Способ энергоэффективной раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя от стороннего источника энергии

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам раскрутки роторов одновальных газотурбинных двигателей от стороннего источника для их запуска или проведения испытаний. В предлагаемом способе энергоэффективной раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя от стороннего источника энергии, включающем подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя, согласно заявляемому решению поток пускового газа от стороннего источника подают в, по меньшей мере, одну область газовоздушного тракта двигателя между выходом из камеры сгорания и минимальным проходным сечением межлопаточного канала соплового аппарата турбины, расположенного непосредственно за камерой сгорания, тангенциально в направлении вращения рабочего колеса, расположенного следом за упомянутым сопловым аппаратом, причем осевую координату точки подачи пускового газа экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя исходя из условия обеспечения минимального наддува газовоздушного тракта двигателя пусковым газом до давления, которое превышает давление, создаваемое компрессором в ходе его раскрутки в процессе подачи пускового газа. Реализация предложенного способа позволит осуществить раскрутку ротора одновального газотурбинного двигателя до требуемой частоты с уменьшенными требованиями к энергетике пускового газа. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам раскрутки роторов одновальных газотурбинных двигателей от стороннего источника для их запуска или проведения испытаний.

Известен способ запуска газотурбинного двигателя, при котором подачу сжатого пускового газа осуществляют от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя (А.И. Калиниченко «Воздушная система запуска малоразмерного газотурбинного двигателя», Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей», №3, 2016 г.).

Недостатком известного решения является то, что по мере раскрутки ротора компрессор начинает прокачивать воздух из атмосферы и сжимать его, в результате существенно возрастает мощность, потребляемая компрессором, этот фактор затрудняет увеличение частоты вращения ротора и при определенных ограничениях на количество и параметры пускового газа может привести к невозможности увеличения частоты вращения ротора сверх некоторого предельного значения, либо для повышения частоты раскрутки от пускового газа потребует существенного увеличения расходных / температурных / временных показателей источника пускового газа, что сделает затруднительным его применение на малогабаритных двигателях.

Этого существенного недостатка лишен известный и выбранный в качестве прототипа способ запуска газотурбинного двигателя, при котором подачу сжатого пускового газа осуществляют от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя, закрытый с передней части обратным клапаном, при этом пусковой газ настолько сильно наддувает газовоздушный тракт, что компрессор не может качать воздух из атмосферы, он «передавлен» сзади пусковым газом, и обратный клапан на его входе препятствует выходу пускового газа в атмосферу через вход в компрессор (Прототип: патент RU2374472, опубл. 27.11.2009 г., МПК F02C 7/26 (2006.01), F01D 19/00 (2006.01)).

Недостатком известного решения является то, что обратный клапан, устанавливаемый на входе в проточную часть компрессора, сильно усложняет конструкцию входного устройства и неизбежно приводит к возникновению очагов неравномерности и потерь полного давления на входе в компрессор, что, в целом, может сильно ухудшать эффективность работы двигателя после его запуска.

Задачей изобретения является создание энергоэффективного способа раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя до требуемой частоты вращения с целью ускоренного его запуска или проведения испытаний.

Ожидаемый технический результат заключается в минимизации потерь на компрессорной части при раскрутке ротора газотурбинного двигателя, а также в уменьшении требований к энергетике пускового газа (расходу, давлению, температуре и продолжительности подачи).

Указанный технический результат достигается тем, что в способе энергоэффективной раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя от стороннего источника энергии, включающем подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя, согласно заявляемому решению поток пускового газа от стороннего источника подают в, по меньшей мере, одну область газовоздушного тракта двигателя между выходом из камеры сгорания и минимальным проходным сечением межлопаточного канала соплового аппарата турбины, расположенного непосредственно за камерой сгорания, тангенциально в направлении вращения рабочего колеса, расположенного следом за упомянутым сопловым аппаратом, причем осевую координату точки подачи пускового газа экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя исходя из условия обеспечения минимального наддува газовоздушного тракта двигателя пусковым газом до давления, которое превышает давление, создаваемое компрессором в ходе его раскрутки в процессе подачи пускового газа.

Подача потока пускового газа от стороннего источника в, по меньшей мере, одну область газовоздушного тракта двигателя между выходом из камеры сгорания и минимальным проходным сечением межлопаточного канала соплового аппарата турбины, расположенного непосредственно за камерой сгорания, тангенциально в направлении вращения рабочего колеса, расположенного следом за упомянутым сопловым аппаратом, позволит одновременно с передачей энергии на рабочее колесо турбины обеспечить наддув закомпрессорных полостей двигателя до такого давления, которое заведомо превысит давление, создаваемое компрессором, при этом наддув закомпрессорных полостей реализуется за счет отражения части пускового газа от соплового аппарата. В результате наличия такого противодавления компрессор, вращающийся с возрастающей частотой вращения, не будет прокачивать через себя воздух, поступающий из атмосферы на вход компрессора, и сжимать его, а наоборот, будет выпускать часть пускового газа в атмосферу через свой вход, при этом оказывая минимальное энергетическое воздействие на проходящий через него газ. В результате мощность, потребляемая компрессором при раскрутке ротора от пускового газа, будет минимальной, на несколько порядков меньшей, чем мощность, потребляемая им в штатном компрессорном режиме, тем самым ротор быстрее достигнет требуемой частоты вращения. При указанном характере течения пускового газа через компрессор неизбежны срывные явления на его лопаточных венцах, которые не представляют никакой опасности и не могут привести к развитию автоколебательных явлений (помпажа) вследствие отсутствия тракта для аккумулирования энергии и положительной обратной связи между ним и компрессором при таком режиме течения.

Осевая координата точки (точек) подачи потока пускового газа от стороннего источника в межлопаточный канал соплового аппарата должна экспериментально определяться до начала эксплуатации двигателя исходя из минимально достаточного наддува газовоздушного тракта при обеспечении условий недопущения выхода компрессора на расчетный режим течения во всем диапазоне частоты вращения ротора, при котором осуществляется подвод пускового газа с целью раскрутки ротора, что позволит подобрать пусковой газ с минимальными требованиями к его энергетике.

На чертеже приведено схематичное изображение одного из вариантов одновального газотурбинного двигателя.

В одном из вариантов одновальный газотурбинный двигатель содержит ротор, включающий компрессор 1, вал 2 и одноступенчатую турбину 3 с рабочим колесом 4. Также двигатель содержит камеру сгорания 5 и идущий непосредственно за ней сопловой аппарат 6, и сторонний источник 7 пускового газа, например в виде баллона со сжатым пусковым газом.

На примере описанного двигателя способ энергоэффективной раскрутки ротора, в частности с целью запуска одновального газотурбинного двигателя, реализуют следующим образом. Сжатый пусковой газ от стороннего источника 7 подают, в частном случае реализации, в две точки в межлопаточном канале соплового аппарата 6 одноступенчатой турбины 3 тангенциально в направлении вращения рабочего колеса 4. Под действием пускового газа ротор двигателя начинает раскручиваться и по достижении им требуемой частоты вращения прекращают подачу пускового газа, после чего подают топливо в камеру сгорания 5 и осуществляют его розжиг.

Таким образом, реализация предложенного способа позволит осуществить раскрутку ротора одновального газотурбинного двигателя до требуемой частоты с уменьшенными требованиями к энергетике пускового газа.

Способ энергоэффективной раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя от стороннего источника энергии, включающий подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя, отличающийся тем, что поток пускового газа от стороннего источника подают в, по меньшей мере, одну область газовоздушного тракта двигателя между выходом из камеры сгорания и минимальным проходным сечением межлопаточного канала соплового аппарата турбины, расположенного непосредственно за камерой сгорания, тангенциально в направлении вращения рабочего колеса, расположенного следом за упомянутым сопловым аппаратом, причем осевую координату точки подачи пускового газа экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя исходя из условия обеспечения минимального наддува газовоздушного тракта двигателя пусковым газом до давления, которое превышает давление, создаваемое компрессором в ходе его раскрутки в процессе подачи пускового газа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к вспомогательным системам привода воздушного винта. Вспомогательная система механического привода соединительного вала (8) пропульсивной системы вертолета содержит гидравлический двигатель (7), механически соединенный с упомянутым соединительным валом (8), гидравлический контур (10) питания жидкостью под давлением упомянутого гидравлического двигателя (7), гидравлический вентиль (11) быстрого открывания по команде, установленный на гидравлическом контуре, пирогидравлический аккумулятор (9), управляемый блоком (12) управления и соединенный с упомянутым гидравлическим вентилем (11).

Съемный блок реактивации газотурбинного двигателя вертолета, содержащего газогенератор, оснащенный приводным валом и выполненный с возможностью работы в дежурном режиме в ходе устоявшегося полета вертолета, включает съемный корпус, содержащий выходной вал, и управляемые средства приведения во вращение выходного вала корпуса.

Объектом изобретения является структура силовой установки многомоторного вертолета, содержащей газотурбинные двигатели (5, 6), отличающаяся тем, что включает в себя: по меньшей мере один гибридный газотурбинный двигатель (5), выполненный с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, при этом другие газотурбинные двигатели (6) работают самостоятельно во время этого устоявшегося полета; воздушную турбину (30), механически связанную с газогенератором (17) гибридного газотурбинного двигателя (5) и выполненную с возможностью приведения в действие этого газогенератора (17); средства отбора воздуха под давлением из газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя (6) и трубопровод (31) доставки этого отбираемого воздуха в упомянутую воздушную турбину (30).

Изобретение относится к устройству и способу проверки целостности системы быстрой реактивации газотурбинного двигателя, а также к газотурбинному двигателю, оснащенному таким устройством проверки целостности. Объектами изобретения являются способ и устройство проверки целостности системы быстрой реактивации газотурбинного двигателя (5) вертолета, содержащей пневматическую турбину, механически связанную с упомянутым газотурбинным двигателем (5) и питаемую газом под давлением по команде при помощи пневматического контура (8) питания, чтобы обеспечивать возможность приведения во вращение упомянутого газотурбинного двигателя (5) и его реактивацию, при этом упомянутое устройство проверки отличается тем, что содержит средства (21, 22) отбора воздуха под давлением на газотурбинном двигателе (5), трубопровод (23) доставки этого отбираемого воздуха в упомянутый пневматический контур (8) питания газом упомянутой пневматической турбины, средства определения скорости вращения упомянутой пневматической турбины.

Изобретение относится к энергетике. Термальный генератор, содержащий преобразователь механической энергии в электрическую, включающий корпус с пневмодвигателем, редуктором с генератором выработки электричества, входным и выходным каналами, источник газоснабжения для вмещения и подачи газа, газовые контейнеры с входными патрубками, узел для регулирования давлений имеет перегреватель пара газа и конденсатор с водяным охлаждением отработанного газа в преобразователе механической энергии в электрическую, при этом пневмодвигатель соединен с редуктором, а источник газоснабжения для вмещения и подачи газа выполнен в виде емкости с водой, в которой установлены соединенные между собой перегреватель пара газа и один из газовых контейнеров для сжиженного газа, снабженный выходным патрубком и сообщенный с пневмодвигателем через перегреватель пара газа, узел для регулирования давлений, выполненный в виде датчика разности давлений, шарового крана с электроприводом, и входной канал преобразователя механической энергии в электрическую, причем выходной канал которого через конденсатор с водяным охлаждением отработанного газа соединен с входным патрубком другого газового контейнера, использованного для отработанного газа, снабженного выходным патрубком, перепускной емкостью, датчиком уровня сжиженного газа, шаровыми кранами с электроприводами и сообщенного через эти шаровые краны и перепускной емкостью с газовым контейнером для сжиженного газа источника газоснабжения для вмещения и подачи газа.

Изобретение относится к газотурбинным установкам. Устройство экстренного запуска газотурбинного двигателя (6) вертолета содержит гидравлический двигатель (7), механически связанный с упомянутым газотурбинным двигателем (6) и гидропневматический аккумулятор (9), связанный с упомянутым гидравлическим двигателем через (7) гидравлический контур (10) питания жидкостью под давлением упомянутого гидравлического двигателя (7).

Изобретение относится к области газотурбостроения, может быть использовано в системах пуска газотурбинных двигателей с помощью валоповоротного устройства и пускового устройства, обеспечивая при этом возможность подключения через редуктор полезной нагрузки. Технический результат: повышение ресурса работы редуктора и надежности работы пусковой системы, снижение потребляемой мощности, уменьшение уровня шума.

Система запуска турбинного двигателя содержит аккумуляторную батарею, стартер постоянного тока, электронный вычислитель регулирования, редуктор трансмиссии, пусковые вспомогательные устройства, газогенератор, который в свою очередь содержит компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления вместе со свободной турбиной.

Изобретение относится к способу и системе запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата. Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, вал компрессора, на котором установлено колесо компрессора для питания сжатым воздухом упомянутой камеры сгорания, по меньшей мере один стартер, связанный с упомянутым валом таким образом, чтобы сообщать ему крутящий момент запуска определенного значения для его приведения во вращение.

Изобретение относится к аварийным стартерам, обеспечивающим реакцию указанного порядка величины, то есть в несколько секунд, и не имеющим недостатков, связанных с массой и с габаритами гидравлических или пневматических аварийных стартеров. Для этого настоящим изобретением предлагается объединить моментальное толкающее усилие газа пиротехнического типа с трансмиссионным объемным генератором в сочетании с автоматическим соединением/разъединением с запускаемой установкой.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам запуска газотурбинных двигателей. В предлагаемом способе запуска одновального однорежимного газотурбинного двигателя, включающего подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя на лопатки турбины, согласно заявляемому решению подачу пускового газа осуществляют до достижения ротором двигателя частоты вращения превышающей на 5-10% частоту вращения ротора двигателя на расчетном режиме работы, далее по достижении требуемой частоты вращения ротора прекращают подачу пускового газа и выдерживают временной интервал, достаточный для продувки газовоздушного тракта двигателя воздухом, поступающим на его вход, до освобождения газовоздушного тракта двигателя от пускового газа, после чего производят подачу топлива в камеру сгорания и его розжиг, причем время продувки экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя. Реализация предложенного способа позволит реализовать надежный запуск для одновального однорежимного газотурбинного двигателя с использованием пускового газа. 1 ил.
Наверх