Способ оперативного диагностирования предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) воздушных судов (ВС), а именно к диагностике предпомпажного состояния, и может быть использовано с целью оперативного выявления предпомпажных режимов работы ГТД для своевременного применения существующих противопомпажных систем ВС, которые при своевременном включении не допускают выхода из строя или разрушения ГТД ВС. Техническим результатом применения заявленного способа является повышение достоверности определения начала развития предпомпажных процессов авиационных двигателей, что обеспечивает увеличение времени для применения противопомпажных средств защиты за счет раннего обнаружения предпомпажного режима работы ГТД. Технический результат достигается тем, что принимают акустические сигналы по меньшей мере одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора на силовых элементах, измеряют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых вычисляют центральные моменты второго, четвертого порядков, а также дисперсию, с использованием полученных данных вычисляют инвариант распределения амплитуд сигналов выборки каждого датчика, сравнивают его с заданным значением, при выполнении условия I≥2 хотя бы для одного датчика, где I - инвариант распределения амплитуд акустического сигнала, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния газотурбинных двигателей (ГТД) воздушных судов (ВС), а именно к диагностике предпомпажного состояния и может быть использовано с целью оперативного выявления предпомпажных режимов работы ГТД для своевременного применения существующих противопомпажных систем ВС, которые при своевременном включении не допускают выхода из строя или разрушения ГТД ВС.

Известен способ диагностики помпажа компрессора [патент США №25178801, G01M 15/00, апрель, 1978], при котором измеряют температуру газов перед турбиной и частоту вращения ротора компрессора. При развитии срыва потока в компрессоре возрастает температура газов перед турбиной и снижается частота вращения ротора и вывод о развитии помпажа в компрессоре делают в случае превышения порогового значения отношения температуры газов перед турбиной к частоте вращения ротора.

Недостатком способа является то, что величина отношения температуры газов перед турбиной к частоте вращения ротора зависит не только от помпажного, но и от других режимов работы ГТД, например, при дросселировании, на основании чего может быть сделан ложный вывод о наличии помпажа.

Известен способ диагностики помпажа компрессора [патент РФ №2382909, С2, опубликовано 27.02.2010, бюл. №6], при котором измеряют давление за компрессором, температуру газа за турбиной и частоту вращения ротора, затем производят вычисление производной давления за компрессором ГТД и температуры газа за турбиной и сравнивают полученное отношение производных температуры и давления к частоте вращения ротора с заданным пороговым значением, и, в случае превышения полученной величиной порогового значения, делают вывод о наличии помпажа компрессора.

Недостатком этого способа является то, что это способ позволяет устанавливать наличие помпажа уже при фактическом наступлении помпажного режима работы компрессора, так как пороговое значение назначают достаточно высоким при этом недостаточно количество времени для применения противопомпажных средств защиты для того чтобы предотвратить помпаж. Снижение порогового значения для более ранней диагностики помпажа может привести к получению ложных выводов о наличии помпажа при изменении режимов работы ГТД.

Близких аналогов заявленного способа оперативного диагностирования предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов не выявлено.

Техническим результатом применения заявленного способа является повышение достоверности определения начала развития предпомпажных процессов авиационных двигателей что обеспечивает увеличение времени для применения противопомпажных средств защиты за счет раннего обнаружения предпомпажного режима работы ГТД.

Технический результат достигается тем, что принимают акустические сигналы, по меньшей мере, одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора на силовых элементах, измеряют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых вычисляют центральные моменты второго, четвертого порядков, а также дисперсию, с использованием полученных данных вычисляют инвариант распределения амплитуд сигналов выборки каждого датчика, сравнивают его с заданным значением, при выполнении условия I≥2 хотя бы для одного датчика, где I -инвариант распределения амплитуд акустического сигнала, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.

Известно, [Л.Д. Колесинский, Исследование процессов развития вращающегося срыва в осевом компрессоре после нарушения газодинамической устойчивости, Ученые записки ЦАГИ №1-2, 2008, С. 92-97], что предпомпажное состояние ГТД характеризуется степенью развития вращающегося срыва на одной или нескольких ступеней компрессора. Вращающийся срыв приводит к возникновению акустических колебаний, при воздействии которых на детали компрессора возникают механические колебания, распространяющиеся в виде вибрации по всем конструктивным элементам ГТД. Образование вращающегося срыва позволяет диагностировать предпомпажный режим работы ГТД и анализ виброакустических процессов при работе ГТД позволяет обнаружить начало предпомпажного режима работы ГТД. Так же известно, [Попов А.В., Романов А.А., Волошина B.C. Разработка аппаратно-программного комплекса акустической диагностики предпомпажного состояния газотурбинных двигателей Информационно-аналитический журнал «Инженер и промышленник сегодня» №№1-2 март-апрель 2020. С. 36-39], что распределение амплитуд акустического сигнала исправно работающего ГТД близко к нормальному закону распределения случайных величин. О наличии предпомпажного режима работы ГТД будет говорить отклонение распределения амплитуд акустического сигнала, полученного при работе ГТД от нормального теоретического распределения случайных величин. Поэтому согласно изобретению принимают акустические сигналы, по меньшей мере, одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора на силовых элементах, измеряют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых вычисляют центральные моменты второго, четвертого порядков, а также дисперсию, с использованием полученных данных вычисляют инвариант распределения амплитуд сигналов выборки каждого датчика, сравнивают его с заданным значением, при выполнении условия I≥2 хотя бы для одного датчика, где I - инвариант распределения амплитуд акустического сигнала, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.

Разработанный способ может быть реализован с помощью устройства, представленного на фиг. 1, где 1.1…1.n - блоки регистрации акустического сигнала с ГТД; 2.1…2.n - блоки вычисления центральных моментов второго и четвертого порядков для амплитуд акустических сигналов; 3.1…3.n - блоки вычисления дисперсии для амплитуд акустических сигналов; 4.1…4.n - блоки вычисления инварианта для амплитуд акустических сигналов; 5 - схема сравнения полученных инвариантов с заданным значением и подача сигнала для применения противопомпажных средств защиты.

Назначение элементов устройства ясны из названия. Устройство работает следующим образом: Виброакустические датчики (1.1…1.n) установленные в зоне компрессора на силовых элементах, измеряют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых в блоках 2.1…2.n и 3.1…3.n вычисляют центральные моменты второго, четвертого порядков, а также дисперсию, с использованием полученных данных в блоках 4.1…4.n вычисляют инвариант распределения амплитуд сигналов выборки каждого датчика, в блоке 5 сравнивают его с заданным значением (Iзад.), при выполнении условия I≥2 хотя бы для одного датчика, где I - инвариант распределения амплитуд акустического сигнала, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.

Способ диагностирования предпомпажного состояния газотурбинных двигателей воздушных судов, при котором принимают акустические сигналы по меньшей мере одного виброакустического датчика, установленного в зоне компрессора на силовых элементах, измеряют амплитуды сигналов датчика, разделяют полученные амплитуды акустического сигнала на выборки по времени, для которых вычисляют центральные моменты второго, четвертого порядков, а также дисперсию, с использованием полученных данных вычисляют инвариант распределения амплитуд сигналов выборки каждого датчика, сравнивают его с заданным значением, при выполнении условия I≥2 хотя бы для одного датчика, где I - инвариант распределения амплитуд акустического сигнала, принимают решение о наличии предпомпажного режима работы газотурбинного двигателя и подают сигнал на применение противопомпажных средств защиты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД). На всех режимах работы ГТД сравнивают относительное изменение давления с первой наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, а относительную скорость - со второй наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, при формировании сигнала «Помпаж» прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) на наперед заданное время, определяемое для каждого ГТД экспериментально в процессе приемосдаточных испытаний.

Изобретение относится к области авиационной, энергетической и газовой промышленности и, в частности, может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с приводом от конвертированных газотурбинных двигателей (ГТД) НК-36СТ в условиях компрессорных станций газотранспортных предприятий.

Изобретение относится к области авиационной, энергетической и газовой промышленности и, в частности, может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с приводом от конвертированных газотурбинных двигателей (ГТД) НК-36СТ в условиях компрессорных станций газотранспортных предприятий.

Описываются способ и устройство для модернизации газотурбинного двигателя для получения улучшенных характеристик при температуре окружающей среды более 35°С. Способ модернизации включает снятие первого выбранного венца лопаток статора с множества ступеней компрессора, причем первый выбранный венец лопаток статора имеет первый угол закручивания на входе и содержит первое множество неподвижных лопаток статора.

Описываются способ и устройство для модернизации газотурбинного двигателя для получения улучшенных характеристик при температуре окружающей среды более 35°С. Способ модернизации включает снятие первого выбранного венца лопаток статора с множества ступеней компрессора, причем первый выбранный венец лопаток статора имеет первый угол закручивания на входе и содержит первое множество неподвижных лопаток статора.

Группа изобретений относится к области определения фазового состава потока текучей среды через турбомашину. Способ определения изменений массового расхода текучей среды, втекающей в турбомашину, включает в себя: (a) контроль изменения тока питания электродвигателя турбомашины и (b) применение известной корреляции между изменениями массового расхода и изменениями тока, чтобы связать контролируемые изменения с изменениями фактического массового расхода текучей среды в турбомашину.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя с наддувом.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя с наддувом.

Внутренний корпус (2) промежуточного корпуса (1) двухконтурного газотурбинного двигателя. Перепускные лопатки (20) закреплены в канале (18) перепускного прохода на уровне выходного отверстия (6) наружной обечайки (5).

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых турбокомпрессорах для газотурбинных двигателей и установок. Изобретение позволяет повысить эффективность работы турбокомпрессора на долевых режимах при гарантированном обеспечении оптимальной величины запаса гидродинамической устойчивости путем оптимизации угла атаки потока воздуха на входе рабочего колеса.

Турбомашина (10) содержит устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) и охлаждающее устройство (50). Устройство (62) отвода воздуха из компрессора (56) высокого давления содержит клапан отвода воздуха из компрессора (56), выход которого связан с контуром (68) отвода воздуха из компрессора, выполненным с возможностью отвода от компрессора потока нагнетаемого воздуха под давлением в или за пределы внутреннего потока струи газа турбомашины. Причем упомянутый контур отвода воздуха содержит отвод (64), расположенный ниже по потоку от компрессора (56). Охлаждающее устройство (50) узла (18) содержит теплообменник (32), выход для воздуха которого связан с эжектором (46) типа струйного насоса, который содержит канал (48) для потока воздуха, выходящего из выхода для воздуха, а также инжекционное сопло (52) для подвода потока воздуха под давлением внутрь канала (48). Сопло (52) соединено с контуром (68) отвода воздуха из компрессора. Изобретение позволяет легко и эффективно упростить цепь охлаждения узла турбомашины. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх