Способ получения жаростойкого низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению литых низкоуглеродистых железоалюминиевых сплавов для производства отливок. Осуществляют совместный ввод в расплав под слой шлака алюмосодержащей части шихты и модифицирующей добавки в количестве 1-2 капсулы, обеспечивающем содержание в готовом сплаве, мас.%: алюминия 12,0-16,0, углерода 0,05-0,1 и титана 0,9-1,2, при этом в качестве алюмосодержащей части шихты используют гранулированный алюминий или сечку алюминия, в качестве модифицирующей добавки используют ферротитан марки ФТи-30, а в качестве шлака используют смесь, содержащую оксиды SiO2, СаО, Al2O3 и MgO. Изобретение позволяет получить сплав с повышенной жаростойкостью и измельченной структурой, улучшить его механические свойства.1 з.п. ф-лы, 6 табл., 4 ил.

 

Изобретение относится к области металлургии, в частности к способам получения литых низкоуглеродистых железоалюминиевых сплавов с повышенной жаростойкостью и измельченной структурой, и может быть использовано при массовом производстве отливок.

Железоалюминиевые сплавы широко используются в промышленности в качестве раскислителей. Принимая во внимание тот факт, что они также обладают хорошей коррозионной и жаростойкостью, стойкостью к агрессивным средам, а также меньшим, чем хромоникелевые стали, удельным весом и стоимостью, в промышленности имеется потребность в таких сплавах в качестве конструкционных материалов. Необходим способ выплавки, при котором бы не требовалось введения большого количества дорогостоящих лигатур и модификаторов, а в качестве шихтовых материалов использовались бы лом низкоуглеродистых сталей и алюминиевый лом.

Известен способ выплавки ферроалюминия (патент РФ №2215809, МПК С22С 33/04 (2000.01), опубл. 10.11.2003), включающий загрузку исходной шихты в плавильный агрегат, нагрев ее до температуры, превышающей температуру плавления сплавов алюминия, и последующее расплавление с образованием расплава, выдержку и выпуск сплава, где в качестве плавильного агрегата используют открытую канальную или тигельную индукционную печь, при этом загружают первую порцию шихты, в количестве не более 5-20% от массы всей шихты, необходимой для плавки, состоящую из отходов производства - стального и алюминиевого лома и шлакообразующих материалов, после расплавления первой порции шихты на образовавшийся жидкоподвижный защитный шлак последовательно, после расплавления очередной порции, догружают следующие порции шихты в соотношении, определяемом составом выплавляемого сплава, причем плавку проводят под слоем жидкоподвижного защитного шлака толщиной не более 50-150 мм.

Недостатком данного способа является дробление шихты на порции, не превышающие по своему весу 5-10% от веса всей шихты, что приводит к затягиванию времени выплавки и энергетическим потерям.

Также известен способ получения алюминиевого чугуна с компактными включениями графита (патент РФ №2487950, МПК С21С 1/10 (2006.01), опубл. 20.07.2013), включающий приготовление расплава чугуна, заливку расплава в металлическую форму и охлаждение расплава, где приготавливают расплав чугуна, содержащего 9,8-19,7% Al, заливку расплава осуществляют в металлическую форму, помещенную в расплав солей с температурой 950-1100°С, закристаллизовавшуюся отливку изотермически выдерживают при температуре 950-1100°С в течение 0,5-2 ч.

Недостатком данного способа является высокое содержание в сплаве углерода, которое ухудшает его прочностные свойства. Для устранения данного недостатка необходима сфероидизация включений графита. Чтобы достичь этого, производится длительная выдержка расплава в солевой ванне при высокой температуре, что ухудшает технико-экономические показатели его производства.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является способ получения алюминиевого чугуна (патент РФ №2590772, МПК С21С 1/10, С22С 37/04 (2006.01), опубл. 10.07.2016), включающий совместное расплавление исходного чугуна, кальцийсодержащего материала и алюмосодержащей лигатуры, при этом в качестве алюмосодержащей лигатуры используют быстро охлажденный ферроалюминий марки ФА-30, который добавляют в количестве, обеспечивающем содержание в готовом чугуне, мас. %: алюминия 20-25 и углерода 1,5-2,0, а кальцийсодержащий материал добавляют в количестве, обеспечивающем получение слоя покрывного шлака толщиной 3-5 мм, перед разливкой полученный расплав выдерживают при температуре 1570-1580°С в течение 5-10 минут.

Недостатком данного способа является необходимость использования специально подготовленного быстроохлажденного ферроалюминия и большое содержание в сплаве углерода, что снижает прочностные свойства металла и удлиняет технологический процесс.

Техническим результатом заявляемого изобретения является получение низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава с повышенной жаростойкостью и улучшенными прочностными свойствами, за счет измельчения его структурных составляющих, отсутствием карбидной фазы и повышением жаростойкости защитной оксидной пленки.

Указанный результат достигается тем, что в предлагаемом способе получения жаростойкого низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава, включающем расплавление железистой основы с добавлением алюмосодержащей части и получением покрывного шлака толщиной 3-5 мм, где введение в расплав алюмосодержащей части шихты и модифицирующей добавки осуществляется совместно в количестве 1-2 капсул под слой шлака, в качестве алюмосодержащей части шихты используют гранулированный алюминий либо сечку алюминия, в количестве, обеспечивающем содержание в готовом сплаве, масс. %: алюминия 12,0-16,0, углерода 0,05-0,1 и титана 0,9-1,2; в качестве модифицирующей добавки используют ферротитан ФТи-30, а в качестве шлака используют смесь, содержащую оксиды SiO2, СаО, Al2O3 и MgO.

Совместное введение в расплав алюмосодержащей части шихты и титановой модифицирующей добавки в количестве 1-2 капсул из алюминиевой фольги на штанге под слой шлака способствует лучшему усвоению металлом алюминия и титана, а также улучшает модифицирующего эффекта.

Введение в расплав алюмосодержащей части в виде гранулированного алюминия либо сечки алюминия, в количестве, обеспечивающем содержание в готовом сплаве, масс. %: алюминия 12,0-16,0, углерода 0,05-0,1 и титана 0,9-1,2 обеспечивает показатель временного сопротивления σв сплава на уровне 300 МПа.

Использование ферротитана ФТи-30, в качестве модифицирующей добавки позволяет измельчить структуру железоалюминиевого сплава и сделать зерно более равноосным. Также вхождение титана в виде окисла TiO2 в состав защитной пленки вместе с Al2O3 повышает жаростойкость сплава.

Добавление шлакообразующего материала содержащего оксиды SiO2, СаО, Al2O3 и MgO в количестве, обеспечивает получение слоя покрывного шлака толщиной 3-5 мм, предотвращает взаимодействие расплава алюминиевого чугуна с воздухом атмосферы, существенно снижая угар алюминия. При получении слоя покрывного шлака толщиной менее 3 мм полного покрытия расплавленного металла не происходит, что приводит к повышенному угару алюминия. Получение слоя покрывного шлака толщиной более 5 мм экономически не целесообразно. Использование в качестве кальцийсодержащего материала извести и плавикового шпата позволяет получить легкоплавкий жидкоподвижный шлак, который образуется сразу после расплавления алюмосодержащей составляющей части шихты и предотвращает взаимодействие расплава алюминиевого чугуна с воздухом атмосферы и снижает угар алюминия.

Как известно, прочностные свойства чистых железоалюминиевых сплавов невысоки. Например, величина временного сопротивления σв составляет не более 100-150 МПа. Имеются способы повлиять на прочностные свойства данного вида сплавов [1, 2]. Но все они технологически сложны и материально затратные. Имеется возможность повлиять на свойства сплавов, изменяя их структуру путем ввода в их состав небольшого количества специальных модифицирующих добавок, например титана и циркония.

Прочность низкоуглеродистого жаростойкого железоалюминиевого сплава в зависимости от содержания в нем алюминия определялась опытным путем. Результаты измерений приведены на рис. 1. Из полученной зависимости было установлено, что оптимальной прочности выше 200 МПа соответствует содержания алюминия в сплаве 12-14 масс. % [3].

Для определения влияния на структуру Fe-Al сплавов небольших добавок титана и циркония было исследовано влияние модификаторов, химический состав которых приведен в таблице 1.

В таблице 2 приведен химический состав основного железоалюминиевого сплава без модифицирования, после модифицирования его ферротитаном, цирконием и совместно ферротитаном и цирконием.

На рисунке 2 приведена микроструктура не модифицированного и модифицированного железоалюминиевого сплава в соответствии с табл. 2.

Из анализа микроструктур не модифицированного и модифицированного железоалюминевого сплавов видно, что у модифицированного титаном сплава 3 зерно более мелкодисперсно и равноосно. Это позволило сделать предположение, что модифицирование титаном улучшает прочностные свойства низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава.

Таким образом, введение в железистую основу алюминия и титансодержащей лигатуры под слой легкоплавкого шлака, позволяет получить измельченную плотную и однородную микроструктуру сплава и соответственно улучшить его прочностные свойства и повысить жаростойкость сплава.

Кроме того, вводом титана и циркония, можно повысить жаростойкость низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава [4-6]. Опытным путем определен показатель жаростойкости четырех низкоуглеродистых железоалюминиевых сплавов, модифицированных титаном и цирконием в разных вариантах. Химический состав сплавов, исследованных на жаростойкость, приведен в таблице 3.

Исследование жаростойкости опытных сплавов проводилось по ГОСТ 6130-71 [7] путем нагрева образцов металла до температуры 1000°С со взвешиванием их после выемки из печи и охлаждения до комнатной температуры через каждые 50 часов до суммарной продолжительности 200 часов. Результаты приведены на рисунке 3.

Сравнение показателей жаростойкости Fe-Al сплавов и известного жаростойкого сплава 20Х23Н18 показало, что увеличение его массы (по справочным данным) и немодифицированного железоалюминиевого сплава, содержащего 13,8 мас. % Al, при окислении при 1000°С в течение 200 часов практически не отличаются и составляет 0,02 мг/с2⋅ч. А все другие модифицированные Fe-Al сплавы имеют показатель жаростойкости даже выше, чем у сплава 20Х23Н18. Причем, в сплавах с более высоким содержанием алюминия (сплав 23-13,9 мас. % и сплав 22-14,6 мас. %) жаростойкость несколько выше, чем у сплава, содержащего 13,3 мас. % Al (сплав 21).

Наивысшую жаростойкость (0,006 мг/см2⋅ч) показал Fe-Al сплав 23 (13,9 мас. % Al), который был легирован титаном совместно с цирконием. Сплавы 22 и 23 имеют сопоставимую жаростойкость. Принимая во внимание цену использованных модификаторов, практическую значимость имеет получение сплава 22, модифицированного титаном.

В таблице 4 приведены показатели жаростойкости стали 20Х23Н18 и нового заявляемого сплава при 1000°С.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. Расплав низкоуглеродистого жаростойкого железоалюминиевого сплава получают в основной индукционной печи. В завалку в печь дается исходный низкоуглеродистый железосодержащий материал, после расплавления, которого наводится покровной шлак толщиной 3-5 мм, содержащий окислы SiO2, СаО, Al2O3 и MgO. После достижения расплавом температуры 1570-1580°С вводится гранулированный алюминий марки А-7 и ферротитан ФТи-30 в количестве, необходимом для получения в конечном металле в мас. %: Al 12-14, С 0,9-1,2 и Ti 0,05-1,0, задаются в 1-2 капсулах из алюминиевой фольги на штанге под шлак для лучшего усвоения алюминия и титана. Далее производится изотермическая выдержка в течение 5-10 минут. После изотермической выдержки расплава металла ниже температуры 1570°С и менее 5 минут он не достигает гомогенного состояния. Изотермическая выдержка расплава металла выше температуры 1580°С и более 10 минут экономически не рациональна. После отключения печи расплав разливается в литейные формы с отсечкой покрывного шлака. Из литых заготовок металла вытачиваются образцы по ГОСТ для механических испытаний.

Заявленный способ испытан в крупнолабораторных условиях.

Пример.

Получение низкоуглеродистого жаростойкого железоалюминиевого сплава, модифицированного титаном проводились в среднечастотной индукционной печи мощностью 16 кВт и емкостью основного тигля около 10 кг по весу металла. Шихтовые материалы использовались в количестве:

1. Лом трансформаторной стали - 4,5 кг.

2. Алюминий чушковый - 0,9 кг.

3. Ферротитан ФТи-30 - 0,35 кг.

4. Шлаковая смесь: известь, корунд, магнезит, бой стекла в соотношении 2:2:1:5 - 0,18 кг.

Химический состав шихтовых материалов приведен в таблице 5.

После расплавления железистой основы производится наведение покрывного шлака из кварцита, корунда, извести и магнезита толщиной 3-5 мм. После доведения температуры расплава до 1570-1580°С производится введение в расплав алюмосодержащей части шихты и модифицирующей добавки совместно в количестве 1-2 капсул на штанге под слой шлака, где в качестве алюмосодержащей части шихты используют гранулированный алюминий либо сечку алюминия, а в качестве модифицирующей добавки используют ферротитан ФТи-30. Добавки производятся в количестве, обеспечивающем содержание в готовом сплаве, масс. %: алюминия - 12-16, углерода - 0,05-0,1 и титана 0,9-1,2.

Химический состав полученного сплава приведен в таблице 6.

После расплавления шихтовых составляющих производилась доводка расплава до температуры 1580°С и изотермическая выдержка металла в течение 5-10 мин и последующая разливка металла. Разливка производилась в песчаную форму в виде пластин размером 15×150×200 мм, одну из которых впоследствии способом гидроабразивной резки разрезали на полоски размером 15×15×150 для токарной обработки образцов для механических испытаний. Полученные образцы сплава в количестве 6 штук протачивались до необходимых по ГОСТ 1497-84 [8] размеров.

Универсальная разрывная машина Zwick BT1-FRO050THW.A1K с усилием 50 кН и скоростью перемещения захватов 2 мм/мин позволила определить временное сопротивление всех шести образцов. Результаты испытаний приведены на рисунке 4. Анализ данных показал, что величина временного сопротивления всех образцов в основном составляет 200-300 МПа.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование титана в качестве модифицирующей добавки позволяет повысить жаростойкость низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава, а также улучшить его механические свойства.

Источники информации

1. Шешуков, О.Ю. Влияние содержания алюминия на структуру и механические свойства сплавов на основе системы Fe-Al / О.Ю. Шешуков, В.П. Ермакова, В.Г. Смирнова. В.В. Катаев, Л.А. Овчинникова, М.В. Лапин, A.В. Долматов // Рациональное природопользование и передовые технологии материалов. Ежегодное научно-практическое издание. Институт металлургии УрО РАН. ЦКП «Урал-М». - Екатеринбург: Эзапринт, - 2015. С. 83-85.

2. Мельчаков, С.Ю. Способ изменения структуры литых Fe-Al сплавов путем ввода титансодержащих модификаторов. Труды научно-практической конференции с международным участием и элементами школы молодых ученых «Перспективы развития металлургии и машиностроения с использованием завершенных фундаментальных исследований и НИОКР: «ФЕРРОСПЛАВЫ» / С.Ю. Мельчаков, В.Г. Смирнова, В.П. Ермакова, В.В. Катаев, Л.А. Маршук, И.В. Некрасов, О.Ю. Шешуков // ООО «Альфа Принт». Екатеринбург: - 2018. - С. 297-303.

3. Некрасов, И.В. Влияние модификаторов, содержащих Ti и Zr, на зеренную структуру литых Fe-12% Al сплавов. Фундаментальные и прикладные задачи механики деформируемого твердого тела и прогрессивные технологии в машиностроении: материалы V Дальневосточной конференции с международным участием / И.В. Некрасов, В.Г. Смирнова, В.П. Ермакова, С.Ю. Мельчаков, В.В. Катаев, Маршук, О.Ю. Шешуков // - Комсомольск - на - Амуре: ФГБОУ ВО «КнАГУ» - 2018. - С. 140-143.

4. Шешуков, О.Ю. К вопросу повышения жаростойкости материалов /О.Ю. Шешуков, В.П. Ермакова, Л.А. Маршук, В.Г. Смирнова, В.В. Катаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара: - 2012. - Т.14. - №1 - 2. С. 593-596.

5. Катаев, В.В. Разработка состава, технологии получения и исследование литого жаростойкого Fe-Al сплава / В.В. Катаев, О.Ю. Шешуков, B.П. Ермакова, В.Г. Смирнова, В.В. Конашков, Л.А. Маршук // Современные литейные высокожаропрочные и специальные сплавы, технология их выплавки и литья монокристаллических рабочих лопаток газотурбинных двигателей: сб. докл. научно-техн. конф., посвященной 110-летию со дня рождения К.К. Чуприна - М:. ФГУП ВИАМ. - 2014. - С. 8-10.

6. Катаев В.В. Разработка состава, технологии получения и исследование литого жаростойкого Fe-Al сплава / В.В. Катаев, О.Ю. Шешуков, В.П. Ермакова, В.Г. Смирнова, В.В. Конашков, Л.А. Маршук // Новости материаловедения. Наука и техника. - М.: - 2014, - №2. - С. 4.

7. ГОСТ 6130-71. Металлы. Методы определения жаростойкости. - М.: Государственный комитет стандартов совета министров СССР. - 13 с.

8. ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытания на растяжение. - М.: Государственный комитет стандартов совета министров СССР. - 32 с.

1. Способ получения жаростойкого низкоуглеродистого железоалюминиевого сплава, включающий расплавление железистой основы с добавлением алюмосодержащей части шихты с получением покровного шлака толщиной 3-5 мм, отличающийся тем, что осуществляют совместное введение в расплав под слой шлака алюмосодержащей части шихты и модифицирующей добавки в количестве 1-2 капсулы, обеспечивающем содержание в готовом сплаве, мас. %: алюминия 12,0-16,0, углерода 0,05-0,1 и титана 0,9-1,2, при этом в качестве алюмосодержащей части шихты используют гранулированный алюминий или сечку алюминия, а в качестве модифицирующей добавки используют ферротитан марки ФТи-30.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве шлака используют смесь, содержащую оксиды SiO2, CaO, Al2O3 и MgO.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам обработки высокодемпфирующих сталей и сплавов высокого демпфирования на основе системы железо - алюминий с содержанием алюминия от 3,0 до 7,7 мас.% и может быть использовано для улучшения вибро- и шумопоглощающих свойств высокодемпфирующих сталей и сплавов, применяющихся в качестве конструкционных материалов.

Изобретение относится к области металлурги, а именно к отпущенной листовой стали с покрытием, используемой для изготовления деталей транспортных средств. Сталь имеет химический состав, содержащий элементы, мас.%: 0,17 ≤ углерод ≤ 0,25, 1,8 ≤ марганец ≤ 2,3, 0,5 ≤ кремний ≤ 2,0, 0,03 ≤ алюминий ≤ 1,2, сера ≤ 0,03, фосфор ≤ 0,03, при необходимости по меньшей мере один элемент из: хром ≤ 0,4, молибден ≤ 0,3, ниобий ≤ 0,04 и титан ≤ 0,1, остальное - железо и неизбежные примеси.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сталям низкой плотности, и может быть использовано для изготовления конструкционных деталей транспортного средства или деталей транспортного средства, отвечающих за безопасность. Холоднокатаная и термообработанная листовая сталь содержит, в мас.%: 0,10 ≤ углерод ≤ 0,6, 4 ≤ марганец ≤ 20, 5 ≤ алюминий ≤ 15, 0 ≤ кремний ≤ 2, алюминий + кремний + никель ≥ 6,5 и необязательно содержащая по меньшей мере один из следующих элементов: 0,01 ≤ ниобий ≤ 0,3, 0,01 ≤ титан ≤ 0,2, 0,01 ≤ ванадий ≤ 0,6, 0,01 ≤ медь ≤ 2,0, 0,01 ≤ никель ≤ 2,0, церий ≤ 0,01, бор ≤ 0,01, магний ≤ 0,05, цирконий ≤ 0,05, молибден ≤ 2,0, тантал ≤ 2,0, вольфрам ≤ 2,0, железо и неизбежные примеси - остальное.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к холоднокатаной и термообработанной листовой стали, используемой в автомобилестроении. Сталь имеет состав, содержащий следующие далее элементы, в мас.%: 0,15 ≤ углерод ≤ 0,6, 4 ≤ марганец ≤ 20, 5 ≤ алюминий ≤ 15, 0 ≤ кремний ≤ 2, алюминий + кремний ≥ 6,5, при необходимости по меньшей мере один элемент из: 0,01 ≤ ниобий ≤ 0,3, 0,01 ≤ титан ≤ 0,2, 0,01 ≤ ванадий ≤ 0,6, 0,01 ≤ медь ≤ 2,0, 0,01 ≤ никель ≤ 2,0, церий ≤ 0,01, бор ≤ 0,01, магний ≤ 0,05, цирконий ≤ 0,05, молибден ≤ 2,0, тантал ≤ 2,0 и вольфрам ≤ 2,0, остальное - железо и неизбежные примеси.

Изобретение относится к изделиям из высокопрочной стали, обладающим благоприятными свойствами, и к способам отжига таких изделий. Способ термической обработки холоднокатаного листа из высокопрочной стали, содержащей, мас.%: от 0,12 до 0,5 С, от 1 до 3 Mn, от 0,8 до 3 комбинации Si и Al, включает проведение двухэтапного отжига листа.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению гибко-катаного плоского стального продукта переменной толщины, состоящего из высокопрочной марганецсодержащей стали. Для получения плоского стального продукта переменной толщины используют горячекатаную или холоднокатаную стальную полосу, оцинкованную или неоцинкованную, имеющую состав, содержащий, мас.%: С: от 0,0005 до 0,9, Мn: от 4 до 12, А1: до 10, Р: <0,1, S: <0,1, N: <0,1, при необходимости один или несколько из: Si: до 6, Сr: до 6, Nb: до 1, V: до 1,5, Ti: до 1,5, Мо: до 3, Sn: до 0,5, Сu: до 3, W: до 5, Со: до 8, Zr: до 0,5, Та: до 0,5, Те: до 0,5 и В: до 1,5, остальное - железо с неизбежными примесями.
Изобретение относится к стальной подложке с покрытием, нанесенным в результате погружения в расплав, и способу изготовления данной стальной подложки с покрытием. Стальная подложка с покрытием имеет покрытие в виде слоя Sn, непосредственно поверх которого нанесено покрытие на основе цинка или алюминия, при этом стальная подложка имеет следующий состав, мас.%: 0,10≤С≤0,4, 1,2≤Mn≤6,0, 0,3≤Si≤2,5, Al≤2,0 и необязательно один или несколько элементов, таких как P<0,1, Nb≤0,5, B≤0,005, Cr≤1,0, Mo≤0,50, Ni≤1,0, Ti≤0,5, остальное - железо и неизбежные примеси.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству холоднокатаного высокопрочного проката из низколегированных сталей, который может быть использован в автомобильной промышленности. Способ включает выплавку стали, разливку, горячую прокатку, охлаждение водой, смотку полос в рулоны, холодную прокатку, рекристаллизационный отжиг.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к подвергнутой закалке и перераспределению стали, используемой для изготовления формованного компонента (2), работающего в условиях износа. Сталь компонента (2) содержит, мас.%: С: 0,1-0,3, Si: 0,7-1,8, Mn: 1,5-3,0, Al: до 1,5, N: до 0,008, P: до 0,002, S: до 0,003, при необходимости по меньшей мере один элемент из группы: Cr: до 0,4, Mo: до 0,25, Ni: до 1,0, Nb: до 0,06, Ti: до 0,07, V: до 0,3 и B: до 0,002, остальное - железо и неизбежные примеси.

Изобретение относится к производству холоднокатаного проката из углеродистой качественной стали для изготовления патронов. Способ включает выплавку стали, разливку, горячую прокатку, охлаждение водой, смотку полос в рулоны, холодную прокатку, рекристаллизационный отжиг и дрессировку.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к получению быстрорежущей стали, используемой для изготовления бандажей композитных валков и валков небольшого диаметра для многовалковых прокатных станов. Получают расплав стали, содержащий компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 1,70-1,80, кремний 0,10-0,50, марганец 0,40-0,80, сера ≤ 0,03, фосфор ≤ 0,03, хром 3,80-4,50, никель 0,80-1,50, вольфрам 4,30-4,80, молибден 3,40-3,60, ванадий 6,00-6,20, церий 0,005-0,02, цирконий 0,02-0,04, кальций 0,005-0,02, алюминий 0,008-0,05, железо - остальное.
Наверх