Способ укрепления грунта



Владельцы патента RU 2768348:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)" (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (RU)

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления песчаных, супесчаных и глинистых грунтов естественного происхождения при создании оснований автомобильных и железных дорог, при устройстве инженерных сооружений, площадок различного назначения, дорожек в садах и парках. Способ укрепления грунта включает смешивание грунта с гидролизным лигнином, с последующим введением акрилового или стирол-акрилового латексного полимера, предварительно смешанного с водой, при следующем содержании компонентов, мас.%: грунт 70, гидролизный лигнин 8–12, акриловый или стирол-акриловый латексный полимер 7–9, вода 11 или 13. Технический результат – получение укрепленного грунта с улучшенными прочностными характеристиками, влагостойкостью и морозостойкостью при одновременном решении экологической проблемы утилизации лигнина. 1 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления песчаных, супесчаных и глинистых грунтов естественного происхождения при создании оснований автомобильных и железных дорог, при устройстве инженерных сооружений, площадок различного назначения, дорожек в садах и парках и т.п.

В настоящее время в дорожном строительстве широкое распространение получили комплексные методы укрепления грунтов с использованием различных неорганических или органических вяжущих материалов и стабилизирующих добавок с заданными свойствами. Укрепленные грунты широко используются в качестве местных, доступных для применения и дешевых строительных материалов. При этом в укрепляющие составы в качестве наполнителей также могут вводиться отходы производств, что позволяет одновременно с их утилизацией снижать затраты на строительные работы. В частности, в состав дорожно-строительных композиций, на основе грунта, включается лигнин, являющийся отходом гидролизного производства.

Известна полимербетонная смесь, содержащая карбамидную смолу, фосфогипс, андезит молотый, щебень гранитный, песок кварцевый и добавку лигнина в качестве отвердителя (авторское свидетельство СССР №551298, опубл. 25.03.1977 г., Бюл. №11). Данная полимербетонная смесь характеризуется сравнительно высокими значениями прочности, однако фосфогипс является токсичным веществом, что ограничивает применение смеси в дорожном строительстве.

Известен способ укрепления грунта, который предложено использовать при устройстве облегченных дорожных и мостовых покрытий (авторское свидетельство СССР №876600, опубл. 30.10.1981 г., Бюл. №40). Способ основан на применении в качестве укрепляющей смеси водного раствора мочевино-формальдегидной смолы, гидролизного лигнина, сульфитно-спиртовой барды и солянокислого анилина. Недостатком указанной композиции является наличие в составе токсичного солянокислого анилина, что также ограничивает области применения данной композиции, являющейся экологически небезопасной.

Описан способ укрепления откосов и оснований автомобильных дорог с использованием смеси, содержащей цемент, асфальт, гидролизный лигнин (авторское свидетельство СССР №1609839, опубл. 30.11.1990 г., Бюл. №44). Недостатком данной смеси является невысокие прочностные характеристики получаемой дорожно-строительной грунтовой композиции.

Одним из современных способов стабилизации грунта является пропитка эмульсиями из органических латексных полимеров - акриловых, стирол-акриловых и т.п., оказывающими гидрофобизирующее действие на грунт. Это имеет значение при создании автомобильных дорог в отдаленных районах на переувлажненных глинистых грунтах и суглинках.

Предложен способ закрепления грунта путем его обработки композицией, содержащей латексный полимер, применяемой в смеси с водой (патент РФ №2503768, опубл. 10.01.2014). При этом в качестве латексного полимера используют латексы из группы, включающей стирол-бутадиеновый латекс, (мет)акрилатный латекс, этилен-винилацетатный латекс, этилен/пропиленовый латекс, этилен/пропилендимерный латекс, бутадиен-акрилонитриловый латекс, силиконовый латекс, полибутадиеновый латекс, латекс из натурального каучука или же смесь двух или нескольких из указанных латексов. Композиция дополнительно содержит загуститель на основе целлюлозы, пеногаситель, выбранный из группы, включающей силиконы, гликолевые эфиры, натуральные жиры или масла и жирные спирты, а также, по меньшей мере, один хлорид или, по меньшей мере, один гидроксид щелочного или щелочноземельного металла. Предложенный закрепитель имеет состав, мас.%: 0,1-50 латексного полимера, 0,05-5 загустителя, до 5 пеногасителя, 0,01-10 хлорида или гидроксида щелочного или щелочноземельного металла, остаток до 100 - вода.

Наиболее близким к заявляемому решению по совокупности существенных признаков является способ укрепления грунта для устройства оснований дорожных одежд и других инженерных сооружений с помощью композиции, содержащей, мас.%: песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 фракции 0-5 мм 82-85; минеральное вяжущее портландцемент с минеральными добавками по ГОСТ 31108-2016 6-8; гидролизный лигнин 2-5; полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(2-пропенамида) и продуктов гидролиза поливинилацетата 0,4-0,8,остаток до 100 - вода (патент РФ 2726094, опубл. 09.07.2020, Бюл. №19). Недостатками данного способа являются сравнительно невысокая прочность, водостойкость и морозостойкость укрепленного грунта.

Задачей предлагаемого способа является получение укрепленного грунта с улучшенными прочностными характеристиками, повышенной влагостойкостью и морозостойкостью путем совместного использования в укрепляющей композиции акриловых или стирол-акриловых латексных полимеров и отходов гидролизного производства (лигнина).

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе укрепления грунта, включающем смешивание грунта с гидролизным лигнином, с последующим введением вяжущего материала, предварительно смешанного с водой, в качестве вяжущего материала используют акриловый или стирол-акриловый латексный полимер, при следующем содержании компонентов, мас.%: грунт 70, гидролизный лигнин 8 – 12, акриловый или стирол-акриловый латексный полимер 7 – 9, вода 11 или 13.

Технический результат настоящего изобретения заключается в получении укрепленного грунта с улучшенными прочностными характеристиками, влагостойкостью и морозостойкостью при одновременном решении экологической проблемы утилизации лигнина как крупнотоннажного отхода гидролизного производства.

Достижение указанного технического результата обусловлено применением для укрепления грунта гидрофибизирущих вяжущих на основе акриловых или стирол-акриловых латексных полимеров в комбинации с лигнином. В результате взаимодействия карбоксильных групп латексов с гидроксильными группами лигнина образуются сшитые полимерные структуры, способствующие повышению прочности и морозостойкости укрепленной грунтовой смеси.

Разработка состава для укрепления грунта проводилась путем подбора оптимального количества гидролизного лигнина и латексного полимера в процентах от массы грунта с учетом его влажности. После многочисленных экспериментов по определению оптимальности составов с различными качественными характеристиками, были выбраны пределы варьирования каждого компонента, обеспечивающие лучшие физико-механические показатели для различных грунтов.

Изобретение поясняется следующим примером. Воздушно-сухой суглинистый грунт (70 мас.%) смешивали с гидролизным лигнином (8-12 мас.%). Смесь перемешивали вручную и вводили акриловый или стирол-акриловый латексный полимер (7-9 мас.%), предварительно смешав его с равным объемом воды. После чего образовавшийся состав снова перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы и определяли их прочностные характеристики в соответствии с ГОСТ 23558-94.

При перемешивании смеси грунта и лигнина с водно-полимерной дисперсией латексного полимера протекает ряд последовательных физико-химических процессов, связанных с потерей дисперсией агрегативной устойчивости в результате десорбции поверхностно-активных веществ с поверхности полимерных частиц, адсорбции их на поверхности минеральных частиц и удаления воды. После коагуляции диспергированных частиц и адсорбции полимера на поверхности частиц грунта и лигнина происходит формирование полимерной пленки, а после высыхания укрепленного грунта завершается физическая адсорбция полимера и возможная хемосорбция макромолекул полимера на поверхности частиц грунта и лигнина. За счет образования сшивающих межмолекулярных связей образуется трехмерная сетка структурированной полимерной матрицы. Формирование химически сшитой структуры органических и минеральных частиц способствует получению укрепленного грунта.

Известно, что увеличение длины цепи радикала в полиакрилатах способствует повышению морозостойкости полимеров. Поэтому можно предположить, что в результате взаимодействия карбоксильных групп акриловых латексов с гидроксильными группами лигнина, образуются сложноэфирные связи, через которые присоединяются макромолекулы лигнина, способствующие повышению морозостойкости формирующихся структур полиакрилатов. Этими же химическими взаимодействиями с образованием сложных сшитых полимерных структур можно объяснить и более высокую прочность грунтов, укрепленных акриловыми полимерными латексами по сравнению со стирол-акриловыми, содержащими меньшее число карбоксильных групп.

Заявляемый способ укрепления грунтов позволяет получать укрепленный грунт с прочностью при сжатии 5,9 МПа при содержании стирол-акрилового латекса 7 мас.% и гидролизного лигнина 12 мас.% (пример 1) и 6,8 МПа при содержании акрилового латекса 9 мас.% и гидролизного лигнина 8 мас.% (пример 2). Тогда как по прототипу материал обладает прочностью при сжатии 2,8-3,2 при содержании гидролизного лигнина 5% и вяжущего 6-8% и 3,40-4,00 МПа при содержании гидролизного лигнина 2 мас.% и вяжущего 6-8 мас.%, соответственно.

Таким образом, совместное использование в составе грунта с целью его укрепления латексных вяжущих и лигнина обеспечивает синергетический эффект от физико-химического взаимодействия компонентов смеси, что приводит к существенному увеличению прочности, влагостойкости и морозостойкости укрепленного грунта.

Изобретение позволяет получать укрепленные грунты, которые могут быть с успехом использованы в конструкциях дорожных одежд для устройства слоев оснований и повышения прочности верхней части земляного полотна на дорогах с интенсивным движением; для устройства устойчивых покрытий облегченного типа для местных дорог на переувлажненных грунтах; для строительства покрытий и оснований промышленных и лесовозных дорог, площадей, стоянок автотранспорта.

Способ укрепления грунта, включающий смешивание грунта с гидролизным лигнином, с последующим введением вяжущего материала, предварительно смешанного с водой, отличающийся тем, что в качестве вяжущего материала используют акриловый или стирол-акриловый латексный полимер, при следующем содержании компонентов, мас.%:

грунт 70
гидролизный лигнин 8–12
акриловый или стирол-акриловый латексный полимер 7–9
вода 11 или 13



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к геокомпозитам, применяемым в качестве оснований, дополнительных слоев оснований и нижних слоев покрытий автомобильных дорог и аэродромов, грунта обратной засыпки при планировочных работах, сооружении откосов и земляных валов, для устройства гидроизоляционных конструктивных слоев, а также геохимических барьеров, в качестве материала обратной засыпки при производстве геоэкологических работ по рекультивации нарушенных территорий.

Изобретение относится к строительному производству, а именно к подземным способам гидроизоляции обделки эксплуатируемого подземного сооружения в обводненных грунтах. Способ гидроизоляции эксплуатируемого подземного сооружения в обводненных грунтах включает бурение из подземного сооружения (1) через его обделку (2) в обводненный грунт (4) скважин (3), нагнетание через скважины (3) в грунт (4) цементного раствора (5) под давлением с обеспечением его гидроразрыва (6) и нанесение на наружную поверхность обделки (8) подземного сооружения (1) гидроизоляционной оболочки (7), после нагнетания цементного раствора (5) в грунт (4) через скважины (3) между скважинами (3) из подземного сооружения (1) в обделку (2) устанавливают инъекционные трубки (9), в которые поочередно нагнетают цементно-силикатный раствор (10), создают под действием давления нагнетания раствора (10) на грунт (4) напротив инъекционной трубки (9) зародышевую щель (11) между наружной поверхностью обделки (8) и грунтом (4), производят гидрорасчленение зародышевой щели (11) по контакту поверхности обделки (8) с грунтом (4) и заполняют щель гидрорасчленения (12) цементно-силикатным раствором (10) до отказа в его поглощении.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для создания функциональных слоев земляного полотна путем комплексного укрепления местных грунтов при строительстве автомобильных и железных дорог. Технический результат - повышение физико-механических характеристик композиции для устройства функциональных слоев земляного полотна.
Группа изобретений относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований для различных плоскостных и линейных объектов: верхние и нижние слои оснований дорожных одежд капитального типа, покрытия и основания облегченного и переходного типа, морозозащитные слои дорожных одежд, верхние части рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог, железные и грунтовые дороги.

Изобретение относится к области строительства, а именно для укрепления и защиты грунтов в поверхностной части насыпных сооружений для восстановления или увеличения их прочности. Способ защиты грунтов от эрозии, включающий пропитку грунта водным раствором поливинилового спирта с последующим перемешиванием пропитанного криогелем грунта при помощи средств механизации.

Группа изобретений относится к строительству, а именно к упрочнению скального грунта путем инъекции в скальный грунт затвердевающего водно-цементного раствора с использованием операции бурения скважины, технологически совмещенной с операцией инъекции. Буровой инъектор для цементации скального грунта содержит подающую трубу, нижний конец которой выполнен с выпускным отверстием для подачи водно-цементного раствора в зону цементации, и защитную трубу, на нижнем конце которой установлен буровой наконечник, а верхний конец выполнен открытым, и раздуваемый рукав с манжетами на концах, при помощи которых рукав установлен на подающей трубе так, что часть этой трубы находится внутри рукава с образованием соответствующего кольцевого пространства, в области которого в боковой стенке подающей трубы выполнены сквозные отверстия, предназначенные для подачи водно-цементного раствора в указанное кольцевое пространство для формирования в этом пространстве пакера в процессе цементации скального грунта, при этом подающая труба вместе с указанным рукавом расположена внутри защитной трубы и соединена своим нижним концом с нижним концом защитной трубы при помощи разъемного соединения, способного передавать вращательный момент от подающей трубы к буровому наконечнику.

Изобретение относится к усилению железнодорожного земляного полотна на участках в зоне примыкания к искусственным сооружениям и может найти применение на строящихся участках железнодорожных магистралей, а также при неотложных и планово-предупредительных работах на эксплуатируемых участках пути. Способ усиления земляного полотна железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению включает нагнетание твердеющего раствора с двух сторон земляного полотна под наклоном к горизонтальной плоскости с образованием упрочняющей опорной системы, предварительно осуществляют нагнетание твердеющего раствора посредством погружения инъекторов по контуру габарита приближения строения вертикально, а нагнетание твердеющего раствора под наклоном производится инъекторами, погружаемыми вне зоны габарита приближения строения, с постепенной проработкой грунтов земляного полотна до глубины: hi=z ⋅ (1-li/L), где: z – мощность рабочей зоны земляного полотна; li – расстояние до искусственного сооружения; L – длина переходного участка, а мощность рабочей зоны земляного полотна определяют по формуле: , где: σ0-р – напряжения на основной площадке в подрельсовом сечении на глубине h0 от подошвы шпалы; σi-р – напряжения в земляном полотне на глубине hi от подошвы шпалы; λр – коэффициент затухания, зависящий от скорости подвижного состава.
Изобретение относится к области охраны окружающей среды, в частности, к изоляции грунтовых вод и природного грунта, локализованных под заглубленными и подземными объектами хранения, и захоронения отходов различного класса (бассейнами, амбарами, хранилищами, резервуарами, емкостями, бункерами, зданиями и сооружениями) от попадания загрязняющих веществ.
Группа изобретений относится к дорожному строительству, а именно к укреплению несущего слоя грунта при строительстве оснований дорог, зданий, тротуарных дорожек, пригодно для использования на песчаных, супесчаных и глинистых грунтах в комбинации с другими материалами, например асфальтовым гранулятом, а также без него.
Заявленная группа изобретений относится к строительству. В связи с интенсивным освоением подземного пространства в условиях плотной городской застройки в сложных гидрогеологических и горно-геологических условиях чрезвычайно актуальной становится проблема ликвидации активных водопроявлений как на стадии строительства, так и при эксплуатации подземных сооружений, и решается способом приготовления инъекционной смеси для цементационного закрепления грунтов, включающий приготовление водного раствора фосфата натрия, путем добавления в воду фосфата натрия в количестве 2…4% массовой доли, затем при непрерывном перемешивании в течение 120…150 сек приготавливают цементную смесь, путем введения в указанный водный раствор фосфата натрия портландцемента в количестве 50…60% массовой доли от массы получившегося водного раствора фосфата натрия, а затем при непрерывном перемешивании в течение 120…150 сек в приготовленную цементную смесь вводят водный раствор силиката натрия в количестве 6% от массовой доли получившейся цементной смеси.
Изобретение относится к строительству оснований жестких и нежестких аэродромных и дорожных покрытий в условиях отсутствия щебеночных и гравийных материалов, крупнозернистых песков или иных кондиционных непучинистых грунтовых материалов, пригодных для создания термоизоляционной насыпи, недеформирующейся при промерзании и оттаивании.
Наверх