Способ определения местоположения источника излучения с борта самолета

Изобретение относится к способу определения местоположения источника излучения с борта самолета. Для определения местоположения размещают на борту летательного аппарата фазовый пеленгатор, устанавливают на законцовках крыльев антенны, первоначально измеряют текущий угол крена самолета, а также угол между направлениями на источник излучения и на правую антенну с вершиной в середине антенной базы, которая параллельна поперечной оси связанной системы координат самолета, запоминают измеренные данные, осуществляют дополнительный крен самолета, повторно измеряют угол крена и угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну, рассчитывают дальность до источника излучения определенным образом. Обеспечивается уменьшение времени определения местоположения источника излучения. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к методам определения местоположения источника излучения (ИИ) с использованием фазового пеленгатора, размещенного на борту самолета, выполняющего полет в направлении источника излучения.

При применении фазового метода пеленгации в одной плоскости (одномерного пеленгования) необходимы минимум две слабонаправленные антенны малых размеров, разнесенные на расстояние d, называемое базой. При этом среднеквадратическая ошибка измерения угла σα=λ/(2πd⋅cos(α)q0,5) пропорциональна отношению (λ/d), где α - угол между нормалью к базе и направлением принимаемого излучения, q - отношение сигнал/шум [Белоцерковский Г.Б. Основы радиолокации и радиолокационные устройства. М.: Сов. радио, 1975. 336 с.: ил., стр. 91-93]. Требуемая точность в этом случае достигается за счет увеличения разноса антенн фазового пеленгатора, то есть увеличения базы d, что возможно для пеленгации в азимутальной плоскости, например, путем размещения антенн на законцовках крыла летательного аппарата, но технически нереализуемо для пеленгации в угломестной плоскости.

Известен кинематический способ определения дальности до ИИ с летательного аппарата при осуществлении полета в направлении ИИ [Ю.П. Мельников, С.В. Попов. Радиотехническая разведка. Методы оценки эффективности местоопределения источников излучения. М.: Радиотехника, 2008. 432 с.: ил., стр. 158-163. Защита радиолокационных систем от помех. Под ред. Канащенкова А.И. и Меркулова В.И. М.: Радиотехника, 2003. 416 с.: ил., стр. 319-322]. Способ заключается в последовательном выполнении угловых маневров летательным аппаратом и нахождении дальности до объекта радиоизлучения, как отношения тангенциальной скорости пеленгатора к угловой скорости линии визирования, определяемой путем обработки результатов нескольких измерений пеленгов. Недостатками способа являются необходимость движения летательного аппарата, на котором установлен пеленгатор, с отворотом от объекта, а также длительное время выполнения нескольких этапов маневра для достижения приемлемых точностей определения дальности до источника излучения (движение по «Змейке» в направлении ИИ).

Наиболее близким по сущности и достигаемому эффекту (прототипом) является способ определения местоположения источника излучения с помощью фазового пеленгатора, размещенного на борту летательного аппарата, антенны которого установлены на законцовках крыла [Заявка на изобретение №2021104868 от 25.02.2021 г., положительное решение о выдаче патента от 16.09.2021 г.]. Способ основан на последовательном измерении пеленгов с помощью фазового пеленгатора на источник излучения и расчете дальности до него, при этом направляют летательный аппарат на источник излучения, выравнивают его в горизонтальной плоскости, измеряют угол между направлениями на источник излучения и на правую антенну с вершиной в середине антенной базы, которая параллельна поперечной оси связанной системы координат летательного аппарата, и высоту полета летательного аппарата, запоминают измеренные данные, осуществляют крен летательного аппарата, измеряют угол крена и повторно угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну, рассчитывают дальность до источника излучения по формуле где Н, γ - высота полета и угол крена летательного аппарата; θ1, θ - углы с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну фазового пеленгатора при полете летательного аппарата в горизонтальной плоскости и плоскости с креном, соответственно. Недостатком способа является необходимость предварительного выравнивания летательного аппарата в горизонтальной плоскости.

Техническим результатом изобретения является уменьшение времени определения местоположения источника излучения за счет отсутствия необходимости предварительного выравнивания самолета в горизонтальной плоскости.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе определения местоположения источника излучения с борта самолета, основанном на полете в направлении источника излучения, измерении текущей высоты полета самолета, последовательном измерении пеленгов с помощью фазового пеленгатора, размещенного на борту летательного аппарата с установленными на законцовках крыла антеннами, на источник излучения и расчете дальности до него, согласно изобретению первоначально измеряют текущий угол крена самолета, а также угол между направлениями на источник излучения и на правую антенну с вершиной в середине антенной базы, которая параллельна поперечной оси связанной системы координат самолета, запоминают измеренные данные, осуществляют дополнительный крен самолета, повторно измеряют угол крена и угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну, рассчитывают дальность до источника излучения по формуле где Н - высота полета самолета; γ1,2, θ1,2 - измеренные углы крена самолета и углы с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну фазового пеленгатора при первоначальном и повторном после дополнительного крена положении самолета, соответственно, а угол на источник излучения относительно самолета - по формуле где θ - угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну фазового пеленгатора при горизонтальном полете самолета.

Сущность изобретения поясняется фиг. 1, где представлено взаимное расположение самолета и источника излучения в пространстве. На фиг. 1 обозначены: 1 (1*), - плоскость самолета при первоначальном (повторном) измерении крена самолета; 2, 3 (2*, 3*) - левая и правая антенны фазового пеленгатора при первоначальном (повторном) измерении крена самолета; 4 - источник излучения; 5 - середина антенной базы; OXYZ - декартова система координат; - вектор скорости самолета; Н - высота полета самолета; D - расстояние от самолета до ИИ; γ12) - угол крена самолета при первоначальном (повторном) измерении; d - расстояние между антеннами, база; θ12) - измеряемые углы на ИИ относительно правой антенны при первоначальном (повторном) измерении крена; θ - угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на ИИ и на правую антенну фазового пеленгатора при горизонтальном полете самолета.

Для определения дальности до ИИ необходимо знание высоты полета Н самолета, значений углов на ИИ θ1 и θ2 и углов крена γ1 и γ2 до и после выполнения дополнительного крена. Однако следует отметить, что максимально возможный крен для каждого самолета свой и ограничен с учетом безопасности полета, а в данном случае еще и условием не изменения курса самолета до момента измерения угла θ2. Местоположение источника излучения (D, θ) относительно самолета рассчитывают по предлагаемым в способе формулам.

При выводе формулы расчета дальности до ИИ сделано допущение, что время, необходимое для выполнения крена, мало и расстояние между точками местонахождения самолета до и после выполнения дополнительного крена незначительно по сравнению с дальностью до источника излучения. Из способа-прототипа известно, что дальность до ИИ рассчитывается по формуле Соответственно можно рассчитать дальность до ИИ при другом угле крена Разрешая относительно общего угла θ получаем обобщенную формулу для определения дальности до ИИ от самолета:

а разрешая относительно отношения D/H- угла на ИИ:

которые не требуют предварительного выравнивания самолета в горизонтальной плоскости.

Способ может быть реализован устройством определения местоположения ИИ, например, по схеме, представленной на фиг. 2, где обозначено: 7 - фазовый пеленгатор, 8 - датчик высоты, 9 - датчик крена, 10 - запоминающее устройство, 11 - блок расчета дальности и направления на ИИ. Назначение фазового пеленгатора 7, датчиков высоты 8, крена 9 и запоминающего устройства 10 ясны из названия. Они могут быть выполнены с использованием известных устройств. Например, в качестве датчика крена может быть применена гировертикаль (см., например, Воробьев В.Г., Глухов В.В., Кадышев И.К. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. М.: Транспорт, 1992. 399 с.: ил., стр. 239-260.). Блок расчета дальности и направления 11 может быть выполнен на микроконтроллерах (например, на однокристальном восьмиразрядном микроконтроллере типа PIC16F62X) с программным обеспечением по формулам 1, 2.

Устройство работает следующим образом. Первоначально на вход 1 Запоминающего устройства 10 с выхода 1 Фазового пеленгатора 7 и на вход 2 с выхода 1 Датчика крена 9 записываются значения измеренных углов на ИИ относительно правой антенны (θ1) и крена самолета (γ1). После выполнения дополнительного крена в Блок расчета дальности 11 поступают данные: на вход 1 - запомненное значение угла на ИИ (θ1) с выхода 1 Запоминающего устройства 10; на вход 2 - запомненное значение угла крена (γ1) с выхода 2 Запоминающего устройства 10; на вход 3 - текущее значение измеренного угла на ИИ (θ2) с выхода 2 Фазового пеленгатора 7; на вход 4 - текущее значение измеренного угла крена (γ2) с выхода 2 Датчика крена 9; на вход 5 - высота полета самолета с Датчика высоты 8. С выхода 1 Блока расчета дальности и направления 11 выдается рассчитанная в соответствии с формулой (1) дальность до ИИ (D), а с выхода 2 - рассчитанная по формуле (2) угол на ИИ (θ).

Для сравнительной оценки способа-прототипа и предложенного способа на фиг. 3 представлены графики зависимости разности углов θ21 от значения дополнительного угла крена γ2 для дальностей D=2000 м и D=5000 м, первоначальных углов крена γ1=0° (горизонтальный полет) и γ1=10° при фиксированных значениях высоты Н=1000 м и угле θ1=80° (полет в направлении ИИ). Сравнительный анализ показывает, что на больших удалениях, когда отношение Н/D<1/5, что соответствует начальному обнаружению ИИ, разность углов θ21 при первоначальных углах крена γ1=0° и γ1=10° отличаются на 1°-2°, что соизмеримо с ошибкой измерения углов пеленгатором. На малых удалениях, когда дальность до ИИ соизмерима с высотой полета самолета, в зависимости от направления совершения дополнительного крена самолетом разность углов θ21 для разных γ1 будет разная. Например, для принятых выше условий разность углов для предложенного способа будет больше (левая половина графика) или меньше (правая половина графика) по сравнению со способом-прототипом. Это значит, что отношение (θ21)/σα при совершении крена в противоположную сторону от первоначального крена для предложенного способа будет больше и точность определения дальности по сравнению со способом-прототипом будет выше, а при совершении крена в ту же сторону - наоборот меньше. Поэтому для неухудшения точности в предложенном способе рекомендуется совершать дополнительный крен в противоположную сторону от первоначального крена самолета.

В связи с тем, что не требуется предварительное выравнивание самолета в горизонтальной плоскости, выигрыш по времени в определении местоположения ИИ очевиден. Дополнительным преимуществом предложенного способа является то, что если ИИ излучает импульсные сигналы, то в способе-прототипе потребуется еще дополнительное время на ожидание прихода импульса от ИИ после выравнивания самолета в горизонтальной плоскости.

Таким образом, заявленный способ определения местоположения источника излучения с борта самолета обеспечивает уменьшение времени определения местоположения источника излучения за счет отсутствия необходимости предварительного выравнивания самолета в горизонтальной плоскости.

Способ определения местоположения источника излучения с борта самолета, основанный на последовательном измерении пеленгов с помощью фазового пеленгатора, размещенного на борту летательного аппарата с установленными на законцовках крыла антеннами, на источник излучения и расчете дальности до него, отличающийся тем, что первоначально измеряют текущий угол крена самолета, а также угол между направлениями на источник излучения и на правую антенну с вершиной в середине антенной базы, которая параллельна поперечной оси связанной системы координат самолета, запоминают измеренные данные, осуществляют дополнительный крен самолета, повторно измеряют угол крена и угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну, рассчитывают дальность до источника излучения по формуле где Н - высота полета самолета; γ1,2, θ1,2 - измеренные углы крена самолета и углы с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну фазового пеленгатора при первоначальном и повторном после дополнительного крена положении самолета, соответственно, а угол на источник излучения относительно самолета - по формуле где θ - угол с вершиной в середине антенной базы между направлениями на источник излучения и на правую антенну фазового пеленгатора при горизонтальном полете самолета.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к радиотехнике и может быть использована для определения координат источников радиоизлучений (ИРИ) в широкой полосе частот 30 МГц - 16 ГГц и широком классе оцениваемых сигналов. Технический результат – обеспечение сокращения временных затрат на нахождение местоположения ИРИ при увеличении диапазона рабочих частот и расширении класса оцениваемых сигналов.

Использование: изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в системах радиомониторинга для решения задач обнаружения радиосигналов неизвестной формы в условиях внешних помех с неизвестными параметрами. Сущность: в способе адаптивного многоканального обнаружения радиосигналов в условиях помех с неизвестными параметрами вводят дополнительный этап при обнаружении радиосигнала (этап адаптации), обеспечивающий учет параметров распределения наблюдаемых данных в случае приема радиосигнала на фоне шума и помех с неизвестными параметрами.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в многоканальных моноимпульсных обнаружителях-пеленгаторах систем радиомониторинга для определения координат наземных и воздушных источников радиоизлучения (ИРИ), в том числе размещенных на беспилотных летательных аппаратах. Технический результат - повышение точности и достоверности определения координат источников радиоизлучения по результатам их многопозиционного пеленгования в условиях априорной неопределенности относительно величин ошибок пеленгования.

Изобретение относится к области радиотехники и, конкретно, к системе определения местоположения радиотехническими комплексами и предназначено для оперативного поиска, определения местоположения и пространственного разрешения забрасываемых постановщиков помех (ЗПП), создающих активную шумовую помеху работе радиоэлектронных средств (РЭС).

Предлагаемое изобретение относится к методам определения местоположения источника излучения с использованием фазового пеленгатора, размещенного на борту летательного аппарата, выполняющего полет в направлении источника излучения. Техническим результатом изобретения является уменьшение времени определения дальности до источника излучения с приемлемой точностью за счет выполнения кратковременного крена летательным аппаратом вместо продолжительного маневрирования с отворотом от источника излучения.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах радиолокации, радионавигации и радиосвязи для пеленгации широкополосных сигналов и определения с повышенной разрешающей способностью азимутального и углового направлений на источники их излучения. Технический результат заключается в возможности пеленгования широкополосных источников радиоизлучения, угловое расстояние между которыми меньше предела Релея.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для измерения азимутов и углов места радиоволны, приходящей от источников радиоизлучения в ВЧ диапазоне. Технический результат заключается в повышении точности пеленгования.

Изобретение относится к области радиопеленгации, в частности, к определению пеленга источника радиоизлучения (ИРИ) системой с вращающимися антеннами, не имеющими сильно выраженной направленности, путем последовательного изменения положения диаграмм направленности антенн при вращении их в плоскости пеленгации.
Изобретение относится к активной радиолокации и может быть использовано в запросчиках радиолокационных систем активного запроса-ответа, устанавливаемых на подвижные объекты-носители, работающих по целеуказаниям от внешних систем по объектам, которые оборудованы радиолокационными ответчиками. Техническим результатом является повышение надежности опознавания в радиолокационной системе активного запроса-ответа путем стабилизации параметров принимаемых радиолокационным ответчиком запросных сигналов и стабилизации параметров принимаемых радиолокационным запросчиком ответных сигналов при многократных циклах запрос-ответ и оптимизации суммарного времени опознавания с проведением корректировки в случае необходимости положения луча диаграммы направленности антенной системы радиолокационного запросчика.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в импульсных радиолокационных станциях различных типов (обзорных, многофункциональных и др.), оснащенных выносными пассивными модулями, для решения задачи селекции целей на фоне многократных ответно-импульсных помех, воздействующих по главному лепестку диаграммы направленности антенной решетки.

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в задачах определения класса объекта при разработке гидроакустических систем с гибкой протяженной антенной (ГПБА). Сущность: для обеспечения технического результата предлагается создать базу спектральных портретов ДС собственных помех корабля-носителя с ГПБА в частотном диапазоне амплитудной огибающей шума носителя, для чего до начала эксплуатации корабля-носителя в натурных условиях при отсутствии в акватории морских объектов проводят измерения собственных помех корабля-носителя с ГПБА в этом частотном диапазоне в зависимости от скорости носителя, направления на объект, волнения моря, глубины погружения, типа гидрологии, тактической задачи, а затем из спектра сигнала объекта вычитают спектр собственной помехи на скорости носителя и в соответствующем направлении, взятого из банка спектральных портретов носителя для соответствующей гидрологии, волнения моря и тактической задачи.
Наверх