Кран шаровой

Изобретение относится к области запорной трубопроводной арматуры. Кран шаровой содержит корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка со сквозным каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и расположенные по обе стороны шара-пробки комбинированные уплотнения, состоящие из седла, выполненного в виде кольца с поперечным сечением в виде многоугольника, и упругого элемента, расположенного в пазу, выполненном со стороны корпуса крана шарового. Поверхность седла со стороны шара-пробки выполнена под углом α=25-35° внутрь седла от его торца. Поверхность седла со стороны противоположного торца седла выполнена под углом β=10-20° внутрь седла от его торца. Наружная поверхность седла от прямоугольного паза до торца со стороны шара-пробки выполнена под углом γ=10-20° наружу к корпусу крана. Применение предлагаемого комбинированного уплотнения шара-пробки позволяет увеличить надежность функционирования за счет поддержания постоянного контактного давления на сопрягаемых поверхностях, увеличить ресурс эксплуатации крана и одновременно увеличить рабочие параметры перекачиваемой среды (температуру и давление), а также перекачивать среды любой агрессивности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области запорной трубопроводной арматуры, а именно, к крану шаровому для использования на трубопроводах с агрессивной средой, эксплуатируемых при высоких температурах и давлениях, а также в условиях термоциклирования и в условиях воздействия низких температур.

Известен кран шаровой, содержащий корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка с каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и уплотнения, расположенные по обе стороны шара-пробки, (см. описание изобретения к патенту №2 669 056, «Шаровой кран с комбинированным седловым уплотнением», МПК F16K 5/06, F16K 5/20, опубл. 08.10.2018).

Известный кран содержит размещенное в прямой расточке корпуса крана комбинированное уплотнение, состоящее из кольца трапециевидной формы из эластомера (резины) и сегмента, выполненного с поверхностью, контактирующей со сферической поверхностью шара-пробки.

Сегмент выполнен из листового металлофторопластового материала, обращен рабочим фторопластовым слоем к поверхности сферической шара-пробки и откалиброван по радиусу сферической шара-пробки с приклеенным к его тыльной стороне кольцом из эластомера трапециевидной формы. При этом резиновое кольцо выполнено с бортом по цилиндрической поверхности высотой не менее 1-2 мм.

Основным недостатком комбинированного уплотнения является сложность обеспечения герметичности между шаром-пробкой и контактирующей с ним жесткой металлофторопластовой пластиной, являющейся частью комбинированного уплотнения, а также высокая трудоемкость изготовления уплотнения и невозможность применять его при высоких давлениях из-за использования в качестве основного материала резины, обладающей невысокими прочностными характеристиками.

Известен кран шаровой, содержащий корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка с каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и комбинированные уплотнения, расположенные по обе стороны шара-пробки (см. описание к свидетельству на полезную модель Российской Федерации №21632 МПК F 16К5/04, F16К5/06 от 21.06.2001 г.).

Каждое уплотнение в известном шаровом кране состоит из уплотнительного кольца и резинового кольца, устанавливаемого дополнительно между уплотнительным кольцом и корпусом, или между уплотнительным кольцом и патрубком.

Уплотнительные кольца выполнены из электроизоляционного материала с консольными выступами. Консольный выступ по длине имеет криволинейный профиль, повторяющий сферическую форму охватываемой поверхности шара. В качестве уплотнительного электроизоляционного материала уплотнительных колец использован фторопласт, при этом поверхность шара полирована.

Устройство ненадежно герметизирует проходное сечение, так как применение уплотнений из фторопласта, обладающего текучестью под нагрузкой, особенно при повышенных температурах, не позволяет получить достаточный уровень контактных давлений на контактирующих поверхностях, а наличие дополнительных резиновых колец усложняет сборку крана.

Известен кран шаровой, содержащий корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка с каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и комбинированные уплотнения, расположенные по обе стороны шара-пробки, (см. описание полезной модели к патенту №181 249, «Запорное устройство», МПК F16K 5/06, F16K 5/20, опубл. 06.07.2018).

Каждое уплотнение выполнено из двух колец: наружного и расположенного в нем внутреннего. Наружное кольцо выполнено из "мягких" полимеров на основе фторопластов для уплотнения разъема по корпусу профилем "выступ-впадина", а внутреннее - из "жестких" полимеров на основе фторопласта Ф4 (АР 200) для герметичного уплотнения по шару-пробке.

На малых давлениях среды герметичность по шару обеспечивается упругостью седла, на больших давлениях среды обеспечивается прижатием шара к седлам потоком среды.

Устройство ненадежно герметизирует сопряжения проходного сечения, так как наружное и внутреннее седла выполнены из фторопласта, который подвержен ползучести, в то же время в нем отсутствуют механизмы компенсации текучести фторопласта под давлением рабочей среды. Кроме того, применяя жесткие полимеры, контактирующие с шаром-пробкой, трудно обеспечить надежную герметичность в сопряжении.

Известен кран шаровой, содержащий корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка с каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и уплотнения, расположенные по обе стороны шара-пробки, (см. описание полезной модели к патенту №143 996, «Узел уплотнения шарового запорного элемента», МПК F16K 5/06, опубл. 10. 08.2014).

Корпус крана шарового снабжен с двух сторон ввинчивающимися втулками. Корпус крана и втулки образуют канал для установки уплотнительных элементов, в котором уплотнительные элементы плотно зажимаются и деформируются, чем и достигается герметичность крана шарового. Уплотнительные элементы имеют сложное поперечное сечение (в виде многоугольника), которое обеспечивает герметичность крана шарового в результате его деформации и зажима.

Недостатком известного уплотнения является отсутствие механизма компенсации пластической деформации уплотнения, которая возникает при неконтролируемом ввинчивании втулок, а также под нагрузкой. В результате происходит разгерметизация сопряжения шара-пробки и уплотнения узла.

Известен кран шаровой, принятый в качестве прототипа,

содержащий корпус, в проходном канале которого размещены связанная с приводом ее вращения сферическая шар-пробка с каналом для прохождения среды и комбинированные уплотнения, расположенные по обе стороны шара-пробки, состоящие из корпуса, выполненного в виде кольца с поперечным сечением в виде многоугольника, и с пазом для установки кольцевого упругого элемента, (см. описание изобретения к патенту №2 730 199, «Кран шаровой», МПК F16K 5/06, F16K 27/06, опубл. 19. 08.2020).

Уплотнение известного крана шарового состоит из седла, выполненного из фторопласта или иной пластмассы, и уплотнения в виде кольцевого упругого элемента, расположенного в канавке со стороны корпуса крана шарового.

Кольцевой упругий элемент выполнен с сечением в форме круга, с сердечником из резины, покрытого фторопластовой оболочкой из сополимеров фторопласта Ф4МБ или Ф-50.

Недостатком известного уплотнения является малая площадь контакта упругого элемента с седлом, что снижает герметизирующую способность уплотнения и упругое воздействие упругого элемента на седло.

Кроме того наличие нескольких элементов усложняет сборку и снижает надежность герметизации узла.

Технической задачей изобретения является обеспечение надежной герметичности, а также улучшение технических характеристик шарового крана путем расширения функциональных возможностей, за счет обеспечения уплотнения между седлом и корпусом крана, постоянного поджатия седла к шару-пробке и поддержание таким образом контактного давления даже при пониженных температурах, компенсируя разницу линейного расширения шара-пробки и седла при термоциклировании, и обеспечивая эффект самоуплотнения с ростом давления рабочей среды.

Техническая задача решается тем, что кран шаровой содержит корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка со сквозным каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и расположенные по обе стороны шара-пробки комбинированные уплотнения, состоящие из седла, выполненного в виде кольца с поперечным сечением в виде многоугольника, и упругим элементом, расположенным в пазу, выполненном со стороны корпуса крана шарового, при этом поверхность седла со стороны шара-пробки выполнена под углом α=25-35° внутрь седла от его торца, поверхность седла со стороны противоположного торца седла выполнена под углом β=10-20° внутрь седла от его торца, а наружная поверхность седла от прямоугольного паза до торца со стороны шара-пробки выполнена под углом γ=10-20° наружу к корпусу крана.

Седло выполнено из термопластичного полимера или композиционного материала на основе термопластичных полимеров с антифрикционными и усиливающими наполнителями. Упругий элемент выполнен из резины, полиуретана или термоэластопласта. Упругий элемент прикреплен к седлу в прямоугольном пазу методом прессования или литья под давлением.

Предлагаемое комбинированное уплотнение, состоящее из седла и упругого элемента, при сборке обеспечивает упругое воздействие седла на шар-пробку, поддерживая таким образом контактное давление, и позволяет сохранять в процессе эксплуатации крана шарового надежную герметичность в любом положении шара-пробки.

Возможность осуществления технического решения подтверждается конкретным примером выполнения крана шарового с двумя уплотнениями шара-пробки, который иллюстрирован чертежами: на фиг.1 изображен общий вид крана шарового; на фиг.2 - фрагмент сечения уплотнения и шара-пробки до сборки; на фиг.3 - то же после сборки; на фиг.4 - расположение углов «альфа» (α), «бета» (β) и «гамма» (γ) в сечении седла.

Кран шаровой (фиг.1) состоит из корпуса 1, в проходном канале которого размещена шар-пробка 2, выполненная с каналом для прохождения среды, соединенная с приводом ее вращения, и уплотнения, расположенные по обе стороны от шара-пробки 2 (канал и привод на чертеже не показаны).

Уплотнения выполнены комбинированные, состоящие из седла 3, выполненного из термопластичного полимера или композиционного материала на основе термопластичных полимеров с антифрикционными и усиливающими наполнителями, и упругого элемента 4 из эластомерного материала. Конфигурация и размеры входящего в состав седла 3 упругого элемента 4 подбирают таким образом, чтобы создавалось максимальное дополнительное давление на седло 3, прижимающее его к шару-пробке 2 и к корпусу 1 крана шарового.

Сечение седла 3 представляет собой многогранник с прямоугольным пазом с внешней стороны (со стороны корпуса крана шарового) в нижней части седла 3, в котором расположен упругий элемент 4 (прямоугольный паз на чертеже не показан).

Поверхность 5 седла со стороны шара-пробки 2 выполнена под углом α=25-35° внутрь седла 3 от его торца, поверхность 6 седла 3 со стороны противоположного торца седла 3 выполнена под углом β=10-20° внутрь седла от его торца, а наружная поверхность 7 седла от прямоугольного паза до торца со стороны шара-пробки 2 выполнена под углом γ=10-20° наружу к корпусу крана.

Величина углов α, β, γ подбирается в зависимости от свойств материала седла 3 и диаметра шара-пробки 2 таким образом, чтобы обеспечивалось два условия:

- максимальное усилие прижатия седла 3 к шару-пробке 2;

- максимальная площадь контакта шара-пробки 2 и контактирующей с ней поверхности седла 3.

При сборке крана шарового седло 3 совместно с упругим элементом 4 комбинированного уплотнения сжимаются и деформируются, выполняя при этом сразу несколько функций:

- обеспечивают начальное контактное давление на сопрягаемых поверхностях;

- поддерживают его в течение всего срока службы, не смотря на температуру (пониженная или повышенная);

- обеспечивают герметичность не только в сопряжении седло - шар-пробка, но и между корпусом крана шарового и седлом.

Упругий элемент 4 выполнен с сечением шириной равной ширине одной грани прямоугольного паза седла 3 и не менее длины второй грани прямоугольного паза седла 3.

Упругий элемент 4 может быть изготовлен из полиуретана или термоэластопласта и привулканизован посредством прессования или литья под давлением к седлу 3 в пазу, выполненном по наружной поверхности седла 3, в нижней его части. Седло 3 и упругий элемент 4 при эксплуатации не отделимы друг от друга и работают совместно.

Применение предлагаемого комбинированного уплотнения шара-пробки 2 позволяет увеличить надежность функционирования за счет поддержания постоянного контактного давления на сопрягаемых поверхностях, увеличить ресурс эксплуатации крана и одновременно увеличить рабочие параметры перекачиваемой среды, а именно, температуру и давление, а также перекачивать среды любой агрессивности. При этом существенно упрощается конструкция крана шарового и снижается стоимость изготовления.

1. Кран шаровой, содержащий корпус, в проходном канале которого размещены шар-пробка со сквозным каналом для прохождения среды, связанная с приводом ее вращения, и расположенные по обе стороны шара-пробки комбинированные уплотнения, состоящие из седла, выполненного в виде кольца с поперечным сечением в виде многоугольника, и упругого элемента, расположенного в пазу, выполненном со стороны корпуса крана шарового, отличающийся тем, что поверхность седла со стороны шара-пробки выполнена под углом α=25-35° внутрь седла от его торца, поверхность седла со стороны противоположного торца седла выполнена под углом β=10-20° внутрь седла от его торца, а наружная поверхность седла от прямоугольного паза до торца со стороны шара-пробки выполнена под углом γ=10-20° наружу к корпусу крана.

2. Кран шаровой по п.1, отличающийся тем, что седло выполнено из термопластичного полимера или композиционного материала на основе термопластичных полимеров с антифрикционными и усиливающими наполнителями.

3. Кран шаровой по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен из резины, полиуретана или термоэластопласта.

4. Кран шаровой по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент прикреплен к седлу в прямоугольном пазу методом прессования или литья под давлением.



 

Похожие патенты:

Предложен клапан для использования при добыче нефти и газа или аналогичных вариантах применения. Клапан включает в себя пробку или другой барьер для потока, расположенный в полости полого корпуса клапана, седло, имеющее в целом «L-образную» конфигурацию, содержащее три поверхности, расположенные по потоку, и втулку седла.

Клапан // 2750568
Изобретение относится к шаровому клапану для перекрытия текучей среды, в частности к шаровому клапану, имеющему седло с мягкой уплотнительной прокладкой и уплотнительными кромками. Целью заявленного изобретения является сохранение на клапане функции седла с эффектом двустороннего действия поршня (DPE) с использованием уплотнений, не установленных вплотную друг к другу.

Поворотный клапан содержит корпус клапана и переходник, шток, плавающий шаровой элемент, шарнирно установленный во внутренней части клапана, первое седло клапана, расположенное с возможностью перемещения во внутренней части клапана рядом с впускным отверстием клапана, причем первое седло клапана смещено по направлению к шаровому элементу для герметичного зацепления с первой частью шарового элемента; второе седло клапана, расположенное с возможностью съема во внутренней части клапана рядом с выпускным отверстием клапана и выполненное с возможностью герметичного зацепления со второй частью шарового элемента, при этом второе седло клапана зажато между поверхностью корпуса клапана и поверхностью переходника, причем переходник содержит выемку и кольцевой выступ, определенный в положении, которое направлено в радиальном направлении наружу от выемки, а второе седло клапана содержит, по существу, кольцевой корпус и юбку, проходящую наружу от, по существу, кольцевого корпуса, причем юбка расположена внутри выемки переходника; зазор, образованный между одной стороной корпуса клапана и кольцевым выступом переходника; и уплотнительный элемент, расположенный между корпусом клапана и переходником для предотвращения утечки в атмосферу через указанный зазор.

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при техническом обслуживании (диагностировании) шаровых кранов для контроля герметичности нижнего уплотнительного элемента шпиндельного узла. Подключают устройство контроля герметичности и вращением рукоятки надавливают штоком на запорный элемент фитинга подачи смазки, открывая его затвор, в результате чего газ из газопровода через негерметичный нижний уплотнительный элемент поступает в устройство.

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в газовой и других отраслях промышленности. Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является расширение диапазона рабочего давления шарового крана (2,0÷10 МПа).

Изобретение относится к уплотнению клапанов, используемых в нефтяной и газодобывающей промышленности, в частности, но не обязательно, к шаровым клапанам, работающим при средних и высоких давлениях. Уплотнительный элемент (31) размещен с радиальным зазором в первом гнезде (31А) так, что по отношению к седлу (30) уплотнительный элемент (31) размещен свободно в направлении, параллельном центральной оси (А), когда указанное седло (30) установлено в корпусе (20) клапана и через указанное седло (30) внутри него проходит текучая среда под давлением, причем уплотнительный узел (101, 102) содержит средства против выдавливания, чтобы избежать выдавливания уплотнительного элемента (31) из указанного первого гнезда (31А) во время этапа открытия указанного клапана.

Группа изобретений включает шаровой элемент для шарового клапанного узла, шаровой клапанный узел, содержащий шаровой элемент, и способ регулирования температуры шарового элемента, содержащего корпус клапана. Шаровой элемент расположен с возможностью поворота относительно корпуса клапана вокруг оси (В) поворота и имеет сквозное отверстие, образующее проход для текучих сред, а также наружную стенку, обращенную к корпусу клапана, и внутреннюю стенку, обращенную к сквозному отверстию, которые расположены так, что между стенками образовано пустое пространство.

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре с пробками. Шаровой кран содержит корпус, в проходном канале которого размещены сферическая поворотная пробка, связанная с приводом ее вращения, и уплотнения с нажимным элементом, выполненным из упругодеформированного материала.

Группа изобретений относится к уплотнению для клапанов и клапану с шаровым затвором. Клапан содержит корпус клапана, имеющий впускное отверстие, выпускное отверстие и внутреннюю часть клапана, которая сообщается по текучей среде с впускным и выпускным отверстиями.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в конструкции шаровых кранов, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов. В шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, шаровую поворотную пробку на опорах и два седла, прижатых пружинами к пробке, каждое из которых содержит уплотнительное кольцо, и защитное металлическое кольцо, прижимаемое пружинами к шаровой пробке, дополнительно введено металлическое кольцо, в котором выполнены сквозные и несквозные отверстия.

Бойлер // 2778442
Настоящее изобретение относится к бойлеру для выработки пара и/или нагрева воды, который может быть использован в бытовых приборах или профессиональных машинах, таких как, например, аппараты для глажения или чистки, кофемашины, пароварки для приготовления пищи, паровые печи и тому подобное. Бойлер для выработки пара и/или нагрева воды содержит металлический резервуар (12), снабженный по меньшей мере одним подающим отверстием (15) для подачи воды внутрь него, выпускным отверстием (22) и отверстием для подачи пара (19), по меньшей мере один нагревательный элемент (21), связанный с резервуаром (12), выпускной коллектор (23), соединенный с выпускным отверстием (22) и образующий выпускной канал (33) для воды и любых возможных твердых частиц и/или агрегатов, и клапанное устройство (27), связанное с указанным выпускным коллектором (23) и выполненное c возможностью селективного открытия / закрытия указанного канала (33).
Наверх