Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна от негативного влияния обводнения

Изобретение относится к строительству в районах распространения многолетнемерзлых грунтов и может быть использовано для защиты и сохранения мерзлого состояния основания насыпи дорожного полотна в условиях техногенного обводнения на участках ограниченной длины вдоль продольной оси сооружения. Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна от негативного влияния техногенного обводнения включает отсыпку ограничительного валика из глинистого материала, отсекающего прилегающую к откосам часть водоема. С целью снижения трудозатрат и повышения эффективности защиты мерзлого основания насыпи осуществляют засев выделенной части водоема растениями болотных видов или в пределах отсеченной части водоема в зимнее время года отсыпают в необходимом количестве заторфованный грунт или торф, обладающий заданными свойствами по влагоемкости и структурной жесткости каркаса, или в пределах отсеченной части водоема в летнее время укладывают легкие сетчатые или ячеистые конструкции в виде матов из тонких пластмассовых нитей или натуральных волокон. Технический результат - повышение надежности конструкции насыпи в условиях техногенного обводнения при исключении низкоэффективных и трудоемких операций по реконструкции и ремонту существующих водосборных и водопропускных сооружений. 3 ил.

 

При строительстве в северных регионах неглубокие, протяженные в одном направлении, либо в плане, водоемы достаточно часто возникают на равнинных участках местности вблизи насыпных сооружений [1-4] и существуют длительное время, оказывая неконтролируемое негативное воздействие на грунты мерзлого основания. Причиной обводнения могут быть недостатки проектирования и строительства водосборных и водопропускных сооружений объекта строительства.

Основным техническим мероприятием по устранению негативного влияния обводнения в настоящее время являются специальные водоотводные решения и ремонтно-восстановительные работы уже существующих водоотводных и водопропускных сооружений, а также строительство новых. При этом эффективность этих работ оказывается низкой и требует выполнения дополнительных работ по укреплению основания дорожного полотна [5-7]. В итоге, этот способ устранения негативного влияния обводнения оказывается малоэффективным и весьма трудозатратным.

В работе [8] показано, что изменение температуры многолетнемерзлых грунтов (на глубине нулевых амплитуд) под неглубокими водоемами (глубиной до 1 метра) существенно зависит от условий перемешивания слоя воды в летнее время года. Этот результат поясняет Фиг. 1, на котором приведены результаты расчета этой температуры tm в зависимости от глубины водоема h. В отсутствии техногенного водоема (при h=0 м) естественная температура грунта tm=-2°С. При полном перемешивании (за счет ветрового воздействия и естественно-конвективного движения) температура грунта монотонно растет с увеличением глубины водоема (кривая 1). Если же в летнее время возникают условия, препятствующие перемешиванию водного слоя, то существует диапазон глубин водоема, при которых слой воды оказывает охлаждающее влияние на подстилающие грунты (кривая 2). Можно, однако, видеть, что и в диапазоне глубин, при которых происходит разогрев грунта в отсутствии перемешивания (h>0,5 м), температура грунта остается существенно ниже, чем в случае перемешивания воды летом. Условия, препятствующие перемешиванию воды, могут возникать по естественным причинам - например, при зарастании водоема болотной растительностью или его заиливании путем обогащения органо-минеральным веществом, привносимым ветровым путем или сплывами со склонов. Этим объясняются известные факты затухания процесса термокарста при зарастании термокарстовых озер на начальной стадии развития этого процесса (что соответствует снижению теплопотока в льдистое основание), или охлаждающего влияния заболоченных участков (включающих значительную долю органо-минеральной компоненты) на температурный режим подстилающих грунтов [9-11].

Предлагается способ снижения трудозатрат и повышения эффективности защиты мерзлого основания насыпи.

Предотвратить перемешивание неглубокого водоема в летнее время года возможно чисто техническими средствами. Это возможно выполнить в ограниченной области водоема, прилегающей к откосам насыпи применением одним из следующих мероприятий: а) искусственным засевом болотными травами (в отличие от засева откосов полевыми видами для их укрепления); б) подсыпкой органо-минерального материала в необходимом количестве (например, заторфованным грунтом или торфом); в) размещением в этой зоне специальных легких сетчатых (или ячеистых) конструкций (например, в виде матов из тонких пластмассовых нитей или натуральных волокон). При необходимости маты могут быть закреплены ко дну водоема анкерными штырями. Возможно применение различных сочетаний мероприятий (вариантов способа), указанных в пунктах а)-в).

Основными требованиями к заполняющему водоем каркасу являются: достаточно высокая влагоемкость (обеспечивающая необходимые затраты тепла на оттаивание в летнее время) и образование в воде жесткой или вязкой структуры, препятствующей перемешиванию воды под действием ветра и естественной конвекции. Ширина прилегающей к откосам области водоема В, которая подлежит применению необходимых мероприятий, должна определяться расчетом, а технически ограничение может быть выполнено отсыпкой валика из глинистого материала по внешней границе этой области в зимнее время года (после промерзания водоема). Предварительные расчеты показывают, что ширина В для водоема глубиной до 0,5 м не превышает 5-7 метров.

Засев ограниченной области водоема болотными травами производят по любой известной технологии.

Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна торфяной подсыпкой поясняет Фиг. 2. Первый этап защиты основания насыпи 1 и ее откоса 2 заключается в отсыпке валика из глинистого материала 3 по льду промерзшего водоема 4, отсекающего прилегающую к насыпи часть водоема заданной ширины В (определяемую расчетом), после чего осуществляют отсыпку торфа 5 по поверхности льда в пределах прилегающей к насыпи области на ширину В. По мере оттаивания льда в теплое время года глинистый валик и торфяной слой ложатся на дно водоема 6. Торфяной слой 5 препятствует перемешиванию водного слоя в летнее время года, что приводит к значительному повышению положения подошвы слоя сезонного протаивания 7 вблизи откосов насыпи 2 и в ее основании, а также к понижению температуры мерзлого основания в сравнении с условиями, существовавшими до возникновения техногенного водоема.

Использование искусственных матов поясняется Фиг. 3. Первый этап защиты основания насыпи 1 и ее откоса 2 заключается в отсыпке валика из глинистого материала 3 по льду промерзшего водоема 4, отсекающего прилегающую к насыпи часть водоема заданной ширины В (определяемую расчетом). Укладку матов 5 в пределах выделенной полосы шириной В осуществляют в летнее время послойно до необходимой высоты (минимально превышающей уровень поверхности водоема) с помощью малых плавсредств, либо перемещением по дну пешим способом в болотных сапогах. По мере оттаивания льда в теплое время года глинистый валик ложится на дно водоема 6. Слой матов 5 препятствует перемешиванию водного слоя в летнее время года, что приводит к значительному повышению подошвы слоя сезонного протаивания 7 вблизи откосов насыпи 2 и в ее основании, а также к понижению температуры мерзлого основания в сравнении с условиями, существовавшими до возникновения техногенного водоема.

В результате использования способа повышается надежность конструкции насыпи при сокращении низкоэффективных и трудоемких операций по реконструкции и ремонту существующих водосборных и водопропускных сооружений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенец В.И., Исаков В.А. Деформации автомобильных и железных дорог на участке Норильск - Талнах и методы борьбы с ними // Криосфера Земли, т. XX, №2, 2016, с. 69-77.

2. Дыдышко П.И. Деформации земляного полотна железнодорожного пути и их устранение в условиях вечной мерзлоты // Криосфера Земли, т. XXI, №4, 2017, с. 43-57.

3. Воронцов В.В., Краев А.Н., Игошин М.Е. Стабилизация критических деформаций земляного полотна автомобильной дороги в криолитозоне // Вестник СибАДИ, вып. 6 (40), 2014, с. 67-72.

4. Кондратьев С.В. Деформации Забайкальской части федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита-Хабаровск на участках льдистых многолетнемерзлых грунтов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.г.-м.н., Иркутск, 2016, 22 с.

5. Литовко А.В. Геокриологические условия пород "ледового комплекса" и их воздействие на ж/д АЯМ "Беркакит-Томмот-Якутск" // Материалы международной научно-практической конференции по инженерному мерзлотоведению. ООО НПО "Фундаментстройаркос", Тюмень, 2011, с. 386-390.

6. Дыдышко П.И. Деформации земляного полотна железнодорожного пути и их устранение в условия вечной мерзлоы // Криосфера Земли, т. XXI, №4, 2017, с. 43-57;

7. Андриянов А.И. Железная дорога на "вечной" мерзлоте. // Материалы международной научно-практической конференции по инженерному мерзлотоведению. ООО НПО "Фундаментстройаркос", Тюмень, 2011, с. 77-79.

8. Горелик Я.Б., Земеров И.В. Влияние поверхностного обводнения на температурный режим мерзлых грунтов // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2020. Т. 6, №1 (в печати).

9. Шур Ю.Л. Верхний горизонт толщи мерзлых пород и термокарст, Новосибирск, Наука, 1988, 213 с.

10. Фельдман Г.М. Термокарст и вечная мерзлота, Новосибирск, Наука, 1984, 262 с;

11. Павлов А.В. Мониторинг криолитзоны, Новосибирск, ГЕО, 2008, 230 с;

12. Достовалов Б.Н., Кудрявцев В.А. Общее мерзлотоведение. М., МГУ, 1967, 403 с.

Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна от негативного влияния техногенного обводнения, включающий отсыпку ограничительного валика из глинистого материала, отсекающего прилегающую к откосам часть водоема, отличающийся тем, что с целью снижения трудозатрат и повышения эффективности защиты мерзлого основания насыпи осуществляют засев выделенной части водоема растениями болотных видов или в пределах отсеченной части водоема в зимнее время года отсыпают в необходимом количестве заторфованный грунт или торф, обладающий заданными свойствами по влагоемкости и структурной жесткости каркаса, или в пределах отсеченной части водоема в летнее время укладывают легкие сетчатые или ячеистые конструкции в виде матов из тонких пластмассовых нитей или натуральных волокон.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроизоляционным покрытиям. Гидроизоляционное покрытие содержит основание, выполненное в виде пленки из поливинилбутираля, и верхний слой, выполненный из поливинилбутираля, растворенного в растворителе, с наполнителем, нанесенный на основание, при следующем соотношении компонентов, в массовых долях: поливинилбутираль – 1-30; растворитель – 70-99; наполнитель – 1-200.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильной дороги на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах, включающая земляное полотно из местного некондиционного грунта с размещенным армирующим водонепроницаемым геосинтетическим и теплоизоляционным материалами в откосных частях, отличающаяся тем, что в разработанных по двум сторонам основания продольных траншеях, глубиной ниже деятельного слоя, вертикально размещен армирующий водонепроницаемый геосинтетический материал, а в откосной части земляного полотна, выше уровня кратковременно стоящих вод, размещены в трапециевидную форму биг-бэги с теплоизоляционным гранулированным материалом, свободные края водонепроницаемого армирующего геотекстиля заведены на поверхность биг-бэгов с максимальным натяжением и минимальной шириной нахлеста 30 см, армирующий водонепроницаемый геосинтетический материал ограничивает проникновение воды в основание автомобильной дороги и в земляное полотно, поверх армирующего водонепроницаемого геотекстиля выполнена послойная отсыпка с уплотнением земляного полотна, с устройством дорожной одежды, а на откосной части земляного полотна устроены биоматы с присыпкой некондиционным грунтом.

Изобретение относится к строительству, а именно к механике мерзлых грунтов для охлаждения откоса земляного полотна из мерзлого грунта. Пустотелый регулирующий слой канального типа для охлаждения откоса земляного полотна из мерзлого грунта, в котором пустотелый регулирующий слой канального типа уложен на откосе земляного полотна с обоими его концами, расположенными возле верхней и нижней бровки откоса земляного полотна.

Изобретение относится к области аэродромного и дорожного строительства, в частности к взлетно-посадочным площадкам для вертикального взлета и посадки летательных аппаратов, и может найти применение в строительстве полевых аэродромов в качестве рулежных дорожек, автомобильных дорог, площадок под технологическое оборудование и др., используемых в труднодоступных районах, в районах со сложными инженерно-геологическими, гидрологическими и климатическими условиями, на слабых грунтах.

Изобретение относится к системам защиты грунтовых оснований дорожных конструкций для обеспечения надежности и безопасности при сейсмических воздействиях и мерзлых грунтах. Технический результат: сохранение стабильной прочности и устойчивости в период оттаивания дорожных конструкций на участках мерзлых грунтов и возможных сейсмических возздействий.

Изобретение относится к области производства строительных материалов для дорожных конструкций. Способ включает приготовление смеси, содержащей в качестве вяжущего вещества измельченный до размера 5 мм бытовой полиэтилен.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для возведения дорожного автомобильного полотна в различных климатических условиях. Автомобильная дорога содержит слои дорожного покрытия, щебня, песка, геоткань и грунт основания.

Изобретение относится к основаниям и фундаментам, а именно к улучшению грунта под фундаменты и основания в зоне вечной мерзлоты. Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах, в котором основание для верхнего строения пути выполняют в виде плиты из полимерных материалов, внутри которой размещают трубки с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов снабжена вдоль длинных сторон бортиками высотой 0,4-0,6 м с дренажными отверстиями по всей длине бортика, которые защищены геотекстилем, а поверхность плиты из полимерных материалов между бортиками выполнена ребристой.

Покрытие лесной дороги включает грунтовое основание, проезжую часть, обочины и теплоизолирующий слой, ширина которого превышает ширину проезжей части дороги. Каждая из двух продольных сторон теплоизолирующего слоя выходит за пределы горизонтальной проекции проезжей части дороги на 4-8 толщин теплоизолирующего слоя, но не более чем на 50% ширины обочины.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений у природных склонов или сформированных искусственно, например, при строительстве автомобильных дорог и пешеходных дорожек. Способ устройства водоотводного сооружения заключается в нарезании канавы, укреплении ее уложенным лотком по заранее заданному уклону.

Изобретение относится к области строительства, а именно к дорожным конструкциям: площадки, дамбы, дороги, взлетно-посадочные полосы, в том числе автомобильные и железные дороги, возводимым в зонах распространения сезонно-промерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений на обводненных территориях, сильно деформируемых основаниях. Технический результат - повышение несущей способности и эксплуатационной надежности автомобильной дороги при снижении ее материалоемкости, трудоемкости, а также повышение долговечности. Автомобильная дорога содержит грунтовое земляное полотно, подстилающий слой, размещенный на нем армированный несущий слой, обочины с воздухо- и водопропускным сооружением канального типа, откосы с водоотводными канавами. Несущий слой армирован двухъярусным настилом силовым. Каждый ярус настила выполнен из несъемных модульных элементов, которые соединены друг с другом. Профиль каждого модульного элемента в сечении выполнен в виде незамкнутой трапеции, содержащей замкнутое основание и незамкнутое основание с отбортовками, посредством которых соединены модульные элементы в каждый ярус настила силового. Нижний ярус настила силового уложен на подстилающем слое замкнутым основанием с образованием кессонов. Между кессонами замкнутым основанием кверху установлен верхний ярус настила силового с образованием пустот между ярусами настила силового и с образованием дополнительных кессонов для размещения арматурных каркасов. Настил силовой размещен от оси дороги в обе стороны под углом 3-15% и выведен за обочины дороги. Верхний ярус настила силового установлен с напуском над нижним ярусом настила силового и представляет собой защитный козырек. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх