Моментный двигатель

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в увеличении рабочего диапазона до ±15° и повышении удельного момента вращения. Достигается тем, что ротор моментного двигателя выполнен с двумя прямоугольными пазами, расположенными ортогонально, в которых попарно установлены четыре магнита, обмотки управления размещены в воздушном зазоре между ротором и магнитной системой, длинные стороны которых сориентированы вдоль ротора напротив соседних полюсов, образованных магнитами. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к моментным двигателям с ограниченным перемещением ротора. Основное применение - гальванометрические сканаторы с подвижным магнитом для лазерной маркировки.

Уровень техники

Известен моментный двигатель с четырех полюсным магнитным ротором и четырьмя обмотками в статоре [1]. Ротор двигателя выполнен из набора отдельных магнитов. Основной недостаток решения, большой момент инерции ротора и низкая эффективность использования магнитов. В решении [2] ротор выполнен в виде цельного явно полюсного магнита, что несколько лучше, чем ротор с неявно выраженными полюсами [3], однако не обладает достаточной концентрацией магнитного поля в сосредоточенном объеме воздушного зазора двигателя. Представленные решения не позволяют полностью использовать энергию магнитов и реализовать предельное быстродействие сканатора.

Наиболее близким является решение [4] (принято за прототип) в котором моментный двигатель гальванометрического сканатора реализован в виде сборки ротора из четырех магнитов и двух или четырех обмоточным магнитопроводом. В данном решении реализована высокоэффективная магнитная система, однако, для достаточно небольшого рабочего диапазона немного превышающим ±5° механического угла вращения ротора. При увеличении рабочего диапазона в данном решении снижается эффективность магнитной системы и жесткость ротора, т.к. приходится уменьшать угловой размер магнита, что приводит к снижению быстродействия сканатора.

Раскрытие изобретения

В предложенном решении магниты выполнены в виде протяженного бруска 1 (фиг. 1) одна длинная грань 2 которого выполнена в виде выпуклого угла 90°, а противоположная выпуклая цилиндрическая 3, торцы и две другие протяженные грани параллельны, установлены магниты 4, 5, 6, 7 (фиг. 2) парами в двух прямоугольных пазах ротора 10, расположенных ортогонально и ориентированы друг к другу гранями в виде выпуклого угла 90°, а выпуклые цилиндрические грани образуют полюса ротора, обмотки управления 8 и 9 (двух обмоточный вариант) расположены в воздушном зазоре между ротором 10 и магнитопроводом 11 и жестко соединены с ним, продольные витки обмоток управления расположены вдоль магнитопровода напротив соседних полюсов ротора. Это решение позволяет увеличить рабочий диапазон до значения ±15° механического перемещения, а также увеличить удельный момент вращения по сравнению с прототипом для аналогичного рабочего диапазона. Моментный двигатель с двумя обмотками по 100 витков и ротором диаметром 7 мм имеет удельный момент вращения 0.0124 N⋅m/A. Для аналогичных параметров прототип имеет удельный момент вращения 0.0099 N⋅m/A, что составляет увеличение для данного решения на 25%. Кроме того, увеличивается жесткость ротора для данного решения первый изгибной резонанс имеет частоту 8500 Гц, для прототипа -5200 Гц, что позволяет расширить полосу пропускания петли обратной связи сканатора и увеличить его быстродействие.

В соответствии с п. 2 формулы изобретения в магнитопроводе 11 с двумя обмотками управления 8 и 9 они расположены напротив друг друга, а витки длинных сторон каждой обмотки управления напротив соседних полюсов. Данное решение позволяет упростить изготовление обмоток управления.

В соответствии с п. 3 в магнитопроводе с четырьмя обмотками управления 12, 13, 14, 15 (фиг. 3) они расположены по окружности магнитопровода 11 плотно прилегая друг к другу боковыми сторонами так, что соседние витки обмоток управления расположены симметрично напротив каждого полюса ротора 10, причем, токи в соседних обмотках управления ориентированы в одном направлении. Это решение позволяет более компактно установить обмотки управления в магнитопроводе и уменьшить длину ротора за счет уменьшения ширины короткой стороны обмотки, таким образом, снизить момент инерции ротора и увеличить его жесткость.

Описание чертежей

Фиг. 1 представлен магнит в виде параллелепипеда 1, где одна длинная грань 2 которого выполнена в виде выпуклого угла 90°, а противоположная выпуклая цилиндрическая 3

Фиг. 2 изображен моментный двигатель с двумя обмотками управления:

4, 5, 6, 7 - магниты

8, 9 - обмотки

10 - ротор

11 - магнитопровод

Фиг. 3 изображен моментный двигатель с четырьмя обмотками управления:

4, 5, 6, 7 - магниты

10 - ротор

11 - магнитопровод

12, 13, 14, 15-обмотки

Фиг. 4 объемное изображение ротора в сборке:

4, 5 - магниты

10 - ротор

16 - зеркало

Осуществление изобретения

Конструкция моментного двигателя с двумя обмотками управления представлена на фиг. 2. магниты 4, 5, 6, 7 (фиг. 2) парами в двух прямоугольных пазах ротора 10, расположенных ортогонально и ориентированы друг к другу гранями 2 (фиг. 1) в виде выпуклого угла 90°, а выпуклые цилиндрические грани 3 образуют полюса ротора, обмотки управления 8 и 9 расположены в воздушном зазоре между ротором 10 и магнитопроводом 11, жестко соединены с ним клеем, витки длинных сторон обмоток управления расположены вдоль магнитопровода напротив полюсов ротора.

Конструкция моментного двигателя с четырьмя обмотками управления представлена на фиг. 3 ротор которого выполнен аналогично двух обмоточному варианту, а обмотки управления 12, 13, 14, 15 (фиг. 3) расположены по окружности магнитопровода 11 плотно прилегая друг к другу боковыми сторонами так, что соседние витки обмоток управления расположены симметрично напротив каждого полюса ротора 10, причем, токи в соседних обмотках управления ориентированы в одном направлении.

Работает устройство следующим образом: при протекании тока по обмоткам управления возникает момент вращения в одном направлении, приводящий к повороту ротора с постоянными магнитами, при изменении направления тока через обмотки управления меняется направление действующего момента и перемещение ротора с постоянными магнитами на противоположное.

Литература:

1. Столов Л.И., Афанасьев А.Ю. Моментные двигатели постоянного тока. - М: Энергоатомиздат, 1989, с. 25, рис. 2.1.

2. Столов Л.И., Афанасьев А.Ю. Моментные двигатели постоянного тока. - М.: Энергоатомиздат, 1989, с. 28, рис. 2.8а.

3. Столов Л.И., Афанасьев А.Ю. Моментные двигатели постоянного тока. - М.: Энергоатомиздат, 1989, с. 29, рис. 2.106.

4. US patent №6809451 "Galvanometer motor with composite rotor assembly" 14.07.2002.

1. Моментный двигатель, включающий в себя магнитопровод с двумя или четырьмя обмотками управления и ротор в виде сборки с четырьмя магнитами, установленными парами ортогонально, в одной паре магнитов направление намагниченности встречное, а в другой противоположное, отличающийся тем, что магниты выполнены в виде протяженного бруска, две длинные грани и торцы которого параллельны, а две другие длинные грани выпуклые, одна в виде цилиндрической поверхности, другая выполнена в виде выпуклого угла 90°, установлены магниты парами в двух прямоугольных пазах ротора, расположенных ортогонально и ориентированных друг к другу гранями в виде выпуклого угла 90°, а выпуклые цилиндрические грани образуют полюса ротора, обмотки расположены в воздушном зазоре между ротором и магнитопроводом и жестко соединены с ним, витки обмоток расположены вдоль магнитопровода напротив полюсов ротора.

2. Моментный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в магнитопроводе с двумя обмотками они расположены напротив друг друга, а витки длинных сторон напротив соседних полюсов.

3. Моментный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в магнитопроводе с четырьмя обмотками они расположены по окружности магнитопровода, плотно прилегая друг к другу боковыми сторонами так, что соседние витки обмоток расположены симметрично напротив каждого полюса ротора, причем токи в соседних обмотках ориентированы в одном направлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники. Моментный двигатель, преимущественно используемый в гальванометрических сканаторах.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электроснабжения предприятий и организаций, силовых сетях электротранспорта, в локальных электрических сетях (ЛЭС) с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), сетях ЭНТЕРНЕТ. Электромеханический сверхпроводящий накопитель энергии содержит корпус модульного типа.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к кинетическим накопителям энергии, и преимущественно может быть использовано в системах электроснабжения в качестве резервного и аварийного источника питания. Технический результат заключается в уменьшении дисбаланса ротора непосредственно в процессе его вращения, в обеспечении более интенсивного рассеивания статором тепла и в расширении арсенала технических средств для накопления энергии.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в двигателях для питания системы зажигания, освещения и приборов автоматики. Технический результат состоит в повышении эффективности использования магнитов и диапазона регулировки угла опережения зажигания при изменении числа оборотов маховика в единицу времени.

Изобретение относится к электротехнике, к магнитным тормозам и может быть использовано, в частности, в интерфейсе «человек-машина» для создания усилия сопротивления смещения объекта, такого как устройство управления для манипулирования. Технический результат состоит в выравнивании остаточного поля в роторе.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям и к механизмам с его использованием. Электродвигатель содержит статор, при этом статор имеет пазы (5), в которые установлена сконцентрированная обмотка.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к моментным магнитоэлектрическим двигателям, и может быть использовано для создания момента в различных системах коррекции и программного разворота. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к моментным электродинамическим двигателям, и может быть использовано для создания момента в различных системах корреляции и программного разворота. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам и электроприводу. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам, и может быть использовано в качестве низкооборотных высокомоментных двигателей, низкооборотных генераторов и т.п. .
Наверх