Масляная система газотурбинного двигателя

Изобретение относится к циркуляционным масляным системам авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в двигателестроении и других областях техники. Масляная система газотурбинного двигателя 1 содержит масляные полости 2 опор роторов и коробки приводов агрегатов, маслобак 3. Магистраль откачки-суфлирования 4 соединяет масляные полости 2 опор роторов с входом 5 вакуумного маслокольцевого насоса 6, а выход 7 насоса 6 сообщен посредством отсечного клапана 8 с маслобаком 3. Выход 9 маслокольцевого насоса 6 предназначен для удаления очищенного воздуха и сообщен с атмосферой. Магистраль нагнетания 10 обеспечивает подачу масла под повышенным давлением в масляные полости 2. Она посредством отсечного клапана 11 соединена с погружным нагнетающим насосом 12, расположенным внутри маслобака 3 и имеет в своем составе фильтр 13 и топливомасляный теплообменник 14. Маслобак 3 выполнен в виде герметичного сосуда, внутренний объем которого разделен упругим металлическим сильфоном 15 на масляную 16 и воздушную 17 полости, причем в масляной полости 16 размещен погружной нагнетающий насос 12, а воздушная полость 17 сообщена с воздушным трактом компрессора 18 газотурбинного двигателя 1. Достигается обеспечение бесперебойной работы масляной системы газотурбинного двигателя при выполнении самолетом эволюций с переменной ориентацией его в гравитационном поле и высокими перегрузками. 2 ил.

 

Изобретение относится к циркуляционным масляным системам авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в двигателестроении и других областях техники.

В циркуляционных масляных системах масло, откачиваемое из маслосборников масляных полостей опор роторов и коробки приводов газотурбинного двигателя, после восстановления его смазывающих свойств (очистки от механических примесей, отделения воздуха и охлаждения) подается снова в масляные полости двигателя, т.е. используется многократно.

Традиционная циркуляционная масляная система включает всасывающую, нагнетающую и откачивающую магистрали, а также магистраль суфлирования масляных полостей двигателя. По всасывающей магистрали масло поступает на вход нагнетающего насоса самотеком. Нагнетающая магистраль обеспечивает подвод масла в масляные полости под повышенным давлением и содержит насос с редукционным и отсечным клапанами, фильтр и топливомасляный теплообменник, а также форсунки. Откачивающая магистраль с помощью откачивающих маслонасосов отводит масло из маслосборников масляных полостей двигателя в маслобак. Суфлирующая магистраль через центробежный суфлер-сепаратор сообщает все масляные полости двигателя, включая воздушную полость маслобака, с атмосферой (УДК 629.7.036, Чигрин B.C., Белова С.У. «Системы ГТД», Учебное пособие, г. Рыбинск, РГАТА им. П.А. Соловьева, 2011 г.).

Исследованием физических процессов в традиционных циркуляционных масляных системах установлено, что вследствие высокой устойчивости масловоздушной смеси процесс свободного выделения масла из нее составляет несколько минут, в то время как порция масла проходит всю гидравлическую цепь масляной системы за 5…12 секунд (УДК 629.7.063.7, Щуровский Ю.М. «Особенности математического моделирования системы смазки газотурбинных двигателей», Труды МАИ, выпуск №92, г. Москва, 2017 г.). Поэтому масляные полости опор выполняют с увеличенным объемом и расположенными в их нижней части сборниками масла, выделяющегося из двухфазной масловоздушной смеси в условиях совместного воздействия на нее сил поверхностного натяжения и гравитации (Лисицин А.Н. «Повышение эффективности проектирования масляных полостей опор ГТД на основе метода численного моделирования двухфазного течения», диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, РГАТУ им П.А. Соловьева, специальность 05.07.05, г. Рыбинск, 2015 г.). Маслобак также выполняют с увеличенными габаритными размерами с учетом объема его свободной воздушной полости.

Недостатки известных масляных систем следующие. При выполнении самолетом эволюций с переменной ориентацией его в гравитационном поле и высокими линейными и угловыми ускорениями и соответствующими им перегрузками, возникает неопределенность пространственного положения объема масла в жидкой фазе в масляных полостях опор и в маслобаке. Это ведет к резкой потере производительности насосов откачивающей магистрали, нестабильности работы магистралей суфлирования и всасывания, что ухудшает условия работы маслонасоса магистрали нагнетания и, как следствие, ведет к масляному голоданию двигателя. Таким образом, они не обеспечивают надежную работу двигателя во время эволюций самолета.

Наиболее близкой по технической сущности предлагаемой масляной системе является масляная система газотурбинного двигателя, которая содержит масляные полости опор роторов и коробки приводов агрегатов, маслобак, магистраль нагнетания с нагнетающий насосом, фильтром и топливомасляным теплообменником, и магистраль откачки-суфлирования с вакуумным маслокольцевым насосом, выходы которого сообщены с масляной полостью маслобака и атмосферой для удаления очищенного воздуха (патент РФ №2731978, F04C 7/00, F02C 7/06, опубл. 09.09.2020 г.).

Недостатком известной масляной системы является нестабильная работа магистрали всасывания, что ухудшает условия работы маслонасоса магистрали нагнетания и, как следствие, ведет к масляному голоданию двигателя. Таким образом, они не обеспечивают надежную работу двигателя во время эволюций самолета.

Технической задачей изобретения является расширение арсенала технических средств обеспечения бесперебойной работы масляной системы газотурбинного двигателя при выполнении самолетом эволюций с переменной ориентацией его в гравитационном поле и высокими перегрузками.

Поставленная задача решается тем, что масляная система газотурбинного двигателя содержит масляные полости опор роторов и коробки приводов агрегатов, маслобак, магистраль нагнетания с нагнетающий насосом, фильтром и топливомасляным теплообменником и магистраль откачки-суфлирования с вакуумным маслокольцевым насосом, выходы которого сообщены с масляной полостью маслобака и атмосферой, при этом маслобак выполнен в виде герметичного сосуда, внутренний объем которого разделен упругим металлическим сильфоном на масляную и воздушную полости, причем в масляной полости размещен погружной нагнетающий насос, а воздушная полость сообщена с воздушным трактом компрессора газотурбинного двигателя.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана принципиальная схема масляной системы газотурбинного двигателя; на фиг. 2 показан маслобак (вид А на фиг. 1).

Масляная система газотурбинного двигателя 1 содержит масляные полости 2 опор роторов и коробки приводов агрегатов, маслобак 3. Магистраль откачки-суфлирования 4 соединяет масляные полости 2 опор роторов с входом 5 вакуумного маслокольцевого насоса 6, а выход 7 насоса 6 сообщен посредством отсечного клапана 8 с маслобаком 3. Выход 9 маслокольцевого насоса 6 предназначен для удаления очищенного воздуха и сообщен с атмосферой. Магистраль нагнетания 10 обеспечивает подачу масла под повышенным давлением в масляные полости 2. Она посредством отсечного клапана 11 соединена с погружным нагнетающим насосом 12, расположенным внутри маслобака 3, и имеет в своем составе фильтр 13 и топливомасляный теплообменник 14. Маслобак 3 выполнен в виде герметичного сосуда, внутренний объем которого разделен упругим металлическим сильфоном 15 на масляную 16 и воздушную 17 полости. В его масляной полости 16 размещен погружной нагнетающий насос 12, а воздушная полость 17 сообщена с воздушным трактом компрессора 18 газотурбинного двигателя 1. Маслобак имеет клапан заправки маслом 19 воздушный фильтр 20.

Данную масляную систему целесообразно выполнять с электрическим приводом клапанов 8 и 11. Привод нагнетающего насоса 12 и вакуумного маслокольцевого насоса 6 целесообразно выполнять с приводом от электродвигателей с регулируемой частотой вращения. Это существенно упрощает коробку приводов агрегатов двигателя и позволяет организовать гибкое управление работой масляной системой от цифровой системы управления двигателя.

Перед запуском газотурбинного двигателя 1 масляную полость 16 его маслобака 3 через клапан 19 заправляют маслом. При этом воздушная полость 17 маслобака через воздушный фильтр 20 сообщена с воздушным трактом компрессора 18 и, соответственно, с атмосферой. Упругий металлический сильфон 15 находится в сжатом состоянии и контактирует с маслом в масляной полости 16 по всей своей наружной поверхности, обеспечивая тем самым отсутствие свободного воздушного объема в масляной полости 16. Отсечные клапаны 8 и 11 закрыты, погружной нагнетающий 12 и вакуумный маслокольцевой насос 6 отключены. Циркуляция масла в масляной системе отсутствует, при этом в масляных полостях 2 опор роторов и коробки приводов газотурбинного двигателя 1 содержится некоторый неоткачиваемый объем масла, достаточный для режима запуска газотурбинного двигателя и его работы на режиме «Малый газ».

После запуска газотурбинного двигателя 1 на режим «Малый газ» включаются погружной нагнетающий 12 и вакуумный маслокольцевой 6 насосы, а также открываются отсечные клапаны 8 и 11. Масло из маслобака 3 погружным нагнетающим насосом 12 через отсечной клапан 11 подается в магистраль нагнетания 10. После прохождения фильтра 13 и топливомасляного теплообменника 14 оно поступает в масляные полости 2 опор ротора и коробки приводов агрегатов. Откачка масла из масляных полостей 2 опор роторов и коробки приводов агрегатов газотурбинного двигателя 1 в виде двухфазной масловоздушной смеси осуществляется по магистрали откачки-суфлирования 4 с помощью вакуумного маслокольцевого насоса 6, на вход 5 которого она подается, и в котором осуществляется сепарация. Отсепарированное масло через выход 7 и открытый отсечной клапан 8 поступает в маслобак 3. Очищенный воздух через выход 9 удаляется в атмосферу. Воздух из воздушного тракта компрессора 18 поступает через фильтр 20 в воздушную полость 17 маслобака 3. Упругий металлический сильфон 15 под действием перепада давлений в масляной 16 и воздушной 17 полостях маслобака 3 контактирует с маслом в масляной полости 16 по всей своей наружной поверхности, обеспечивая тем самым отсутствие свободного воздушного объема в масляной полости 16.

Работа масляной системы циркуляционного типа газотурбинного двигателя 1 на других режимах аналогична изложенному с той разницей, что режим работы нагнетающего 12 и вакуумного маслокольцевого насоса 6, задается цифровой системой управления двигателя 1.

Выполнение в полете самолетом эволюций с переменной ориентацией его в гравитационном поле и высокими перегрузками не оказывает влияния на откачку двухфазной масловоздушной смеси из масляных полостей 2 опор роторов и коробки приводов агрегатов газотурбинного двигателя 1. Маслобак с внутренним объемом, разделенным упругим металлическим сильфоном 15 на воздушную полость 17, сообщающуюся с воздушным трактом компрессора 18 газотурбинного двигателя 1, и масляную полость 16 с погружным нагнетающим насосом 12 и выходным отсечным клапаном 11 обеспечивает отсутствие свободного воздушного объема в масляной полости 16 независимо от ориентацией его в гравитационном поле и уровня перегрузок.

Происходящие при работе двигателя 1 невозвратные потери масла, ведущие к уменьшению его объема в масляной полости 16 маслобака 3, компенсируются упругим металлическим сильфоном 15, что позволяет обеспечить бесперебойную работу масляной системы газотурбинного двигателя, в том числе при выполнении самолетом эволюций с переменной ориентацией его в гравитационном поле и высокими перегрузками.

Масляная система газотурбинного двигателя, характеризующаяся тем, что содержит масляные полости опор роторов и коробки приводов агрегатов, маслобак, магистраль нагнетания с нагнетающим насосом, фильтром и топливомасляным теплообменником и магистраль откачки-суфлирования с вакуумным маслокольцевым насосом, выходы которого сообщены с масляной полостью маслобака и атмосферой, при этом маслобак выполнен в виде герметичного сосуда, внутренний объем которого разделен упругим металлическим сильфоном на масляную и воздушную полости, причем в масляной полости размещен погружной нагнетающий насос, а воздушная полость сообщена с воздушным трактом компрессора газотурбинного двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к масляной системе авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Технический результат - упрощение конструкции, уменьшение габаритов и веса маслобака.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах. Упорный узел турбомашины содержит корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым (1) и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым (1) и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям реактивных приводов несущих винтов. Маслосистема турбореактивных двигателей, размещенных на лопастях несущего винта вертолета, предназначена для питания маслом двигателей с одновременным выполнением функции защиты лопастей несущего винта от обледенения.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя. Масляная система авиационного газотурбинного двигателя содержит маслобак, нагнетающий насос с перепускным клапаном и напорной магистралью, подключенной к магистралям подачи масла в масляные полости подшипниковых опор ротора и коробки привода агрегатов.

Маслосистема газотурбинного двигателя относится к области авиадвигателестроения и обеспечивает уменьшение отказов нагнетающего насоса за счет удаления образующейся в нем воздушной пробки. Удаление воздушной пробки из шестеренной полости нагнетающего насоса обеспечивается за счет изготовления нагнетающего и откачивающего насосов в одном блоке масляных насосов и наличием устройства стравливания воздуха, выполненным в виде канала с жиклёром, расположенным между выходами нагнетающего и откачивающего насосов.

Газотурбинный двигатель содержит газогенератор (66), содержащий секцию (11) компрессора и секцию (65) силовой турбины. Секция (65) силовой турбины содержит ротор (81) силовой турбины, поддерживаемый валом (93) силовой турбины, который механически не связан с газогенератором (66).

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Изобретение может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Система смазки газоперекачивающего агрегата со стационарным газотурбинным двигателем (5) содержит маслобак (1) и подсоединенные к нему нагнетающие и сливные трубопроводы и штатный динамический маслоотделитель (7).

Изобретение предназначено для суфлирования масляных полостей опор ротора с циркуляционной системой смазки, и может быть использовано в газотурбинных двигателях (ГТД) различного назначения. Задача по повышению надежности работы маслосистемы газотурбинного двигателя решается способом суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя с циркуляционной системой смазки и маслокольцевым вакуумным насосом 1 для осуществления данного способа.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки (ЭГТУ), применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода разнообразных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема ЭГТУ содержит два нагнетающих насоса с приводом одного из них от ротора турбокомпрессора, а другого - с электроприводом, всасывающие магистрали которых подключены параллельно к маслобаку, а напорные магистрали сообщены между собой через автоматическое запорное устройство и соединены с масляными полостями опорных подшипников роторов компрессора и свободной турбины, причем в магистрали подачи масла к упорному подшипнику турбокомпрессора установлен датчик давления.

Турбомашина содержит два вращающихся вала и один агрегат для смазки, содержащий насос с корпусом, внутри которого установлен ротор, приводимый в движение посредством одного из упомянутых валов. Корпус насоса приводится во вращение посредством другого из упомянутых валов таким образом, что приведение в действие насоса зависит от разницы скоростей вращения валов.
Наверх