Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона

Изобретение относится к области строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ. Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона состоит из верхнего, обратного сводов и стен, в которой размешены конструкции рельсовых путей и островная пассажирская платформа, с расположенными под ней служебными и техническими помещениями. Обделка станции состоит из двух слоев, при этом верхний свод и стены первого слоя обделки сооружены из стальных труб, заполненных бетоном и выполненных по технологии микротоннелирования без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией. Обратный свод первого слоя обделки выполнен из монолитного железобетона, второй слой обделки выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки. Для исключения возможности проникновения грунтовых вод в метрополитен между слоями обделки станции размещен гидроизоляционный слой. Технический результат состоит в обеспечении возможности строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ, повышении технологичности и безопасности строительства, надежности эксплуатации. 1 ил.

 

Изобретение относится к области строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ.

Известен способ укладки железобетонных труб бестраншейным методом - микротоннелированием, включающий механизированную выемку в грунте тоннеля с помощью проходческого устройства с последующим продольным заталкиванием в тоннель труб последовательно друг за другом при помощи домкратов, установленных в стартовой шахте на глубине тоннеля (Микротоннелирование. СТО НОСТРОЙ 2.27.124-2013, Издание официальное, Москва. 2015).

Известен способ возведения подземного сооружения с использованием микротоннелирования, характеризующийся тем, что он включает образование в грунте над перекрытием возводимого сооружения горизонтального экрана путем продавливания в грунте полых протяженных элементов с одновременной подачей тиксотропного раствора с последующим заполнением полостей (Заявка на изобретение РФ №2001135165, опубл. от 20.09.2003).

Известен способ возведения подземного сооружения с использованием технологии микротоннелирования, включающий образование в грунте над перекрытием возводимого сооружения горизонтального и в зонах внешних его стен боковых защитных экранов путем продавливания полых протяженных элементов с помощью микротоннелепроходческого комплекса с одновременной подачей тиксотропного раствора, разработку грунта в объеме возводимого сооружения под защитой экранов заходками с креплением лба забоя, установкой поддерживающих рам с временными и постоянными колоннами и возведение обделки (Патент РФ №2138597, опубл. от 27.09.1999).

Однако известный способ не обеспечивает безопасности производства работ, экономичности и надежности конструкции при возведении односводчатых станций метрополитена мелкого заложения в виду отсутствия в них поддерживающих рам.

Известна многоуровневая односводчатая станция метрополитена с островным расположением пассажирской платформы и однопутными перегонными тоннелями, представляющая собой подземное многоуровневое сооружение, возводимое открытым способом, состоящее из расположенных друг над другом верхнего и нижнего уровней, в верхнем уровне расположены служебные и технологические помещения, в нижнем уровне расположены рельсовые пути в боковых пролетах, к которым примыкают перегонные тоннели, и островная платформа, в среднем пролете, с светопрозрачными перегородками и автоматическими платформенными дверями для посадки и высадки пассажиров из вагонов поездов метрополитена и подплатформенным пространством (Патент на полезную модель РФ №141153, опубл. от 27.05.2014, Бюл. №15).

Однако данное техническое решение предложено для строительства станций мелкого заложения, возводимых открытым способом производства работ в котловане, и не может быть использовано для станций закрытого способа производства работ.

Известна односводчатая станция метрополитена с обделкой из монолитного железобетона, сооружаемая закрытым способом производства работ, и состоящая из верхнего, обратного сводов и стен обделки станции, в которой размешены конструкции рельсовых путей и островная пассажирская платформа, с расположенными под ней служебными и техническими помещениями, при этом верхний и обратный своды обделки выполнены из элементов с фигурными торцами и сквозными каналами вдоль станции для установку предварительно напряженной арматуры (Авторское свидетельство СССР №530933, опубл. от 05.10.1976, Бюл. №37).

Основным недостатком данного технического решения является то, что предлагаемая обделка не может быть смонтирована на незначительной глубине закрытым способом производства работ, а верхней и обратный своды обделки выполнены из элементов с фигурными торцами и сквозными каналами вдоль станции для установки предварительно напряженной арматуры, что значительно усложняет процесс возведения станционной обделки и увеличивает время строительства станции.

Технический результат, который может быть получен при реализации предлагаемого изобретения заключается в возможности строительства односводчатых станций метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ, а также повышении технологичности, безопасности строительства и надежности эксплуатации.

Для достижения данного технического результата односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона, состоящая из верхнего, обратного сводов и стен, в которой размешены конструкции рельсовых путей и островная пассажирская платформа, с расположенными под ней служебными и техническими помещениями, согласно изобретению, обделка станции состоит из двух слоев, при этом верхний свод и стены первого слоя обделки сооружаются из стальных труб, заполняемых бетоном и выполненных по технологии микротоннелирования без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией, обратный свод первого слоя обделки выполнен из монолитного железобетона, второй слой обделки выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки, для исключения возможности проникновения грунтовых вод в метрополитен между слоями обделки станции предусмотрен гидроизоляционный слой.

Введение в предлагаемую односводчатую станцию метрополитена мелкого заложения, сооружаемую закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона, состоящую из двух слоев, при этом верхний свод и стены первого слоя обделки сооружаются из стальных труб, заполняемых бетоном, выполненных по технологии микротоннелирования без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией, обратный свод первого слоя обделки выполнен из монолитного железобетона, второй слой обделки станции выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки и расположение между слоями обделки гидроизоляционного слоя, позволяет получить новое свойство, заключающееся в возможности сооружения несущих конструкций станции метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ с минимальными осадками дневной поверхности земли и минимальным влиянием на окружающую городскую застройку за счет сооружения свода и стен первого слоя обделки станции из металлических труб, заполняемых бетоном и выполненных по технологии микротоннелирования, что позволяет возводить станции метрополитена мелкого заложения закрытым способом работ под автодорогами, железнодорожным полотном и городскими коммуникациями без остановки их эксплуатации, тем самым обеспечивается повышение технологичности и безопасности строительства станций метрополитена, а также создания прочной обделки станции метрополитена, состоящей из двух слоев монолитного железобетона, для исключения вероятности проникновения грунтовых вод в метрополитен между слоями обделки станции метрополитена предусмотрен слой гидроизоляции, что обеспечивает надежность эксплуатации односводчатых станций метрополитена мелкого заложения, сооружаемых закрытым способом производства работ.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 представлено поперечное сечение односводчатой станции метрополитена мелкого заложения, сооружаемой закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона, где:

1 - стальные трубы, заполненные бетоном, составляющие свод и стены первого слоя обделки станции, сооруженные с использованием технологии микротоннелирования;

2 - монолитный железобетонный обратный свод первого слоя обделки станции;

3 - второй слой обделки станции из монолитного железобетона;

4 - гидроизоляционный слой;

5 - пассажирская платформа;

6 - служебные и технические помещения под платформой;

7 - конструкции рельсовых путей.

Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона, содержит двухслойную обделку из монолитного железобетона, свод и стены первого слоя обделки выполнены по технологии микротоннелирования из стальных труб 1 с бетонным заполнением, рассчитаны на постоянную нагрузку от горного давления и временную нагрузку от транспорта на поверхности земли, это позволяет выполнить разработку грунта станционного сечения, бетонирование обратного свода первого слоя обделки 2, нанесение гидроизоляционного слоя 4 и работы по бетонированию второго слоя обделки 3 без остановки движения транспорта и перекладки коммуникаций над станцией. Возведение первого слоя обделки закрытым способом производства работ обеспечивает минимальную осадку дневной поверхности земли и сохранность сооружений расположенных выше свода станции. Во время строительства станции первый слой обделки выполняет функцию временной крепи, второй слой обделки 3 из монолитного железобетона, возводимый с использованием опалубки, рассчитан на гидростатическое давление и совместно с первым слоем обделки на особое сочетание нагрузок, В пределах станционного сечения расположены монолитные железобетонные элементы пассажирской платформы 5, технические и служебные помещения под пассажирской платформой 6, конструкции рельсовых путей 7.

Предлагаемое изобретение односводчатой станции метрополитена мелкого заложения, сооружаемой закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона возводится следующим образом.

Верхний свод и стены первого слоя обделки станции сооружаются по технологии микротоннелирования основанного на продавливании стальных труб 1 вслед за управляемым щитовым проходческим комплексом, для обеспечения точности монтажа секций, на трубах предусмотрены фиксирующие продольные замковые устройства по типу шпунта. После монтажа труб и установки в них арматурных каркасов они заполняются бетоном. Разработка грунта сечения станции выполняется заходками под защитой свода и стен, заполненных бетоном труб 1 первого слоя обделки, также заходками выполняется бетонирование обратного свода первого слоя обделки станции 2. После сооружения первого слоя обделки на его внутреннюю поверхность наносится слой гидроизоляции 4 и бетонируется второй слой станционной обделки 3. Бетонирование второго слоя обделки 3 выполняется снизу вверх с использованием опалубки.

Предложенная в изобретении двухслойная станционная обделка из монолитного железобетона, в которой верхний свод и стены первого слоя обделки, состоящие из труб 1, сооружаются по технологии микротоннелирования, что дает возможность возводить станционные конструкции мелкого заложения закрытым способом производства работ без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией.

После возведения обделки станционного комплекса бетонируются элементы внутренних конструкций станции, а именно, пассажирская платформа 5, технические и служебные помещения под пассажирской платформой 6 и конструкции рельсовых путей 7.

Предложенная конструкция односводчатой станции обеспечивает возможность сооружения станции мелкого заложения закрытым способом производства работ без вскрытия дневной поверхности земли, без остановки движения всех видов транспорта и перекладки коммуникаций над станцией в процессе строительства, это достигается за счет сооружения свода и стен первого слоя обделки станции из стальных труб 1, заполненных бетоном, по технологии микротоннеллирования, что позволяет возвести несущие элементы конструкции станции метрополитена мелкого заложения закрытым способом производства работ, а также обеспечивает повышение технологичности и безопасности строительства, надежности эксплуатации односводчатых станций метрополитена мелкого заложения, сооружаемых закрытым способом производства работ.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки

1. Микротоннелирование. СТО НОСТРОЙ 2.27.124-2013, Издание официальное, Москва. 2015

2. Заявка на изобретение РФ №2001135165, опубл. от 20.09.2003.

3. Патент РФ №2138597, опубл. от 27.09.1999.

4. Патент на полезную модель РФ №141153, опубл. от 27.05.2014, Бюл. №15

5. Авторское свидетельство СССР №530933, опубл. от 05.10.1976, Бюл. №37 - прототип.

Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона, состоящая из верхнего, обратного сводов и стен, в которой размешены конструкции рельсовых путей и островная пассажирская платформа, с расположенными под ней служебными и техническими помещениями, отличающаяся тем, что обделка станции состоит из двух слоев, при этом верхний свод и стены первого слоя обделки сооружены из стальных труб, заполненных бетоном и выполненных по технологии микротоннелирования без остановки движения транспорта на поверхности земли и без перекладки коммуникаций, расположенных над станцией, обратный свод первого слоя обделки выполнен из монолитного железобетона, второй слой обделки выполнен из монолитного железобетона с использованием опалубки, для исключения возможности проникновения грунтовых вод в метрополитен между слоями обделки станции размещен гидроизоляционный слой.



 

Похожие патенты:

Заявляемое устройство относится к горному делу, а именно к сооружению горизонтальных горных выработок эллипсовидного сечения в условиях высокого горного давления. Железобетонный тюбинг для крепления горизонтальных горных выработок эллипсовидного сечения выполнен в виде нелинейного сегмента из бетонного тела с тонкостенной оболочкой с арматурной сеткой и фланцевыми ребрами жесткости с арматурным каркасом, включающим линейную продольную стержневую рабочую, нелинейную стержневую рабочую арматуру и армируемые поперечные скобы с шагом, соответствующим расчетному шагу армирования.

Заявляемое устройство относится к горному делу, а именно к сооружению горизонтальных горных выработок круглого сечения в условиях высокого горного давления. Железобетонный тюбинг для крепления горизонтальных горных выработок круглого сечения выполнен в виде нелинейного сегмента из бетонного тела с тонкостенной оболочкой с арматурной сеткой и фланцевыми ребрами жесткости с арматурным каркасом, включающим: линейную продольную стержневую рабочую, нелинейную стержневую рабочую по дуге нелинейного участка в виде сегмента окружности арматуру и армируемые поперечные скобы с шагом, соответствующим расчетному шагу армирования.

Изобретение относится к области строительства сейсмостойких сооружений и фортификации и может быть использовано при строительстве шахтных пусковых установок. Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки содержит вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из железобетонных колец и опорной плиты, защитное устройство в виде плиты перекрытия и транспортно-пусковой контейнер.

Изобретение относится к области строительства, а именно к тоннелестроению. Участок сопряжения с котлованом тоннеля в период его сооружения включает котлован, зону водонасыщенных грунтов, стенку, ограничивающую пространство котлована от водонасыщенных грунтов, зону водонепроницаемых грунтов, примыкающую к плоскости стенки в месте намечаемого выхода в котлован, и инъекционное оборудование, расположенное в котловане.

Изобретение относится к области фортификации и может быть использовано в качестве шахтного сооружения в районах высокой сейсмической активности. Шахтное сооружение пусковой установки повышенной сейсмостойкости включает вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из тюбингов и днища, защитное устройство, амортизационное устройство, транспортно-пусковой контейнер и отсек с аппаратурой.

Изобретение относится к строительству, а именно к строительству станций метрополитена глубокого заложения пилонного типа. Технический результат заключается в снижении объема подземных земляных и железобетонных работ, повышении технологичности, надежности и скорости строительства станций метрополитена пилонного типа, сооружаемых закрытым способом работ.

Изобретение относится к строительству станционных комплексов метрополитена мелкого заложения. Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения с единым центральным вестибюлем содержит несколько ярусов пассажирских и технологических зон, включающих в себя посадочные пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров из вагонов метрополитена, расположенные на нижнем подземном уровне, зоны для перехода пассажиров, центральный вестибюль с кассовым залом с возможностью обеспечения разделения его на два отсека посредством противопожарной перегородки, установленной с возможностью ее подъема-опускания, и павильоны входа/выхода пассажиров на наземном уровне.

Изобретение относится к области производства канализационных люков, в частности к выполнению крышки люка в виде единой конструкции прессованием из полимерно-песчаной композиции. Техническим результатом является повышение надежности запирания крышки в люке колодца и надежности ее работы, исключающей возможность неразрешенного доступа в колодец, а также повышение безопасности канализационных коллекторов за счет регулирования в них давления биогазов посредством применения регулируемых механических клапанов в крышках люков.

Изобретение относится к области строительства, в частности к укреплению оползневых оснований на неустойчивых склонах. Противооползневая конструкция представляет собой раму, выполненную из буронабивных свай, соединенных поверху тягами в виде гибких стержней, прикрепленных своими концами к закладным деталям в оголовках свай.

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ. Технический результат заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции.

Изобретение относится к строительству метрополитена, а именно к водоотливным устройствам тоннелей и подземных выработок, служащим для удаления воды из сооружений метрополитена. Способ строительства линии метрополитена с водоотливной установкой включает сооружение обделки перегонного тоннеля закрытым способом работ с помощью тоннелепроходческого комплекса и создание полости для размещения водоотливной установки для удаления воды из тоннеля ниже уровня рельсовых путей, предназначенных для движения поездов метрополитена. При проходке перегонного тоннеля линии метрополитена с помощью тоннелепроходческого комплекса в нижней точки линии метрополитена создают конструктивное углубление перегонного тоннеля за счет хода тоннелепроходческого комплекса, в котором при сооружении бетонного основания для укладки рельсовых путей формируют водоприемную полость и размещают в ней водоотливную установку, при этом в бетонном основании вдоль рельсовых путей формируют лотки для слива воды в водоприемную полость. Технический результат состоит в увеличении скорости строительства линий метрополитена закрытым способом работ и уменьшении объема работ по размещению водоотливной установки на линии метрополитена за счет отсутствия дополнительной подземной выработки. 2 ил.
Наверх