Система защиты боевой машины от оружия массового поражения
Владельцы патента RU 2750925:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ВОЙСК "ОБЩЕВОЙСКОВАЯ ОРДЕНА ЖУКОВА АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (RU)
Изобретение предназначено для повышения защиты боевой машины от оружия массового поражения в случае выхода из строя прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления системы защиты при большой дозе проникающей радиации ядерного взрыва. Система защиты боевой машины от оружия массового поражения содержит прибор радиационной и химической разведки, аппаратуру управления, фильтровентиляционную установку, механизм остановки двигателя и исполнительные механизмы герметизации. В состав системы также включены сервомеханизм включения остановочных тормозов машины, контактный датчик исходного положения приводов управления машиной, контактный датчик включенной передачи и электромагнитный блок аварийного включения системы защиты, срабатывающих в случае выхода из строя при ядерном взрыве прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления. Техническим результатом предложенного изобретения является возможность автоматического включения исполнительных механизмов системы защиты боевой машины от оружия массового поражения и сервомеханизма остановочных тормозов в случае выхода из строя при ядерном взрыве прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления. 2 ил.
Изобретение предназначено для повышения защиты боевой машины от оружия массового поражения (ОМП).
Известны системы защиты боевых машин от ОМП, например, боевой машины десанта БМД-4, фиг. 1, где: 1 - прибор радиационной и химической разведки (ПРХР); 2 - аппаратура управления исполнительными механизмами; 3 - фильтровентиляционная установка (ФВУ); 4 - исполнительные механизмы герметизации; 5 - механизм остановки двигателя. При ядерном взрыве ПРХР подает сигнал на аппаратуру управления исполнительными механизмами, исполнительные механизмы срабатывают. При этом останавливается двигатель, герметизируется корпус и башня машины и включается ФВУ, создавая внутри боевой машины избыточное давление, препятствующее затеканию ударной волны ядерного взрыва внутрь машины, обеспечивая тем самым защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва.
Недостатком существующей системы защиты от ОМП является то, что при слишком большой дозе проникающей радиации ядерного взрыва ПРХР выходит из строя, а экипаж не может управлять машиной вследствие полученного временного ослепления и реакции организма на облучение. В результате боевая машина будет продолжать неуправляемое движение с работающим двигателем до тех пор, пока не израсходует топливо. При этом возможен дополнительный ущерб боевой машине: опрокидывание в кюветы и рвы, застревания в болотах, взаимные наезды машин и наезды на другую технику и сооружения, что приведет к дополнительным поломкам машин. Следует также отметить, что на движущуюся машину ударная волна ядерного взрыва оказывает более сильное воздействие и члены экипажа машины в большей степени подвергаются травмированию.
С целью повышения защиты боевой машины от ОМП предлагается система защиты, отличающаяся от существующей установкой сервомеханизма 7 включения остановочных тормозов машины, электромагнита 6 включения сервомеханизма, контактного датчика исходного положения приводов управления машиной 8, контактного датчика включенной передачи 9 и электромагнитного блока аварийного включения системы защиты 10.
Работа системы происходит следующим образом. При ядерном взрыве сигнал от прибора радиационной и химической разведки 1 поступает через аппаратуру управления 2 на исполнительные механизмы, в том числе на электромагнит 6 включения сервомеханизма 7 включения остановочных тормозов машины. Далее останавливается двигатель, включается ФВУ, герметизируется корпус и башня боевой машины и обеспечивается полная остановка машины с помощью остановочных тормозов.
Если доза проникающей радиации ядерного взрыва слишком большая, то прибор радиационной и химической разведки 1 и аппаратура управления 2 выйдут из строя. При этом напряжение бортовой сети (Uбc) через замкнутые контакты датчиков исходного положения приводов управления машиной 8 и включенной передачи 9 поступает на электромагнитный блок аварийного включения системы защиты 10. Если механик-водитель машины перестал управлять машиной, то контакты датчиков 8 и 9 остаются в замкнутом состоянии, и электромагнитный блок аварийного включения системы защиты 10 по истечении установленного времени (примерно через 1,5 мин - по экспериментальным данным в нормальных условиях движения машины промежутки времени между управляющими воздействиями механика лежат в пределах от 10 сек до 1,5 мин) подает сигнал на срабатывание системы защиты. В результате останавливается двигатель, включается ФВУ, герметизируется корпус и башня машины и обеспечивается полная остановка машины с помощью остановочных тормозов.
При этом исключается неуправляемое движение машины.
Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении при ядерном взрыве срабатывания системы защиты от ОМП и полной остановки боевой машины в случае выхода из строя прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления и тем самым повышении защищенности боевой машины от оружия массового поражения.
Техническими решениями предложенного изобретения являются:
1. Использование аварийного канала управления исполнительными механизмами системы защиты машины от ОМП и сервомеханизмом остановочных тормозов боевой машины.
2. Введение в систему защиты боевой машины от ОМП дополнительной функции управления ее исполнительными механизмами сервомеханизмом остановочных тормозов при выходе из строя прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления.
Техническим результатом предложенного изобретения является возможность автоматического включения исполнительных механизмов системы защиты боевой машины от ОМП и сервомеханизма остановочных тормозов в случае выхода из строя при ядерном взрыве прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления.
Изобретение поясняет фиг. 2, на которой показана система защиты экипажа боевой машины от оружия массового поражения, где: 1 - прибор радиационной и химической разведки; 2 - аппаратура управления исполнительными механизмами; 3 - фильтровентиляционная установка; 4 - исполнительные механизмы герметизации; 5 - механизм остановки двигателя; 6 - сервомеханизм остановочных тормозов; 7 - электромагнит включения сервомеханизма остановочных тормозов; 8 - контактный датчик исходного положения приводов управления машиной; 9 - контактный датчик включенной передачи; 10 - электромагнитный блок аварийного включения системы защиты.
Литература:
1. Боевая машина десанта БМД-4 // Бронетанковое вооружение и техника России. Боевые бронированные машины. Альманах - М.: Издательство НО «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятием, 2014 - с. 220-235.
Система защиты боевой машины от оружия массового поражения, содержащая прибор радиационной и химической разведки, аппаратуру управления, фильтровентиляционную установку, механизм остановки двигателя и исполнительные механизмы герметизации, отличающаяся включением в ее состав сервомеханизма включения остановочных тормозов машины, контактного датчика исходного положения приводов управления машиной, контактного датчика включенной передачи и электромагнитного блока аварийного включения системы защиты, срабатывающих в случае выхода из строя при ядерном взрыве прибора радиационной и химической разведки и аппаратуры управления.