Замок цилиндрический для авиационной техники

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для эксплуатационного запирания различных дверей и крышек люков с применением типовой авиационной ключевой вставки повышенной секретности, в том числе на вертолетах. Замок цилиндрический для авиационной техники содержит корпус (1), ключевую вставку (5) и щеколду (10) с рукояткой (4). В корпус (1) вставлена ключевая вставка (5), на валу ключевой вставки (5) неподвижно и соосно с упомянутым валом расположен затвор (2) с кулачком (6) в виде эксцентрика. При этом на ключевой вставке (5) расположена рукоятка (4), кроме того, в радиальном канале между затвором (2) и корпусом (1) расположен шар (7). Затвор (2) объединен со щеколдой (10). Лыски на валу ключевой вставки (5) совмещены с профилированным отверстием в цилиндрической части затвора (2). Взаимное положение кулачка (6) и шара (7) такое, при котором затвор (2) может поворачиваться относительно корпуса (1) при приложении к рукоятке (4) момента на вращение. Достигается снижение габаритов и массы замка. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для эксплуатационного запирания различных дверей и крышек люков с применением типовой авиационной ключевой вставки повышенной секретности, в том числе на вертолетах.

Известно запирающее устройство для раздвижных дверей воздушного транспортного средства (патент RU 2413826, Е05В 65/20, публ. 10.03.2011), в котором предусмотрена подпружиненная защелка) находящаяся с ним в рабочей связи посредством подпружиненного сухаря, которая перед приведением в действие зубчатого реечного ригеля для фиксации раздвижной двери за счет сухаря, находящегося в планке захвата двери, входит в зацепление с последним, и после перевода раздвижной двери в конечное положение закрытия сохраняется возможность повторного разблокирования защелки.

Известно замковое устройство, наиболее близкое к заявляемому изобретению, (см. Вертолет Ка-226Т. Руководство по технической эксплуатации 226.52.0000.0000 РЭ, книга 1. Планер, несущая система. Раздел 052. Двери люки, створки. Подраздел 052.10.00. Двери кабины экипажа.) которое содержит корпус, ручку, посредством которой рукой человека поворачивается соосно расположенная на одном валу с ним качалка, с которой посредством кинематических звеньев движение передается на щеколду, неподвижно закрепленная на том же корпусе ключевая вставка повышенной секретности, которая расположена в стороне от вала с ручкой и качалкой и содержащая закрепленный на ее валу зуб. Вал ключевой вставки приводится во вращение специальным ключом через механизм ключевой вставки и в рабочих положениях занимает одно из двух крайних положений. При нахождении вала ключевой вставки в положении «заперто» зуб стопорит соосную с ручкой качалку и тем самым весь замковый механизм, препятствуя повороту щеколды из положения «закрыто» в положение «открыто». При нахождении вала ключевой вставки в положении «открыто» зуб освобождает соосную с ручкой качалку и тем самым замковый механизм, позволяя повернуть щеколду из положения «закрыто» в положение «открыто».

Недостатком известного замкового устройства являются значительные поперечные габариты, являющиеся результатом расположения продольных осей ключевой вставки и вала, на котором расположены ручка, качалка, параллельно на некотором удалении в поперечном направлении друг от друга.

Технической проблемой, решаемой заявляемым изобретением, является создание максимально компактного и минимально возможной массы поворотного замкового устройства с ручным приводом, содержащего ключевую вставку с целью затруднения несанкционированного проникновения внутрь запираемого отсека.

Технический результат заключается в снижении габаритов и массы замкового устройства.

Для достижения технического результата предлагается замок цилиндрический для авиационной техники, содержащий корпус 1, ключевую вставку 5 и щеколду 10 с рукояткой 4, в соответствии с заявляемым изобретением отличающийся тем, что в корпус 1 соосно вставлена цилиндрическая часть затвора 9, внутрь затвора 9 соосно с ним установлена ключевая вставка 5, при этом ключевая вставка 5 и затвор 2 фиксированы от вращения друг относительно друга, на валу ключевой вставки 5 расположен кулачок 6 в виде эксцентрика, рукоятка 4 неподвижно соединена с затвором 2, который объединен со щеколдой 10, при этом затвор 2 содержит радиальный канал, в котором размещен шар 7 с зазором от корпуса 1, причем корпус 1 содержит цилиндрическое радиальное гнездо, в котором расположена кольцевая пружина растяжения 3.

При этом затвор 2 выполнен с возможностью поворота относительно корпуса 1 при приложении к рукоятке 4 момента на вращение.

Осуществление изобретения направлено на минимизацию числа деталей путем совмещения функций различных элементов замка, в частности, затвор 2 - это запорное устройство и посадочное место для ключевой вставки 6; а ключевая вставка 6 - это устройство для защиты от несанкционированного проникновения и стяжной болт всего замка.

При этом рукоятка 4 напрямую соединена с затвором 2, что позволяет осуществлять прямую передачу вращения от руки оператора. Отсутствие промежуточных звеньев механизма направлено на уменьшение занимаемого объема, что в совокупности снижает массу.

Изобретение поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Замок цилиндрический для авиационной техники в положении «закрыто», «заперто», разрез по оси симметрии;

Фиг. 2 - Замок, вид снизу;

Фиг. 3 - Замок, вид сверху.

Замок цилиндрический для авиационной техники содержит корпус 1, в который соосно вставлена цилиндрическая часть затвора 2, который объединен в единое целое со щеколдой 10, выступающей за пределы корпуса 1 (Фиг. 1). При этом щеколда 10 может поворачиваться в пределах двух упоров (не показаны), размещенных на корпусе 1. Таким образом щеколда 10 и может находиться в одном из двух крайних положениях (Фиг. 2). Для удержания затвора 2 в крайних положениях предусмотрена пружина растяжения 3, закрепленная одним концом на корпусе 1, а другим на затворе 2, которая при повороте щеколды 10 из одного в другое крайние положения переходит через «мертвую точку». При этом создается препятствие обратному перемещению щеколды 10 под действием, например, вибрации (Фиг. 2)

Затвор 2 поворачивается рукой за рукоятку 4 типа «барашек», которая неподвижно соединена с затвором 2 (Фиг. 3).

Внутрь затвора 2 соосно с ним установлена ключевая вставка 5 ОСТ 1 00511-71, с имеющимися лысками (срезами), которые совмещены с профилированным отверстием в цилиндрической части затвора 2. Тем самым обеспечивается определенное угловое положение ключевой вставки 5 относительно затвора 2 и фиксация ее от вращения относительно затвора 2.

В корпус 1 вставлена ключевая вставка 5. Ключевая вставка (5) совмещает функцию устройства с повышенной секретностью и функцию стяжного болта всего устройства - рукоятка 4, затвор 2 и корпус 1 стягиваются гайкой 9 из комплекта ключевой вставки 5 (Фиг. 1). На валу ключевой вставки 5 расположен кулачок 6 в виде эксцентрика. При этом упомянутый вал приводится во вращение специальным ключом (не показан) через механизм ключевой вставки 5. Отверстие в кулачке 6 выполнено в виде квадрата в сечении, который насажен на вал ключевой вставки 5 и затянут гайкой 11.

В радиальном канале затвора 2 полностью размещен шар (7) с зазором от корпуса 1. Взаимное положение кулачка (6) и шара (7) такое, при котором затвор 2 может поворачиваться относительно корпуса 1 при приложении к рукоятке (4) момента на вращение.

При повороте механизма ключевой вставки 5 специальным ключом и вместе с ним вала и кулачка 6 на 180° по направлению вращения часовой стрелки шар (7) преодолевается усилие кольцевой пружины 8 с витой законцовкой.

При этом шар 7 заталкивается в цилиндрическое радиальное гнездо, расположенное в корпусе 1, примерно, на диаметра своего диаметра, тем самым блокирует возможность поворота затвора 2 относительно корпуса 1.

Таким образом щеколда 10 находится в положении «закрыто», а весь замок в положении «заперто».

Для открывания замка поворачивают механизм ключевой вставки 6 специальным ключом, а вместе с ним поворачиваются вал и кулачок 6 на следующие 180° по направлению часовой стрелки. Шар (7) усилием пружины (8), выталкивается из цилиндрического радиального гнезда в корпусе 1, и проскальзывая по кулачку 6, занимает положение на образующей минимального радиуса цилиндра затвора 2 с зазором от корпуса 1. Тем самым не препятствует возможности поворота затвора 2 вместе с шаром, ключевой вставкой 5, рукояткой 4 и кулачком 6 относительно корпуса 1. При этом щеколда 10 располагается в положении «закрыто», а весь замок в положении «не заперто». Возможно перемещение щеколды 10 из положения замка «закрыто» в положение «открыто».

В конструкции предлагаемого замка соосно совмещены в цилиндрическом корпусе 1 цилиндрический затвор 2, составляющий единое целое с щеколдой 10, ручной приводной элемент - рукоятка 4 типа «барашек» - и ключевая вставка 5, вал которой приводится во вращение специальным ключом и на котором неподвижно закреплен кулачок 6, постоянно контактирующий с шаром 7, который под действием кулачка 6 может занимать одно из двух крайних рабочих положений: «закрыто», при котором посредством шара 7 затвор 2 соединяется с неподвижным корпусом 1 и тем самым препятствует повороту объединенной с ним щеколды 10, или «открыто», при котором шар 7 под действием пружины растяжения 3 выходит из корпуса 1 и располагается с зазором от него, не блокируя вращение затвора 2. Освобождает объединенную с ним щеколду 10 от зацепления с неподвижным корпусом 1, и тем самым позволяет повернуть ручку 4, затвор 2 и объединенную с ним щеколду 10. Непреднамеренному перемещению щеколды 10 из одного крайнего положения в другое препятствует пружина растяжения 3, которая при повороте щеколды 10 из одного крайнего положения в другое проходит через «мертвую точку», а ключевая вставка 5 вместе с гайкой, входящей в комплект ключевой вставки, выполняет функции стяжного болта всего устройства.

1. Замок цилиндрический для авиационной техники, содержащий корпус (1), ключевую вставку (5) и щеколду (10) с рукояткой (4), отличающийся тем, что в корпус (1) соосно вставлена цилиндрическая часть затвора (9), внутрь затвора (9) соосно с ним установлена ключевая вставка (5), при этом ключевая вставка (5) и затвор (2) фиксированы от вращения друг относительно друга, на валу ключевой вставки (5) расположен кулачок (6) в виде эксцентрика, рукоятка (4) неподвижно соединена с затвором (2), который объединен со щеколдой (10), при этом затвор (2) содержит радиальный канал, в котором размещен шар (7) с зазором от корпуса (1), причем корпус (1) содержит цилиндрическое радиальное гнездо, в котором расположена кольцевая пружина растяжения (3).

2. Замок цилиндрический для авиационной техники по п.1, отличающийся тем, что затвор (2) выполнен с возможностью поворота относительно корпуса (1) при приложении к рукоятке (4) момента на вращение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дверному запору, имеющему блокировочный элемент (1) для блокировки двери (3) в закрытом состоянии и крепежный элемент (2) для крепления блокировочного элемента (1) на двери (3). Крепежный элемент (2) имеет выполненное с возможностью настройки компенсирующее устройство для компенсация разных толщин двери.

Изобретение относится к лабораторному шкафу (10), например холодильному шкафу, нагревательному шкафу, сушильному шкафу или инкубационному шкафу, включающему в себя имеющий по меньшей мере одну наружную дверь (14) корпус (12), который имеет по меньшей мере одно внутреннее пространство, которое может закрываться внутренней дверью (18), причем лабораторный шкаф (10) имеет подвижные средства (20), и в зависимости от положения средств (20) внутренняя дверь (18) может открываться вместе с наружной дверью (14) или независимо от наружной двери (14), причем средства (20) при закрытой наружной двери (14) недоступны.

Изобретение относится к устройству (5) для запирания двери для ручного/физического запирания двери (3) транспортного средства изнутри, особенно двери (3) кабины коммерческого транспортного средства, такого как грузовой автомобиль, содержащему гнездо (7) с запирающими элементами (8, 9), выполненными с возможностью перемещения между незапертым положением и запертым положением.

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается засова поворотного, содержащего запирающий элемент в виде стержня, установленного с внутренней стороны створки с возможностью поворота вокруг закрепленной на створке оси со смещением относительно нее центра тяжести, а также размещенные с той же стороны створки стопорное и запорное устройства, причем он содержит установленный на запирающем элементе концентрично оси его вращения кодовый диск с фиксирующими отверстиями и прорезями, выполненными вдоль окружностей, концентричных оси поворота запирающего элемента и имеющих ширину, меньшую диаметра фиксирующих отверстий, а также стопорные устройства, расположенные на створке соосно с фиксирующими отверстиями кодового диска и управляемые магнитными ключами или иным способом, и установленный на створке со стороны запорного устройства упорный элемент.

Указатель // 2194835
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается указателя для сборки совместно с установочным элементом или накладкой замка и для использования при открывании окна, двери, крышки или аналогичной конструкции с помощью отдельной ручки, то есть так называемой замковой ручки для окна с рукояткой и с квадратным шпинделем, предпочтительно, из стали, из защелкнутого или запертого положения или соответственно при их закрывании или запирании, имеющий поворотную часть, имеющую отверстие для шпинделя, через которое шпиндель может быть вставлен для приведения в действие защелки или замка, при этом при установке шпинделя в отверстии он приспособлен взаимодействовать с поворотной частью для ее поворота, при этом поворотная часть снабжена знаком в непосредственной близости от отверстия для шпинделя, позволяющим определить положение защелки или замка.
Наверх