Исходный производящий контур инструмента для формирования зубьев звездочек

Изобретение относится к области машиностроения. Исходный производящий контур для формирования зубьев звездочек скоростных и высокоскоростных цепных передач методом обката имеет радиус головки зуба инструмента r1, радиус выпуклости зуба r2, радиус дуги ножки зуба r3, вписанный угол выпуклости зуба определены из соотношений: r1 = 0,503 dr; r2 = 1,0 dr; r3 = 1,2 Рц; вписанный угол выпуклости зуба - 15º, где dr - диаметр ролика цепи; Рц - шаг цепи. Обеспечивается снижение ударных нагрузок при работе цепной передачи, а также повышение качества рабочего зацепления цепи. 2 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении высокоскоростных и скоростных цепных передачах.

Известно, что формирование профиля зубьев звездочек приводных роликовых цепей с числом зубьев z ≥ 9, методом обката осуществляется инструментом, исходный производящий контур венцов звездочек соответствует параметрам, приведенным в справочнике [Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Машиностроение, 1980.-559с.,ил., стр.424, табл. 19]. При этом, угол профиля зуба звездочки, определяющий силу удара шарнира цепи о зуб, в момент входа в зацепление, соответствует

Недостатком указанного устройства является значительная ударная нагрузка обусловленная углом профиля.

Техническим результатом предлагаемого исходного производящего контура инструмента для формирования зубьев звездочек является снижение ударных нагрузок на 8-14%, повышение качество рабочего зацепления цепи.

Указанный технический результат достигается тем, что исходный производящий контур инструмента для формирования зубьев звездочек скоростных и высокоскоростных цепных передач методом обката, с целью уменьшения угла профиля зуба, обусловливающего снижение ударных нагрузок, радиус головки зуба инструмента r1, радиус выпуклости зуба r2, радиус дуги ножки зуба r3, вписанный угол выпуклости зуба определены из соотношений:

r1 = 0,503 dr;

r2 = 1,0 dr;

r3 = 1,2 Рц;

вписанный угол выпуклости зуба - 15°,

где dr - диаметр ролика цепи;

Рц - шаг цепи.

На фиг. 1 изображен профиль зубьев звездочек скоростных и высокоскоростных цепных передач.

На фиг. 2 изображен профиль исходного производящего контура инструмента для формирования зубьев звездочек.

Сила удара шарниров цепи о зубья звездочки определяются:

где mпр - эквивалентная сосредоточенная масса цепи, приведенная к точке удара;

Спр - приведенная жесткость соударяющихся систем;

Vу - скорость удара, направленная по нормали к поверхностям соударяющихся тел.

Нормальную составляющую скорости удара принято определять по зависимости [Воробьев Н.В. Цепные передачи. - М.: Машиностроение, 1968. - 252 с]:

где ω - угловая скорость звездочки, рад/с;

Р - шаг цепи, мм,

ξ - коэффициент скорости удара, являющийся функцией геометрических параметров звездочки,

здесь τ - угловой шаг зубьев звездочки, τ = 360°/z;

z - число зубьев звездочки;

α - угол профиля зуба.

Сопротивление усталости элементов цепи (пластин, роликов, втулок) присуще в основном скоростным и высокоскоростным передачам. Сопротивление усталости определяется уровнем действующих на детали цепи нагрузок. У высокоскоростных передач значительное влияние оказывают дополнительные динамические нагрузки, превосходящие полезную, обусловленные соударением шарниров цепи с зубьями звездочки в момент их входа в зацепление [Раскин Р.М., Кронгауз В.С., Кин Ю.Б. Цепные передачи буровых установок. - М.: Недра, 1972. 168 с].

Значение минимально допустимого значения угла профиля зуба звездочки из условий обеспечения свободного входа и выхода шарниров цепи из зацепления и обеспечения оптимального распределения нагрузки между зубьями звездочки эффективно участвующих в передаче рабочей нагрузки скоростных и высокоскоростных цепных передач, работающих в условиях непрерывной смазки (масляная ванна, циркуляционная подача смазочного материала), может быть уменьшено.

На основе проведенных исследований по определению оптимальных параметров профиля зубьев звездочек для скоростных и высокоскоростных цепных передач, работающих в закрытых условиях при условии обеспечения достаточной смазки предложен соответствующий профиль [Лисицкий И.И. Звездочка цепной передачи. Авторское свидетельство № 1525380, 1 августа 1989г.] с параметрами, приведенными в таблице 1 и на фиг. 1.

Оптимизация параметров профиля проводилась по ряду условий:

- обеспечение свободного входа шарниров цепи в зацепления с зубьями ведущей и ведомой звездочек и их выхода из зацеплений;

- обеспечение распределения передаваемой полезной нагрузки между зубьями, находящимися в зацеплении с шарнирами цепи;

- возможность осуществления зубоформирования венцов звездочек с числом зубьев z ≥ 9 прогрессивными способами, в том числе методом обката.

Предлагаемый исходный производящий контур инструмента для формирования зубьев звездочек цепных передач с параметрами исходного производящего контура представленного на фигуре 2 и в таблице 2. обеспечивает получение угла профиля зуба

Таким образом, предлагаемый исходный производящий контур инструмента для формирования зубьев позволяет уменьшить уровень шума при работе звездочек цепных передач, увеличить КПД на 3 % и снизить энергозатраты.

Таблица 1 - Параметры профиля зубьев звездочек для скоростных и высокоскоростных цепных передач

Наименование параметра Обозначение Расчетная формула
Хордальный шаг Р ГОСТ 13568;
ГОСТ 21834.
Диаметр элемента зацепления dr
Число зубьев звездочки z -
Угловой щаг τ τ = 360º/z
Диаметр делительной окружности d d = P/sin 0,5∙τ
Коэффициент высоты головки зуба ha* ha* = 0,25
Диаметр окружности вершин зубьев da da = d + 2⋅ha*∙P
Радиус впадины r1 r1 = 0,503∙ dr
Диаметр окружности впадин df df = d - 2∙ r1
Высота головки зуба ha ha = ha*∙P
Высота ножки зуба hf hf = 0,5(d - df)
Высота зуба h h = ha + hf
Смещение центров дуг впадин e e = 0,015∙P
Радиус профиля рабочей части r2 r2 = (1 + 3,5/z)⋅ dr
Радиус головки зуба r3 r3 = (0,96 – 3,8/z)⋅ P
Половина угла впадины β β = 60º – 60º/z
Центральный угол рабочей части γ γ = 17º – 78º/z
Угол профиля зуба α α = 13° - 42°/z
Координаты центра О2 дуги рабочего участка профиля a2 a2 = (0,497 + 3,5/z)∙dr∙sin β
b2 b2 = (0,497 + 3,5/z)∙dr∙cos β
Координаты центра О3 дуги головки зуба a3 a3 = (r2 + r3)∙sin(β+γ) - a2
b3 a3 = (r2 + r3)∙cos(β+γ) - b2

Таблица 2 - Параметры исходного производящего контура для формирования зубьев звездочек скоростных и высокоскоростных цепных передач

Наименование параметра Обозначение Расчетная формула
Шаг цепи Рц ГОСТ 13568-75; ГОСТ 21834-76.
Диаметр элемента зацепления dr ГОСТ 13568-75; ГОСТ 21834-76.
Шаг основной рейки Р Р = 1,011⋅ Рц;
Радиус головки зуба r1 r1 = 0,503⋅∙ dr;
Радиус выпуклости зуба r2 r2 = 1,0⋅ dr;
Высота ножки зуба Н Н = 0,25⋅ Рц;
Смещение центров дуг вершины зуба е е = 0,015⋅ Рц;
Радиус дуги ножки зуба r3 r3 = 1,2⋅ Рц;
Радиус впадины r4

Исходный производящий контур для формирования зубьев звездочек скоростных и высокоскоростных цепных передач методом обката, отличающийся тем, что с целью уменьшения угла профиля зуба, обусловливающего снижение ударных нагрузок, радиус головки зуба инструмента r1, радиус выпуклости зуба r2, радиус дуги ножки зуба r3, вписанный угол выпуклости зуба определены из соотношений:

r1 = 0,503 dr;

r2 = 1,0 dr;

r3 = 1,2 Рц;

вписанный угол выпуклости зуба - 15º,

где dr - диаметр ролика цепи;

Рц - шаг цепи.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к машиностроению. Редукторная система с эллиптическим сопряжением включает в себя входную шайбу и качающуюся шайбу.

Группа изобретений относится к зубчатым передачам. Способ повышения контактной и изгибной выносливости зубчатого зацепления заключается в том, что при симметричной по высоте боковой поверхности зуба шестерни боковую сопряженную с ней поверхность зуба колеса изготавливают вогнутой.

Группа изобретений относится к области цилиндрических зубчатых передач, а именно к планетарным передачам, в частности, с винтовыми или арочными зубьями. Планетарная передача с непрямыми зубьями, например, арочной формы содержит солнечное колесо, коронную шестерню и зацепленные с ними сателлиты.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Трохоидальное зубчатое зацепление двух колес, в котором профиль зубьев каждого колеса состоит из двух касательно соединенных между собой эквидистант трохоидальных кривых, образующих одна частично или полностью вогнутую ножку зуба, а вторая выпуклую головку зуба.

Изобретение относится к зубофрезерному приспособлению для изготовления зубчатого колеса из заготовки. Согласно изобретению приспособление содержит червячную фрезу, имеющую цилиндрическое тело, от которого отходят зубья первой группы и, чередуясь с ними, зубья второй группы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах. Коническая зубчатая передача содержит ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями, и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Зубчатая передача железнодорожного транспортного средства с системой параллельного карданного привода имеет косозубую шестерню и косозубое зубчатое колесо, которые вместе составляют пару.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями.
Наверх