Турбокомпрессор системы наддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к турбокомпрессорам систем наддува двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение КПД, надежности и ресурса. Поставленная задача достигается тем, что турбокомпрессор содержит корпус, колесо турбины, а также связанное с ним при помощи вала колесо компрессора, и подшипниковый узел вала, выполненный в виде опор качения, расположенных в корпусе. Согласно изобретению опоры качения выполнены в виде по меньшей мере одной группы, состоящей из по меньшей мере трех опорных блоков, расположенных вокруг вала в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения вала, и выполненных в виде катков, катящихся своей наружной контактной поверхностью качения вокруг геометрической оси вращения вала по внутренней опорной поверхности в корпусе и контактирующих указанной поверхностью качения с наружной опорной поверхностью, расположенной вокруг вала. При этом катки снабжены средством предотвращения их проскальзывания относительно контактируемых с ними опорных поверхностей, которое выполнено в виде планетарного зубчатого зацепления, а подшипниковый узел снабжен устройством, ограничивающим осевое перемещение вала с колесами относительно корпуса и выполненным в виде упорных поверхностей, которые расположены с возможностью взаимодействия с упорной поверхностью катков. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, к турбокомпрессорам систем наддува двигателей внутреннего сгорания.

Известен турбокомпрессор, содержащий колесо турбины, связанное с ним при помощи вала колесо компрессора, и подшипниковый узел вала, выполненный в виде опор качения, расположенных в корпусе (RU 2117772 С1, опуб., 20.08.1998).

Недостатком известного устройства является повышенное трение в опорах из-за наличия трения скольжения в подшипнике качения, обусловленного проскальзыванием элементов качения относительно внутренней и наружной обойм, а также между сепаратором и элементами качения. Наличие трения скольжения требует подачи заметного количества смазывающей и охлаждающей среды, что является дополнительным фактором увеличения механических потерь, способствующих возникновению явления «турбояма».

Задачей изобретения является предотвращение проскальзывания элементов качения в опорах вала турбокомпрессора. Техническим результатом является повышение механического КПД, надежности и ресурса.

Поставленная задача решается и технический результат достигается тем, что в турбокомпрессоре, содержащем корпус, колесо турбины, связанное с ним при помощи вала колесо компрессора, и подшипниковый узел вала, выполненный в виде опор качения, согласно изобретению, опоры качения выполнены в виде, по меньшей мере, одной группы, состоящей из, по меньшей мере, трех опорных блоков, расположенных вокруг вала в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения вала и выполненных в виде катков, катящихся своей наружной контактной поверхностью качения вокруг геометрической оси вращения вала по внутренней опорной поверхности и контактирующих указанной поверхностью качения с наружной опорной поверхностью, расположенной вокруг вала, при этом катки снабжены средством предотвращения их проскальзывания относительно контактирующих с ними опорных поверхностей, которое выполнено в виде планетарного зубчатого зацепления, а подшипниковый узел снабжен устройством, ограничивающим осевое перемещение вала с колесами относительно корпуса и выполненным в виде упорных поверхностей, которые расположены с возможностью взаимодействия с упорной поверхностью катков

Поставленная задача достигается также тем, что контактная поверхность качения катков может быть выполнена цилиндрической.

Поставленная задача достигается также тем, что контактная поверхность качения катков может быть выполнена конической.

Поставленная задача достигается также тем, что упорные поверхности, по меньшей мере катков, могут быть выполнены коническими.

Поставленная задача достигается также тем, что в качестве упорных поверхностей могут использовать боковые поверхности зубьев зубчатого зацепления.

Поставленная задача достигается также тем, что каждый опорный блок может быть выполнен в виде пары соосных катков, расположенных в параллельных плоскостях и связанных между собой. При этом наружная опорная поверхность, расположенная вокруг вала, может быть выполнена на опорной втулке, установленной на шлицевой втулке, которая закреплена на валу.

Поставленная задача достигается также тем, что опоры качения могут быть выполнены в виде двух групп не связанных между собой опорных блоков, расположенных в параллельных плоскостях, при этом каждый блок снабжен одним катком и зубьями планетарного зубчатого зацепления.

Изобретение поясняется при помощи чертежей.

На фиг. 1 показан продольный разрез турбокомпрессора;

Н фиг. 2 показан выносной вид А на фиг. 1;

На фиг. 3 - поперечный разрез турбокомпрессора.

Заявленный турбокомпрессор содержит колесо 1 турбины, связанное с ним при помощи вала 2 колесо 3 компрессора, подшипниковый узел вала 2, который представляет собой опоры качения, расположенные, например, в корпусе 4 (или в узле привода вала) и выполненные в виде группы, состоящей из трех опорных блоков, расположенных в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения вала 2. Опорные блоки выполнены в виде катков 5, катящихся своей наружной контактной поверхностью 6 качения вокруг геометрической оси 7 вращения вала 2 по внутренней опорной поверхности 8 в корпусе 4 и контактирующих поверхностью 6 с наружной опорной поверхностью 9, расположенной вокруг вала 2. Катки 5 снабжены средством предотвращения их проскальзывания относительно контактируемых с ними опорных поверхностей 8 и 9, которое выполнено в виде планетарного зубчатого зацепления, состоящего из солнечной шестерни 10, установленной вокруг вала 2, коронной шестерни 11, закрепленной в корпусе 4, сателлитов 12, закрепленных соосно с катками 5. Подшипниковый узел снабжен устройством, ограничивающим осевое перемещение вала 2 с колесами 1 и 3 относительно корпуса 4 и выполненным в виде упоров 13 с упорными поверхностями 14, которые расположены с возможностью взаимодействия с упорной поверхностью 15катков 5. При этом упорная поверхность может быть выполнена плоской или конической. В качестве упора может быть использованы вершины зубьев 16 шестерен 10, 11 и 12, боковая поверхность которых может быть плоской или конической.

Контактная наружная поверхность 6 качения катка 5 может быть выполнена цилиндрической или конической. В последнем случае указанная поверхность совмещает функции опорной поверхности и упорной, поэтому в варианте применения конических катков 5 не требуются дополнительные средства ограничения их осевого перемещения.

Каждый опорный блок может быть выполнен в виде пары соосных катков 5, расположенных в параллельных плоскостях и связанных между собой посредством соединительной оси 17. При этом зубчатое колесо сателлита 12 может быть единственным в блоке и расположено между катками 5. Зубья 16 одного сателлита 12 могут быть расположены в форме двух рядов единого зубчатого колеса, разнесенных на заданное расстояние друг от друга вдоль оси 7 вала 2. Возможно выполнение каждого ряда зубьев 16 на отдельном сателлите 12. В таком случае возможно группирование каждого катка 5 с одним сателлитом 12 с разнесением указанных групп деталей в блоке на требуемое расстояние одна относительно другой. При этом все детали в одном блоке связаны между собой осью 17. Наружная опорная поверхность 9, расположенная вокруг вала 2, может быть выполнена на опорной втулке 18, установленной на шлицевой втулке 19, которая закреплена на валу 2. Такое выполнение позволяет синхронизировать положение зубьев 16 каждого ряда катков 5, в случае их попарного соединения осью 17.

Возможен вариант выполнения, в котором катки 5 не связаны попарно осями 17. В этом случае каждый каток 5 скреплен с сателлитом 12 и вращается независимо от других катков 5, которые расположены в параллельных плоскостях вращения в виде двух параллельных групп блоков, и каждый каток 5 ограничен с двух сторон упорными поверхностями 14. В этом случае катки 5 могут быть расположены на обеих сторонах каждого сателлита 12.

Корпус 4 с опорами качения может быть расположен между колесами 1 и 3 турбины и компрессора, а может быть расположен со стороны входа в компрессор 3. В этом случае колеса 1 и 3 установлены в опорах консольно и приближены один к другому.

Описываемое устройство работает следующим образом. Газовая турбина 1 приводит во вращение компрессор 3 посредством вала 2, на котором оба колеса установлены. Вал 2 своей наружной опорной поверхностью 9 опирается на контактные поверхности 6 катков 5, которые, в свою очередь, оперты на внутреннюю круговую опорную поверхность 8 корпуса 4. Таким образом, вал 2 опирается на корпус 4 посредством катящихся по его внутренней поверхности 8 катков 5. Для предотвращения относительного проскальзывания контактных поверхностей 9, 6 и 8 используется зубчатое планетарное зацепление в составе шестерен 10, 11 и 12. Таким образом, трение скольжения в опорах, представляющих собой, по сути, бессепараторный подшипник качения, сводится к минимуму, что в подобных узлах с повышенными частотами вращения оказывает огромное влияние на величину механического КПД, а также на надежность работы турбокомпрессора. Например, отсутствие необходимости подачи смазки под давлением в подшипниковый узел турбокомпрессора позволяет использовать его в условиях пониженных температур окружающей среды, в частности, на крайнем севере. Кроме того, отсутствие смазки под давлением позволяет использовать турбокомпрессор в условиях переменного его положения в пространстве, в частности, в авиации, так как при этом исключается затекание масла на впуск двигателя внутреннего сгорания и последующий в результате этого выход его из строя.

Как известно из теории зубчатых зацеплений, эвольвентный профиль зуба обеспечивает обкатку взаимодействующих поверхностей без проскальзывания. То есть при правильно спроектированном зацеплении механические потери минимальны. Потери в зубчатых передачах обусловлены отклонением делительных окружностей взаимодействующих колес от требуемого, отклонением осей от параллельности, изменения пространственного положения колес под действием нагрузок при удаленном положении контакта от оси вращения. В заявленном же устройстве указанные проблемы зацепления в значительной степени решены, так как шестерни самоустанавливаются по контактирующим опорным поверхностям, которые максимально приближены к радиусу зацепления и обеспечивают максимальную жесткость зацепления. Ширина зубьев минимальна, так как не происходит передача крутящего момента в зацеплении, а возможность обеспечения радиального натяга не допускает каких-либо колебаний колес и их зубьев, а также сохраняет положение линии зацепления близкое к расчетному. Поэтому описываемый подшипниковый узел в целом позволяет использовать его в высокоскоростных агрегатах при минимальных механических потерях.

Использование же в высокоскоростных узлах стандартных подшипников качения даже с керамическими телами качения связано со следующими проблемами. Для предотвращения неизбежного проскальзывания взаимодействующих поверхностей требуется либо постоянно действующая значительная радиальная сила, либо осевое поджатие (в четырехточечных подшипниках) обойм, зажимающих элементы качения. Однако в узлах с переменным температурным режимом обеспечить требуемое надежное поджатие затруднительно.

Предлагаемое техническое решение позволяет, как обеспечить преднатяг в контактируемых поверхностях, так и допустить возможность появления зазора в опорах без проявления критических явлений в работе узла. То есть даже появление незначительного износа поверхностей, например, от попадания абразива из внешней среды, не повлияет на ресурс изделия.

Таким образом, заявленное изобретение позволяет обеспечить повышение КПД, повысить надежность и ресурс.

1. Турбокомпрессор, содержащий корпус, колесо турбины, связанное с ним при помощи вала колесо компрессора, и подшипниковый узел вала, выполненный в виде опор качения, отличающийся тем, что опоры качения выполнены в виде по меньшей мере одной группы, состоящей из по меньшей мере трех опорных блоков, расположенных вокруг вала в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения вала, и выполненных в виде катков, катящихся своей наружной контактной поверхностью качения вокруг геометрической оси вращения вала по внутренней опорной поверхности и контактирующих указанной поверхностью качения с наружной опорной поверхностью, расположенной вокруг вала, при этом катки снабжены средством предотвращения их проскальзывания относительно контактирующих с ними опорных поверхностей, которое выполнено в виде планетарного зубчатого зацепления, а подшипниковый узел снабжен устройством, ограничивающим осевое перемещение вала с колесами относительно корпуса и выполненным в виде упорных поверхностей, которые расположены с возможностью взаимодействия с упорной поверхностью катков.

2. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что контактная поверхность качения катков выполнена цилиндрической.

3. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что контактная поверхность качения катков выполнена конической.

4. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что упорные поверхности, по меньшей мере катков, выполнены коническими.

5. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что в качестве упорных поверхностей используют боковые поверхности зубьев зубчатого зацепления.

6. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что каждый опорный блок выполнен в виде пары соосных катков, расположенных в параллельных плоскостях и связанных между собой.

7. Турбокомпрессор по п. 6, отличающийся тем, что наружная опорная поверхность, расположенная вокруг вала, выполнена на опорной втулке, установленной на шлицевой втулке, которая закреплена на валу.

8. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что опоры качения выполнены в виде двух групп не связанных между собой опорных блоков, расположенных в параллельных плоскостях, при этом каждый блок снабжен одним катком и зубьями планетарного зубчатого зацепления.



 

Похожие патенты:

В данном изобретении описывается роторная система и способ управления ею, а также газотурбинная генераторная установка и способ управления ею, при этом роторная система включает в себя вращающийся вал, корпус которого имеет интегрированную конструкцию и расположен горизонтально, и на валу по порядку расположены генератор и компрессор; упорный подшипник и как минимум два радиальных подшипника, установленные на вращающемся валу, упорные и радиальные подшипники являются бесконтактными подшипниками; упорные подшипники установлены таким образом, чтобы центр тяжести роторной системы располагался между двумя радиальными подшипниками, наиболее удаленными друг от друга.

Газотурбинный двигатель содержит газогенератор (66), содержащий секцию (11) компрессора и секцию (65) силовой турбины. Секция (65) силовой турбины содержит ротор (81) силовой турбины, поддерживаемый валом (93) силовой турбины, который механически не связан с газогенератором (66).

Изобретение относится к направляющей лопатке (24) для двухконтурной турбомашины летательного аппарата, аэродинамическая часть (34) которой содержит первый внутренний канал (50a) для охлаждения смазочного материала, в котором расположены средства теплопередачи, и второй внутренний канал (50b) для охлаждения смазочного материала, в котором расположены средства теплопередачи.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Изобретение относится к демпфирующему элементу подшипника. В частности, изобретение предназначено для применения во вращающихся машинах, например, таких как турбомашины или винтовые компрессоры, в которых вал ротора установлен с возможностью вращения в корпусе машины посредством некоторого числа подшипников.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры.

Изобретение может быть использовано в области газоснабжения для утилизации энергии потока сжатого природного газа, одновременного получения механической энергии и хладоресурса. Турбодетандерная энергетическая установка (ТЭУ) содержит турбодетандер (ТД), подключенный к источнику газа высокого давления на входе и потребителю газа низкого давления на выходе.

Изобретение обеспечивает силовую установку (2) летательного аппарата, содержащую двухконтурный турбореактивный двигатель (4), имеющий неподвижный межкомпрессорный корпус (52), расположенный перед пространством (48) между каналами. Установка также содержит гондолу (6), включающую в себя на расположенном ниже по потоку конце внутреннюю стенку (28), которая образует внешнюю часть пространства между каналами и внутреннюю часть проточного канала (32) потока внешнего контура, и внешнюю стенку (30), расположенную вокруг внутренней стенки и образующую внешнюю часть проточного канала потока внешнего контура, причем по меньшей мере участок внутренней стенки выполнен с возможностью перемещения между положением обслуживания и рабочим положением.

Настоящее изобретение относится турбине, предназначенной для работы по органическому циклу Ренкина (ОЦР). Турбина содержит вал, установленный по меньшей мере в двух подшипниках, и множество осевых ступеней расширения, заданных рядами статорных лопаток, чередующимися с рядами роторных лопаток.
Наверх