Информационная система для определения причин появления уравнительного тока в системах тягового электроснабжения переменного тока

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Информационная система для определения причин появления уравнительного тока в системах тягового электроснабжения переменного тока содержит первый и второй тяговые трансформаторы, первый и второй питающие фидеры смежных тяговых подстанций, контактный провод межподстанционной зоны и фидеры отсоса. При этом напряжения и токи первого и второго питающих фидеров измеряются с помощью соответственно первого и второго измерителей векторов тока и напряжения. Третий и четвертый измерители векторов токов и напряжений измеряют векторы токов и напряжений на первичных обмотках тяговых трансформаторов. Измерители векторов токов и напряжений принимают сигналы точного времени от первого и второго блоков синхронизации и передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений и метки времени в локальную вычислительную сеть через первый и второй узлы передачи данных тяговых подстанций. К этой же локальной вычислительной сети через адаптер сети подключена электронно-вычислительная машина. Технический результат заключается в возможности определения причин появления уравнительного тока. 1 ил.

 

Изобретение относится к области информационных систем электрифицированного железнодорожного транспорта и предназначена для определения причин появления уравнительного тока, выявление которых позволит сформулировать рекомендуемые мероприятия, необходимые для улучшения условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения и понизить величину уравнительного тока.

Величина уравнительного тока, зависит от многих факторов, наиболее существенными из которых являются конфигурация и режимы работы системы внешнего электроснабжения. Значительные перетоки мощности наблюдаются в межподстанционных зонах, получающих питание от тяговых подстанций, резко различающихся входными сопротивлениями в систему внешнего электроснабжения со стороны 27,5 кВ.

Уравнительный ток прямо пропорционален разности векторов напряжений смежных тяговых подстанций, питающих тяговую сеть межподстанционной зоны. Следовательно, наибольшее значение уравнительного тока будет на тех межподстанционных зонах, на которых наибольшая векторная разность напряжений тяговых подстанций.

Векторная разность напряжений определяется неодинаковыми по модулю и фазе напряжениями на тяговых шинах подстанций, которые, в свою очередь, зависят от сопротивлений питающих систем внешнего электроснабжения и потоков мощности в них, а также от сопротивлений тяговых трансформаторов и нагрузки подстанций.

Перечисленные факторы можно объединить в пять групп, которые идентифицируются по показаниям векторов напряжений и токов на входных и выходных обмотках тяговых трансформаторов и по величине вектора уравнительного тока:

1. Неодинаковые векторы питающих напряжений на входных обмотках тяговых трансформаторов смежных подстанций. Причина - изменения уровня напряжений и их фаз в системе внешнего электропитания.

2. Неодинаковые входные сопротивления тяговых трансформаторов смежных подстанций. Причина - неодинаковые параметры тяговых трансформаторов смежных подстанций.

3. Неодинаковые выходные сопротивления тяговых трансформаторов смежных подстанций, питающих межподстанционный участок. Причина - неодинаковые параметры тяговых трансформаторов смежных подстанций.

4. Неодинаковые коэффициенты трансформации тяговых трансформаторов смежных подстанций. Причина - неодинаковые параметры тяговых трансформаторов и неодинаковые схемы преобразования.

5. Различные текущие мощности тяговых трансформаторов смежных подстанций. Причина - неодинаковая загрузка тяговых трансформаторов на смежных подстанциях.

Для выбора мероприятий по сокращению уравнительного тока необходимо выявить один из указанных факторов, приводящих к появлению уравнительного тока и подсчитать экономическую эффективность мероприятий.

Известен способ определения уравнительного тока (Локомотив, №2, 2000, стр. 36. Б.М. Бородулин, В.А. Кващук, В.Т. Черемисин. Как измерить уравнительный ток), позволяющий высчитывать величину уравнительного тока по показаниям счетчиков смежных подстанций, осуществляющих питание межподстанционной зоны при двустороннем питании. Недостатками предложенного способа является необходимость временного отключения питающих фидеров, выполнение расчета по косвенным данным, через измеренные счетчиками значения потребленной энергии. Данные снимаются с двух счетчиков электроэнергии, которые находятся на смежных тяговых подстанциях.

Также известна информационная система для определения уравнительного тока на участке тяговой сети переменного тока (патент РФ №88318), содержащая две подключенных к локальной вычислительной сети информационно-измерительных системы, установленные на смежных подстанциях, питающих одну межподстанционную зону и датчики наличия поезда. При отсутствии поезда на межподстанционной зоне определяется уравнительный ток. Недостатками системы является отсутствие возможности определения составляющей уравнительного тока, обусловленной сдвигом фаз питающего напряжения смежных подстанций, питающих одну зону.

Наиболее близкой к предлагаемому устройству является информационная система для определения уравнительного тока на участке тяговой сети переменного тока (патент РФ №102565), содержащая два измерительных трансформатора напряжения, измеряющих напряжения на выходных обмотках тяговых трансформаторов смежных подстанций, питающих контактный провод межподстанционной зоны, два блока синхронизации с антеннами, принимающих сигналы точного времени, два аналогово-цифровых преобразователя, которые передают измерительную информацию в локальную вычислительную сеть и далее через узлы системы передачи данных и адаптер сети на электронно-вычислительную машину, при этом блоки синхронизации определяют точное время каждого измерения аналого-цифровых преобразователей, вводят информацию о времени измерения в данные, передаваемые от аналого-цифровых преобразователей к электронно-вычислительной машине, которая определяется разность фаз и амплитудных значений напряжений смежных тяговых подстанций, питающих межподстанционную зону и высчитывает величину уравнительного тока тяговой сети и его продольную и поперечную составляющие.

Недостатком предложенного технического решения является возможность определения только результирующего параметра - уравнительного тока, который является результатом сопряжения систем внешнего и тягового электроснабжения и не определяет причин появления уравнительного тока в межподстанционной зоне при двустороннем питании.

Целью заявляемого изобретения является реализация возможности определения причин появления уравнительного тока на основе измерения векторов токов и напряжения на входных и выходных обметках тяговых трансформаторов и вектора уравнительного тока. Выявление нижеуказанных причин позволит сформулировать рекомендуемые мероприятия, необходимые для улучшения условий согласования систем внешнего и тягового электроснабжения и понижения величины уравнительного тока.

Указанная цель достигается тем, что в информационную систему для определения причин появления уравнительного тока в системах тягового электроснабжения переменного тока, содержащую питаемые от линии внешнего электроснабжения первый и второй тяговые трансформаторы, подключенные выходными обмотками к первому и второму питающим фидерам смежных тяговых подстанций, соединенных с контактным проводом межподстанционной зоны и первому и второму фидерам отсоса, связанными с рельсами межподстанционной зоны, при этом напряжения и токи первого и второго питающих фидеров измеряются с помощью соответственно первого и второго измерителей векторов тока и напряжения, на входы синхронизации которых подаются сигналы точного времени от первого и второго блоков синхронизации соответственно, принимающих сигналы точного времени с помощью первой и второй антенны, первый и второй измерители векторов тока и напряжения передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений и метки времени в локальную вычислительную сеть через первый и второй узлы передачи данных тяговых подстанций, к этой же локальной вычислительной сети через адаптер сети подключена электронно-вычислительная машина, с целью обеспечения возможности определения причин появления уравнительных токов в контактной сети дополнительно введены третий и четвертый измерительные блоки векторов токов и напряжений, которые измеряют вектора токов и напряжений на первичных обмотках тяговых трансформаторов, принимают сигналы точного времени от первого и второго блоков синхронизации соответственно и передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений на входах соответственно первого и второго тяговых трансформаторов и метки времени в локальную вычислительную сеть через первый и второй узлы передачи данных тяговых подстанций.

На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемой системы.

Питаемые от линии внешнего электроснабжения 1 первый 2 и второй 3 тяговые трансформаторы, расположенные на первой 4 и второй 5 смежных тяговых подстанциях подключены выходными обмотками к первому 6 и второму 7 питающим фидерам, соединенных с контактным проводом 10 межподстанционной зоны и первому 8 и второму 9 фидерам отсоса, связанными с рельсами межподстанционной зоны 11, к первому 6 и второму 7 питающим фидерам подключены первый 12 и второй 13 измерители векторов токов и напряжений, на входы синхронизации этих измерителей подаются сигналы точного времени от первого 14 и второго 15 блоков синхронизации соответственно, принимающих сигналы точного времени от спутников систем GPS/ГЛОНАСС с помощью первой 16 и второй 17 антенны, первый 18 и второй 19 узлы передачи данных тяговых подстанций передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений и метки времени от первого 12 и второго 13 измерителя векторов тока и напряжения в локальную вычислительную сеть 20 и далее через адаптер сети 21 в электронно-вычислительную машину 22. Третий 23 и четвертый 24 измерители векторов токов и напряжений, подключены к первичным обмоткам первого 2 и второго тяговых 3 трансформаторов, принимают сигналы точного времени от первого 14 и второго 15 блоков синхронизации соответственно и передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений на входах соответственно первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов и метки времени в локальную вычислительную сеть 20 через первый 18 и второй 19 узлы передачи данных тяговых подстанций и далее через адаптер сети 21 на электронно-вычислительную машину 22.

Информационная система для определения причин появления уравнительного тока в системах тягового электроснабжения переменного тока работает следующим образом.

Первый 14 и второй 15 блоки синхронизации, расположенные на смежных тяговых подстанциях 4 и 5 принимают сигналы точного времени от спутников GPS/ГЛОНАСС и формируют метки времени, позволяющие всем четырем 12, 13, 23 и 24 измерителям векторов токов и напряжений делать синхронные измерения и определять абсолютные фазы и фазовые сдвиги напряжений и токов на первичных и вторичных обмотках тяговых трансформаторов 2 и 3 смежных тяговых подстанций 4 и 5, расположенных друг от друга на значительных расстояниях.

Третий измеритель 23 векторов токов и напряжений измеряет величины тока I1ВХ и напряжения U1BX и их фазы соответственно α1 и ϕ1 на первичной обмотке первого тягового трансформатора 2.

Четвертый измеритель 24 векторов токов и напряжений измеряет величины тока I2ВХ и напряжения U2BX и их фазы соответственно α2 и ϕ2 на первичной обмотке второго тягового трансформатора 3.

Первый измеритель 12 векторов токов и напряжений измеряет величины тока I1ВЫХ и напряжения U1BЫХ их фазы соответственно α3 и ϕ3 на вторичной обмотке первого тягового трансформатора 2.

Второй измеритель 13 векторов токов и напряжений измеряет величины тока I2ВЫХ и напряжения U2ВЫХ и их фазы соответственно α4 и ϕ4 на вторичной обмотке второго тягового трансформатора 3.

Первый фактор появления уравнительного тока - неравенство векторов питающих напряжений на входных обмотках тяговых трансформаторов 2 и 3 смежных тяговых подстанций 4 и 5 определяется в соответствии с формулами:

где ΔU12ДОП и Δϕ12ДОП - допустимые разности величин входных напряжений первого 2 и второго 3 и их фаз первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов.

Второй фактор появления уравнительного тока - неравенство входных сопротивлений тяговых трансформаторов 2 и 3 смежных тяговых подстанций 4 и 5 определяется в соответствии с формулами:

где и Δϕ12ДОП2 - допустимые разности соотношений величин напряжений и токов и из фаз первичных обмоток первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов.

Третий фактор появления уравнительного тока - неравенство выходных сопротивлений первого2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций 4 и 5, питающих межподстанционный участок определяется в соответствии с формулами:

где и Δϕ12ДОП3 - допустимые разности соотношений величин напряжений и токов и их фаз вторичных обмоток первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов.

Четвертый фактор появления уравнительного тока - разность коэффициентов трансформации первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций 4 и 5 определяется в соответствии с формулами:

где - допустимая разность соотношений величин напряжений на

первичных и вторичных обмотках первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций.

Пятый фактор появления уравнительного тока - разность текущих мощностей первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций 4 и 5 определяется в соответствии с формулами:

где - допустимая разность отношений произведений токов и напряжений первичных и вторичных обмоток первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций 4 и 5.

Таким образом, проводя синхронные измерения токов, напряжений и их фаз на входных и выходных обмотках первого 2 и второго 3 тяговых трансформаторов смежных тяговых подстанций 4 и 5, передавая эти параметры на электронно-вычислительную машину 22 и вычисляя по формулам 1-5 соотношения допустимых и текущих параметров, можно определить причины появления уравнительного тока в межподстанционной зоне. Используя полученную информацию, можно принимать решения по коррекции электрических схем и замене оборудования для минимизации уравнительных токов.

Информационная система для определения причин появления уравнительного тока в системах тягового электроснабжения переменного тока, содержащая питаемые от линии внешнего электроснабжения первый и второй тяговые трансформаторы, подключенные выходными обмотками к первому и второму питающим фидерам смежных тяговых подстанций, соединенных с контактным проводом межподстанционной зоны, и первому и второму фидерам отсоса, связанным с рельсами межподстанционной зоны, при этом напряжения и токи первого и второго питающих фидеров измеряются с помощью соответственно первого и второго измерителей векторов тока и напряжения, на входы синхронизации которых подаются сигналы точного времени от первого и второго блоков синхронизации соответственно, принимающих сигналы точного времени с помощью первой и второй антенны, первый и второй измерители векторов тока и напряжения передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений и метки времени в локальную вычислительную сеть через первый и второй узлы передачи данных тяговых подстанций, к этой же локальной вычислительной сети через адаптер сети подключена электронно-вычислительная машина, отличающаяся тем, что с целью обеспечения возможности определения причин появления уравнительных токов в контактной сети дополнительно введены третий и четвертый измерители векторов токов и напряжений, которые измеряют векторы токов и напряжений на первичных обмотках тяговых трансформаторов, принимают сигналы точного времени от первого и второго блоков синхронизации соответственно и передают информацию, содержащую параметры векторов токов и напряжений на входах соответственно первого и второго тяговых трансформаторов и метки времени в локальную вычислительную сеть через первый и второй узлы передачи данных тяговых подстанций.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Система электрифицированных железных дорог переменного тока содержит систему внешнего электроснабжения (СВЭ), тяговые подстанции, контактную сеть, рельсовую цепь и тяговые нагрузки.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системам тягового электроснабжения железных дорог переменного тока. Технический результат заключается в снижении потерь мощности в тяговой сети и повышении пропускной способности участка железной дороги с применением комплексной системы регулирования и достигается тем, что устройство основано на использовании фильтров третьей гармонической составляющей в цепи трансформатора тока КУ и питающей линии контактной сети для оценки первой гармоники тягового тока, отнесенного к посту секционирования.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении надежности компенсации остаточного тока замыкания на землю.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении безопасности управления промышленным объектом.

Изобретение относится к области электроэнергетики, и может быть использовано в электроэнергетических системах с ветрогенераторами. В способе реализовано управление электроэнергетической системой с ветрогенераторами, работающей на внешнюю электрическую сеть с нагрузкой и источниками.

Использование: в области электротехники. Технический результат - сохранение волнового эффекта при передаче электрической энергии на различные расстояния.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к способу управления распределительной электрической микросетью, причем микросеть содержит электрический соединительный узел, в котором обеспечена возможность электрического отключения указанной микросети от основной распределительной электрической сети, один или более электроприемников, причем электроприемники включают один или более отключаемых электроприемников, по меньшей мере источник электроэнергии, содержащий один или более генераторов электроэнергии.

Группа изобретений относится к энергораспределительной системе и двум способам управления энергораспределением в модульной системе преобразователей с использованием результатов расчета коэффициента полезного действия. Для управления энергораспределением от множества инверторов на одну или более нагрузок определяют с помощью вычислительных средств множество инверторов для удовлетворения требований по нагрузке, осуществляют доступ из памяти к функциям коэффициента полезного действия, связанного с инверторами, на основании которого выбирают нужную комбинацию, передают управляющие сигналы для обеспечения подачи энергии.

Изобретение относится к области электротехники и раскрывает способ и систему контроля системы параллельных конвертеров. Технический результат заключается в повышении эффективности и надежности синхронизации нескольких конвертеров.

Группа изобретений касается средств управления системой мультивалентного энергоснабжения. Технический результат – улучшение качества регулирования.

Изобретение относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Система электрифицированных железных дорог переменного тока содержит систему внешнего электроснабжения (СВЭ), тяговые подстанции, контактную сеть, рельсовую цепь и тяговые нагрузки.
Наверх