Гидростатическая опора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидростатическим опорам. Гидростатическая опора содержит корпус с отводящим каналом, втулку. Втулка установлена в корпусе с образованием полостей. Втулка охватывает подвижный элемент с рабочим зазором, образующим несущий смазочный слой. Втулка имеет соединительные каналы и внутренний выступ с расположенными в нем дросселирующими цилиндрами. На наружной цилиндрической поверхности втулки выполнены кольцевые канавки. Подвижный элемент имеет форму диска с уступом. Опора снабжена составным кольцом, охватывающим внутренний выступ втулки и образующим с ней полости, попарно связанные с дросселирующими цилиндрами. В корпусе выполнен подводящий канал, связанный с полостями, а между втулкой и составным кольцом установлены уплотнения. Достигается уменьшение габаритов конструкции. 6 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам станков, и может применяться в высоконагруженных опорах шпиндельных узлов металлорежущего оборудования, а также в других узлах с гидростатическими опорами вращения.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранная в качестве прототипа гидростатическая опора, содержащая корпус с отводящим каналом, установленную в корпусе с образованием полостей втулку, охватывающую подвижный элемент с рабочим зазором, образующим несущий смазочный слой, и имеющую соединительные каналы для его питания. (Патент РФ 2508483, опубл. 27.02.2014).

Недостатком известной гидростатической опорой, в том числе технической проблемой, является сложность встраивания этой опоры в конструкцию вращающегося узла, сложность осуществления подвода и отвода рабочей жидкости, а также восприятие нагрузок только в радиальном направлении.

В основу заявленного изобретения был положен технический результат - повышение технологичности и модульности предлагаемой конструкции за счет уменьшения ее габаритов, соизмеримых с размером подшипника качения, отсутствия необходимости регулирования во время эксплуатации и минимизации количества каналов подвода и отвода рабочей жидкости.

Технический результат достигается тем, что гидростатическая опора, содержащая корпус с отводящим каналом, установленную в корпусе с образованием полостей втулку, охватывающую подвижный элемент с рабочим зазором, образующим несущий смазочный слой, и имеющую соединительные каналы для его питания, имеет на втулке внутренний выступ с расположенными в нем дросселирующими цилиндрами, на наружной цилиндрической поверхности втулки выполнены кольцевые канавки, подвижный элемент имеет форму диска с уступом, опора снабжена составным кольцом, охватывающим внутренний выступ втулки и образующим с ней полости, попарно связанные с дросселирующими цилиндрами, при этом в корпусе выполнен подводящий канал, связанный с полостями, а между втулкой и составным кольцом установлены уплотнения.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен общий вид гидростатической опоры.

На фиг. 2 показано распределение масла между двумя парами противоположных осевых полостей.

На фиг. 3 изображен подвод масла к одной из пары радиальных полостей (для двух пар радиальных полостей два таких места).

На фиг. 4. - подвод масла к противоположной полости первой пары радиальных полостей.

На фиг. 5 - подвод масла к противоположной полости второй пары радиальных полостей.

На фиг. 6 - отвод масла из всех полостей подшипника.

Гидростатическая опора содержит корпус 1 с отводящим каналом 2, установленную в корпусе 1 с образованием полостей 3 втулку 4, охватывающую подвижный элемент 5 с рабочим зазором 6, образующим несущий смазочный слой, и имеющую соединительные каналы 7 для его питания, в заявленной опоре втулка 4 имеет внутренний выступ 8 с расположенными в нем дросселирующими цилиндрами 9, на наружной цилиндрической поверхности втулки 4 выполнены кольцевые канавки 10, 11, 12 и 13, подвижный элемент 5 имеет форму диска с уступом, опора снабжена составным кольцом 14, охватывающим внутренний выступ 8 втулки 4 и образующим с ней полости 3, попарно связанные с дросселирующими цилиндрами 9, при этом в корпусе 1 выполнен подводящий канал 15, связанный с полостями 3, а между втулкой 4 и составным кольцом 14 установлены уплотнения 16.

Дросселирующие цилиндры 9 имеют встроенные каналы 17.

Гидростатическая опора работает следующим образом.

Масло от гидростанции поступает в подводящий канал 15 под давлением Рн и через кольцевую канавку 11 питает все дросселирующие цилиндры 9. За счет подбора площадей дросселирующего цилиндра 9 рабочее давление в парах противоположных полостей 3 автоматически устанавливается в размере Рн/2. При изменении условий работы подшипника давление в полостях 3 может измениться, что приводит к смещению дросселирующих цилиндров 9 и перекрытию/открытию встроенных в него каналов 17, что в свою очередь ведет к восстановлению в полостях 3 оптимального давления Рн/2. Противоположные осевые полости 3 соединяются с дросселирующими цилиндрами 9 через соединительные каналы 7 фиг. 2. Противоположные радиальные полости 3 соединены с дросселирующими цилиндрами 9 с помощью кольцевых канавок 12 и 13, расположенных на внешней поверхности втулки 4. Для одной пары радиальных полостей 3 используется кольцевая канавка 11, для другой пары полостей 3 - кольцевая канавка 12. Масло из полостей 3 попадает в рабочий зазор 6 между втулкой 4 и составным кольцом 14, образуя несущий слой, воспринимающий осевые и радиальные нагрузки. Отвод масла осуществляется через соединительные каналы 7 втулки 4 фиг. 6, а затем через кольцевую канавку 10 и отводящий канал 2 в корпусе 1.

Таким образом, заявленная совокупность существенных признаков, отраженная в формуле изобретения, обеспечивает получение заявленного технического результата - повышение технологичности и модульности предлагаемой конструкции за счет уменьшения ее габаритов, соизмеримых с размером подшипника качения, отсутствия необходимости регулирования во время эксплуатации и минимизации количества каналов подвода и отвода рабочей жидкости.

Анализ заявленного технического решения на соответствие условиям патентоспособности показал, что указанные в формуле признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности необходимых признаков, неизвестной на дату приоритета из уровня техники и достаточной для получения требуемого синергетического (сверхсуммарного) технического результата.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного технического решения следующей совокупности условий:

- объект, воплощающий заявленное техническое решение, при его осуществлении предназначен для осуществления вращения инструмента или заготовки и связанных с ними узлов металлорежущего станка, таких как шпиндель, поворотный или глобусный стол и т.д.;

- для заявленного объекта в том виде, как он охарактеризован в формуле, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных в заявке или известных из уровня техники на дату приоритета средств и методов;

- объект, воплощающий заявленное техническое решение, при его осуществлении способен обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленный объект соответствует критериям патентоспособности «новизна», «изобретательский уровень» и «промышленная применимость» по действующему законодательству.

Гидростатическая опора, содержащая корпус с отводящим каналом, установленную в корпусе с образованием полостей втулку, охватывающую подвижный элемент с рабочим зазором, образующим несущий смазочный слой, и имеющую соединительные каналы для его питания, отличающаяся тем, что втулка имеет внутренний выступ с расположенными в нем дросселирующими цилиндрами, на наружной цилиндрической поверхности втулки выполнены кольцевые канавки, подвижный элемент имеет форму диска с уступом, опора снабжена составным кольцом, охватывающим внутренний выступ втулки и образующим с ней полости, попарно связанные с дросселирующими цилиндрами, при этом в корпусе выполнен подводящий канал, связанный с полостями, а между втулкой и составным кольцом установлены уплотнения.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области разработки и производства подшипников, в частности упорных высокоскоростных подшипников жидкостного трения, и может быть использовано в машинах и механизмах, применяемых в энергетической промышленности, машиностроении, нефтяной отрасли и других видах промышленности, где используют гидродинамические подшипники скольжения.

Изобретение относится к области создания прецизионных узлов вращения в особо точных станках, прецизионных стендах, координатно-измерительных машинах и в другом подобном оборудовании, требующем прецизионной юстировки оси вращения или осуществления прецизионных поступательных радиальных и осевых перемещений ротора с наноразмерной точностью.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а именно к упорным узлам с осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин, в частности в турбогенераторах. Упорный узел турбомашины содержит корпус статора с расположенными с двух сторон от него тыльной стороной к корпусу статора турбомашины первым (1) и вторым колесами, соединенными валом, и размещенными между корпусом статора и первым (1) и вторым колесами двумя осевыми лепестковыми газодинамическими подшипниками.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных турбомашин. Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит корпус с расположенными на его внутренней цилиндрической поверхности продольными пазами, в которые вставлены профилированные по незамкнутому коробчатому профилю крепежные хвостовики (7) перекрывающих друг друга лепестков (3), охватывающих в статическом состоянии цапфу сопрягаемого вала.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися колодками, и может быть использовано в конструкциях паровых турбин, компрессоров, насосов и других роторных машин. В упорном подшипнике скольжения, содержащем корпус с каналами подвода смазки, упорные самоустанавливающиеся колодки, фиксирующие элементы и маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве, на тыльной стороне каждой колодки выполнен гидростатический карман, соединенный отверстием с рабочей поверхностью своей колодки, при этом на рабочей поверхности в центральной части колодки выполнено углубление, имеющее наклонный участок, кроме того, в теле скребка предусмотрено отверстие, соединяющее канал подвода смазки в корпусе подшипника с полостью в верхней части скребка, связанной с входом на рабочую поверхность колодки.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в увеличении удельной мощности, уменьшении механического износа сферического электродвигателя.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в увеличении удельной мощности, уменьшении механического износа сферического электродвигателя.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с сегментами, каждый из которых снабжен скошенными участками, и может быть применено в конструкциях машин при переменном направлении вращения вала. В упорном подшипнике скольжения, содержащем корпус с каналами подачи смазки, упорное кольцо с каналами подвода смазки к рабочей поверхности, разделенной радиальными канавками на равные сегменты, каждый из которых снабжен двумя противоположно направленными участками, скошенными под углом к плоской поверхности скольжения, на тыльной стороне каждого сегмента выполнено по два гидростатических кармана, соединенных каждый отдельным отверстием в упорном кольце с одним из двух скошенных участков сегмента.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах механизмов и машин для обеспечения вращательного движения. Подшипник скольжения содержит внутреннюю и наружную втулки, устройство перемещения внутренней втулки, блок сбора, обработки и управления сигналами, который соединен прямой и обратной связью с датчиками температуры, перемещения и давления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися колодками, и может быть использовано в конструкциях паровых турбин, компрессоров, насосов и других роторных машин. Реверсивный упорный подшипник скольжения содержит корпус с каналами подвода смазки, упорные самоустанавливающиеся колодки, фиксирующие винты, маслосъемные скребки, установленные в межколодочном пространстве.
Наверх