Устройство для определения местоположения и угловой ориентации летательного аппарата

Изобретение относится к радиолокационным и радионавигационным системам определения текущего местонахождения и угловых координат подвижных объектов. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции устройства. Устройство для определения местоположения и угловой ориентации летательного аппарата, включающее расположенные на раме летательного аппарата четыре приемника и цифровой сумматор, введены расположенные на раме летательного аппарата первый, второй, третий делители и аккумуляторная батарейка, цифровой сумматор снабжен двенадцатыми входными шинами, тремя выходными шинами и шиной по питанию, первый выход сумматора подключен к входу первого делителя, второй выход сумматора подключен к входу второго делителя, третий выход сумматора подключен к входу третьего делителя, аккумуляторная батарейка соединена с шиной по питанию сумматора, шинами по питанию приемников и входами по питанию делителей, выходы которых являются выходами устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к радиолокационным и радионавигационным системам определения текущего местонахождения и угловых координат подвижных объектов.

Известно устройство, реализующее способ определения местоположения и углов ориентации летательного аппарата относительно взлетно-посадочной полосы, и устройство для его осуществления (RU 2347240 С2, 10.27.2008), содержащее совокупность лазерных маяков, включающую три лазера, модуль приемника излучений лазеров, содержащий объектив и фотоматрицу, вычислитель, включающий модуль обработки оцифрованного изображения лазерных маяков и модуль вычисления координат. Принцип работы этого технического решения заключается в том, что сигналы трех лазерных маяков, установленных на аэродроме вблизи взлетно-посадочной полосы на полосах безопасности в точках с известными координатами, регистрирует приемник излучения, установленный на летательном аппарате, при этом определяют местоположение относительно взлетно-посадочной полосы и углы ориентации летательного аппарата.

Недостатком этого известного способа можно считать нестабильность чувствительности фотоматрицы из-за изменения отношения сигнал - шума при наличии сильных осадков в виде дождя и снега.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является принятый автором за прототип устройство системы контроля координат центра массы и угловой скорости ориентации подвижного объекта (RU 131132 U1, 10.04.2013). Данное устройство включает в себя установленные по периметру летательного аппарата приемники 12 спутниковых каналов ГЛОНАСС/GPS, цифровой сумматор и бортовую цифровую вычислительную машину, при этом приемники сообщены с сумматором и бортовой цифровой вычислительной машиной интерфейсной оптико-волоконной шиной и установлены по периферии на шпангоутах с помощью кронштейна. В данном техническом решении благодаря использованию 12 спутниковых каналов и многоканального цифрового сумматора с перекрестными связями приемников и обработке информационных сигналов в бортовой вычислительной системе, показано улучшение точностных характеристик определения местоположения и угловой ориентации подвижного объекта с минимизацией средней квадратической ошибки.

Недостатком этого устройство является конструктивная сложность, связанную с наличием двенадцати приемников и громоздкой бортовой вычислительной системы.

Техническим результатом заявляемого технического решения является упрощение конструкции устройства.

Технический результат достигается тем, что в устройство для определения местоположения и угловой ориентации летательного аппарата, включающее расположенные на раме летательного аппарата первый, второй, третий, четвертый приемники и цифровой сумматор, введены расположенные на раме летательного аппарата первый, второй, третий делители и аккумуляторная батарейка, цифровой сумматор снабжен двенадцатыми входными шинами, тремя выходными шинами и шиной по питанию, причем выходы первого приемника соединены с первыми входными тремя шинами сумматора, выходы второго приемника соединены со вторыми входными тремя шинами сумматора, выходы третьего приемника соединены с третьими входными тремя шинами сумматора, выходы четвертого приемника соединены с четвертыми входными тремя шинами, первый выход сумматора подключен к входу первого делителя, второй выход сумматора подключен к входу второго делителя, третий выход сумматора подключен к входу третьего делителя, аккумуляторная батарейка соединена с шиной по питанию сумматора, шинами по питанию приемников и входами по питанию делителей, выходы которых являются выходами устройства.

Сущность заявляемого изобретения, характеризуемого совокупностью указанных выше признаков, состоит в том, проведение процедуры деления выходных сигналов цифрового сумматора дает возможность определить координаты летательного аппарата.

Наличие в заявляемом способе совокупности перечисленных существующих признаков, позволяет решить задачу определения местоположения и угловой ориентации летательного аппарата на основе проведения процедуры деления выходных сигналов цифрового сумматора с желаемым техническим результатом, т.е. упрощением конструкции устройства.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство содержит первый приемник 1, второй приемник 2,третий приемник 3, четвертый приемник 4, цифровой сумматор 5, первый делитель 6, второй делитель 7, третий делитель 8 и аккумуляторную батарейку 9. На чертеже цифрой 10 обозначен летательный аппарат.

Устройство работает следующим образом. В предлагаемом устройстве, определение местоположения и угловой ориентации летательного аппарата сводится к тому, что первый 1, второй 2, третий 3 и четвертый 4 приемники, в качестве которых могут быть применены ГЛОНАСС/GPS приемники, улавливают сигналы с ближайших спутников из Глобальных навигационных группировок (ГЛОНАСС и GPS), летающих на высоте порядка 20000 км. Как известно, приемники типа ГЛОНАСС и GHS получает информацию от спутников, обрабатывает ее и могут определить свое местоположение по трем координатам - долготе λ, широте ϕ и высоте h над уровнем моря. В рассматриваемом случае вышеприведенные приемники устанавливаются по периметру летательного аппарата 10. Следовательно, по выходным сигналам указанных выше четырех приемников можно определить местоположение и угловые ориентации летательного аппарата. При этом, Как правило, результаты представляются в цифровом виде. Информации о трех параметрах по каждому приемнику далее передаются на соответствующие четыре (первые, вторые, третье и четвертые) входы цифрового сумматора 5. Здесь информационные сигналы селекцируются по контролируемым параметрам (долготе, широте и высоте), складываются, и на соответствующих трех выходах сумматора получаем преобразованные сигналы, зависящие от долготы, широты и высоты летательного аппарата. После этого с выходов сумматора сигналы, связанные с долготой, широтой и высотой соответственно поступают на входы первого делителя 6, второго делителя 7 и третьего делителя 8. Так как мы проводим серию измерений контролируемых параметров, то возможно наличие случайных ошибок в процессе контроля координат λ, ϕ и h из-за случайных изменений этих параметров. В силу этого для уменьшения ошибок в местоположении и угловых ориентациях в предложенном техническом решении, проводится четырехкратное измерение каждого контролируемого параметра, т.е. используются четыре приемника.

Другими словами в рассматриваемом случае имеем дело со многими множественными (четырьмя) измеренными величинами каждого параметра, т.е. ряд наблюдений одних и те же физических величин. В таких случаях, как известно, ставится вопрос, что принять за измеренное значение и как оценить суммарную погрешность результата.

Согласно теории измерительной техники в качестве результата измерений обычно принимают среднее значение

где n - число измерений, Xi - наблюдение.

В соответствии с последней формулой, в каждом делителе предлагаемого устройства, суммарные значения измеренных величин делятся на четыре (среднее арифметическое) и направляются на их выходы. Отсюда можно заключить, что по выходным сигналам трех сумматоров, например, первого можно получить информацию о долготе, второго - о широте, третьего - о высоте.

Разность между средним значением и результатом i-го измерения назовем абсолютной ошибкой этого измерения

В качестве меры ошибки среднего значения можно принять среднее значение абсолютной ошибки отдельного измерения

Величина называется средней арифметической (или средней абсолютной) ошибкой.

В радиолокационных и радионавигационных системах определение вышеприведенных координат считается важней задачей. В таких случаях, как правило, необходимо знать надежность (устойчивость) полученных результатов, т.е. оценить среднюю квадратическую ошибку (или стандартное отклонение) выходного сигнала каждого делителя, которую можно вычислить формулой

Так как мы вычисляем по n измерениям среднее значение по формуле (1), то это значение будет более точным, то есть будет меньше отличаться от истинного, чем каждое отдельное измерение. Средняя квадратичная ошибка среднего значения σX равна

где σ - среднеквадратичная ошибка каждого отдельного измерения, n - число измерений.

Из последней формулы видно, что увеличивая число опытов, можно уменьшить случайную ошибку в величине среднего значения. С другой стороны, как показывает (см. Полтавский А.В. Интеграции сигналов когерентной системы ГЛОНАСС/GPS// Надежность и качество сложных систем. 4014. №2(6), стр. 50), иллюстрация изменения средней квадратической ошибки сигнала с многоканального сумматора n приемников ГЛОНАСС/GPS, устойчивость процесса можно обеспечить уже при 4-6 приемниках. В предложенном техническом решении благодаря применению 4 приемников, средняя квадратическая ошибка практически не отличается от ошибки при применении 12 приемников в устройстве, реализующем прототип.

Таким образом, в предлагаемом техническом решении преобразование информационных сигналов о местоположении и угловой ориентации летательного аппарата, полученных посредством четырех приемников, можно обеспечить упрощение конструкции устройства.

В устройстве питание от аккумуляторной батарейки 9 одновременно подается приемникам, делителям и сумматору.

Устройство для определения местоположения и угловой ориентации летательного аппарата, включающее расположенные на раме летательного аппарата первый, второй, третий, четвертый приемники и цифровой сумматор, отличающееся тем, что в него введены расположенные на раме летательного аппарата первый, второй третий делители и аккумуляторная батарейка, цифровой сумматор снабжен двенадцатыми входными шинами, тремя выходными шинами и шиной по питанию, причем выходы первого приемника соединены с первыми входными тремя шинами сумматора, выходы второго приемника соединены со вторыми входными тремя шинами сумматора, выходы третьего приемника соединены с третьими входными тремя шинами сумматора, выходы четвертого приемника соединены с четвертыми входными тремя шинами, первый выход сумматора подключен к входу первого делителя, второй выход сумматора подключен к входу второго делителя, третий выход сумматора подключен к входу третьего делителя, аккумуляторная батарейка соединена с шиной по питанию сумматора, шинами по питанию приемников и входами по питанию делителей, выходы которых являются выходами устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике и радиоэлектронике, предназначено для проведения сеанса связи на дальние расстояния без ретрансляторов и может быть использовано для создания новых телекоммуникационных систем и адаптивных систем связи. Технический результат состоит в обеспечении возможности проведения сеанса связи с высокоскоростной передачей информации.

Изобретение относится к спутниковым сетям связи. Техническим результатом является обеспечение возможности первоначального приема сигналов от множества спутников в расширенной зоне покрытия для выбора подходящего спутника.

Изобретение относится к области адаптивных систем и может быть использовано для адаптивной фильтрации стохастических сигналов и параметров состояния стохастических систем. Технический результат - обеспечение устойчивости и повышение точности калмановской фильтрации за счет адаптивного определения компонентов дисперсионной матрицы помех измерения в процессе текущего оценивания стохастических сигналов и параметров состояния стохастических систем на основе точных измерений, поступающих в нерегулярные (или случайные) моменты времени.

Заявляемое техническое решение относится к области автоматизированных систем, предназначенных для контроля жизненного цикла объекта и его инфраструктуры. Технический результат заключаются в сборе и анализе данных о жизненном цикле объекта законченного строительства или находящегося в стадии строительства и их инфраструктуры.

Изобретение относится к радиотехнике. Технический результат заключается в повышении точности привязки устройств к реальным географическим координатам.

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании систем начальной ориентации различных объектов на основе использования спутниковых измерений. Способ определения начальной ориентации объекта состоит в том, что по показаниям размещенных на жестком основании двух спутниковых навигационных приемников (СНП), один из которых расположен в центре масс объекта, а другой - на известном расстоянии от него в направлении оси крена, в режиме высокоточного позиционирования определяются координаты обоих СНП в геоцентрической системе координат, по значениям которых определяется угол тангажа как разность с прямым углом угла, образованного в геоцентрической системе координат векторами, лежащими между точками расположения СНП и между началом геоцентрической системы координат и центром масс объекта.

Изобретение относится к контактным линиям электроснабжения. Способ защиты от опасных электрических потенциалов при эксплуатации и ремонте контактной сети заключается в том, что снимают рабочее напряжение в контактной сети и принимают меры против ошибочной подачи его на место работы, проверяют отсутствие напряжения и выполняют наложение заземлений, шунтирующих штанг или перемычек, включение разъединителей.

Изобретение относится к области спутниковой навигации. Техническими результатами являются повышение скорости сходимости высокоточного позиционирования спутниковой навигации, сокращение времени для инициализации точного позиционирования пользователя, исключение зависимости от линий связи и одновременное улучшение точности и надёжности услуг системы.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в спутниковых системах навигации. Технический результат состоит в повышении надежности отслеживания сигнала.

Изобретение относится к области радиотехники (гидроакустики), в частности к способам бистатического определения местоположения цели, и может использоваться в средствах бистатической радиолокации (гидролокации) для измерения направления на цель и расстояния до нее. Достигаемый технический результат - определение местоположения цели при отсутствии приема эхо-сигнала в направлении на цель (при отсутствии прямой видимости цели на приемной позиции) и исключение процесса сканирования пространства узконаправленной антенной приемокоординатного устройства (ПКУ) в интересах сокращения времени поиска цели.

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к устройствам имитации радиоэлектронной обстановки. Техническим результатом изобретения является возможность имитации радиоэлектронной обстановки для оценки точности определения местоположения источников радиоизлучения (ИРИ) радиотехническими средствами разностно-дальномерным способом. Устройство имитации радиоэлектронной обстановки содержит блок управления, параллельно соединенный с блоком формирования опорного сигнала и блоком расчета временных задержек, соединенный с блоком хранения временных задержек, N выходов которого соединены с N линиями задержек. Устройство обеспечивает возможность имитации функционирования ИРИ с заданным положением относительно приемных постов радиотехнического средства определения местоположения ИРИ разностно-дальномерным способом. Для этого устройство выполнено с возможностью формирования в выходных каналах имитации радиоэлектронной обстановки сигналов с временными задержками, рассчитанными в соответствии с введенной в блок управления геометрией расположения ИРИ и приемных постов радиотехнического устройства определения местоположения ИРИ. 1 ил.
Наверх