Способ оценки предрасположенности детей к занятиям дзюдо

Изобретение относится к области медицины и спорта, в частности спортивной медицины, и может быть использовано для определения предрасположенности детей к занятиям дзюдо на основе диагностики и определения психофизиологических, морфологических, функциональных способностей детей 6-12 лет, может использоваться в практике врачей спортивной медицины и лечебной физической культуры, тренеров по виду спорта дзюдо. Проводится комплексная диагностика и определение спортивной предрасположенности детей к дзюдо по различным по направленности видам обследования по психофизиологическим, функциональным и спортивно-педагогическим тестам. Осуществляют выбор максимального числа показателей и наиболее информативных методик в предлагаемом способе в соответствии с психофизиологическими, функциональными, морфологическими критериями для вида спорта дзюдо. Разработаны критерии оценки по каждому показателю в соответствии с требованиями вида спорта (дзюдо), что позволяет повысить уровень надежности диагностики. Используют интегральную оценку при обработке максимального числа показателей с психофизиологическими, функциональными, морфологическими критериями для вида спорта дзюдо для определения предрасположенности детей 6-12 лет к занятиям дзюдо. 5 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины и спорта, в частности спортивной медицины и может быть использовано для определения предрасположенности детей к занятиям дзюдо на основе диагностики и определения морфологического статуса, функциональных и психофизиологических способностей детей 6-12 лет, использоваться в практике врачей спортивной медицины и лечебной физической культуры, тренеров по видам спорта.

Спортивная одаренность является сложным многогранным явлением, которое рассматривается широко с методологических, биологических, психологических и социальных позиций. Спортивную одаренность характеризуют как предрасположенность к определенному виду деятельности и более высокому уровню обучаемости/тренируемости в этом виде. Чем раньше эта одаренность выявляется, тем более эффективной может стать спортивная подготовка индивида и тем больше вероятность его попаданий в элитный класс [1].

Идентификация спортивного таланта и одаренности уже долгое время находится в центре внимания ученых разных стран. Одним из самых ранних прорывов был сделан в СССР В.М. Зациорским с соавторами [2], данное направление связано с разработкой модельных характеристик спортсменов по видам спорта. Проведенный анализ различных проектов, посвященных спортивной ориентации и отбору позволил разработать способ комплексной оценки предрасположенности детей к занятиям дзюдо на основе проведения тестирований морфологического статуса, функциональных и психофизиологических способностей ребенка.

Уровень техники.

Проведенный патентный анализ показывает, что в настоящее время специалистами предложены различные способы оценки предрасположенности к занятиям тому или иному виду спорта, однако, они характеризуются узкой направленностью и диагностикой только каких-либо одних из свойств организма человека.

Известен способ прогнозирования спортивных способностей индивидуума (WO2017003316A1), прогнозирования спортивных способностей индивидуума, включающий получение отпечатков пальцевых узоров обеих рук, исследование их качественных и количественных показателей и вычисление по ним дельтового индекса.

Недостатком данного способа является оценка функционального состояния только на основе морфологических признаков, отличающихся у разных рас и не находящем подтверждения в исследованиях на спортсменах разных видов спорта.

Способ отбора для занятий единоборствами (RU165429U1), позволяет оценить быстроту и точность двигательных действий испытуемого при выполнении психофизиологических тестов на компьютере.

Другой, сходный с предыдущим, способ отбора для занятий игровыми видами спорта (RU2510621C1), позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого также на основе выполнения психофизиологического теста на компьютере.

Способ определения предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем (RU2405435C1) основан на оценке сложной зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 110 световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета.

Также существует способ отбора для занятий циклическими видами спорта (RU2386396C1), основанный на психофизиологическом тестировании, который заключается в предъявлении последовательности парных световых импульсов длительностью 200 мс, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с. Строят график динамики порогового межимпульсного интервала в координатах «значение порогового межимпульсного интервала - время тестирования».

Все вышеперечисленные способы имеют недостаток, так как основаны только на тестировании психофизиологических свойств человека и не учитывают другие качества, сказывающиеся на эффективности будущей спортивной деятельности.

Способ комплексной функциональной диагностики физического состояния человека (RU2036605C1) использует интегральную оценку ряда свойств человека. Проводят регистрацию и оценку в баллах ряда функциональных показателей: ЧСС, АД, весо-ростового показателя Кетле, жизненного показателя, пробы Штанге, индекса Скибинского, проб Руфье и Серкина при одновременном их выполнении, восстанавливаемость пульса, быстроты зрительно-двигательной реакции, гибкости позвоночника, мышечной силы брюшного пресса, рук и плечевого пояса, максимального потребления кислорода в степ-тесте по Астранду - Риммингу. Расчет индекса физического состояния - ИФС человека производят по формуле. Недостатком данного способа является отсутствие диагностики морфологического статуса и психологического состояния, что не позволяет определить всю структуру функциональной подготовленности и предрасположенности к виду спорта (дзюдо), сравнить с модельными нормативными характеристиками детей определенного возраста.

Наиболее близкое к заявленному изобретение - способ оценки предрасположенности детей к занятиям футболом (RU2741210C1), включающий проведение ребенку психофизиологических, морфофункциональных тестов и тестов оценки физической подготовленности, отличающийся тем, что проводят измерения по трем блокам:

психофизиологическое тестирование:

- выполняют оценку простой зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 5-ти световых стимулов красного цвета, фиксируют время реакции на каждый красный стимул и определяют среднее время реакции, и при среднем времени реакции в секундах меньше: 0,47 у девочек 6-7 лет, 0,37 у мальчиков 6-7 лет, 0,42 у девочек и мальчиков 8 лет, 0,44 у девочек 9 лет, 0,52 у мальчиков 9 лет, 0,40 у девочек и мальчиков 10 лет, 0,32 у девочек 11-12 лет, 0,34 у мальчиков 11-12 лет – оценивают в один балл;

- выполняют оценку сложной зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 10-ти световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета, фиксируют время реакции на каждый красный стимул, и определяют среднее время реакции, и при среднем времени реакции в секундах меньше: 0,62 у девочек 6-7 лет, 0,55 у мальчиков 6-7 лет, 0,54 у девочек и мальчиков 8 лет, 0,57 у девочек 9 лет, 0,51 у мальчиков 9 лет, 0,52 у девочек 10 лет, 0,47 у мальчиков 10 лет, 0,44 у девочек 11 лет, 0,45 у мальчиков 11-12 лет, 0,42 у девочек 12 лет – оценивают в один балл;

- оценивают тип темперамента с помощью теста “определение индивидуальной единицы времени”, выполняют расчет длительности индивидуальной единицы времени, и, если она лежит в диапазоне от 0,79 до 0,94 усл. ед. – оценивают в один балл;

- выполняют оценку эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости посредством теста Шульте, на основании теста производят расчет показателей эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости, и при значении эффективности работы в секундах ниже: 71 у девочек и мальчиков 6 лет, 66 у девочек и мальчиков 7 лет, 61 у девочек и мальчиков 8 лет, 56 у девочек и мальчиков 9 лет, 51 у девочек и мальчиков 10 лет, 46 у девочек и мальчиков 11 лет, 36 у девочек и мальчиков 12 лет – оценивают в два балла; при значении степени врабатываемости ниже 0,95 усл. ед. оценивают в один балл; при значении психической устойчивости ниже 1,05 усл. ед. оценивают в один балл;

морфофункциональный блок тестов:

- выполняют оценку роста испытуемого, путем его измерения, и при росте в см не более: 120 у девочек 6 лет, 121 у мальчиков 6 лет, 126 у девочек 7 лет, 127 у мальчиков 7 лет, 132 у девочек 8 лет, 133 у мальчиков 8 лет, 139 у мальчиков и девочек 9 лет, 145 у девочек 10 лет, 144 у мальчиков 10 лет, 149 у девочек 11 лет, 148 у мальчиков 11 лет, 154 у девочек 12 лет и 155 у мальчиков 12 лет – оценивают в один балл;

- выполняют оценку жизненного показателя (ЖП), для этого измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) в миллилитрах, затем измеряют вес испытуемого в кг (fMassa, после чего вычисляют удельную ЖЕЛ (ЖЕЛу) в мл/кг по формуле: ЖЕЛу=ЖЕЛ/fMassa, далее вычисляют ЖП как отношение ЖЕЛу к должной удельной ЖЕЛ (ЖЕЛуд) по формуле: ЖП=ЖЕЛу/ЖЕЛуд, где ЖЕЛуд= 67,5 мл/кг для мужского пола или ЖЕЛуд=57,5 мл/кг для женского пола, и если полученное значение ЖП больше 1,1 усл. ед., то его оценивают в один балл;

- выполняют оценку типа скелета (ТС), для этого определяют рост испытуемого в см (fHeight), сантиметровой лентой определяют в см длину ноги (fFoot), длину руки (fHand), обхват запястья (fOxvatZ), затем вычисляют показатель характеризующий тип скелета по формуле: ТС=100·fOxvatZ / (1,28-0,072·fFoot+0,03·fHeight+0,256·fHand), и, если полученное значение ТС меньше 120 усл. ед. то его оценивают в один балл,

- выполняют оценку типа мышечной волокон (МВ), для чего кистевым динамометром измеряют силу сжатия правой (fRHand) и левой (fLHand) рук в кг, определяют силу сжатия сильнейшей руки (fMaxHand), затем для определения выносливости сильнейшей руки уменьшим силу сжатия кистевого динамометра так, чтобы она составляла 50% от максимальной силы сильнейшей руки и по секундомеру определяют время в секундах, в течение которого испытуемый сможет удерживать такое усилие (fHand50), затем измеряют вес тела в кг (fMassa), и рассчитывают индекс относительной силы (ИС) по формуле: ИС=100·fMaxHand / fMassa, после чего определяют тип мышечных волокон по формуле: МВ=fHand50/ИС, и если полученное значение МВ больше 2 усл. ед. то оценивают в один балл;

- выполняют оценку типа телосложения (ТТ), для чего определяют рост испытуемого в см (fHeight), вес тела в кг (fMassa), сантиметровой лентой измеряют в см длину окружности груди (fOxvat), затем рассчитывают индекс ПИНЬЕ по формуле: ТТ=fHeight-fMassa-fOxvat, и если полученное значение ТТ лежит в диапазоне от 10 до 30 усл. ед. включительно, то его оценивают в один балл;

блок тестов по оценке физической подготовленности:

- выполняют оценку скоростных способностей, путем определения времени бега на 30 м с помощью секундомера, и при значении времени бега в секундах меньше: 5,8 у девочек 6-7 лет, 5,6 у мальчиков 6-7 лет и у девочек 8 лет, 5,3 у девочек 9 лет, 5,1 у мальчиков 9 лет и девочек 11 лет, 5,2 у девочек 10 лет, 5,0 у мальчиков 10-11 лет и девочек 12 лет, 4,9 у мальчиков 12 лет оценивают в один балл;

- выполняют оценку координационных способностей, для чего определяют время челночного бега 3х10 м с помощью секундомера, и при значении времени бега в секундах меньше: 10, 2 у девочек 6-7 лет, 9,9 у мальчиков 6-7 лет, 9,7 у девочек 8 лет, 9,1 у мальчиков 8 лет и девочек 10 лет, 9,3 у девочек 9 лет, 8,8 у мальчиков 9 лет и девочек 12 лет, 8,6 у мальчиков 10 лет, 8,9 у девочек 11 лет, 8,5 у мальчиков 11 лет, 8,3 у мальчиков 12 лет оценивают в один балл;

- выполняют оценку физической работоспособности на основании БИП теста - теста со звуковым сигналом, при котором начальная скорость бега 8,5 км/час, которая каждую минуту увеличивается на 0,5 км/час, при этом уровень подготовленности испытуемого оценивают по количеству преодоленных отрезков дистанции, прежде чем он не будет укладываться в требования звуковых сигналов, и при значении максимального достигнутого уровня не менее: 3 уровня у девочек и мальчиков 6 лет, 4 уровня у девочек 7 лет, 5 уровня у мальчиков 7 лет и девочек 8 лет, 6 уровня у мальчиков 8 лет и девочек 9-10 лет, 7 уровня у мальчиков 9 лет и девочек 11-12 лет, 8 уровня у мальчиков 10-11 лет, 9 уровня у мальчиков 12 лет оценивают в три балла;

далее все полученные баллы суммируют, получая уровень интегральной оценки, при уровне интегральной оценке не менее 11 баллов определяют, что у ребенка есть предрасположенность к футболу.

Недостатками данного способа являются отсутствие диагностики индекса отношения становой силы к массе, скоростно-силовой физической подготовленности, гибкости, использование модельных нормативных характеристик по оценке жизненного показателя, типа скелета, оценке типа мышечной волокон, оценке типа телосложения предназначенных для вида спорта футбол, что не позволяет определить всю структуру функциональной подготовленности и предрасположенности к виду спорта (дзюдо).

Задача изобретения - создание способа оценки предрасположенности детей к занятиям дзюдо.

Причем новым является то, что:

- осуществлен выбор максимального числа показателей и наиболее информативных методик в предлагаемом способе в соответствии с психофизиологическими, функциональными, морфологическими критериями для вида спорта (дзюдо);

- разработаны критерии оценки по каждому показателю в соответствии с требованиями вида спорта (дзюдо), что позволяет повысить уровень надежности диагностики;

- использование интегральной оценки при обработке максимального числа показателей с психофизиологическими, функциональными, морфологическими критериями для вида спорта (дзюдо) для определения предрасположенности детей 6-12 лет к занятиям дзюдо;

Поставленная задача достигается тем, что способ оценки предрасположенности детей 6-12 лет к занятиям дзюдо включает 3 блока тестов: психофизиологические, морфо-функциональные и тесты оценки физической подготовленности.

Описание сущности изобретения сводится к следующему

Психофизиологическое тестирование детей проводят с помощью АПК “Спортивная ориентация детей и подростков” (АПК) [3]. Инструктор включает пульт АПК и запускает соответствующую компьютерную программу на ЭВМ, делает настройки программы, заносит в программу пол, возраст, фамилию, имя и отчество тестируемого, стартует новое исследование. Прибор пульта АПК представляет собой специализированную микроЭВМ, программа которого хранится в энергонезависимой памяти. Принцип действия основан на регистрации времени, затраченного на ответ при предъявлении светового и/или звукового стимула. Данные с пульта передаются в компьютерную программу, результаты отображаются на дисплее компьютера и сохраняются в энергонезависимой памяти компьютера. Проводят инструктаж испытуемого. Он выполняет тесты, руководствуясь указаниями, отображаемыми на дисплее компьютера, то есть нажимает на кнопку «работа с тестом» при предъявлении стимула в соответствующих тестах. В данном АПК испытуемый проходит следующие тесты:

1) Оценка простой зрительно-моторной реакции осуществляется путем предъявления серии из 5 световых стимулов красного цвета. При предъявлении светового стимула красного цвета испытуемый нажимает кнопку «Работа с тестом», далее фиксируют время реакции на каждый красный стимул и определяют среднее время реакции и при среднем времени реакции меньше представленного в таблице 1, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл (начальное состояние СР равно нулю).

2) Оценка сложной зрительно-моторной реакции (реакции выбора) осуществляется путем предъявления серии из 10 световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета. При предъявлении светового стимула красного цвета испытуемый нажимает кнопку «Работа с тестом», при предъявлении стимула зеленого цвета – не нажимает кнопку «Работа с тестом». Первый красный стимул считают тренировочным, далее фиксируют время реакции на каждый красный стимул, определяют среднее время реакции и при среднем времени реакции меньше представленного в таблице 1, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

3) Оценка типа темперамента осуществляется с помощью теста “определение индивидуальной единицы времени”. Тест построен на запоминании одновременно светового и звукового стимула длительностью от 2000 до 6000 мс, появляющихся в случайном порядке (всего 16 интервалов). Испытуемый воспроизводит интервалы, заполненные стимулом с помощью нажатий кнопки «Работа с тестом» на пульте. АПК производит расчет длительности индивидуальной единицы времени, если она лежит в диапазоне от 0,79 до 0,94 усл. ед. включительно (сангвинический темперамент) в соответствии с таблицей 1, то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

4) Оценка эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости (выносливости) осуществляется с помощью теста Шульте. При прохождении тестирования на дисплей компьютера последовательно выводится пять квадратных таблиц заполненных в случайном порядке числами от 1 до 25. Испытуемому нужно найти и кликнуть мышкой на все числа квадратной таблицы по порядку от 1 до 25. Это нужно делать как можно скорее и без ошибок для всех пяти квадратных таблиц из теста. Пока все числа таблицы не пройдены кликами мышки, новая таблица не предъявляется. Компьютерная программа производит расчет показателей эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости (выносливости). При значении эффективности работы ниже представленной в таблице 1, увеличивают интегральную оценку (СР) на два балла. При значении степени врабатываемости ниже 0,95 усл. ед. в соответствии с таблицей 1, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл. При значении психической устойчивости (выносливости) ниже 1,05 усл. ед. в соответствии с таблицей 1, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

Таблица 1 - Должные числовые значения показателей в психофизиологических тестах

Номер теста Тест (название) Название показателя, единица измерения Возраст, лет Оценка, баллов Должное числовое значение показателя
девочки мальчики
1 простая зрительно-моторная реакция на световой сигнал время реакции, секунд 6 1 меньше 0,47 меньше 0,37
7 меньше 0,47 меньше 0,37
8 меньше 0,42 меньше 0,42
9 меньше 0,44 меньше 0,52
10 меньше 0,40 меньше 0,40
11 меньше 0,32 меньше 0,34
12 меньше 0,32 меньше 0,34
2 реакция выбора время реакции, секунд 6 1 меньше 0,62 меньше 0,55
7 меньше 0,62 меньше 0,55
8 меньше 0,54 меньше 0,54
9 меньше 0,57 меньше 0,51
10 меньше 0,52 меньше 0,47
11 меньше 0,44 меньше 0,45
12 меньше 0,42 меньше 0,45
3 определение индивидуальной единицы времени индивидуальная единица времени,
усл. ед.
6-12 1 от 0,79 до 0,94
4 тест Шульте эффективность работы, секунд 6 2 меньше 71 меньше 71
7 меньше 66 меньше 66
8 меньше 61 меньше 61
9 меньше 56 меньше 56
10 меньше 51 меньше 51
11 меньше 46 меньше 46
12 меньше 36 меньше 36
степень врабатываемости, усл. ед. 6-12 1 меньше 0,95
психическая устойчивость (выносливость), усл. ед. 6-12 1 меньше 1,05

Морфо-функциональный блок тестов включает: оценку роста, жизненного показателя, определение типа скелета, типа мышечной волокон, типа телосложения, индекса отношения становой силы к массе. В данном блоке испытуемый проходит следующие тесты:

5) Оценка роста осуществляется после измерения роста ростомером. По шкале ростомера определяется рост испытуемого, при росте не более представленного в таблице 2, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

Таблица 2 - Должные числовые значения роста

Номер теста Тест (название) Название показателя, единица измерения Оценка, баллов Возраст, лет Должное числовое значение показателя
девочки мальчики
5 Оценка роста рост, см 1 6 не более 120 не более 121
7 не более 126 не более 127
8 не более 132 не более 133
9 не более 139 не более 139
10 не более 145 не более 144
11 не более 149 не более 148
12 не более 154 не более 155

6) Оценка жизненного показателя (ЖП) осуществляется следующим образом. С помощью, например, портативного спирометра MicroLoop Carefusion измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в миллилитрах. С помощью весов измеряют вес испытуемого в кг (fMassa). Вычисляют удельную ЖЕЛ (ЖЕЛу) в мл/кг по формуле: ЖЕЛу=ЖЕЛ/fMassa. Далее вычисляют ЖП как отношение ЖЕЛу к должной удельной ЖЕЛ (ЖЕЛуд) по формуле: ЖП=ЖЕЛу/ЖЕЛуд, где ЖЕЛуд= 67,5 мл/кг для мужского пола или ЖЕЛуд=57,5 мл/кг для женского пола. Если полученное значение ЖП больше 0,85 усл. ед., то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

7) Оценка типа скелета (ТС) осуществляется следующим образом. По шкале ростомера определяется рост испытуемого в см (fHeight). С помощью ленты сантиметровой измерительной определяется в см длина ноги (fFoot), длина руки (fHand), обхват запястья (fOxvatZ). Вычисляют показатель характеризующий тип скелета по формуле: ТС=100⋅fOxvatZ / (1,28-0,072⋅fFoot+0,03⋅fHeight+0,256⋅fHand). Если полученное значение ТС больше либо равно 120 усл. ед., то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

8) Оценка типа мышечных волокон (МВ) осуществляется следующим образом. С помощью кистевого динамометра измеряется сила сжатия правой (fRHand) и левой (fLHand) руки в кг. Определяется сила сжатия сильнейшей руки (fMaxHand). Для определения выносливости сильнейшей руки уменьшим силу сжатия кистевого динамометра так, чтобы она составляла 50% от максимальной силы сильнейшей руки. По секундомеру определяется время в секундах, в течение которого испытуемый сможет удерживать такое усилие (fHand50). С помощью весов измеряется вес тела в кг (fMassa). Рассчитывается индекс относительной силы (ИС) по формуле: ИС=100⋅fMaxHand / fMassa. Определяется тип мышечных волокон по формуле: МВ=fHand50/ИС. Если полученное значение МВ меньше либо равно 2 усл. ед., то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

9) Оценка типа телосложения (ТТ) осуществляется следующим образом. По шкале ростомера определяется рост испытуемого в см (fHeight). С помощью весов измеряется вес тела в кг (fMassa). С помощью ленты сантиметровой измерительной у испытуемого измеряется в см в спокойном состоянии длина окружности груди (fOxvat). Рассчитывается индекс ПИНЬЕ по формуле: ТТ=fHeight-fMassa-fOxvat. Если полученное значение ТТ меньше либо равно 30 усл. ед., то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

10) Оценка индекса отношения становой силы к массе (СМ) осуществляется следующим образом. С помощью весов измеряется вес тела в кг (fMassa). С помощью станового динамометра измеряется становая тяга в кг (fTyaga). Рассчитывается индекс отношения становой силы к массе по формуле: СМ=fTyaga/fMassa. Если полученное значение СМ больше 2,4 усл. ед. (для мальчиков) или больше 2 усл. ед. (для девочек), то увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

Блок тестов по оценке физической подготовленности включает: измерение скоростных, координационных, скоростно-силовых способностей, гибкости, оценку выносливости (БИП тест). Во время выполнения тестирования испытуемый не должен испытывать общего недомогания, принимать препараты, оказывающие влияние на сердце, болеть острыми инфекционными заболеваниями и недугами опорно-двигательного аппарата. Перед тестированием испытуемый выполняет индивидуальную или общую разминку под руководством инструктора, педагога (тренера-преподавателя) или самостоятельно. Одежда и обувь испытуемого – спортивная. В данном блоке испытуемый проходит следующие тесты:

11) Оценка скоростных способностей (бег на 30 м) осуществляется следующим образом. Тест проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 30 м устанавливаются маркировочные конусы или прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Тестируемый, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) тестируемый бежит с максимальной скоростью до финишной линии, преодолевая данный отрезок дистанции без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения тестируемым линии «Финиш». Время бега определяется с помощью секундомера. При значении времени бега меньше представленного в таблице 3, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

Таблица 3 - Должные числовые значения показателей в тестах по оценке физической подготовленности

Номер теста Тест (название) Название показателя, единица измерения Оценка, баллов Возраст, лет Должное числовое значение показателя
девочки мальчики
11 Оценка скоростных способностей (бег на 30 м) время бега, секунд 1 6 меньше 5,8 меньше 5,6
7 меньше 5,8 меньше 5,6
8 меньше 5,6 меньше 5,4
9 меньше 5,3 меньше 5,1
10 меньше 5,2 меньше 5,0
11 меньше 5,1 меньше 5,0
12 меньше 5,0 меньше 4,9
12 оценка координационных способностей (челночный бег 3х10 м) время бега, секунд 1 6 меньше 10,2 меньше 9,9
7 меньше 10,2 меньше 9,9
8 меньше 9,7 меньше 9,1
9 меньше 9,3 меньше 8,8
10 меньше 9,1 меньше 8,6
11 меньше 8,9 меньше 8,5
12 меньше 8,8 меньше 8,3
13 скоростно-силовые способности прыжок в длину с места, см 2 6 больше 150 больше 155
7 больше 150 больше 155
8 больше 155 больше 165
9 больше 160 больше 175
10 больше 170 больше 185
11 больше 185 больше 195
12 больше 190 больше 200
14 гибкость наклон вперед из положения сидя, см 1 6 больше 11,5 больше 9
7 больше 11,5 больше 9
8 больше 12,5 больше 7,5
9 больше 13 больше 7,5
10 больше 14 больше 8,5
11 больше 15 больше 10
12 больше 16 больше 10
15 БИП тест максимальный достигнутый уровень 3 6 не менее 3 не менее 3
7 не менее 4 не менее 5
8 не менее 5 не менее 6
9 не менее 6 не менее 7
10 не менее 6 не менее 8
11 не менее 7 не менее 8
12 не менее 7 не менее 9

12) Оценка координационных способностей (челночный бег 3х10 м) осуществляется следующим образом. Тест проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м устанавливаются маркировочные конусы или прочерчиваются две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Тестируемый, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) тестируемый бежит с максимальной скоростью до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается ее рукой и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения тестируемым линии «Финиш». Время бега определяется с помощью секундомера. При значении времени бега меньше представленного в таблице 3, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

13) Оценка скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) осуществляется следующим образом. Тест проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. Испытуемому необходимо встать в таком положении: ноги расставить на ширине плеч, ступни в параллельном положении, а носки – перед стартовой линией. Прыгать нужно одновременным отрывом обеих ног от поверхности, можно и со взмахом рук. Приземлившись, испытуемый выпрямляется, делает 2 шага вперед, и только после этого выходит с места своего прыжка. Длина прыжка измеряется по перпендикулярной линии от стартовой линии до самой ближней точки касания к поверхности тела испытуемого. При значении длины прыжка с места больше представленного в таблице 3, увеличивают интегральную оценку (СР) на два балла.

14) Оценка гибкости (наклон вперед из положения сидя) осуществляется следующим образом. На полу наносится необходимая разметка (временная или постоянная): горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На пересечении линий стоит отметка «0», далее по вертикали идет разметка через 0,5 см: вверх — до 25-30 см, вниз — до 10-15 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки — со знаком — «—». Перед выполнением упражнения испытуемый садится на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20-30 см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятками. При выполнении наклона нельзя сгибать колени. По команде «Начинай!» испытуемый делает три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон — зачетный. Результат может быть положительным (со знаком «+»), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой и отрицательным (со знаком «—»), если пальцы не достали до нее. Измерение производится с точностью до 0,5 см. При значении длины наклона вперед из положения сидя больше представленного в таблице 3, увеличивают интегральную оценку (СР) на один балл.

15) Оценка физической работоспособности (БИП тест - тест со звуковым сигналом) осуществляется следующим образом. Тест включает бег между двух меток, отстоящих друг от друга на расстояние 20 м в соответствии с подаваемыми звуковыми сигналами. Возможен вариант когда на расстоянии 20 м прочерчиваются две параллельные линии «Старт» и «Финиш». Испытуемый, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. Испытуемый, бежит до финишной линии, пересекает линию ногой, возвращается к линии старта, пересекает ее ногой и продолжает преодолевать отрезки дистанции. Время между записанными звуковыми сигналами сокращается с каждой минутой (уровнем). Начальная скорость бега 8,5 км/час, каждую минуту она увеличивается на 0,5 км/час (звуковой сигнал звучит чаще). Уровень подготовленности испытуемого оценивают по количеству преодоленных отрезков дистанции, прежде чем он не будет укладываться в требования записанных на носителе звуковых сигналов. Оснащение: плоская, чистая, не липкая поверхность размерами не менее 30х2 м с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью, CD-R диск или флешка с записью звуковых сигналов, средство воспроизведения звука с мощностью достаточной для работы в уличных условиях, карандаш, бланк для записи результатов теста представленный в таблице 4. В результате прохождения БИП теста определяется физическая работоспособность по номеру достигнутого уровня. При значении максимального достигнутого уровня не менее представленного в таблице 3, увеличивают интегральную оценку (СР) на три балла.

Таблица 4 - Протокол отметок и вычеркивания преодоленных 20 м отрезков дистанции

Протокол отметок и вычеркивания преодоленных 20 м отрезков дистанции (БИП тест)
Фамилия Имя Отчество:
Дата:
Уровень Номера преодоленных отрезков дистанции
1 1 2 3 4 5
2 1 2 3 4 5
3 1 2 3 4 5 6
4 1 2 3 4 5 6
5 1 2 3 4 5 6
6 1 2 3 4 5 6
7 1 2 3 4 5 6 7
8 1 2 3 4 5 6 7
9 1 2 3 4 5 6 7
10 1 2 3 4 5 6 7 8
11 1 2 3 4 5 6 7 8
12 1 2 3 4 5 6 7 8
13 1 2 3 4 5 6 7 8
14 1 2 3 4 5 6 7 8

Таким образом, все полученные показатели оценивают в соответствии с должными числовыми значениями показателей, интегральную оценку СР получают на основе суммы оценок показателей. При уровне интегральной оценки СР не менее 13 баллов ребенку рекомендуют заниматься дзюдо.

Эффективность предложенного способа заключается в уникальном наборе диагностических тестов каждого из блоков, а также возможности проводить анализ, сопоставляя полученные данные с нормативными и модельными характеристиками, делая тем самым заключение по каждой из диагностируемых характеристик. Возможность получения интегральной оценки дает врачам по спортивной медицине, тренерам, детям (как будущим спортсменам) и их родителям, незаменимый инструмент диагностики психофизиологических, функциональных способностей ребенка и морфологического статуса для определения предрасположенности к занятиям дзюдо. Способ целесообразно использовать на специализированных базах спортивной подготовки, врачебно-физкультурных диспансерах, спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах, общеобразовательных школах.

Пример осуществления изобретения сводится к следующему

Пример 1. Испытуемый Артем А., 7,5 лет. Проведено психофизиологическое исследование с помощью с помощью АПК “Спортивная ориентация детей и подростков” [3] включающее следующие тесты:

1) Оценка простой зрительно-моторной реакции осуществляется путем предъявления серии из 5 световых стимулов красного цвета.

2) Оценка сложной зрительно-моторной реакции (реакции выбора) осуществляется путем предъявления серии из 10 световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета.

3) Оценка типа темперамента осуществляется с помощью теста “определение индивидуальной единицы времени”.

4) Оценка эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости (выносливости) осуществляется с помощью теста Шульте.

По окончании тестирования на дисплее были отображены расчетные параметры: среднее время простой зрительно-моторной реакции, среднее время реакции выбора, результаты теста Шульте (эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость (выносливость)). Полученные расчетные параметры и оценки результатов соотнесенные с критериями таблицы 1 представлены в таблице 5. Далее испытуемый проходил морфо-функциональный блок тестов и блок тестов по оценке физической подготовленности:

5) Оценка роста осуществлялась после измерения роста ростомером. По шкале ростомера определялся рост испытуемого. Полученное значение и оценка результата соотнесенная с критериями таблицы 2 представлены в таблице 5.

6) Оценка жизненного показателя (ЖП) осуществлялась с помощью портативного спирометра MicroLoop Carefusion и весов. Была измерена жизненная емкость легких в миллилитрах (ЖЕЛ=2390 мл). С помощью весов измерен вес испытуемого в кг (fMassa=29 кг). Вычислена удельная ЖЕЛ (ЖЕЛу) в мл/кг по формуле: ЖЕЛу=ЖЕЛ/fMassa=2390/29=82,4 мл/кг. Далее вычислялся ЖП как отношение ЖЕЛу к должной удельной ЖЕЛ (ЖЕЛуд) по формуле: ЖП=ЖЕЛу/ЖЕЛуд=82,4/67,5=1,22 усл. ед., где ЖЕЛуд= 67,5 мл/кг для мужского пола. Так как полученное значение ЖП больше 0,85 усл. ед., то оценка результата равна одному баллу. Полученное значение и оценка результата представлены в таблице 5.

7) Оценка типа скелета (ТС) осуществлялась следующим образом. По шкале ростомера определялся рост испытуемого в см (fHeight=128 см). С помощью ленты сантиметровой измерительной определялась в см длина ноги (fFoot=73 см), длина руки (fHand=54 см), обхват запястья (fOxvatZ=14 см). Далее вычислялся показатель характеризующий тип скелета по формуле: ТС=100⋅fOxvatZ / (1,28-0,072⋅fFoot+0,03⋅fHeight+0,256⋅fHand) = 100⋅14/(1,28-0,072⋅73+0,03⋅128+0,256⋅54) = 102 усл. ед.. Так как полученное значение ТС меньше 120 усл. ед., то оценка результата равна нулю. Полученное значение и оценка результата представлены в таблице 5.

8) Оценка типа мышечной волокон (МВ) осуществлялась следующим образом. С помощью кистевого динамометра измерялась сила сжатия правой (fRHand=13 кг) и левой (fLHand=12 кг) руки в кг. Определена сила сжатия сильнейшей руки (fMaxHand=13 кг). Для определения выносливости сильнейшей руки уменьшили силу сжатия кистевого динамометра так, чтобы она составляла 50% от максимальной силы сильнейшей руки, то есть до 6,5 кг. По секундомеру определили время в секундах, в течение которого испытуемый удерживал такое усилие (fHand50=19 секунд). С помощью весов измерили вес тела в кг (fMassa=29 кг). Рассчитали индекс относительной силы (ИС) по формуле: ИС=100⋅fMaxHand / fMassa=100⋅13/29=44,83 усл. ед.. Определили тип мышечных волокон по формуле: МВ= fHand50/ИС=19/44,83=0,42 усл. ед.. Так как полученное значение МВ меньше 2 усл. ед., то оценка результата равна одному баллу. Полученное значение и оценка результата представлены в таблице 5.

9) Оценка типа телосложения (ТТ) осуществлялась следующим образом. По шкале ростомера определялся рост испытуемого в см (fHeight=128 см). С помощью весов измерялся вес тела в кг (fMassa=29 кг). С помощью ленты сантиметровой измерительной у испытуемого измерялась в см в спокойном состоянии длина окружности груди (fOxvat=65 см). Рассчитывался индекс ПИНЬЕ по формуле : ТТ=fHeight-fMassa-fOxvat=128-29-65=34 усл. ед.. Так как полученное значение ТТ больше 30 усл. ед., то оценка результата равна нулю. Полученное значение и оценка результата представлены в таблице 5.

10) Оценка индекса отношения становой силы к массе (СМ) осуществлялась следующим образом. С помощью весов измерялся вес тела в кг (fMassa=29 кг). С помощью станового динамометра измерялась становая тяга в кг (fTyaga=45 кг). Рассчитывался индекс отношения становой силы к массе по формуле: СМ=fTyaga/fMassa=1,55 усл.ед. Так как полученное значение СМ меньше 2,4 усл. ед., то оценка результата равна нулю. Полученное значение и оценка результата представлены в таблице 5.

11) Оценка скоростных способностей (бег на 30 м) осуществлялась следующим образом. Тест проводился на ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 30 м прочерчивались две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Испытуемый, не наступая на стартовую линию, принял положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) испытуемый бежал с максимальной скоростью до финишной линии, преодолевая данный отрезок дистанции без касания линии финиша рукой. Секундомер остановили в момент пересечения испытуемым линии «Финиш». Время бега определялось с помощью секундомера. Полученное значение и оценка результата соотнесенная с критериями таблицы 3 представлены в таблице 5.

12) Оценка координационных способностей (челночный бег 3х10 м) осуществлялась следующим образом. Тест проводился на ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчивались две параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Испытуемый, не наступая на стартовую линию, принимал положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) испытуемый бежал с максимальной скоростью до финишной линии, касался линии рукой, возвращался к линии старта, касался ее рукой и преодолевал последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер остановили в момент пересечения испытуемым линии «Финиш». Время бега определялось с помощью секундомера. Полученное значение и оценка результата соотнесенная с критериями таблицы 3 представлены в таблице 5.

13) Оценка скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) осуществлялась следующим образом. Тест проводился на ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. Испытуемый встал в исходное положение: ноги расставлены на ширине плеч, ступни в параллельном положении, а носки – перед стартовой линией. Прыжок производился с одновременным отрывом обеих ног от поверхности со взмахом рук. Приземлившись, испытуемый выпрямился, сделал 2 шага вперед и после этого вышел с места своего прыжка. Длина прыжка измерялась по перпендикулярной линии от стартовой линии до самой ближней точки касания к поверхности тела испытуемого. Полученное значение и оценка результата, соотнесенная с критериями таблицы 3, представлены в таблице 5.

14) Оценка гибкости (наклон вперед из положения сидя) осуществлялась следующим образом. На полу наносилась необходимая разметка: горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На пересечении линий стоит отметка «0», далее по вертикали идет разметка через 0,5 см: вверх — до 25-30 см, вниз — до 10-15 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки — со знаком — «—». Перед выполнением упражнения испытуемый сел на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20-30 см. Вертикальная линия была в середине между пятками. При выполнении наклона испытуемый не сгибал колени. По команде «Начинай!» испытуемый сделал три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон — зачетный. Результат измерения гибкости (наклон вперед из положения сидя) составил +9,5 см. Полученное значение и оценка результата, соотнесенная с критериями таблицы 3, представлены в таблице 5.

15) Оценка физической работоспособности (БИП тест - тест со звуковым сигналом) осуществлялась следующим образом. Тест состоял из бега между двух меток, отстоящих друг от друга на расстояние 20 м в соответствии с подаваемыми звуковыми сигналами. На расстоянии 20 м были прочерчены две параллельные линии «Старт» и «Финиш». Испытуемый, не наступая на стартовую линию, принимал положение высокого старта. Испытуемый бежал до финишной линии, пересекал линию ногой, возвращался к линии старта, пересекал ее ногой и продолжал преодолевать отрезки дистанции. Время между записанными звуковыми сигналами сокращалось с каждой минутой (уровнем). Начальная скорость бега была 8,5 км/час, каждую минуту она увеличивалась на 0,5 км/час (звуковой сигнал звучал чаще). Испытуемый достигнул уровень 6 в соответствии с таблицей 4. Полученное значение и оценка результата, соотнесенная с критериями таблицы 3, представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Пример результатов тестов и их оценок

Номер теста Тест (название) Название показателя Значение показателя Оценка результата теста, баллов
1 простая зрительно-моторная реакция на световой сигнал время реакции 0,489 с 0
2 реакция выбора время реакции 0,557 с 0
3 определение индивидуальной единицы времени индивидуальная единица времени 0,895 усл. ед. 1
4 тест Шульте эффективность работы 80,67 с 0
степень врабатываемости 0,841 усл. ед. 1
психическая устойчивость 0,988 усл. ед. 1
5 оценка роста рост 0
6 оценка жизненного показателя ЖП 1,22 усл. ед. 1
7 оценка типа скелета ТС 102 усл. ед. 0
8 оценка типа мышечных волокон МВ 0,42 усл. ед. 1
9 оценка типа телосложения ТТ 34 усл. ед. 0
10 оценка индекса отношения становой силы к массе СМ 1,55 усл. ед 0
11 оценка скоростных способностей (бег на 30 м) время бега 5,52 с 1
12 оценка координационных способностей (челночный бег 3х10 м) время бега 9,47 с 1
13 оценка скоростно-силовых способностей прыжок в длину с места 2
14 оценка гибкости наклон вперед из положения сидя +9,5 см 1
15 оценка физической работоспособности (БИП тест - тест со звуковым сигналом) максимальный достигнутый уровень 6 уровень 3
Итого 13

Время, затраченное на проведение тестирования, составило около 30 минут.

Так как интегральная оценка на основе суммы оценок показателей СР равна 13 баллов, что не менее 13 баллов, то ребенку рекомендуют заниматься дзюдо.

Технический результат заключается в обеспечении возможности диагностики организма ребенка, оценки различных аспектов развития и состояния, определения предрасположенности к успешным занятиям дзюдо.

Таким образом, способ оценки предрасположенности детей к занятиям дзюдо обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Литература (3)

1. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / В.Б. Иссурин; пер. с англ. И.В. Шаробайко. – М.: Спорт, 2017. – 240 с.

2. Зациорский В.М. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте: направления и методология исследований / В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, Р.М. Рагимов // Теория и практика физической культуры. – 1973. - №7. – С.54-66.

3. Аппаратно-программный комплекс "Спортивная ориентация детей и подростков" [Электронный ресурс] – URL: https://svbskfmba.ru/produktsiya/apparatno-programmnyj-kompleks-sportivnaya-orientatsiya-detej-i-podrostkov (дата обращения: 9.04.2020).

Цитируемые патенты (7)

Номер публикации Дата приоритета Дата публикации Правообладатель Наименование
WO2017003316A1 2015-07-01 2017-01-05 Андреев Антон Валерьевич
Абрамова Тамара Фёдорова
Никитина Татьяна Михайловна
Полуновский Валерий Владимирович
Способ прогнозирования спортивных способностей индивидуума
RU2540164C1 2013-10-30 2015-02-10 Владимир Иванович Усачёв, Владимир Геннадьевич Артёмов, Антон Фёдорович Кононов Способ отбора для занятий единоборствами
RU2456921C1 2011-06-02 2012-07-27 Закамский Андрей Валентинович, Полевщиков Михаил Михайлович, Роженцов Валерий Витальевич Способ отбора для занятий игровыми видами спорта
RU2386396C1 2008-10-31 2010-04-20 Полевщиков Михаил Михайлович,
Роженцов Валерий Витальевич
Способ отбора для занятий циклическими видами спорта
RU2405435C1 2009-07-20 2010-12-10 Наталья Владимировна Минченкова,
Ирина Викторовна Овечкина,
Ирина Леонидовна Левина
Способ определения предрасположенности спортсмена к занятиям хоккеем
RU2036605C1 1993-12-28 1996-11-10 Сергей Борисович Мельников, Святослав Елисеевич Ким Способ комплексной функциональной диагностики физического состояния человека
RU2741210C1 2020-04-09 2021-01-22 Юлия Владиславовна Корягина,
Сергей Викторович Нопин,
Гукас Николаевич Тер-Акопов
Способ оценки предрасположенности детей к занятиям футболом

Способ оценки предрасположенности детей к занятиям дзюдо, включающий проведение ребенку психофизиологических, морфо-функциональных тестов и тестов оценки физической подготовленности, отличающийся тем, что проводят измерения по трем блокам:

психофизиологическое тестирование:

- выполняют оценку простой зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 5 световых стимулов красного цвета, фиксируют время реакции на каждый красный стимул и определяют среднее время реакции и при среднем времени реакции в секундах меньше 0,47 у девочек 6-7 лет, 0,37 у мальчиков 6-7 лет, 0,42 у девочек и мальчиков 8 лет, 0,44 у девочек 9 лет, 0,52 у мальчиков 9 лет, 0,40 у девочек и мальчиков 10 лет, 0,32 у девочек 11-12 лет, 0,34 у мальчиков 11-12 лет - оценивают в один балл;

- выполняют оценку сложной зрительно-моторной реакции путем предъявления серии из 10 световых стимулов со случайным распределением зеленого и красного цвета, фиксируют время реакции на каждый красный стимул и определяют среднее время реакции, и при среднем времени реакции в секундах меньше 0,62 у девочек 6-7 лет, 0,55 у мальчиков 6-7 лет, 0,54 у девочек и мальчиков 8 лет, 0,57 у девочек 9 лет, 0,51 у мальчиков 9 лет, 0,52 у девочек 10 лет, 0,47 у мальчиков 10 лет, 0,44 у девочек 11 лет, 0,45 у мальчиков 11-12 лет, 0,42 у девочек 12 лет - оценивают в один балл;

- оценивают тип темперамента с помощью теста “определение индивидуальной единицы времени”, выполняют расчет длительности индивидуальной единицы времени, и, если она лежит в диапазоне от 0,79 до 0,94 усл. ед., - оценивают в один балл;

- выполняют оценку эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости посредством теста Шульте, на основании теста производят расчет показателей эффективности работы, степени врабатываемости, психической устойчивости и при значении эффективности работы в секундах ниже 71 у девочек и мальчиков 6 лет, 66 у девочек и мальчиков 7 лет, 61 у девочек и мальчиков 8 лет, 56 у девочек и мальчиков 9 лет, 51 у девочек и мальчиков 10 лет, 46 у девочек и мальчиков 11 лет, 36 у девочек и мальчиков 12 лет - оценивают в два балла; при значении степени врабатываемости меньше 0,95 усл. ед. - оценивают в один балл; при значении психической устойчивости меньше 1,05 усл. ед. - оценивают в один балл;

морфо-функциональный блок тестов:

- выполняют оценку роста испытуемого, путем его измерения, и при росте в см не более 120 у девочек 6 лет, 121 у мальчиков 6 лет, 126 у девочек 7 лет, 127 у мальчиков 7 лет, 132 у девочек 8 лет, 133 у мальчиков 8 лет, 139 у мальчиков и девочек 9 лет, 145 у девочек 10 лет, 144 у мальчиков 10 лет, 149 у девочек 11 лет, 148 у мальчиков 11 лет, 154 у девочек 12 лет и 155 у мальчиков 12 лет - оценивают в один балл;

- выполняют оценку жизненного показателя (ЖП), для этого измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) в миллилитрах, затем измеряют вес испытуемого в кг (fMassa, после чего вычисляют удельную ЖЕЛ (ЖЕЛу) в мл/кг по формуле: ЖЕЛу=ЖЕЛ/fMassa, далее вычисляют ЖП как отношение ЖЕЛу к должной удельной ЖЕЛ (ЖЕЛуд) по формуле: ЖП=ЖЕЛу/ЖЕЛуд, где ЖЕЛуд=67,5 мл/кг для мужского пола или ЖЕЛуд=57,5 мл/кг для женского пола, и если полученное значение ЖП больше 0,85 усл. ед., то его оценивают в один балл;

- выполняют оценку типа скелета (ТС), для этого определяют рост испытуемого в см (fHeight), сантиметровой лентой определяют в см длину ноги (fFoot), длину руки (fHand), обхват запястья (fOxvatZ), затем вычисляют показатель, характеризующий тип скелета по формуле: ТС=100·fOxvatZ/(1,28-0,072·fFoot+0,03·fHeight+0,256·fHand), и если полученное значение ТС больше либо равно 120 усл. ед., то его оценивают в один балл,

- выполняют оценку типа мышечных волокон (МВ), для чего кистевым динамометром измеряют силу сжатия правой (fRHand) и левой (fLHand) рук в кг, определяют силу сжатия сильнейшей руки (fMaxHand), затем для определения выносливости сильнейшей руки уменьшим силу сжатия кистевого динамометра так, чтобы она составляла 50% от максимальной силы сильнейшей руки, и по секундомеру определяют время в секундах, в течение которого испытуемый сможет удерживать такое усилие (fHand50), затем измеряют вес тела в кг (fMassa) и рассчитывают индекс относительной силы (ИС) по формуле: ИС=100·fMaxHand/fMassa, после чего определяют тип мышечных волокон по формуле: МВ=fHand50/ИС, и если полученное значение МВ меньше либо равно 2 усл. ед., то его оценивают в один балл;

- выполняют оценку типа телосложения (ТТ), для чего определяют рост испытуемого в см (fHeight), вес тела в кг (fMassa), сантиметровой лентой измеряют в см длину окружности груди (fOxvat), затем рассчитывают индекс ПИНЬЕ по формуле: ТТ=fHeight-fMassa-fOxvat, и если полученное значение ТТ меньше либо равно 30 усл. ед., то его оценивают в один балл;

- выполняют оценку индекса отношения становой силы к массе (СМ), для чего с помощью весов измеряется вес тела в кг (fMassa), с помощью станового динамометра измеряется становая тяга в кг (fTyaga), затем рассчитывается индекс отношения становой силы к массе по формуле: СМ=fTyaga/fMassa, и если полученное значение СМ больше 2,4 усл. ед. для мальчиков или больше 2 усл. ед. для девочек, то его оценивают в один балл;

блок тестов по оценке физической подготовленности:

- выполняют оценку скоростных способностей, путем определения времени бега на 30 м с помощью секундомера, и при значении времени бега в секундах меньше 5,8 у девочек 6-7 лет, 5,6 у мальчиков 6-7 лет и у девочек 8 лет, 5,3 у девочек 9 лет, 5,4 у мальчиков 8 лет, 5,1 у мальчиков 9 лет и девочек 11 лет, 5,2 у девочек 10 лет, 5,0 у мальчиков 10-11 лет и девочек 12 лет, 4,9 у мальчиков 12 лет - оценивают в один балл;

- выполняют оценку координационных способностей, для чего определяют время челночного бега 3×10 м с помощью секундомера, и при значении времени бега в секундах меньше 10,2 у девочек 6-7 лет, 9,9 у мальчиков 6-7 лет, 9,7 у девочек 8 лет, 9,1 у мальчиков 8 лет и девочек 10 лет, 9,3 у девочек 9 лет, 8,8 у мальчиков 9 лет и девочек 12 лет, 8,6 у мальчиков 10 лет, 8,9 у девочек 11 лет, 8,5 у мальчиков 11 лет, 8,3 у мальчиков 12 лет - оценивают в один балл;

- выполняют оценку скоростно-силовых способностей, для чего определяют длину прыжка с места, и при значении длины прыжка в см больше 150 у девочек 6-7 лет, 155 у мальчиков 6-7 лет и девочек 8 лет, 165 у мальчиков 8 лет, 160 у девочек 9 лет, 175 у мальчиков 9 лет, 170 у девочек 10 лет, 185 у мальчиков 10 лет и девочек 11 лет, 195 у мальчиков 11 лет, 190 у девочек 12 лет, 200 у мальчиков 12 лет - оценивают в два балла;

- выполняют оценку гибкости, для чего определяют наклон вперед из положения сидя, и при значении длины наклона в см больше 11,5 у девочек 6-7 лет, 9 у мальчиков 6-7 лет, 12,5 у девочек 8 лет, 13 у девочек 9 лет, 7,5 у мальчиков 8-9 лет, 14 у девочек 10 лет, 8,5 у мальчиков 10 лет, 15 у девочек 11 лет, 16 у девочек 12 лет, 10 у мальчиков 11-12 лет - оценивают в один балл;

- выполняют оценку физической работоспособности на основании БИП теста - теста со звуковым сигналом, при котором начальная скорость бега 8,5 км/ч, которая каждую минуту увеличивается на 0,5 км/ч, при этом уровень подготовленности испытуемого оценивают по количеству преодоленных отрезков дистанции, прежде чем он не будет укладываться в требования звуковых сигналов, и при значении максимального достигнутого уровня не менее 3 уровня у девочек и мальчиков 6 лет, 4 уровня у девочек 7 лет, 5 уровня у мальчиков 7 лет и девочек 8 лет, 6 уровня у мальчиков 8 лет и девочек 9-10 лет, 7 уровня у мальчиков 9 лет и девочек 11-12 лет, 8 уровня у мальчиков 10-11 лет, 9 уровня у мальчиков 12 лет - оценивают в три балла;

далее все полученные баллы суммируют, получая уровень интегральной оценки, при уровне интегральной оценки не менее 13 баллов определяют, что у ребенка есть предрасположенность к дзюдо.



 

Похожие патенты:

Заявленное изобретение относится к способу дистанционного управления светосигнальной системой в ходе командной игры, в которую играют игроки с нарушениями речи и слуха под наблюдением судьи или рефери, имеющего свисток и приемо-передающее устройство. Существенная идея изобретения заключается в том, что судья использует в случаях, предусмотренных правилами, применимыми к практикуемой спортивной дисциплине, электронный свисток, снабженный ротором, соединенным с герконовым реле, датчиком и передающим устройством, путем продувания воздуха вовнутрь мундштука свистка, при этом упомянутый воздух, таким образом, перемещают к датчику, активирующему упомянутый ротор и генерирующему сигнал на входе микропроцессора передающего устройства, активирующего передатчик дистанционного управления передающего устройства и отправляющего через передающую антенну устройства бинарные радиосигналы, принимаемые приемной антенной электронного приемного устройства и отправляемые в его приемник (87) дистанционного управления.

Изобретение относится к спортивной медицине. Тренировку спортсмена со спортивным снарядом (СС) проводят на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой (УСП), при помощи которой программно-аппаратным комплексом (ПАК) задают световые зоны, изменение их положения и режимов тренировки.
Изобретение относится к способам тренировки в игровых видах спорта. Технический результат заключается в расширении арсенала средств, используемых при тренировке спортсменов.

Способ относится к области физической культуры, спортивной медицины и может быть использован при судействе спортивных состязаний, сдаче норм комплекса ГТО, в спортивных, учебных, оздоровительных учреждениях и проектах. Двухчастотный способ регистрации метания на дальность спортивного снаряда, заключающийся в том, что установленное на линии метания приемопередающее устройство (ППУ) излучает две близкие по значению частоты f1 и f2, отличающийся тем, что установленный в метательном снаряде приемопередающий модуль (ППМ) включается в момент удара снаряда об землю или о препятствие, после удара ППМ принимает сигналы от ППУ и переизлучает их в виде эхо-сигналов, которые принимаются ППУ на линии метания, после чего по формуле определяется дальность метания снаряда, которая в дальнейшем протоколируется, отображается и хранится..

Изобретение относится к системам виртуальной реальности. Технический результат заключается в обеспечении локомоционного устройства, предоставляющего возможность пользователям безопасно осуществлять доступ к виртуальным окружениям.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, интерактивной корректировке двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и др. На игровом поле с помощью управляемой светодинамической подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, реагирующие с заданной инерционностью на изменение направления движения спортсмена.
Предложен способ тренировки технических приемов и двигательных действий, в котором тренировка спортсмена осуществляется на поле с управляемой светодинамической подсветкой, формирующей разрешенные зоны, где должен находиться спортсмен. При этом программно-аппаратным комплексом меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, а в пределах видимости спортсмена формируют стационарный или мобильный ориентир, на который спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения своих упражнений.

Устройство для определения положения спортивного снаряда на площадке во время промежутка времени, в течение которого спортивный снаряд скрыт из вида камеры, содержащее: интерфейс, выполненный с возможностью получения первой последовательности изображений площадки, захваченных камерой с заданной первой частотой кадров перед интервалом времени, и второй последовательности изображений площадки, захваченных камерой с заданной второй частотой кадров после интервала времени; устройство обнаружения спортивного снаряда, выполненное с возможностью обнаружения положения спортивного снаряда в пределах площадки для каждого изображения в первой и второй последовательностях изображений; модуль определения скорости, выполненный с возможностью определения скорости спортивного снаряда перед интервалом времени, исходя из определенного положения спортивного снаряда в пределах площадки для каждого изображения в первой последовательности изображений и первой частоты кадров, и скорости спортивного снаряда непосредственно после интервала времени, исходя из определенного положения спортивного снаряда в пределах площадки для каждого изображения во второй последовательности изображений и второй частоты кадров; и модуль определения положения спортивного снаряда, выполненный с возможностью определения положения спортивного снаряда во время интервала времени, используя по меньшей мере одно из определенных положений спортивного снаряда на площадке для каждого изображения в первой и второй последовательности изображений и полученную скорость спортивного снаряда непосредственно перед и непосредственно после интервала времени.

Изобретение относится к области спорта и может быть использовано в командных видах спорта, таких как футбол, хоккей и других. На каждом игроке команды и/или спортивном объекте установлены радиодатчики, которые соединены по радиоканалу с блоком измерения их текущих координат.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в легкой атлетике преимущественно для измерения прыжков в длину и тройных прыжков. Устройство для измерения дальности горизонтальных прыжков в легкой атлетике состоит из двух лазерных приборов, один из которых установлен на каретке с отражателем, передвигающейся по станине вдоль прыжковой ямы, а другой является дальномером, находящимся в районе планки для отталкивания и направляющим лазерный луч в отражающую пластинку, расположенную на каретке.

Изобретение относится к области спортивного снаряжения и устройство, применяется для прыжков в высоту. .
Наверх