Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней обмоток роторов высоковольтных асинхронных электродвигателей. Сущность: способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя включает цифровую регистрацию радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля во времени с помощью датчика магнитного поля, устанавливаемого на корпусе электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора, разделение полученного сигнала на интервалы, проведение на каждом из этих интервалов оконного преобразования Фурье и получение частотно-временного спектра. При этом сигнал регистрируют в режиме выбега, определяют продолжительность интервалов ΔT, на которые разделяют регистрируемый сигнал, из условия

где XOP - индуктивное сопротивление обмотки ротора, Ом; ROP - активное сопротивление обмотки ротора, Ом; sном - номинальное скольжение ротора, о.е., ƒс - частота сети, Гц; ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна; p - число пар полюсов двигателя. Определяют в частотно-временном спектре наличие гармонических составляющих от фиктивной обмотки ротора, исключая гармоники порядка, совпадающего с числом пар полюсов, частоты которых в режиме выбега определяются по выражению

где ν=1, 2, 3, 4, 5… - порядок гармоники; n(t) - скорость вращения асинхронного электродвигателя в момент времени t, об/мин. При наличии указанных гармонических составляющих формируют сигнал о наличии обрыва стержня обмотки ротора. Технический результат: создание достоверного и безопасного способа выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора высоковольтного асинхронного электродвигателя с быстрым пуском, продолжительностью менее 3 секунд. 2 ил.

 

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней обмоток роторов высоковольтных асинхронных электродвигателей.

Известен способ контроля состояния короткозамкнутой обмотки ротора, основанный на контроле электродвижущей силы на выводах обмотки статора в режиме выбега (Диагностика повреждений стержней ротора в асинхронном двигателе на основании анализа его магнитного поля / Загирняк М.В., Ромашихина Ж.И., Калипов А.П. Вестник НТУ «XIII». - 2012. - №49 (955). - С. 38-47). Согласно данному способу производится анализ ЭДС, которая наводится в обмотке статора в режиме выбега. Вывод о повреждении обмотки ротора формируется при наличии несимметричного распределения линий магнитного поля в обмотке статора, что приводит к несинусоидальности ЭДС.

Недостатком указанного способа является низкая чувствительность из-за того, что ЭДС в обмотке статора в режиме выбега индуктируется постоянными и затухающими по экспоненте токами в обмотке ротора. Поэтому даже в двигателе с исправной обмоткой ротора ЭДС на выбеге является несинусоидальной.

Также известен «Способ диагностики повреждения короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя» (патент на изобретение RU№2644576 МПК G01R 31/34, 2018 г.), основанный на контроле электродвижущей силы на выводах обмотки статора в режиме выбега, выделении в этом сигнале среднеквадратичной величины дополнительных гармонических с частотами

где

- частота сети;

s - скольжение ротора;

ν - номер гармоники сети;

р - число пар полюсов асинхронного двигателя, сравнении с ее эталонной величиной, и формировании сигнала о повреждении короткозамкнутой обмотки ротора, если среднеквадратичная величина этих дополнительных гармонических превысит эталонную величину.

Недостатками указанного способа являются необходимость использования дорогостоящего оборудования и сложность его подключения для проведения контроля электродвижущей силы, повышение вероятности незапланированного отключения электродвигателя по причине отказа понижающего трансформатора, устанавливаемого в цепи обмотки статора.

За прототип принят «Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя» (патент на изобретение RU №2687881 МПК G01R 31/34, 2019), основанный на цифровой регистрации радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля во времени с помощью датчика магнитного поля, устанавливаемого на корпусе электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора в режиме пуска, разделении его на интервалы, продолжительность которых зависит от числа пар полюсов асинхронного двигателя, а также ширины главного лепестка используемого окна, проведении на каждом из этих интервалов оконного преобразования Фурье и получении частотно-временного спектра, определении в этом спектре наличия гармонических составляющих от фиктивной обмотки ротора на нижних боковых частотах, определяемых по выражению:

где

- нижняя боковая частота гармоники от фиктивной обмотки ротора ν-го порядка, Гц,

t - время на интервале 0≤t≤T, с, где

T - продолжительность пуска асинхронного двигателя, с;

- частота сети, Гц,

s(t) - скольжение ротора;

p - число пар полюсов двигателя;

ν - порядок гармоники,

и формировании сигнала о наличии обрыва стержня обмотки ротора при наличии указанных гармонических составляющих.

К недостаткам прототипа относятся невозможность применять его для двигателей с быстрым - продолжительностью менее 3 секунд, пуском, а также возможность травматизма при снятии показаний, так как большая часть аварийных ситуаций возникает именно в момент пуска.

Техническим результатом является создание достоверного и безопасного способа выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора высоковольтного асинхронного электродвигателя с быстрым пуском, продолжительностью менее 3 секунд.

Технический результат достигается тем, что в способе выявления оборванных стержней короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя, включающем цифровую регистрацию радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля во времени с помощью датчика магнитного поля, устанавливаемого на корпусе электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора, разделение указанного сигнала на интервалы, проведение на каждом из этих интервалов оконного преобразования Фурье и получение частотно-временного спектра, указанный выше сигнал регистрируют в режиме выбега, определяют продолжительность интервалов ΔT, на которые разделяют регистрируемый сигнал, из условия:

где XOP - индуктивной сопротивление обмотки ротора, Ом;

ROP - активное сопротивление обмотки ротора, Ом;

sном - номинальное скольжение ротора, о.е,

- частота сети, Гц;

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна;

p - число пар полюсов двигателя,

определяют в частотно-временном спектре наличие гармонических составляющих от фиктивной обмотки ротора, исключая гармоники порядка, совпадающего с числом пар полюсов, частоты которых в режиме выбега определяются по выражению:

где ν=1, 2, 3, 4, 5… - порядок гармоники;

n(t) - скорость вращения асинхронного электродвигателя в момент времени t, об/мин,

при наличии указанных гармонических составляющих формируют сигнал о наличии обрыва стержня обмотки ротора.

Сущность изобретения поясняют графические материалы.

На фиг. 1 приведен частотно-временной спектр внешнего магнитного поля для математической модели исправного асинхронного двигателя типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 в режиме выбега.

На фиг. 2 приведен частотно-временной спектр внешнего магнитного поля для математической модели асинхронного двигателя типа ДАЗО2-17-44-8/10У1 с одним оборванным стержнем обмотки ротора в режиме выбега.

Сущность способа заключается в следующем.

Токи в обмотке роторе, в отличие от токов в обмотке статора, не исчезают сразу после отключения питания электродвигателя, а продолжают циркулировать некоторое время. Данное время характеризуется постоянной времени затухания апериодической составляющей токов в обмотке ротора, которая определяется по формуле

и зависит от соотношения индуктивного (ХОР) и активного (ROR) сопротивлений.

Для высоковольтных электродвигателей параметр Та.зат составляет 5 с и более. Если учесть, что за отрезок времени, равный 2⋅Та.зат, амплитуды токов в обмотке ротора уменьшатся всего лишь в 7,4 раза, то фактическое время для анализа сигнала, содержащего диагностическую информацию, составляет для таких двигателей не менее 10 с, что является достаточным для проведения контроля состояния обмотки ротора в режиме выбега.

Известно, что при возникновении обрывов стержней короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей резко увеличиваются амплитуды гармонических составляющих, называемых гармониками от фиктивной обмотки ротора (так они названы в статье «Анализ спектра магнитного поля в зазоре асинхронного двигателя при повреждении обмотки ротора», автор - Скоробогатов А.А. (Вестник ИГЭУ. - вып.2. - Иваново: ИГЭУ, 2006. С. 75-78)). При этом данные гармоники будут проявляться не только во внутреннем, но и во внешнем магнитном поле, как было показано в способе-прототипе. Частоты гармоник от фиктивной обмотки ротора могут быть определены по выражению:

- нижняя боковая частота гармоники от фиктивной обмотки ротора ν-го порядка в момент времени Гц;

- верхняя боковая частота гармоники от фиктивной обмотки ротора ν-го порядка в момент времени t, Гц.

s(t) - скольжение ротора.

Более удобно выражение (2) можно записать в виде:

n(t) - скорость вращения асинхронного электродвигателя в момент времени t, об/мин;

- частота колебаний тока в обмотке ротора, Гц, которая определяется по формуле

Данный сигнал более удобно и эффективно регистрировать не в режиме пуска или установившемся режиме работы электродвигателя, а в режиме его выбега. В режиме выбега второй составляющей (ƒр) в выражении (3) не будет (поскольку двигатель будет отключен от питающей сети), поэтому для режима выбега частоты гармоник от фиктивной обмотки ротора можно определить по выражению:

Характерным признаком наличия повреждения в режиме выбега будет появление в спектре внешнего магнитного поля гармоник с частотами, определяемыми по выражению (4), за исключением гармоники порядка, совпадающего с числом пар полюсов ν=p.

Обработка полученных сигналов, как и в способе-прототипе, может быть осуществлена на основе оконного преобразования Фурье. Сигнал разделяют на интервалы ΔT, на каждом из которых производят преобразование Фурье. В результате будет получен частотно-временной спектр, то есть зависимость изменения амплитуды гармонических составляющих от частоты и от времени. В качестве оконных функций используют окно Флэттоп, поскольку данная оконная функция позволяет наиболее точно определять амплитуды гармонических составляющих и добиться при этом малого растекания спектра.

Для получения четкого частотно-временного спектра продолжительность интервалов, на которые разделяют исследуемый сигнал в режиме выбега асинхронного электродвигателя, должна находиться в диапазоне, определяемом условием:

Как было указано ранее для высоковольтных электродвигателей длительность затухания токов в обмотке ротора составляет не менее 10 с, а длительность выбега - несколько минут.

Способ реализуется следующим образом:

Посредством внешнего датчика магнитного поля (например, датчика Холла), устанавливаемого на корпус электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора, осуществляют запись сигнала радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля в режиме выбега, то есть сразу после отключения асинхронного двигателя от питающей сети. С помощью АЦП получают цифровой сигнал. Далее полученный сигнал разделяют на интервалы, продолжительность которых определяется по условию (5). После этого формируют частотно-временной спектр зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье (используя в качестве оконной функции окно Флэттоп). В полученном частотно-временном спектре определяют наличие гармоник от фиктивной обмотки ротора (кроме гармоники порядка, совпадающего с числом пар полюсов), частоты которых рассчитываются по формуле (4). При наличии этих гармонических составляющих делают заключение об имеющемся обрыве стержня обмотки ротора асинхронного двигателя.

Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя в режиме выбега был реализован на базе персонального компьютера. Работоспособность способа проверена на математической модели, выполненной в программном комплексе ANSYS, высоковольтного асинхронного двигателя типа ДАЗО2-17-44-8/10У1, паспортные данные которого приведены в табл. №1.

Пример. Испытание работы заявленного способа на математической модели асинхронного электродвигателя ДАЗО2-17-44-8/10У1. Б проведенном опыте двигатель работает без рабочей машины (режим холостого хода), при этом время его пуска составляет не более 2 секунд, что недостаточно для проведения контроля состояния обмотки ротора по внешнему магнитному полю в режиме пуска, как описано в способе-прототипе. Двигатель является двухскоростным. В эксперименте выбег начинается при работе машины на первой скорости (5 пар полюсов).

Были выполнены две модели указанного асинхронного двигателя: в исправном состоянии и при наличии одного оборванного стержня в обмотке ротора. На корпусе машины был размещен датчик для регистрации радиальной составляющей внешнего магнитного ноля. Полученные частотно-временные спектры внешнего магнитного поля представлены на фиг. 1 и 2 соответственно. В табл. №2 приведены отношения амплитуд гармоник от фиктивной обмотки ротора, существующих во внешнем магнитном поле, для двигателей с поврежденной (1 оборванный стержень) и исправной обмотками ротора.

Из фиг. 2 видно, что при обрыве стержня в спектре отчетливо проявляются гармоники от фиктивной обмотки ротора первых пяти порядков (обозначены ФОР n, где n - порядок гармоники). В спектре исправного двигателя (фиг. 1) указанные выше гармоники от фиктивной обмотки ротора имеют заметно меньшие амплитуды за исключением гармоники пятого порядка, порядок которой совпадает с числом пар полюсов, что подтверждается данными, приведенными в табл. 2.

Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя, включающий цифровую регистрацию радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля во времени с помощью датчика магнитного поля, устанавливаемого на корпусе электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора, разделение указанного сигнала на интервалы, проведение на каждом из этих интервалов оконного преобразования Фурье и получение частотно-временного спектра, отличающийся тем, что указанный выше сигнал регистрируют в режиме выбега, определяют продолжительность интервалов ΔT, на которые разделяют регистрируемый сигнал, из условия:

где XOP - индуктивное сопротивление обмотки ротора, Ом;

ROP - активное сопротивление обмотки ротора, Ом;

sном - номинальное скольжение ротора, о.е.,

ƒс - частота сети, Гц;

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна;

р - число пар полюсов двигателя;

определяют в частотно-временном спектре наличие гармонических составляющих фиктивной обмотки ротора, исключая гармоники порядка, совпадающего с числом пар полюсов, частоты которых в режиме выбега определяются по выражению:

где ν=1, 2, 3, 4, 5… - порядок гармоники;

n(t) - скорость вращения асинхронного электродвигателя в момент времени t, об/мин,

при наличии указанных гармонических составляющих формируют сигнал о наличии обрыва стержня обмотки ротора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к определению электромагнитных параметров асинхронных машин с фазным ротором. Сущность: сначала соединяют в звезду статорные и роторные обмотки при неподвижном выходном вале.

Асинхронный электропривод для измерения момента сопротивления, создаваемого нагрузкой двигателя. Измеряют мгновенные величины токов и напряжений статора асинхронного двигателя, преобразуют трехфазные значения токов и напряжений в двухфазные составляющие токов и напряжений.

Раскрыт способ оценки вибрационного состояния электродвигателя. Способ включает в себя этапы: определение значения вибраций электродвигателя (1) путем измерения ускорения и/или скорости вибраций электродвигателя (1) с применением датчика (5) вибраций электродвигателя (1), при этом вибрации измеряются по меньшей мере в одном направлении и при этом значение вибраций представляет каждое из измеряемых по меньшей мере одного направления, определение текущей частоты (n) вращения электродвигателя, сравнение значения вибраций с опорным значением текущей частоты (n) вращения электродвигателя (1), сравнение значения вибраций с опорным значением текущей частоты вращения и определение критерия оценки для оценки вибрационного состояния электродвигателя на базе сравнения значения вибраций с опорным значением.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для испытания электрических машин постоянного тока и механических передач. Технический результат - обеспечение возможности испытания двух электрических машин или двух механических передач с различающимися параметрами.

Изобретение относится к электротехнике и позволяет повысить точность поддержания угловой скорости в процессе испытаний и расширить функциональные возможности метода взаимного нагружения при испытаниях электрических машин постоянного тока, а именно регулировать, стабилизировать или изменять по программе угловую скорость и механический момент нагрузки машин.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля работы и защиты асинхронного электродвигателя, в частности гиромотора авиагоризонта. Технический результат - повышение надежности работы асинхронного электродвигателя.

Группа изобретений относится к области диагностики и управления электродвигателями. Технический результат заключается в повышении надёжности электродвигателей.

Группа изобретений относится к области диагностики и управления электродвигателями. Технический результат заключается в повышении надёжности электродвигателей.

Изобретение относится к области измерения частичного разряда (Te) в системе (2) электрического привода, которая включает в себя электрическую вращающуюся машину (4) и преобразователь (6) частоты. Техническим результатом является обеспечение возможности осуществления измерения во время работы системы (2) электрического привода.

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных генераторов. Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность распознавания конкретных неисправностей автомобильных генераторов непосредственно на автомобиле на основе спектрального анализа выходного напряжения.
Наверх