Система охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа



Система охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа
Система охлаждения комбинированной энергетической установки последовательного типа

Владельцы патента RU 2750345:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)" (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (RU)

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Система охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки последовательного типа для транспортного средства состоит из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих он низковольтной сети. Первый насос обеспечивает расход жидкости через контур охлаждения первой электрической машины и ее инвертора. Второй насос обеспечивает расход жидкости через контур охлаждения второй электрической машины и ее инвертора. Обратный клапан обеспечивает расход через контур охлаждения первой электромашины и первого инвертора при отключении второго насоса во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения второй электромашины и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания. Снижаются энергозатраты. 2 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к схемам охлаждения комбинированных энергетических установок (КЭУ) последовательного типа, предназначенных для автобусов и легких грузовых автомобилей (транспортных средств).

Уровень техники

Известна схема охлаждения комбинированной энергоустановки гибридного транспортного средства (патент US 9,464,561 В2, Опубликовано 04.02.2016). Изобретение относится к схемам охлаждения комбинированных энергоустановок автомобилей (транспортных средств). Предметом изобретения является оптимизация потребления топлива и снижение выбросов диоксида углерода путем оптимизации производительности электродвигателя. Схема охлаждения включает в себя два контура с электромоторами с различными рабочими температурами: первый контур отводит тепло от двигателя внутреннего сгорания, второй контур, с более низкой температурой, отводит тепло от электрического тягового узла. Каждый из контуров содержит радиатор, охлаждающий теплоноситель путем теплообмена с воздушным потоком, по меньшей мере, один гидравлический насос для циркуляции теплоносителя и электронный блок управления, управляющий гидравлическими насосами.

Недостатком данного технического решения можно признать повышенные энергозатраты. Так как расход охлаждающей жидкости инверторов первого и второго электромоторов обеспечивается одним насосом, отсутствует возможность охлаждать только один из них, когда второй не работает. Параллельное подключение контуров охлаждения электромоторов требует дополнительных технических решений, обеспечивающих требуемые расходы через оба электромотора.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является обеспечение снижения энергозатрат на вспомогательное оборудование при движении транспортного средства за счет отключения насоса контура охлаждения, включающего генератор комбинированной энергетической установки последовательного типа, во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания КЭУ.

Для решения задачи предлагается схема охлаждения электрических машин и инверторов комбинированной энергетической установки последовательного типа, состоящая из одного общего радиатора, расширительного бака, обратного клапана и двух насосов, работающих он низковольтной сети. Схема охлаждения электрических машин комбинированной установки последовательного типа, предназначенной для транспортных средств, состоит из радиатора, расширительного бака, насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1) и ее инвертора 1 (ИН1), насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2) и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при неработающем насосе 2.

Схема охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки (КЭУ) последовательного типа для транспортного средства состоит из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих он низковольтной сети: насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, и ее инвертора 1 (ИН1) и насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2), являющейся генератором КЭУ, и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при отключении насоса 2, и с возможностью включения генератора КЭУ во время движения транспортного средства в режиме движения с нулевыми выбросами при отключенном двигателе внутреннего сгорания и движении транспортного средства за счет энергии аккумуляторной батареи и без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора.

Перечень фигур

На фиг. 1 изображена структурная схема комбинированной энергоустановки последовательного типа.

На фиг. 2 изображена структурная схема системы охлаждения электрических машин комбинированной энергоустановки последовательного типа.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 сплошными толстыми линиями показаны высоковольтные соединения, сплошными тонкими линиями показаны низковольтные соединения, пунктирными линиями показаны линии передачи данных от датчиков, установленных на агрегатах комбинированной энергоустановки, контроллерам, обеспечивающих их работу, штрихпунктирными линиями показана CAN сеть, в которую включены контроллеры агрегатов и контроллер верхнего уровня, который отвечает за работу алгоритмов комбинированной энергоустановки в целом.

Температурный режим работы агрегатов комбинированной энергоустановки транспортного средства: электромашины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, электромашины 2 (ЭМ2), являющейся генератором, и их инверторов (ИН1, ИН2) одинаков, поэтому целесообразно объединить их системы охлаждения в одну, что позволяет снизить количество деталей системы. Так как ЭМ2 выполняет роль генератора в комбинированной энергоустановке последовательного типа, в режиме движения с нулевыми выбросами, т.е. когда двигатель внутреннего сгорания не работает, а транспортное средство приводится в движение энергией аккумуляторной батареи, охлаждение ЭМ2 и ее инвертора не требуется. Применение двух насосов позволяет отключить насос 2 в режиме движения с нулевыми выбросами, тем самым снизив затраты на вспомогательное оборудование. Для обеспечения расхода охлаждающей жидкости через ПН1 и ЭМ1 при неработающем насосе 2 в контуре охлаждения ЭМ2 и ИН2 установлен обратный клапан.

Схема охлаждения разработана в рамках проекта «Разработка научно-технических решений для создания российской комбинированной энергетической силовой установки для городских и пригородных автобусов малого класса» при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования России (по Соглашению №14.574.21.0178, уникальный идентификатор работ: RFMEFI57417X0178).

Система охлаждения электрических машин комбинированной энергетической установки (КЭУ) последовательного типа для транспортного средства, состоящая из одного общего радиатора, расширительного бака и двух насосов, работающих от низковольтной сети: насоса 1, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 1 (ЭМ1), являющейся тяговым электродвигателем, и ее инвертора 1 (ИН1) и насоса 2, обеспечивающего расход охлаждающей жидкости через контур охлаждения электрической машины 2 (ЭМ2), являющейся генератором КЭУ, и ее инвертора 2 (ИН2), обратного клапана, обеспечивающего расход через контур охлаждения ЭМ1 и ИН1 при отключении насоса 2 во время движения транспортного средства в режиме нулевых выбросов за счет энергии аккумуляторной батареи без необходимости охлаждения ЭМ2 и ее инвертора при отключенном двигателе внутреннего сгорания КЭУ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе отображения потока энергии между двигателем и аккумулятором в гибридном транспортном средстве отображают пиктограмму двигателя и аккумулятора и пиктограмму потока между пиктограммой двигателя и пиктограммой аккумулятора, представляющую поток энергии.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления зарядом гибридного транспортного средства транспортное средство имеет нормальный режим, в котором происходит зарядка аккумулятора в соответствии с рабочим состоянием и режим зарядки, в котором электрическая энергия вырабатывается посредством двигателя в соответствии с режимом работы.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления двигателем гибридного транспортного средства, когда определяется отказ в отношении двигателя внутреннего сгорания, устанавливают верхний предел целевой скорости вращения режима горения двигателя внутреннего сгорания равным верхней предельной скорости вращения при отказе ниже, чем верхний предел для нормального состояния.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления двигателем гибридного транспортного средства сохраняют момент времени, в который величина или коэффициент изменения целевой движущей силы для транспортного средства становится предварительно определенным порогом или более, затем вычисляют оценочную траекторию частоты вращения двигателя в соответствии с величиной или коэффициентом изменения целевой движущей силы.

Изобретение относится к силовым установкам. В способе управления силовой установкой, включающей в себя двигатель внутреннего сгорания и соединенный с ним первый электродвигатель, выполняют ограничение крутящего момента в течение периода, в котором двигатель внутреннего сгорания переключается из режима без сгорания в режим сгорания, и скорость вращения двигателя внутреннего сгорания уменьшается до скорости вращения в пределах предварительно определенного диапазона скоростей вращения посредством первого электродвигателя.

Изобретение относится к гибридной силовой установке. ГСУ состоит из: модуля двигателя внутреннего сгорания и модуля электрического.

Изобретение относится к гибридному транспортному средству. В способе управления двигателем гибридного транспортного средства вычисляют целевую движущую силу для транспортного средства и управляют скоростью вращения двигателя в соответствии с псевдодвижущей силой и фиксированной псевдодвижущей силой.

Изобретение относится к транспортным средствам. В способе управления электроприводом транспортного средства, когда приводное усилие второго электродвигателя увеличивается в состоянии, при котором двигатель внутреннего сгорания остановлен, ограничивают приводное усилие второго электродвигателя, используя подаваемую аккумуляторной батареей электрическую мощность, более низким уровнем, чем максимальное приводное усилие, определяемое по электрической мощности, которую аккумуляторная батарея способна подавать для привода снабженного электроприводом транспортного средства.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления зарядом гибридного транспортного средства, транспортное средство имеет режимы эксплуатации, включающие нормальный режим, предназначенный для зарядки аккумуляторной батареи в соответствии с рабочим состоянием, и режим заряда, предназначенный для выработки электроэнергии генератором в соответствии с режимом работы.

Изобретение относится к отображению рабочего состояния транспортного средства. Способ отображения рабочего состояния в электрическом транспортном средстве содержит этап установки эко-уровня, на котором устанавливают эко-уровень на основании скорости транспортного средства и выходной мощности двигателя передвижения.

Изобретение относится к схеме привода автомобиля, которая позволяет оборудовать транспортное средство электрическим двигателем. Привод содержит: приводной механизм, крепление электродвигателя, электрическую схему подключения цепи.
Наверх