Способ определения дефекта в заделке остекления кабины

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов (ВС), а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов. Способ определения дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна, основанный на плавном создании избыточного давления в кабине до заданной величины, поддержании его в течение заданного времени и определении наличия дефекта в заделке остекления. При этом предварительно места заделки остекления в каркас по периметру в N точках облучают спекл-полем. Регистрируют М спекл-изображений в каждой точке и рассчитывают их среднестатистические значения параметров и запоминают их. После создания избыточного давления через заданное время повторяют измерения, определяют разность среднестатистических значений параметров спекл-изображений соответствующих точек, полученных до и после создания избыточного давления, сравнивают с заданным значением. При превышении разности заданного значения принимают решение о наличии дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна в данной точке и оценивают степень выхода остекления из заделки. Технический результат изобретения - повышение вероятности выявления дефектов остекления фонаря кабины ВС в области заделки. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов (ВС), а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов: отрыв лент крепления от стекла, нарушение герметичности элементов заделки.

В настоящее время существуют различные подходы к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины, начиная от простейших визуальных осмотров деталей до широкого применения современных комплексов неразрушающего контроля в условиях авиаремонтных предприятий [«Восстановление боевой авиационной техники», издание ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 1989 г., стр. 263-266].

Известен способ диагностики заделки остекления фонаря кабины, основанный на установке по периметру остекления фонаря кабины воздушного судна бумажных индикаторов, создании избыточного давления в кабине ВС на заданную величину, измерению расстояния отклонения индикаторов от их начального положения [Методические рекомендации по эксплуатации и восстановлению деталей остекления из органического стекла воздушных судов государственной авиации РФ в условиях заводского и войскового ремонта, Выпуск ГИ ВВС, Москва 2015 г., 16 с.]. Недостатком данного способа является низкая вероятность обнаружения и прогнозирования динамики развития дефектов на ранних стадиях.

Наиболее близким по своей технической сущности является способ диагностирования заделки остекления фонаря кабины [Патент RU 2722400, МПК B64F 5/00, опубл. 28.06.2018. Бюл. №16], основанный на приеме импульсов от датчиков акустической эмиссии (АЭ), установленных по периметру остекления фонаря кабины в области заделки на заданном расстоянии от каркаса кабины и заданном расстоянии друг от друга, в интервале времени от начала создания избыточного давления заданной величины T1 до момента времени Т21в, где Тв - заданное время выдержки избыточного давления, запоминании потоков импульсов АЭ, полученных от каждого датчика, определении закона распределения принятых от каждого датчика АЭ импульсных потоков, сравнении с заданным законом распределения и принятии решения о наличии развивающегося дефекта в заделке остекления фонаря кабины по результатам сравнения распределения импульсов АЭ, определении местонахождения дефекта по координатам датчика.

Недостатком данного способа является низкая вероятность выявления дефекта, обусловленная низкой вероятностью обнаружения сигнала акустической эмиссии при приемлемых нагрузках контроля вследствие того, что сигналы акустической эмиссии являются шумоподобными, поскольку акустическая эмиссия есть стохастический импульсный процесс.

Технический результат изобретения - повышение вероятности выявления дефектов остекления фонаря кабины ВС в области заделки.

Технический результат достигается тем, что в известном способе определения дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна, основанном на плавном создании избыточного давления в кабине до заданной величины, поддержании его в течение заданного времени и определении наличии дефекта в заделке остекления, согласно изобретению, предварительно места заделки остекления в каркас по периметру в N точках облучают спекл-полем, регистрируют М спекл-изображений в каждой точке и рассчитывают их среднестатистические значения параметров, запоминают их, после создания избыточного давления через заданное время повторяют измерения, определяют разность среднестатистических значений параметров спекл-изображений соответствующих точек, полученных до и после создания избыточного давления, сравнивают с заданным значением, при превышении разности заданного значения принимают решение о наличии дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна в данной точке и оценивают степень выхода остекления из заделки.

Сущность изобретения заключается в том, что предварительно места заделки остекления в каркас по периметру в N точках облучают спекл-полем, регистрируют М спекл-изображений в каждой точке и рассчитывают их среднестатистические значения параметров, запоминают их, после создания избыточного давления через заданное время повторяют измерения, определяют разность среднестатистических значений параметров спекл-изображений соответствующих точек, полученных до и после создания избыточного давления, сравнивают с заданным значением, при превышении разности заданного значения принимают решение о наличии дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна в данной точке и оценивают степень выхода остекления из заделки.

Известно, что при создании избыточного давления внутри кабины ВС на клеевые соединения, элементы остекления, действуют силы, приводящие к образованию множества микродефектов, которые при повышении нагрузки объединяются в макродефект (расслоение, трещина) [Ж.-Ж. Вильнав. Клеевые соединения. Москва. 2007 г., с. 73-80] и способствуют выходу остекления фонаря кабины ВС из заделки.

В известном способе наличие дефекта в заделке остекления фонаря кабины и его местонахождение определяют по сигналам АЭ, возникающим с момента времени создания избыточного давления в течение заданного времени его выдержки, т.е. при постоянной нагрузке, т.к. акустические волны возникают в различных процессах, например, при деформации напряженного материала, истечении газов, жидкостей, горении и взрыве и др. [см., например, Физико-механические, статистические и химические аспекты акустико-эмиссионной диагностики: монография / С.И. Буйло. Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. - 184 с.]. Контроль же начинается после прекращения сил, приводящих к образованию дефектов, т.е. фактически после выхода остекления фонаря. Известно [Неразрушающий контроль: Справочник: в 7 т. Под общ. ред. В.В. Клюева. Т. 7: В 2 кн. Кн. 1: В.И. Иванов, И.Э. Власов. Метод акустической эмиссии / Кн. 2: Ф.Я. Балицкий, А.В. Барков, Н.А. Баркова и др. Вибродиагностика. М.: Машиностроение, 2005. - 829 с.], что при методе АЭ показатели зависят от изменения нагрузки, прикладываемой объекту контроля, т.е. контроль ведется при динамической нагрузке. При постоянной нагрузке сигнал акустооптической эмиссии возникает очень слабый и вероятность его обнаружения в помехах очень низкая. Следовательно, вероятность выявления дефектов очень низкая.

Поэтому, согласно изобретению, предложено определение сдвига спекл-изображений до приложения нагрузки (исходное состояние остекления) и после приложения нагрузки (избыточное давление в кабине) [см., например, М. Франсон. Оптика спеклов. Москва. 1980 г. С. 96-101]. Для этого источник когерентного излучения, диффузор (матовое стекло) для создания спекл-поля и приемник оптического излучения устанавливают на расстоянии, при котором будет выполняться условие, что средний размер спекла должен быть меньше минимально допустимого расстояния выхода остекления из заделки. Определение степени выхода из заделки может быть выполнено, например, с применением программы для ЭВМ [см., например, свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2020619977, опубл. 26.08.2020 г.], разработанной в соответствии с методикой, изложенной в [см., например, М. Франсон. Оптика спеклов. М.: Мир. 1980. С. 96].

Известно, что параметры спекл-изображений, зарегистрированных от поверхности контролируемого образца до смещения и после смещения, вызванных внешними воздействиями различны [Визуализация перемещений и деформаций методом цифровой корреляции изображений. Осинцев А.В., Очков К.Ю. Научная визуализация. 2016. Т. 8. №2. С. 15-23]. Поэтому, предложено предварительно места заделки остекления в каркас по периметру в N точках облучать спекл-полем, регистрировать М спекл-изображений в каждой точке, рассчитать их среднестатистические значения параметров и запомнить их. При плохом состоянии в места заделки остекления в каркас после создания избыточного давления может произойти отрыв остекления от каркаса и его смещение, вызванное внешним воздействием. Наличие смещения может быть определено повторной регистрацией спекл-изображений в соответствующих точках, вычисления среднестатистических значений параметров и сравнения разности среднестатистических значений параметров спекл-изображений соответствующих точек, полученных до и после создания избыточного давления с заданным значением. Заданное значение может быть принято, равным, нулю, т.к. при отсутствии смещения среднестатистические значения параметров спекл-изображений будут одинаковыми.

Формирование спекл-поля лазерного излучения может быть выполнено с помощью фазового элемента, например, матового стекла [см., например, М. Франсон. Оптика спеклов. М.: Мир. 1980. С. 57], а сам размер спекл-пятен может изменяться посредством изменения диаметра диафрагмы, расположенной у линзы, формирующей спекловое изображение участка. Фазовый элемент обеспечивает формирование равномерного спекл-поля за счет множества центров рассеивания. Регистрация спекл-изображений с контролируемой поверхности фонаря кабины может быть выполнена, например, цифровой видеокамерой [см., например, Система регистрации и обработки спекловых изображений в режиме реального времени. Владимиров А.П., Каманцев И.С., Гладковский С.В., Горкунов Э.С., Друкаренко Н.А., Задворкин С.М. В сборнике: Материалы XX Юбилейной Международной конференции по вычислительной механике и современным прикладным системам (ВМСППС'2017). 2017. С. 598-600].

Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Способ может быть реализован, например, с помощью устройства, блок-схема которого приведена на фигуре, где обозначено: 1 - облучатель; 2 - регистратор спекл-изображений; 3 - блок вычисления среднестатистических параметров спекл-изображений; 4 - ключевая схема; 5 - блок запоминания; 6 - схема разности; 7 - схема сравнения; 8 - блок определения степени выхода остекления из заделки.

Назначение облучателя 1, регистратора спекл-изображений 2, блок вычисления среднестатистических параметров спекл-изображений 3, ключевой схемы 4, блока запоминания 5, схема разности 6 схема сравнения 7 ясны из их названия. Так, например, в качестве регистратора 2, блок вычисления среднестатистических параметров спекл-изображений 3 может быть использована цифровая камера, описанная в [см., например, Система регистрации и обработки спекловых изображений в режиме реального времени. Владимиров А.П., Каманцев И.С., Гладковский С.В., Горкунов Э.С., Друкаренко Н.А., Задворкин С.М. В сборнике: Материалы XX Юбилейной Международной конференции по вычислительной механике и современным прикладным системам (ВМСППС-2017). 2017. С. 598-600]. Остальные блоки могут быть выполнены с применением промышленно выпускаемых радиоэлектронных элементов.

Блок определения степени выхода остекления из заделки 8 предназначен для определения расстояния, на которое вышло остекление из заделки в зависимости от вычисленной на блоке 7 разности среднестатистических параметров, регистрируемых спекл-изображений, до и после создания избыточного давления внутри кабины.

Устройство работает в двух режимах, задаваемых оператором: режим 1 и режим 2. При задании режима 1 на управляющий вход ключевой схемы 4.1 поступает единичный сигнал и ключевая схема 4.1 открывается по первому выходу. В режиме 1 проводятся предварительные измерения. При этом облучателем 1 облучают в N точках места заделки остекления в каркас по периметру, регистрируют М спекл-изображений в каждой точке и рассчитывают их среднестатистические значения параметров, которые с выхода блока вычисления среднестатистических параметров спекл-изображений 3 через первый выход ключевой схемы 4.1 поступают на вход схемы запоминания 5. После проведения предварительных измерений повышают давление в кабине до заданного значения, выдерживают в течение заданного времени, устройство переводят в режим 2. При этом с управляющего входа ключевой схемы 4.1 снимается единичный сигнал, и она открывается по второму выходу. Измерения проводятся аналогично режиму 1. Среднестатистические параметры спекл-изображения, полученные в n-ой точке, где n=1…N поступают в схему разности 6, на второй вход которой поступают аналогичные результаты предварительных измерений. Разностный сигнал поступает на управляющий вход ключевой схемы 4.2, которая в исходном состоянии закрыта. В схеме сравнения 7 разностный сигнал сравнивается с нулем. Если сигнал на выходе схемы разности 6 не равен нулю, это значит, что в этой точке за счет внешних воздействий произошел, отрыв остекления от каркаса. В этом случае на ключевую схему 4.2 с выхода схемы сравнения 7 поступает единичный сигнал, и она открывается. С выхода схемы разности 6 сигнал поступает на вход блока определения степени выхода остекления из заделки 8, где определяется расстояние, на которое вышел элемент остекления кабины на основе анализа изменения разности среднестатистических параметров, регистрируемых спекл-изображений, до и после создания избыточного давления внутри кабины.

Способ определения дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна, основанный на плавном создании избыточного давления в кабине до заданной величины, поддержании его в течение заданного времени и определении наличия дефекта в заделке остекления, отличающийся тем, что предварительно места заделки остекления в каркас по периметру в N точках облучают спекл-полем, регистрируют М спекл-изображений в каждой точке и рассчитывают их среднестатистические значения параметров, запоминают их, после создания избыточного давления через заданное время повторяют измерения, определяют разность среднестатистических значений параметров спекл-изображений соответствующих точек, полученных до и после создания избыточного давления, сравнивают с заданным значением, при превышении разности заданного значения принимают решение о наличии дефекта в заделке остекления кабины воздушного судна в данной точке и оценивают степень выхода остекления из заделки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к диагностике состояния ответственных элементов конструкции воздушных судов, а именно к диагностике состояния заделки остекления фонаря кабины и может быть использовано для выявления наличия опасных дефектов: отрыв лент крепления от стекла, нарушение герметичности элементов заделки.

Изобретение относится к авиастроению, в частности к способам монтажа сменных модулей кабин к универсальному носителю, в том числе к вертолету. Способ монтажа грузопассажирской кабины вертолета включает подготовительные операции на центроплане (2) и днище (3) вертолета, при которых на два задних болта (11), закрепленных на центроплане (2), и на два внутренних болта (14, 15), закрепленных на днище (3), наворачивают по одному технологическому направляющему конусу (5).

Изобретение относится к изготовлению летательных аппаратов. Обрабатывающая установка для структурных компонентов (2) самолета с обрабатывающей станцией (3) включает в себя зажимную раму (4) и обрабатывающий модуль (5), имеющий первый верхний инструментальный модуль (11) с ориентированным вдоль первой инструментальной оси (12а) верхним инструментом (13) и нижний инструментальный модуль (14) с ориентированным вдоль второй инструментальной оси (12b) нижним инструментом (15).

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем, включая изделия вооружения, военной и специальной техники и касается ремонта остекления воздушного судна военного назначения. В отличие от известных производится установка накладки с обратной стороны пробоины, осуществляется порционная укладка в обработанное отверстие подготовленного состава светового отверждения, со стороны, противоположенной установленной накладки, отверждение состава с помощью ультрафиолетовой лампы с поляризационным эффектом, полировка внешней и внутренней поверхности участка, заполненного составом, проверка отремонтированного участка на герметичность путем создания избыточного давления в кабине и проверки величины падения давления, создаваемого от наземной установки в единицу времени в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации конкретного типа воздушного судна.

Изобретение относится к средствам ремонта авиационной техники. Мобильный комплекс унифицированных средств ремонта воздушных судов содержит закрытые помещения, создаваемые на основе разборных быстровозводимых сооружений.

Изобретение относится к робототехнике и производству летательных аппаратов. Способ и устройство для поддержки коллаборативных роботов и людей в сужающейся рабочей области заключается в создании базовой платформы (18), над которой размещают рабочую платформу (20) для поддержки одного или более человек.

Изобретение относится к робототехнике, в частности, к изолированной рабочей платформе для людей для стабилизированного размещения коллаборативной робототехники. Устройство для стабилизированного размещения коллаборативной робототехники содержит базовую платформу, рабочую платформу, размещенную относительно базовой платформы для поддержки одного или более человек, и одного или более роботов, поддерживаемых на базовой платформе независимо от рабочей платформы.

Группа изобретений относится к области сборки самолетов. Устройство для стыковой нервюры консоли крыла с центропланом самолета, в котором применяется мобильный сборочный модуль рама - эталон коробчатого центроплана в зоне стыка с имитаторами панелей и лонжеронов центроплана в зоне стыка, в котором фиксируются пояса и стенка стыковой нервюры на имитаторах панелей центроплана.

Изобретение относится к области обработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с целью обеззараживания. Мобильная установка для обеззараживания беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа содержит распределительные рамки, выполненные из полой металлической трубы квадратного сечения, по периметру которой расположены технологические отверстия, в которые вставлены распылители для подачи раствора; узел обеспечения подачи раствора к распределительным рамкам и узел перевода распределительных рамок в рабочее положение.

Изобретение относится к контрольной оснастке для проведения приемо-сдаточных испытаний фюзеляжа вертолета и может быть использовано в машиностроении, в частности, на предприятиях авиационной промышленности, где производится сборка, ремонт, переоборудование вертолетов, для проведения испытаний на влагозащищенность фюзеляжа вертолета методом искусственного дождевания, согласно OCT В1 01090-2003 «Влагозащищенность самолетов и вертолетов военного назначения».

Изобретение относится к техническому обслуживанию высокорасположенных агрегатов вертолетов в полевых условиях взлетно-посадочных площадок. Способ обслуживания на высоте агрегатов вертолетов семейства МИ и КА в полевых условиях заключается в оснащении работника средствами индивидуального удерживания от падения с анкерной петлей, подъеме по лестнице. Далее производится освобождение замков и откидывание створки капота двигательного отсека и, используя ее как горизонтальную площадку, перемещение к месту проведения работ. Способ также включает в себя оснащение работника второй длинной анкерной петлей, предназначенной для удержания от падения при выходе на верхние плоскости фюзеляжа и дальнейшего перемещения по ним до места производства работ, дополнительным карабином на поясной привязи для закрепления на нем длинной петли и не менее чем тремя рым болтами с резьбой, совпадающей с резьбой винтовых замков отсеков агрегатов. Достигается повышение безопасности работников в процессе обслуживания вертолета. 3 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх