Клапан предохранительный

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно к предохранительным устройствам для защиты контейнеров-цистерн, применяемых для хранения и транспортирования сжиженных газов и нефтепродуктов, от превышения в них давления среды сверх допустимого предела. Предохранительный клапан содержит фланец, в котором выполнено проходное отверстие с уплотнительным седлом в верхней части, шток с уплотнительным пояском, прижимаемым к седлу пружинами, отражающую тарелку, закрепленную на штоке, и уплотнительный элемент, установленный между штоком и тарелкой. Шток выполнен в виде полого цилиндра с глухим днищем со стороны фланца и цилиндрической стенкой, внутренняя полость которого является проходным каналом, соединенным со стороны предохраняемой емкости с рабочей средой, а через окна, выполненные в цилиндрической стенке, соединенным с проходным отверстием фланца. Предложенный предохранительный клапан обеспечивает увеличение пропускной способности, повышение надежности работы при эксплуатации и увеличение диапазона рабочего давления среды. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно к предохранительным устройствам для защиты контейнеров-цистерн, применяемых для хранения и транспортирования сжиженных газов и нефтепродуктов, от превышения в них давления среды сверх допустимого предела.

Известен предохранительный клапан для цистерн, содержащий корпус с седлом, крышку, фланец, шток с закрепленным на нем запорным элементом, поджимаемым пружиной, имеющей опорную гайку, закрепленную внутри корпуса; шток с запорным элементом и пружиной размещен во внутренней полости корпуса (см. рис. 4.31 стр. 185 книги «Справочник по арматуре для газо- и нефтепроводов» авторов: Д.Ф. Гуревич, О.Н. Заринский и Ю.К. Кузьмин, издательство «Недра», г. Ленинград, 1988 г.).

Конструкция клапана имеет следующие недостатки: нахождение штока совместно с запорным элементом и пружиной внутри проходного сечения корпуса снижает пропускную способность клапана; наличие ряда {проходных отверстий в опорной гайке корпуса и в диске крышки способствует увеличению местного гидравлического сопротивления, и, соответственно, также ведет к уменьшению пропускной способности клапана.

Известен клапан предохранительный, содержащий фланец, в котором выполнено проходное отверстие с седлом в верхней части, шток с уплотнительной поверхностью, прижимаемый к седлу пружинами, отражающую тарелку, основной уплотнительный элемент и центрирующую втулку, закрепленную во фланце четырьмя ребрами и образующую площадь проходного сечения, большую на поле чем площадь проходного отверстия во фланце (патент на полезную модель RU 136865 F16K 17/04, 2013 г.).

Предохранительный клапан этой конструкции имеет следующие недостатки:

- для увеличения пропускной способности клапана необходимо выполнение площади проходного сечения в месте установки четырех ребер более, чем в 1,5 раза по сравнению с площадью проходного отверстия фланца увеличивает массо-габаритные характеристики предохранительного клапана;

- сочетание выполнения сложной поверхности центрирующей втулки, направляющей поток рабочей среды в виде двух тороидальных поверхностей, и сложной поверхности фланца, направляющей поток рабочей среды, в виде сферической и тороидальной поверхностей усложняет конструкцию и не способствует увеличению пропускной способности клапана;

- усложненная траектория потока рабочей среды между центрирующей втулкой и фланцем при сбросе среды после срабатывания клапана снижает активную подъемную силу потока среды, действующего на уплотнительные поверхности штока и основного запорного элемента и на тарелку образующую.

Данное техническое решение по патенту RU 13686 по большинству {признаков выбрано за прототип для предлагаемой конструкции клапана предохранительного.

Технической задачей, решаемой изобретением, является создание клапана предохранительного с увеличением пропускной способности, исключая сложную конфигурацию проходного канала рабочей среды к уплотнениям седла фланца со значительным увеличением площади его проходного сечения.

Решение поставленной задачи позволит создать компактную конструкцию клапана предохранительного с уменьшением массо-габаритных характеристики и с повышенной пропускной способностью.

Указанная задача решается за счет того, что в клапане предохранительном, содержащем фланец, в котором выполнено проходное отверстие с уплотнительным седлом в верхней части, имеющем коническую уплотнительную поверхность, шток с конической уплотнительной поверхностью, прижимаемой к седлу пружинами, отражающую тарелку, закрепленную на штоке, и уплотнительный элемент, установленный между штоком и тарелкой, шток выполнен в виде полого цилиндра с глухим днищем со стороны фланца и цилиндрической стенкой, внутренняя полость которого является проходным каналом, соединенным со стороны предохраняемой емкости с рабочей средой, а через окна, выполненные в цилиндрической стенке, соединенным с внешней средой через проходное отверстие фланца.

Днище полого цилиндра имеет профилированный конусный выступ с вершиной в сторону проходного канала штока.

Сущность технического предложения поясняется чертежами, где на фигуре 1 изображен общий вид клапана предохранительного в положении «закрыто», а на фигуре 2 изображен общий вид клапана предохранительного в положении «открыто».

Клапан предохранительный состоит из фланца 1 с проходным отверстием 2 для потока рабочей среды, штока 3 с уплотнительным пояском 4, уплотнительного элемента 5, тарелки отражающей 6 и пружин 7, выполненных, например, в виде пакета тарельчатых пружин.

Фланец 1 имеет уплотнительное седло 8, выполненное, например, в виде конусной поверхности. Уплотнительный поясок 4 штока 3 прижимается к уплотнительному седлу 8 фланца 1 пакетом тарельчатых пружин 7.

Необходимое расчетное усилие сжатия пакета тарельчатых пружин 7 обеспечивается гайкой настройки 9. На цилиндрическую проточку штока 3 установлен уплотнительный элемент 5, поджатый тарелкой отражающей 6 при помощи гайки 10.

Шток 3 выполнен в виде полого цилиндра с глухим днищем 11 и цилиндрической стенкой 12. В цилиндрической стенке 12 выполнены проходные окна 13, граничащие с днищем 11 и расположенные в районе проходного отверстия 2 фланца 1. Внутренняя полость 14 штока 3 является проходным каналом, соединенным со стороны предохраняемой емкости с рабочей средой, а через проходные окна 13 соединена с внешней средой через проходное отверстие 2 фланца 1.

Днище 11 полого цилиндра штока 3 имеет профилированный конусный выступ 15 с вершиной, направленной в сторону внутренней полости 14 штока 3.

Клапан предохранительный работает следующим образом.

Рабочая среда, проходя через внутреннюю полость 14 штока 3, являющуюся проходным каналом, и через проходные окна 13 в цилиндрической стенке 12 сообщается с проходным отверстием 2 фланца 1 (см. фиг. 1). Рабочая среда воздействует своим давлением на шток 3 и при повышении величины давления до давления срабатывания подъемная сила, действующая на днище 11 штока 3, становится больше рабочего усилия пружин 7 и перемещает шток 3 с тарелкой отражающей 6 - происходит открытие клапана предохранительного. При открытии клапана происходит выброс рабочей среды (см. фиг. 2).

Наличие профилированного конусного выступа 15 на днище 11 штока 3 способствует формированию потока рабочей среды при выбросе, при этом реакция, действующая в направлении подъема штока 3, увеличивается.

Прямое осевое направление потока рабочей среды на днище 11 в проходном канале штока 3 обеспечивает безотказное срабатывание клапана при достижении в предохранительной емкости предельного давления полного открытия. Траектория потока рабочей среды из проходного канала штока 3 через проходные окна 13 и далее через проходное сечение, образованное закрылками 17 для поворота потока среды от тарелки отражающей 6, имеющей увеличенную рабочую площадь, воспринимающую давление среды, и профилированной выходной торцевой поверхности 18 фланца 1 обеспечивает работу клапана смешанного активно-реактивного действия (см. фиг. 2).

Реакция потока рабочей среды, действующая на днище 11 штока 3 и на тарелку отражающую 6, увеличивает подъем штока 3, повышая пропускную способность клапана предохранительного.

Выброс среды снижает давление в предохраняемой емкости, соответственно подъемная сила от действия давления среды становится меньше усилия пружин 7 и происходит закрытие клапана, при этом уплотнительный поясок 4 штока 3 опирается на уплотнительное седло 8 фланца 1, обеспечивая силовое уплотнение, воспринимающее основное усилие пружин 7 и не позволяющее деформировать уплотнительную поверхность уплотнительного элемента 5, при этом основной уплотнительный элемент 5, контактируя с уплотнительным седлом 8 фланца 1, создает дублирующее уплотнение, обеспечивая надежную герметизацию.

Прохождение среды через проходной канал 14 штока 3, свободный от нахождения других деталей в нем, позволяет создать клапан компактным с уменьшением габаритных размеров.

1. Клапан предохранительный, содержащий фланец, в котором выполнено проходное отверстие с уплотнительным седлом, шток с уплотнительным пояском, прижимаемым к седлу пружинами, отражающую тарелку, закрепленную на штоке, и уплотнительный элемент, установленный между штоком и тарелкой, отличающийся тем, что шток выполнен в виде полого цилиндра с глухим днищем со стороны фланца и цилиндрической стенкой, внутренняя полость которого является проходным каналом, соединенным со стороны предохраняемой емкости с рабочей средой, а через окна, выполненные в цилиндрической стенке, соединенным с внешней средой через проходное отверстие фланца.

2. Клапан предохранительный по п. 1, отличающийся тем, что днище полого цилиндра имеет профилированный конусный выступ с вершиной в сторону проходного канала штока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к запорной арматуре, служащей для перекрытия потока жидкостных, газообразных абразивных и коррозионных сред, и может быть использовано в качестве шиберных задвижек. В узле затвора шиберной задвижки на торцевой поверхности седел, соосно установленных в корпусе задвижки, со стороны контакта с шибером, а также на тыльной стороне смонтированы защитные элементы из эластомерного материала.

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре и может быть использовано в трубопроводах воды и пара тепловых и атомных электростанций, а также химических и нефтегазовых предприятий. Бесклиновой затвор параллельного типа состоит из платформы, серьги с подпятником, двух уплотнительных дисков в сборе со сферическими шарнирами, имеющих один центр вращения, ползунов, распоров и пружины.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к клапанам выработки топлива, регулирующим выработку топлива из баков летательных аппаратов. Клапан выработки топлива содержит корпус, рассекатель потока конусообразной формы, штуцер входного командного давления, подпружиненный полый цилиндрический поршень, соосно установленный внутри корпуса шток.

Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к отсечным клапанам, регулирующим выработку топлива из баков летательных аппаратов. Отсечной клапан содержит корпус, в верхней части корпуса расположена рабочая полость, в нижней части корпуса расположен основной рабочий канал, выполненные на нижней части корпуса штуцер входного командного давления и штуцер слива.

Изобретение относится к устройствам регулирования расхода газа и может быть использовано в энергетическом машиностроении для подачи газов к потребителям. Электромагнитный клапан-дроссель состоит из: корпуса 3 с входным наконечником 15, седла 4 с выходным наконечником 15, электромагнита 1 со стопом 9, пружины 10, якоря 2, державки 6, соединенной с якорем 2 штоком 5 и в которой, находится шайба пружинная 8, поджимающая заслонку 7 к седлу 4, у которых имеются зеркально выполненные прорези 12, имеющие ширину 0,8 от величины хода якоря, и перемычки шириной, равной или больше, чем ход якоря 2.

Изобретение относится к оборудованию вакуумных приборов и может быть использовано в качестве загрузочных или шлюзовых устройств. Вакуумный щелевой затвор предназначен для взаимной изоляции вакуумных объемов в транспортных системах со шлюзовой или кластерной камерами.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве запорного органа для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах энергетических установок. Запорный клапан содержит корпус с патрубками, запорный орган, закрепленный на штоке и взаимодействующий с уплотнительным седлом, сальниковый узел, крышку.

Предложен клапан для использования при добыче нефти и газа или аналогичных вариантах применения. Клапан включает в себя пробку или другой барьер для потока, расположенный в полости полого корпуса клапана, седло, имеющее в целом «L-образную» конфигурацию, содержащее три поверхности, расположенные по потоку, и втулку седла.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к арматуростроению, а именно к запорно-регулирующей трубопроводной арматуре, и может быть использовано в нефтедобывающей и других отраслях промышленности. Запорно-регулирующее устройство содержит плоский шибер, взаимодействующий с обеих сторон с одинаковыми перфорированными седлами, размещенными в подводящем и отводящем патрубках корпуса, при этом перфорация в седлах выполнена в нижней их части, причем количество, расположение и диаметр отверстий зависят от требуемой пропускной характеристики, а оставшаяся верхняя часть проходного сечения седел выполнена сквозной.

Группа изобретений относится к сельскому хозяйству. Механизм секционного управления для пневматической посевной системы содержит основание, имеющее пластину основания, включающую в себя верхнюю сторону, нижнюю сторону и по меньшей мере один проем для заслонки, проходящий сквозь пластину основания между верхней и нижней сторонами, первый пластинный узел, второй пластинный узел, опорную планку, установочную плиту и отсечной механизм.

Изобретение относится к устройствам регулирования давления газа и может быть использовано в энергетическом машиностроении. Дроссельное устройство, в корпусе которого размещены седло и примыкающая к нему заслонка, установленная в обойме, которая жестко связана со штоком, выходящим из корпуса для соединения с приводом, пружина, прижимающая заслонку к седлу.
Наверх