Верхнее аксиальное средство удержания для реверсера тяги каскадного типа со скользящими лопастями d-образной конструкции

Изобретение относится к силовой установке (1) летательного аппарата, содержащей турбореактивный двигатель (5), содержащий корпус (45) вентилятора, гондолу (3) и пилон (15) подвески, при этом гондола содержит заднюю по потоку секцию D-образной конструкции, вмещающую устройство реверсора тяги, и содержащую отклоняющие решетки, выполненные с возможностью перемещения, причем указанная задняя по потоку секция, имеющая D-образную конструкцию, содержит две D-образные полуконструкции, имеющие: наружный полукапот, выполненный с возможностью поступательного перемещения вдоль продольной оси; соединительные средства между отклоняющими решетками и указанным наружным полукапотом; полуответвление «на 12 часов»; внутреннюю полуконструкцию, определяющую внутреннюю часть кольцевого канала потока; при этом указанная гондола содержит полубалку «на 12 часов», установленную на полуответвлении «на 12 часов», шарнирно закрепленную на указанном пилоне. Средство осевого удержания для осевого удержания задней по потоку секции гондолы относительно турбореактивного двигателя, выполненное с возможностью обеспечивать соединение, определяющее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов» и неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя. Изобретение обеспечивает уменьшение осевого зазора между корпусом вентилятора и устройством реверсора тяги. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Настоящее изобретение относится к силовой установке летательного аппарата и к летательному аппарату, содержащему такую силовую установку.

Летательный аппарат приводится в действие несколькими силовыми установками, каждая из которых содержит турбореактивный двигатель, помещенный в гондолу. На фиг. 1 показана силовая установка 1, известная из уровня техники. Силовая установка 1 содержит гондолу 3 и турбореактивный двигатель 5, например, двухконтурного типа, выполненный с возможностью генерировать при помощи лопаток вращающегося вентилятора поток горячих газов (называемый также первичным потоком) и холодный воздушный поток (называемый также вторичным потоком), циркулирующий снаружи турбореактивного двигателя по кольцевому каналу, называемому также каналом потока, образованному между двумя концентрическими стенками гондолы. Первичный и вторичный потоки выходят из турбореактивного двигателя из задней части гондолы.

Гондола 3 обычно имеет трубчатую конструкцию, включающую переднюю по потоку секцию, воздухозаборник 7, расположенный спереди по потоку от турбореактивного двигателя 5, среднюю секцию 9, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и заднюю по потоку секцию 11, охватывающую камеру сгорания турбореактивного двигателя и вмещающую средства реверсирования тяги, которая может оканчиваться выпускным соплом, расположенным сзади по потоку от турбореактивного двигателя.

Задняя по потоку секция 11 обычно имеет наружную конструкцию, содержащую наружный капот 13, образующий совместно с концентрической внутренней конструкцией (на фиг. 1 не показана), называемой «внутренней неподвижной конструкцией» (ВНК), кольцевой канал потока, предназначенный для прохода холодного воздушного потока.

Внутренняя конструкция определяет внутреннюю часть кольцевого канала потока и обычно включает в себя две полуоболочки, соединенные друг с другом в положении «на шесть часов» с помощью блокирующего устройства.

Обычно, гондола 3 соединена с помощью пилона 15 подвески, называемого также стойкой турбореактивного двигателя, с крылом летательного аппарата (не показано).

Средства реверсирования тяги позволяют в ходе посадки летательного аппарата улучшить его тормозящую способность путем перенаправления вперед большей части тяги, генерируемой турбореактивным двигателем.

В этой фазе реверсор обычно перекрывает канал потока холодного воздушного потока и направляет последний в переднюю часть гондолы, создавая противотягу, дополняющую тормозящее действия шасси летательного аппарата. Средства, применяемые для получения такой переориентации холодного воздушного потока, варьируются в зависимости от типа реверсора тяги.

Типичной конфигурацией реверсора тяги является так называемая «решетчатая» конфигурация реверсора тяги.

В реверсоре тяге такого типа наружный капот 13 задней по потоку секции является скользящим. Поступательное перемещение капота в направлении назад по потоку позволяет открыть решетки реверсора тяги, приводя канал потока холодного потока в сообщение с зоной, находящейся снаружи гондолы.

Поступательное перемещение наружного капота 13 дополнительно позволяет выдвигать блокирующие створки в канал потока холодного воздуха. Таким образом, за счет совместного действия блокирующих створок и решеток реверсора тяги, холодный поток перенаправляется в сторону гондолы.

Как упомянуто выше, средства реверсирования тяги расположены в задней по потоку секции гондолы. Существуют, по существу, три основных типа конфигурации конструкции задней по потоку секции, а именно конструкции, называемые соответственно «С-образная» (или «С-образный канал»), «D-образная» (или «D-образный канал») и «О-образная» (или «О-образный канал»).

В последующем описании для облегчения чтения выражение «гондола D-образной конструкции» используется для обозначения «гондолы, задняя по потоку секция которой имеет D-образную конструкцию». То же самое относится к «гондоле С-образной конструкции» или «гондоле О-образной конструкции». Аналогично, выражение «D-образная конструкция» определяет конструктивную конфигурацию задней по потоку секции гондолы. То же относится к «С-образной конструкции» или «О-образной конструкции».

Гондола О-образной конструкции (на фигурах на показана) содержит цельный наружный капот, тогда как С-образная конструкция имеет два полукапота 13а, 13b, видимые на фиг. 2, иллюстрирующей силовую установку 1 в ходе открытия гондолы.

В О-образной или С-образной конструкции цельный кольцевой наружный капот или наружные полукапоты установлены с возможностью поступательного перемещения по направляющим рельсам, расположенным на каждой стороне пилона подвески силовой установки.

Наружный капот, образованный цельным кольцевым каналом О-образной конструкции, или наружными С-образными полуконструкциями, направляется на своих рельсах, установленных на гондоле в положении «на 12 часов».

Для доступа к турбореактивному двигателю в гондоле С-образной конструкции, два полукапота 13а, 13b, изначально скрепленные друг с другом в положении «на 6 часов», сначала разъединяются в ходе работы гондолы, затем эти полукапоты последовательно открываются «в виде бабочки» вокруг оси, по существу совпадающей с продольной осью пилона, затем, на третьем этапе, две полуоболочки 16а, 16b, образующие внутреннюю конструкцию задней по потоку секции, разъединяются, затем, на четвертом этапе, две полуоболочки 16а, 16b открываются «в виде бабочки» вокруг оси, параллельной продольной оси гондолы.

Для доступа к турбореактивному двигателю гондолы О-образной конструкции, сначала цельный кольцевой наружный капот скользит в направлении назад по потоку гондолы, а затем, на втором этапе, две полуоболочки, образующие внутреннюю конструкцию задней по потоку секции, разъединяются, а затем, на третьем этапе, две полуоболочки открываются «в виде бабочки» вокруг оси, параллельной продольной оси гондолы.

Очевидно, что основной недостаток С-образной или О-образной конструкций состоит в том, что доступ к турбореактивному двигателю для проведения операции технического обслуживания занимает существенное время. Аналогично, количество этапов, требуемых для доступа к турбореактивному двигателю, также велико.

Известное из уровня техники решение состоит в применении гондол, имеющих D-образную конструкцию задней по потоку секции.

На фиг. 3 на частичном виде с разделением элементов показана силовая установка 1, содержащая гондолу 3, задняя по потоку секция 11 которой имеет конструкцию 17 D-образной формы.

В гондоле D-образной конструкции внутренние и наружные конструкции задней по потоку секции гондолы соединены друг с другом двумя соединительными участками, называемыми ответвлениями. Ответвления расположены соответственно в положениях, называемых «на 12 часов» (верхнее ответвление) и «на 6 часов» (нижнее ответвление).

D-образная конструкция содержит две D-образные полуконструкции, соединенные друг с другом в положении «на 6 часов» в ответвлении, и установленные с возможностью поворота вокруг оси, по существу совпадающей с продольной осью пилона 15.

Далее описана D-образная 17а полуконструкция гондолы D-образной конструкции, которая идентична второй полуконструкции, образующей D-образную конструкцию. Элементы, входящие в состав D-образной полуконструкции 17а, и обозначенные индексом «а» могут повторно использоваться в последующем описании с индексом «b» для обозначения элементов, входящих в состав D-образной полуконструкции 17b, получаемых за счет симметрии полуконструкции 17а относительно плоскости (LV) гондолы.

В D-образной конструкции D-образная полуконструкция 17а содержит внутреннюю полуконструкцию 19а, прикрепленную в положении «на 12 часов» к полуответвлению 21а «на 12 часов», а в положении «на 6 часов» - к полуответвлению 23а «на 6 часов».

На полуответвлении 21а «на 12 часов» установлена полубалка 25а «на 12 часов», а на полуответвлении 23а «на 6 часов» установлена полубалка 27а «на 6 часов».

Каждая полубалка 25а, 27а поддерживает направляющий рельс 29а, 31а наружного полукапота 33а, установленного с возможностью поступательного перемещения на каждой полубалке «на 6 часов» и «на 12 часов». Поступательно перемещающийся наружный капот, образованный двумя полукапотами, называется «транскапот». Таким образом, в D-образной конструкции поступательно перемещающийся наружный капот направляется в поступательном перемещении на своих рельсах, установленных в положениях «на 6 часов» и «на 12 часов».

Доступ к турбореактивному двигателю гондолы D-образной конструкции получают сначала путем разъединения двух D-образных полуконструкций, изначально соединенных друг с другом в положении «на 6 часов», когда гондола находится в процессе работы, затем путем дальнейшего открытия указанных D-образных полуконструкций «в форме бабочки» вокруг оси, по существу совпадающей с продольной осью пилона. Для этого каждая полубалка 25а «на 12 часов» (и 25b, не видимая на фигуре) шарнирно поворачивается на пилоне 15 с помощью группы шарниров 35, содержащих хомуты 37, распределенные в продольном направлении вдоль каждой полубалки.

Путем крепления внутренней полуконструкции 19а к наружному полукапоту 33а, открытие «в форме бабочки» D-образных полуконструкций обеспечивает возможность доступа к турбореактивному двигателю всего за два этапа. Таким образом, время вмешательства для доступа к турбореактивному двигателю уменьшено по сравнению с С-образными или О-образными конструкциями.

В случае реверсора тяги с решетками, решетки, обеспечивающие перенаправление холодного потока, могут быть закреплены, то есть они опираются своим передним по потоку участком на переднюю раму, которая прикреплена к корпусу вентилятора двигателя, охватывающему вентилятор двигателя.

На фиг. 4 показано частичное поперечное сечение силовой установки, содержащей гондолу D-образной конструкции, в которой реверсор тяги представляет собой реверсор тяги с неподвижными отклоняющими решетками 39. Перемещение полукапотов 33а, 33b (не показаны на фигурах) между убранным положением, показанным на фиг. 4, и выдвинутым положением, в котором они открывает проход в гондоле, позволяет открыть отклоняющие решетки вторичного воздушного потока. Переориентация вторичного воздушного потока, проходящего через кольцевой канал потока, обеспечена выдвижением блокирующих створок 41, проиллюстрированных здесь в убранном положении, для работы гондолы в положении прямой тяги.

Отклоняющие решетки 39 остаются неподвижными относительно силовой установки во время поступательного перемещения полукапотов. Неподвижность решеток обеспечивается за счет того, что на переднем по потоку участке решеток предусмотрена передняя рама 43, поддерживающая эти решетки и прикрепленная к кожуху 45 вентилятора турбореактивного двигателя. Крепление между кожухом вентилятора и передней рамой решеток получено, например, путем соединительного элемента ножевого типа 47 («J-образное кольцо»), имеющегося на передней раме 43 решеток/канавки 49 («V-образная канавка»), выполненной на периферии задней по потоку кромки корпуса 45 вентилятора.

Согласно другому варианту осуществления, известны реверсоры тяги с решетками, выполненными с возможностью поступательного перемещения, показанные на фиг. 5, иллюстрирующей на частичном продольном разрезе силовую установку, содержащую гондолу D-образной конструкции, содержащую реверсор тяги с подвижными отклоняющими решетками 51. Применение решеток, перемещающихся поступательно в реверсоре тяги, позволяет уменьшить длину гондолы и, следовательно, ограничить ее вес и ее лобовое сопротивление. Действительно, когда гондола работает в режиме прямой тяги, решетки находятся в кольцевой оболочке 53, определяемой кольцевым пространством между корпусом 45 вентилятора турбореактивного двигателя и кожухом 55 вентилятора гондолы, окружающим корпус вентилятора.

Подвижность решеток 51 обеспечена за счет применения на заднем по потоку участке решеток задней по потоку рамы 57, поддерживающей эти решетки и закрепленной на полукапотах 33a, 33b (на фигурах не показаны). Крепление между полукапотами и задней по потоку рамой решеток получено, например, посредством соединительного элемента ножевого типа 59 («J-образное кольцо»), имеющегося в полукапотах/канавки 61 («V-образная канавка»), имеющейся на задней по потоку кромке задней по потоку рамы 57 решеток.

Таким образом, когда полукапоты смещаются путем поступательного перемещения в направлении задней по потоку стороны гондолы для выполнения операции реверсирования, это смещение одновременно вызывает смещение решеток в направлении назад по потоку кольцевой оболочки 53. Также, соединение типа нож/канавка позволяет освободить полукапоты решеток, к которым они присоединены, когда эти капоты приводятся во вращение вокруг продольной оси гондолы (благодаря шарнирам, установленным на полубалках «на 12 часов» в зацеплении с шарнирами пилона подвески), для осуществления технического обслуживания гондолы.

Как можно видеть на этой фигуре, в отличие от гондолы D-образной конструкции, содержащей реверсор тяги с неподвижными решетками, показанной на фиг. 4, отсутствует соединение между корпусом 45 вентилятора и устройством реверсора тяги в положении «на 12 часов».

Такое отсутствие соединения в положении «на 12 часов» между корпусом двигателя и устройством реверсора тяги приводит к наличию очень большого осевого зазора между устройством реверсора тяги и корпусом вентилятора, который следует уменьшить для предотвращения искажения пути потока за счет скольжения между полуответвлениями 21a, 21b и внутренними 19а, 19b полуконструкциями, что может привести к ухудшению характеристик пути вторичного потока. Этот осевой зазор также должен быть уменьшен для того, чтобы избежать блокирования полубалок «на 12 часов», что может привести к быстрому и преждевременному износу шарнирных осей.

Техническая проблема, решаемая настоящим изобретением, состоит в том, чтобы устранить вышеупомянутые недостатки, то есть предложить гондолу для турбореактивного двигателя летательного аппарата, имеющую заднюю по потоку D-образную конструкцию, содержащую реверсор тяги с подвижными решетками, в которой осевой зазор «на 12 часов» между корпусом вентилятора и устройством реверсора тяги, уменьшен по сравнению с известными решениями.

Для этого настоящее изобретение относится к силовой установке летательного аппарата, содержащей турбореактивный двигатель, причем указанный турбореактивный двигатель содержит корпус вентилятора, гондолу и пилон подвески, соединяющий указанную гондолу с крылом летательного аппарата, при этом гондола содержит:

- переднюю по потоку секцию воздухозаборника;

- среднюю секцию, расположенную в продолжение в направлении назад по потоку указанной передней по потоку секции и содержащую кожух вентилятора, при этом кольцевое пространство между кожухом вентилятора и корпусом вентилятора турбореактивного двигателя образует кольцевую оболочку;

- заднюю по потоку секцию D-образной конструкции, вмещающую устройство реверсора тяги, причем указанная задняя по потоку секция с D-образной конструкцией содержит отклоняющие решетки, выполненные с возможностью перемещения между убранным положением, в котором отклоняющие решетки содержатся в указанной кольцевой оболочке средней секции, и выдвинутым положением, в котором указанные отклоняющие решетки смещены в направлении назад по потоку от указанной кольцевой оболочки, причем указанная задняя по потоку секция, имеющая D-образную конструкцию, содержит две D-образные полуконструкции, каждая из которых имеет:

- наружный полукапот, выполненный с возможностью поступательного перемещения при приведении в действие приводных средств вдоль, по существу, продольной оси силовой установки, между убранным положением, обеспечивающим аэродинамическую непрерывность с кожухом вентилятора и кольцевым каналом потока, для работы гондолы в режиме прямой тяги, и выдвинутым положением, открывающим кольцевой проход в гондоле для работы гондолы в режиме обратной тяги;

- соединительные средства между отклоняющими решетками и указанным наружным полукапотом, выполненные так, что отклоняющие решетки смещаются одновременно с указанным наружным полукапотом при приведении в действие указанных приводных средств;

- полуответвление «на 12 часов»;

- внутреннюю полуконструкцию, определяющую внутреннюю часть кольцевого канала потока гондолы, в ходе работы гондолы, причем указанная внутренняя полуконструкция соединена с указанным наружным полукапотом указанным полуответвлением «на 12 часов»;

- полубалку «на 12 часов», установленную на полуответвлении «на 12 часов» и поддерживающую направляющий рельс поступательного перемещения наружного полукапота, и шарнирно закрепленную на указанном пилоне подвески,

при этом указанная силовая установка отличается тем, что содержит средство осевого удержания для осевого удержания задней по потоку секции D-образной конструкции гондолы относительно турбореактивного двигателя, причем указанное средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечивать соединение, определяющее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов» и неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя.

Таким образом, благодаря оснащению силовой установки типа гондолы с задней по потоку секцией D-образной конструкции, в которой отклоняющие решетки устройства реверсора тяги поступательно перемещаются, средством осевого удержания задней по потоку секции гондолы D-образной конструкции относительно турбореактивного двигателя, выполненным с возможностью обеспечивать соединение, образующее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов» и неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя, в зоне «на 12 часов» образуется осевое соединение между турбореактивным двигателем и устройством реверсора тяги. Это позволяет существенно ограничить осевой зазор между устройством реверсора тяги и корпусом вентилятора, который имеет место в известных конструкциях.

В соответствии с опциональными признаками силовой установки согласно изобретению:

- согласно первому варианту осуществления указанная полубалка «на 12 часов» шарнирно закреплена на указанном пилоне подвески посредством группы шарниров, причем указанные шарниры содержат хомуты на указанных полубалках «на 12 часов», при этом средство осевого удержания содержит по меньшей мере один удерживающий стержень, первый конец которого, соединен с по меньшей мере одним из указанных хомутов с одной стороны, а второй конец которого соединен с неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя с другой стороны, при этом указанный удерживающий стержень выполнен с возможностью образовывать двойной упор между указанным по меньшей мере одним их указанных хомутов и указанным неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя;

- согласно одному варианту осуществления удерживающий стержень имеет продольную ось, коаксиальную продольной оси указанного по меньшей мере одного из указанных хомутов, с которым соединен указанный удерживающий стержень;

- согласно одному варианту осуществления неподвижный элемент корпуса вентилятора турбореактивного двигателя содержит держатель, имеющий отверстие, продольная ось которого коаксиальна продольной оси указанного по меньшей мере одного из указанных хомутов, с которым соединен указанный удерживающий стержень;

- согласно одному варианту осуществления удерживающий стержень установлен в держателе неподвижного элемента корпуса вентилятора турбореактивного двигателя с образованием радиального зазора между указанным удерживающим стержнем и отверстием указанного держателя;

- согласно второму варианту осуществления указанная полубалка «на 12 часов» шарнирно установлена на указанном пилоне подвески посредством группы шарниров, причем указанные шарниры содержат хомуты на указанных полубалках «на 12 часов», при этом средство осевого удержания содержит по меньшей мере одну удерживающую соединительную тягу, первый конец которой установлен на по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов», а второй конец которой установлен на неподвижном элементе корпуса вентилятора турбореактивного двигателя;

- согласно одному варианту осуществления первый конец удерживающей соединительной тяги установлен на передней по потоку кромке указанной по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов» рядом с самым передним по потоку хомутом из указанных хомутов указанных полубалок «на 12 часов»;

- согласно третьему варианту осуществления указанная полубалка «на 12 часов» шарнирно установлена на указанном пилоне подвески посредством группы шарниров, причем указанные шарниры содержат хомуты на указанных полубалках «на 12 часов», при этом средство осевого удержания содержит:

по меньшей мере один удерживающий стержень, первый конец которого соединен с по меньшей мере одним из указанных хомутов с одной стороны, а второй конец которого соединен с неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя с другой стороны, при этом указанный удерживающий стержень выполнен с возможностью образовывать двойной упор между указанным по меньшей мере одним из указанных хомутов и указанным неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя,

по меньшей мере один удерживающий хомут, установленный на первом конце указанного удерживающего стержня, и

удерживающую соединительную тягу, первый конец которой установлен на указанном удерживающем хомуте, а второй конец которой установлен на неподвижном элементе корпуса вентилятора турбореактивного двигателя;

- согласно предпочтительной конфигурации, общей для всех вариантов осуществления силовой установки по изобретению, средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечения соединения, образующего осевое удержание между передней по потоку кромкой указанной по меньшей мере одной их указанных балок «на 12 часов» и неподвижным элементом корпуса вентилятора турбореактивного двигателя;

- согласно другой конфигурации, общей для всех вариантов осуществления силовой установки по изобретению, корпус вентилятора турбореактивного двигателя содержит в своей задней по потоку части отклоняющую кромку, при этом неподвижный элемент корпуса вентилятора турбореактивного двигателя содержит указанную отклоняющую кромку, причем средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечивать соединение, образующее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок «на 12 часов» и указанной отклоняющей кромкой корпуса вентилятора турбореактивного двигателя.

Изобретение также относится к летательному аппарату, включающему по меньшей мере одну силовую установку согласно изобретению.

Другие признаки и преимущества изобретения станут понятны из чтения подробного последующего описания, для понимания которого приведены ссылки на приложенные чертежи, на которых:

- на фиг. 1 в изометрии показана силовая установка, известная из уровня техники;

- на фиг. 2 показана силовая установка, известная из уровня техники, в ходе открытия гондолы для технического обслуживания турбореактивного двигателя;

- на фиг. 3 показан вид с покомпонентным разделением элементов силовой установки, оснащенной гондолой, имеющей D-образную конструкцию;

- на фиг. 4 показано частичное продольное сечение силовой установки, известной из уровня техники, включающей гондолу, имеющую D-образную конструкцию, содержащую реверсор тяги с неподвижными отклоняющими решетками;

- на фиг. 5 показано частичное продольное сечение силовой установки, известной из уровня техники, включающей гондолу, имеющую D-образную конструкцию, содержащую реверсор тяги с подвижными отклоняющими решетками;

- на фиг. 6 показана силовая установка согласно первому варианту осуществления изобретения, при этом устройство реверсора тяги показано в закрытом положении;

- на фиг. 7 показана силовая установка с фиг. 6, при этом устройство реверсора тяги показано в открытом положении для технического обслуживания;

- на фиг. 8 показано сечение по линии VIII-VIII с фиг. 6;

- на фиг. 9 показана силовая установка согласно второму варианту осуществления изобретения, при этом реверсор тяги показан в закрытом положении;

- на фиг. 10 показана силовая установка с фиг. 9, при этом реверсор тяги показан в открытом положении для технического обслуживания.

В описании и формуле изобретения термины «спереди по потоку» и «сзади по потоку» следует понимать в отношении циркуляции воздушного потока внутри силовой установки, образованной гондолой и турбореактивным двигателем, то есть слева направо, если смотреть на фиг. 1.

Аналогично, выражения «внутренний» и «наружный» использованы в неограничивающем смысле в отношении радиального расстояния относительно продольной оси гондолы, при этом термином «внутренний» обозначена зона, которая в радиальном направлении находится ближе к продольной оси гондолы, в противоположность термину «наружный».

Кроме того, в описании и формуле для большей ясности описания и формулы термины, относящиеся к продольному, вертикальному и поперечному направлению, применяются не в ограничивающем смысле, со ссылкой на триэдр L, V, T, указанный на фигурах.

Кроме того, на всех этих фигурах одинаковые или похожие номера позиций относятся к одинаковым или похожим группам элементов.

На фиг. 6 показана силовая установка в соответствии с первым вариантом осуществления изобретения, с акцентом на зону «на 12 часов» и находящаяся в закрытом положении.

Силовая установка согласно изобретению содержит гондолу, задняя по потоку секция которой имеет D-образную конструкцию, включающую устройство реверсора тяги и отклоняющие решетки, выполненные с возможностью поступательного перемещения. Таким образом, силовая установка по изобретению в целом соответствует описанию, приведенному со ссылками на фиг. 1, 3 и 5 и номера позиций, используемые для этих фигур, применимы для силовой установки согласно изобретению.

Согласно изобретению силовая установка 1 содержит между задней секцией 11 D-образной конструкции 17 гондолы 3 и турбореактивным двигателем средство осевого удержания. Как будет видно из остальной части описания, средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечивать соединение, образующее осевое удержание между полубалками 25a, 25b (на фиг. 6 видна только одна полубалка 25а) с одной стороны, и неподвижным элементом 72 корпуса 45 вентилятора турбореактивного двигателя с другой стороны. Неподвижный элемент 72 корпуса 45 вентилятора может быть неотъемлемой частью корпуса вентилятора или, напротив, может быть прикреплен к корпусу 45 вентилятора.

Каждый шарнир 35 содержит, известным образом, хомут 73, установленный на полубалках 25a, 25b. Хомут 73 вмещает ось 75, прикрепленную к пилону 15.

Согласно первому варианту осуществления силовой установки 1 согласно изобретению, показанному на фиг. 6, средство осевого удержания содержит удерживающий стержень 77, проходящий через хомут 73, первый конец 79 которого соединен с хомутом 73, а второй конец 81 соединен с неподвижным элементом 72 турбореактивного двигателя 5.

Удерживающий стержень 77 расположен в силовой установке и выполнен так, что он образует двойной упор между хомутом 73 и неподвижным элементом 72 турбореактивного двигателя.

Для этого неподвижный элемент 72 корпуса 45 вентилятора турбореактивного двигателя содержит держатель 83, имеющий отверстие. Продольная ось отверстия по существу коаксиальна продольной оси хомута 73, с которым соединен удерживающий стержень.

Предпочтительно, удерживающий стержень 77, с одной стороны, соединен с единственным хомутом из группы хомутов, распределенных в продольном направлении на полубалке 25а, например, с наиболее передним по потоку хомутом полубалки «на 12 часов», а с другой стороны соединен с неподвижным элементом 72 турбореактивного двигателя.

Дополнительно, удерживающий стержень 77 имеет продольную ось, коаксиальную продольной оси хомута 73, с которым он соединен. Это позволяет не создавать препятствий кинематике открытия D-образных полуконструкций гондолы, как можно видеть на фиг. 7, иллюстрирующей силовую установку 1, в которой D-образная полуконструкция 17а отсоединена от D-образной полуконструкции 17b (не показана), а затем повернута вокруг оси, по существу совпадающей с продольной осью пилона 15 для выполнения операций по техническому обслуживанию турбореактивного двигателя.

На фиг. 8 схематически показано соединение между удерживающим стержнем 77, держателем 83 неподвижного элемента 72 и хомутом 73 полубалки, на сечении по линии VIII-VIII с фиг. 6. В соответствии с одним вариантом осуществления изобретения, удерживающий стержень 77 установлен в держателе 83 неподвижного элемента 72 так, чтобы образовывать радиальный зазор J с отверстием держателя 79. Это позволяет поддерживать некоторую степень свободы с осью двигателя и тем самым избегать проблемы избыточности, которая могла бы ограничивать систему. При этом D-образная полуконструкция соединена с пилоном посредством хомутов шарниров, тогда как держатель соединен с турбореактивным двигателем.

На фиг. 9 и 10 показана силовая установка, выполненная в соответствии со вторым вариантом осуществления изобретения, в изометрии, с акцентом на зону «на 12 часов», соответственно в закрытом положении и в положении технического обслуживания, в котором D-образная полуконструкция 17а была отсоединена от D-образной полуконструкции 17b (не показана), а затем повернута вокруг оси, которая, по существу, совпадает с продольной осью пилона 15.

В соответствии со вторым вариантом осуществления силовой установки 1 согласно изобретению, средство осевого удержания содержит удерживающую соединительную тягу 85.

Удерживающая соединительная тяга 85 имеет первый конец 87, установленный на полубалке 25а «на 12 часов», и второй конец 89, установленный на неподвижном элементе 72 турбореактивного двигателя 5.

В соответствии с предпочтительным вариантом второго варианта осуществления первый конец 87 удерживающей соединительной тяги 85 установлен на переднем по потоку крае 91 полубалки 25а «на 12 часов», рядом с самым передним по потоку хомутом 73, установленным на полубалке 25а «на 12 часов».

Удерживающая соединительная тяга 85 установлена в силовой установке и выполнена с возможностью обеспечивать соединение, определяющее осевое удержание между полубалкой «на 12 часов», на которой она установлена, и неподвижным элементом 72 турбореактивного двигателя.

В соответствии с третьим вариантом осуществления, не показанным на фигурах, средство осевого удержания объединяет средства осевого удержания первого и второго вариантов осуществления.

Средство осевого удержания согласно этому варианту осуществления включает в себя удерживающий стержень, соответствующий удерживающему стержню 77, применяемому в первом варианте осуществления, то есть, первый конец соединен с хомутом, опирающимся на полубалку, а второй конец соединен с неподвижным элементом турбореактивного двигателя.

На первом конце удерживающего стержня, то есть, конце, соединенном с хомутом, опирающимся на полубалку, установлен держатель, на котором установлена удерживающая соединительная тяга. Первый конец удерживающей соединительной тяги установлен на держателе, тогда как второй конец соединительной тяги установлен на неподвижном элементе турбореактивного двигателя.

Третий вариант осуществления позволяет дополнительно усилить, по сравнению с первыми двумя вариантами осуществления, осевое удержание путем расположения удерживающего средства между полубалкой и турбореактивным двигателем.

В соответствии с конкретным вариантом осуществления силовой установки согласно изобретению, неподвижный элемент 72 корпуса 45 вентилятора турбореактивного двигателя 5 может содержать, в качестве не ограничивающего примера, отклоняющую кромку 63, показанную на фиг. 5.

Отклоняющая кромка расположена в задней по потоку части корпуса 45 вентилятора турбореактивного двигателя. Отклоняющая кромка 63 принимает в целом кольцевую форму, при этом ее продольное сечение является параболическим. Отклоняющая кромка 63 соединена с корпусом 45 вентилятора на заднем по потоку крае 65 корпуса вентилятора. Когда силовая установка работает в режиме обратной тяги, отклоняющие решетки 51 смещаются в направлении назад по потоку силовой установки 1 до тех пор, пока они полностью не выйдут из кольцевой оболочки 53. В этой конфигурации реверсора тяги (не показана) передняя рама 67 отклоняющих решеток проходит направо от заднего по потоку конца 69 отклоняющей кромки 63. Вторичный воздушный поток, отклоняемый блокирующими створками 41, которые находятся в выдвинутом положении, затем обволакивает отклоняющую кромку 63. В положении обратной тяги отклоняющая кромка, таким образом, образует аэродинамическую непрерывность между кольцевым каналом 71 потока и отклоняющими решетками 51, находящимися в убранном положении.

В соответствии с изобретением средство осевого удержания выполнено с возможностью образовывать соединение, обеспечивающее осевое удержание между полубалками «на 12 часов» и отклоняющей кромкой корпуса вентилятора турбореактивного двигателя.

Очевидно, что настоящее изобретение не ограничено только вариантами осуществления, описанными выше только в качестве иллюстративных примеров, но, напротив, охватывает все варианты, включая технические эквиваленты описанных средств, а также их комбинации, если они подпадают под объем изобретения.

1. Силовая установка (1) летательного аппарата, содержащая турбореактивный двигатель (5), причем указанный турбореактивный двигатель содержит корпус (45) вентилятора, гондолу (3) и пилон (15) подвески, соединяющий указанную гондолу с крылом летательного аппарата, при этом гондола содержит:

- переднюю по потоку секцию воздухозаборника;

- среднюю секцию (9), расположенную в продолжение, в направлении назад по потоку, указанной передней по потоку секции, и содержащую кожух (55) вентилятора, при этом кольцевое пространство между кожухом (55) вентилятора и корпусом (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5) образует кольцевую оболочку (53);

- заднюю по потоку секцию (11) D-образной конструкции, вмещающую устройство реверсора тяги, причем указанная задняя по потоку секция (11) D-образной конструкции содержит отклоняющие решетки (51), выполненные с возможностью перемещения между убранным положением, в котором отклоняющие решетки содержатся в указанной кольцевой оболочке (53) средней секции (9), и выдвинутым положением, в котором указанные отклоняющие решетки смещены в направлении назад по потоку от указанной кольцевой оболочки (53), причем указанная задняя по потоку секция (11), имеющая D-образную конструкцию, содержит две D-образные полуконструкции (17а, 17b), каждая из которых имеет:

- наружный полукапот (33a, 33b), выполненный с возможностью поступательного перемещения при приведении в действие приводных средств вдоль, по существу, продольной оси силовой установки (1), между убранным положением, обеспечивающим аэродинамическую непрерывность с кожухом (55) вентилятора и кольцевым каналом (71) потока, для работы гондолы (3) в режиме прямой тяги, и выдвинутым положением, открывающим кольцевой проход в гондоле для работы гондолы в режиме обратной тяги;

- соединительные средства между отклоняющими решетками (51) и указанным наружным полукапотом (33а, 33b), выполненные так, что отклоняющие решетки (51) смещаются одновременно с указанным наружным полукапотом (33а, 33b) при приведении в действие указанных приводных средств;

- полуответвление (21а, 21b) «на 12 часов»;

- внутреннюю полуконструкцию (19а, 19b), определяющую внутреннюю часть кольцевого канала (71) потока гондолы, в ходе работы гондолы (3), причем указанная внутренняя полуконструкция соединена с указанным наружным полукапотом (33а, 33b) указанным полуответвлением (21а, 21b) «на 12 часов»;

- полубалку (25а, 25b) «на 12 часов», установленную на полуответвлении (21а, 21b) «на 12 часов», поддерживающую направляющий рельс (29а, 29b) поступательного перемещения наружного полукапота (33а, 33b), и шарнирно закрепленную на указанном пилоне (15) подвески;

при этом указанная силовая установка (1) отличается тем, что содержит средство осевого удержания для осевого удержания задней по потоку секции (11) D-образной конструкции гондолы относительно турбореактивного двигателя (5), причем указанное средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечивать соединение, определяющее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок (25a, 25b) «на 12 часов» и неподвижным элементом (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

2. Силовая установка (1) по п. 1, в которой указанная полубалка (25a, 25b) «на 12 часов» шарнирно закреплена на указанном пилоне (15) подвески посредством группы шарниров (35), причем указанные шарниры (35) содержат хомуты (37) на указанных полубалках (25a, 25b) «на 12 часов», отличающаяся тем, что средство осевого удержания содержит по меньшей мере один удерживающий стержень (77), первый конец (79) которого, соединен с по меньшей мере одним из указанных хомутов (37), с одной стороны, а второй конец (81) которого соединен с неподвижным элементом (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5), с другой стороны, при этом указанный удерживающий стержень (77) выполнен с возможностью образовывать двойной упор между указанным по меньшей мере одним из указанных хомутов (37) и указанным неподвижным элементом корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

3. Силовая установка (1) по п. 2, отличающаяся тем, что удерживающий стержень (77) имеет продольную ось, коаксиальную продольной оси указанного по меньшей мере одного из указанных хомутов (37), с которым соединен указанный удерживающий стержень (77).

4. Силовая установка (1) по п. 2 или 3, отличающаяся тем, что неподвижный элемент (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5) содержит держатель (83), имеющий отверстие, продольная ось которого коаксиальна продольной оси указанного по меньшей мере одного из указанных хомутов (37), с которым соединен указанный удерживающий стержень (77).

5. Силовая установка (1) по п. 4, отличающаяся тем, что удерживающий стержень (77) установлен в держателе (83) неподвижного элемента (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5) с образованием радиального зазора (J) между указанным удерживающим стержнем (77) и отверстием указанного держателя (83).

6. Силовая установка (1) по п. 1, в которой указанная полубалка (25а, 25b) «на 12 часов» шарнирно установлена на указанном пилоне (15) подвески посредством группы шарниров (35), причем указанные шарниры (35) содержат хомуты (37) на указанных полубалках (25а, 25b) «на 12 часов», отличающаяся тем, что средство осевого удержания содержит по меньшей мере одну удерживающую соединительную тягу (85), первый конец (87) которой установлен на по меньшей мере одной из указанных полубалок (25а, 25b) «на 12 часов», а второй конец (89) которой установлен на неподвижном элементе (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

7. Силовая установка (1) по п. 6, отличающаяся тем, что первый конец (87) удерживающей соединительной тяги (85) установлен на передней по потоку кромке (91) указанной по меньшей мере одной из указанных полубалок (25а, 25b) «на 12 часов» рядом с самым передним по потоку хомутом из указанных хомутов (37) указанных полубалок (25а, 25b) «на 12 часов».

8. Силовая установка (1) по п. 1, в которой указанная полубалка (25а, 25b) «на 12 часов» шарнирно установлена на указанном пилоне (15) подвески посредством группы шарниров (35), причем указанные шарниры (35) содержат хомуты (37) на указанных полубалках (25а, 25b) «на 12 часов», отличающаяся тем, что средство осевого удержания содержит:

- по меньшей мере один удерживающий стержень (77), первый конец (79) которого соединен с по меньшей мере одним из указанных хомутов (37), с одной стороны, а второй конец (81) которого соединен с неподвижным элементом (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5), с другой стороны, при этом указанный удерживающий стержень (77) выполнен с возможностью образовывать двойной упор между указанным по меньшей мере одним из указанных хомутов (37) и указанным неподвижным элементом (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5),

- по меньшей мере один удерживающий хомут, установленный на первом конце указанного удерживающего стержня (77), и

- удерживающую соединительную тягу (85), первый конец (87) которой установлен на указанном удерживающем хомуте, а второй конец (89) которой установлен на неподвижном элементе (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

9. Силовая установка (1) по любому из пп. 1-8, отличающаяся тем, что средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечения соединения, образующего осевое удержание между передней по потоку кромкой (91) указанной по меньшей мере одной из указанных полубалок (25а, 25b) «на 12 часов» и неподвижным элементом (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

10. Силовая установка (1) по любому из пп. 1-9, в которой корпус (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5) содержит в своей задней по потоку части отклоняющую кромку (63), отличающаяся тем, что неподвижный элемент (72) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5) содержит указанную отклоняющую кромку (63), причем средство осевого удержания выполнено с возможностью обеспечивать соединение, образующее осевое удержание между по меньшей мере одной из указанных полубалок (25a, 25b) «на 12 часов» и указанной отклоняющей кромкой (63) корпуса (45) вентилятора турбореактивного двигателя (5).

11. Летательный аппарат, содержащий по меньшей мере одну силовую установку (1) по любому из пп. 1-10.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к реверсорам тяги для силовых установок летательного аппарата. Реверсор тяги для силовой установки (1) летательного аппарата, содержащий подвижную конструкцию, имеющую наружные капоты (411), соединенные с шарнирами (51) поворотным соединением, обеспечивающим возможность поворота наружных капотов (411) между закрытым положением и положением технического обслуживания, причем шарниры (51) соединены со вторыми направляющими (52), жестко соединенными со стойкой (2) турбореактивного двигателя, скользящим соединением, обеспечивающим возможность поступательного перемещения наружных капотов (411) между положением прямой тяги и положением обратной тяги, при этом шарниры (51) и вторые направляющие (52) независимы от балок (42), с которыми соединены части (412) подвижной конструкции, отличные от наружных капотов (411), а способ технического обслуживания включает размещение наружных капотов (411) в положении технического обслуживания и последующее снятие балок (42) и указанных частей (412) подвижной конструкции, отличных от подвижных капотов (411).

Изобретение относится к летательным аппаратам. Приводной блок содержит двигатель, такой как двухконтурный турбореактивный двигатель (4), и гондолу, содержащую снаружи вокруг кольцевого тракта потока свежего воздуха, сверху по потоку, воздухозаборник, боковые передние обтекатели (8), реверсор тяги, содержащий отклоняющие решетки (6) и подвижные задние обтекатели.

Изобретение относится к реверсированию тяги газотурбинных двигателей. Способ реверсирования тяги двухконтурного газотурбинного двигателя, состоящий в перекрытии потока воздуха во втором контуре и выводе его из двигателя в виде струй, направленных в сторону движения самолета, согласно изобретению при переводе двигателя в режим реверса тяги на реверсном участке двигателя открывают отверстия во внешней стенке второго контура и реверсный люк внешней обечайки двигателя для вывода реверсной струи, при этом перекрывают поток воздуха во втором контуре и воздух из второго контура через открытые отверстия и радиальные каналы направляют в герметично подключенные к их выходу уложенные под реверсным люком и имеющие плавное сужение проходного сечения поворотные раздуваемые воздуховоды из воздухонепроницаемой ткани, в которых разворачивают движение воздуха в сторону движения самолета, ускоряют его в сужающейся части, и из которых его выбрасывают в атмосферу под углом к направлению движения самолета; выходной контур реверсного сопла, к которому присоединена ткань воздуховодов, выдвигают за пределы поперечного сечения гондолы двигателя одновременно с открытием реверсного люка с помощью силовых элементов, устанавливая необходимый угол реверсной струи по отношению к оси двигателя, при этом при размещении двигателя на пилоне под крылом, реверсный люк располагают в верхней части двигателя со стороны пилона симметрично вертикальной плоскости двигателя, а при хвостовом размещении двигателя его располагают в боковой части двигателя со стороны, противоположной горизонтальному пилону.

Изобретение может быть использовано в блокирующих устройствах капота реверсора тяги гондолы. Блокирующее устройство для капота (1) реверсора тяги, удерживаемого гондолой (4), содержит фиксатор (16), закрепленный на капоте, и крюк (12), выполненный с возможностью зацепления с фиксатором (16).

Настоящее изобретение относится к решетчатому реверсору тяги для гондолы турбореактивного двигателя, а также к гондоле турбореактивного двигателя, снабженной таким реверсором тяги. Реверсор тяги для гондолы турбореактивного двигателя содержит решетки (10) реверсора тяги, расположенные вокруг кольцевого тракта, содержащего неподвижный передний кожух (2); по меньшей мере один подвижный капот (4), выполненный с возможностью его отведения назад в открытое положение реверсирования тяги; и соединенные с подвижным капотом (4) посредством задних шарниров откидные створки (14, 16), которые в открытом положении откидываются и тем самым по меньшей мере частично перекрывают кольцевой тракт.

Изобретение относится к устройствам реверсирования тяги летательных аппаратов. Силовая установка летательного аппарата содержит решетку (304) устройства реверсирования тяги.

Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к приводам реверсивного устройства (далее РУ). Устройство привода сдвижки подвижной части реверсивного устройства газотурбинного двигателя содержит пару рельсовых направляющих и два закрепленных одним концом на неподвижной части двигателя приводных механизма, имеющих на своих концах ведущий и ведомый редукторы.

Задняя рама реверсора тяги с отклоняющими решетками для гондолы летательного аппарата содержит две продольные балки и выполнена с возможностью прикрепления к указанным двум балкам и удержания одной или нескольких отклоняющих решеток во взаимодействии с передней рамой. Задняя рама также содержит основную секцию, выполненную в виде по существу не имеющей неровностей изогнутой узкой ленты, проходящей между двумя расширенными участками.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока. Сопло содержит по меньшей мере одно отверстие, по меньшей мере один задний непрерывный концевой сегмент, расположенный ниже по потоку за указанным отверстием, по меньшей мере одну створку, совершающую попеременное движение между закрытым положением и открытым положением, разрешающим прохождение через данное отверстие части вторичного воздушного потока.

Реверс тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит подвижные капоты и приводную систему. Подвижные капоты отходят назад от переднего шпангоута под действием приводной системы, заставляя через механизм управления поворачиваться створки, чтобы закрыть кольцевой тракт потока холодного воздуха, и открывая решетки, расположенные вокруг этого тракта потока, в которые заходит холодный воздух и которые перенаправляют его вперед, при этом, когда реверс закрыт, решетки частично находятся в капотах.

Предложенное изобретение относится к узлу газотурбинного двигателя, в частности к створке блокирования потока. Изобретение позволяет настраивать сотовую конструкцию створки блокирования потока в соответствии с необходимыми техническими характеристиками, а также уменьшить вес створки блокирования потока.
Наверх