Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев жизни

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, к способам реабилитации детей с врожденной мышечной кривошеей и может быть использовано для реабилитации детей от 3 до 6 мес. с данной патологией. Массажист проводит с ребенком комплекс из 15 упражнений с использованием различных дифференцированных массажных приемов, а после подготовки мышц фасций кожи проводит воздействие на аутохтонную мускулатуру, затем специальными упражнениями воздействует на зоны напряжения анатомических цепей, далее проводит массаж, следуя анатомическому контуру мышечных цепей, далее проводит комплекс пассивных и активных упражнений для восстановления функции пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы. В ходе лечебного массажа происходит постепенное восстановление функциональных взаимоотношений между миофасциальными цепями, структурами тела за счет воздействия на напряженные тканевые и мышечные зоны, улучшается кровоснабжение пораженной мышцы и восстанавливается амплитуда движения головы. Комплекс включает в себя использование различных дифференцированных массажных приемов, подготовку мышц фасций, кожи, воздействие на аутохтонную мускулатуру, воздействие специальными упражнениями на зоны напряжения анатомических цепей, общего массажа, следуя анатомическому контуру мышечных цепей для восстановления функции пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы, и заключается в последовательности выполнения приемов. Способ обеспечивает формирование симметричного положения оси позвоночника, а также создание благоприятного фона для освоения моторных функций. 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, к способам реабилитации детей с врожденной мышечной кривошеей и может быть использовано для реабилитации детей от 3 до 6 мес. с данной патологией.

Врожденная мышечная кривошея - стойкое укорочение грудино-ключично-сосцевидной мышцы, вызванное ее недоразвитием или травмой в перинатальном периоде, проявляющаяся наклоном головы в больную сторону и поворотом лица в здоровую сторону. Отмечается также изменение форы черепа ключиц и позвоночника. Быстрое реагирование на заболевание, приводят к положительным результатам, а затягивание с лечением вызывает усугубление болезни, что приводит к хирургическому вмешательству. Существуют консервативные и оперативные способы лечения кривошеи. Консервативные подразделяются на акупунктурные, физиотерапевтические и мануальные.

Известен способ лечения кривошеи у новорожденных путем комплексного воздействия на ткани шеи и фиксации ортопедическим воротником, согласно которому, приемами мануально-тракционной терапии устраняют кифосколиотическую деформацию и торсию с приданием шее положения физиологического лордоза и гиперкоррекции до полного растяжения всех тканей шеи на стороне деформации, затем фиксируют шею изготовленным ортопедическим воротником в виде клина, обращенного основанием в сторону деформации, а острой вершиной в противоположную сторону, причем шею ортопедическим воротником в виде клина фиксируют в течение всего первого года жизни ребенка, снимая только на время проведения комплексного воздействия; причем в процессе исправления кривошеи ортопедический воротник меняют, увеличивая высоту клина на стороне деформации по мере изменения степени гиперкоррекции и роста ребенка (Патент РФ №2691514).

Известно устройство для постуральной коррекции кривошеи, содержащее полужесткий корпус, выполненный в виде дуги, имеющей поперечное сечение в форме овала, постепенно увеличивающееся от одного конца к другому, причем на узком конце корпуса лентой "велькро" подвижно закреплен съемный пелот, выполненный в виде гемисферы, при этом корпус и пелот выполнены из плотного эластичного материала. Благодаря форме устройства обеспечивается надежная фиксация в корригированном положении при сохранении возможности поворота головы в сторону поражения, формируя тем самым функцию пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Устройство используют при консервативном лечении детей с врожденной мышечной кривошеей до трехлетнего возраста. У взрослых инвалидов с неврогенной кривошеей - пожизненно (Патент РФ №2239394).

Известен способ лечения спастической кривошеи, включающий иглорефлексоретапию с использованием корпоральных точек акупунктуры, согласно которому, воздействие на корпоральные точки акупунктуры сочетают с краниопунктурой, причем воздействие осуществляют курсом 10 процедур, ежедневно, с перерывом после 5 процедуры на 2 дня, при этом первые 5 процедур воздействие осуществляют в течение 10-30 мин вторым вариантом тормозного метода с одной стороны тела на корпоральные точки акупунктуры, а начиная с 3 процедуры сочетанно, гомолатерально с краниопунктурой, в последующие 5 процедур проводят воздействие в течение 5-10 мин вторым вариантом возбуждающего метода с другой стороны тела на корпоральные точки акупунктуры, а начиная с 3 процедуры, сочетанно, гомолатерально с краниопунктурой (Петрова Л.А., патент РФ №2108772, опубл. 20.04.1998).

Известен способ массажа при кривошее для грудничков. Массаж начинают с положения ребенка лежа на спине. 1. Массаж всех частей тела. Общее растирание груди, живота, рук и ног. На груди можно применять легкую вибрацию. Грудь и спина массируются снизу вверх, а конечности - от пальцев к туловищу. 2. Массаж шеи со здоровой стороны, здесь должны присутствовать как расслабляющие, так и тонизирующие приемы. Можно применять растирания, разминания и надавливания. Мышцы с этой стороны ослаблены, поэтому стоит сосредоточиться на укрепляющих приемах. Тут уместно чередование поглаживания с растиранием, затем с разминанием, и точечный массаж. 3. Массаж на стороне кривошеи. Нужно действовать очень осторожно и только на расслабление. Поглаживания, допустимы очень легкие растирания, растягивания и нежная вибрация. 4. Нужно массировать и щеки, Затем ребенка можно перевернуть на живот, массировать в этом положении шею и сделать поглаживания спины, Закончить поглаживанием рук и ног. Техника процедуры на больной стороне шеи: направление движений - от пространства за ухом к ключице, сверху вниз, мышцу можно захватывать поперек пальцами и растягивать вперед-назад, но очень аккуратно, без особых усилий, вибрацию можно совершать ладонью, положив ее на мышцу и делая нежные вибрирующие движения. Для легкого растягивания поставить большие пальцы обеих рук на центр пораженной мышцы, и плавно разводить их в разные стороны по всей ее длине. Для этого приема может понадобиться помощник, чтобы удержать малыша. Растягивать можно только после расслабляющих приемов, описанных выше. Уплотнению тоже стоит уделять внимание отдельно: в процессе массажа всей мышцы очень нежно поглаживать, растирать и разминать его.

https://spinatitana.com/pozvonochnik/shejnyj-otdel/krivosheya/primenenie-massazha-pri-krivoshei-u-grudnichka-i-tekhnika-ego-vypolneniya.html#h4-tekhnika-massazha-pri-krivoshee

Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Недостатком этого способа является отсутствие целостного подхода, нет воздействия на все зоны, затронутые мышечной кривошеей. Отсутствует уравновешивания всех мышечных цепей, без чего невозможно избежать многих деформаций: черепа, трахеи, позвоночника.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации за счет комплексного воздействия на все группы мышц, вовлеченные в патологическую зону.

Поставленная задача решается тем, что массажист проводит с ребенком комплекс с использованием различных дифференцированных массажных приемов, а после подготовки мышц фасций кожи, проводит воздействие на аутохтонную мускулатуру, затем специальными упражнениями воздействует на зоны напряжения анатомических цепей, далее проводит массаж, следуя анатомическому контуру мышечных цепей, далее проводит комплекс пассивных и активных упражнений для восстановления функции пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Сущность изобретения заключается в том, что в ходе лечебного массажа происходит постепенное восстановление функциональных взаимоотношений между миофасциальными цепями, структурами тела за счет воздействия на напряженные тканевые и мышечные зоны, улучшается кровоснабжение пораженной мышцы и восстанавливается амплитуда движения головы. Комплекс включает в себя использование различных дифференцированных массажных приемов, подготовку мышц фасций, кожи, воздействие на аутохтонную мускулатуру, воздействие специальными упражнениями на зоны напряжения анатомических цепей, общего массажа следуя анатомическому контуру мышечных цепей для восстановления функции пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы и заключающийся в последовательности выполнения приемов.

Способ осуществляют следующим образом.

Методист проводит с ребенком комплекс лечебной гимнастики из 15 упражнений: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист подходит со здоровой стороны в области верхней части грудной мышцы и использует технику стимулирующих приемов: поглаживание ладонной поверхностью полусогнутой кистью руки 2, 3, 4 и 5-ым пальцами, в направление от ключицы и грудины к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем, используя прием растирания, фалангами согнутых пальцев производит кругообразные движения, слегка сдвигая впереди себя кожную складку, разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, слегка надавливая на массируемую поверхность и кругообразными движениями сдвигает ткани, затем выполняет прием вибрации, который выполняется подушечками расслабленных пальцев, ударяющих попеременно по массируемой поверхности. Со стороны поражения методист использует расслабляющие приемы: легкое поглаживание ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности медленными скользящими движениями к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности и, не отрываясь, передает мышце непрерывные колебательные движения. 2 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, опираясь на предплечье, методист подходит со здоровой стороны и в области трапециевидной мышцы использует стимулирующие приемы массажа: ладонной поверхностью полусогнутой кисти производит поглаживание от затылочной области вниз и к наружной поверхности шеи и надключичным и подключичным лимфоузлам, затем производит растирание фалангами согнутых пальцев совершает кругообразные движения, слегка сдвигая впереди себя кожную складку; далее производит разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, слегка надавливает на массируемую поверхность и сдвигает ткани кругообразными движениями; выполняет прием вибрации ладонной поверхностью нескольких пальцев, соприкасаясь и отрываясь от массируемой поверхности.; на пораженной стороне методист использует технику расслабляющих приемов: совершает легкое продолжительное поглаживание ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности; производит медленные скользящие поочередные движения от затылочной области вниз и к наружной поверхности шеи, подключичным и надключичным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности и не отрываясь, передает мышце непрерывные колебательные движения. 3 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова повернута в сторону пораженной мышцы, методист стимулирующими массажными приемами воздействует на здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу: сначала совершает щипцеобразное поглаживание вдоль всей мышцы от сосцевидного отростка к ключице, захватив ее большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает щипцеобразное разминание, захватив мышцу большими и указательными пальцами слегка оттягивает, а затем разминает ее между пальцами продольно спиралевидными движениями, далее производит легкую щадящую прерывистую вибрацию подушечками второго и третьего пальцев. 4 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова повернута в здоровую сторону, методист расслабляющими приемами воздействует на пораженную мышцу: используя длительное продольное поглаживание, захватив мышцу между большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает лабильную вибрацию, обхватив мышцу большими и указательными пальцами и начинает покачивать ее, делая легкие частые колебательные движения, далее, захватив мышцу между большими и указательными пальцами, обеими руками начинает осторожно растягивать ее от середины, одновременно, одна рука движется к остистому отростку, а другая к ключице. 5 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист стоит сбоку, одной рукой поворачивает голову лицом к себе на 30 градусов и удерживает ее, а большой палец другой руки устанавливает на пересечении соска и мечевидного отростка между 7-ым и 8-ым ребром со стороны поворота головы, направляя вектор давления к противоположному плечу и удерживает не менее 30 секунд по два подхода с каждой стороны. 6 упражнение: (и.п.) - ребенок находится на руках у методиста, голова ребенка повернута влево, при правосторонней кривошее и слегка разогнута, одна рука методиста лежит под затылочной областью, другая в области крестца, ноги ребенка согнуты под углом 90 градусов и методист приводит ребенка в позу эмбриона и отводит таз в противоположную сторону от поворота головы, при левосторонней кривошее наоборот - голова повернута вправо, а таз влево. 7 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист стоит по отношению к ребенку продольно со стороны ног, подушечки его больших пальцев руки находятся с обеих сторон от мечевидного отростка на реберных дугах и осуществляют поглаживание одновременно к правому и левому боку по нижним краям хондро-реберных дуг. 8 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист ладонной поверхностью 2-ым, 3, 4 и 5 пальцами рук производит поочередное поглаживание по прямым и косым мышцам живота, направление движений от мечевидного отростка к лобковой области. 9 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист захватывает кистью своей руки нижнюю конечность ребенка, рядом с тазобедренным суставом при этом большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты, одновременно производит чередующиеся ротационные движения, затем методист меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки, захват постепенно сдвигается к стопе. 10 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист рукой захватывает верхнюю конечность ребенка, рядом с плечевым суставом, большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты; одновременно двумя руками производит чередующиеся ротационные движения, направляясь от плечевого сустава к запястью, затем меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки постепенно сдвигаясь к запястью. 11 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист производит поглаживание ладонной поверхностью двух рук поочередно, от левой подвздошной кости к правому плечевому суставу, затем меняет направление и производит поглаживание от правой подвздошной кости к левому плечевому суставу, далее переворачивает ребенка на живот и ладонной поверхностью поочередно двумя руками производит поглаживание, от левой половины таза к правому плечевому суставу, далее меняет направление и поочередно двумя руками производит поглаживание от правой половины таза к левому плечевому суставу. 12 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист, одновременно двумя руками ладонной поверхностью 2-го, 3, 4 и 5палыдев производит поглаживание от грудины к верхнему краю плеч. 13 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист, ладонной поверхностью одной руки производит поглаживание живота по часовой стрелке. 14 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист производит попеременное поглаживание ладонной поверхностью обеих рук от затылка к ягодицам. 15 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, большие пальцы рук методиста находятся под нижнем краем последнего ребра с обеих сторон от позвоночника и производят поглаживающие движения к левому и правому боку одновременно. Массаж рекомендуется делать 1 раз в день, число повторений каждого массажного приема: 3, 4 раза в медленном темпе, курсами по 15-20 сеансов.

Существенным отличием заявляемого способа от известных является целостный подход для восстановления функции поврежденной грудино-ключично-сосцевидной мышцы и уравновешивания всех мышечных цепей, от которых зависит положение тела, статика и движения.

Способ снижает риск последующих осложнений вызванных повреждением грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Эти отличительные признаки в известных способах не обнаружены. Изобретение является новым, так как оно неизвестно из уровня медицины в области массажа и лечебной физкультуры для детей с врожденной мышечной кривошеей.

Пример конкретного осуществления способа. Ребенок С., 3 месяца, диагноз: врожденная правосторонняя мышечная кривошея. При осмотре наблюдали ротацию головы в левую сторону плюс разгибание. С целью коррекции асимметричного положения головы по отношению к телу в результате повреждения грудино-ключично-сосцевидной мышцы, с ребенком проводили: комплекс, состоящий из локального воздействия на зоны, затронутые кривошеей и расположенные в одной массируемой зоне, но с разной силой и частотой, которые позволяют понизить мышечный тонус мышц на стороне поражения и повысить на здоровой стороне.

1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист подходит со здоровой стороны в области верхней части грудной мышцы и использует технику стимулирующих приемов: поглаживание ладонной поверхностью полусогнутой кистью руки 2, 3, 4 и 5-ым пальцами, в направление от ключицы и грудины к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем, используя прием растирания, фалангами согнутых пальцев производит кругообразные движения, слегка сдвигая впереди себя кожную складку, разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, слегка надавливая на массируемую поверхность и кругообразными движениями сдвигает ткани, затем выполняет прием вибрации, который выполняется подушечками расслабленных пальцев, ударяющих попеременно по массируемой поверхности. Со стороны поражения методист использует расслабляющие приемы: легкое поглаживание ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности медленными скользящими движениями к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности и, не отрываясь, передает мышце непрерывные колебательные движения. 2 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, опираясь на предплечье, методист подходит со здоровой стороны и в области трапециевидной мышцы использует стимулирующие приемы массажа: ладонной поверхностью полусогнутой кисти производит поглаживание от затылочной области вниз и к наружной поверхности шеи и надключичным и подключичным лимфоузлам, затем производит растирание фалангами согнутых пальцев совершает кругообразные движения, слегка сдвигая впереди себя кожную складку; далее производит разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, слегка надавливает на массируемую поверхность и сдвигает ткани кругообразными движениями; выполняет прием вибрации ладонной поверхностью нескольких пальцев, соприкасаясь и отрываясь от массируемой поверхности.; на пораженной стороне методист использует технику расслабляющих приемов: совершает легкое продолжительное поглаживание ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности; производит медленные скользящие поочередные движения от затылочной области вниз и к наружной поверхности шеи, подключичным и надключичным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью плотно прижатой к массируемой поверхности и, не отрываясь, передает мышце непрерывные колебательные движения. 3 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова повернута в сторону пораженной мышцы, методист стимулирующими массажными приемами воздействует на здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу: сначала совершает щипцеобразное поглаживание вдоль всей мышцы от сосцевидного отростка к ключице, захватив ее большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает щипцеобразное разминание, захватив мышцу большими и указательными пальцами слегка оттягивает, а затем разминает ее между пальцами продольно спиралевидными движениями, далее производит легкую щадящую прерывистую вибрацию подушечками второго и третьего пальцев. 4 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова повернута в здоровую сторону, методист расслабляющими приемами воздействует на пораженную мышцу: используя длительное продольное поглаживание, захватив мышцу между большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает лабильную вибрацию, обхватив мышцу большими и указательными пальцами и начинает покачивать ее, делая легкие частые колебательные движения, далее, захватив мышцу между большими и указательными пальцами, обеими руками начинает осторожно растягивать ее от середины, одновременно, одна рука движется к остистому отростку, а другая к ключице. Для выстраивания симметричной оси и растяжения коротких мышц шеи, а также для стимуляции вращательной мускулатуры головы использовали первую фазу рефлекторного поворота по Войта- терапии. 5 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист стоит сбоку, одной рукой поворачивает голову лицом к себе на 30 градусов и удерживает ее, а большой палец другой руки устанавливает на пересечении соска и мечевидного отростка между 7-ым и 8-ым ребром со стороны поворота головы, направляя вектор давления к противоположному плечу и удерживает не менее 30 секунд по два подхода с каждой стороны. Специальным упражнением воздействовали на левую заднюю скрещенную цепь для снятия напряжения на этом участке. 6 упражнение: (и.п.) - ребенок находится на руках у методиста, голова ребенка повернута право, при левосторонней кривошее и слегка разогнута, одна рука методиста лежит под затылочной областью, другая в области крестца, ноги ребенка согнуты под углом 90 градусов и методист приводит ребенка в позу эмбриона и отводит таз в противоположную сторону от поворота головы. Для уравновешивания всех мышечных цепей проводился массаж, следуя контурам анатомических цепей. 7 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист стоит по отношению к ребенку продольно со стороны ног, подушечки его больших пальцев руки находятся с обеих сторон от мечевидного отростка на реберных дугах и осуществляют поглаживание одновременно к правому и левому боку по нижним краям хондро-реберных дуг. 8 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист ладонной поверхностью 2-ым, 3, 4 и 5 пальцами рук производит поочередное поглаживание по прямым и косым мышцам живота, направление движений от мечевидного отростка к лобковой области. 9 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист захватывает кистью своей руки нижнюю конечность ребенка, рядом с тазобедренным суставом при этом большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты, одновременно производит чередующиеся ротационные движения, затем методист меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки, захват постепенно сдвигается к стопе. 10 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист рукой захватывает верхнюю конечность ребенка, рядом с плечевым суставом, большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты; одновременно двумя руками производит чередующиеся ротационные движения, направляясь от плечевого сустава к запястью, затем меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки постепенно сдвигаясь к запястью. 11 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист производит поглаживание ладонной поверхностью двух рук поочередно, от левой подвздошной кости к правому плечевому суставу, затем меняет направление и производит поглаживание от правой подвздошной кости к левому плечевому суставу, далее переворачивает ребенка на живот и ладонной поверхностью поочередно двумя руками производит поглаживание, от левой половины таза к правому плечевому суставу, далее меняет направление и поочередно двумя руками производит поглаживание от правой половины таза к левому плечевому суставу. 12 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист, одновременно двумя руками ладонной поверхностью 2-го, 3, 4 и 5пальцев производит поглаживание от грудины к верхнему краю плеч. 13 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист, ладонной поверхностью одной руки производит поглаживание живота по часовой стрелке. 14 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист производит попеременное поглаживание ладонной поверхностью обеих рук от затылка к ягодицам. 15 упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, большие пальцы рук методиста находятся под нижнем краем последнего ребра с обеих сторон от позвоночника и производят поглаживающие движения к левому и правому боку одновременно. Сеансы массажа проводили 1 раз в день, число повторений каждого массажного приема по 3, 4 раза в медленном темпе. Ребенку был проведен курс массажа из 20 сеансов. В результате проведенного курса массажа у ребенка улучшилась трофика пораженной и здоровой грудино-ключично-сосцевидных мышц, выровнялся тонус мышц в зоне затронутых кривошеей, исчезло асимметричное положение головы по отношению к телу, нормализовался объем движений в шейном отделе позвоночника.

Способ позволяет сформировать симметричное положение оси позвоночника, корректировать патологические установки, создает благоприятный фон для освоения моторных функций.

Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев, включающий проведение лечебного массажа, восстанавливающего функцию пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцы, отличающийся тем, что комплекс лечебного массажа состоит из 15 упражнений продолжительностью 30 минут, курсами по 15-20 сеансов: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист подходит со здоровой стороны в области верхней части грудной мышцы и, используя технику стимулирующих приемов, проводит поглаживание ладонной поверхностью полусогнутой кисти руки 2, 3, 4 и 5-м пальцами, в направлении от ключицы и грудины к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем, используя приём растирания, фалангами согнутых пальцев производит кругообразные движения, сдвигая впереди себя кожную складку, разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, надавливая на массируемую поверхность, кругообразными движениями сдвигает ткани, затем выполняет прием вибрации подушечками расслабленных пальцев, со стороны поражения методист использует расслабляющие приемы: поглаживание ладонью, плотно прижатой к массируемой поверхности, скользящими движениями к подключичным и подмышечным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью, плотно прижатой к массируемой поверхности, и, не отрывая её, передает мышце непрерывные колебательные движения; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь на предплечье, методист подходит со здоровой стороны в области трапециевидной мышцы и использует стимулирующие приемы массажа: ладонной поверхностью полусогнутой кисти производит поглаживание от затылочной области вниз к наружной поверхности шеи и надключичным и подключичным лимфоузлам, затем фалангами согнутых пальцев совершает кругообразные движения, сдвигая впереди себя кожную складку, далее проводит разминание с помощью подушечек пальцев, не захватывая ткани, надавливает на массируемую поверхность и сдвигает ткани кругообразными движениями, выполняет прием вибрации ладонной поверхностью нескольких пальцев, соприкасаясь и отрываясь от массируемой поверхности, на пораженной стороне методист использует технику расслабляющих приемов, совершает поглаживание ладонью, плотно прижатой к массируемой поверхности, от затылочной области вниз и к наружной поверхности шеи, подключичным и надключичным лимфоузлам, затем выполняет лабильную вибрацию ладонью, плотно прижатой к массируемой поверхности, и, не отрываясь, передает мышце непрерывные колебательные движения; 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, голова повёрнута в сторону поражённой мышцы, методист стимулирующими массажными приемами воздействует на здоровую грудино-ключично-сосцевидную мышцу, сначала совершает щипцеобразное поглаживание вдоль всей мышцы от сосцевидного отростка к ключице, захватив её большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает щипцеобразное разминание, захватив мышцу большими и указательными пальцами, оттягивает, а затем разминает её между пальцами продольно спиралевидными движениями, далее проводит щадящую прерывистую вибрацию подушечками второго и третьего пальцев; 4 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, голова повёрнута в здоровую сторону, методист расслабляющими приемами воздействует на пораженную мышцу, используя длительное продольное поглаживание, захватив мышцу между большими и указательными пальцами с обеих сторон, затем совершает лабильную вибрацию, обхватив мышцу большими и указательными пальцами, и начинает покачивать её, делая колебательные движения, далее, захватив мышцу между большими и указательными пальцами, обеими руками начинает растягивать её от середины, одновременно, одна рука движется к остистому отростку, а другая к ключице; 5 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист стоит сбоку, одной рукой поворачивает голову лицом к себе на 30 градусов и удерживает ее, а большой палец другой руки устанавливает на пересечении соска и мечевидного отростка между 7-м и 8-м ребром со стороны поворота головы, направляя вектор давления к противоположному плечу, и удерживает 30 секунд, по два подхода с каждой стороны; 6 упражнение: и.п. - ребенок находится на руках у методиста, голова ребенка повёрнута влево, при правосторонней кривошее, и разогнута, одна рука методиста лежит под затылочной областью, другая в области крестца, ноги ребенка согнуты под углом 90 градусов и методист приводит ребёнка в позу эмбриона и отводит таз в противоположную сторону от поворота головы, при левосторонней кривошее наоборот - голова повернута вправо, а таз влево; 7 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист стоит по отношению к ребёнку продольно со стороны ног, подушечки его больших пальцев руки находятся с обеих сторон от мечевидного отростка на реберных дугах и осуществляют поглаживание одновременно к правому и левому боку по нижним краям хондро-реберных дуг; 8 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист ладонной поверхностью 2, 3, 4 и 5-м пальцами рук производит поочередное поглаживание по прямым и косым мышцам живота, направление движений от мечевидного отростка к лобковой области; 9 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист захватывает кистью своей руки нижнюю конечность ребенка, рядом с тазобедренным суставом, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты, одновременно производит чередующиеся ротационные движения, затем методист меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки, захват постепенно сдвигается к стопе; 10 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист рукой захватывает верхнюю конечность ребенка, рядом с плечевым суставом, большой палец отведен в сторону, а остальные пальцы сомкнуты, одновременно двумя руками проводит чередующиеся ротационные движения, направляясь от плечевого сустава к запястью, затем меняет направление и производит продольное поглаживание, приближая и отдаляя руки, постепенно сдвигаясь к запястью; 11 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист проводит поглаживание ладонной поверхностью двух рук поочередно, от левой подвздошной кости к правому плечевому суставу, затем меняет направление и производит поглаживание от правой подвздошной кости к левому плечевому суставу, далее переворачивает ребенка на живот и ладонной поверхностью поочередно двумя руками проводит поглаживание, от левой половины таза к правому плечевому суставу, далее меняет направление и поочередно двумя руками производит поглаживание от правой половины таза к левому плечевому суставу; 12 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист одновременно двумя руками ладонной поверхностью 2, 3, 4 и 5-го пальцев проводит поглаживание от грудины к верхнему краю плеч; 13 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист ладонной поверхностью одной руки проводит поглаживание живота по часовой стрелке; 14 упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист проводит попеременное поглаживание ладонной поверхностью обеих рук от затылка к ягодицам; 15 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, большие пальцы рук методиста находятся под нижнем краем последнего ребра с обеих сторон от позвоночника и проводят поглаживающие движения к левому и правому боку одновременно.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области лечебной физкультуры, а именно к применению немедикаментозных технологий в целях сбережения и укрепления здоровья человека, реабилитации инвалидов, детей, лиц пожилого возраста и пострадавших (комбатантов), а также профилактики заболеваний, коррекции нарушений состояния здоровья и осанки.
Изобретение относится к области медицины, в частности к неврологии, и может быть использовано для восстановления двигательных функций у больных, перенесших заболевания, сопровождающиеся парезом конечностей. Проводят оценку состояния пациента, настройку параметров тренировки и проведение тренировки.

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Подбирают сложность и количество заданий индивидуально для каждого ребенка.

Изобретение относится к сфере физической культуры и спорту, а именно к способам растяжки. Проводят в исходном положении: кистями рук опираются за горизонтальный поручень, ноги расставлены на ширине плеч, при этом одна нога является опорной, а другая подвижная, к которой прикреплена тяга с натяжением, направленным по направлению от подвижной ноги.

Изобретение относится к медицине, к профилактической медицине и может быть использовано для восстановления физического и психоэмоционального состояния после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19. Курс включает 20 занятий, проводимых с пациентами в условиях стационара, по два занятия в день.
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре (ЛФК), и может быть использовано для реабилитации пациентов с неврологическими осложнениями после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19. Выполняют четыре последовательных комплексов упражнений.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и может быть использовано для лечения хронического пиелонефрита у детей при экологоотягощенном анамнезе. Осуществляют щадяще-тренирующий режим, лечебное питание, 8-10 процедур лечебной гимнастики.
Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано в работе врачей - курортологов, занимающихся вопросами реабилитации в акушерско-гинекологической практике, при проведении прегравидарной подготовки пациенткам с нарушениями репродуктивной функции. При этом осуществляют прием ванн с минеральной водой термальных радоновых источников с естественной температурой воды около +38°С, первые 3 процедуры через день, в дальнейшем ежедневно в первой половине дня длительностью 15 минут, упор делается на обработку вакуумной воронкой с циркулирующей внутри нее радоновой водой на нижние отделы живота, надлобковую область и область крестца.
Изобретение относится к области профилактики подростков в образовательном учреждении и может быть использовано при выполнении закаливающих мероприятий не только в средних школах, но и в спортивных группах, а также в специализированных детско-юношеских спортивных школах. Проводят пробежку на свежем воздухе при температуре не ниже -24°С в течение 7-10 минут.

Изобретение относится к области оздоровительной медицины, мануальной терапии и методам массажа. Проводят на доступном для манипуляции кожном покрове последовательно растяжение и оттягивание кожного покрова на локальных участках тела, пока не будет проработан весь доступный для манипуляций кожный покров.
Наверх