клинико-гематологические параметры и IgG, IgM, IgA; методом ИФА - уровни ИЛ-4, ИНФ-γ, ФНО-α, IgE, антитела класса М и G к цитомегаловирусу (ЦМВ) и вирусу простого герпеса (ВПГ) 1 и 2 типа; методом ПЦР - антигены гриппа типов А и В.

Установлены сходства в обеих группах:

1. все исследуемые параметры за пределы физиологической возрастной нормы не выходили;

2. тесты на наличие гриппа типов А, В были отрицательные;

3. интегральные показатели по тесту Люшера: «суммарное отклонение» -соответствовал среднему уровню нервно-психического напряжения, а «вегетативный коэффициент» - оптимальной мобилизации физических и психических ресурсов до проведения закаливающих мероприятий и после них.

Установлены отличительные особенности:

1. дети 2-ой группы за период закаливающих мероприятий не болели. На детей 1-ой группы пришлось 1,3 пропущенных дня по болезни на одного ребенка;

2. во 2 группе по отношению к 1-ой наблюдается, снижение средней концентрации гемоглобина в эритроците (МСНС) (р<0,01), моноцитов (%) (р<0,001), базофилов (%) (р<0,019) и незрелых гранулоцитов (р<0,025), а также уровня IgE (р<0,031);

3. по тесту Люшера: после комплексных процедур у детей снижается уровень стрессового состояния (р<0,039), но повышается эксцентричность (р<0,042) и работоспособность (р<0,046).

Вышеизложенный способ комплексного контрастного оздоровления детей дошкольного возраста свидетельствуют, о том, что контрастное температурное закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как составную часть физического воспитания детей, направленное на формирование навыков здорового образа жизни. Строгая последовательность и систематичность выполнения закаливающих мероприятий приводит к снижению уровня заболеваемости, функционального напряжения в работе иммунной системы и уровня стресса, что обусловлено снятием напряженности в работе регуляторных систем, в частности иммунной и нервной. Это способствует повышению работоспособности, но при этом увеличивается интерес к своему окружению как объекту воздействия или источнику получения помощи (экцентричность), что в дошкольном возрасте может соответствовать возрастной норме.

Источники информации, принятые во внимание по экспертизе:

1. Пат. №2208426 С1, 04.01.2002;

2. Пат. №2462220 С2, 07.12.2010;

3. Пат. №2140249 С1, 28.09.1998;

4. Пат. №2551243 С1 от 29.04.2014;

5. Пат. №2116097 С1 от 24.09.1997;

6. Никаронова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никаронова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж: ИП Лакоценина, 2007 г. - 96 с.

7. Шумская О.О. Эффективность использования средств закаливания в физическом воспитании детей 4-7 лет с учетом биоклиматического комплекса дальневосточного муссона / О.О. Шумская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 8, №. 44. - С. 496-500.

8. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для регуляции функционального состояния тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, №5. - С. 61-72.

9. Абрамов В.В. Основы нейроиммунологии / В.В. Абрамов и др. - М.: Академия наук о Земле, 2004. - 100 с.

10. Tikuisis P. Human body surface area: measurement and prediction using three dimensional body scans / P. Tikuisis, P. Meunier, C.E. Jubenville // Eur. J. Appl. Physiol. - 2001 - Vol. 85. - P. 264-271.

11. Бобков Г.А. Концептуальное представление онтогенеза системы терморегуляций / Г.А. Бобков, А.А. Иоффе // Теория и практика физической культуры. - 1938. - №11. - С. 38-40.

12. Щетинин М.М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М.М. Щетинин, О.С. Щетинин, А.Н. Копылова. - М.: Метафора, 2011. - 128 с.

13. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.

14. Асташов В.В. Питьевая вода как средство профилактики и восстановительного лечения / В.В. Асташов, Е.Б. Иванова, К.Л. Данилов [и др.] // Прикладная токсикология. - 2012. - Т. 1, №7. - С. 10-18.

1. Способ комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста, включающий последовательное выполнение утренней разминки при температуре +21-+22°С, в течение 5-7 минут, воздушную процедуру при температуре воздуха от -5°С до -25°С в течение 30-40 секунд и растирание снегом рук и ног в течение 5-10 секунд, пребывание в сауне при температуре 50-55°С в течение 5-7 минут с выполнением дыхательных упражнений по А.Н. Стрельниковой Ладошки, Погончики и Насос и точечного массажа, последующий прием 50-100 мл воды, выход на улицу на 5-10 секунд; комплекс процедур проводят в течение 3 месяцев в осенне-зимний период.

2. Способ комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста по п. 1, отличающийся тем, что критериями отбора в группу здоровья являются: письменное разрешение родителей на проведение закаливающих процедур и обработку персональных данных, предоставление справки об отсутствии диагноза синдрома внезапной смерти в семейном анамнезе, указание в медицинской карте ребенка первой или второй группы здоровья; критериями исключения из группы закаливания служат: наличие острых респираторных и вирусных заболеваний в течение 2 месяцев перед началом оздоровительных мероприятий, патологии при обследовании УЗИ сердца и ЭКГ.

3. Способ комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста по п. 1, отличающийся тем, что проводятся ежедневный допуск детей к оздоровительным мероприятиям на основе показателей общего самочувствия, артериального давления в пределах 120-130 мм рт.ст. и 70-80 мм рт.ст., частоты сердечных сокращений перед каждым контрастным температурным воздействием 80-125 ударов в минуту и ежедневная подготовка к оздоровительным процедурам, включающая: расстилание резиновых ковриков перед сауной, подготовку валеной обуви, головных уборов и одноразовых стаканчиков; после сауны детей заворачивают в махровые полотенца, в которых они на заключительном этапе выходят на улицу.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, психиатрии. В день поступления пациента в отделение медицинской реабилитации для определения психического статуса консультацию проводит психиатр, по результату которой назначают медикаментозную терапию.

Группа изобретений относится к медицине. Предлагается способ снижения избыточной массы тела, заключающийся в том, что используют кардиотренажер или один из вариантов нижеуказанных тренажеров, выполняют физические упражнения в воде с температурой 32°С ±1° с установленной на тренажере с нагрузкой с проведением тренировок 3-4 раза в неделю продолжительностью 10-20 минут.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапевтическим тренажерам для ходьбы. Тренажер содержит приемную часть для стопы для приема области переднего отдела стопы пользователя или для образования соединения с носком обуви, базовый держатель и перестановочный блок.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и медицинской реабилитации, и может быть использовано для лечения больных с задним шейным симпатическим синдромом путем проведения медикаментозной терапии и коррекции биомеханических нарушений шейного и грудного отделов позвоночника.
Изобретение относится к медицине, физической реабилитации пациентов, имеющих сердечно-сосудистые заболевания с сопутствующей патологией заболеваний позвоночника.

Изобретение относится к способам оздоровительной практики, основанным на активации внутренних оздоровительных процессов, и может быть использовано для поддержания, укрепления и восстановления здоровья и улучшения общего состояния организма человека.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и педиатрии, и касается реабилитации двигательной функции верхней конечности у больных детским церебральным параличом (ДЦП).

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, может быть использовано для восстановительного лечения больных с патологией спинного мозга на шейном уровне.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, ортопедии, рефлексотерапии, лечебной физкультуре, реабилитологии, и может быть использовано в лечении миофасциальных болевых синдромов для улучшения крупной и мелкой моторики конечностей у детей с гемипаретическими формами ДЦП.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, профпатологии, реабилитации. Осуществляют тренировку пациента в вертикальной позе на стабилометрической платформе с использованием биологической обратной связи по опорной реакции.

Изобретение относится к медицинской технике. Предложено устройство акустического ударно-волнового воздействия, содержащее ультразвуковой генератор, состоящий из силового выпрямителя, фильтра и высокочастотного инвертора с выходным трансформатором, и пьезокерамический излучатель с волноводом инструментом.
Наверх