Способ определения чувствительности взрывчатых веществ к вибрационным нагрузкам

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к технике определения чувствительности взрывчатых веществ к механическим воздействиям, например к удару, трению или вибрации. Способ может быть использован для оценки технологической и транспортной безопасности. Способ определения чувствительности взрывчатого вещества к вибрационным нагрузкам предусматривает механическое воздействие на взрывчатое вещество, фиксацию наличия или отсутствия взрыва для определения его чувствительности. Подпрессованную до 13 МПа навеску 0,05 г взрывчатого вещества помещают между роликами диаметром 10 мм и фиксируют в муфте с зазором 0,02-0,03 мм между диаметром муфты и роликами, установленным на поддоне в роликовом приборе. Поддон размещают в испытательном узле виброприбора. В течение заданного времени или до его воспламенения воздействуют вибрационной нагрузкой. В результате испытания фиксируют время воспламенения испытуемого образца τвсп, виброускорение а и динамическую нагрузку РА, а также определяют частость взрывов по звуковому эффекту, наличию пламени, по отпечаткам и закопченности на торцах ролика. Техническим результатом данного изобретения является создание более точного и простого способа для определения чувствительности к вибрации ВВ. 6 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к технике, определения чувствительности взрывчатых веществ (ВВ) к механическим воздействиям, например, определение чувствительности ВВ к удару, трению или вибрации. Способы определения чувствительности ВВ могут быть использованы для оценки технологической и транспортной безопасности.

Известен способ определения характеристик чувствительности взрывчатых веществ к динамическим нагрузкам, описанный в патенте РФ №2259560 [MПK G01N 33/22 Петренко А.В.; заявитель и патентообладатель Петренко А.В.; опубл. 2005.08.27, Бюл. №24]. Сущность способа состоит в том, что ВВ размещают между торцами двух роликов, нагружают постоянным давлением, прикладывают к нему динамическую нагрузку, постепенно увеличивают ее величину и фиксируют величину динамической нагрузки, которая возбуждает взрыв причем динамическое нагружение осуществляют по гармоническому закону при ряде фиксированных частот, на каждой из которых увеличивают амплитуду динамической нагрузки до момента взрыва, фиксируют величину этой амплитуды и определяют динамическую частотную характеристику системы /ролик - взрывчатое вещество - ролик/, как зависимость амплитуды динамической нагрузки, которая возбуждает взрыв, от частоты нагружения. Способ включает возбуждение взрыва монотонным наращиванием амплитуды динамического нагружения при ряде фиксированных частот, что позволяет определить динамическую частотную характеристику системы, частоту собственных сдвиговых колебаний этой системы и рассчитать динамическую тангенциальную жесткость.

Недостатки данного способа:

1. За показатель чувствительности принимается «динамическая тангенциальная жесткость ВВ». В то же время одно и то же значение динамической нагрузки может быть получено при различном сочетании произведения частоты колебаний на амплитуду характеризующее как результирующее воздействие - перегрузок равных, как и виброускорение.

2. В описанном способе не уточняется показатель, принимаемый за чувствительность ВВ. Например, как принято при определении чувствительности к удару [ГОСТ 4545-88] - частость взрывов (%); ударному трению [ГОСТ 50835-95] - давление нормального прижатия (МПа).

3. В конструкции устройства, с помощью которого реализован способ, входит электромагнитное устройство-вибратор. В то же время известно, что электромагнитное воздействие самостоятельно способно инициировать взрывчатое превращение, влиять на чувствительность, повышая восприимчивость ВВ к механическим воздействиям.

4. В способе не уточняются геометрические размеры ячейки для размещения испытуемого ВВ, а также масса самого испытуемого ВВ. Многочисленными экспериментальными результатами испытаний ВВ при различных видах механических воздействий доказано, что чувствительность ВВ зависит от диаметра роликов, зазора между втулкой (муфтой) и роликами, а также от массы навески ВВ и т.д.

Известен способ определения чувствительности ВВ к трению [ГОСТ 50835-95]. Сущность способа состоит в том, что в муфту роликового прибора вставляют ролик и на него помещают навеску ВВ. Роликовый прибор с навеской ВВ устанавливают в камеру корпуса и производят подпрессовку ВВ и оставляют под давлением. Опускают муфту относительно роликов. При этом навеска ВВ, зажатая между торцами роликов, оказывается выше муфты. Дальше шпильку-ударник перемещают так, чтобы ударный конец ее касался боковой поверхности верхнего ролика, и нажатием на спусковой механизм производят удар грузом маятника при выбранном давлении прижатия навески ВВ. При этом фиксируют наличие или отсутствие взрыва. Удар грузом маятника производят под углом сбрасывания, значение которого в зависимости от давления прижатия навески ВВ находят по справочным данным. В результате определяют значения минимального давления, при котором из 10 испытаний не происходит инициирования взрывчатого превращения, за которое принимается звук, пламя, запах, очаги на поверхности образца.

Недостатком данного способа является отсутствие вибрационной нагрузки, которая имеет место в технологических процессах обработки, транспортировки и эксплуатации ВВ, а результаты испытания по данному способу имеет лишь косвенный и условный характер, так как условия испытания не приближены к реальным при обращении ВВ.

Известен способ определения чувствительности ВВ к вибрациям, который заключается в пропускании ВВ между двумя роликами, подвергаемыми воздействию вибраций с разными параметрами и частотами, определении параметров и частот, при которых происходит детонация ВВ, и определение характеристик, определяющих взаимосвязи между указанные параметры. /UA 77885 С2, опубл. 15.01.2007/. Принят за прототип.

Недостатком данного способа является низкая достоверность и сложность определения чувствительности ВВ к вибрациям.

Техническим результатом данного изобретения является создание более точного и простого способа для определения чувствительности к вибрации ВВ.

Технический результат достигается тем, что в способе определения чувствительности взрывчатого вещества к вибрационным нагрузкам, включающем механическое воздействие на взрывчатое вещество, фиксацию наличия или отсутствия взрыва для определения его чувствительности, подпрессованную до 13 МПа навеску 0,05 г взрывчатого вещества помещают между роликами диаметром 10 мм и фиксируют в муфте с зазором 0,02-0,03 мм между диаметром муфты и роликами, установленном на поддоне в роликовом приборе, который размещают в испытательном узле виброприбора, в течение заданного времени или до его воспламенения воздействуют вибрационной нагрузкой, в результате испытания фиксируют время воспламенения испытуемого образца τвсп, виброускорение а и динамическую нагрузку Рд, а также определяют частость взрывов по звуковому эффекту, наличию пламени, по отпечаткам и закопченности на торцах ролика.

Способ и критерий чувствительности взрывчатых веществ основывается на изменении виброускорения как результирующего вибровоздействия во времени на вероятность воспламенения испытуемого образца а⋅τвсп или (или а⋅Рд⋅τвсп), где Рд - динамическая нагрузка, а τвсп - время до воспламенения испытуемого образца, так как в авиастроении, ракетостроении, строительстве и других областях техники в качестве критерия при оценке целостности изделия используют показатель перегрузки - g такой же, что и виброускорение а.

Навеска ВВ 2, равная 0,05 г, для прибора (фиг. 1) с диаметром роликов 10 мм, помещается между роликами 1, и фиксируется во втулке (муфте) 4 с зазором между диаметрами муфты и роликами равным (0,02…0,03) мм, роликовый прибор устанавливается в специальный поддон 3, стоящий на плунжере гидропресса. Заряд подпрессовывается до определенного статического давления и без снятия статической нагрузки включается вибратор. Время действия вибрации на навеску может задаваться в зависимости от условий проведения испытаний. По истечении заданного времени вибрации или после взрыва испытуемого заряда вибратор выключается и снимается статическая нагрузка. Затем производится расснаряжение роликового прибора. В результате испытания фиксируется время воспламенения испытуемого образца твсп, виброускорение а и динамическая нагрузка Рд. Взрыв определяется по звуковому эффекту, по отпечаткам и закопченности на торцах ролика.

Механическая часть виброприбора (фиг. 2) состоит из: испытательный узел 5; ударник 6; втулки 7; виброплита 8; вибратор 9; кривошипно-шатунный вал 10; привод вибратора 11; основание 12; прорезиненные ножки 13; плита-основание 14; привод гидропресса 15; автоматизированный узел 16; вентиль 17; амортизаторы 18. Привод гидропресса 15 предназначен для подачи масла в гидропресс за счет автоматизированного узла 16, что обеспечивает плавное увеличение статического давления (Рст), сброс давления осуществляется поворотом вентиля 17 спускного клапана. Привод вибратора 11, установленный на основании 12, передает крутящий момент через кривошипно-шатунный вал 10 на вибратор 9, установленный на виброплите 8. Задавать динамическую нагрузку (Рд), частоту вибрации (v), виброускорение (а) вибратором 9 возможно, с помощью дистанционного пульта управления, в ручном или автоматическом режиме. Амортизаторы 18 позволяют вибрационному узлу совершать возвратно-поступательное движение и обеспечивать необходимое вибрационное воздействие. Жесткость пружины амортизатора регулируется за счет поджима втулок 7. Амплитуда вибрации (А) регулируется механически эксцентриковыми втулками путем их поворота относительно валов вибратора 9 и имеет 12 фиксированных положений. Роликовый прибор с ВВ размещается в испытательном узле 5. Вибрация на ВВ передается через ударник 6, закрепленный на вибраторе 9. Прибор установлен на плите-основании 14, которая в свою очередь жестко закреплена на прорезиненных ножках 13 с возможностью регулировки уровня прибора.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими примерами:

Пример №1.

Виброускорение изменяется дискретно, изменение времени (Δτ) и увеличение виброускорения (Δa) выбирается экспериментатором в начале эксперимента и регулируется с пульта управления с использованием специальной компьютерной программы (фиг. 3, а). ВВ, равную 0,05, размещают в роликом приборе и подпрессовывают до Рс=13 МПа. Δτ задается с шагом 17 с и увеличением Δа на 0.1 м/с. По результату серии испытаний состоящею из 10 экспериментов фиксируют среднее значение τвсп и конечное Δa. Проводится сравнительный анализ между ВВ, более чувствительным к вибронагружению следует считать то, которое имеет меньшее численное значение показателя, а⋅ τвсп (табл. 1).

Пример №2.

Виброускорение изменяется по линейному закону. Скорость изменения виброускорения Δа/Δτ выбирается экспериментатором в начале испытания (фиг. 3, б). ВВ, равную 0,05, размещают в роликом приборе и подпрессовывают до Рс=13 МПа. В начале эксперимента задаем начальную а=0.1 м/с и конечную равную 15 м/с2, а также время окончания вибровоздействия равную 1800 с. По результату серии испытаний состоящею из 10 экспериментов фиксируют частость взрывов.

Пример №3.

Стационарным условиям проведения эксперимента соответствует схема (фиг. 3, в), что аналогично для практически всех существующих стандартных методик определения чувствительности ВВ к механическим воздействиям. Полученный результат зависит от начального уровня а1, a2аn, а также от продолжительности испытаний. ВВ, равную 0,05, размещают в роликом приборе и подпрессовывают до Рс=13 МПа. а равное 15 м/с2 задается в начале эксперимента и является константой. Испытания проводится до воспламенения ВВ. По результату серии испытаний, состоящей из 10 экспериментов, фиксируют среднее значение τвсп и Рд.

Пример №4.

Определение чувствительности ВВ и оценки транспортной безопасности реализуется по схеме (фиг. 3, г). Поскольку в реальных условиях численные значения действующих нагрузок зависят от многих факторов, таких как характеристика транспортного средства, вид тары, состояние дорожного полотна а, может изменяться в границах от аmin до аmaх по условно принятому за гармонический закон. В действительности при транспортировке груза наземными средствами данная схема представляет собой идеализированный случай, поскольку в реальных условиях закон колебания негармонический в основном вследствие не постоянства а. ВВ равную 0,05 размещают в роликовом приборе и подпрессовывают до Рс=13 МПа. Программно выставляем изменение а от 0.1 м/с2 до 5 м/с2 с периодичностью 10 с. Испытания проводят до воспламенения ВВ. По результату серии испытаний состоящею из 10 экспериментов фиксируют среднее значение τвсп и Рд.

Способ определения чувствительности взрывчатого вещества к вибрационным нагрузкам, включающий механическое воздействие на взрывчатое вещество, фиксацию наличия или отсутствия взрыва для определения его чувствительности, отличающийся тем, что подпрессованную до 13 МПа навеску 0,05 г взрывчатого вещества помещают между роликами диаметром 10 мм и фиксируют в муфте с зазором 0,02-0,03 мм между диаметром муфты и роликами, установленным на поддоне в роликовом приборе, который размещают в испытательном узле виброприбора, в течение заданного времени или до его воспламенения воздействуют вибрационной нагрузкой, в результате испытания фиксируют время воспламенения испытуемого образца τвсп, виброускорение а и динамическую нагрузку РА, а также определяют частость взрывов по звуковому эффекту, наличию пламени, по отпечаткам и закопченности на торцах ролика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу оценки воспламеняемости моторных топлив. Предложен способ оценки воспламеняемости моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания, характеризующийся тем, что в идентичных условиях осуществляют работу двигателя без впрыска топлива в камеру сгорания с построением развернутой индикаторной диаграммы топлива, которую совмещают с развернутой индикаторной диаграммой работы двигателя с впрыском топлива, фиксируют точку расхождения диаграмм давления цилиндровых газов после окончания периода задержки воспламенения и точку максимального давления цикла, которую соединяют линией, перпендикулярной оси координат угла поворота коленчатого вала, после чего замеряют площадь, ограниченную индикаторными диаграммами с впрыском топлива и без впрыска топлива и точками начала воспламенения, максимального давления цикла и точкой пересечения линии, перпендикулярной оси координат угла поворота коленчатого вала с индикаторной диаграммой без впрыска топлива, которую сравнивают с площадью индикаторной диаграммы, снятой на другом образце топлива в идентичных условиях работы двигателя, и по разности этих площадей делают вывод о воспламеняемости испытываемых моторных топлив.

Изобретение относится к люминесцентному органическому соединению N-([1,1'-бифенил]-3-ил)-4-фенил-1-(пиридин-2-ил)-6,7-дигидро-5H-циклопента[c]пиридин-3-амину формулы 1, которое представляет собой мономолекулярный оптический сенсор для обнаружения нитроароматических взрывчатых веществ, таких как 2,4,6-тринитротолуол (TNT) и пикриновая кислота (PA).

Изобретение относится к исследованию или анализу углеводородов путем определения их химических или физических свойств. Изобретение касается способа оценки группового углеводородного состава (ГУС) прямогонных нефтяных фракций, содержащего этапы, на которых: измеряют показатели преломления с помощью рефрактометра, значения плотности с помощью денсиметра, значения температур отбора нефтяных фракций с помощью датчика температуры на разных уровнях колонны атмосферной либо вакуумной перегонки или измеряют показатели преломления с помощью поточного рефрактометра, значения плотности с помощью поточного денсиметра, значения температуры с помощью датчика температуры в потоке нефтяных фракций; рассчитывают значения удельной рефракции и обратной плотности для каждой нефтяной фракции с помощью средства обработки данных, предварительно определяют значения удельной рефракции и обратной плотности для температурных парафиновых, нафтеновых и ароматических реперов для всех температурных интервалов анализируемых нефтяных фракций с помощью средства обработки данных, с помощью средства обработки данных определяют массовые доли парафинов, нафтенов и ароматических углеводородов для каждой температурной фракции, используя систему трёх линейных уравнений, включающую уравнение аддитивности по массовым долям компонентов для удельной рефракции нефтяной фракции, уравнение аддитивности для обратной плотности нефтяной фракции и уравнение нормировки, отражающее, что сумма всех групповых компонентов равна 1.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств дизельных топлив. Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки содержит бак (1) для испытуемого топлива, установленные последовательно по потоку топливный фильтр (3) тонкой очистки, ТНВД (4) с сервоприводом (5) и форсункой (6) на входе в мерный цилиндр (7) с датчиком (8) уровня топлива.

Изобретение относится к исследованию работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) со сжатием воздуха и с самовоспламенением и анализу влияния моторных топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава на процесс сгорания в поршневом ДВС с помощью тепловых средств, в частности по снятым развернутым индикаторным диаграммам, и может быть использовано во всех лабораториях, имеющих моторные стенды и проводящих исследования различных видов топлива для поршневых ДВС.

Изобретение относится к исследованию работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) со сжатием воздуха и с самовоспламенением и анализу влияния моторных топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава на процесс сгорания в поршневом ДВС с помощью тепловых средств, в частности по снятым развернутым индикаторным диаграммам, и может быть использовано во всех лабораториях, имеющих моторные стенды и проводящих исследования различных видов топлива для поршневых ДВС.

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств топлив различного компонентного, углеводородного и фракционного состава и, в частности, к оценке склонности дизельных топлив к нагарообразованию с использованием двигателя внутреннего сгорания со сжатием воздуха и последующей подачей топлива с самовоспламенением и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся исследованиями различных видов топлив для дизельных двигателей.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с поли(гетеро)ароматическим ядром, а именно к 6-метоксибензо[de]нафто[1,8-gh]хинолину. Данное соединение проявляет себя как оптический сенсор для обнаружения нитровзрывчатых веществ (нитро-ВВ) и может быть использовано в системах безопасности в дополнение к служебным собакам для предотвращения террористических актов в качестве средства обнаружения ВВ в составе сенсорного материала флуоресцентных детекторов ВВ, а также в армии и на флоте.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с поли(гетеро)ароматическим ядром, а именно к 6-метоксибензо[de]нафто[1,8-gh]хинолину. Данное соединение проявляет себя как оптический сенсор для обнаружения нитровзрывчатых веществ (нитро-ВВ) и может быть использовано в системах безопасности в дополнение к служебным собакам для предотвращения террористических актов в качестве средства обнаружения ВВ в составе сенсорного материала флуоресцентных детекторов ВВ, а также в армии и на флоте.

Изобретение относится к способам определения асфальтенов. Описан способ определения содержания асфальтенов в нефтепродуктах с высоким содержанием смолистых веществ и/или парафинов и в асфальтосмолопарафиновых отложениях (АСПО), согласно которому содержащую асфальтены исходную пробу нефтепродукта или АСПО взвешивают, обрабатывают изопропиловым спиртом (ИПС) при Т:Ж=1:(20-25), нерастворившийся осадок отделяют фильтрованием, промывают изопропиловым спиртом, высушивают на воздухе, затем при Т:Ж=1:4 растворяют его в смеси растворителей, содержащей нефрас-толуол в объемном соотношении 1:1, отфильтровывают образовавшийся на этой стадии осадок, промывают на фильтре упомянутой смесью растворителей и смывают его с фильтра горячим бензолом в предварительно взвешенную колбу, которую после упаривания бензола вместе с осадком высушивают при 105°С до постоянного веса и взвешивают, при этом разницу в весе колбы пустой и с высушенным осадком принимают за вес асфальтенов m1 и вычисляют их относительное содержание А в исходной пробе по формуле A=m1/m2⋅100%, где m1 - вес высушенного осадка асфальтенов; m2 - вес исходной пробы.
Наверх