Волновая передача с выбором люфта

Изобретение относится к области машиностроения. Волновая передача с выбором люфта содержит корпус, механический волнообразователь, состоящий из входного вала и эксцентриковых втулок с установленными на них подшипниками, сепаратора с телами качения и жесткого колеса. Вал дискового волнообразователя и внутренние поверхности эксцентриковых втулок снабжены мелкомодульными шлицами, позволяющими устанавливать эксцентриситеты втулок с различными угловыми положениями относительно радиальной плоскости. Составное жесткое колесо выполнено из двух соосных колес с одинаковым зубчатым профилем, при этом первое жесткое колесо снабжено впадиной в виде сектора, а второе - выступом, соединенным с сектором, входящим с угловым зазором во впадину первого жесткого колеса, также в первом жестком колесе имеются два резьбовых отверстия с винтами, позволяющими устанавливать угловое положение первого жесткого колеса относительно оси симметрии выступа второго жесткого колеса, кроме того, между торцевыми поверхностями сектора и впадины жестких колес размещены пружины. Обеспечивается увеличение точности работы и срока службы механизма. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для передачи вращательного движения с возможностью выбора люфта с целью увеличения кинематической точности передачи и срока службы механизма.

Известны механизмы на основе волновых передач, позволяющие уменьшить люфт (Авт. свид. SU 1 839 828 A1, SU 1839829 А1, SU 1839833 А1).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению, по совокупности признаков, является механизм, построенный на основе волновой передачи с промежуточными телами качения с выбранным люфтом. Конструкция прототипа (SU 1839833 А1) содержит корпус, соединенный с ним сепаратор с пазами, в которых располагаются тела качения, жесткое колесо, механический волнообразователь с кольцом. С целью выбора люфта и обеспечения долговечности и точности передачи кольцо волнообразователя выполнено разрезным и подпружинено в радиальном направлении упругими элементами, установленными в радиальных пазах волнообразователя.

Недостатками данного механизма являются сложность конструкции механического волнообразователя, обусловленная большим количеством упругих элементов, и невозможность регулировки величины люфта механизма в процессе эксплуатации без его полной разборки.

Цель предлагаемого изобретения заключается в уменьшении составных элементов механизма при обеспечении возможности выбора люфта и его регулирования в процессе эксплуатации механизма без разборки последнего.

Техническим результатом является увеличение кинематической точности, уменьшение люфта передачи и увеличение срока службы механизма в целом. По сравнению с прототипом предложенный механизм обладает более простой конструкцией и не требует полного его разбора для регулировки люфта в процессе эксплуатации.

Заявленный технический результат достигается тем, что в известной волновой передаче с люфтовыбирающим устройством, содержащей корпус, механический волнообразователь, состоящий из входного вала и эксцентриковых втулок с установленными на них подшипниками, сепаратора с телами качения и жесткого колеса, согласно заявляемому изобретению, вал дискового волнообразователя и внутренние поверхности эксцентриковых втулок снабжены мелкомодульными шлицами, позволяющими устанавливать эксцентриситеты втулок с различными угловыми положениями относительно радиальной плоскости, кроме того, составное жесткое колесо выполнено из двух соосных колес с одинаковым зубчатым профилем, при этом первое жесткое колесо снабжено впадиной в виде сектора, а второе - выступом, соединенным с сектором, входящим с угловым зазором во впадину первого жесткого колеса, также в первом жестком колесе имеются два резьбовых отверстия с винтами, позволяющими устанавливать угловое положение первого жесткого колеса относительно оси симметрии выступа второго жесткого колеса, кроме того, между торцевыми поверхностями сектора и впадины жестких колес размещены пружины, например, тарельчатые.

Техническая сущность и принцип действия волновой передачи с выбором люфта поясняется на чертежах, на которых изображено:

на фиг. 1 - продольный разрез волновой передачи с выбором люфта на фиг. 2 - поперечный разрез по А-А на фиг. 1.

Механизм состоит из корпуса 1, соединенного с ним неподвижно сепаратора 2, механического волнообразователя, состоящего из входного вала 3, эксцентриковых втулок 4, 5 и радиальных подшипников, тел качения 6 (роликов), размещенных в пазах сепаратора 2, составного жесткого колеса, состоящего из двух жестких колес 7, 8, одно из которых неподвижно связано с выходным валом 9.

Механический волнообразователь характеризуется тем, что входной вал 3, являющийся валом волнообразователя, и внутренние отверстия эксцентриковых втулок 4, 5 снабжены мелкомодульными шлицами, что позволяет устанавливать эксцентриситеты втулок 4, 5 в различном угловом положении.

Составное жесткое колесо состоит из двух жестких колес 7, 8 с одинаковым зубчатым профилем. Жесткое колесо 7 снабжено впадиной в виде сектора, а жесткое колесо 8 снабжено выступом, входящим с угловым зазором во впадину жесткого колеса 7. Выступ жесткого колеса 8 неподвижно соединен с сектором 10 винтовыми соединениями 11, 12 и штифтом 13 неподвижно так, что плоскости симметрии сектора 10 и впадины жесткого колеса 7 совпадают. Также жесткое колесо 7 снабжено двумя резьбовыми отверстиями с винтами 14, 15, позволяющими устанавливать необходимое угловое положение жесткого колеса 7 относительно жесткого колеса 8. Между торцевыми поверхностями впадины жесткого колеса 7 и сектора 10 размещены пружины 16, например, тарельчатые, выполняющие функцию разведения жестких колес 7, 8 относительно друг друга. Кроме того, жесткое колесо 7 неподвижно соединено с выходным валом 9.

Принцип действия механизма

После передачи движения на входной вал 3 начинает вращаться механический волнообразователь, с установленным во время сборки угловым положением эксцентриситета эксцентриковых втулок 4, 5, в результате чего тела качения 6, установленные в пазах сепаратора 2, начинают совершать возвратно-поступательные движения, тем самым толкая жесткие колеса и вынуждая их вращаться.

При сборке передачи производится регулировка положения винтов 14, 15, что ведет к увеличению усилия разведения жестких колес 7, 8 с целью уменьшения люфта передачи, вызванного неточностями изготовления и сборки. Дополнительная затяжка винтов 14, 15 по истечении некоторого времени с начала эксплуатации позволяет дополнительно развести между собой жесткие колеса 7, 8 и уменьшить люфт передачи, обусловленный остаточной деформацией в зонах контакта тел качения с профилем жесткого колеса без разборки механизма.

Использование предлагаемого изобретения позволяет увеличить кинематическую точность, уменьшить люфт передачи и увеличить срок службы механизма в целом. По сравнению с прототипом предложенный механизм обладает более простой конструкцией и не требует полного его разбора для регулировки величины люфта в процессе эксплуатации механизма.

Волновая передача с выбором люфта, содержащая корпус, механический волнообразователь, состоящий из входного вала и эксцентриковых втулок с установленными на них подшипниками, сепаратора с телами качения и жесткого колеса, отличающаяся тем, что вал дискового волнообразователя и внутренние поверхности эксцентриковых втулок снабжены мелкомодульными шлицами, позволяющими устанавливать эксцентриситеты втулок с различными угловыми положениями относительно радиальной плоскости, кроме того, составное жесткое колесо выполнено из двух соосных колес с одинаковым зубчатым профилем, при этом первое жесткое колесо снабжено впадиной в виде сектора, а второе - выступом, соединенным с сектором, входящим с угловым зазором во впадину первого жесткого колеса, также в первом жестком колесе имеются два резьбовых отверстия с винтами, позволяющими устанавливать угловое положение первого жесткого колеса относительно оси симметрии выступа второго жесткого колеса, кроме того, между торцевыми поверхностями сектора и впадины жестких колес размещены пружины.



 

Похожие патенты:

Прецизионная планетарная передача содержит зубчатое колесо, подвижную кольцевую шестерню, фиксированную кольцевую шестерню, одну или более планетарных шестерен. Каждая планетарная шестерня выполнена с возможностью одновременного зацепления с зубчатым колесом, фиксированной кольцевой шестерней и подвижной кольцевой шестерней.

Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с внутренним зацеплением колес содержит ведущую шестерню с внешними зубьями (1), колесо с внутренними зубьями (2), крышку (3) с кронштейном (4), в котором выполнены отверстия и пазы для расположения в них подшипников и зубчатых колес, дополнительную пару зубчатых колес (5), (6), расположенную в колесе с внутренними зубьями (2), опорные подшипники зубчатых колес (7)-(12), расположенные в отверстиях крышки (3) и кронштейна (4) по разные стороны их зубчатых венцов, стопорные кольца опорных подшипников (13)-(15), ведомый вал (16), корпус (17).

Изобретение относится к области машиностроения. Редуктор планетарный с промежуточным сателлитом содержит корпус, внутри которого соосно располагаются два центральных колеса: неподвижное, жестко связанное с корпусом, и подвижное, жестко связанное с тихоходным валом, на внутренних поверхностях которых имеются зубья с неодинаковым их количеством, а также водило, жестко связанное с быстроходным валом.

Изобретение относится к области машиностроения. Безводильная трехсателлитная планетарная передача включает неподвижное центральное колесо с внутренним зацеплением, центральное ведущее колесо, три сателлита, первый и второй из которых связаны между собой первым трехпарным рычагом, третья пара которого образована вторым трехпарным рычагом, соединенным во вторую пару с третьим сателлитом, и выходное звено.

Линейный электропривод относится к электромеханическим линейным исполнительным механизмам, представляющим собой совмещённую конструкцию электродвигателя и эксцентриковой передачи винт - гайка.

Зубчатые венцы колеса и шестерни каждой ступени механической передачи изготавливают из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения, угол зацепления зубьев шестерни и колеса где r и R (м) - радиусы делительных окружностей шестерни и колеса в полюсе зацепления, причем в зубчатых передачах с одной и двумя линиями зацепления цилиндрических зубьев шестерни и колеса линии зацепления в полюсе зацепления выполняют ломаными на два равных отрезка, соответствующих по длине катету прямоугольного треугольника колеса, составленному с другим катетом и образующему с гипотенузой треугольника, равной радиусу R делительной окружности колеса, угол угол давления в передачах с одним полюсом зацепления и - в передачах с двумя полюсами зацепления принимают равными где угол ϕ° внутреннего трения материала колеса и шестерни определяют как ϕ°=45°-0,5arctgε, ε - диэлектрическая проницаемость материала колеса и шестерни, или ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость материала колеса или шестерни; при длине Lш линий зацепления шестерни, равной длине Lк линий зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м), в зацеплении при передаче крутящего момента от шестерни к колесу поверхность зуба шестерни без трения и скольжения перекатывают по поверхности зуба колеса; значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине В (м) зубьев шестерни и колеса принимают в расчетах соответственно равными КНβ=1, КFβ=1.

Изобретение относится к зубчатым планетарным передачам вращения. Двухступенчатый циклоидальный редуктор состоит из корпуса 2, закрытой неподвижной крышки 3 и подвижной крышки 4.

Данное изобретение касается регулировочного блока (202, 302) для регулировки по азимуту и/или для регулировки угла атаки ветроэнергетической установки (100), регулировочного устройства, устройства (200) регулировки угла атаки, устройства (300) регулировки по азимуту, ветроэнергетической установки, а также способов регулировки роторной лопасти и отслеживания направления ветра, а также применения регулировочного блока и/или регулировочного устройства.

Изобретение относится к области машиностроения. Ролико-винтовой редуктор содержит входное звено, содержащее две гайки входного звена с внутренней многозаходной резьбой разного направления, закрепленные друг относительно друга, опорное звено, содержащее две гайки опорного звена с многозаходной резьбой разного направления, закреплённые друг относительно друга, выходное звено, содержащее две гайки выходного звена с многозаходной резьбой разного направления, закреплённые друг относительно друга.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Напряженная волновая зубчатая передача содержит жесткое зубчатое колесо, гибкое зубчатое колесо, выполненное с возможностью зацепления с жестким зубчатым колесом, и генератор волн для изгибания гибкого зубчатого колеса с получением некруглой формы и образованием участка зацепления с жестким зубчатым колесом и для перемещения участка зацепления в окружном направлении жесткого зубчатого колеса.
Наверх