Биполярная пластина топливного элемента с твердым полимерным электролитом и способ ее изготовления

Изобретение относится к области электротехники, а именно к химическим источникам тока, в частности к биполярным пластинам топливных элементов и способам их изготовления. Биполярная пластина представляет собой металлическую пластину, состоящую из катодной и анодной частей, симметричных относительно своих центров. Катодная часть биполярной пластины представляет собой гофрированную металлическую пластину с распределительными каналами прямоугольного поперечного сечения, через которые осуществляется подача окислителя/охлаждающего агента (воздуха). Соединение поверхностей анодной и катодной частей биполярной пластины осуществляется с помощью контактной сварки. Предложенный способ изготовления биполярной пластины включает в себя формирование профиля катодной части биполярной пластины в 2 этапа, первичное и финишное формование, с пошаговой деформацией заготовки холодным способом на первом этапе и финишной формовкой, путем обработки давлением на втором этапе, соединение катодной и анодной частей биполярной пластины методом контактной сварки, без использования припоя. Упрощение конструкции биполярной пластины, снижение критического истончения материала в процессе изготовления биполярной пластины является техническим результатом изобретения. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области химических источников тока, в частности к биполярным пластинам топливных элементов и способам их изготовления.

Известна конструкция биполярной пластины, описанная в патенте РФ «Полномасштабный топливный элемент с твердополимерным электролитом для батарей топливных элементов мощностью около 60 кВт» №114808, МПК H01M 8/00, опубл. 10.04.2012. Биполярная пластина характеризуется организацией прямых газовых каналов для реагентов, а также внедрением в них перфорированных сеток для лучшего распределения охлаждающего агента внутри биполярной пластины. Данное решение существенно усложняет конструкцию изделия и повышает общий вес и габариты топливного элемента.

Известна конструкция биполярной пластины, описанная в патенте РФ «Топливный элемент и батарея топливных элементов» №2328060, МПК H01M 8/00, опубл. 27.06.2008. Биполярная пластина характеризуется организацией газовых каналов типа «змеевик». Недостатком изобретения являются проблемы, вызванные неэффективным отводом паров генерируемой в реакции окисления воды с катодной стороны биполярной пластины, связано это со сложной геометрией газовых каналов.

Известна конструкция биполярной пластины, описанная в патенте США «Sheet metal bipolar plate design for polymer electrolyte membrane fuel cells» №6261710, МПК H01M 2/00, опубл. 17.07.2001, принятый за прототип. Биполярная пластина содержит верхнюю и нижнюю разделительные тонколистовые металлические пластины, в которых выштампованы прямолинейные каналы с треугольным профилем. Каналы предназначены для подачи и отвода топлива, окислителя и охлаждающего агента. Недостатками являются повышенная масса, габариты и значительный периметр уплотнения.

Известны различные способы изготовления биполярных пластин для топливных элементов.

Известен способ изготовления биполярных пластин, описанный в патенте РФ «Биполярная пластина для топливного элемента и способ ее изготовления» №2333575, МПК Н01М 8/02, опубл. 10.09.2008. Биполярная пластина изготавливается путем соединения основы, выполненной из листового металла, с углеродным слоем. Для соединения углеродного слоя с металлической основой на основу наносится промежуточный слой из смеси порошка беспористого графита и политетрафторэтилена. Биполярную пластину получают термопрессованием пакета при температуре от 120°С до 170°С и давлении от 200 до 300 кг/см2. Недостатком способа изготовления биполярной пластины является низкая прочность соединения углеродного слоя с металлической основой в результате плохой адгезии политетрафторэтилена к металлической основе.

Известен способ изготовления биполярных пластин, описанный в авторском свидетельстве СССР «Способ изготовления изделий с внутренними каналами» №1225741, МПК B23K 31/02, опубл. 23.04.1986. Биполярная пластина изготавливается соединением пайкой четырех металлических деталей, две из которых являются тонколистовыми профилированными сепараторами, а две другие - рамками с радиальными пазами для подачи в соответствующие полости водорода, кислорода и теплоносителя. Для пайки деталей на их поверхность наносится порошкообразное серебро, а в пазы спаиваемых рамок помещаются закладные детали из припоя на основе серебра в виде проволоки. Пайка деталей производится при температуре 820°С под давлением. Припой под действием температуры плавится и растекается, заполняя поры между соединяемыми деталями и одновременно освобождая каналы для подачи реагентов в полости топливного элемента. Недостатками метода являются высокая стоимость биполярной пластины в результате применения драгметалла в виде серебряного припоя, а также оснастки для проведения пайки из жаропрочных материалов, так как пайка выполняется под давлением при высокой температуре.

Известен способ изготовления биполярных пластин, описанный в патенте США «Nested bipolar plate for fuel cell and method» №7601452, МПК H01M 8/04, опубл. 13.10.2009, принятый за прототип. Способ основан на штамповании плоского металлического листа в одну стадию, что позволяет сформовать большое количество биполярных пластин за короткое время. Однако основным видом деформации в этом случае является растяжение. Это приводит к чрезмерному истончению материала, что может вызвать надрыв изделия. К тому же чрезмерное истончение ограничивает величину глубины канала, которая может быть получена методом штампования.

Техническим результатом заявляемого решения является упрощение конструкции биполярной пластины, снижение критического истончения материала в процессе изготовления биполярной пластины снижение себестоимости ее изготовления.

Указанный технический результат в части конструкции биполярной пластины топливного элемента с твердым полимерным электролитом достигается за счет того, что биполярная пластина состоит из катодной и анодной частей, симметричных относительно своих центров и имеющие технологические отверстия для подачи реагентов. Катодная часть выполнена как гофрированная металлическая пластина с распределительными каналами прямоугольного поперечного сечения, анодная часть выполнена плоской, соединение катодной и анодной частей выполнено по контуру биполярной пластины с помощью контактной сварки в точках их соприкосновения.

Указанный технический результат в части способа изготовления биполярной пластины достигается за счет того, что формование профиля катодной части биполярной пластины выполняют в 2 этапа, на 1 этапе осуществляют пошаговую деформацию заготовки, на 2 этапе выполняют финишную формовку, обработкой давлением, с использованием плоских матрицы и пуансона, соединяют поверхности анодной и катодной частей контактной сваркой в точках их соприкосновения, резку технологических отверстий осуществляют с помощью лазера.

Заявленное техническое решение поясняется графическими материалами, где

на Фиг. 1 представлен чертеж биполярной пластины (вид сбоку);

на Фиг. 2 представлен чертеж биполярной пластины (вид сбоку, увеличенный);

на Фиг. 3 представлен чертеж биполярной пластины (вид сверху);

Биполярная пластина топливного элемента с твердым полимерным электролитом состоит из катодной 1 и анодной 2 частей, симметричных относительно своих центров и имеет технологические отверстия 4, 5 для подачи реагентов. Катодная часть 1 выполнена как гофрированная металлическая пластина с распределительными каналами прямоугольного поперечного сечения 3, анодная часть 2 выполнена плоской, соединение катодной и анодной частей выполнено по контуру биполярной пластины с помощью контактной сварки в точках их соприкосновения 6.

Для изготовления биполярной пластины используют 2 металлические пластины, толщина достаточная для придания необходимых прочностных характеристик с сохранением минимального веса готового изделия лежит в диапазоне от 0,04 до 0,1 мм. Заготовки должны быть необходимых геометрических размеров, без остаточных напряжений, вызванных нагортовкой металлической пластины.

Способ изготовления биполярной пластины топливного элемента с твердым полимерным электролитом осуществляется следующим образом. Катодную часть биполярной пластины 1 подвергают деформации, с целью формирования необходимого профиля распределительных каналов 3. Профиль катодной части формируют путем пошаговой деформации заготовки холодным способом, что позволяет снизить критическое истончение материала. Отсутствие нагрева при деформации позволяет получить заданные размеры. Деформация осуществляется под действием приложенного усилия к участку катодной части 1, равной по площади размерам распределительного канала 3. Затем происходит пошаговое горизонтальное смещение заготовки относительно поверхности бойков, процесс деформации повторяется до полного гофрирования заготовки.

Соединение катодной 1 и анодной 2 частей биполярной пластины осуществляют по контуру с помощью контактной сварки в точках их соприкосновения. Неразъемное сварное соединение 6 образуется, вследствие нагрева металла проходящим через него электрическим током и пластической деформации зоны соединения под действием сжимающего усилия.

Соединенные катодную 1 и анодную 2 части биполярной пластины подвергают финишной формовки, путем обработки давлением, с использованием плоских матрицы и пуансона. Процесс способствует окончательному приданию необходимой формы распределительным каналам 3 катодной части биполярной пластины 1 и планарности всей конструкции в целом.

Последним этапом является лазерная резка технологических отверстий 4, 5 в биполярной пластине.

1. Биполярная пластина топливного элемента с твердым полимерным электролитом, состоящая из катодной и анодной частей, симметричных относительно своих центров и имеющих технологические отверстия для подачи реагентов, отличающаяся тем, что катодная часть выполнена как гофрированная металлическая пластина с распределительными каналами прямоугольного поперечного сечения, анодная часть выполнена плоской, соединение катодной и анодной частей выполнено по контуру биполярной пластины с помощью контактной сварки в точках их соприкосновения.

2. Способ изготовления биполярной пластины топливного элемента с твердым полимерным электролитом, включающий в себя формование профиля катодной части методом штампования, отличающийся тем, что формование профиля катодной части биполярной пластины выполняют в 2 этапа, на 1 этапе осуществляют пошаговую деформацию заготовки, на 2 этапе выполняют финишную формовку, обработкой давлением, с использованием плоских матрицы и пуансона, соединяют поверхности анодной и катодной частей контактной сваркой в точках их соприкосновения, резку технологических отверстий осуществляют с помощью лазера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топливному элементу и способу его изготовления. Топливный элемент содержит узел мембранных электродов с электродами, расположенными на обеих поверхностях электролитной мембраны, газодиффузионный слой, уложенный на одну из поверхностей узла мембранных электродов, каркас из полимера, установленный на одну из поверхностей узла мембранных электродов таким образом, чтобы он окружал внешнюю периферийную поверхность газодиффузионного слоя на некотором удалении от внешней периферийной поверхности газодиффузионного слоя, и лист полимера, расположенный между газодиффузионным слоем и каркасом из полимера с одной стороны и узлом мембранных электродов с другой стороны с целью заполнения промежутка между внутренней периферийной поверхностью каркаса из полимера и внешней периферийной поверхностью газодиффузионного слоя.

Изобретение относится к анодам твердооксидных топливных элементов, к композициям, используемым при изготовлении анодов, к способам изготовления анодов. Анод для твердооксидного топливного элемента содержит: матрицу, содержащую легированный оксид металла; и электрокатализатор, причем электрокатализатор содержит пористые частицы, поддерживаемые матрицей, причем пористые частицы содержат каталитический материал парового риформинга, заключенный внутри пор пористых частиц.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к элементам батарей среднетемпературных электрохимических устройств для получения электроэнергии, и может быть использовано для создания твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ).

Изобретение относится к области водородной энергетики, в частности к разработке химических систем, способных циклично аккумулировать и высвобождать водород в каталитических процессах гидрирования-дегидрирования.

Изобретение относится к ячейке топливного элемента. Согласно изобретению ячейка топливного элемента содержит связующий слой; между первым сепаратором и внешним периферийным краевым участком первого газодиффузионного слоя расположен связующий слой, соединяющий первый сепаратор с внешним периферийным краевым участком; между первым сепаратором и внешним периферийным краевым участком мембранно-электродной сборки расположен связующий слой, соединенный с внешним периферийным краевым участком мембранно-электродной сборки; и между первым сепаратором и несущим каркасом и/или между вторым сепаратором и несущим каркасом расположен связующий слой, соединяющий несущий каркас и сепаратор.

Изобретение относится к ячейке топливного элемента. Согласно изобретению ячейка топливного элемента содержит первый газодиффузионный слой, уложенный на первую поверхность мембранно-электродной сборки таким образом, чтобы его внешний периферийный краевой участок выступал от первой поверхности мембранно-электродной сборки.

Изобретение относится к области производства пасты для получения газоплотных слоёв твёрдых электролитических материалов, обладающих высокой ионной проводимостью по кислороду, для микротрубчатых твердооксидных топливных элементов (МТ ТОТЭ) анод-несущей конструкции.

Изобретение относится к твердооксидным топливным элементам (SOFC) на металлической подложке, батареям топливных элементов, способу их изготовления. В SOFC согласно изобретению используется разбавленный электролит и барьерные слои для предотвращения возникновения специфических типов коррозии металлической подложки.

Изобретение относится к области электрохимии, а именно к каталитически активным пористым композитным материалам, которые могут быть использованы в качестве несущих электродов электрохимических устройств, а более конкретно в твердооксидных топливных элементах (ТОТЭ) в качестве несущей анодной подложки.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству топливного элемента, которое может быть использовано для повышения его эффективности. Топливный элемент содержит сборку мембранно–электродного блока с газодиффузионными слоями, в которой мембранно-электродный блок размещен между парой газодиффузионных слоев, изолирующий элемент, сформированный в форме рамки и контактирующий с внешним периферийным участком сборки мембранно–электродного блока с газодиффузионными слоями, и первый и второй разделители, между которыми размещены сборка мембранно–электродного блока с газодиффузионными слоями и изолирующий элемент.

Изобретение относится к топливному элементу и способу его изготовления. Топливный элемент содержит узел мембранных электродов с электродами, расположенными на обеих поверхностях электролитной мембраны, газодиффузионный слой, уложенный на одну из поверхностей узла мембранных электродов, каркас из полимера, установленный на одну из поверхностей узла мембранных электродов таким образом, чтобы он окружал внешнюю периферийную поверхность газодиффузионного слоя на некотором удалении от внешней периферийной поверхности газодиффузионного слоя, и лист полимера, расположенный между газодиффузионным слоем и каркасом из полимера с одной стороны и узлом мембранных электродов с другой стороны с целью заполнения промежутка между внутренней периферийной поверхностью каркаса из полимера и внешней периферийной поверхностью газодиффузионного слоя.
Наверх