Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля

Изобретение относится к учебно-техническим средствам и может быть использовано для обеспечения учебных мероприятий боевой подготовки и образовательного процесса в условиях учебных центров и военно-учебных заведений ВМФ. Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля содержит рабочие места операторов, блоки ввода программы обучения и отображения информации, блоки питания, аппаратно-программный комплекс руководства обучением и комплексирования (АПК РОК), в который входит вычислительно-моделирующий комплекс (ВМК), коммутатор локальной вычислительной сети (ЛВС) и коммутационно-управляющее устройство. При этом АПК РОК состоит из автоматизированного рабочего места руководителя обучения (АРМ РО) и автоматизированного рабочего места администратора безопасности информации (АРМ АБИ), которые, как и ВМК, соединены с коммутатором ЛВС. АПК РОК через межсетевой экран соединен с внешними тренажерными системами. Коммутатор ЛВС соединен с автоматизированными рабочими местами общего назначения (АРМ ОН). Повышается уровень подготовки состава надводных кораблей. 4 ил.

 

Изобретение относится к учебно-техническим средствам и может быть использовано для обеспечения учебных мероприятий боевой подготовки и образовательного процесса в условиях учебных центров (УЦ) и военно-учебных заведений ВМФ.

Для подготовки операторов связи кораблей в настоящее время используется учебный образец комплекса «Буран», который представляет собой действующий образец, но в сокращенном составе комплектующих средств.

Известен тренажер радиотелеграфиста А.С. СССР №13635000, Кл. Ho4L 11/00. Тренажер содержит последовательно соединенные телеграфный ключ и блоки анализа элементов знака, последовательно соединенные блок управления, генератор тактовых импульсов, формирователь кода Морзе, электроакустические преобразователи и др. элементы.

Известен тренажер операторов А.С. СССР №1363290, Кл. G09B 11/00. Тренажер содержит клавиатуру обучаемого, блок ввода программы обучения и блок предъявления учебной информации, при этом клавиатура обучаемого содержит первый ограничительный элемент и элементы ввода ответов, а блок ввода программы обучения содержит второй ограничительный элемент, клавиатуры инструмента и узел памяти, выход которого соединен с одним входом блока предъявления учебной информации, а выходы - с соответствующими выходами клавиатуры инструктора, подключенными к выходам соответствующих элементов ввода ответов, входы второго и первого элементов подключены к положительной шине питания, а выходы соединены соответственно с выходами узла памяти и выходами элементов ввода ответов, вход клавиатуры инструктора подключен к отрицательной шине питания.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту (прототип), является комплексный тренажер корабельных связистов. Патент РФ №38246, Кл. G09B 13/00 от 27.05.2004 г. Бюл. №15.

Комплексный тренажер корабельных связистов, содержащий рабочие места операторов, блоки ввода программы обучения и отображения информации и блок питания, рабочие места автоматизированы и выполнены в виде модулей и включают в себя центральный пост руководства обучением, центральный вычислительно-моделирующий комплекс и тактические тренажеры «Дуэль-ПЛ», «Дуэль-ПЛО», «Дуэль-Т», «Мостик-2000», «Охта», которые своими входами и выходами параллельно через магистральный и сетевой коммутаторы соединены с автоматизированными рабочими местами командира БЧ-4 надводных кораблей и автоматизированными рабочими местами руководящего состава - командира корабля, руководителя тренировок слушателей групп надводных кораблей и флагманского связиста соединения кораблей, а автоматизированные рабочие места БЧ-4 подводных лодок и автоматизированные места командира подводной лодки, флагманского связиста и руководителя тренировок слушателей групп подводных лодок соединены с магистральным коммутатором последовательно через сетевой концентратор и сетевой коммутатор, при этом каждый модуль исполнен как самостоятельная программа, взаимодействующая с другими модулями, причем модули, представляющие в совокупности корабельный комплекс, сконфигурированы для исполнения либо на одном АРМ-О, либо, как распределенное приложение, будучи рассредоточенными на n АРМ, где n изменяется от 2 до m, а m - общее максимальное число модулей, представляющих данный корабельный комплекс. При этом m не может быть более 10, поскольку 10 - максимальное число АРМ-О, которые могут задействоваться в комплексном тренажере.

Недостатком как аналогов, так и прототипа является то, что известные тренажеры не обеспечивают непрерывной комплексной групповой подготовки операторов при боевом применении средств и комплексов связи на кораблях.

Целью настоящего изобретения является повышение качества подготовки командного и операторского состава надводных кораблей по боевому применению средств и комплексов связи и расширение функциональных возможностей тренажера.

Поставленная цель достигается за счет того, что в тренажерном комплексе, содержащем рабочие места операторов, блоки ввода программы обучения и отображения информации и блоки питания, введен аппаратно-программный комплекс руководства обучением и комплексирования (АПК РОК), в который входит вычислительно модульный комплекс (ВМК), коммутатор локальной вычислительной сети (ЛВС), и коммутационно-управляющее устройство, при этом АПК РОК состоит из автоматизированного рабочего места руководителя обучения (АРМ РО) и автоматизированного рабочего места администратора безопасности информации (АРМ АБИ), которые, как и ВМК соединены с коммутатором локальной вычислительной сети, причем АПК РОК через межсетевой экран соединен с внешними тренажерными системами, при этом коммутатор локальной вычислительной сети соединен с автоматизированными рабочими местами общего назначения, в состав которых входят персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) соединенные с коммутатором ЛВС, многофункциональные абонентские терминалы (МФАТ), также соединенные с коммутатором ЛВС, и оконечными устройствами телеграфными слуховыми и буквопечатающими изделиями, соединенными с коммутационно-управляющим устройством.

На фиг. 1 представлена структурная схема учебно-тренировочного комплекса связи (УТКС) надводного корабля. Он состоит из:

1 – аппаратно-программного комплекса руководства обучением и комплексирования (АПК РОК);

2 - вычислительно-моделирующего комплекса (ВМК);

3 - коммутатора локальной вычислительной сети (ЛВС);

4 - коммутационно-управляющего устройства (КУУ);

5 - автоматизированного рабочего места общего назначения (АРМ ОН);

6 - автоматизированного рабочего места администратора безопасности информации (АРМ АБИ);

7 - персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ);

8 - многофункциональных абонентских терминалов (МФАТ);

9 - оконечных устройств телеграфных слуховых и буквопечатающих изделий оконечные устройства;

10 - внешних тренажерных систем.

В УТКС НК входят вычислительные средства - персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) 7 с установленным программным обеспечением (ПО), формирующие АРМ, объединенные в единую сеть, и снабженные средствами ввода/вывода информации (в т.ч. коллективного пользования), средствами документирования и элементами системы защиты информации (СЗИ).

Центральным звеном УТКС НК является аппаратно-программный комплекс (АПК) руководства обучением и комплексирования (РОК). Аппаратно-программный комплекс руководства обучением и комплексирования (АПК РОК) 1 включает:

- автоматизированное рабочее место руководителя обучения (АРМ РО);

- вычислительно-моделирующий комплекс (ВМК) 2;

- коммутатор локальной вычислительной сети (ЛВС) 3;

- средства отображения информации коллективного пользования (СОИ КП);

- средства документирования информации;

- программные имитаторы средств связи (ПИ СС);

- обучающие программы (ОП) по боевому использованию средств связи комплекса связи;

- комплект интерактивного электронного техническое руководство (ИЭТР);

- комплект программного обеспечения (ПО);

- комплект эксплуатационной документации (ЭД);

- комплект ЗИП;

- монтажно-технологических комплектов для размещения технических средств УТКС НК.

АПК РОК обеспечивает:

- планирование и учет результатов учебного процесса;

- управление подготовкой, началом, ходом проведения и завершением учебного мероприятия;

- документирование и подготовку данных для разбора действий обучающихся и обстановки, имитируемой в ходе учебного мероприятия;

- формирование и имитацию развития тактической обстановки;

- управление отображением информации на экране коллективного пользования;

- информационное взаимодействие между собой АРМ УТКС НК через ЛВС;

- информационное взаимодействие УТКС НК с другими учебно-тренировочными средствами (УТС) при функционировании в единой обстановке в составе тренажерного комплекса для подготовки экипажей кораблей;

- конфигурирование и функциональную диагностику УТКС НК;

- планирование и учет мероприятий технического обеспечения связи и АСУ;

- администрирование в целях обеспечения безопасности информации.

Вычислительно-моделирующий комплекс (ВМК) 2 включает в себя:

- ПЭВМ защищенного исполнения (степень защиты оболочки - не ниже IP20 ГОСТ 14254) с установленной операционной системой (ОС) с двумя мониторами с сенсорным управлением (диагональю не менее 23 дюйма), оснащенный следующими средствами:

- клавиатурой, манипулятором типа «мышь»;

- защищенным съемным энергонезависимым носителем информации.

ВМК 2 - основной компонент АПК РОК 1, который определяет архитектуру распределенной системы имитационного моделирования для построения единой информационно-моделирующей среды УТКС НК.

ВМК 2 предназначен для выполнения следующих функций:

- инициализации системы моделирования, загрузки задания на тренировку;

- имитационного моделирования объектов, процессов и явлений тактической обстановки с использованием информации, полученной из других УТС;

- предоставления сведений о результатах моделирования на различные узлы вычислительной сети, в т.ч. на подключаемые УТС;

- управления процессом моделирования (пуск, останов, скачок, ускоренный масштаб времени);

- протоколирования процесса моделирования;

- сохранения информации, необходимой для воспроизведения тактической обстановки, а также результаты обучения и подготовки;

- воспроизведения тактической обстановки в ходе разбора.

Часть функций ВМК 2 связана с моделированием объектов, процессов, явлений, другая часть с обеспечением управления и документирования тренировочного процесса.

В состав ВМК 2 входят исполнительная система 11, сервисы 12 и библиотека имитационных моделей 13, как приведено на фиг.2.

Исполнительная система 11, состоящая из диспетчера и набора сервисов 12, обеспечивает загрузку моделей из библиотеки 13 и их инициализацию, синхронизацию времени, взаимодействие моделей, загрузку/сохранение состояния моделей.

Диспетчер реализует цикл имитации в ходе проведения тренировки, то есть определяет основной такт моделирования. Значение такта моделирования конкретной модели может значительно отличаться от величины такта диспетчера. Моделирование скоростных объектов (самолет, ракета, торпеда и т.п.) может потребовать выполнения с тактом, равным такту диспетчера, а для других объектов (корабль, судно, ПЛ и т.п.) интервал моделирования может быть значительно увеличен. Время начала (продолжения, окончания) выполнения конкретной модели определяет диспетчер в ходе такта моделирования. В процессе имитации модель имеет возможность менять значение требуемого такта моделирования.

За одну итерацию цикла диспетчер выполняет следующие действия:

- определяет текущее время моделирования обстановки и интервал времени, прошедшего с момента последнего расчета;

- обрабатывает сетевые команды, поступившие с момента предыдущей итерации;

- осуществляет имитацию моделей, временной интервал для которых с момента последнего моделирования достиг значения, указанного самой моделью при регистрации функции, или превысил его;

- синхронизирует состояние времени и моделей с другими сетевыми узлами.

Сервисы 12 ВМК 2, предоставляющие функции двух видов - информационные и управляющие (функции-команды), образуют группы сервисов моделей, состава задействованных ПИ СС, времени, тактической обстановки, картографической информации, сетевого взаимодействия моделей.

Функционирование ВМК 2 организовано по принципу «клиент - сервер». Сервер ВМК 2 решает следующие задачи:

- инициализация системы моделирования (на основе задания на тренировку);

- управление единым временем;

- добавление и удаление имитационных моделей.

Клиенты ВМК 2 по запросу или по рассылке получают необходимую информацию от сервера. Сервер и клиенты ВМК 2 реализуются в виде динамической библиотеки DLL, которая используется различными приложениями (пост руководства обучением (ПРО), АРМ ОН 5 или ВМК нижнего уровня). Приложение получает право доступа ко всем сервисам ВМК 2, которые предоставляют ему информационные и управляющие функции.

С использованием информационных функций приложение может получать различные текущие данные (время и его состояние, состояние тактической обстановки, состав УТКС НК, набор моделей, доступных к добавлению в тактическую обстановку и т.д.).

С помощью функций-команд приложение может изменять тактическую обстановку или параметры тренировки. Для этого клиент ВМК 2 формирует функцию-команду и отправляет запрос на сервер ВМК 2. На сервере выполняются соответствующие запросу действия, после чего результат выполнения рассылается всем клиентам ВМК 2. Приложение взаимодействует с ВМК 2 через сервисы, благодаря чему оно избавлено от деталей сетевого обмена.

Библиотека имитационных моделей 13 предназначена для обеспечения системы моделирования и состоит из модулей, в которых реализованы модели объекта тактической обстановки (ОТО), физических полей, формирований, процессов, явлений.

ВМК 2 обеспечивает централизованное моделирование тактической обстановки на едином информационном поле и предоставляет подключаемым учебно-тренировочным средствам (УТС) необходимые данные по тактической обстановке и состоянию тренировки.

Система моделирования предполагает максимальное отделение моделей от остальных компонентов системы и формализацию способов взаимодействия моделей. Исполнительная система располагает минимальным объемом информации о моделях (фактически только имя), благодаря чему может работать с произвольным составом моделей (за счет этого возможно масштабирование системы). Моделирование тактической обстановки с точки зрения ВМК 2 - это процесс взаимодействия моделей, причем способ взаимодействия определяется самими моделями.

Модели организованы в единую иерархическую структуру с произвольным числом уровней. Вершиной иерархии является модель тактической обстановки, в которую в качестве дочерних элементов включаются модели ОТО и групповых формирований. Иерархическая структура моделей обеспечивает механизм построения сложных моделей ОТО с использованием набора более простых, при этом количество уровней структуры определяет глубину моделирования.

Каждая модель строится по принципу «клиент - сервер», то есть реализует возможность функционирования в двух режимах, за счет чего достигается гибкое конфигурирование процесса моделирования. Сервер модели может располагаться на любом узле сети, а на остальных узлах размещаются клиенты модели, которые предоставляют пользователям (приложениям) возможность получения результатов моделирования и право передавать запросы (функции-команды) серверу модели.

Назначение сервера и размещение клиентов модели определяются при инициализации системы моделирования на основе задания на тренировку. Назначения серверов моделей конкретным узлам записываются в отдельный конфигурационный файл.

Система моделирования позволяет распределять модели между вычислительными узлами сети. Таким образом, ВМК 2 может распределять нагрузку, а также работать с объектами, которые моделируются на АРМ ОН 5 или в других УТС.

При добавлении модели в тактическую обстановку ей задаются параметры. Поскольку параметры каждой модели специфичны и определяются разработчиком, функция редактирования параметров возлагается на сами модели. Для этого модели предоставляется пользовательский интерфейс редактирования параметров с ПРО.

Интерфейсы позволяют:

- получать данные о состоянии модели (например, текущие параметры движения);

- передавать модели команды для исполнения (например, изменить режим работы средств вооружения и военной техники (ВВТ);

- получать оконный пользовательский интерфейс модели для просмотра текущих параметров и управления моделью.

Коммутатор локальной вычислительной сети (ЛВС) 3. Сетевой коммутатор до 56 портов подключения входит в состав ЛВС и обеспечивает коммутацию локальной сети тренажера на магистральные коммутаторы других тренажеров, тем самым обеспечивая информационное сопряжение с другими тренажерами.

Локальная вычислительная сеть объединяет на физическом уровне все автоматизированные рабочие места УТКС и обеспечивает информационное сопряжение с другими тактико-специальными тренажерными комплексами. ЛВС комплексного тренажера входит в ЛВС других тренажеров в виде отдельного физического и логического фрагмента.

В ЛВС поддерживается технология Ethernet с пропускной способностью 1 ГБит/с. Применение коммутатора ЛВС 3 в УТКС НК является необходимым, поскольку до 95% трафика протекает именно между АРМ данного фрагмента, не выходя за его пределы. Кроме того, коммутаторы реализуют алгоритмы мостов и позволяют осуществлять дополнительные меры по предотвращению несанкционированного доступа (НСД).

Коммутационно-управляющее устройство (КУУ) 4 построено на основе открытой архитектуры и поддерживает большинство современных технологий организации, хранения и управления данными на основе реляционной модели, включая стандартные и расширенные инструкции SQL, хранимые процедуры, вложенные запросы, управление транзакциями, расширенный состав типов хранимых данных и использование типов, определенных пользователем.

Для работы оконечных устройств телеграфных слуховых и буквопечатающих изделий 9, входящих в состав АРМ ОН 5 при проведении практических занятий осуществляется коммутация посредством коммутационно-управляющего устройства 4. Для отработки практических навыков требуется не менее 2-х оконечный устройств изделий 9 в составе УТКС НК. Схема соединения оконечных устройств изделий 9 для обучения операторов навыкам работы при подготовке в составе расчета показана на фиг.3.

АРМ ОН 5, включает в себя:

- защищенный компьютер - персональная электронно-вычислительная машина (ПЭВМ 7) офисного исполнения с двумя мониторами с сенсорным управлением (диагональю не менее 23 дюйма), оснащенный следующими средствами:

- клавиатурой, манипулятором типа «мышь»,

- гарнитурой (головными телефонами/наушниками, микрофоном);

- Web-камерой (HD);

- громкоговорителем/спикерфоном;

- защищенным съемным носителем информации;

- многофункциональным устройством МФУ;

- общесистемным и специальным программным обеспечением.

Функционирование АРМ ОН 5 в автономном режиме проведения занятий обеспечивает выполнение:

- пародирования входа в систему с регистрацией пользователя;

- обмена по ЛВС с АРМ РО для определения возможности проведения автоматизированных учебных занятий под его управлением;

- обмена по ЛВС с АРМ РО для внесения наименования занятия и данных слушателя, участвующего в обучении, в базу данных (БД) хода подготовки; приема команд управления выбором, запуском и ходом проведения автоматизированных учебных мероприятий и передачи подтверждений их выполнения; передачи результатов автоматизированного контроля в процессе исполнения учебных мероприятий для внесения в БД результата обучения;

- выбора программного имитатора (ПИ) для проведения индивидуальной подготовки на АРМ ОН 5 без управления или под управлением со стороны АРМ РО;

- запуска выбранного ПИ на АРМ ОН 5;

- приостановки сеанса исполнения ПИ на АРМ ОН 5;

- завершения сеанса исполнения ПИ на АРМ ОН 5;

- выдачи в ЛВС информации о действиях обучающихся по изменению состояния соответствующих моделей функционирования технических средств автоматизированного комплекса связи (АКС) для протоколирования хода подготовки на АРМ РО и учета данных изменений в процессе функционирования программ имитации процессов связи;

- обмена по ЛВС с АРМ РО для передачи результатов автоматизированного контроля в процессе исполнения программ для внесения в БД результата обучения;

- передачи и приема команд и докладов с помощью системы имитации средств корабельной громкоговорящей связи (ГГС), имитации радиотелефонных переговоров и радиотелеграфного обмена с возможностью записи на жесткий диск;

- работы с обучающими программами (ОП);

- работы с моделями документов;

- предоставления обучаемому справочного материала по правилам работы с интерфейсом АРМ ОН 5 в режиме справки.

Одиночная подготовка операторов по боевому применению комплексов и средств связи осуществляется на АРМ ОН с применением справочников различного назначения, обучающих программ, программных имитаторов средств связи в автономном режиме.

Групповой режим подготовки обеспечивает тренировку навыков обучающихся для самостоятельного решения следующих задач:

- формирование приемо-передающих, передающих и приемных трактов связи надводного корабля (автоматизированная коммутация) от оконечной аппаратуры до антенных устройств с установкой частот и родов работы каналообразующих средств;

- дистанционное управление средствами связи, дистанционное изменение родов работы и частот в каналообразующих средствах связи;

- оперативная замена средств связи в функционирующих трактах;

- использование документов адресования, сводов сигналов и радиоданных;

- проведение тренировок по выполнению установленных нормативов по связи;

- взаимодействие операторов командных пунктов (КП) и боевых постов (БЩ боевых частей (БЧ) связи.

АРМ ОН 5 в групповом режиме обеспечивает (дополнительно к функциям, доступным в автономном режиме):

- назначение руководителем с АПК РОК 1 роли АРМ ОН 5 в группе АРМ ОН 5 (выбор «активного» программного имитатора (ПИ) в составе корабельного АКС для тренировки);

- работу ПИ из состава АРМ ОН 5 во взаимодействии с прочими ПИ из состава других АРМ ОН 5 в соответствии с назначенной ролью.

В групповом режиме реализуется подготовка в составе расчета (дежурная смена БЧ связи на КП и БП).

Подготовка в составе расчета (дежурная смена БЧ связи на КП И БП) осуществляется в форме тренировки (боевого учения). В УТКС НК предусматривается использование следующего алгоритма (сценария) тренировки (боевого учения).

Возможны три варианта тренировки:

- тренировка личного состава БЧ связи одного корабля;

- тренировка личного состава БЧ связи двух кораблей;

- тренировка личного состава БЧ связи корабля и берегового узла связи.

Имитация работы берегового узла связи (или второго корабля при тренировке БЧ связи одного корабля) осуществляется с АРМ РО или с нескольких АРМ ОН 5.

Ниже приведен сценарий тренировки БЧ связи двух кораблей.

Отработка элементов тренировки радиообмена между двумя кораблями предусмотрена поочередно по видам формируемых трактов. При этом в элементе тренировки отрабатываются следующие участники:

- АРМ РО - командир БЧ связи корабля №1;

- АРМ ОН №1 - командир БЧ связи корабля №2;

- АРМ ОН №2 - дежурный по связи корабля №1;

- АРМ ОН №3 - дежурный по связи корабля №2;

- АРМ ОН №4 - оператор одного из БП БЧ связи корабля №1;

- АРМ ОН №5 - оператор одного из БП БЧ связи корабля №2.

Командир БЧ связи руководит действиями личного состава путем выдачи команд и приема докладов.

Дежурный по связи корабля на программном имитаторе терминала дежурного по связи (заданного проекта корабля) формирует тракты связи по команде командира БЧ связи и обеспечивает дистанционное управление режимами работы средств связи, осуществляет замену трактов или средств связи в тракте в случае необходимости.

Оператор одного из БП БЧ связи корабля в сформированном дежурным по связи тракте отрабатывает радиообмен с оператором связи другого корабля. При этом передача и/или прием информации осуществляется оператором с применением аппаратных оконечных средств и программных имитаторов оконечных средств (Р-020М, КТС ОС, 83 т60к-06М1, ТОЗИ ТКПС).

Возможно формирование следующих трактов связи:

- телеграфный слуховой открытый в KB диапазоне;

- телеграфный буквопечатающий засекреченный в KB диапазоне;

- телеграфный быстродействующий засекреченный в KB диапазоне;

- телеграфный сверхбыстродействующий засекреченный в KB диапазоне;

- передачи данных засекреченный в спутниковом канале связи;

- видеотелефонный засекреченный в спутниковом канале связи.

При включении в состав оконечных средств АРМ ОН аппаратного выносного пульта связи (ВПС) или МФАТ также возможно формирование телефонных открытых и засекреченных трактов связи в KB или УКВ диапазоне. При их отсутствии формирование данных трактов может имитироваться только с применением в качестве оконечного устройства компьютерной телефонной гарнитуры.

Реализация варианта тренировки БЧ связи двух кораблей приведена на фиг.4.

АРМ администратора безопасности информации 6 с комплексом соответствующих программ осуществляет функции:

- защиты информации от НСД к операционной системе и СУБД;

- доверенной загрузки;

- защиты ввода/вывода информации;

- антивирусной защиты;

- межсетевое экранирование;

- сигнализация об НСД;

- защиты технических средств изделия от несанкционированного доступа к их монтажу, информационным разъемам, носителям информации (защитные кожухи, шкафы-стойки и т.п.);

- обнаружения вторжений.

Автоматизированное рабочее место администратора безопасности информации (АРМ АБИ) 6 включает в себя комплекс программ АБИ, имеющих визуальную среду администрирования, позволяющую ему в графическом интерфейсе решать функциональные задачи и обеспечивать:

- удаленную настройку средств защиты информации;

- блокирование/разблокирование с АРМ АБИ 6 работы пользователя, программ и устройств УТКС НК в случае обнаружения попыток и/или фактов НСД;

- просмотр и печать (при необходимости) АБИ журналов подсистемы регистрации и учета;

- архивирование журналов регистрации за необходимый промежуток времени;

- ведение журнала учета защищаемых ресурсов (каталогов, файлов, программ);

- ведение таблицы разграничения доступа пользователей, их прав и полномочий (с возможностью документирования);

- корректировку параметров идентификации и полномочий доступа к защищаемым ресурсам;

- генерирование, установку и смену паролей доступа пользователям с использованием программы генерации пароля;

- формирование и печать списка пользователей с соответствующими им заблаговременно сгенерированными паролями;

- стирание защищаемой информации на АРМ изделия по команде АБИ;

- постановку/снятие на контроль целостности компонент программного обеспечения (каталогов, файлов) изделия с АРМ АБИ 6;

- отображение и документирование результатов контроля целости программного обеспечения с указанием элементов, подвергшихся изменению и характера изменений;

- проведение антивирусной проверки ПО всех АРМ УТКС НК с АРМ АБИ 6 по команде администратора;

- отображение и документирование результатов антивирусной проверки ПО с указанием элементов, подвергшихся заражению;

- создание резервных копий действующих параметров средств защиты информации, а также рабочих копий машинных носителей информации (CD, DVD и т.п.);

- тестирование работоспособности средств защиты.

Контроллеры защиты информации от несанкционированного доступа входят в состав средств защиты информации и обеспечивают доступ пользователей к закрытой информации в соответствии с имеющимися у них полномочиями.

Система защиты информации от НСД обеспечивает сигнализацию на АРМ АБИ 6 фактов или попыток НСД к защищаемым ресурсам УТКС НК. Автоматическое блокирование АРМ УТКС НК осуществляется после трех неверных попыток установления подлинности пользователя, троекратной неверной попытки идентификации пользователя.

Разблокирование АРМ УТКС НК после автоматической блокировки производится только администратором безопасности информации.

ПЭВМ 7 (персональная электронно-вычислительная машина) - настольная микро-ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики специального прибора и универсальные функциональные возможности. Согласно ГОСТ 27201-87 ПК применяются как средства массовой автоматизации (в основном для создания на их основе автоматизированных рабочих мест) и предназначены для пользователей, не обладающих специальными знаниями в области вычислительной техники и программирования. Компьютер создан как вычислительная машина, но он также используется в других целях - как средство доступа в информационные сети и как платформа для мультимедиа и компьютерных обучающих программ.

Функция формирования у обучающихся навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа при эксплуатации средств связи в том числе и в сложных ситуациях, а также повышения реалистичности моделируемой окружающей обстановки выполняется за счет применения на каждом АРМ ОН 5 оконечных устройств и терминалов мультисервисных услуг, аналогичных применяемым в боевых частях связи надводных кораблей различных проектов.

Многофункциональный абонентский терминал МФАТ 8.

В состав АРМ ОН 5 входит МФАТ 8, который обеспечивает:

- проведение занятий по изучению технических возможностей, порядку использования и техническому облуживанию МФАТ 8;

- реализацию функций громкоговорящей связи (ГГС) и автоматической телефонной связи (АТС) в составе УТКС НК при проведении занятий и тренировок в целях отработки навыков речевого взаимодействия обучающихся в составе расчета и при взаимодействии обучающихся с руководителем обучения;

- имитацию обеспечения тактической связи между кораблями в составе групп и группировок разнородных сил (функция ВПС).

Терминал МФАТ 8 обеспечивает громкоговорящую связь в режимах:

- парной дуплексной громкоговорящей связи с одним из терминалов (МФАТ);

- громкоговорящей конференцсвязи с любыми терминалами (МФАТ);

- громкоговорящей циркулярной связи со всеми терминалами (МФАТ);

- командную связь со всеми терминалами (МФАТ).

- ретрансляцию текущих переговоров в режиме парной дуплексной связи, с возможностью их прослушивания, на любой терминал УО-51 (МФАТ);

- передачу видеоизображения с терминала по запросу от терминалов (МФАТ), поддерживающих видеосвязь;

- возможность подключения внешних технических средств (ТС) посредством двух сетевых интерфейсов Ethernet 1000BASE-T, каждый из которых обеспечивает скорость соединения до 1 Гбит/с;

- возможность дублирования сигнала входящего вызова внешними приборами световой и звуковой сигнализации;

- возможность дублирования сигнала входящего вызова через внешний громкоговоритель;

- возможность ведения переговоров через внешние микрофоны, внешние микротелефонные гарнитуры, шлемофонные гарнитуры, внешний громкоговоритель, встроенный микрофон терминала;

- увеличение базы доступных для вызова абонентов до 45 посредством подключения модулей быстрого вызова.

В составе АРМ ОН 5 используется также оконечное устройство изделие 9. Оконечное устройство телеграфного слухового и буквопечатающего изделие 9 состоит из аппаратной платформы с установленным программным комплексом и комплектом принадлежностей, состоящих из головных телефонов ТА-56М.

Оконечное устройство изделие 9 обеспечивает обучение и отработку навыков оператора по приему и передаче в каналах телеграфной слуховой открытой и буквопечатающей связи.

Оконечное устройство изделие 9 при проведении практических занятий обеспечивает:

- передачу информации кодом Морзе в соответствии с установленной кодовой таблицей;

- скорость телеграфирования от 20 до 250 знаков в минуту;

- прием на головные телефоны или встроенный громкоговоритель тональных сигналов, поступающих от радиоприемного устройства с возможностью регулировки тона и громкости и набора принятой информации на клавиатуре, ее отображения на экране монитора, сохранения на магнитном носителе и вывода на бумажный носитель;

- оперативную запись и воспроизведение тональных сигналов, принимаемых по одному из каналов, в течение 999 с (для повышения достоверности приема) с возможностью уменьшения скорости воспроизведения принятого сигнала;

- управление питанием РПДУ;

- переключение полосы пропускания РПУ - 300, 600, 1200 Гц;

- прием и отображение сигналов готовности трактов связи;

- прием и отображение сигналов состояния РПДУ;

- подготовку информации на фоне работы в тракте телеграфной слуховой радиосвязи;

- вывод в автоматическом режиме заранее подготовленной информации (файлов);

- вывод в передающий радиоканал информации, набираемой оператором на клавиатуре, с возможностью переключения клавиатуры между каналами;

- хранение передаваемой/принимаемой информации;

- информационно-справочную поддержку работы оператора;

- передачу и прием информации (телеграмм) в стартстопном режиме пятиэлементным кодом МТК-2;

- номинальную скорость телеграфирования 50, 75, 100 и 200 Бод при отклонении от номинального значения не более ±0,1%;

- длительность цикла передачи, равную 7,5, цикла приема - 6,5, стартовой и кодовой посылок - 1 и стоповой посылки - 1,5 элементарным телеграфным посылкам;

- прием с преобразование принимаемых телеграфных сигналов длительностью стартстопного цикла телеграфирования от 7 до 7,5 элементарных телеграфных посылок на скоростях телеграфирования 50, 75 и 100 Бод и длительностью 7,5 - на скорости 200 Бод;

- сопряжение с техническими средствами по цифровым и аналоговым информационно-управляющим стыкам: цифровой стык S0 (рекомендации напряжением 10 В) по ГОСТ 22937;

- контроль работоспособности выполнением встроенного теста.

Внешние тренажерные системы 10. Предусмотрено взаимодействие УТКС НК в групповом и комплексном режиме обучения через ТСТК «Командор» с внешними тактическими тренажерами «Дуэль-Т», «Дуэль-ПЛО», «Дуэль-ПЛ», «Охта» и тренажерами «Мостик-2000», «Петля» для совместного функционирования на фоне единой внутрикорабельной обстановки с другими специализированными тренажерами образцов ВВСТ в составе тренажерных комплексов для подготовки экипажей надводных кораблей.

Использование тренажера УТКС НК в составе ТСТК «Командор» осуществляется в автономном режиме обучения для решения следующих учебных задач:

- составление донесений слушателями командного профиля;

- разработка планирующих документов по связи слушателями-связистами;

- тренировки по отработке действий командиров кораблей и личного состава БЧ связи по подготовке средств связи и передаче сообщений в имитируемых радиоканалах, в том числе и с береговым командным пунктом, работу которого имитирует руководитель обучения.

Групповой и комплексный режимы работы УТКС НК в составе ТСТК «Командор» предусматривают трансляцию единой тактической обстановки с ЦПРО ТСТК «Командор», а также обмен командами и сигналами в телефонном режиме.

В УТКС НК обеспечивается возможность формирования территориально-распределенного тренажера путем сопряжения по каналам связи нескольких тренажеров, установленных в разных местах (помещениях).

В групповом варианте функционирования учебно-тренажерные средства «Ураган-Т» взаимодействуют с АПК РОК 1 тренажерного комплекса

б) прием и выдача информации, аналогичной информации обмена образца ВВСТ с взаимодействующими комплексами и системами корабля и между составными частями образца ВВСТ в реальных условиях;

в) прием информации о внешней и внутрикорабельной обстановке (начальных условий учебного мероприятия и моделируемой в ходе учебного мероприятия);

г) выдача информации об имитируемых результатах функционирования образца вооружения, военной и специальной техники, значимой для моделей внешней и внутрикорабельной обстановки, и имитируемом состоянии составных частей образца;

д) обмен информацией, обеспечивающей мультимедийную речевую связь руководителей обучения и обучающихся в масштабах тренажерного комплекса;

е) выдача информации о результатах учебных мероприятий, в том числе, задокументированной для разбора;

ж) обмен служебной информацией (о состоянии учебно-тренировочного средства (УТС) и его составных частей, назначенной и имеющейся конфигурации и т.д.).

Протоколы обмена информацией по составу данных должны соответствовать штатным протоколам, реализованным в корабельных образцах ВВСТ. Обмен должен производиться по локальной вычислительной сети «Ethernet» с использованием средств информационного обмена АПК РОК.

УТКС НК состоит из системных блоков, ПЭВМ, мониторов и др. элементов. В качестве сервера, в том числе для хранения БД и приложений, используется выделенный сервер.

Программное обеспечение создает из объединенных локальной сетью ПЭВМ средства, которые позволяют производить обучение и подготовку командиров надводных кораблей по использованию комплексов и средств связи, а также флагманских специалистов соединений и командиров боевых частей связи как при одиночном плавании корабля, так и при решении совместных боевых задач в составе однородных и разнородных соединений и групп.

Общесистемное программное обеспечение (ΟΠΟ) обеспечивает разработку, регистрацию, хранение и применение специального программного обеспечения (СПО). При этом любые составные части СПО включают в себя дополнительные информационно-справочные системы. Технологическое программное обеспечение (ТПО) состоит из набора обслуживающих программ (утилит) диагностики оборудования, диагностики дисковых томов, антивирусной защиты, комплекс программ обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа.

Работа учебно-тренировочного комплекса связи надводного корабля осуществляется следующим образом. На АРМ РО выдается подробный сценарий проведения тренировки (учения), включающий в себя данные о тактической и радиоэлектронной обстановке, о составе сил обеих сторон, о графике событий («вводных»), предусмотренных по ходу учения, в том числе и о содержании информации, поступающей на корабли с берега и моментах ее поступления с привязкой к оперативному времени. АРМ РО в ходе проведения тренировок и учений осуществляет взаимодействие с центральным постом руководства обучением, имитирует работу береговых узлов связи в соответствии с графиком проведения учений и контролирует действия обучающихся. На основании полученных данных АРМ РО составляет задание для АРМ ОН 5 на проведение планирования связи на те действия, которые предусмотрены по ходу учения.

Автоматизированные рабочие места группы обучающихся общего назначения 5 являются унифицированными и взаимозаменяемыми и предназначены для обучения командиров и вахтенных офицеров по вопросам организации связи надводных кораблей в различных условиях обстановки, использования связи в аварийных ситуациях и т.п.

Рабочие места обучающихся оборудуются средствами мультимедийной (громкоговорящей) связи. С помощью перечисленных технических средств руководитель обучения контролирует и оценивает функционирование системы обучения операторов и целенаправленно управляет ходом тренировки.

Руководитель обучения формирует алгоритм подготовки, вводит начальные условия обучения и запускает тренажерную систему. Вычислительный комплекс через устройства преобразования управляет предъявлением, либо выдает на средства отображения информации учебную информацию. Оператор оценивает и решает поставленную задачу. Свои решения он выдает в виде командной информации другим операторам или сам манипулирует органами управления АРМ ОН 5.

В результате изменения положения органов управления создаются управляющие воздействия, которые поступают на вход модели. На основании этих данных модель, решая задачу воспроизведения динамики поведения моделируемого объекта, вырабатывает новые сигналы, характеризующие текущее состояние объекта управления, которые вновь поступают на АРМ ОН 5. Обучающийся, наблюдая за изменениями обстановки, оценивает ее, принимает решение и вновь изменяет положение органов управления, добиваясь, чтобы выдерживались заданные параметры управляемого объекта.

Руководитель обучения, наблюдая за действиями обучающегося и ходом тренировки, оценивает их и целенаправленно управляет процессом обучения, усложняет или упрощает, замедляет, ускоряет или останавливает моделируемый процесс, отмечает ошибки и разъясняет их причины, подкрепляет правильные действия, дает пояснения, указания, подсказки, поощряет обучающихся и т.п.

Подобный алгоритм позволяет, используя способность к адаптации при систематических и целенаправленных тренировках на специальных устройствах с имитацией реальных условий, выработать у оператора требуемые навыки и умения, необходимые для боевой работы, способность практически применить свои знания и воспитать необходимые для оператора черты характера.

Таким образом реализуется функциональная модель технической части системы «человек - машина» и ее взаимодействие с внешней средой. Имитируя реальную обстановку в виде учебной информационной модели, можно, для каждого этапа обучения, выделять только ту информацию, которая действительно необходима в данной ситуации, изменять сложность имитируемой ситуации в зависимости от успехов обучения, изменять параметры и масштаб времени процессов, информационных потоков, создавать экстремальные условия, аварийные и предельные (критические) ситуации, одновременно обеспечивая безопасность техники и людей.

Многое из того, что имитируется в данном случае, нельзя воспроизвести на реальной технике (например, аварийные режимы технических средств и т.п.). Кроме того, возможна остановка процесса в любой момент времени для обсуждения развития ситуации и анализа решений и действий обучающихся, а также многократное воспроизведение необходимой ситуации для формирования у обучающихся требуемых навыков.

На АРМ ОН 5 производится оценка обстановки, разработка рабочей карты, схемы связи с расчетом сил и средств, выписок из распоряжения по связи для каждого корабля, готовится доклад начальнику штаба (командиру соединения), а также предложения по использованию связи в решении командира соединения, и выдаются в соответствующий тактический тренажер. Оператор (обучающийся) АРМ ОН 5, который предназначен для имитации АКС конкретного корабля, в соответствии с полученной выпиской из распоряжения по связи, готовит все необходимые тракты связи и находится в готовности к приему информации от АРМ РО или от других кораблей. При поступлении информации принимает ее с помощью соответствующих средств и докладывает в тактический тренажер, по команде руководителя готовит передающие тракты связи и передает донесения, полученные от командира соединения (командира корабля).

При проведении обучения на УТКС НК обеспечивается моделирование следующих нештатных ситуаций:

- выход из строя средств связи;

- выход из строя элементов информационно-управляющей системы;

- уничтожение или поломка антенных устройств;

- отключение электропитания или его переключение с одного борта на другой;

- искажение диаграммы направленности антенн или их затенение надстройками;

- неудовлетворительные условия прохождения радиосвязи на трассах связи;

- помехи, создаваемые собственными РЭС;

- радиоэлектронное подавление каналов связи.

Тренажер позволяет решать следующие задачи обучения:

- изучение и использование руководящих документов по связи для надводных кораблей;

- изучение и практическое использование всех видов связи, реализуемых в АКС НК;

- изучение и практическое использование для осуществления процессов связи всех трактов связи, функционирование которых обеспечивают АКС НК;

- имитация работы береговых объектов связи для приема и передачи информации;

- практическая отработка по приему сеансов связи и передаче донесений.

УТКС НК обеспечивает:

- проведение учебных мероприятий образовательного процесса с курсантами (слушателями) среднего, высшего и дополнительного военного профессионального образования в форме теоретических и практических занятий в соответствии с программами обучения военно-учебных заведений и учебных центров;

- проведение учебных мероприятий боевой подготовки по специальности со специалистами боевой части связи в форме теоретических и практических занятий, тренировок, индивидуальных, одиночных, частных и общих боевых учений в соответствии с программами и правилами подготовки в пунктах базирования и в учебных центрах ВМФ;

- возможность совместного функционирования на фоне единой внешней и внутрикорабельной обстановки с другими специализированными тренажерами образцов ВВСТ в составе тренажерных комплексов для подготовки экипажей надводных кораблей;

- обучение и отработку навыков операторов, как по приему и передаче информации в различных каналах связи, так и по безаварийному обслуживанию технических средств связи и комплекса связи в целом;

- подготовку командиров боевых частей связи по боевому применению каналов, комплексов и средств связи;

- подготовку флагманских связистов соединений по организации связи соединения на всех этапах подготовки и ведения боевых действий;

- подготовку командиров надводных кораблей по организации и боевому использованию связи;

- обучение использованию операторами, командирами боевых частей связи, флагманскими связистами справочников различного назначения и системы поддержки принятия решения должностными лицами при решении задач по связи;

- имитацию влияния факторов (параметров) тактической обстановки (местоположение, параметры движения надводных кораблей, местоположение береговых объектов связи ВМФ, объектов радиоразведки и радиоподавления противника) на моделируемый процесс обмена сообщениями;

- имитацию влияния радиопомех (преднамеренных, непреднамеренных) с учетом моделируемых условий (параметров) прохождения сообщений в имитируемой внешней среде и электромагнитной совместимости РЭС корабля.

УТКС НК обеспечивает подготовку обучающихся к самостоятельному решению следующих задач:

- формирование приемо-передающих, передающих и приемных трактов связи надводного корабля (автоматическая коммутация) от оконечной аппаратуры до антенных устройств с установкой частот и родов работы каналообразующих средств связи;

- дистанционное управление средствами связи, дистанционное изменение родов работы и частот в каналообразующих средствах связи;

- оперативная замена средств связи в функционирующих трактах;

- использование документов адресования, сводов сигналов и радиоданных;

- проведение тренировок по выполнению установленных нормативов связи;

- взаимодействие операторов командных пунктов и боевых постов боевой части связи;

- оценка возможности связи (вероятностно-временных характеристик) в заданных районах в различных диапазонах радиоволн в условиях радиоэлектронного противодействия противника;

- разработка командирами боевых частей связи, флагманскими связистами документов по планированию и учету мероприятий технического обеспечения связи и АСУ;

- планирование связи и выработка предложений по организации связи в решение командира соединения и командира корабля;

- разработка планирующих и директивных документов по связи соединений надводных кораблей с использованием компьютерных средств автоматизации (современных информационных технологий);

- использование связи командирами надводных кораблей в различных условиях обстановки.

Таким образом достигается повышение качества подготовки командного и операторского состава надводных кораблей по боевому применению средств и комплексов связи и расширение функциональных возможностей тренажера.

Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля, содержащий рабочие места операторов, блоки ввода программы обучения и отображения информации и блоки питания, отличающийся тем, что в него введен аппаратно-программный комплекс руководства обучением и комплексирования (АПК РОК), в который входит вычислительно-моделирующий комплекс (ВМК), коммутатор локальной вычислительной сети (ЛВС) и коммутационно-управляющее устройство, при этом АПК РОК состоит из автоматизированного рабочего места руководителя обучения и автоматизированного рабочего места администратора безопасности информации, которые, как и ВМК, соединены с коммутатором локальной вычислительной сети, причем АПК РОК через межсетевой экран соединен с внешними тренажерными системами, причем коммутатор локальной вычислительной сети соединен с автоматизированными рабочими местами общего назначения, в состав которых входят персональные электронно-вычислительные машины, соединенные с коммутатором ЛВС, многофункциональные абонентские терминалы, также соединенные с коммутатором ЛВС и оконечными устройствами телеграфными слуховыми и буквопечатающими изделиями, соединенными с коммутационно-управляющим устройством.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к системам обучения работников железнодорожного транспорта и может быть использована в транспортной промышленности. Система для обучения локомотивных бригад тягового подвижного состава содержит интерфейсы инструктора и обучаемого сотрудника, модуль создания обучающих сценариев, модуль хранения обучающих сценариев и модуль оценки качества прохождения обучающего сценария, выполненные с возможностью обмена данными.

Изобретение относится к испытательному устройству для интеллектуального многомерного имитационного моделирования нагрузки. Вертикальная рама модели включает в себя основание и четыре стойки, вертикально закрепленные в четырех углах основания, соответственно.

Изобретение относится к области моделирования и может быть использовано в качестве учебных или тренировочных средств для профессиональной подготовки должностных лиц органов управления (ДЛОУ) радиомониторингом (РМ). Способ профессиональной подготовки должностных лиц органов управления радиомониторингом, заключающийся в том, что на подготовительном этапе на базе локальной сети формируют рабочие места для тренировки обучаемых, задают различные сценарии оперативной обстановки, предполагающие формирование радиоэлектронной обстановки.

Изобретение относится к области воздушно-десантной подготовки личного состава и может быть использовано в тренажерах для гипоксической подготовки парашютистов к высотному десантированию. Способ подготовки парашютистов к высотному десантированию, характеризующийся тем, что после того как обучаемый занимает место камеры и одевает кислородное оборудование, в камере понижают давление до 512 мм рт.ст.
Интеллектуальный контроллер резервов внимания летчика вертолета содержит корпус в виде черного цилиндра с радиусом основания от 500 до 600 мм с кнопкой включения и индикатором исправности. На лицевой грани корпуса нанесены белые линии толщиной от 1,5 до 2 мм и встроены три индикатора красного, желтого и синего цвета.

Изобретение относится к области моделирования и может быть использовано в качестве учебных или тренировочных средств для профессиональной подготовки должностных лиц органов управления (ДЛОУ) радиомониторингом (РМ). Способ профессиональной подготовки должностных лиц органов управления радиомониторингом, заключающийся в том, что на подготовительном этапе на базе локальной сети формируют рабочие места для тренировки обучаемых, задают различные сценарии оперативной обстановки, предполагающие формирование радиоэлектронной обстановки.

Предложен тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Тренажер представляет из себя закрытое помещение 9×6 м2, представляющее собой макет проезжей части улицы с дорожной разметкой.

Изобретение относится к аппаратно-программному тренажерному комплексу и предназначено для подготовки штурмана-курсанта к летной работе в наземных условиях. Рабочее место для подготовки штурмана-курсанта к летной работе в наземных условиях содержит рабочее место курсанта, стойку имитаторов, рабочее место инструктора и блок питания.

Изобретение относится к учебным тренажерам для комплексного и автономного обучения, тренировки боевых расчетов (БР) КП, самоходных огневых установок (СОУ), станции обнаружения целей (СОЦ) из состава ЗРК боевой работе в условиях, максимально приближенных к воздействию средств воздушного нападения. Тренажер содержит связанные между собой сетью Ethernet тренажер СОЦ, содержащий коммутатор, аппаратно-программный комплекс имитации входных сигналов и помех радиолокационных станций, АРМ инструктора СОЦ, АРМ оператора СОЦ, тренажер СОУ, содержащий АРМ инструктора, АРМ командира СОУ, АРМ оператора СОУ, центральную вычислительную систему с коммутатором, имитатор вращающейся платформы пусковой установки, имитатор оптико-электронной системы.

Изобретение относится к области технических средств обучения. Тренажерный комплекс для отработки действий по применению огнетушителей состоит из имитатора огнетушителя.
Наверх