Универсальный комплект оборудования для установки средств связи на боевой машине реактивной системы залпового огня

Изобретение относится к военной технике, конкретно к устройствам установки средств связи на боевой машине реактивной системы залпового огня (БМ РСЗО), выполненной на базовом танковом шасси, и предназначено для организации системы связи по схеме разделения рабочих зон на шасси и поворотную платформу пусковой установки. Для обеспечения возможности коммутации сигналов и их перераспределения по цепям вращающегося контактного устройства в поворотную платформу комплект содержит блок сопряжения с интегрированной системой подключения, выполненный в усредненных габаритных размерах абонентского прибора средств связи механика-водителя, устанавливаемый на его штатное место и обеспечивающий его каналами внутренней связи, аварийных и предупредительных сигналов, кабели для подключения блока сопряжения к ВКУ и к системам аварийной сигнализации, комплект доработки кабеля шлемофона механика-водителя, при этом набор переходных кронштейнов и набор монтажных элементов выполнены с учетом заданного типа устанавливаемых средств связи. Обеспечивается возможность расширения номенклатуры устанавливаемых на БМ РСЗО средств связи без выполнения работ по доработке и демонтажу ее конструкции. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, конкретно, к устройствам установки средств связи на боевой машине реактивной системы залпового огня (БМ РСЗО), выполненной на базовом танковом шасси, и предназначена для организации системы связи по схеме разделения рабочих зон на шасси и поворотную платформу пусковой установке.

Известно танковое средство связи и устройство для его установки (RU, полезная модель по патенту №36139, F41Η 7/02, F04B 7/00, 2009).

Танковое средство связи содержит радиостанцию, антенное устройство, танковое переговорное устройство с аппаратами механика-водителя, наводчика и командира танка, коммутационную аппаратуру и кабельные связи. В качестве радиостанции использована штатная приемо-передающая одноканальная радиостанция семейства Р-173. Также может быть использована, выполненная на более современном уровне приемо-передающая двуканальная радиостанция Р-168-25УЕ-2. Радиостанция установлена в зоне рабочего места командира в съемном контейнере. Контейнер снабжен присоединительными электрическими разъемами как для подключения упомянутой радиостанции, так и для радиостанции дальней связи.

Устройство для установки средства связи содержит выполненные в корпусе и башне танка места закрепления штатных средств связи, набор съемных переходных кронштейнов, выполненных с возможностью закрепления элементов средств связи (переговорного устройства механика-водителя, аппарата связи танкового переговорного устройства командира, контейнера радиостанции) и набор крепежных элементов (винтов, болтов, шпилек и т.п.)

Технические решения по патенту №36139 могут быть использованы для установки средств связи на отечественных танках, преимущественно на танках семейства Т-80, и не могут быть применены на БМ РСЗО. Кроме того, конструкция устройства для установки средства связи не рассчитана для установки цифровых иностранных средств связи (вместо аналоговых отечественного производства).

В качестве прототипа выбран комплект оборудования для установки средств связи на боевой машине реактивной системы залпового огня, выполненной на шасси танка («Изделие 634Б. Боевая машина системы ТОС-1А. Техническое описание. Часть вторая», г. Омск, ОАО КБТМ, 2009, с. 1, 153-156).

Указанная боевая машина представляет собой пусковую установку, установленную на поворотной платформе на танковом шасси. Рабочие места командира и оператора-наводчика расположены в боевом отделении в поворотной платформе. В базовом шасси сохранены конструктивное исполнение и взаимное расположение узлов и механизмов силовой установки, трансмиссии танка, и размещено рабочее место механика-водителя.

Размещение средств связи в боевой машине выполнено аналогично компоновке средств связи танка.

В состав средств связи указанной боевой машине для осуществления внешней связи входит двухканальная приемопередающая УКВ радиостанция семейства Р-168 (Р-168-25УЕ-2), а в качестве внутренней связи использована аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСКУ) в следующей комплектации: абонентский прибор командира, абонентский прибор механика-наводчика и абонентский прибор механика-водителя. В связи с тем, что рабочие места командира и механика-наводчика и, соответственно их абонентские приборы размещены в поворотной платформе и перемещаются вместе с ней, передача радиосигналов внутренней связи между механиком-водителем и остальным экипажем осуществляется посредством вращающегося контактного устройство (ВКУ), обеспечивающего через слаботочную контактную систему радиосвязь механика-водителя с экипажем, независимо от положения поворотной платформы относительно шасси.

Комплект оборудования для установки средств связи содержит набор переходных кронштейнов для закрепления блоков средств внутренней связи, включающей абонентские приборы механика-водителя, командира и механика-наводчика, и внешней связи на штатных амортизационных панелях, соединительные кабели с быстроразъемными соединителями, включающие кабель подключения к ВКУ, кабель для электрической связи абонентских блоков внутренней связи с системой коллективной защиты от радиационного заражения, системой пожаротушения и системой аварийной сигнализации шасси и кабель для подключения аппаратуры средств связи к бортовой сети электропитания, антенну и комплект монтажных элементов.

К выявленным недостаткам указанного комплекта относится:

- не соответствует требованиям унификации, т.к. при поставке боевых машин, в том числе на экспорт, состав средств связи, архитектура построения радиопередающих сетей, порядок применения комплексов связи и другие технические требования определяются заказчиком, а при использовании указанного комплекта эти требования не всегда могут быть выполнены, особенно при установке средств связи иностранного производства, требующих для их установки и размещения в ограниченных объемах боевого отделения организации новых установочных мест;

- при установке цифровых иностранных средств связи (вместо аналоговых отечественного производства) на уже собранной и полностью сданной заказчику машине отсутствует возможность обеспечения механика-водителя каналом внутренней связи и каналом аварийных сигналов через ВКУ, конструкция которого не рассчитана для передачи цифровой информации. В связи с чем необходимы конструкторские доработки по обеспечению каналов цифровой связи;

- при экспорте боевой машины не всегда обеспечена возможность проведения на территории России объективного макетирования абонентских приборов средств связи, предлагаемых инозаказчиком, и подгонка «по месту» их установочных мест (в частности приварок) и переходных кронштейнов;

- кроме того, при экспортной поставке сборка боевой машины и проведение приемо-сдаточных испытаний осуществляется в России, а монтаж блоков и кабелей средств связи иностранного производства проводится на территории инозаказчика. Такая схема оснащения приводит к необходимости дополнительных мероприятий по демонтажу боевой машины, а именно к демонтажу поворотной платформы пусковой установки для обеспечения доступа к ВКУ, а затем к повторной сборке и проведению повторных испытаний.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности расширения номенклатуры устанавливаемых на БМ РСЗО средств связи без выполнения работ по доработке и демонтажу ее конструкции.

Технический результат достигается тем, что в универсальном комплекте оборудования для установки средств связи на БМ РСЗО, содержащем набор переходных кронштейнов для закрепления на штатных местах средств внутренней связи механика-водителя, командира, оператора-наводчика и аппаратуры внешней радиосвязи, соединительные кабели с быстроразъемными элементами, включающие кабель подключения к вращающемуся контактному устройству (ВКУ), обеспечивающему электрическую связь и радиосвязь шасси с вращающейся поворотной платформой, кабель для электрической связи аппаратуры внутренней связи с системой коллективной защиты от радиационного заражения, системой пожаротушения и системой аварийной сигнализации шасси боевой машины, кабель для подключения абонентских приборов средств внутренней связи к бортовой сети энергоснабжения и кабель шлемофона механика-водителя, антенну и набор монтажных элементов, согласно изобретения, для обеспечения возможности коммутации сигналов и их перераспределения по цепям ВКУ в поворотную платформу комплект содержит блок сопряжения с интегрированной системой подключения, выполненный в усредненных габаритных размерах абонентского прибора средств связи механика-водителя, устанавливаемый на его штатное место и обеспечивающий его каналами внутренней связи, аварийных и предупредительных сигналов, кабели для подключения блока сопряжения к ВКУ и к системам аварийной сигнализации, комплект доработки кабеля шлемофона механика-водителя, при этом набор переходных кронштейнов и набор монтажных элементов выполнены с учетом заданного типа устанавливаемых средств связи.

При этом универсальный комплект оборудования для установки средств связи на БМ РСЗО содержит защитный кожух разъемов радиостанции.

При этом блок сопряжения выполнен в пыле и влагозащитном корпусе, на котором размещены герметичные разъемы.

При этом, комплект для доработки кабеля шлемофона механика-водителя содержит два соединительных разъема для подключения одной части к ВКУ, а второй части - к блоку сопряжения, и элементы для обеспечения возможности изготовления двух кабельных узлов в соответствии нормативными документами на кабельную продукцию;

Анализ отличительных признаков показал:

- наличие в универсальном комплекте оборудования для установки средств связи блока сопряжения с интегрированной системой подключения, обеспечивающего возможность коммутации сигналов и их перераспределения по цепям ВКУ в поворотную платформу БМ РСЗО, позволяет без дополнительных монтажных и демонтажных работ (не требуется организация новых установочных мест, требующих приварок, сверлений и т.п.и выполнения работ по демонтажу конструкций) провести подключение различных типов средств связи как цифровых иностранного производства, так и технологических средств связи отечественного производства, т.к. современная аппаратура средств связи, в том числе иностранного производства, выполняется в соответствии со стандартами для военной техники, и в условиях высокого уровня стандартизации и взаимозаменяемости, выпускаемая современная аппаратура связи для бронированной техники имеет схожие габаритные размеры, размеры крепежных отверстий, а также схожий количественный состав. Указанные технологические средств связи временно устанавливают при изготовлении и проведении испытаний качества БМ РСЗО. Кроме того, наличие блока сопряжения позволяет при установке цифровых средств связи обеспечить механика-водителя каналом внутренней связи и каналом аварийных и предупредительных сигналов. Это возможно потому, что количество цепей, передаваемых в шлемофон механика-водителя в иностранных средствах связи аналогично отечественным и по электрическим цепям передаются аналоговые сигналы, что позволяет передавать эти сигналы через ВКУ. Таким образом, наличие блока сопряжения с интегрированной системой подключения обеспечивает возможность расширения номенклатуры устанавливаемых средств связи без выполнения работ по доработке и демонтажу конструкций БМ РСЗО.

- выполнение блока сопряжения в усредненных габаритных размерах абонентского' блока механика-водителя средств внутренней связи и размещение на его штатное место позволяет в условиях плотной компоновки отделения управления оставить без изменения компоновочные решения и обеспечить эргономические требования к рабочему месту механика-водителя;

- наличие в заявляемом комплекте кабелей для подключения блока сопряжения к ВКУ и к системам аварийной сигнализации обеспечивает реализацию функционального назначения блока сопряжения;

- наличие комплекта для доработки кабеля шлемофона механика-водителя необходимо для разделения указанного кабеля на две части с целью подключения одной части к ВКУ, а второй части - к блоку сопряжения. Необходимость доработки кабеля шлемофона механика-водителя обусловлена недоступностью разъемов, применяемых по военному стандарту связи иностранного производства и реализует возможность передачи через ВКУ аналогово сигнала, подаваемого на шлемофон;

- выполнение набора переходных кронштейнов и монтажных элементов с учетом заданного типа устанавливаемых средств связи позволяет использовать заявляемый комплект оборудования для установки практически всех типов средств связи, путем возможности корректирования их конструктивных различий за счет изменения формы и размеров;

- наличие защитного кожуха разъемов радиостанции обеспечивает в стесненных условиях компоновки ВГМ защиту разъемов радиостанции, обращенных к оператору-наводчику, кроме того, при этом обеспечивается защита оператора-наводчика от статического электричества, накапливаемого на его одежде;

- выполнение блока сопряжения в пыле- и влагозащитном корпусе с применением в конструкции герметичных и уплотнительных прокладок обеспечивает работоспособность и надежность блока в различных климатических условиях применения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где показано:

на фиг. 1 - БМ РСЗО с размещенным на нем универсальным комплектом оборудования для установки средств связи;

на фиг. 2 - то же, что на фиг. 1, вид сверху (пусковая установка не показана);

на фиг. 3 - блок сопряжения;

на фиг. 4 - то же, что на фиг. 3, вид сверху;

на фиг. 5 - комплект для доработки кабеля шлемофона механика-водителя.

Заявляемый универсальный комплект оборудования предназначен для установки на БМ 1 РСЗО средств связи (фиг. 1). Устанавливаемые средства связи включают аппаратуру внешней связи и аппаратуру внутренней связи. Организация обмена речевой информацией, аварийными и предупредительными сигналами осуществляется через ВКУ 2.

Универсальный комплект содержит набор переходных кронштейнов (на фиг. не показано) для установки на штатных местах радиостанции 3 внешней связи (фиг. 1, 2), абонентского прибора 4 внутренней связи командира, абонентского прибора 5 внутренней связи оператора-наводчика, кронштейн 6 абонентского прибора 7 внутренней связи механика-водителя, блок 8 сопряжения, соединительные кабели с быстроразъемными элементами: кабель 9 для электрической связи аппаратуры внутренней связи с системами аварийной сигнализации шасси БМ 1; кабель 10 для подключения радиостанции 3 и абонентских приборов 4, 5, 7 внутренней связи к бортовой сети энергоснабжения; кабель 11 для подключения блока 8 сопряжения к ВКУ 2 и электрической связи аппаратуры внутренней связи с системой коллективной защиты от радиационного заражения и системой пожаротушения. В состав комплекта также входят комплект доработки кабеля шлемофона механика-водителя, защитный кожух 12 разъемов радиостанции и антенну 13 радиостанции с переходным устройством (на фиг. не показано).

Блок 8 (фиг. 3) сопряжения представляет собой средство коммутации сигналов и перераспределения их по цепям ВКУ 2 в поворотную платформу 14 БМ 1 РСЗО и предназначен для обеспечения возможности подключения как иностранных средств связи, так и технологических средств связи отечественного производства, без демонтажа кабелей и жгутов на собранной и полностью сданной заказчику машине.

Блок 8 сопряжения выполнен быстро устанавливаемым в усредненных габаритных размерах абонентского прибора средств внутренней связи механика-водителя и устанавливается на его штатное место с обеспечением механика-водителя каналами внутренней связи, аварийных и предупредительных сигналов. Блок 8 посредством кабеля 11 подключается к ВКУ 2 и к системе коллективной защиты от радиационного заражения и системе пожаротушения, посредством кабеля 9 - системе аварийной сигнализации шасси БМ 1.

Блок 8 выполнен в пыле-влагозащищенном исполнении (фиг. 3, 4). Сварной корпус 15 соединяется с основанием 16 блока с использованием герметизирующей прокладки 17. В конструкции блока 8 использованы герметичные разъемы 18, установленные с уплотнительными прокладками 19. Блок 8 устанавливается на штатное место прибора внутренней связи механика-водителя через блочные амортизаторы 20. Электрическое соединение блока 8 с корпусом БМ 1 выполняет перемычка заземления 21. В корпусе блока размещены электрические связи, выполненные проводниками 22, по интегрированной системой подключения. Применение в конструкции блока 8 герметичных разъемов 18, герметизирующей прокладки 17 и уплотнительных прокладок 19 обеспечивает работоспособность и надежность блока в различных климатических условиях применения.

Комплект доработки кабеля шлемофона механика-водителя (фиг. 5) содержит два соединительных разъема 23 и элементы для возможности изготовления двух кабельных узлов (на фиг. не показано), кабеля 24 подключения абонентского прибора 7 внутренней связи механика-водителя к ВКУ 2 и кабеля 25 подключения шлемофона (на фиг. не показано) механика-водителя к блоку 8 сопряжения, в соответствии нормативными документами на кабельную продукцию.

При изготовлении БМ 1 РСЗО и проведении монтажа электрооборудования в корпусе базового шасси блок 8 сопряжения крепят к крыше шасси позади сиденья механика-водителя. Затем подключают кабели 9, 11, устанавливаются кронштейны абонентских приборов внутренней связи 4, 5, 7, переходное устройство антенны 13 радиостанции устанавливается на штатное место антенного ввода. Производится полная сборка БМ 1. Кабель 10 подключения радиостанции 3 и абонентских приборов 4, 5, 7 к бортовой сети энергоснабжения, защитный кожух 12 разъемов радиостанции устанавливаются на БМ 1 в хозяйстве заказчика совместно с комплектом средств связи иностранного производства.

При подготовке машины к испытаниям (предварительным и приемосдаточным) временно устанавливается комплект технологических средств связи и к блоку 8 сопряжения подключается технологический кабель, для обеспечения внутренней и внешней связи во время проведения испытаний. После проведения испытаний технологический комплект демонтируется, и изделие отгружается заказчику с универсальный комплект оборудования для установки средств связи.

Установка на БМ 1 средств связи осуществляется на территории заказчика, в том числе и на территории инозаказчика.

Производится установка абонентских приборов 4, 5, 7, радиостанции 3, подключение к бортовой сети энергоснабжения. Абонентский прибор 7 механика водителя подключается к ВКУ 2 кабелем 24, изготовленным в хозяйстве заказчика из кабеля шлемофона механика-водителя с применением комплекта доработки кабеля шлемофона механика-водителя. Устанавливаются кабельные узлы и соединения из состава средств связи иностранного производства. Шлемофон механика водителя подключается к блоку 8 сопряжения кабелем 25 изготовленным в хозяйстве заказчика. Шлемофоны командира и оператора-наводчика подключаются к соответствующим абонентским приборам 4, 5 в соответствии с нормативно технической документацией на иностранные средства связи иностранного производства. Для защиты разъемов радиостанции устанавливается защитный кожух 12.

Одновременно дорабатывается кабель шлемофона механика-водителя устанавливаемых иностранных средств связи: кабель делится на две части 26 и 27, к обоим частям кабеля монтируются соединительные разъемы 23 отечественного производства, часть 26 кабеля используется для изготовления кабеля 24 подключения абонентского прибора механика-водителя к ВКУ 2 со стороны поворотной платформы, часть 27 кабеля используют для изготовления кабеля 25 подключения к блоку 8 сопряжения шлемофона механика-водителя.

Таким образом, техническими решениями, предложенными в изобретении, достигнут технический результат по обеспечение возможности расширения номенклатуры устанавливаемых на БМ РСЗО средств связи без выполнения работ по доработке и демонтажу ее конструкции.

Заявляемое изобретение может быть использована также при изготовлении или модернизации и других отечественных образцов военно-гусеничных машин, выполненных на базе танкового шасси, при выполнении работ по организации системы связи по схеме разделения рабочих зон на шасси и верхнюю поворотную часть, например, опорно-поворотное устройство башни танков типа Т-80, Т-90, а также танков иностранного производства.

1. Универсальный комплект оборудования для установки средств связи на боевой машине реактивной системы залпового огня, содержащий набор переходных кронштейнов для закрепления на штатных местах средств внутренней связи механика-водителя, командира, оператора-наводчика и аппаратуры внешней радиосвязи, соединительные кабели с быстроразъемными элементами, включающие кабель подключения к вращающемуся контактному устройству (ВКУ), обеспечивающему электрическую связь и радиосвязь шасси с вращающейся поворотной платформой, кабель для электрической связи аппаратуры внутренней связи с системой коллективной защиты от радиационного заражения, системой пожаротушения и системой аварийной сигнализации шасси боевой машины, кабель для подключения абонентских приборов средств внутренней связи к бортовой сети энергоснабжения и кабель шлемофона механика-водителя, антенну и набор монтажных элементов, отличающийся тем, что для обеспечения возможности коммутации сигналов и их перераспределения по цепям ВКУ в поворотную платформу комплект содержит блок сопряжения с интегрированной системой подключения, выполненный в усредненных габаритных размерах абонентского прибора средств связи механика-водителя, устанавливаемый на его штатное место и обеспечивающий при этом его каналами внутренней связи, аварийных и предупредительных сигналов, кабели для подключения блока сопряжения к ВКУ и к системам аварийной сигнализации, комплект доработки кабеля шлемофона механика-водителя и защитный кожух разъемов радиостанции, при этом набор переходных кронштейнов и набор монтажных элементов выполнены с учетом заданного типа устанавливаемых средств связи.

2. Универсальный комплект оборудования по п. 1, отличающийся тем, содержит защитный кожух разъемов радиостанции.

3. Универсальный комплект оборудования по п. 1, отличающийся тем, что блок сопряжения выполнен в быстро устанавливаемом пыле- и влагозащитном корпусе, на котором размещены герметичные разъемы.

4. Универсальный комплект оборудования по п. 1, отличающийся тем, что комплект для доработки кабеля шлемофона механика-водителя содержит два соединительных разъема для подключения одной части к ВКУ, а второй части - к блоку сопряжения, и элементы для возможности изготовления двух кабельных узлов в соответствии нормативными документами на кабельную продукцию.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для решения проблем частотной адаптации систем загоризонтной радиолокации (ЗГРЛ) к нестационарности ионосферы при ионосферно-пространственном распространении радиоволн (ИПРРВ). Техническим результатом является создание способа оперативного определения текущих значений оптимальной рабочей частоты (ОРЧ) при нестационарном в общем по условиям функционирования случае ионосферно-пространственном распространении радиоволн инвариантно к географии, сезонно-суточным-солнечным циклам гелиогеофизических условий ионосферы, её динамике и стохастичности.

Изобретение относится к радиоприемной аппаратуре. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости приема факсимильной информации в условиях интенсивных флуктуационных помех при неизменных энергетических и частотно-временных ресурсах радиоканала связи.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Технический результат заключается в возможности определения терминалом состояния указания конфигурации передачи (состояние TCI) сигнала апериодической информации о состоянии канала (AP-CSI-RS) за счет того, что пользовательский терминал определяет, при соблюдении условий (1) и (2), предполагаемое квазисовмещение (QCL) АР-CSI-RS на основе набора ресурсов управления (набора CORESET), соответствующего наинизшему идентификатору набора CORESET в последнем слоте, в котором отслеживают один или несколько наборов CORESET, и принимает сигнал AP-CSI-RS путем использования предполагаемого QCL.

Изобретение относится к области связи, в частности к радиотехническим беспроводным коммуникационным системам, а более конкретно к способам обработки сигналов в адаптивных антенных решетках (АР). Способ адаптации антенной решетки градиентной процедурой с переменным шагом состоит в том, что определенным образом выбирают начальные условия для градиентной процедуры в виде нулевых значений весового вектора и единичной мгновенной оценки матрицы входных сигналов, в последующем итерационно вычисляют значение выходного сигнала, сигнала ошибки, коэффициента усиления линейного рекуррентного фильтра.

Изобретение относится к области техники связи. Технический результат изобретения заключается в возможности обеспечить высокую долю успешных попыток произвольного доступа в процессе хэндовера к соте.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Технический результат заключается в повышении коэффициента использования ресурсов восходящей линии связи.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в системах спутниковой связи. Технический результат состоит в обеспечении работы CDMA в квазисинхронных условиях в каналах с ретрансляционным узлом и без ретрансляционного узла.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в спутниковых системах связи. Технический результат состоит в унифицировании влияния изменения расстояния и доплеровского сдвига частоты наземных станций системы спутниковой связи во всей сети и повышении точности квазисинхронизации между тактовой частотой всей сети и тактовой частотой спутника.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Техническим результатом является быстрое и точное получение эфемеридной информации спутника, который предоставляет услугу для оконечного устройства, что реализует режим двойного подключения оконечного устройства к сотовой сети и сети спутниковой связи, и обеспечение точности и устойчивости режима доступа с двойным подключением.

Изобретение относится к области беспроводной связи. Техническими результатами являются снижение риска возникновения проблемы большой задержки передачи и, как следствие, повышение эффективности передачи по восходящей и/или нисходящей линиям, а также повышение общего показателя эффективного использования антенной панели в терминале и повышение степени выравнивания нагрузки антенной панели.

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к системам наведения, стабилизации и управления вооружением боевых машин типа БМП, БМД, танков, БТР, БРДМ и т.п., работающих с комплексом управления вооружением этих объектов. Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе повышения эксплуатационных характеристик системы наведения, стабилизации и управления вооружением, расширение возможности ее применения и диагностики, а также повышение безопасности экипажа.
Наверх