Способ измерения массы углеводородов, образующих остатки в транспортных емкостях по окончании слива нефти и нефтепродуктов

Заявляемое изобретение относится к способам измерения массы углеводородов нефти. В способе по окончании слива транспортной емкости измеряют высоту уровня технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости, определяют плотность сливаемого продукта, определяют объем остатка жидких углеводородов по данным калибровочной таблицы на транспортную емкость, дополнительно измеряют геометрические размеры транспортной емкости, измеряют объемную концентрацию паров углеводородов внутри емкости, измеряют температуру паровоздушной смеси внутри емкости, определяют молярную массу паров углеводородов, определяют коэффициент налипания сливаемого продукта и вычисляют массу углеводородов нефти и нефтепродуктов , образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей по соответствующей формуле. Техническим результатом является повышение точности измерения массы углеводородов нефти и нефтепродуктов, образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей.

 

Заявляемое изобретение относится к способам измерения массы углеводородов и распространяется на транспортные емкости (железнодорожные вагон-цистерны, танки судов и автомобильные цистерны) при измерении массы остатков нефти (нефтепродуктов) внутри транспортных емкостей образующихся по окончании слива.

Одной из наиболее актуальных задач, решаемых на предприятиях нефтегазопереработки, является управление потерями на всех этапах движения сырья и продукции. Управление потерями невозможно без идентификации и измерения технологических потерь, возникающих в процессе нефтепереработки.

Технологические потери при приеме сырья на предприятиях нефтепереработки происходят от неполного слива транспортных емкостей за счет испарения легколетучих углеводородов внутри емкости в процессе опорожнения, смачиваемости и налипания вязких углеводородов на внутренние поверхности, а так же образования технологически невыбираемого объема жидких углеводородов на дне емкости. В настоящее время точности измерения остатков внутри транспортных емкостей не уделяется должного внимания, в связи с этим возникла необходимость создания способа измерения массы углеводородов, образующих остатки в транспортных емкостях при сливе нефти и нефтепродуктов.

За прототип взят способ измерения массы углеводородов, образующих остатки в транспортных емкостях при сливе нефти и нефтепродуктов [«Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях» Утвержденная письмом Госкомнефтепродукта СССР от 15 августа 1985 г. № 06/21-8-446], заключающийся в измерении высоты уровня технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости, измерении плотности сливаемого продукта, определении объема остатка жидких углеводородов по данным калибровочной таблицы на транспортную емкость и расчете массы остатка по формуле:

где, - объем несливаемого остатка определенный по калибровочной таблице на транспортную емкость, дм3;

- плотность сливаемого продукта, кг/м3.

Данный способ в целом подходит для определения массы углеводородов, образующих несливаемые остатки на дне транспортных емкостей, но не решает задачу в целом по расчету массы технологических потерь углеводородов при транспортировке (сливе) нефти и нефтепродуктов, которые, кроме несливаемого остатка, включают в себя некоторое количество парообразных углеводородов внутри ёмкости и жидких углеводородов налипших на внутренние стенки емкости.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение точности измерения массы углеводородов нефти и нефтепродуктов, образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе измерения массы углеводородов включающего измерение высоты уровня технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости, измерение плотности сливаемого продукта, определение объема остатка жидких углеводородов по данным калибровочной таблицы на транспортную емкость и расчете массы остатка дополнительно измеряют геометрические размеры транспортной емкости, измеряют объемную концентрацию паров углеводородов внутри емкости, измеряют температуру паровоздушной смеси внутри емкости, определяют молярную массу паров углеводородов и коэффициент налипания сливаемого продукта, вычисляют массу углеводородов налипших на внутренние стенки, а так-же массу паров углеводородов содержащихся внутри транспортной емкости по окончании слива.

Данные отличительные признаки являются существенными для достижения технического результата, так как при расчете массы углеводородов образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей дополнительно учитывается масса углеводородов налипших на внутренние стенки, а так-же масса газообразных углеводородов содержащихся внутри транспортной емкости по окончании слива.

Способ реализуется следующим образом:

1. По окончании слива транспортной емкости производят следующие действия:

- определяют тип транспортной емкости и находят её калибровочную таблицу;

- измеряют высоту сферического днища, диаметр и длину цилиндрической части транспортной емкости;

- измеряют высоту уровня технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости;

- измеряют объемную концентрацию паров углеводородов внутри емкости и отбирают газовую пробу;

- измеряют температуру паровоздушной смеси внутри емкости;

- отбирают пробу сливаемого продукта.

2. В лабораторных условиях:

- определяют плотность сливаемого продукта;

- определяют молярную массу паров углеводородов сливаемого продукта;

- определяют коэффициент налипания сливаемого продукта в следующем порядке:

а) определяют геометрические размеры (длину, ширину и толщину) и массу чистой стальной пластины ;

б) погружают пластину в пробу слитого продукта и выдерживают в климатической камере до достижения заданной температуры в диапазоне от 0 до 50 градусов с шагом в 10 С;

в) достают пластину из пробы слитого продукта и выдерживают в климатической камере при заданной температуре до прекращения каплепадения, не более 1 капли за 30 секунд;

г) определяют массу смоченной пластины после прекращения каплепадения;

д) определяют значение коэффициента налипания продукта по формуле:

где, - масса чистой стальной пластины, кг;

- масса смоченной стальной пластины, кг;

- геометрические размеры пластины: длина, ширина и толщина, м.

3. При обработке результатов измерения проводят следующие расчеты:

- по калибровочной таблице определяют полный объем транспортной емкости и объем технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости соответствующий его высоте уровня взлива;

- вычисляют массу углеводородов нефти и нефтепродуктов , образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей по формуле

где, - объем несливаемого остатка определенный по калибровочной таблице на транспортную емкость, дм3;

- плотность сливаемого продукта, кг/м3;

- коэффициента налипания продукта при температуре соответствующей климатическим условиям слива, кг/м2;

- число Пи;

- диаметр цилиндрической части транспортной емкости, м;

- высота сферического днища транспортной емкости, м;

- длина цилиндрической части транспортной емкости, м;

- полный объем транспортной емкости определенный по калибровочной таблице, м3;

- объемная концентрацию паров углеводородов внутри емкости, об. %;

- значение атмосферного давления при н.у., кПа;

- универсальная газовая постоянная, Дж/моль К;

- молярная масса паров углеводородов в емкости, г/моль;

- температура паровоздушной смеси внутри емкости, К.

Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из общедоступных сведений не известен способ, при котором измеряют геометрические размеры транспортной емкости, измеряют объемную концентрацию паров углеводородов внутри емкости, измеряют температуру паровоздушной смеси внутри емкости, определяют молярную массу паров углеводородов и коэффициент налипания сливаемого продукта, вычисляют массу углеводородов налипших на внутренние стенки, а так-же массу паров углеводородов содержащихся внутри транспортной емкости по окончании слива.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как для его реализации могут быть использованы стандартное оборудование широко распространенное в области измерительной техники.

Способ измерения массы углеводородов, образующих остатки в транспортных емкостях по окончании слива нефти и нефтепродуктов, включающий измерение высоты уровня технологически невыбираемого остатка жидких углеводородов на дне емкости, измерение плотности сливаемого продукта, определение объема остатка жидких углеводородов по данным калибровочной таблицы на транспортную емкость и расчете массы остатка, отличающийся тем, что дополнительно измеряют геометрические размеры транспортной емкости, измеряют объемную концентрацию паров углеводородов внутри емкости, измеряют температуру паровоздушной смеси внутри емкости, определяют молярную массу паров углеводородов, определяют коэффициент налипания сливаемого продукта и вычисляют массу углеводородов нефти и нефтепродуктов Mн, образующих технологические потери при сливе транспортных емкостей по формуле

,

где Vнсо - объем несливаемого остатка, определенный по калибровочной таблице на транспортную емкость, дм3;

ρн - плотность сливаемого продукта, кг/м3;

Kн - коэффициент налипания продукта при температуре, соответствующей климатическим условиям слива, кг/м2;

π - число Пи;

d - диаметр цилиндрической части транспортной емкости, м;

h - высота сферического днища транспортной емкости, м;

- длина цилиндрической части транспортной емкости, м;

Vемк - полный объем транспортной емкости, определенный по калибровочной таблице, м3;

Cоб - объемная концентрация паров углеводородов внутри емкости, об.%;

101,325 - значение атмосферного давления при н.у., кПа;

8,3145 - универсальная газовая постоянная, Дж/мольК;

Mпар - молярная масса паров углеводородов в емкости, г/моль;

Tпар - температура паровоздушной смеси внутри емкости, К.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к индикаторному элементу для определения наличия эмульсионной, растворенной воды и механических примесей в текучих топливах. Индикаторный элемент включает два слоя полимерного пористого гидрофобного материала со структурой ультратонких волокон - первый слой материала пропитан раствором сульфата железа (III), второй слой - раствором смеси гексацианоферрата (III) калия и гексацианоферрата (II) калия.

Изобретение относится к области определения детонационной стойкости авиационных бензинов. Предложена автоматизированная система определения сортности авиационных бензинов, содержащая одноцилиндровый инжекторный двигатель с наддувом, нагрузочную машину с измерителем крутящего момента, компрессор, воздухопровод, ресиверы, форсунку, топливопровод, где установлен расходомер топлива, расходомер воздуха, характеризующаяся тем, что в головке цилиндра двигателя выполнена сообщенная с камерой сгорания двигателя цилиндрическая проточка, в которой установлен датчик давления цилиндровых газов с образованием со стороны камеры сгорания двигателя полости, при этом объем этой полости составляет не более 0,02 объема камеры сгорания двигателя, автоматизированный модуль управления содержит регистратор изменения давления цилиндровых газов, связанный с датчиком давления цилиндровых газов, и программный блок обработки информации, к входам которого подключены расходомер топлива, расходомер воздуха и измеритель крутящего момента, а емкость для топлива выполнена в виде раздельных бачков, параллельно подключенных через индивидуальные запорные клапаны к топливопроводу подачи топлива в форсунку.

Изобретение относится к исследованиям или анализам материалов особыми способами и может быть использовано для определения чувствительности к удару высокоэнергетических веществ. Изобретение позволяет расширить возможности определения чувствительности к удару штатных и перспективных ВВ без изменения их геометрических параметров.

Настоящее изобретение относится к установке для испытания влияния теплоты гидратации цементного или бурового раствора на стабильность гидрата природного газа, которая содержит источник 1 газа; клапан 2 регулирования давления; устройство 3 измерения массового расхода газа; манометр 4; термостатический бак 6; переключающую арматуру 7 источника воды; выполненный с возможностью наблюдения реакционный котел 8; панель 13 управления; вычислительное устройство 16; нагревательную рубашку 23; датчик 24 давления; датчик 25 температуры; при этом выполненный с возможностью наблюдения реакционный котел последовательно соединен с манометром, устройством измерения массового расхода газа, клапаном регулирования давления и источником газа, а также посредством переключающей арматуры источника воды соединен с термостатическим баком.

Настоящее изобретение относится к установке для испытания влияния теплоты гидратации цементного или бурового раствора на стабильность гидрата природного газа, которая содержит источник 1 газа; клапан 2 регулирования давления; устройство 3 измерения массового расхода газа; манометр 4; термостатический бак 6; переключающую арматуру 7 источника воды; выполненный с возможностью наблюдения реакционный котел 8; панель 13 управления; вычислительное устройство 16; нагревательную рубашку 23; датчик 24 давления; датчик 25 температуры; при этом выполненный с возможностью наблюдения реакционный котел последовательно соединен с манометром, устройством измерения массового расхода газа, клапаном регулирования давления и источником газа, а также посредством переключающей арматуры источника воды соединен с термостатическим баком.

Изобретение относится к области контроля качества автомобильных бензинов и касается способа определения количества моющей присадки «Keropur» в автомобильном бензине. Способ включает в себя отбор пробы, аккумулирование присадки в пробе, доведение до метки растворителем в мерной колбе объемом 5 мл, снятие ИК-спектра пропускания раствора при индивидуальном значении волнового числа, построение градуировочного графика в координатах «величина пропускания - концентрация присадки» и нахождение по нему количества моющей присадки.

Изобретение относится к лабораторному оборудованию, используемому при изучении курсов теории взрывчатых веществ, действия взрыва, экспериментальных методов анализа свойств взрывоопасных веществ, в частности концентрационных пределов распространения пламени по газовоздушным смесям. Учебный лабораторный стенд для экспериментального определения концентрационных пределов распространения пламени по различным газовоздушным смесям в различных пропорциональных соотношениях содержит последовательно соединенные герметичные емкости с испытуемыми газами, бюретку для создания газовой смеси различных составов в различных пропорциональных соотношениях, бюретку для создания газовоздушной смеси, резиновую камеру для смешения газов, поступающих из бюретки, взрывную камеру с отверстием для сбрасывания избытка давления, встроенные во взрывную камеру электроды как источник электрического импульса, который подается при замыкания электрической цепи ключом.

Настоящее изобретение относится к лабораторному способу определения количественного содержания многофункциональной моющей присадки в автомобильном бензине. Способ определения концентрации моющей присадки на основе полиолефиналкилфенолалкиламина, представляющей собой HITEC 6473 в бензине посредством инфракрасной спектрометрии, включает: проведение предварительного концентрирования указанной присадки путем выпаривания пробы бензина, содержащей присадку, струей нагретого воздуха до полного удаления летучих фракций бензина с образованием сухого остатка; растворение указанного остатка в дихлорметане с разбавлением дихлорметаном до заданного объёма, в 10-20 раз меньшего, чем исходный объём, и проведение инфракрасной спектрометрии с определением концентрации присадки.

Изобретение относится к средствам контроля качества жидкого топлива и предназначено для определения содержания посторонних включений в топливе, в том числе, механических примесей, эмульсионной и растворенной воды. Шприц-дозатор состоит из цилиндрического корпуса, датчика, механизма открытия и закрытия, штока с поршнем.

Использование: для контроля бензина. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют отбор 30-50 см3 пробы бензина, выдерживают в герметично закрытом пробоотборнике в течение не менее 15 мин, инжектируют равновесную газовую фазу (РГФ) в ячейку детектирования, при этом РГФ инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пьезосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора дицик-логексана-18-краун-6 (18К6) в этаноле, второго - полиоксиэтилен-(21)-сорбитол-моноолеата (Tween-40) в ацетоне, третьего - октилполиэтокси-фенола Triton Х-100 (ТХ-100) в ацетоне и четвертого - триоктилфосфиноксида (ТОФО) в толуоле, одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах пробы бензина, на основании которого принимают решение о наличии или отсутствии фальсификации бензина.

Изобретение относится к области измерения расхода и концентрации потока паров нефти или нефтепродуктов из резервуаров через дыхательный патрубок. Блок учета и контроля испарений нефти содержит корпус, лопасти, генератор постоянного тока, соединенный с лопастями с возможностью его активации от их вращения и закрепленные на оси дыхательного патрубка в центре корпуса.
Наверх