Мембранно-электродный блок топливного элемента с полимерной мембраной

Изобретение относится к области электротехники, а именно к мембранно-электродному блоку (МЭБ), преимущественно для низкотемпературных топливных элементов с органической твердополимерной мембраной. Увеличение ресурсных показателей и надежности работы МЭБ является техническим результатом изобретения, который достигается за счет плотного зажатия мебраны по всей ее поверхности между электродами из прочного углеграфитового материала, а также выполнения со стороны подвода газовых сред уплотнительных прокладок, расположенных по периферийной части каждого электрода. Мембрану наносят любым известным способом на поверхность одного или двух электродов с последующим их соединением (прессованием) друг с другом. Для создания улучшенной газоплотности мембраны и ее электрохимических показателей предлагается использование многослойных мембран с использованием суспензии различных иономеров. Также предлагается периферийную часть мембраны, находящуюся за пределами активной зоны, изготавливать путем нанесения суспензии из непротонопроводящего и не деформирующегося при увлажнении мембраны материала. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области энергетических установок на топливных элементах, а именно к батарее топливных элементов и ее главной составляющей - мембранно-электродному блоку (МЭБ) преимущественно низкотемпературных топливных элементов с органической газоплотной протонопроводящей полимерной мембраной (далее по тексту - мембрана).

Известно (см. Лидоренко Н.С., Мучник Г.Ф. Электрохимические генераторы. - М: Энергоиздат, 1982), что МЭБ состоит из двух электродов (анода и катода) разделенных мембраной. На электродах, содержащих катализатор на основе платины, идут электрохимические реакции окисления топлива (на аноде) и восстановление окислителя (на катоде). В качестве топлива используется водород или его смеси с газами, не являющимися ядом для катализатора. Могут также использоваться жидкие виды топлива, такие как метанол, муравьиная кислота и др. В качестве окислителя используется кислород, либо чистый, либо в составе воздуха. Перенос к катоду образующихся на аноде положительных зарядов (протонов) реализуется через мембрану. Равный по величине перенос отрицательных зарядов (электронов) от анода к катоду идет через внешнюю цепь. В результате реакции получаем электрическую энергию, которая реализуется на полезной нагрузке.

Роль мембраны состоит в эффективном разделении электродов, исключающем как прямую реакцию реагентов (топлива и окислителя), так и прямой контакт электродов. Мембрана должна обладать:

- высокой протонной проводимостью;

- отсутствием электронной проводимости;

- газоплотностью (газонепроницаемостью);

- химической стабильностью;

- механической (усталостной) прочностью.

Без перечисленных качеств трудно ожидать хороших вольтамперных и ресурсных характеристик топливного элемента. Между тем из отечественных и зарубежных источников известны (см. Коровин Н.В. Электрохимическая энергетика. - М.: Энергоатомиздат, 1991; Fuel Cell Handbook (Seventh Edition) U.S. Department of Energy, November 2004) конструкции топливных элементов, в которых мембрана не только выполняет отмеченную выше функцию, но и служит разделителем газовых сред и находится под воздействием перепада давлений топлива и окислителя, т.е. является несущей конструкцией МЭБ. При этом она должна противостоять перепадам давления реагентов, особенно опасным по периферии активной ее части в районе уплотнения. Чтобы обеспечить низкий уровень напряжений в мембране под воздействием перепада давлений реагентов мембрана должна быть толстой. Очевидно, что чем толще мембрана, тем более надежно и успешно она будет выполнять функции несущей конструкции МЭБ.

Также известно, что:

- чем тоньше мембрана, тем меньше внутреннее сопротивление МЭБ и, соответственно, лучше вольтамперные характеристика и коэффициент полезного действия топливного элемента;

- чем тоньше мембрана, тем она дешевле, причем практически пропорционально уменьшению толщины;

- чем тоньше мембрана, тем проще решается вопрос управления ее увлажнением, т.е. наиболее важный и сложный вопрос эксплуатации;

- чем тоньше мембрана, тем лучше она сохраняет целостность при периодических деформациях, связанных со степенью увлажнения, которая может сильно меняться в периоды вводов-выводов топливных элементов; в данном случае меньшая толщина мембраны приводит к меньшей абсолютной деформации мембраны и, соответственно, меньшим воздействующим на нее усилиям, если она заневолена уплотнительными деталями МЭБ.

Таким образом, использование дорогостоящей мембраны в качестве несущей конструкции МЭБ предопределяет выбор ее толщины, как правило, не менее 50 микрон (ограниченно 25 микрон с укрепляющей сеточкой), вместо, например, 2-10 микрон и соответственно:

- необоснованно завышена стоимость МЭБ за счет избыточной толщины дорогостоящей мембраны;

- существенно (в разы) сниженные удельные мощностные характеристики МЭБ и пропорционально завышенные стоимости из-за высоких внутренних потерь;

- эксплуатационные сложности, вызываемые трудным управлением влажностью толстой мембраны;

- посредственные ресурсные и надежностные показатели из-за сложности сохранять целостность мембраны при периодических деформациях, связанных со степенью ее увлажнения, которая может особенно сильно меняться в периоды начала и завершения эксплуатации топливных элементов.

С этой целью предлагается отказаться от использования мембраны в качестве несущей конструкции МЭБ и возложить эти функции на один или оба электрода, изготавливаемых из прочного углеграфитового материала и имеющих толщину около 200 микрон. Одновременно с этим предлагается отказаться от использования тонких полимерных, пленок в качестве самостоятельных элементов конструкции, а наносить их любым известным способом на поверхность одного или двух электродов с последующим их соединением (прессованием) друг с другом.

Известен аналог, принятый за прототип, конструкции топливных элементов с полимерной мембраной. Экспериментальный его образец с рабочей площадью 50 см2 описан ниже (см. Лидоренко Н.С., Мучник Г.Ф. Электрохимические генераторы. - М: Энергоиздат, 1982, рис. 6.19, стр. 310).

Из конструкции фиг. 1 наглядно видно, что уплотнение МЭБ производится с помощью уплотнительных прокладок 3, которые с усилием прижимаются к мембране 1, являющейся несущим элементом МЭБ, образованным этой мембраной припрессованной к электродам 2.

Эта же конструкции изображена на фиг. 2 в более крупном масштабе.

На фиг. 1 и фиг. 2 обозначено:

1 - газоплотная протонопроводящая полимерная мембрана;

2 - электроды;

3 - уплотнительная прокладка.

Приведенная схема типовой конструкции МЭБ обладает следующими недостатками:

- периферийная часть мембраны 1 между уплотнительными прокладками 3 и электродами 2 находится под действием перепада давлений реагентов топлива и окислителя, который может циклически меняться в процессе работы МЭБ;

- для обеспечения прочности мембраны 1 она должна быть толстой, что увеличивает ее' стоимость и, соответственно, МЭБ.

Задачей изобретения является исключение изложенных выше недостатков, что позволяет снизить стоимость МЭБ и батареи топливных элементов (БТЭ) и увеличить их ресурсные и надежностные показатели.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в мембранно-электродном блоке топливных элементов с полимерной мембраной, состоящем из двух электродов из пористого углеграфитового материала, газоплотной протонопроводящей мембраны и нанесенных на электроды или мембрану катодного и анодного активных слоев, предусмотрены следующие отличия: в качестве несущей конструкции, воспринимающей перепады давления в газовых полостях, используются электроды, с нанесенными активными слоями на один или оба электрода, с заключенной между электродами мембраной, уплотненные по периферии мембранно-электродного блока.

Кроме того, пористые электроды за пределами активной зоны газонепроницаемы по всем поверхностям.

Кроме того, на мембрану за пределами активной зоны нанесена суспензия непротонопроводящего и не деформирующегося при увлажнении мембраны органического вещества.

Кроме того, мембрана может формироваться нанесением суспензии мономера любым известным способом на поверхность одного или обоих электродов с последующим их соединением друг с другом.

Кроме того, мембрана может быть выполнена многослойной с использованием суспензии различных иономеров.

Техническая сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 3 представлен мембранно-электродный блок топливного элемента с мембраной фиг. 3 где:

1 - газоплотная протонопроводящая полимерная мембрана;

2 - электроды;

3 - уплотнительная прокладка;

4 - активный слой (анодный и катодный);

5 - специально обработанная газоплотная торцевая часть газодиффузионного слоя.

Мембранно-электродный блок топливного элемента с полимерной мембраной состоит из газоплотной полимерной протонопроводящей мембраны 1, заключенной (припрессованной) между катодным и анодным электродами 2 с нанесенными на них активными слоями 4 и специально обработанными торцовыми (периферийным) частями 5.

Как видно на фиг. 3, согласно предлагаемому техническому решению уплотнение МЭБ обеспечивается не по тонкой толщиной 5-20 микрон протонопроводящей твердополимерной мембране 1, а по торцевым частям электродов 2, которые любым известным способом, например, уплотнительная прокладка 3 (или клей, резина, любой не отравляющий катализатор и мембрану наполнитель) достигается газонепроницаемость, включая торцевые части активного слоя 4 и мембраны 1.

При этом, как вариант исполнения, мембрана 1 толщиной 5-20 микрон наносится на один или оба электрода 2 в виде суспензии мономера, образующей после испарения растворителя плотную пленку. Для создания улучшенной газонепроницаемости мембраны 1, а также для улучшения ее электрохимических показателей предлагается использование многослойных мембран с использованием суспензии различных мономеров. Также предлагается при изготовлении мембраны 1 путем нанесения суспензии иоиомера периферийная часть мембраны 1, находящаяся за пределами активной зоны 4, изготавливается путем нанесения суспензии непротонопроводящего и не деформирующегося при увлажнении мембраны.

Для создания газонепроницаемости предлагается пористые электроды 2 за пределами активной зоны 4 и, в том числе, в зоне уплотнения МЭБ уплотненные (обработанные) любым известным способом так, чтобы обеспечивалась их газонепроницаемость (газоплотность) по всем поверхностям, кроме зоны активного слоя 4.

Работа МЭБ осуществляется следующим образом. Топливо (водород) и окислитель (кислород) с внешней стороны направляются к электродам 2 (соответственно топливо - аноду, а окислитель - к катоду), которые через пористый материал электродов 2 проникают с обеих сторон к мембране 1. В активной зоне 4 мембраны 1 происходит пространственный перенос образующихся на аноде и поглощаемых на катоде в ходе электрохимической реакции положительных зарядов - протонов, осуществляемый через мембрану 1. Равный по величине тока перенос отрицательных зарядов - электронов - идет через внешнюю цепь, в которую включена полезная нагрузка. Для исключения прямой химической реакции между водородом и кислородом использованы уплотнительные прокладки 3, а также применена специальная обработка - уплотнение торцевой части газодиффузионного слоя 5 электродов 2 за пределами активной зоны 4 мембраны 1.

Таким образом, предлагаемое изобретение за счет плотного сжатия мембраны между двух электродов по всей ее поверхности и уплотнения со стороны газовых сред с помощью уплотнительных прокладок по периферийной части каждого электрода позволяет увеличить ресурсные и надежностные показатели МЭБ, а также снизить его стоимость.

1 Мембранно-электродный блок топливных элементов с полимерной мембраной, состоящий из двух электродов из пористого углеграфитового материала, газоплотной протонопроводящей мембраны и нанесенных на электроды или мембрану катодного и анодного активных слоев, отличающийся тем, что в качестве несущей конструкции, воспринимающей перепады давления в газовых полостях, используются электроды, уплотненные по периферии мембранно-электродного блока.

2 Мембранно-электродный блок топливных элементов с полимерной мембраной по п. 1, отличающийся тем, что пористые электроды за пределами активной зоны газонепроницаемы по всем поверхностям.

3 Мембранно-электродный блок топливных элементов с полимерной мембраной по п. 1, отличающийся тем, что на мембрану за пределами активной зоны нанесена суспензия непротонопроводящего и не деформирующегося при увлажнении мембраны органического вещества.

4 Мембранно-электродный блок топливных элементов с полимерной мембраной по п. 1, отличающийся тем, что полимерная мембрана формируется нанесением суспензии иономера любым известным способом на поверхности электродов с последующим их соединением друг с другом.

5 Мембранно-электродный блок топливных элементов с полимерной мембраной по п. 1, отличающийся тем, что протонопроводящая мембрана выполнена многослойной с использованием суспензии различных иономеров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мономерной композиции и к способу получения фторированного полимера, с помощью которой может быть получен фторированный полимер с высокой молекулярной массой. Мономерная композиция включает особый циклический мономер и ингибитор полимеризации, при этом ингибитор полимеризации представляет собой ингибитор полимеризации, который удовлетворяет следующим требованиям: (a) представляет собой 6-членный ненасыщенный циклический углеводород, имеющий от 1 до 4 заместителей, (b) имеет в качестве заместителя по меньшей мере один тип заместителя, выбранный из группы, состоящей из трет-бутильной группы, метильной группы, изопропенильной группы, оксогруппы и гидроксигруппы, (c) в случае, когда ингибитор полимеризации имеет оксогруппу в качестве одного типа заместителя, один или более других заместителей, отличных от оксогруппы, представляют собой трет-бутильную группу и метильную группу, и (d) в случае, когда ингибитор полимеризации имеет гидроксигруппу в качестве заместителя, число гидроксигрупп равно одной.

Изобретение относится к способу сушки топливного элемента и устройству для сушки топливного элемента. Способ сушки топливного элемента содержит фиксацию топливного элемента с разделительными пластинами, выходящими на поверхность топливного элемента под заранее определенным углом, и подачу воздуха на топливный элемент под углом в диапазоне 5° или более и 85° и менее относительно поверхности разделительной пластины топливного элемента, зафиксированного под заранее определенным углом.

Изобретение относится к ячейке топливного элемента. Согласно изобретению ячейка топливного элемента содержит связующий слой; между первым сепаратором и внешним периферийным краевым участком первого газодиффузионного слоя расположен связующий слой, соединяющий первый сепаратор с внешним периферийным краевым участком; между первым сепаратором и внешним периферийным краевым участком мембранно-электродной сборки расположен связующий слой, соединенный с внешним периферийным краевым участком мембранно-электродной сборки; и между первым сепаратором и несущим каркасом и/или между вторым сепаратором и несущим каркасом расположен связующий слой, соединяющий несущий каркас и сепаратор.

Изобретение относится к ячейке топливного элемента. Согласно изобретению ячейка топливного элемента содержит первый газодиффузионный слой, уложенный на первую поверхность мембранно-электродной сборки таким образом, чтобы его внешний периферийный краевой участок выступал от первой поверхности мембранно-электродной сборки.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к элементам батарей среднетемпературных электрохимических устройств для получения электроэнергии, и может быть использовано для создания твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ). Согласно изобретению, ячейка содержит несущую трубчатую основу, представляющую собой коллекторный слой из композитного материала анода общей формулы Ni/La1-хSrхScO3-δ, на который последовательно нанесены тонкие функциональные слои композитного материала анода общей формулы Ni/La1-хSrхSc1-yMeyO3-δ, электролита на основе скандата лантана, допированного стронцием, функционального слоя композитного материала катода общей формулы LaNi1-zFezO3/La1-хSrхSc1-yMeyO3-δ, а также коллекторный слой катода общей формулы LaNi1-zFezO3, где х = 0.05÷0.2 ат.%, y = 0.01÷0.15 ат.%, z = 0.1÷0.5 ат.%, Me – Fe, Co или Ni.

Изобретение относится к твердооксидным топливным элементам (SOFC) на металлической подложке, батареям топливных элементов, способу их изготовления. В SOFC согласно изобретению используется разбавленный электролит и барьерные слои для предотвращения возникновения специфических типов коррозии металлической подложки.

Предложена система обработки воды с использованием устройства для электролиза водного раствора щелочи и щелочного топливного элемента, где (1) устройство для электролиза водного раствора щелочи и щелочной топливный элемент соединены друг с другом, (2) раствор электролита, получаемый смешиванием сырьевой воды и водного раствора щелочи с приведением смеси к концентрации от 5 до 60 мас.%, и количество воды, соответствующее потерям воды в результате электролитической обработки, подают в устройство для электролиза водного раствора щелочи и осуществляют непрерывную электролитическую обработку, при этом концентрацию щелочи поддерживают на уровне исходной концентрации от 5 до 60 мас.%, а раствор электролита рециркулируют для снижения объема сырьевой воды, образования газообразного кислорода в анодном отделении устройства для электролиза водного раствора щелочи и образования газообразного водорода в катодном отделении устройства для электролиза водного раствора щелочи, (3) раствор электролита, приготовленный из водного раствора щелочи, приведенный к концентрации от 5 до 60 мас.%, и газообразный кислород и газообразный водород, образующиеся при посредстве устройства для электролиза водного раствора щелочи, подают в щелочной топливный элемент, по меньшей мере часть газообразного кислорода и газообразного водорода используют для выработки электрической мощности при помощи щелочного топливного элемента, электрическую энергию и воду накапливают, и (4) накопленную электрическую энергию подают в устройство для электролиза водного раствора щелочи для использования в качестве его источника электрической мощности, а часть накопленной воды или всю накопленную воду подают в циркуляционную линию раствора электролита в устройстве для электролиза водного раствора щелочи для продолжения электролитической обработки, в результате чего часть каждого из: электрической энергии, требующейся устройству, предназначенному для электролиза водного раствора щелочи, и щелочному топливному элементу, газообразного водорода и газообразного кислорода, служащих в качестве сырьевых материалов для электрической энергии, и количества воды, соответствующего потерям воды в результате электролитической обработки, эффективно используются, будучи при этом циркулирующими в системе обработки воды.

Настоящее изобретение относится к электродному катализатору для топливного элемента, содержащему углеродный носитель (11) с порами (13) и частицы катализатора, содержащие платину или платиновый сплав и нанесенные на углеродный носитель (11). Поры (13) углеродного носителя (11) имеют наиболее вероятный размер в диапазоне от 2,1 нм до 5,1 нм.

Изобретение относится к каталитическому слою для топливных элементов и способу его получения. Согласно изобретению каталитический слой для топливного элемента содержит углеродный носитель с порами, металлический катализатор, нанесенный на углеродный носитель, и иономер, покрывающий углеродный носитель, в котором длина кристаллов углеродного носителя составляет не менее 6 нм, и покрытие металлического катализатора иономером составляет 55-65%; и способ получения каталитического слоя для топливного элемента содержит термообработку углеродного носителя с порами в атмосфере инертного газа так, чтобы длина кристалла углеродного носителя становилась не менее 6 нм, термообработку термообработанного углеродного носителя в атмосфере кислорода, чтобы активировать углеродный носитель, позволяя активированному углеродному носителю нанести металлический катализатор, смешивание углеродного носителя с нанесенным металлическим катализатором и иономером, чтобы покрыть углеродный носитель иономером, и формирование каталитического слоя для топливного элемента с использованием углеродного носителя, покрытого иономером.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрохимическим конденсаторам, не содержащим жидких компонентов, и может быть использовано для создания накопителей энергии, например, для специальной аппаратуры с повышенными требованиями к воздействию внешних факторов (в космической, авиационной и военной технике, в глубоководных аппаратах, в составе оборудования для бурения скважин и т.п.).
Изобретение относится к области электротехники, а именно к защитному покрытию металлических биполярных пластин топливных элементов с твердым полимерным электролитом. Защитное покрытие биполярных пластин топливных элементов с твердым полимерным электролитом выполнено на основе проводящих полимеров, являющихся побочным продуктом переработки гексозосодержащей биомассы в 5-гидроксиметилфурфурол.
Наверх