Способ изготовления каталитического материала для топливного элемента

Изобретение относится к способу изготовления каталитического материала. Техническим результатом является снижение загрузки платины в катализатор на 30-40% при сохранении высоких электротехнических характеристик топливных элементов. Технический результат достигается за счет того, что способ изготовления каталитического материала для топливного элемента содержит следующие этапы: добавление к платине, нафиону, углеродной саже и растворителю углеродных наночешуек 6-8% по массе, диспергация в шаровой мельнице в течение 8 ч, с последующим напылением полученных каталитических чернил на мембрану при температуре 65-85°С и прессованием между двумя тефлоновыми пластинами при температуре 115-125°С и давлении 0,4-0,5 МПа в течение 1-2 мин. 4 ил., 1 пр., 1 табл.

 

Изобретение относится к способу изготовления каталитического материала.

В описании использованы следующие термины и сокращения:

ТЭ - топливный элемент.

УНТ - углеродные нанотрубки.

УНЧ - углеродные наночешуйки.

Сложившийся консенсус по влиянию парниковых газов на изменение климата стимулирует поиск альтернативных по отношению к углеводородам энергоносителей. Одним из наиболее экологически нейтральных и эффективных энергоносителей является водород при окислении, которого образуется водяной пар.

Известна технология топливных элементов (ТЭ), которая позволяет преобразовывать химическую энергию реакции окисления водорода кислородом в электрическую с высоким коэффициентом полезного действия. Распространение ТЭ сдерживается высоким содержанием платины в катализаторе, стоимость которой составляет до 30% стоимости ТЭ. Снижение содержания платины (загрузки) в катализаторе приводит к значительному ухудшению характеристик ТЭ.

Известен способ изготовления катализатора ТЭ из патента US 6706431, в котором в качестве углеродной составляющей используют углеродные нанотрубки, углеродные нанороги, углеродные нанонити и фуллерены с инкапсулированными металлами. Увеличение эффективности катализа достигается путем приложения внешней энергии, например, освещением синим цветом светодиода.

Однако данный способ обладает технологической сложностью изготовления материала, содержащего металлы, инкапсулированные в фуллерен, и необходимостью внешнего источника света.

Известен способ изготовления ТЭ из патентной заявки US 20080044722, согласно которому получают на подложке множество углеродных нанотрубок, наносят на часть из них испарением металлический катализатор, добавляют к ним полимерную композицию и наносят на ионообменную мембрану.

Однако данный способ обладает высокой трудоемкостью изготовления ориентированного слоя нанотрубок и многостадийностью процесса.

Известен способ изготовления электродов для ТЭ из патентной заявки US 20040197638. Способ позволяет получать каталитический материал с повышенной эффективностью использования платины за счет использования развитой поверхности углеродных нанотрубок (УНТ).

Однако способ предусматривает необходимость восстановления каталитического металла из его химического соединения, что требует дополнительных технологических операций.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является способ изготовления каталитического материала, известный из патента RU 2421849. При изготовлении ТЭ одновременно напыляют графит и платину на подложку, затем снимают материал с подложки в виде порошка и смешивают его с УНТ в пропорции 1:(1-2). Добавляют к полученной смеси изопропанол в количестве 0,1-0,3 мл на 1 мг твердой смеси и нафиона в количестве 1 мг на 2,3-4 мг и гомогенизируют полученный каталитический материал в ультразвуковой ванне. В результате при загрузке платины 0,42 мг/см2 получают очень высокие значения удельной мощности - более 230 Вт/см2.

Однако данный способ характеризуется сложностью приготовления и большими потерями дорогого платинового катализатора при напылении на подложку и последующего снятия композитного слоя в виде порошка.

Технической проблемой изобретения является создание способа, позволяющего снизить долю платины в катализаторе, упростить его приготовления при сохранении высоких электротехнических характеристик.

Техническим результатом является снижение загрузки платины в катализатор на 30-40 % при сохранении высоких электротехнических характеристик топливных элементов.

Технический результат заявляемого изобретения достигается за счет того, что способ изготовления каталитического материала для топливного элемента содержит следующие этапы: добавление к платине, нафиону, углеродной саже и растворителю углеродных наночешуек 6-8 % по массе, диспергацию в шаровой мельнице в течение 8 часов, с последующим напылением полученных каталитических чернил на мембрану при температуре 65-85°С и прессованием между двумя тефлоновыми пластинами при температуре 115-125°С и давлении 0,4-0,5 МПа в течение 1-2 минуты.

Сущность изобретения поясняется следующим.

Согласно изобретению способ изготовления каталитического материала для топливного элемента включает добавление к стандартным компонентам катализатора небольшого количества, не 6-8% по массе, углеродных наночешуек. Тщательное диспергирование смеси в шаровой мельнице до каталитических чернил. Напыление каталитических чернил на полупроницаемую мембрану при температуре 65-85°С с последующим прессованием при температуре 115-125°С и давлении 0,4-0,5 МПа.

Заявленный технический результат достигается добавлением к компонентам катализатора углеродного наноструктурного материала - углеродных наночешуек (УНЧ) (см. заявку RU №2480405 С1, 31.08.2011). УНЧ получают пиролизом углерода из метана на оксиде магния при температуре 800-950°С, с последующим растворением оксида магния неорганическими кислотами и отмывкой графеновых чешуек от остатков кислоты и высушиванием.

В результате получаем углеродный наноструктурный материал в виде слоистых графеновых чешуек с удельной поверхностью более 1800 м2/г. Они имеют количество графеновых слоев в чешуйках от 1 до 3. В свободном состоянии после сушки материал представляет порошок черного цвета с насыпным весом 0,05-0,2 г/см3. Характерные микрофотографии УНЧ приведены на рис.1. УНЧ имеют структуру поверхности как у графена и удельную поверхность в 2-3 раза большую, чем у УНТ. УНЧ имеют низкий насыпной вес, поэтому хорошо перемешиваются с другими компонентами катализатора в шаровой мельнице. Небольшое добавление УНЧ позволяет сохранить высокую каталитическую активность катализатора при существенном сокращении загрузки платиной.

На фигурах 1-4 показаны:

На фиг. 1 - Микрофотографии углеродных наночешуек с различным разрешением;

На фиг. 2 - Микрофотографии углеродных наночешуек с различным разрешением;

На фиг. 3 - Вольтамперная характеристика образцов МЭБ;

На фиг. 4 - Мощностная характеристика образцов МЭБ.

Каталитические чернила изготавливали путем смешивания взвешенного количества катализатора, раствора нафиона и растворителя, состав композита представлен выше, соотношение растворителя к сухому остатку 1:1. Поученную суспензию (каталитические чернила) подвергали диспергации в шаровой мельнице в течение 8 часов. Чернила распыляли методом аэрографии на мембрану при 65-85°C. Затем полученную заготовку прессовали между двумя тефлоновыми пластинами при температуре 115-125°C, давлении 0,4-0,5 МПа в течение 1-2 мин.

Пример. По выше приведенной технологии изготовили два образца.

Образец 1 представляет собой мембранно-электродный блок с протонопроводящей мембраной со следующими параметрами:

материал мембраны - Nafion;

толщина мембраны - 50 мкм;

площадь мембраны - 25 см2;

площадь активного слоя - 5 см2;

толщина активного слоя - 30 мкм с каждой стороны мембраны;

загрузка платины - 0.5 мг/см2 с каждой стороны мембраны;

состав композита для катодной и анодной сторон МЭБ:

платина - 32 %;

нафион - 20 %;

углеродная сажа - 48 %.

Образец 2 представляет собой мембранно-электродный блок с протонопроводящей мембраной со следующими параметрами:

материал мембраны - Nafion;

толщина мембраны - 50 мкм;

площадь мембраны - 25 см2;

площадь активного слоя - 5 см2;

толщина активного слоя - 20 мкм с каждой стороны мембраны;

загрузка платины - 0.3 мг/см2 с каждой стороны мембраны;

состав композита для катодной и анодной сторон МЭБ:

платина - 29 %;

нафион - 20 %;

углеродные наночешуйки - 8 %;

углеродная сажа - 43 %.

Провели сравнительные испытания результаты, которых приведены на рис 2, 3. Как следует из испытаний, вольтамперные и мощностные характеристики испытанных образцов совпадают. При этом загрузка платины в образце 2 составила 0,3 мг/см2 против 0,5 мг/см2 в образце 1. Экономия платины составила 40%, при этом характеристики образца не изменились.

Для сравнения характеристик испытанных образцов с характеристиками МЭБ содержащих УНТ (прототип) составлена таблица 1. Как следует из таблицы при близких мощностных характеристиках МЭБ с УНЧ имеет существенно более низкую (на 29%) загрузку платиной по сравнению с МЭБ, содержащим УНТ.

Таблица 1
Сравнение характеристик различных образцов
Тип катализатора Загрузка Pt, мг/см2 Удельная мощность, Вт/см2
Платиновый катализатор без УНМ (образец 1) 0,5 227
Платиновый катализатор с УНТ (прототип) 0,42 >230
Платиновый катализатор с УНЧ (образец 2) 0,3 232

Способ изготовления каталитического материала для топливного элемента, характеризующийся тем, что содержит следующие этапы: добавление к платине, нафиону, углеродной саже и растворителю углеродных наночешуек 6-8% по массе, диспергация в шаровой мельнице в течение 8 ч, с последующим напылением полученных каталитических чернил на мембрану при температуре 65-85°С и прессованием между двумя тефлоновыми пластинами при температуре 115-125°С и давлении 0,4-0,5 МПа в течение 1-2 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области выработки электрохимической энергии путем рекомбинации водорода в электрохимических устройствах, например, в топливном элементе с твердополимерным электролитом (ТЭ с ТПЭ), а именно к способу изготовления каталитического слоя электрода мембранно-электродного блока водородно-воздушного топливного элемента.

Изобретение относится к области выработки электрохимической энергии путем рекомбинации водорода в электрохимических устройствах, например, в топливном элементе с твердополимерным электролитом (ТЭ с ТПЭ), а именно к способу изготовления каталитического слоя электрода мембранно-электродного блока водородно-воздушного топливного элемента.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к высокотемпературным твердооксидным топливным элементам (ТОТЭ) трубчатой геометрии с несущим анодным электродом и способу их изготовления. Повышение надежности микротрубчатых батарей ТОТЭ является техническим результатом изобретения, который достигается за счет того, что единичные трубчатые ТОТЭ размещают в сквозных отверстиях опорной пластины, наносят припой в зоны размещения трубчатых ТОТЭ в отверстиях опорной пластины, после чего производят пайку, при этом припой изготовлен из электропроводящего материала, имеющего температуру плавления выше рабочей температуры ТОТЭ и коэффициент термического расширения (КТР), близкий к КТР материалов опорной пластины и электродов ТОТЭ.

Изобретение относится к получению материала на основе алюмината церия, который может быть использован в качестве анодного материала для твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) электрохимических устройств, применяемых в электроэнергетике. Способ включает получение твердого раствора на основе алюмината церия состава Сe1-хCaхAlO3-0,5х, где 0<х≤0.1, который синтезируют из смеси порошков оксида или карбоната церия, оксида алюминия, а также карбоната кальция в необходимом стехиометрическом количестве по отношению к массе получаемого алюмината, в которую добавляют восстановитель – оксалат аммония в соотношении 1:1 на моль алюмината, синтез осуществляют с использованием ступенчатого отжига, который ведут вначале при температуре 1000°С в течение 12 часов, а затем при 1400°С в течение 96 часов в потоке азота со скоростью 5 л/мин.

Изобретение относится к получению сложных оксидов на основе никелита празеодима, которые могут быть использованы в качестве воздушных электродов для среднетемпературных электрохимических устройств, таких как твердооксидные топливные элементы, электролизеры и сенсоры. Способ включает использование исходных солей прекурсоров Pr(NO3)3*6H2O, Ni(NO3)2*6H2O и Co(NO3)2*6H2O, смесь которых нагревают до 70°С с получением расплава, доводят до гомогенного твердого раствора, после чего отжигают при 1150°С в течение 5 часов.

Изобретение относится к области электрохимической энергетики и может быть использовано в производстве высокотемпературных электрохимических устройств на основе твердых электролитов, таких, например, как топливные элементы, электролизеры, электрохимические насосы, сенсоры и т.п., работающие при температурах 600-800 °С.

Изобретение относится к способу изготовления твердооксидных топливных элементов путем направленного жидкофазного синтеза на базе метода совместной кристаллизации азотнокислых солей для получения порошков-прекурсоров и керамических оксидных нанокомпозитов заданного химического состава в системе La2O3-Mn2O3-NiO.

Изобретение относится к области электрохимии, а именно к каталитически активным пористым композитным материалам, которые могут быть использованы в качестве несущих электродов электрохимических устройств, а более конкретно в твердооксидных топливных элементах (ТОТЭ) в качестве несущей анодной подложки.

Изобретение относится к способу изготовления мембранно-электродной сборки для топливного элемента. Техническим результатом является предотвращение дефектного переноса каталитического слоя на электролитную мембрану с листа-подложки.

Настоящее изобретение относится к электродному катализатору для топливного элемента, содержащему углеродный носитель (11) с порами (13) и частицы катализатора, содержащие платину или платиновый сплав и нанесенные на углеродный носитель (11). Поры (13) углеродного носителя (11) имеют наиболее вероятный размер в диапазоне от 2,1 нм до 5,1 нм.
Наверх