Шлюз локализующей системы безопасности атомной станции с подвижным полом
Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к ядерной энергетике, в частности, к оборудованию, устанавливаемому в защитных оболочках ядерного реактора, работающей атомной электростанции, и обеспечивающему проход персонала в герметичное ограждение реакторной установки. Шлюз локализующей системы безопасности атомной станции с подвижным полом. Подвижный пол поднимается и опускается вертикально посредством механизма с рычажной системой, имеющей рычаги-шарниры и упор(ы), обеспечивающий(щие) закрепление пола в поднятом положении путем удержания подвижной оси шарнира дальше опорной оси рычага-шарнира по ходу движения. 3 ил.
Предложение относится к области машиностроения, а именно, к ядерной энергетике, в частности, к оборудованию, устанавливаемому в защитных оболочках ядерного реактора, работающей атомной электростанции, и обеспечивающему проход персонала в герметичное ограждение реакторной установки.
Шлюз основной (Шлюз) является элементом системы герметичного ограждения здания реактора и входит в состав локализующей системы безопасности (ЛСБ) атомной электростанции (АЭС).
Шлюз предназначен для обеспечения:
- прохода обслуживающего персонала во время эксплуатации блока;
- транспортирования малогабаритных грузов на отметку обслуживания реакторной установки при ремонтах оборудования, перегрузке ядерного топлива и во время эксплуатации блока;
- проектной степени герметичности зоны локализации аварии;
- удержания, в пределах зоны локализации аварии, выделяющихся радиоактивных веществ.
Известен Шлюз, содержащий неподвижный пол, на который опускается пандус для обеспечения прохода персонала (https://seogan.ru/images/foto/atucha/%D0%90%D0%AD%D0%A1%20%D0%90%D1%82%D1%83%D1%87%D0%B0%20I%20-%20%D1%88%D0%BB%D1%8E%D0%B7%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0.ipg).
Недостатком вышеназванного Шлюза является то, что перед транспортированием груза необходимо установить пандус, что требует времени и усилий, поскольку осуществляется вручную, при транспортировании груза на тележке возникают дополнительные усилия от преодоления наклона пандуса.
Задачей заявленного предложения является создание устройства, позволяющего транспортировать через шлюз тележки с грузом, не используя съемные пандусы.
Техническим результатом при использовании предложенной конструкции Шлюза локализующей системы безопасности атомной станции с подвижным полом является возможность использования при транспортировании грузов тележки, снижение времени и усилий на транспортирование через Шлюз грузов массой до 2,5 т.
Указанная задача достигается за счет того, что часть пола Шлюза выполнена в виде подвижной площадки, поднимающейся при открытии двери и опускающейся перед закрытием двери, имеющей одним из положений общий уровень пола Шлюза с герметичной и негерметичной зоной, а другим - положение, позволяющее закрыть и загерметизировать дверь.
На Фиг. 1 изображен Шлюз с подвижным и полом, и подвижной площадкой;
На Фиг. 2 изображен подвижный пол;
На Фиг. 3 изображен механизм подъема подвижного пола и подвижной площадки.
Пол Шлюза (фиг. 1) состоит из подвижной 1 и неподвижной 2 частей. В герметичной зоне стоит подвижная площадка 3, позволяющая транспортировать груз в герметичную зону.
Подвижный пол (фиг. 2) состоит из подвижной рамы 4 и неподвижной опоры 5. Подвижная рама 4 поднимается с помощью механизма подъема, изображенного на фиг. 3. Направление перемещение рамы обеспечивают направляющие 6, по которым при движении скользит подвижная рама 4. Механизм подъема подвижной рамы 4 (фиг. 3) состоит из рычажной системы, включающей рычаги-шарниры 7, вращающиеся на общей оси. Один опорный конец рычага-шарнира 7 закреплен на подвижной раме 4, а другой опорный конец рычага-шарнира 7 закреплен на неподвижной опоре. На общей оси рычага-шарнира 7 имеется ролик 8, который в верхнем положении упирается в упор 9. Положение упора 9 выбрано так, чтобы проекция оси ролика 8 в крайнем положении по ходу движения ролика 8 располагалась дальше оси нижней опоры рычага-шарнира 7, закрепленного на неподвижной опоре 5, что обеспечивает фиксацию конечного положения подвижной рамы 4. Движение ролика 8 рычага-шарнира 7 обеспечивает привод 10, при этом, в зависимости от направления действия усилия привода 10 подвижная рама 4 либо поднимается, либо опускается. В нижнем положении подвижная рама 4 опирается на упоры 9, закрепленные на неподвижной опоре 5. Таким образом, усилие приводом 10 прилагается только при перемещении площадки 3 из положения «Поднято» в положение «Опущено», и наоборот, соответственно удержание подвижной рамы 4 в крайних положениях не требует усилия от привода 10 и обеспечивает безопасность использования. Количество пар рычагов-шарниров 7 определяется оптимальным сочетанием выполнения требований безопасности, и рациональностью конструкции. Конструкция подвижной площадки 3 показанной на фиг. 1 идентична подвижному полу.
Шлюз локализующей системы безопасности атомной станции с подвижным полом, поднимающегося и опускающегося вертикально посредством механизма с рычажной системой, имеющей рычаги-шарниры и упор(ы), отличающийся тем, что закрепление пола в поднятом положении осуществляется путем удержания подвижной оси шарнира дальше опорной оси рычага-шарнира по ходу движения.