Корпус крыльевого отсека высокоскоростного летательного аппарата

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов и аэродинамических поверхностей высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА) с использованием композиционных материалов. Корпус крыльевого отсека ВЛА выполнен с обеспечением стыковки с консолями крыла и включает внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения. Использование предлагаемого технического решения позволит проектировать и изготавливать полнофункциональные конструкции корпусов крыльевых отсеков ВЛА, работающих в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок, а также проектировать и изготавливать конструкции внешних теплозащитных корпусов ВЛА. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов и аэродинамических поверхностей высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА) с использованием композиционных материалов.

Известно устройство по патенту РФ №2724188.

В патенте представлено теплозащитное покрытие (ТЗП) корпуса ВЛА, выполненное в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала. При этом слой теплозащитного материала предназначен для обеспечения стойкости корпуса ВЛА к воздействию высокотемпературного воздушного потока и восприятия аэродинамических нагрузок.

Исполнение теплозащитного материала в виде повторяющей контур внутреннего корпуса единой конструкции, позволяет воспринимать высокие рабочие давления от высокотемпературного воздушного потока, сохранять геометрические параметры без изменения, обеспечить работоспособность элементов теплозащитного корпуса в условиях воздействия внешних факторов.

Кроме того, наличие теплозащитного корпуса позволяет уменьшить плотность теплоизоляционного слоя, поскольку исчезает необходимость восприятия нагрузок, приходящих с теплозащитного слоя (как это происходит, например, в плиточной ТЗП). Как следствие, уменьшается вес ТЗП в целом.

Устройство по патенту РФ №2724188 имеет следующие недостатки: - не представлена конструкция корпуса ВЛА с ТЗП в целом или его составной части, например, корпуса крыльевого отсека, позволяющая обеспечить работоспособность ВЛА в условиях воздействия внешних факторов (высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок);

- не представлено техническое решение задачи создания конструкции внешнего теплозащитного корпуса ВЛА и соединения его деталей и узлов.

Данное устройство принято за ближайший аналог. Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является:

- создание конструкции составной части корпуса ВЛА с ТЗП, а именно крыльевого отсека, работающей в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок;

- создание конструкции внешнего теплозащитного корпуса ВЛА с решением задачи соединения его деталей и узлов.

Поставленная задача достигается тем, что корпус крыльевого отсека ВЛА выполнен с обеспечением стыковки с консолями крыла и включает внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения.

Со стороны задней рамы в месте соединения внешнего и внутреннего корпусов установлены прокладки из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний через стенку жестко соединенную с внешним корпусом и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

В передней и задней раме внутреннего корпуса выполнены пазы для установки и жесткого закрепления передней и задней балок из жаростойкого высокопрочного материала, а в центроплане выполнены прорези для обеспечения стыковки по передней и задней балке с консолями крыла.

В состав корпуса крыльевого отсека введен экран, жестко закрепленный на торце передней рамы внутреннего корпуса с перекрытием выполненной под него подсечки на торце оболочки и центроплана и охватыванием снаружи передней балки, при этом экран выполнен из углеродного композиционного материала в виде цельной, отдельно просилицированной детали с внешними контурами, эквидистантными оболочке и центроплану внешнего корпуса, прорезь для обеспечения стыковки по передней балке с консолями крыла выполнена в экране, а внутри экрана установлены элементы теплоизоляции.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами.

На фиг. 1 дан вид на корпус крыльевого отсека 1 с экраном 2, показан также центроплан 11 с прорезями 25 для обеспечения стыковки с консолями крыла.

На фиг. 2. дан вид по выноске А, где показаны элементы корпуса крыльевого отсека 1: внешний корпус 3, внутренний металлический корпус 4, теплоизоляция 5 и 6, шпангоуты 7, установленные в оболочке 8 внешнего корпуса 3 с применением болтов 9 и гаек 10 из углеродного композиционного материала.

На фиг. 3 дан разрез Б-Б по внешнему корпусу 3. Показаны оболочка 8, центроплан 11, шпангоут 7, болты 9 и гайки 10 из углеродного композиционного материала, а также поперечная стенка 12 из того же материала, примыкающая к шпангоуту 7 и жестко соединенная с ним с внешней стороны оболочки 8.

На фиг. 4 дан вид по выноске В на переднюю часть корпуса крыльевого отсека. Здесь показаны экран 2, оболочка 8 внешнего корпуса 3 с подсеченной частью 13 для экрана 2, а также внутренний металлический корпус 4 с передней рамой 14 и обечайкой 15. При этом на передней раме 14 жестко закреплен экран 2 и выполнен паз 16 для установки и жесткого закрепления передней балки 17. Оболочка 8 внешнего корпуса 3 оперта на переднюю раму 14 металлического корпуса 4 через стенку 18, жестко закрепленную на оболочке 8 и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

На фиг. 5 дан вид по выноске Г на заднюю часть корпуса крыльевого отсека. Показана задняя балка 19, установленная и жестко закрепленная в пазу 20 задней рамы 21 металлического корпуса 4. Показаны также оболочка 8, теплоизоляция 5 и 6, обечайка 15 металлического корпуса 4.

На фиг. 6 дан разрез Д-Д по одному из мест жесткого соединения внешнего корпуса 3 и внутреннего корпуса 4. При этом задняя рама 21 внутреннего корпуса 4 соединяется со шпангоутом 7 внешнего корпуса 3 с помощью кронштейна 22 с крепежом, контактирующего с задней рамой 21 и шпангоутом 7 через прокладки 23 и 24 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности. Показаны элементы теплоизоляции 5 и 6.

Как устройство корпус крыльевого отсека 1 состоит из внешнего корпуса 3, внутреннего металлического корпуса 4, теплоизоляции 5 и 6. Внешний корпус 3 состоит из деталей, выполненных из углеродного композиционного материала, включая оболочку 8 и шпангоуты 7, центроплан 11 с поперечными стенками 12, при этом все детали внешнего корпуса 3 соединяются между собой с помощью болтов 9 и гаек 10 из углеродного композиционного материала. В ходе изготовления и сборки внешний корпус 3 проходит режимы высокотемпературной обработки, включая силицирование, которое проводится на заключительном этапе сборки. В результате мы получаем внешний теплозащитный корпус ВЛА, способный воспринимать аэродинамические нагрузки в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока.

Внутренний металлический корпус 4 содержит переднюю раму 14, обечайку 15, заднюю раму 21 и может быть выполнен как сварная конструкция. В ходе сборки между внешним корпусом 3 и внутренним металлическим корпусом 4 устанавливается теплоизоляция 5 и 6. Задняя балка 19 устанавливается в паз 20 задней рамы 21 внутреннего металлического корпуса 4 заранее, после чего корпус 4 заводится во внешний корпус 3.

При этом обеспечивается:

- опирание стенки 18 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, закрепленной на переднем торце оболочки 8, на переднюю раму 14 внутреннего металлического корпуса 4 с возможностью перемещения вдоль этой рамы внешнего корпуса при нагреве конструкции, т.е. обеспечивается нестесненное тепловое перемещение наружной оболочки относительно внутренней оболочки;

- крепление по контуру внешнего корпуса 3 и внутреннего корпуса 4, когда задняя рама 21 внутреннего корпуса 4 соединяется со шпангоутом 7 внешнего корпуса 3 с помощью кронштейна 22 с крепежом, контактирующего с задней рамой 21 и шпангоутом 7 через прокладки 23 и 24 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

Набор поперечных стенок 12, подкрепляющих центроплан 11 и соединенных со шпангоутами 7 оболочки 8, не позволяет заранее устанавливать переднюю балку 17 на внутренний металлический корпус 4, поэтому балка 17 устанавливается на заключительном этапе сборки корпуса крыльевого отсека 1.

После установки и закрепления с помощью крепежа передней балки 17 в пазу 16 передней рамы 14, устанавливается экран 2 с теплоизоляцией 5, охватывающий переднюю балку 17. Далее можно произвести подстыковку консолей крыла к передней 17 и задней 19 балке корпуса крыльевого отсека 1. Для этого в центроплане 11 выполнены прорези 25. Такая конструкция позволяет передавать нагрузку с консолей крыла на переднюю 17 и заднюю 19 балки, а те в свою очередь сдают нагрузку на переднюю 14 и заднюю 21 раму внутреннего металлического корпуса 4.

Работа устройства, также, подробно раскрыта в комментариях к фиг. 1 - фиг. 6 описания.

Предложенное устройство прошло отработку в производстве, а также лабораторно-стендовые и летно-конструкторские испытания в составе ВЛА. Использование предлагаемого технического решения позволит:

- проектировать и изготавливать полнофункциональные конструкции корпусов крыльевых отсеков ВЛА, работающих в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок;

- проектировать и изготавливать конструкции внешних теплозащитных корпусов ВЛА.

1. Корпус крыльевого отсека высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА), выполненный с обеспечением стыковки с консолями крыла и включающий внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, отличающийся тем, что внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения.

2. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 1, отличающийся тем, что со стороны задней рамы в месте соединения внешнего и внутреннего корпусов установлены прокладки из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний через стенку, жестко соединенную с внешним корпусом и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

3. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 1, отличающийся тем, что в передней и задней раме внутреннего корпуса выполнены пазы для установки и жесткого закрепления передней и задней балок из жаростойкого высокопрочного материала, а в центроплане выполнены прорези для обеспечения стыковки по передней и задней балке с консолями крыла.

4. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 3, отличающийся тем, что в его состав введен экран, жестко закрепленный на торце передней рамы внутреннего корпуса с перекрытием выполненной под него подсечки на торце оболочки и центроплана и охватыванием снаружи передней балки, при этом экран выполнен из углеродного композиционного материала в виде цельной, отдельно просилицированной детали с внешними контурами, эквидистантными оболочке и центроплану внешнего корпуса, прорезь для обеспечения стыковки по передней балке с консолями крыла выполнена в экране, а внутри экрана установлены элементы теплоизоляции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. Среднемагистральный самолет содержит фюзеляж с герметичными кабиной экипажа с фонарем кабины и салоном для пассажиров или отсеком для грузов, крылья и хвостовое оперение с органами аэродинамического управления, турбовентиляторные двигатели, трехстоечное выпускающееся шасси, баки с топливом, системы связи и управления.

Изобретение относится к области авиационной техники. Створка передней опоры шасси содержит оребренную панель (1), внешнюю и внутреннюю (3) обшивки, крышку (5), профили (7) уголкового сечения, установленные на крышке (5), опоры (8), размещенные на внутренней обшивке (3) для крепления крышки (5).

Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет содержит фюзеляж, центральная часть которого включена в единую конструкцию с консолями крыла, силовую установку, содержащую двигатели и воздухозаборники.

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано при разработке конструктивных мер по предупреждению попадания посторонних предметов в воздухозаборник воздушного судна на этапах взлета и посадки, а также при исследовании и моделировании процессов вихреобразования и попадания посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы в воздухозаборник.

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к системам сброса или отделения объектов летательного аппарата. Система разделения ступеней ракеты включает силовые узлы крепления шпангоутов разделяемых конструкций, привалочные поверхности, выполненные в торцевых плоскостях шпангоутов, пироузлы расфиксации силовых узлов крепления и толкатель отделения.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный лист из полимерного материала и внешний структурный стеклянный лист с толщиной 3-20 мм, имеющий напряжение разрушения от 350 до 1000 МПа при столкновении с птицами.
Изобретение относится к ламинированному остеклению для транспортного средства или сооружения. Остекление содержит внутренний структурный стеклянный лист, образующий внутреннюю сторону ламинированного остекления и имеющий поверхностное сжимающее напряжение 400-1000 МПа с глубиной обмена 100-500 мкм и внешний структурный стеклянный лист, имеющий поверхностное сжимающее напряжение 50-300 МПа с глубиной обмена 50-100 мкм, при условии, что произведение поверхностного сжимающего напряжения и глубины обмена внешнего структурного стеклянного листа равно самое большее 25000 МПа.мкм, при этом внутренний и внешний структурные стеклянные листы имеют идентичные или различные толщины, каждая из которых составляет от 3 до 20 мм.

Система продува включает створку дульного среза, выдвижной воздухозаборник и окна выброса отработанных газов. Створка дульного среза покрыта радиопоглощающим покрытием.

Интегральная стойка дренажной системы для отвода текучих сред, выходящих из компонентов воздушного судна, таких как турбореактивный двигатель и фюзеляж, чтобы способствовать обнаружению текучих сред, вытекающих из указанных компонентов. Самонесущая трубчатая секция содержит множество в целом одинаково ориентированных каналов для текучей среды, каждый из которых характеризуется наличием периферийной стенки, часть которой является общей с частью другого одинаково ориентированного соседнего канала для текучей среды, присоединена к одному из этих компонентов воздушного судна.

Изобретение относится к слоистым композитным конструкциям, системам и способам их изготовления, в частности к слоистым композитным пластинчатым стрингерам, лонжеронам и другим конструкциям летательных аппаратов, а также системам и способам их изготовления. Слоистая композитная конструкция имеет множество уложенных в стопу слоев из композиционного материала.
Наверх