Способ запуска одновального однорежимного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам запуска газотурбинных двигателей. В предлагаемом способе запуска одновального однорежимного газотурбинного двигателя, включающего подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя на лопатки турбины, согласно заявляемому решению подачу пускового газа осуществляют до достижения ротором двигателя частоты вращения превышающей на 5-10% частоту вращения ротора двигателя на расчетном режиме работы, далее по достижении требуемой частоты вращения ротора прекращают подачу пускового газа и выдерживают временной интервал, достаточный для продувки газовоздушного тракта двигателя воздухом, поступающим на его вход, до освобождения газовоздушного тракта двигателя от пускового газа, после чего производят подачу топлива в камеру сгорания и его розжиг, причем время продувки экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя. Реализация предложенного способа позволит реализовать надежный запуск для одновального однорежимного газотурбинного двигателя с использованием пускового газа. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам запуска одновальных однорежимных газотурбинных двигателей.

Известен выбранный в качестве прототипа способ запуска газотурбинного двигателя при котором подачу сжатого пускового газа осуществляют от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя на лопатки турбины (А.И. Калиниченко «Воздушная система запуска малоразмерного газотурбинного двигателя», Вестник Концерна ВКО «Алмаз-Антей» / №3, 2016 г.).

Недостатком известного решения применительно к однорежимному двигателю является то, что одновременная подача пускового газа в тракт двигателя и топлива в камеру сгорания требует очень точной дозировки топлива, поскольку превышение расхода топлива с большой вероятностью приводит к неустойчивой работе компрессора (помпажу), а на однорежимных двигателях топливная система очень проста и, как правило, не может решать задачу вывода двигателя на расчетный режим.

Задачей изобретения является создание способа запуска для одновального однорежимного газотурбинного двигателя. Ожидаемый технический результат заключается в: снижении требований к топливной аппаратуре в части, касающейся дозирования топлива при выводе двигателя на расчетный режим (упрощение либо полное исключение из состава топливной автоматики функций, связанных с дозированием топлива на запуске/приемистости); обеспечении надежного запуска двигателя с однорежимной системой топливного питания за счет исключения возможности развития помпажных явлений при включении подачи топлива и его розжиге из-за несоответствия расхода топлива и частоты вращения ротора; повышении надежности запуска за счет исключения одновременной подачи пускового газа в проточную часть и топлива в камеру сгорания, и снижении тем самым риска развития помпажных явлений из-за недостаточной пропускной способности турбины, которая должна пропускать через себя и пусковой газ, и продукты сгорания топлива в воздухе, нагнетаемом компрессором.

Указанный технический результат достигается тем, что до расчетной частоты вращения ротор раскручивается исключительно с помощью пускового газа, таким образом, исключается одновременная подача пускового газа и топлива в камеру сгорания. В предлагаемом способе запуска одновального однорежимного газотурбинного двигателя, включающего подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя на лопатки турбины, согласно заявляемому решению подачу пускового газа осуществляют до достижения ротором двигателя частоты вращения, превышающей на 5-10% частоту вращения ротора двигателя на расчетном режиме работы, далее по достижении требуемой частоты вращения ротора прекращают подачу пускового газа и выдерживают временной интервал, достаточный для продувки газовоздушного тракта двигателя воздухом, поступающим на его вход, до освобождения газовоздушного тракта двигателя от пускового газа, после чего производят подачу топлива в камеру сгорания и его розжиг, причем время продувки экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя.

Запас по частоте вращения ротора 5-10% сверх расчетного значения предназначен для того, чтобы от момента прекращения подачи пускового газа и до момента розжига топлива в камере сгорания ротор в состоянии свободного выбега не допустил провала частоты вращения ниже расчетного значения. Это позволяет подавать топливо в камеру сгорания сразу с расчетным расходом, избегая необходимости использовать сложные дозаторы.

Выдерживание временного интервала после прекращении подачи пускового газа по достижении требуемой частоты вращения ротора, достаточного для продувки газовоздушного тракта двигателя воздухом, поступающим на его вход, до момента последующей подачи топлива в камеру сгорания и его розжига, позволит полностью освободить проточную часть от остатков пускового газа и сбалансировать давление по тракту двигателя, тем самым подготовив элементы двигателя (компрессор и турбину) к работе с подачей топлива в камеру сгорания. После подачи топлива с расчетным расходом и его розжига при расчетной частоте вращения ротора совместная работа элементов двигателя практически мгновенно перестраивается на расчетный режим, при котором запасы газодинамической устойчивости достаточны для устойчивой работы двигателя.

Экспериментальное определение потребного времени продувки до начала эксплуатации двигателя позволит обеспечить минимально достаточное время свободного выбега ротора, тем самым определив величину запаса по частоте вращения, которую необходимо обеспечить при раскрутке ротора от пускового газа, при этом ранее обозначенная граница запаса по частоте вращения 5-10% была также экспериментально определена для одновальных двигателей исходя из их конструктивных особенностей.

На чертеже приведено схематичное изображение одного из вариантов одновального однорежимного газотурбинного двигателя.

В одном из вариантов одновальный однорежимный газотурбинный двигатель содержит ротор включающий компрессор 1, вал 2 и одноступенчатую турбину 3 с лопатками 4 рабочего колеса. Также двигатель содержит камеру сгорания 5, сторонний источник 6 пускового газа, например, в виде баллона со сжатым пусковым газом.

На примере описанного двигателя способ запуска реализуют следующим образом. Сжатый пусковой газ от стороннего источника 6 подают на лопатки 4 турбины 3, причем в случае если турбина реализована многоступенчатой, то предпочтительно подавать сжатый пусковой газ на лопатки рабочего колеса ближайшего к выходу из камеры сгорания, чтобы расширяющийся пусковой газ совершал работу на всех лопаточных венцах и использовался максимально эффективно. Под действием пускового газа ротор двигателя начинает раскручиваться и по достижении ротором частоты вращения превышающей на 7% частоту вращения ротора двигателя на расчетном режиме работы прекращают подачу пускового газа. Под действием вращающегося компрессора воздух, поступающий на вход двигателя, выдувает весь пусковой газ из проточной части двигателя. По завершении продувки начинают подачу с расходом, равным расчетному, топлива в камеру сгорания 5, и осуществляют его розжиг. При этом ранее выбранное превышение частоты вращения ротора на 7% обусловлено временем продувки для данного двигателя, так как ротор после прекращения подачи пускового газа начинает замедлятся и продувка должна завершиться до того, как частота вращения снижается до расчетной, а именно такой, при которой возможен розжиг топлива поступающего в камеру сгорания.

Таким образом, реализация предложенного способа позволит реализовать надежный запуск для одновального однорежимного газотурбинного двигателя с использованием пускового газа.

Способ запуска одновального однорежимного газотурбинного двигателя, включающий подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя на лопатки турбины, отличающийся тем, что подачу пускового газа осуществляют до достижения ротором двигателя частоты вращения превышающей на 5-10% частоту вращения ротора двигателя на расчетном режиме работы, далее по достижении требуемой частоты вращения ротора прекращают подачу пускового газа и выдерживают временной интервал, достаточный для продувки газовоздушного тракта двигателя воздухом, поступающим на его вход, до освобождения газовоздушного тракта двигателя от пускового газа, после чего производят подачу топлива в камеру сгорания и его розжиг, причем время продувки экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам раскрутки роторов одновальных газотурбинных двигателей от стороннего источника для их запуска или проведения испытаний. В предлагаемом способе энергоэффективной раскрутки ротора одновального газотурбинного двигателя от стороннего источника энергии, включающем подачу сжатого пускового газа от стороннего источника в газовоздушный тракт двигателя, согласно заявляемому решению поток пускового газа от стороннего источника подают в, по меньшей мере, одну область газовоздушного тракта двигателя между выходом из камеры сгорания и минимальным проходным сечением межлопаточного канала соплового аппарата турбины, расположенного непосредственно за камерой сгорания, тангенциально в направлении вращения рабочего колеса, расположенного следом за упомянутым сопловым аппаратом, причем осевую координату точки подачи пускового газа экспериментально определяют до начала эксплуатации двигателя исходя из условия обеспечения минимального наддува газовоздушного тракта двигателя пусковым газом до давления, которое превышает давление, создаваемое компрессором в ходе его раскрутки в процессе подачи пускового газа.

Изобретение относится к области авиации, в частности к вспомогательным системам привода воздушного винта. Вспомогательная система механического привода соединительного вала (8) пропульсивной системы вертолета содержит гидравлический двигатель (7), механически соединенный с упомянутым соединительным валом (8), гидравлический контур (10) питания жидкостью под давлением упомянутого гидравлического двигателя (7), гидравлический вентиль (11) быстрого открывания по команде, установленный на гидравлическом контуре, пирогидравлический аккумулятор (9), управляемый блоком (12) управления и соединенный с упомянутым гидравлическим вентилем (11).

Съемный блок реактивации газотурбинного двигателя вертолета, содержащего газогенератор, оснащенный приводным валом и выполненный с возможностью работы в дежурном режиме в ходе устоявшегося полета вертолета, включает съемный корпус, содержащий выходной вал, и управляемые средства приведения во вращение выходного вала корпуса.

Объектом изобретения является структура силовой установки многомоторного вертолета, содержащей газотурбинные двигатели (5, 6), отличающаяся тем, что включает в себя: по меньшей мере один гибридный газотурбинный двигатель (5), выполненный с возможностью работать по меньшей мере в одном дежурном режиме во время устоявшегося полета вертолета, при этом другие газотурбинные двигатели (6) работают самостоятельно во время этого устоявшегося полета; воздушную турбину (30), механически связанную с газогенератором (17) гибридного газотурбинного двигателя (5) и выполненную с возможностью приведения в действие этого газогенератора (17); средства отбора воздуха под давлением из газогенератора (27) маршевого газотурбинного двигателя (6) и трубопровод (31) доставки этого отбираемого воздуха в упомянутую воздушную турбину (30).

Изобретение относится к устройству и способу проверки целостности системы быстрой реактивации газотурбинного двигателя, а также к газотурбинному двигателю, оснащенному таким устройством проверки целостности. Объектами изобретения являются способ и устройство проверки целостности системы быстрой реактивации газотурбинного двигателя (5) вертолета, содержащей пневматическую турбину, механически связанную с упомянутым газотурбинным двигателем (5) и питаемую газом под давлением по команде при помощи пневматического контура (8) питания, чтобы обеспечивать возможность приведения во вращение упомянутого газотурбинного двигателя (5) и его реактивацию, при этом упомянутое устройство проверки отличается тем, что содержит средства (21, 22) отбора воздуха под давлением на газотурбинном двигателе (5), трубопровод (23) доставки этого отбираемого воздуха в упомянутый пневматический контур (8) питания газом упомянутой пневматической турбины, средства определения скорости вращения упомянутой пневматической турбины.

Изобретение относится к энергетике. Термальный генератор, содержащий преобразователь механической энергии в электрическую, включающий корпус с пневмодвигателем, редуктором с генератором выработки электричества, входным и выходным каналами, источник газоснабжения для вмещения и подачи газа, газовые контейнеры с входными патрубками, узел для регулирования давлений имеет перегреватель пара газа и конденсатор с водяным охлаждением отработанного газа в преобразователе механической энергии в электрическую, при этом пневмодвигатель соединен с редуктором, а источник газоснабжения для вмещения и подачи газа выполнен в виде емкости с водой, в которой установлены соединенные между собой перегреватель пара газа и один из газовых контейнеров для сжиженного газа, снабженный выходным патрубком и сообщенный с пневмодвигателем через перегреватель пара газа, узел для регулирования давлений, выполненный в виде датчика разности давлений, шарового крана с электроприводом, и входной канал преобразователя механической энергии в электрическую, причем выходной канал которого через конденсатор с водяным охлаждением отработанного газа соединен с входным патрубком другого газового контейнера, использованного для отработанного газа, снабженного выходным патрубком, перепускной емкостью, датчиком уровня сжиженного газа, шаровыми кранами с электроприводами и сообщенного через эти шаровые краны и перепускной емкостью с газовым контейнером для сжиженного газа источника газоснабжения для вмещения и подачи газа.

Изобретение относится к газотурбинным установкам. Устройство экстренного запуска газотурбинного двигателя (6) вертолета содержит гидравлический двигатель (7), механически связанный с упомянутым газотурбинным двигателем (6) и гидропневматический аккумулятор (9), связанный с упомянутым гидравлическим двигателем через (7) гидравлический контур (10) питания жидкостью под давлением упомянутого гидравлического двигателя (7).

Изобретение относится к области газотурбостроения, может быть использовано в системах пуска газотурбинных двигателей с помощью валоповоротного устройства и пускового устройства, обеспечивая при этом возможность подключения через редуктор полезной нагрузки. Технический результат: повышение ресурса работы редуктора и надежности работы пусковой системы, снижение потребляемой мощности, уменьшение уровня шума.

Система запуска турбинного двигателя содержит аккумуляторную батарею, стартер постоянного тока, электронный вычислитель регулирования, редуктор трансмиссии, пусковые вспомогательные устройства, газогенератор, который в свою очередь содержит компрессор, камеру сгорания и турбину высокого давления вместе со свободной турбиной.

Изобретение относится к способу и системе запуска газотурбинного двигателя летательного аппарата. Газотурбинный двигатель содержит камеру сгорания, вал компрессора, на котором установлено колесо компрессора для питания сжатым воздухом упомянутой камеры сгорания, по меньшей мере один стартер, связанный с упомянутым валом таким образом, чтобы сообщать ему крутящий момент запуска определенного значения для его приведения во вращение.
Наверх