Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения, а именно к гребным винтам со сниженными уровнями вибрации и излучаемого шума. Гребной винт содержит ступицу, лопасти и прокладку из вибродемпфирующего материала между ними. Лопасти имеют внутреннюю полость, заполненную вибропоглощающим материалом. Ширина полости лопасти и толщина заполняющего лопасть вибропоглощающего материала не превышают 5 мм. Достигается максимальное снижение уровней вибрации на резонансных частотах. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в части гребных винтов со сниженными уровнями вибрации и излучаемого шума, например, гребных винтов (ГВ) со средствами вибродемпфирования. Изобретение может быть использовано для создания малошумного движителя, включающего ГВ составной конструкции.

Теоретические и практические исследования показывают, что вызванные действием нагрузок со стороны набегающего потока колебания лопастей ГВ на собственных частотах являются в диапазоне средних частот доминирующим источником переменного звукового давления в водной среде, окружающей винт. При снижении интенсивности резонансных колебаний лопастей снижается и звукоизлучение винта. Одним из способов снижения уровней резонансных колебаний конструкции, в том числе лопасти гребного винта, является демпфирование, принцип действия которого состоит в преобразовании колебательной энергии в тепловую.

В настоящее время существуют гребные винты с лопастями из специальных сплавов высокого демпфирования или неметаллических материалов с повышенным коэффициентом механических потерь. Основной особенностью сплавов является зависимость их вибропоглощающих свойств (коэффициента потерь) от амплитуды напряжений - чем выше напряжение, тем больше коэффициент потерь. При вибрации лопасти, вызываемой набегающим потоком, амплитуды напряжений малы, и коэффициент потерь конструкции из сплава не превышает величины конструкционных потерь структуры из штатного материала. Как показала практика, винт из медно-марганцевого сплава позволил снизить звукоизлучение винта только при больших скоростях вращения на высоких частотах, когда на кромках лопастей наблюдалась кавитация и амплитуды напряжений росли. Еще один недостаток медно-марганцевых сплавов - уменьшение демпфирующей способности спустя определенное время. ГВ, изготовленные из неметаллических материалов, также еще не обладают достаточно высокими потерями.

Известно техническое решение «Гребной винт» (патент на изобретение РФ №2387572), на поверхностях лопастей которого выполнены канавки, заполненные вибропоглощающим материалом (ВПМ). Недостатками данного технического решения являются снижение прочности лопастей и эксплуатационной надежности ГВ за счет размещения ВПМ в вырезах в профилированной части лопастей.

Наиболее близким по технической сущности аналогом предлагаемого изобретения - его прототипом является патент 2149798 «Судовой движитель», при котором с целью уменьшения уровней вибрации и излучаемого ГВ шума заподлицо с обтекаемой поверхностью лопасти размещены вкладыши, каждый из которых выполнен из прикрепленной механически к лопасти вставки. Вставки размещены вдоль выходящей кромки лопасти, между контактными поверхностями каждой из вставок и лопасти помещена пленочная прокладка из ВПМ. Пленочная прокладка размещается также между комлем лопасти и ступицей ГВ составной конструкции.

Недостатком данного технического решения является снижение прочности и эксплуатационной надежности лопасти за счет вставок, расположенных вдоль кромки лопасти. Другим недостатком данного технического решения является недостаточная эффективность применения ВПМ между комлем лопасти и ступицы, т.к. снижение уровней вибрации лопастей и излучаемого при работе винта шума оказывается незначительным.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение уровней вибрации лопастей и излучаемого шума при работе движителя при условии сохранения прочности и эксплуатационной надежности наружной части лопасти и ГВ в целом.

Задача решается за счет того, что гребной винт, содержащий ступицу, лопасти и прокладку из вибродемпфирующего материала между ними, отличающийся тем, что лопасти имеют внутреннюю полость, заполненную вибропоглощающим материалом, причем ширина полости и толщина заполняющего лопасть вибропоглощающего материала не превышают 5 мм.

А также комель для крепления лопасти к ступице состоит из двух частей со слоем вибропоглощающего материала между ними.

А также каждая из частей комля крепится к одной из плоскостей лопасти, например, с помощью сварки, а слой вибропоглощающего материала между частями комля совмещается со слоем вибропоглощающего материала в полости лопасти.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен общий вид лопасти (1) с внутренней полостью (2) и комлем (3), состоящим из двух частей.

На фиг. 2 представлено сечение А-А, показывающее внутреннюю полость (2), заполненную вибропоглощающим материалом (4). Ширина полости (2) и толщина заполняющего лопасть (1) вибропоглощающего материала (4) не превышают 5 мм. По мере приближения к кромкам лопасти (1) ширина полости (2) и толщина слоя вибропоглощающего материала (4) уменьшаются.

На фиг. 3 представлен вид В, показывающий комель (3) со стороны крепления к ступице (на фиг. 3 не показана), состоящий из двух частей, разделенных слоем вибропоглощающего материала, толщиной, также не превышающей 5 мм.

Во время работы гребного винта поток воды, набегающий на лопасти, вызывает их колебания. Одним из способов снижения уровней колебаний является поглощение колебательной энергии. В предлагаемом изобретении высокое поглощение колебательной энергии достигается за счет:

1. Полой заполненной вибропоглощающим материалом лопасти, т.е. формирования слоистой конструкции, в среднем вибропоглощающем слое которой при изгибных и крутильных колебаниях возникают достаточно интенсивные сдвиговые деформации, т.е. в слое возникает вязкое трение, и энергия колебаний переходит в тепловую;

2. Формирования составной конструкции комля и совмещения слоя вибропоглощающего материала между частями комля со слоем вибропоглощающего материала в полости лопасти, что обеспечивает максимальные деформации сдвига в слое вибропоглотителя и высокое поглощение колебательной энергии лопасти.

Создание полой лопасти, заполненной вибропоглощающим материалом, и составной конструкции комля не приводит к снижению прочности и эксплуатационных характеристик лопасти и гребного винта в целом.

Выполненные на основе метода конечных элементов расчетные оценки уровней виброускорений на первых собственных частотах цельнометаллической лопасти и полых лопастей, заполненных разными вибропоглощающими материалами, показали, что даже при использовании достаточно жесткого вибропоглощающего материала предлагаемое техническое решение позволяет снизить уровни вибрации более чем на 15 дБ. Повышенное поглощение колебательной энергии на резонансных частотах достигается благодаря формированию слоистой конструкции лопасти путем изготовления полой лопасти, заполнения ее внутренней полости вибропоглощающим материалом, а также составной конструкции комля, не приводящей к шунтированию сдвиговых деформаций в слое вибропоглощающего материала внутри лопасти.

Кроме расчетной оценки были проведены экспериментальные исследования (фиг. 4), при которых измерялись коэффициенты потерь макета цельнометаллической лопасти (кривая 1) и макета лопасти с внутренней полостью, заполненной вибропоглощающим материалом (кривая 2). Сравнение показало: коэффициенты потерь макета демпфированной лопасти в 15-20 раз выше коэффициентов потерь макета штатной конструкции во всем диапазоне частот, начиная с 300 Гц.

Таким образом, за счет того что предлагаемое техническое решение позволяет сформировать единую трехслойную (слоистую) конструкцию лопасти и комля, достигается максимальное снижение уровней вибрации на резонансных частотах, а отсутствие на лопасти механически закрепленных накладок обеспечивает прочность и эксплуатационную надежность гребного винта, что выгодно отличает его от прототипа.

1. Гребной винт, содержащий ступицу, лопасти и прокладку из вибродемпфирующего материала между ними, отличающийся тем, что лопасти имеют внутреннюю полость, заполненную вибропоглощающим материалом, причем ширина полости лопасти и толщина заполняющего лопасть вибропоглощающего материала не превышают 5 мм.

2. Гребной винт по п.1, отличающийся тем, что комель для крепления лопасти к ступице состоит из двух частей со слоем вибропоглощающего материала между ними.

3. Гребной винт по пп.1, 2, отличающийся тем, что каждая из частей комля крепится к одной из плоскостей лопасти, например, с помощью сварки, а слой вибропоглощающего материала между частями комля совмещается со слоем вибропоглощающего материала в полости лопасти.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим силовым установкам водного транспорта. Способ повышения эффективности судовой электростанции заключается в том, что регулируют мощность судовой электростанции путем изменения числа подключенных к сборным шинам данных электромеханических источников электроэнергии.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движительно-двигательному устройству и может быть использовано в водном транспорте. Лодочный движитель содержит приводной двигатель, на выходном валу которого установлено кривошипное звено, совершающее вращательное движение вокруг оси выходного вала, на указанном кривошипном звене шарнирно установлен шатун, совершающий колебательные движения, на конце которого закреплено коромысло, шарнирно установленное в опоре и обеспечивающее его качение.

Изобретение относится к области воздухоплавания, в частности к конструкциям лопастных движителей. Воздушный винт включает центральную втулку, имеющую ось симметрии и выполненную с возможностью ее крепления на приводной вал силовой установки.

Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным винтам и лопастям для них, а также к способу установки гребных винтов на морские суда. Предложен гребной винт морского судна, который предназначен для преобразования крутящего момента двигателя в тяговое усилие при эксплуатации и представляет собой составной гребной винт (BUP), выполненный в виде расположенных по кругу лопастей.

Группа изобретений относится к области водно-реактивных двигателей и водометных движителей для речных и/или морских судов. Детонационный пульсирующий водно-реактивный двигатель (ДПВРД) включает в себя блок управления, корпус, входную клапанную решетку для впуска набегающего потока воды, электролизер «гремучего газа», электродные пластины которого установлены на изоляторах параллельно направлению набегающего потока воды, имеющего возможность свободного выхода из корпуса через конфузор и выходное сопло.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водоходным движителям, и может быть использовано в качестве движителя судна. Гребной винт содержит ступицу с лопастями петлевидной формы.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движительно-двигательному устройству. Подвесной лодочный мотор включает в себя двигатель, взаимодействующий с механизмом изменения скорости, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, связывающий механизм изменения скорости с приводом гребного винта, кронштейн, с одной стороны связанный с дейдвудом, а с другой - с подвижной плитой, которая выполнена с возможностью приведения в движение посредством связанного с ней механизмом изменения высоты подвесного мотора.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движительно-двигательному устройству, и может быть использовано в водном транспорте для оснащения маломерных плавучих средств легкого и среднего класса. Лодочный движитель с плавником содержит верхнюю и нижнюю опорные пластины, установленные на стойках.

Изобретение относится к индивидуальным плавучим средствам, а именно, к водным велосипедам, предназначенным для активного отдыха, туризма, спортивных соревнований и прогулок по поверхности водоемов. Водный степпер включает в себя педальную доску с эксцентриковым механизмом, парой подводных ласт и рулем.

Изобретение относится к судостроению и авиастроению, а именно к водным и воздушным судовым потоковым винтам. Винт потоковый представляет собой вал с закрепленными на нем не менее чем двумя лопастями, закрученными вокруг вала.

Изобретение раскрывает корпусной вспомогательный механизм для уменьшения осадки корпуса судна, содержащий направляющие перегородки с обеих сторон корпуса судна. Два края направляющих перегородок простираются за переднюю и заднюю оконечности корпуса судна.
Наверх