Упругое безболтовое рельсовое скрепление-3
Владельцы патента RU 2755750:
Новакович Василий Иванович (RU)
Новакович Ольга Васильевна (RU)
Новакович Василий Сергеевич (RU)
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции верхнего строения железнодорожного пути. Упругое безболтовое рельсовое скрепление содержит закладные детали, смонтированные на подрельсовом основании, клеммы, прижимающие рельсы к подрельсовому основанию через упругие и изолирующие прокладки, выполненные из пластинчатой пружинной стали в виде «балки равного сопротивления». От места опоры в закладной детали клемма по своей длине имеет переменную ширину с сужением к месту опоры ее на подошву рельса. Закладные детали имеют выступы над поверхностью подрельсового основания, охватывающие часть клеммы, при этом выступы выполнены с внутренним профилем, повторяющим конфигурацию изогнутой части клеммы, вставляемой в закладную деталь с защелкиванием. В результате повышается эффективность рельсового скрепления, отпадает необходимость выполнения в клемме отверстий. 1 ил.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при обустройстве верхнего строения железнодорожного пути при любом подрельсовом основании.
Известно упругое безболтовое рельсовое скрепление «АРС» (см. В.Г. Альбрехт и др. Бесстыковой путь. М.: Транспорт, 2000, с. 81, рис. 3.20), содержащее закладные детали, смонтированные на подрельсовом основании с упругими клеммами, передающими вертикальные усилия на подошву рельсов, прижимая его к основанию через упругие и изолирующие прокладки.
Недостатками этого рельсового скрепления являются: ограниченная возможность регулирования положения рельса по высоте, а также упругая работа клеммы одновременно на изгиб и кручение, что ведет к повышенным требованиям к ее прочностным и геометрическим качествам и к быстрой релаксации усилия, передаваемого ею на подошву рельса.
Известно также упругое безболтовое рельсовое скрепление по Патенту №2688650, опубликовано 21.05.2019. Бюл. №15 или по Патенту №2711861, опубликовано 22.01.2020. Бюл. №3, принятое за прототип, содержащее закладную деталь в виде Т-образного выступа, под который вводится клемма прижимающая рельс с помощью пластинчатой пружины в виде «балки равного сопротивления».
Недостатком этого скрепления является относительная сложность изготовления клеммы, в которой имеется отверстие в виде паза, ослабляющее сечение клеммы.
Указанные недостатки снижают эффективность применения конструкции.
Предлагается упругое безболтовое рельсовое скрепление-3, содержащее закладные детали, смонтированные на подрельсовом основании, клеммы, прижимающие рельсы к подрельсовому основанию через упругие и изолирующие прокладки, выполненные из пластинчатой пружинной стали в виде «балки равного сопротивления», от места опоры в закладной детали клемма по своей длине имеет переменную ширину с сужением к месту опоры ее на подошву рельса, отличающееся тем, что закладные детали имеют выступы над поверхностью подрельсового основания, охватывающие части клеммы, при этом выступы выполнены с внутренним профилем, повторяющим конфигурацию изогнутой части клеммы, вставляемой в закладную деталь с защелкиванием. Это исключает необходимость выполнения в клемме отверстий, повышающих сложность ее изготовления и снижающих ее прочность и надежность работы под нагрузками от подвижного состава в процессе эксплуатации железнодорожного пути.
На чертеже изображено предлагаемое упругое безболтовое рельсовое скрепление-3, три проекции, два разреза и пластинчатая клемма в развороте.
Предлагаемое упругое безболтовое рельсовое скрепление-3 содержит закладные детали в основании 5 с выступом 2, охватывающим упругую пластинчатую клемму 3, часть клеммы охватывается закладной деталью с внутренним профилем, повторяющим конфигурацию изогнутой части клеммы, вставляемой в закладную деталь с защелкиванием.
Рельсовое скрепление по предлагаемому изобретению осуществляется следующим образом. При изготовлении подрельсового основания монтируются закладные детали 2. Устанавливаются прокладки 4 и рельс 1, затем с помощью специального приспособления устанавливаются клеммы 3 путем их силового горизонтального перемещения в сторону рельса с защелкиванием. Демонтаж клеммы 3 осуществляется также специальным приспособлением «строгого учета», хранящегося в недоступных для посторонних лиц местах и выдаваемого для работы монтерам пути под расписку.
Изобретением решается задача повышения эффективности применения конструкции верхнего строения пути с помощью применения рельсового скрепления, которое в отличие от прототипа исключает необходимость выполнения в пластинчатой клемме отверстий, повышающих сложность ее изготовления и снижающих ее прочность и надежность работы под нагрузками от подвижного состава в процессе эксплуатации железнодорожного пути. При этом сохраняются преимущества упругого безболтового рельсового скрепления, принятого за прототип.
Упругое безболтовое рельсовое скрепление, содержащее закладные детали, смонтированные на подрельсовом основании, клеммы, прижимающие рельсы к подрельсовому основанию через упругие и изолирующие прокладки, выполненные из пластинчатой пружинной стали в виде «балки равного сопротивления», от места опоры в закладной детали клемма по своей длине имеет переменную ширину с сужением к месту опоры ее на подошву рельса, отличающееся тем, что закладные детали имеют выступы над поверхностью подрельсового основания, охватывающие часть клеммы, при этом выступы выполнены с внутренним профилем, повторяющим конфигурацию изогнутой части клеммы, вставляемой в закладную деталь с защелкиванием.