Передача винт-гайка скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к передачам. Передача винт-гайка скольжения содержит винт с наружной трапецеидальной резьбой и охватывающую его гайку с аналогичной внутренней резьбой. На боковых поверхностях гайки выполнены карманы, соединенные через дроссели с каналом подачи масла от насоса. Диаметральные поверхности гайки выполнены с отверстиями, соединенными с каналом слива масла в гидробак. Передача снабжена регулируемым дополнительным дросселем, включенным в канал слива масла, и редуктором-мультипликатором. Гидронасос выполнен шестеренным реверсивным, а винт через редуктор-мультипликатор кинематически связан с его приводным валом. Достигается снижение износа передачи. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в механизмах подачи тяжелых металлорежущих станков и подобных им технологических машин.

В настоящее время передачи, аналогичные предлагаемой, известны. К ним относится, в частности, передача винт-гайка скольжения, описанная на сайте studref.com и изображенная на нем на рис. 92, а. Указанная передача состоит из винта с наружной трапецеидальной резьбой и охватывающей его гайки с такой же внутренней резьбой. В процессе использования передачи винт устанавливают на станке параллельно направляющим и соединяют с приводом. Гайку соединяют с суппортом станка, перемещаемым по направляющим. На суппорте закрепляют режущий инструмент, которым ведут обработку заготовки. С помощью привода винта создают движение подачи суппорта с инструментом, причем для увеличения подачи увеличивают скорость вращения винта, а для уменьшения подачи эту скорость снижают. Чем больше скорость, тем больше подача, но с ростом подачи увеличивается и сила сопротивления движению суппорта, а значит, и сила сопротивления движению гайки по винту. При больших подачах (они обычно обусловлены требованиями к производительности обработки) сила сопротивления может быть настолько велика, что в сопряжении поверхностей винта и гайки возникают задиры, и происходит повышенный износ. Для снижения износа передачу периодически смазывают, но этого не всегда достаточно.

Отмеченного недостатка в значительной степени лишена гидростатическая передача винт-гайка скольжения, описанная в книге «Станочное оборудование автоматизированного производства. В 2-х томах, Т.1. – М.: Изд-во Станкин, 1993» (стр. 316-317, рис. 5.135, 5.136, б). Насколько можно судить из описания этой передачи и иллюстраций, она содержит гидробак, дроссели, нереверсивный гидронасос и переливной клапан, соединенный с выходным каналом гидронасоса и гидробаком. Винт так же, как и у аналога, рассмотренного выше, имеет наружную трапецеидальную резьбу, а гайка имеет подобную резьбу и охватывает винт. На боковых поверхности резьбы в гайке выполнены карманы, соединенные через дроссели с каналом подачи масла от гидронасоса. Диаметральные поверхности резьбы в гайке выполнены с отверстиями, соединёнными с каналом слива масла в гидробак. Как следует из упомянутого описания и иллюстраций, приведенных в книге «Станочное оборудование автоматизированного производства. В 2-х томах, Т.1. – М.: Изд-во Станкин, 1993», гидронасос имеет свой привод, поэтому независимо от того, в каком направлении (в прямом или обратном) вращается винт (в каком направлении совершается подача при использовании передачи в механизме подачи станка) насос, вращаясь все время в одну сторону, подает масло в карманы, имеющиеся в резьбе гайки, масло попадает в зазор между поверхностями гайки и винта, постоянно смазывает эти поверхности и через отверстия, соединенные с каналом слива масла, поступает в гидробак.

Гидростатическая передача винт-гайка скольжения работает с меньшим износом, чем упомянутая ранее передача-аналог, однако при больших подачах и она изнашивается относительно быстро. Это вызвано известной зависимостью силы сопротивления перемещению гайки от подачи

где – коэффициент и показатели степени, зависящие от обрабатываемого материала и материала инструмента; – коэффициент, учитывающий условия обработки; и – глубина и скорость резания; – подача («Справочник технолого-машиностроителя. В 2-х томах. Т.2, 1986», стр. 271-275). Но, как отмечалось, подача при обработке на металлорежущем станке или подобной технологической машине увеличивается с ростом скорости вращения винта, поэтому с увеличением скорости вращения увеличивается , а это, в свою очередь, уменьшает толщину слоя смазки в передаче со стороны действия силы. Если при достаточно малых в передаче с обеих сторон резьбы имеет место жидкостное трение, то при больших со стороны ее действия оно может стать в резьбе смешанным (полусухим) или даже сухим. Это означает, что при увеличении скорости вращения винта толщину слоя смазки в передаче требуется восстанавливать. Осуществить это можно путем увеличения поступления масла от насоса. На этом и основано предлагаемое изобретение.

Проблемой, подлежащей решению предложением, является снижение износа передачи винт-гайка скольжения в широком диапазоне скоростей прямого и обратного вращения входящего в нее винта, что должно способствовать повышению ее точности и долговечности, соответственно, работы механизма подачи станка с ее применением.

Решение сформулированной проблемы технически осуществляется засчет того, что передача винт-гайка скольжения характеризуется тем, что она содержит гидробак, дроссели, гидронасос и переливной клапан, соединённый с выходным каналом последнего и гидробаком, состоит из винта с наружной трапецеидальной резьбой и охватывающей его гайки с аналогичной внутренней резьбой, на боковых поверхностях которой выполнены карманы, соединенные через дроссели с каналом подачи масла от насоса, и диаметральные поверхности которой выполнены с отверстиями, соединенными с каналом слива масла в гидробак, при этом она снабжена регулируемым дополнительным дросселем, включенным в канал слива масла, и редуктором-мультипликатором, гидронасос выполнен шестеренным реверсивным, а винт через редуктор-мультипликатор кинематически связан с его приводным валом.

На фиг. 1 показана схема предлагаемой передачи винт-гайка скольжения. Передача содержит гидробак 1, дроссели 2, гидронасос 3 и переливной клапан 4, соединённый с выходным каналом 5 последнего и гидробаком 1. Она состоит из винта 6 с наружной трапецеидальной резьбой и охватывающей его гайки 7 с аналогичной внутренней резьбой, на боковых поверхностях которой выполнены карманы 8, соединенные через дроссели 2 с каналом 5 подачи масла от насоса, и диаметральные поверхности которой выполнены с отверстиями 9, соединенными с каналом 10 слива масла в гидробак. При этом она снабжена регулируемым дополнительным дросселем 11, включенным в канал 10 слива масла, и редуктором-мультипликатором 12, гидронасос 3 выполнен шестеренным реверсивным, а винт 6 через редуктор-мультипликатор 12 кинематически связан с его приводным валом 13.

Реверсивный шестеренный насос – это такой шестеренный насос, который при прямом или обратном направлении вращения входного вала качает жидкость в одном и том же направлении. К таким насосам относится, в частности, защищенный патентом РФ на полезную модель №194585 «Реверсивный шестеренный насос» авторов Либермана Я.Л. и Чибирова А.Б.

Этот насос обеспечивает более равномерное нагнетание масла в карманы 8 гайки, чем, например, плунжерный насос, и потому создает в сопряжении винта и гайки более стабильную смазку.

При использовании предлагаемой передачи винт-гайки скольжения в механизме подачи металлорежущего станка или иной технологической машины, ее предварительно настраивают в соответствии, например, с t и V дросселем 11, а затем ее работа осуществляется следующим образом.

Если подача рабочего органа станка, перемещаемого гайкой 7, не происходит, винт 6 не вращается, гайка 7 не двигается, насос 3 не работает, и масло в карманы 8 не нагнетается. В зоне сопряжения винта и гайки имеется некоторый начальный слой смазки, обусловленный предшествующей работой передачи.

При вращении винта 6 насос 3 тоже вращается, причем поскольку он реверсивный, то независимо от направления вращения винта 6 и соединенного с ним вала 13 насос нагнетает масло все время через канал 5 в карманы 8. Чем быстрее вращается винт 6, то есть чем больше подача рабочего органа (суппорта с инструментом) станка, тем больше сила сопротивления перемещению гайки 7. Но приводной вал насоса 3 тоже в таком случае вращается быстрее, и смазка поступает в сопряжение винта и гайки более интенсивно. Чем меньше подача и чем медленнее вращается винт 6, тем меньше масло подает насос 3 в карманы 8 гайки 7, тем предотвращается излишнее поступление масла в карманы 8, тем меньше масла через отверстия 9 и канал слива масла 10 возвращается в гидробак 1. Передаточное число редуктора-мультипликатора 12, являющегося, по существу, повышающим редуктором, выбрано так, чтобы между скоростью вращения винта 6 и приводного вала 13 насоса 3 было соотношение, обеспечивающее всегда необходимое и достаточное поступление масла в карманы 8, то есть наиболее экономичное его нагнетание при различных режимах эксплуатации передачи. Наряду с этим имеет место и стабилизация толщины масляного слоя в передаче, что предотвращает превращение жидкостного трения в полусухое или сухое. А это и создает технический результат предложения, выражающийся в снижении износа передачи и повышении ее долговечности.

Передача винт-гайка скольжения, характеризующаяся тем, что она состоит из гидробака, дросселей, гидронасоса и переливного клапана, соединенного с выходным каналом последнего и гидробаком, содержит винт с наружной трапецеидальной резьбой и охватывающую его гайку с аналогичной внутренней резьбой, на боковых поверхностях которой выполнены карманы, соединенные через дроссели с каналом подачи масла от насоса, и диаметральные поверхности которой выполнены с отверстиями, соединенными с каналом слива масла в гидробак, при этом она снабжена регулируемым дополнительным дросселем, включенным в канал слива масла, и редуктором-мультипликатором, гидронасос выполнен шестеренным реверсивным, а винт через редуктор-мультипликатор кинематически связан с его приводным валом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения. Конструкция привода содержит электродвигатель, винт, гайку.

Система нижнего крепления для привода управляемого горизонтального стабилизатора содержит шариковую гайку 101, установленную на ходовом винте привода и образующую часть основного пути передачи нагрузки системы нижнего крепления, цапфу 102, соединенную с шариковой гайкой 101, и образующую часть основного пути передачи нагрузки системы нижнего крепления; предохранительную пластину 150, расположенную по периметру цапфы 102 и образующую часть вспомогательного пути передачи нагрузки, вспомогательную соединительную деталь 140, соединенную с предохранительной пластиной 150 и образующую часть вспомогательного пути передачи нагрузки, листовую накладку 120, прикрепленную к первой точке 144 крепления на вспомогательной соединительной детали 140 и второй точке 104 крепления на шариковой гайке 101, и механизм 122, 125 регулировки, предусмотренный в листовой накладке 120, для регулирования размера и/или положения листовой накладки 120 с целью ее регулировки, чтобы она подходила для расстояния между первой и второй точками крепления. Привод управляемого горизонтального стабилизатора содержит систему нижнего крепления.

Система нижнего крепления для привода управляемого горизонтального стабилизатора содержит шариковую гайку 101, установленную на ходовом винте привода и образующую часть основного пути передачи нагрузки системы нижнего крепления, цапфу 102, соединенную с шариковой гайкой 101, и образующую часть основного пути передачи нагрузки системы нижнего крепления; предохранительную пластину 150, расположенную по периметру цапфы 102 и образующую часть вспомогательного пути передачи нагрузки, вспомогательную соединительную деталь 140, соединенную с предохранительной пластиной 150 и образующую часть вспомогательного пути передачи нагрузки, листовую накладку 120, прикрепленную к первой точке 144 крепления на вспомогательной соединительной детали 140 и второй точке 104 крепления на шариковой гайке 101, и механизм 122, 125 регулировки, предусмотренный в листовой накладке 120, для регулирования размера и/или положения листовой накладки 120 с целью ее регулировки, чтобы она подходила для расстояния между первой и второй точками крепления. Привод управляемого горизонтального стабилизатора содержит систему нижнего крепления.

Изобретение относится к линейным электроприводам. Линейный электропривод содержит корпус, в теле которого выполнен тороидальный канал, заполненный жидкостью, передачу винт-гайка, в которой зафиксированная от поворота гайка, соединенная с полым выдвижным штоком, сопрягается с ходовым винтом, закрепленным по центру осевой турбины с прямыми лопатками, установленной в тороидальном канале.

Изобретение относится к линейным исполнительным механизмам и может быть использовано в качестве силового привода в различных гидротехнических сооружениях и отраслях промышленности. Линейный исполнительный механизм содержит корпус, в котором размещен шток, имеющий возможность перемещаться вдоль своей оси и закрепленный от поворота посредством сегментной шпонки.

Изобретение относится к линейным исполнительным механизмам и может быть использовано в качестве силового привода в различных гидротехнических сооружениях. Линейный исполнительный механизм содержит корпус, в котором размещен шток, имеющий возможность перемещаться вдоль своей оси, шток закреплен от поворота посредством сегментной шпонки.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Винтовая пара для планетарной винтовой передачи содержит винт и гайку разного диаметра.

Группа изобретений относится к машиностроению. Механизм для преобразования вращательного движения вала во вращательно-поступательное содержит корпус, в котором размещены приводной и ведомый валы, соединенные подвижной муфтой, копир с упором.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам винт-гайка с ведущим винтом и ведомой гайкой. Устройство содержит винтовую пару, ходовой винт которой связан с неподвижным элементом.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная роликовинтовая передача содержит винт, винтовые ролики, разделяющиеся сепараторами, расположенными по торцам гайки, состоящей из двух полугаек, имеющих зубчатое зацепление для предотвращения роликов от вывинчивания, компенсатора, толщина которого точно регулируется за счет последовательных сборок-разборок и подшлифовки.

Изобретение относится к области машиностроения. Линейный привод включает линейный актуатор, имеющий корпус линейного актуатора и перемещающийся относительно корпуса линейного актуатора подвижный элемент линейного актуатора, а также включает внешнюю направляющую, расположенную вдоль направления перемещения подвижного элемента линейного актуатора, и каретку линейного привода, которая может перемещаться вдоль направляющей посредством скольжения или качения, но не может перемещаться в поперечных направлениях, а также включает закрепленный на направляющей фиксатор. Корпус линейного актуатора и подвижный элемент линейного актуатора независимо друг от друга механически связаны с внешней направляющей, один из них - через фиксатор, а другой – через каретку линейного привода. Обеспечивается повышение компактности привода при повышении стойкости к боковым механическим нагрузкам.16 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх