Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия

Изобретение относится к вариаторным трансмиссиям. Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия включает входной, промежуточный и выходной валы, реверсор, базовый вариатор и дифференциал. Реверсор установлен на входе трансмиссии и включает две конические шестерни, которые жестко закреплены одна на входном валу, а вторая на промежуточном валу. Базовый вариатор состоит из ведущей и ведомой спиральных шестерен с впадинами, выполненными по спирали Архимеда, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент с механизмом перемещения и осью вращения, перпендикулярной плоскости осей вращения спиральных шестерен. При этом ведущая спиральная шестерня базового вариатора выполнена цилиндрической формы и жестко установлена на промежуточном валу, а ведомая коническая спиральная шестерня установлена с возможностью вращения относительно входного и выходного валов. Дифференциал установлен во внутренней полости ведомой конической спиральной шестерни, с которой жестко связано его водило, входное центральное колесо с входным валом, а выходное центральное колесо с выходным валом. Обеспечивается снижение габаритов, упрощение изготовления и повышение надежности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вариаторным трансмиссиям с плавным отнулевым управлением скоростью вращения выходных валов приводов промышленных установок и транспортных средств.

Известна вариаторная зубчатая передача, включающая конические зубчатые колеса, на поверхностях которых нарезаны криволинейные зубья, установленные с возможностью зубчатого зацепления между собой (см. патент РФ на изобретение №2389922, МПК F16H 3/42 (2006.01), опубл. 20.05.2010). В данном устройстве конические зубчатые колеса установлены перпендикулярно относительно друг друга с возможностью продольного скольжения по собственным валам без относительного вращения, а криволинейные зубья имеют изменяющийся поперечный профиль, такой, что при перемещении колес вдоль валов в любой момент обеспечивается зубчатое сопряжение колес. При этом колеса установлены таким образом, что увеличению диаметра и угла наклона зубьев одного колеса отвечает уменьшение диаметра и угла наклона зубьев другого колеса. Изменение передаточного отношения, то есть перемещение упомянутых колес вдоль валов, осуществляется при помощи внешнего механизма управления.

Недостатками аналога являются повышенные габариты, сложность конструкции и управления. Это связано с поперечным расположением входного и выходного валов, что в совокупности с запасом на перемещение конусов требует увеличения размеров устройства в целом. При регулярном управлении необходимо непрерывно передвигать вдоль валов быстровращающиеся массивные конические зубчатые колеса, соблюдая синхронность вращения конусов и их валов, что усложняет еще и конструкцию, а также способствует проявлению эффекта «волчка», ухудшающего энергетику управления. Кроме того, данная передача имеет низкий диапазон изменения передаточного отношения, что не позволяет использовать ее в качестве полноценной трансмиссии, например, в автомобилях.

Известен также зубчатый реверсный вариатор, включающий две конические спиральные шестерни, установленные на параллельных валах и обращенные вершинами в противоположные стороны, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент с механизмом перемещения (см. патент РФ на изобретение №2546047, МПК(2006.01) F16H 3/42, опубл. 10.04.2015). Конические спиральные шестерни выполнены в виде многозаходных равнонаправленных винтов, а промежуточный элемент выполнен цилиндрическим, ось перемещения которого неизменна в пространстве и установлена соосно боковым поверхностям конусных шестерен посредине между ними. При этом промежуточный зубчатый элемент должен иметь косые зубья с углом наклона, идентичным углу наклона логарифмической винтовой линии шестерен. В данном вариаторе для перемещения промежуточного зубчатого элемента вдоль конусных шестерен используется механизм перемещения в виде винтовой пары, состоящей из ступицы и ходового винта.

Недостатками аналога являются повышенные габариты, низкие мощность, быстродействие и КПД устройства, сложность конструкции и управления. Это связано с тем, что для изменения передаточного отношения хотя бы в пределах от 0,5 до 2 требуется большая длина конусов спиральных шестерен, поэтому и ходовой винт, являющийся осью перемещения промежуточного зубчатого элемента, удлинен - это ухудшает быстродействие и увеличивает габариты устройства. Равнонаправленность винтов означает их развертку на конические шестерни по логарифмической винтовой линии, угол наклона которой к образующей конуса строго постоянен, но торцовый шаг непрерывно и равномерно нарастает. Поэтому, во избежание заклинивания, промежуточный зубчатый элемент неизбежно должен иметь тонкие зубья с уширенными впадинами между ними, что снижает передаваемый момент, способствует низкочастотным вибрациям и ударам в передаче. При этом диапазон плавного варьирования передаточного отношения и передаваемый момент для полноценной трансмиссии недостаточны.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является базовый вариатор широкодиапазонной трансмиссии, включающей входной, промежуточный и выходной валы, реверсор, дифференциал и базовый вариатор, состоящий из ведущей и ведомой шестерен с впадинами, выполненными по спирали Архимеда, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент с механизмом перемещения и осью вращения, перпендикулярной плоскости осей вращения спиральных шестерен, (см. патент РФ на изобретение №2763619, МПК(2006.01) F16H 3/42, опубл. 30.12.2021). В данной конструкции трансмиссии базовый вариатор включает две конические спиральные шестерни, обращенные вершинами в противоположные стороны и установленные на параллельных валах, вращение от которых передается на реверсор, а затем на дифференциал.

Недостатками прототипа являются повышенные габариты и затраты на изготовление. Повышенные габариты связаны с особенностями конструкции, а именно, с последовательностью расстановки основных элементов трансмиссии: базовый вариатор, реверсор и дифференциал. Ведомое зубчатое колесо реверсора объединено с водилом дифференциала, которое и определяет размер этого колеса и не позволяет варьировать размеры устройства в этом узле в сторону уменьшения. Поэтому реверсор должен быть понижающей передачей, а вариатор - повышающей. При этом величина скорости вращения промежуточного вала при регулировании меняется от скорости входного вала до ее удвоенного значения. Т.к. приводной двигатель имеет обычно частоту вращения в несколько тысяч об/мин, то промежуточный вал и сидящие на нем подшипники, ведомая конусная спиральная шестерня вариатора и шестерня реверсора работают с повышенной интенсивностью, что требует усиления конструкции, а следовательно увеличения габаритов. Кроме того, самой сложной в изготовлении является спиральная конусная шестерня вариатора, а их в данной конструкции таких шестерен две, что повышает затраты на изготовление.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении габаритов, упрощении изготовления и повышении надежности.

Технический результат достигается тем, что зубчатая широкодиапазонная трансмиссия, включающая входной, промежуточный и выходной валы, реверсор, дифференциал и базовый вариатор, состоящий из ведущей и ведомой шестерен с впадинами, выполненными по спирали Архимеда, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент с механизмом перемещения и осью вращения, перпендикулярной плоскости осей вращения спиральных шестерен, согласно изобретению, реверсор установлен на входе трансмиссии и включает две конические шестерни, которые жестко закреплены одна на входном валу, а вторая на промежуточном валу, при этом еще на промежуточном валу жестко установлена ведущая спиральная шестерня базового вариатора цилиндрической формы, а ведомая коническая спиральная шестерня установлена с возможностью вращения относительно и входного и выходного валов, причем дифференциал установлен в ее внутренней полости и его водило жестко связано с конической спиральной шестерней.

Данное устройство позволит снизить габариты, упростить изготовление и повысить надежность конструкции.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1, изображена заявляемая зубчатая широкодиапазонная трансмиссия.

Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия включает входной 1, промежуточный 2 и выходной 3 валы, реверсор, базовый вариатор и дифференциал. Реверсор установлен на входе трансмиссии и включает две конические шестерни 4 и 5, которые жестко закреплены одна на входном валу 1, а вторая на промежуточном валу 2. Базовый вариатор состоит из ведущей 6 и ведомой 7 спиральных шестерен с впадинами, выполненными по спирали Архимеда, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент 8 с механизмом перемещения 9 и осью вращения, перпендикулярной плоскости осей вращения спиральных шестерен 6 и 7. При этом ведущая спиральная шестерня 6 базового вариатора выполнена цилиндрической формы и жестко установлена на промежуточном валу 2, а ведомая коническая спиральная шестерня 7 установлена с возможностью вращения относительно входного 1 и выходного 3 валов. Дифференциал установлен во внутренней полости ведомой конической спиральной шестерни 7, с которой жестко связано его водило 10, входное центральное колесо 11 с входным валом 1, а выходное центральное колесо 12 с выходным валом 3.

Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия работает следующим образом.

Приводной двигатель (на фиг. 1 не показан) вращает входной вал 1 с угловой скоростью ω1 вместе с шестерней 4 реверсора и центральным колесом 11 дифференциала. Промежуточный вал 2 и ведущая спиральная шестерня 6 базового вариатора вращаются с той же частотой, но в противоположную сторону ω2=-ω1 за счет реверсора, состоящего из конических шестерен 4 и 5. Ведомая коническая спиральная шестерня 7 базового вариатора и водило 10 дифференциала имеют частоту вращения ω710=-ω2вар1вар. Передаточное отношение вариатора ϕвар меняется при перемещении механизмом 9 промежуточного зубчатого элемента 8 в соответствии с формулой ϕвар=d7/d6, где d7 - диаметр делительной окружности конической спиральной шестерни 7 в точке ее текущего контакта с элементом 8; d6 - диаметр делительной окружности ведущей спиральной шестерни 6 базового вариатора. По правилу сложения скоростей в дифференциале ω10=0,5(ω13), следовательно, частота вращения выходного вала 3 трансмиссии равна ω31(2вар-1). При изменении передаточного отношения ϕвар всего лишь в пределах 2:1 частота вращения выходного вала 3 трансмиссии регулируется от 0 до скорости входного вала ω1. Этого достаточно, чтобы, например, в современных автомобильных приводах с такой трансмиссией отказаться от гидротрансформатора с клиноременным вариатором или от автоматической коробки передач и сцепления, и вообще от регулирования скорости вращения двигателя в функции требуемой скорости движения и поддерживать ее постоянно на экономически наиболее выгодном уровне.

В заявленной конструкции зубчатой широкодиапазонной трансмиссии промежуточный вал 2 вращается всегда со скоростью входного вала 1, а сложных в изготовлении спиральных конусных шестерен в вариаторе, по сравнению с прототипом, требуется только одна. При этом за счет перемещения реверсора на вход трансмиссии повышается его компактность и появляется возможность размещения дифференциала во внутренней полости конической спиральной шестерни 7, что и способствует уменьшению габаритов всего устройства.

Данная зубчатая широкодиапазонная трансмиссия по сравнению с прототипом позволит снизить габариты, упростить изготовление и повысить надежность конструкции.

Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия, включающая входной и выходной валы, реверсор, дифференциал и базовый вариатор, состоящий из ведущей и ведомой шестерен с впадинами, выполненными по спирали Архимеда, между которыми установлен промежуточный зубчатый элемент с механизмом перемещения и осью вращения, перпендикулярной плоскости осей вращения спиральных шестерен, отличающаяся тем, что реверсор установлен на входе трансмиссии и включает две конические шестерни, которые жестко закреплены одна на входном валу, а вторая на промежуточном валу, при этом еще на промежуточном валу жестко установлена ведущая спиральная шестерня базового вариатора цилиндрической формы, а ведомая коническая спиральная шестерня установлена с возможностью вращения относительно входного и выходного валов, причем дифференциал установлен в её внутренней полости и его водило жестко связано с конической спиральной шестерней.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бесступенчатой раздаточной коробке для транспортных средств. Бесступенчатая силовая раздаточная коробка содержит вариатор, суммирующую передачу и несколько муфт.

Изобретение относится к дифференциальным механизмам распределения мощности (МРМ) транспортного средства (ТС). Механизм распределения мощности установлен после коробки передач и содержит двухстепенную редукторную часть (РЧ), выполненную с нулевым, первым и вторым зубчатыми планетарными механизмами - рядами, входное звено которой связано с двигателем ТС и соединено со звеньями планетарных рядов, а выходные звенья связаны с ведущими колесами ТС.

Трансэксл // 2751293
Изобретение относится к трансэкслу. Трансэксл содержит планетарный редуктор и дифференциальное устройство.

Изобретение относится к машиностроению. Устройство привода содержит на входе дифференциал, на выходе планетарную передачу, водило которой выполненное заодно с выходным валом устройства, и клиноременный вариатор, связанный с дифференциалом и планетарной передачей через зубчатые передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Механизм прямого пуска включает асимметричный планетарный дифференциал, установленный на валу привода и имеющий возможность вращаться вокруг него, вход которого соединен с валом привода.

Изобретение относится к вальнопланетарным коробкам передач. Многопоточная вально-планетарная коробка передач содержит входной и выходной валы, два дифференциала и блокировочные муфты.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный зубчатый редуктор с двухвенцовыми сателлитами содержит входной вал с шестерней, не менее трех кинематически связанных с входным валом периферийных валов, оси которых параллельны оси центрального выходного вала и равноудалены от нее, и несущих на себе цилиндрические шестерни, образующие внешнее зацепление с цилиндрическим колесом, имеющим общую ступицу с одним из центральных колес дифференциала и внутреннее зацепление с комбинированным колесом внутреннего зацепления и водило, жестко связанное с центральным выходным валом.

Группа изобретений относится к планетарным передачам. Система (100) планетарной передачи содержит множество составных сателлитов (106), каждый из которых содержит три передаточные ступени, первое подвижное кольцевое зубчатое колесо (152), функционально входящее в зацепление с одной из указанных трех передаточных ступеней, второе подвижное кольцевое зубчатое колесо (154), функционально входящее в зацепление с одной из указанных трех передаточных ступеней, неподвижное кольцевое зубчатое колесо (132), имеющее центральную ось, соосную с основной осью (110) вращения, и функционально входящее в зацепление с одной из указанных трех передаточных ступеней, и подвижное центральное зубчатое колесо (104), функционально входящее в зацепление с одной из указанных трех передаточных ступеней.

Изобретение относится к двухпоточным редукторам для передачи крутящего момента. Двухпоточный редуктор содержит корпус, быстроходную, промежуточную и тихоходную ступени зубчатых передач, объединенные с механизмом деления крутящего момента, содержащего левый и правый валы двух потоков.

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит шестерню (19), окружающую сплошной первичный вал (2) и зацепленную с промежуточными шестернями (20 и 21), зацепленными с шестернями (22 и 23) промежуточных валов (9 и 10), муфту (31) для поочередной связи с валом (2) шестерни (19) и шестерни (24), зацепленной непосредственно с шестернями (25 и 26) валов (9 и 10).

Вариатор // 2756392
Изобретение относится к области машиностроения. Вариатор содержит корпус с установленными в нём двумя однонаправленными конусными спиральными шестернями, имеющими противоположное направление навивок зубчатых венцов, первичный вал и размещённые на нём ведущую и приёмную шестерни, при этом приёмная шестерня соединена с одним концом первичного вала и двумя шестернями передачи, каждая из которых соединена с одной из двух спиральных шестерней, при этом ширина зубьев ведущей шестерни меньше шага навивки зубчатых венцов спиральных шестерней на величину необходимого зазора, вторичный вал, размещённый соосно первичному валу и одним концом закреплённый в корпусе.
Наверх